Мартин селигман

Что такое счастье по Мартину Селигману?

Чтобы быть счастливым, нужно гораздо больше, чем просто удовлетворение жизнью. Создав теорию благополучия, Мартин Селигман переосмыслил свой постулат, продемонстрировав, что счастье — это больше вопрос благополучия. Но автор также утверждает, что хорошее самочувствие выходит за рамки улыбки и хорошего самочувствия.

Селигман объяснил, что необходимо изменить представление о том, что счастье — это много улыбаться и всегда быть счастливым. Автор уверяет, что люди стремятся иметь гораздо больше, и что счастье не означает всегда чувствовать себя хорошо.

Психология и особенно Мартин Селигман пытались найти ответ на вопрос, в чем разница между счастливым человеком и тем, кто не счастлив.

После многих лет исследований и экспериментов известный психолог и автор ясно дал понять. Счастье не имеет ничего общего с отношениями, деньгами или роскошью, не говоря уже о «идеальном» образе тела. Счастье — это благополучие, а благополучие обеспечивается пятью столпами, составляющими PERMA.

Начало Селигмана в области психологии

Селигман начал свою карьеру психологом в Принстонском университете. В 1964 году он закончил Summa Cum Laude и на последнем курсе получил несколько предложений продолжить обучение в этой области. Двумя из этих вариантов было изучение аналитической психологии в Оксфордском университете или экспериментальной психологии животных в Пенсильванском университете. Селигман выбрал второй вариант и в 1967 году получил докторскую степень по психологии.

За годы учебы Мартин Селигман был вдохновлен работой одного из своих профессоров, Арона Т. Бека, который был выдающимся специалистом в области когнитивной терапии и экспертом в ее применении для лечения депрессии. Работа Бека основана на идее о том, что негативные мысли людей являются причиной их депрессивных состояний.

Селигман решил поработать и над этим постулатом, поэтому разработал свою знаменитую теорию. «Приученная беспомощность» (выученная беспомощность). С его помощью он также создал экспериментальную модель лечения депрессии, которая заключалась в противодействии негативным мыслям с помощью навыков обсуждения.

Идея этой работы Селигмана заключалась в том, чтобы научить людей объяснять или рационализировать то, что с ними произошло, в положительном, а не отрицательном смысле, чтобы преодолеть депрессию.

С помощью этой теории Селигман также смог создать и протестировать новые техники и когнитивные упражнения, которые показали, что, противодействуя негативным мыслям, можно улучшить и даже предотвратить депрессивные состояния.

Но, хотя его модель вмешательства стала эталоном в области психологии, в 1990 году Селигман перевернул свой рабочий подход с ног на голову. Психолог прошел путь от специалиста по депрессии до эксперта по оптимизму и счастью.

На конференции WBECS (The World’s Leading Learning Platform

For Business & Executive Coaches) прошла дискуссия с Мартином Селигманом — знаменитым американским психологом, одним из основоположников позитивной психологии.

Мартин Селигман несколько десятилетий изучал, как люди справляются с трудностями, и установил, что больше всего восстановлению после травматических событий мешают так называемые три «П»:

— персонализация — убежденность в том, что виноваты мы сами;

— повсеместность — убежденность в том, что событие будет влиять на все области нашей жизни, и

— постоянство — убежденность в том, что последствия события будут ощущаться всегда.

Люди восстанавливаются быстрее, если понимают, что в произошедшем нет их вины, что оно не может повлиять на все аспекты их жизни и не будет преследовать их везде и всегда.

Осознание этого снижает вероятность возникновения депрессии и помогает пережить трудности.

Я читал про выученную беспомощность в книге Мартина Селигмана. И сейчас, во время пандемии Cowid-19 это является одним из вызовов — переучиваться и выползать из этой приобретённой беспомощности.

Из состояния, в котором люди перестают предпринимать попытки его улучшить, так как несколько раз столкнулись с неудачами.

Впервые тему выученной беспомощности начал изучать Мартин Селигман в 1967 году.

Мартин Селигман сказал, что одно из преимуществ 50-летней работы в науке — это возможность обнаружить то, что вы были неправы.

И Мартин сказал:

Мы были неправы — беспомощность, это состояние, свойственное млекопитающим по умолчанию.

Мы рождаемся и вырастаем с этой беспомощностью.

А то, чему мы можем научиться — это выученный оптимизм.

Мы можем научиться:

— Воспринимать неудачи, как что-то временное, а не постоянное («сейчас тяжёлое время, но потом станет лучше» вместо «я больше никогда не буду счастлив»)

Воспринимать неудачи, как единичный случай, а не личную характеристику («у меня не получилось в этот раз» вместо «я неудачник»)

— Осознавать то, что мы можем контролировать и на что можем влиять.

И для меня это хорошие новости. Если появляется ощущение беспомощности, значит стоит начать учиться оптимизму и это то, что мы можем контролировать.

Мартин много говорил о счастье, рассказывал об идее сознательного оптимизма, и о том, как это влияет на well-being.

Одним из основных отличий пессимистично настроенных людей от оптимистично настроенных является то, что первые считают, что проблемы носят постоянный характер, а вторые — что временный. Например, первые считают, «ситуацию не исправить”, а вторые — “ситуацию не исправить, если ничего не делать”

То есть, плохо не то, что плохо, а то, что это продолжается и носит устойчивый характер. Устойчивость может проявляться и в наделении людей различными качествами. Сравните, например, “мой начальник — козел” (пессимистично) и “мой начальник сегодня в плохом настроении” (более оптимистично) — в этом примере неприятности воспринимаются как временное явление.

Универсальность добавляет пессимизма, специфичность — оптимизма. Установка “я ни с чем не справляюсь” не оставляет выбора, тогда как “я не справляюсь с ЭТОЙ работой” предполагает наличие возможного решения. Как говорится, realistic argument vs catastrophic thought (трезвый взгляд против панических мыслей)

Я думаю, вы понимаете, что оптимистично настроенным в жизни в целом попроще. И на работе они достигают лучших результатов (тут, правда, есть одно исключение — юристы — именно пессимизм позволяет им эффективно работать, согласно Мартину), и со здоровьем, и в личном плане все как-то получше.

Мартин Селигман предлагает термин “выученный оптимизм” (learned optimism) как бы намекая, что этому можно научиться.

И действительно, мы способны влиять на свое мышление, а через него — на поведение и наоборот.

Виды счастливой жизни

Помимо публикаций, Мартин Селигман в последние годы посвятил себя чтению лекций о новой эре позитивной психологии. Психолог выделил три типа счастливой жизни, а это означает, что не существует единой модели для достижения желаемого счастья.

Первое — это приятная жизнь. Это жизнь, в которой у человека есть все положительные эмоции, которые только можно испытать, но в дополнение к этому у него также есть навыки, чтобы их усилить.

Второй — это жизнь, посвященная обязательствам. Это жизнь, в которой, помимо прочего, важнее всего любовь, воспитание детей, работа, свободное время.

И, наконец, третье, осмысленная жизнь, то есть жизнь, в которой каждый человек знает свои сильные стороны и также использует их во благо.

Теория благосостояния

Сегодня Селигман изменил свою теорию. В его книге Процветать, опубликованном в 2011 году, автор утверждает, что ненавидит слово «счастье», поскольку его чрезмерное употребление в современном мире сделало его бессмысленным, по его мнению. Автор уверяет, что счастье нельзя определить удовлетворением жизнью. По этой причине он переформулировал свой подход, создав Теорию благополучия.

Согласно Селигману, благополучие — это более законченная конструкция, которая может намного лучше определить цель человека. Согласно этой теории, когда речь идет о благополучии, а не о счастье, его можно измерить с помощью положительных эмоций, обязательств, положительных отношений, смысла или цели и достижений.

Теория настоящего счастья

В 2002 году Мартин Селигман разработал теорию подлинного счастья. В области позитивной психологии автор уже обратил внимание на сильные стороны человека, чтобы выделить все, что позволяет людям учиться, получать удовольствие, быть счастливыми и оптимистичными.

Основываясь на своей работе, Селигман создал эту теорию счастья, в которой утверждал, что его можно не только достичь, но и культивировать, используя те характеристики, которыми он обладает. В теории подлинного счастья темой было счастье, и обсуждалось, как счастье измеряется удовлетворенностью жизнью.

Селигман утверждал, что решение для людей достичь счастья — увеличить их удовлетворенность жизнью. В то время Селигман был согласен с теорией Аристотеля, которая гласила, что все, что делается, делается с целью поиска счастья.

В этой теории Селигман считал, что этот термин можно разделить на три элемента: «Позитивные эмоции», которые представляют собой положительные эмоции, которые способствуют приятной жизни; Вовлеченность, то есть стремление к приятному занятию; и значение, то есть значение или цель, которую мы придаем тому, что мы делаем.

Теория истинного счастья пытается объяснить счастье как результат удовлетворения в жизни. Это означает, что тот, у кого больше всего положительных эмоций и смысла в жизни, будет самым счастливым. По этой причине предлагается, чтобы максимальная цель человека заключалась в том, чтобы повысить свое удовлетворение жизнью, чтобы быть счастливым.

Пионер позитивной психологии

В 2000 году Мартин Селигман основал направление позитивной психологии. С тех пор он строит свою карьеру на изучении положительных эмоций, таких как счастье, надежда, сила характера и оптимизм.

Селигман решил изменить подход к психотерапии и заверил своих коллег, что решение состоит не только в том, чтобы исправить то, что было сломано, но и в том, чтобы взрастить положительные моменты, которые есть у каждого человека.

Согласно определению, данному Селигманом в 1999 году, позитивная психология — это научное исследование положительного опыта. Но также и других аспектов, таких как индивидуальные положительные факторы или разработка программ по улучшению качества жизни людей.

Можно сказать, что это дисциплина психологии, которая утверждает, что эмоциональное здоровье — это гораздо больше, чем отсутствие болезней. Он фокусируется на положительных качествах и на том, как их можно развить, чтобы человек мог жить более удовлетворяющей жизнью и преодолевать или предотвращать патологии.

Советы Селингмана, чтобы быть счастливым

Описывая эти три типа жизни, Селигман говорит, что один не лучше другого и что речь идет только о трех разных «счастливых жизнях». Каждый может быть счастлив в решении своих собственных приоритетов. Тем не менее, на протяжении всего своего времени в качестве оратора автор также делился некоторыми идеями о том, как можно добиться гораздо более позитивной жизни.

Мартин Селигман рекомендует создать прекрасный день и наслаждаться им. В нем также подчеркивается важность благодарности тем, кто внес свой жизненный урок, и тем, кто сотрудничал в построении полноценной жизни.

Кроме того, автор подтверждает, что ключ к благополучию — это обладание собственными сильными сторонами, и это достигается за счет выполнения действий, в которых врожденные способности каждого человека воплощаются в жизнь.

Благодаря многочисленным открытиям в области позитивной психологии и неустанной работе Мартина Селигмана в этой области, эта область приобретает все больше и больше последователей.

Хотя депрессия, одна из проблем, которую пытается решить позитивная психология, сегодня затрагивает около 350 миллионов человек в мире, преимущество состоит в том, что существуют психологические инструменты и методики, которые помогут в этой битве.

Работает с Кристофером Петерсоном

Вступив в область позитивной психологии, Селигман вместе с клиническим психологом Кристофером Петерсоном работал над созданием Справочник сильных сторон и добродетелей характера или то, что они называли аналогом Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам.

Целью авторов было создать руководство, которое вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что могло пойти не так, было сосредоточено на том, что могло пойти правильно. В своих исследованиях многих, многих культур, их различных философий и религий им удалось составить список наиболее ценных добродетелей со времен древнего Китая и Индии, Греции и Рима до самых современных западных культур.

Этот список включал шесть элементов: мудрость / знание, храбрость, человечность, справедливость, умеренность и превосходство. Каждую из этих категорий можно разделить еще на три или пять элементов.

Человечество, например, включает любовь, доброту и социальный интеллект, в то время как смелость включает храбрость, настойчивость, целостность и жизнеспособность. Более того, авторы не считали, что существует какая-либо иерархия, поскольку ни одна из них не была важнее другой.

Пять элементов, объясняющих благополучие

Эта классификация известна как PERMA, согласно ее аббревиатуре на английском языке:

  • Позитивные эмоции (положительные эмоции): положительные эмоции по-прежнему являются основополагающими для целей человека. Но в этом случае удовлетворение жизнью и счастье больше не являются фокусом позитивной психологии, а становятся элементами благополучия, новым подходом к позитивной психологии.
  • обязательство (приверженность): будучи полностью приверженными ситуации, задаче или проекту в любой сфере жизни, вы с большей вероятностью испытаете чувство благополучия.
  • Отношения (позитивные отношения): развивайте позитивные отношения с другими людьми. Возможность делиться опытом с другими питает социальную и внутреннюю жизнь, что способствует благополучию.
  • Имея в виду (значение, цель): способность придавать значение событиям или ситуациям позволяет достичь личного знания.
  • Достижение (Достижение): цели, которые мотивируют людей следовать. Речь идет о достижении целей и о возможности почувствовать, что у вас есть установленный путь.

Согласно тому, что Мартин Селигман предложил в своей теории благополучия, ни один из этих элементов не может сам по себе определять понятие благополучия. Однако каждый из них обладает важными характеристиками, которые способствуют его достижению.

Оцените статью
Добавить комментарий