Лурия

Александр Лурия — известный отечественный психолог. Считается основоположником советской нейропсихологии. Тесно сотрудничал с советским психологом Львом Выготским, став одним из лидеров его круга. Имеет звание профессора, доктора педагогических и медицинских наук, с 1947 года являлся действительным членом Академии педагогических наук. Его относят к числу советских психологов, которые получили широкую известность благодаря своей выдающейся педагогической и научной работе.

виды работы психолога (57)

дисциплина (область работы А. Лурии) (78)

ключевые имена / персоналии (42)

методы, варианты, направления анализа (39)

синдром / нарушение (62)

Год, которым датирован документ

Виноградова О. (3)

Зейгарник Б. (1)

Климовский М. (2)

Кнебель М. (4)

Кричли М. (2)

Лебединский В. (2)

Леонтьев А. (1)

Лурия А. (148)

Поляков Ю. (1)

Правдина-Винарская Е. (1)

Симерницкая Э. (1)

Смирнов Н. (2)

Соколов Е. (3)

Тонконогий И. (13)

Тубылевич Б. (2)

Фам Мин Хак (1)

Филатов Ю. (2)

Футер Д. (1)

Хомская Е. (4)

Цветкова Л. (9)

Ярбусс А. (1)

Акбарова Н. (8)

Гольдберг Е. (2)

Зейгарник Б. (13)

Киященко Н. (8)

Коновалов А. (1)

Лурия А. (1)

Подгорная А. (1)

Поляков Ю. (13)

Рапопорт М. (4)

Симерницкая Э. (3)

Тонконогий И. (1)

Тубылевич Б. (3)

Фам Мин Хак (8)

Электронный архив Александра Романовича Лурии — советского психолога, основателя отечественной нейропсихологии, сотрудника Л. Выготского и одного из лидеров круга Выготского

В 2016-2017 году сотрудники Лаборатории нейропсихологии МГУ имени М. Ломоносова под руководством Татьяны Васильевны Ахутиной классифицировали, отсканировали и аннотировали все бумажные документы архива А. Лурии — 159 папок (около 1000 уникальных документов). В число отсканированных материалов вошли статьи, протоколы и заключения обследования пациентов, тексты докладов,  заметки и черновики, разделы готовившихся к изданию книг; в том числе 2 машинописные заготовки известной повести Лурии «Потерянный и возвращенный мир», озаглавленные как «Человек, который потерял свой мир»; машинопись книги «Об историческом развитии познавательных процессов» и рукопись учебника «Руководство по психологии».

Аннотация к документам в расширенном варианте для научных сотрудников, работающих с архивом включает в себя такие поля, как  число страниц, место в бумажном архиве. Для разметки документов также была использована система тематических тэгов, таких как научная дисциплина, нейроанатомические структуры, психологические функции, синдром/нарушение, ключевые персоналии и т.

Вы можете искать документы по всем параметрам, просматривать документы на сайте или скачивать открытые для публичного пользования.

Окон­чил ф-т об­ществ. на­ук Ка­зан­ско­го ун-та (1921). В сту­денч. го­ды за­ин­те­ре­со­вал­ся пси­хо­ана­ли­зом, вёл пе­ре­пис­ку с З. Фрей­дом, ор­га­ни­зо­вал Ка­зан­ский пси­хо­ана­ли­тич. кру­жок. С 1923 в Моск. ин-те пси­хо­ло­гии за­ни­мал­ся раз­ра­бот­кой ме­то­дов объ­ек­тив­ной ре­ги­ст­ра­ции эмо­ций; соз­дал «ком­би­ни­ро­ван­ную мо­тор­ную ме­то­ди­ку», со­че­тав­шую ас­со­циа­тив­ный экс­пе­ри­мент (см. Ас­со­циа­ция) с из­ме­ре­ни­ем вре­ме­ни ре­ак­ции. Эти ис­сле­до­ва­ния при­нес­ли Л. ме­ж­ду­нар. из­вест­ность и по­слу­жи­ли од­ним из ос­но­ва­ний для соз­да­ния впо­след­ст­вии де­тек­то­ра лжи.

В 1924 Л. по­зна­ко­мил­ся с Л. Вы­гот­ским, в тес­ном со­труд­ни­че­ст­ве с ко­то­рым (а так­же с др. уче­ни­ком Вы­гот­ско­го – А. Ле­он­ть­е­вым) уча­ст­во­вал в соз­да­нии куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии. В раз­ра­бот­ке тео­рии про­ис­хо­ж­де­ния выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций вы­де­ли­лись три на­прав­ле­ния, ко­то­рые воз­гла­вил Л. ; пер­вое – пси­хо­ге­не­тич. ис­сле­до­ва­ния близ­не­цов на ба­зе Моск. ме­ди­ко-ге­не­тич. ин-та, на­прав­лен­ные на срав­не­ние сте­пе­ни вро­ж­дён­но­сти на­ту­раль­ных и выс­ших пси­хич. функ­ций. Вто­рое на­прав­ле­ние – кросс­куль­тур­ные ис­сле­до­ва­ния. С этой це­лью Л. ор­га­ни­зо­вал в 1931–32 две экс­пе­ди­ции в от­далён­ные рай­оны Уз­бе­ки­ста­на (в них при­нял уча­стие К. Коф­фка). Бы­ли вы­яв­ле­ны раз­ли­чия вос­при­ятия и мыш­ле­ния у не имею­щих фор­маль­но­го об­ра­зо­ва­ния жи­те­лей Ср. Азии по срав­не­нию с ис­пы­туе­мы­ми ев­роп. и амер. ла­бо­ра­то­рий (от­сут­ст­вие оп­ти­ко-гео­мет­рич. ил­лю­зий и сил­ло­ги­стич. мыш­ле­ния и др. Эти ис­сле­до­ва­ния под­верг­лись рез­кой кри­ти­ке из-за их яко­бы ра­си­ст­ско­го ха­рак­те­ра. В 1931 ла­бо­ра­то­рия Л. в Ин-те пси­хо­ло­гии была за­кры­та, а сам он пе­ре­ехал в Харь­ков, где пре­по­да­вал в Пси­хо­нев­ро­ло­гич. ака­де­мии и про­во­дил ис­сле­до­ва­ния па­ци­ен­тов с афа­зи­ей, скон­цен­три­ро­вав уси­лия на треть­ем на­прав­ле­нии – изу­че­нии па­то­ло­гии и моз­го­вых ме­ха­низ­мов выс­ших пси­хич. функ­ций.

Вер­нув­шись в 1934 в Мо­ск­ву, Л. окон­чил 1-й Мед. ин-т (1937). Ра­бо­тая по­пере­мен­но в Ин-те ней­ро­хи­рур­гии (ор­ди­на­ту­ра у Н. Бур­ден­ко) и в Ин-те нев­ро­ло­гии, Л. раз­ра­бо­тал син­дром­ный ана­лиз ней­роп­си­хо­ло­гич. на­ру­ше­ний при ло­каль­ных по­ра­же­ни­ях моз­га. Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны Л. воз­гла­вил реа­би­ли­тац. гос­пи­таль в са­на­то­рии «Ки­се­гач» на Юж. Ура­ле. По­сле воз­вра­ще­ния в Мо­ск­ву за­ве­до­вал ла­бо­ра­то­ри­ей Ин-та ней­ро­хи­рур­гии и пре­по­да­вал в МГУ (проф. с 1945, зав. ка­фед­рой ней­ро- и па­топ­си­хо­ло­гии, 1966). Кли­нич. на­блю­де­ния во­ен­но­го и пер­во­го по­сле­во­ен­но­го пе­рио­дов по­слу­жи­ли ос­но­вой для цик­ла фун­дам. ра­бот по ней­роп­си­хо­ло­гии. соз­дал тео­рию ло­ка­ли­за­ции выс­ших пси­хич. функ­ций, впер­вые под­роб­но опи­сал роль лоб­ных до­лей моз­га в пла­ни­ро­ва­нии и реа­ли­за­ции дея­тель­но­сти, раз­ра­бо­тал сис­те­му ней­роп­си­хо­ло­гич. ме­то­дик для кли­нич. и ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты.

С 1950 ра­бо­тал в Ин-те де­фек­то­ло­гии, ис­сле­дуя раз­ви­тие пла­ни­рую­щей функ­ции ре­чи и про­из­воль­ной ре­гу­ля­ции по­ве­де­ния у ре­бён­ка. С 1960 вновь воз­глав­лял ла­бо­ра­то­рию Ин-та ней­ро­хи­рур­гии. В этот пе­ри­од он опуб­ли­ко­вал эс­се, по­свя­щён­ные пси­хо­ло­гич. ана­ли­зу лич­но­сти не­ко­то­рых его па­ци­ен­тов и ис­пы­туе­мых («Ма­лень­кая книж­ка о боль­шой па­мя­ти», 1968; «По­те­рян­ный и воз­вра­щён­ный мир», 1971), соз­дал об­щую схе­му ра­бо­ты моз­га че­ло­ве­ка, вы­де­лив три струк­тур­но-функ­цио­наль­ных бло­ка (энер­ге­тич. , по­зна­ва­тель­ный и пла­ни­рую­щий), и вновь об­ра­тил­ся к про­бле­ме моз­го­вых ме­ха­низ­мов соз­на­ния и про­из­воль­ной ре­гу­ля­ции дея­тель­но­сти («Ос­нов­ные про­бле­мы ней­ро­линг­ви­сти­ки», 1975; «Язык и соз­на­ние», 1979).

Ра­бо­ты Л. , по­лу­чив­шие ми­ро­вое при­зна­ние, под­го­то­ви­ли ос­но­ва­ния для меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го син­те­за на­ук о че­ло­ве­ке и его моз­ге.

Работа в институте Бурденко

В 1944 году Лурия становится сотрудником института нейрохирургии имени Бурденко. При этом не оставляет педагогическую деятельность. Он преподает в Московском государственном университете, в 1945 году получает звание профессора. Научной работой Лурия занимается около полувека, успев за это время внести неоценимый вклад в самые различные области психологии. В частности, его исследования затрагивали психофизиологию, психолингвистику, этнопсихологию и даже такую малоизученную на тот момент область, как детская психология.

Большой вклад Лурия внес в популяризацию исследований по психологии. Он основал и возглавил издание «Доклады АПН РСФСР», в котором могли публиковаться ученые, которые работали не только по психологическому, но и по гуманитарному направлениям. Его коллеги, оценивая работу Лурии, отмечали, что он очень много сделал для организации научных изданий, его журнал сыграл ключевую роль в развитии и росте советской психологической науки на протяжении нескольких послевоенных десятилетий.

Научная деятельность

В своей работе Лурия во многом следовал идеям Льва Выготского, разрабатывая историко-культурную концепцию развития психики человека, принимал непосредственное участие в создании теории деятельности.

Основываясь на этих исследованиях, он занимался развитием идеи системного строения высших психических функций, подчеркивая, что при жизни их характер реализуется в самых различных сферах деятельности. Также в интересы Лурии входили исследования взаимоотношений воспитания и наследственности в психическом развитии. Для этого он традиционно применял близнецовый метод, внеся существенные изменения в экспериментально-генетическое изучение развития несовершеннолетних.

Одно из достижений Лурии заключается в том, что ему удалось продемонстрировать, что соматические признаки в основном обусловлены нашей генетикой, а вот элементарные психические функции, такие как, например, зрительная память, в меньшей степени. По его теории, для формирования высших психических процессов определяющее значение имеют не гены, а окружающая среда и условия воспитания. Под высшими психическими процессами он в первую очередь понимал осмысленное восприятие и понятийное мышление.

Что же такое нейропсихология?

Сегодня под нейропсихологией понимают научное направление, стремящееся к пониманию взаимосвязи между структурным и функциональным строением головного мозга («нейро») и поведением живого существа (психология).

Сам ученый отмечал, что целями нейропсихологии являются понимание того, какая функция нарушена в результате поражения мозга, какие сбои произошли в остальных психических процессах и, опираясь на здоровые участки мозга, как вернуть обходной путь для восстановления утраченной функции.

Чтобы понять смысл нейропсихологии давайте вспомним два примера из практики А. Лурии.

Исследователю довелось работать в условиях Второй мировой войны, и этот опыт в его практике оказался очень продуктивным. Двое раненых, поступивших в нейрохирургический госпиталь в поселке Кисегач Челябинской области, стали объектом наблюдения и лечения врача Лурии.

Первый пациент, Лев Засецкий, получил ранение в голову, а вместе с этим разучился читать и писать, потерял память и способность ориентироваться в пространстве. Доктор решил сделать уклон на непораженных участках мозга, а именно на письме, которое можно было восстановить. Около 3 тысяч листов было исписано Засецким, что помогло вернуть его к нормальной жизни. Бывшему младшему лейтенанту даже отказывали в выдаче первой группы инвалидности.

Соломон Шерешевский – второй пациент, страдавший синдромом выдающейся памяти. Обратный случай, в котором пациент демонстрировал невероятные способности запоминания различного материала. Как следствие, возникновение странных ассоциаций и образов. Возможно, вы знаете людей, которые очень хорошо запоминают любую информацию, причем даже ненужную, что сильно мешает им нормально жить. Доктор посоветовал Шерешевскому разрабатывать свои системы запоминания только необходимой информации, а свою особенность применить в профессии, чему и последовал пациент, который направил свою жизнь в русло нормального и комфортного состояния.

Таким образом, очевидно, что Александр Лурия был выдающимся ученым двадцатого века, разработавшим концепцию в рамках нейропсихологии, которая смогла помочь многим пациентам и не только. Итак, давайте рассмотрим основные моменты концепции Александра Лурии.

И напоследок

Сравните на секунду свой головной мозг и систему, на которой основано функционирование смартфона. Он также нуждается в поддержании полного или частичного заряда (тонус системы для её активации, способности хранить информацию и реагировать на неё). Смартфоны получают импульсы извне, при помощи сенсора и наших пальцев, тем самым обрабатывая запрос из окружающей среды (органы чувств в данном случае: камера, микрофон, динамик, тот же сенсор).

Желаем вам успехов!

Биография ученого

Александр Лурия родился в 1902 году, он появился на свет в Казани. Был старшим ребенком в еврейской семье интеллигентов. Его отец был известным врачом-терапевтом, который со временем стал профессором. У Романа Лурии была частная практика. Мать героя нашей статьи Евгений Хасина тоже была из медиков, работала зубным врачом.

В 1921 году Александр Лурия окончил Казанский университет, который в то время считался одним из самых престижных в стране после крупнейших столичных вузов. На этом он не остановился, поехал в Москву, где получил диплом Первого медицинского института в 1937 году.

Лурия Александр Романович (выдающийся вклад в мировую психологию)

Лурия Александр Романович
16 июля 1902 — 14 августа 1977

Профессор (1944), доктор педагогических наук ( 1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью.

В течение более чем 50-летней научной работы А. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии.

Родился Александр Романович в Казани, в семье известного врача-терапевта Р. Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. — 1-й Московский медицинский институт.

В 20-х гг. , как ученик Л. Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии А. Лурия (изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов) показал значение речи в организации психических функций у детей.

Докторская диссертация Александра Романовича по педагогическим наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг. , была посвящена проблеме конфликтов.

Начиная с 1940 года А. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны — в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всессоюзного НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны — в Московском институте нейрохирургии им. Бурденко АМН СССР) Лурия создал новое направление в психологии — нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, представляющая существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Александра Романовича и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций А. Лурия разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.

Начиная с 1923 года А. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Крупской, в Московском педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 года — в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова. В течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейропсихологии, ряд спецкурсов. Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность А. Лурия был награжден орденом В. Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.

Александр Романович Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского). Он был почетным доктором университетов Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия).

Лурия — автор более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки. Основные работы:

  • Мозг и психические процессы. М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2;
  • Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М., 1962, 2-е изд. 1969;
  • Нейропсихология памяти. М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2;

В 1967 г. за цикл работ в области нейропсихологии, включая книгу «Лобные доли и регуляция психических процессов» (М. , 1966) А. Лурия был удостоен Ломоносовской премии 1-й степени.

11 июня 2000 года в ходе Торжественной церемонии подведения итогов I Национального конкурса «Золотая Психея» — «Профессиональные итоги столетия» статуэтка, символизирующая профессиональное признание, вручена племяннице А. Лурии — Елене Георгиевне Катковской. Объявляя итоги голосования Большого жюри Национального конкурса,  Ф. Василюк поделился своими воспоминаниями: «Для меня это большая честь и везение, потому что почти 30 лет назад 1 сентября 1972 года первая лекция, которую я слушал в Московском университете, была лекция Александра Романовича. И я всегда восторгался в нем редким сочетанием небывалой веселости, мудрости, поразительной четкости. Думаю, этот конкурс так же четко был организован, как раз в духе Александра Романовича».

Для просмотра доступна видеозапись торжественной церемонии, состоявшейся 11 июня 2000 года в Санкт-Петербурге в Российской национальной билиотеке в рамках III Выставки достижений практической психологии.

Психологическая газета. — № 9 / 60. — Сентябрь 2000. — Стр. 12 — 13.

Переезд в Москву

Окончательно в Москву Лурия перебирается в 1933 году. Здесь он работает в различных научно-исследовательских учреждениях, много преподает. Например, Лурия читает лекции в медико-биологическом институте, институте экспериментальной медицины, педагогическом дефектологическом институте.

До начала Великой Отечественной войны активно участвует в международном процессе, активно сближает всяческими путями достижения советских, американских, немецких исследователей в области гештальтпсихологии.

В 1940 году его приглашают в Нью-Йоркскую академию медицины читать свой цикл лекций. Но эти планы так и не были реализованы из-за начала Второй мировой войны.

Работа в области дефектологии

Несколько книг Александр Лурия посвятил этой области. Здесь он занимался изучением аномалий у детей, применяя объективные методы. Результатом этой работы стало изучение детей, имевших различные формы умственной отсталости, так удалось классифицировать эти заболевания, что имело важное значение и для медиков, и для педагогов.

Одно из главных достижений Александра Романовича Лурии в психологии — создание нового направления, которое он назвал нейропсихологией. В наши дни оно выделилось в специализированную отрасль психологии, получило признание во всем мире. Развивать нейропсихологию Лурия начал с исследования мозговых механизмов у людей, страдающих от локальных повреждений мозга. Например, в результате ранения. Большое количество рабочего материала для исследований он получил во время Великой Отечественной войны.

В результате им был разработан принципиально новый подход к проблеме определения высших психических функций. Он пришел к выводу, что их невозможно локализовать в узких зонах мозговой коры либо в отдельных клеточных группах, изолированных друг от друга. Вместо этого необходимо охватывать сложные системы зон, которые могут работать совместно, причем каждая из них вносит свой особый вклад в эти сложные психические процессы. При этом данные зоны могут располагаться в различных участках мозга, нередко далеко стоящих друг от друга. К таким выводам пришел Александр Романович Лурия в книге «Основы нейропсихологии». Ее до сих пор изучают в медицинских вузах.

Также Лурия сформулировал ключевые принципы локализации психических процессов, создав классификацию афазических расстройств. Описал формы нарушения речи, которые ранее никем не были изучены, исследовал лобные доли головного мозга, мозговые механизмы человеческой памяти.

У него был огромный международный авторитет, состоял в различных иностранных академиях наук, был почетным доктором ряда престижных зарубежных университетов.

Во время войны

Практически сразу после начала войны Лурию назначили руководить хирургическим эвакуационным госпиталем на 500 мест, который располагался в поселке Кисегач Челябинской области.

Во время войны Лурия со своими сотрудниками, всего их набралось около тридцати человек, начал проводить исследования и реабилитацию раненых с травмами головы, особенно успешной была признана трудотерапия.

Продолжая руководить госпиталем, в октябре 1944 года Лурия переезжает в Москву, только через год окончательно складывает с себя полномочия. За работу и исследования в годы Великой Отечественной войны герой нашей статьи был награжден орденом Красного Знамени.

На чем зиждется теория Лурии?

Главной концепцией нейропсихического анализа Лурии стало изучение функциональных блоков головного мозга, располагающихся в разных его частях и выполняющих разные функции. В соответствии с концепцией, в структуре мозга выделяется три блока:

Энергетический блок

По-другому этот блок называется блоком регуляции, поддержания тонуса и бодрствования. Энергетический блок обрабатывает информацию интероцептивного характера (не пугайтесь, это страшное слово означает поступление информации из внутренней среды, то есть непосредственно из органов). К примеру, если вы голодны, из желудка в энергетический блок головного мозга поступает сигнал, что нужна еда для дополнительной энергии. Вот вы и идёте на кухню или в кафе, чтобы пополнить запасы системы.

Данный блок называется так, потому что его главная функция заключается в обеспечении примитивных механизмов, связанных с поддержанием организма в тонусе и режиме бодрствования, а также с непроизвольным биохимическим самообеспечением организма.

Четко прослеживается активация организма благодаря работе энергетического блока, соответственно, отсюда идет непосредственная связь внимания, памяти, хранения и переработки любого вида информации.

При поражении энергетического блока в результате физического воздействия (травмы, контузии, серьезного ушиба и прочего) у пациента будут наблюдаться вялость, истощаемость (для легких форм поражения), ухудшение или потеря памяти, внимания, эмоциональная неуравновешенность и т.

Операциональный блок

Этот функциональный блок мозга также называют блоком приема, переработки и хранения информации, получаемой извне (то есть экстероцептивной, еще одно страшное словечко). Очевидно, что неким связующим звеном между нами и окружающей средой служат органы чувств. Соответственно, операциональный блок напрямую связан именно с их работой (естественно, верна и обратная зависимость).

Структура расположения отделов, отвечающих за органы чувств, такова:

  • затылочная часть отвечает за зрение;
  • теменная часть – за кожно-кинестетические сигналы;
  • височная часть – за слуховые.

Соответственно, при повреждении той или иной части головы могут наблюдаться проблемы со зрением, слухом и др. В частности, у школьников возникает проблема с пространственной ориентацией, когда, к примеру, ребенок перескакивает через абзац. Также при повреждении теменной части головы человек, ощупывая какой-то предмет, с трудом понимает, что это. Таким образом, не забывайте, «голова – всему начало». Берегите свою голову.

Получение информации операциональным блоком проходит три этапа, которые именуются информационными полями (или корковыми зонами):

  • Первичные поля (проекционные) воспринимают первичные сигналы извне, осуществляют их примитивный анализ.
  • Вторичные поля получают более сложную информацию из первичных корковых зон, подключают более комплексные анализаторы.
  • Третьи работают с комбинированной, сложной информацией и осуществляют многофункциональный анализ, отвечают за речь, интеллектуальную деятельность, символизацию.

Пока не забыли. Безусловно, необходимо иметь представление о структуре головного мозга, его функциональных центрах, блоках, теориях, описывающих работу самого загадочного и самого удивительного органа. Однако если, помимо всего прочего, вы желаете развивать его работу, помогать ему становиться более прокачанным, то рекомендуем вам пройти нашу онлайн-программу «Когнитивистика», где за 2 месяца вы научитесь принятию эффективных решений, логичным и последовательным рассуждениям в различных жизненных условиях. А мы переходим к третьему блоку Лурии.

Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности

Если первый блок носил характер непроизвольно работающей системы, то здесь вся работа осуществляется благодаря четко поставленным замыслам и целям, которые зависят от нашей воли, самоорганизации и саморегуляции.

Данный функциональный блок располагается в лобных долях головного мозга, где также происходит регулирование опорно-двигательной системы. Поэтому при поражении данного участка головного мозга сформированные двигательные навыки страдают, деятельность, основанная на целеполагании, становится инертной, импульсивной. Проще говоря, повреждая блок программирования, расположенный в лобной части, человек рискует потерять плавность своих физических действий, а также разучиться строить планы, выбирать задачи, средства осуществления этих планов, целей и т.

Резюмируя вышеописанное, согласно трактовке структуры и функционирования головного мозга Александра Романовича Лурии, существует три блока: энергетический (отвечающий за внутренние процессы, память и внимание), операциональный (отвечающий за органы чувств, связь с внешним миром) и программирования психических процессов (блок целеполагания, мышления, анализа, движения в пространстве). Безусловно, все три блока между собой связаны и, работая только вместе, могут обеспечить нормальное психическое поведение человека. При этом при повреждении какого-либо из блоков неминуемо ухудшается работа других.

Лурия – неугодный ученый

И тут вы, наверное, подумаете: «Очередной гений, которого не признавали на родине и сослали в Сибирь». Однако нет. Главная причина, по которой этот ученый может признаваться «неугодным», – это то, что если проанализировать факты его жизни, то становится понятно, что идеи Лурии действительно носили прогрессивный характер, опережали советскую действительность, поэтому общество не могло их принять. И все же общество обществу рознь:

  • Лурия был основателем принципа действия детектора лжи. Его методика, по которой отслеживали преступников в зависимости от их реакции на вопросы, легла в основу детектора лжи, изобретенного в США.
  • Первая серьезная работа Александра Лурии «Природа человеческих конфликтов» была опубликована в США в 1932 году. На родине – спустя только 70 лет.
  • Работа, посвященная изучению влияния генетических и психических факторов в формировании психических процессов у близнецов, так и не была закончена из-за нависшей угрозы ареста.
  • В 1950 году начались гонения на психологическую науку что сводило все труды Александра Романовича Лурии фактически к нулю.
  • В 1953 году по делу врачей Лурия обвинялся в наличии слишком большого количества работников-евреев в институте дефектологии. В этот период ученый никогда не выходил из института в одиночку, чтобы на случай ареста был свидетель.
  • Настоящее признание ученый получил после 1953 года, когда через три года он выехал за границу и восстановил важные научные связи с крупными учеными, в том числе с Джеромом Брунером, и получил признание ведущих университетов Франции, США, Великобритании.

Как видно, идеи Лурии приносили большую пользу и восторг не в советских пенатах, а за рубежом.

Работа в университетах

Непосредственно педагогической и научной работой Александр Романович Лурия занимается с 1921 года. Он трудится на кафедрах университетов Казани, Харькова и Москвы. В 1922-м его принимают в Русское психоаналитическое сообщество. Его интерес к этой области знаний всячески поощряется коллегами, к тому же он предлагает зрелые идеи.

В 1931 году Александр Лурия становится во главе сектора психологии в харьковской психоневрологической академии. Фактически он становится первым специалистом, который начинает проводить глубокие психологические исследования в советской Украине.

Труды психолога

Лурия оставил после себя десятки исследований, монографий и книг, которыми до сих пор пользуются практикующие врачи и исследователи. Настоящую революцию в свое время произвела его книга «Высшие корковые функции человека». Александр Романович Лурия издал ее в 1962 году.

Его книги посвящены основам нейролингвистики, культурным различиям, природе человеческих конфликтов, историческому развитию познавательных процессов. «Лекции по общей психологии» Александра Лурии, изданные в 2007 году, студенты изучают и в наши дни.

«Слова излишни»

В 1999 году режиссер Кристофер Дойл снял драму «Слова излишни». Она рассказывает про человека, обладающего феноменальной памятью, он не забывает ни одного слова, все, что слышит в жизни, может воспроизвести. Его зовут Асано.

Он едет в Гонконг, где знакомится с геем-алкоголиком Кевином, который оказывается его полной противоположностью. Из-за постоянных запоев он постоянно все забывает, в его памяти ничего не задерживается.

Сам режиссер признавался, что на эту картину его вдохновила «Маленькая книжка о большой памяти» Лурии, в которой он описывает жизнь своего реального пациента Соломона Шерешевского, обладавшего феноменальными психическими особенностями.

Оцените статью
Добавить комментарий