Массовое сознание

Массовое сознание в философии Фридриха Ницше

Одной из глобальных проблем философии с давних времен считается проблема массового сознания. Согласно словам немецкого мыслителя Фридриха Вильгельма Ницше, когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой. Говоря о таком понятии, как «масса», имеются в виду не группы и объединения.

Объединение являются частью общества, имеющей системы, признанные нормы, культуру и идеалы, и занимает значимое место в истории. Масса, в свою очередь, не считается частью общества. Для нее не характерны такие понятия, как организация и структурирование, она не имеет культурной ценности, ее образ поведения и самовыражения в корне отличается и определенных человеческих групп, объединений и классов.

В движении массы личность человека пропадает, и каждая ячейка, образующая массу, принимает одно направление и цель. Для такой совокупности людей, как масса, свойственна коллективная душа, но, конечно, она имеет временный характер. Человек, пробыв определенный отрезок времени, среди массы или толпы, находясь под воздействием токов, которые исходят от этой массы, или под каким-либо другим влияниям — неизвестно, оказывается в таком состоянии, которое начинает напоминать состояние загипнотизированного человека.

Человек, находясь под влиянием массы, приобретает сознание огромной силы, и это сознание дает ему подчиняться таким инстинктам, каким бы он ни за что не поддался в одиночестве. В массе же он не пытается скрыть и заглушить данные инстинкты, так как он перестает нести за них ответственность, которое всегда сдерживало его. Такая ответственность у многих индивидов пропадает в толпе.

В массе наблюдаются такие проблемы, как отгораживание от правды и принятие ее в своей, вымышленной форме, которая не соответствует действительности, а также отрицание очевидных вещей, которые не нравятся массе и не устраивают ее. Каждый индивид, входящий в состав массы, очень склонен к внушению и теряет способность принимать решения в одиночку и самостоятельно, основываясь на интересах толпы, а не собственных.

Массовое сознание является видом общественного сознания и самой примитивной, рациональной формой его существования.

Это особенный, специфический вид, который характерен многим неструктурированным личностям. Массовое сознание — это совпадение в какой-то момент базовых и самых важных компонентов сознания многих различных «классических» групп общества.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании отображены знания, понятия, общественные нормы и образцы поведения, значения, которые разделены образующейся по различным обстоятельствам совокупностью индивидов, т. – массой. Οʜᴎ вырабатываются при контакте и общении людей друг с другом и общего восприятия ими социально-политической информации (например, в процессе политического митинга). Согласно этому, массовое сознание помимо групповой типичности всех образующих его компонентой, имеет еще и общесоциальную типичность. Также массовое сознание отличает их общесоциальное признание, санкционированность какой-либо довольно массовой группой.

В массовом сознании определяют два уровня:

  • первичный, эмоционально-действенный
  • вторичный, рациональный.

В основе массового сознания, как правило, лежит яркое эмоциональное переживание какой-либо социальной проблемы, которая вызывает массовую озабоченность (война, революция, масштабный экономический кризис и др.

Высокий уровень переживания трудностей проявляется, как системообразующий аспект массового сознания, в сильных эмоциях заменяя собой все привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно требует незамедлительных действий, поэтому определяется как эмоционально-чувственное ядро массового сознания.

Массовое сознание в философии Хосе Отрег-и-Гассета

Рассмотрим взгляды испанского философа и социолога Хосе Ортега-и-Гассета на массовое сознание и его особенности. Он называет массой тех, кто плывет по течению, не имея ориентиров. Поэтому объект массы не понимает, даже если возможности и силы его безграничны. По его словам, отличительная черта заключается в том, что заурядные люди, не обманываясь по поводу собственной заурядности, без страха заявляют о своем право на нее, и навязывают ее абсолютно всем.

Раньше мир был объединением массы и самостоятельных меньшинств. Нравственные, умственные и эстетические качества переживаются обществом в процессе деятельности и общении и называются высшими чувствами, потому что в них заключается богатство эмоциональных отношений человека к реальности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфический человеческий характер. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др. ), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности.

Массовое сознание с научной точки зрения

Главными свойствами массового сознания являются:

  • эмоциональность
  • заразительность
  • мозаичность
  • подвижность
  • изменчивость.

В научной литературе все еще нет больших работ, в которых рассматривалась бы психология именно массового сознания. Из существующих в настоящее время взглядов можно выявить базовых варианта. Рассмотрим каждое по отдельности.

Первый вариант массового сознания — это форма социального сознания, которая активно проявляется в бурные, оживленные периоды формирования общества, когда у него, как правило, нет заинтересованности в научных исследованиях. А в обычные периоды оно функционирует совершенно неприметно. При этом оно может единовременно обладать различными составляющими многих видов сознания.

Примером его может послужить сознание групп социально-профессионального характера, которые составляют социальную структуру общества. Порой оно включает в себя и какие-то другие виды сознания, которые характерны для многих людей, которые объединены в различные группы, но не имеют отчетливо группового характера. Как правило, это обычное сознание, которое не имеет четкой социальной специфики. Исходя из представленной точки зрения, проявления массового сознания имеют в большей степени случайный характер и выступают в качестве симптомов временного, незначительного стихийного варианта развития.

Второй вариант массового сознания считается довольно-таки самостоятельным феноменом. Тогда это сознание абсолютно определенной массы, которое стоит в обществе в одном ряду с сознанием классических групп. Появляется оно в виде отблеска, переживаний и понимания различных обстоятельств, общих для членов определенных социальных групп, которые оказались в похожих жизненных ситуациях. В данной логике массовое сознание – это более глубокое образование, отражающее реальность «первичного порядка», только потом обретающее нужные психологические признаки общественной определенности.

Необычными примерами развития массового сознания еще можно назвать воздействие средств массовой информации и их пропаганды. Особым явлением такого воздействия является массовая мода, которая может за маленький период охватить общество. Также примером может послужить психология религии.

В целом, можно сделать вывод, что основными и доминирующими факторами массового сознания являются мысли, чувства, переживания и тревоги людей, которые вызваны различными социальными явлениями.

Оцените статью
Добавить комментарий