- Составляющие личностно-ориентированного подхода
- Условия организации личностно-ориентированного воспитания
- Личностно-ориентированный подход
- Составляющие личностно-ориентированного подхода в педагогике
- Понимание
- Принятие
- Признание
- Организация учебного занятия по технологии личностно-ориентированного обучения
- Понятие и назначение личностно-ориентированного обучения
- Понятие и главные принципы, этапы и направления внедрения в педагогическую систему России
- Условия реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе
- Принципы личностно-ориентированного подхода
- Перспективы дальнейшего распространения
- Существующие проблемы и трудности и пути разрешения
- Характеристика личностно-ориентированного подхода в образовании
- Принципы применения личностно-ориентированной технологии обучения
Составляющие личностно-ориентированного подхода
Существуют три аспекта при личностно-ориентированном взаимодействии (методы общения) — это понимание, принятие и признание личности ребенка.
Понимание ребенка – проникновение в его внутренний мир. Понимание ученика связано с умением педагога найти степень внушаемости воспитанника, понять его положение. Так просто внушаемый ученик неуверен, чувственно неустойчив, просто поддается воздействию. В экстремальных ситуациях нередко пропадает. В конфликтах эти ученики своенравны, истеричны, просто впадают в состояние аффекта. Следственно, в работе с таковыми детьми педагог обязан внушить им веру в собственные силы, верность собственных мыслей, возможность решения появляющихся проблем.
Принятие ребенка – абсолютное позитивное к нему отношение. Принятие значит абсолютное, т. в отсутствии каких-либо предварительных условий, позитивное отношение к ребенку. Принятие – не просто позитивная оценка, это признание того, что малыш принят со всеми его особенностями, недочетами, что он имеет преимущество быть таковым, какой он есть. Преподаватель их понимает. Он готов справиться с недочетами.
Естественно, просто взять ученика, когда его плюсы превосходят недочеты. Однако зачастую приходиться работать с детьми, которых постигли какие-либо неудачи.
Признание ребенка – право быть лично собой, примирение взрослых с его особенностью, взглядами, оценками, убеждением. Мы можем не воспринимать то, что для малыша считается весомым, принципиальным, однако самого его не отвергаем. Ненавидим действия, обожаем ребенка. Означает, верим в его способности, в то, что подрастет – все осознает и станет вести себя лучше. Верим в то, что зерна обучения выдадут когда-нибудь плоды. Признаем – означает, верим в самосовершенствование. Это понимание диалектики и противоречий обучения делает педагога разумным и терпеливым, а его позицию мощной и неуязвимой. Лишь тогда ученик естественно проходит чрез все периоды и проблемы взросления без результатов и комплексов, сформированных неверным обучением.
Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни имеет важнейшее значение.
Формирование личности осуществляется каждый день будничной жизни, а потому очень важно, чтобы повседневная жизнь и активность стала не только разнообразной, но и содержательной. Радостным должен стать сам процесс приобретения новых знаний мира с проблемами, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляет обучение с друзьями, приобретение друзей, коллективные дела, забавы, общие переживания, приобщение к труду, а также социально — полезной деятельности.
Любой ребенок должен быть в чем-то не хуже остальных, а может и превосходить в чем-то: кто-то отлично читает стихи, кто-то играет роли, кто-то танцует, кто-то одарен в арифметике, кто-то в литературе и т. Нужно лишь помочь ребенку раскрыться.
Условия организации личностно-ориентированного воспитания
Организация учебно-воспитательного процесса на базе личностно-ориентированного подхода имеет определенную специфику. Чтобы развитие индивидуальных качеств личности имело положительные результаты необходимо соблюдать некоторые условия:
- Формы и методы организации воспитательного процесса не должны отрицательно воздействовать на здоровье учащихся;
- Недопустимо критиковать деятельность воспитанников, гневно отзываться о плохих поступках. Важно, уметь дать строгую, но доброжелательную оценку их действиям и объяснить почему не следует поступать именно так, привести разумные доводы о том, чем чревато подобное поведение;
- Надо стремиться к поддержанию эмоционально здорового настроя личности воспитанников;
- Нужно помогать в развитии положительной самооценки учащихся;
- Надо проявлять к ребенку любовь, которая должна иметь добродушный, но требовательный характер;
- Следует ставить на первое место интересы, стремления, проблемы и переживания детей;
- Надо строить свое поведение таким образом, чтобы оно было моделью, образцом для детей. Они должны быть заинтересованы в подражании такой модели поведения;
- Нужно оценивать и хвалить успехи учащихся, радоваться вместе с ними;
- Надо брать во внимание настроение и эмоциональное состояние воспитанника при организации какой-либо деятельности;
- Следует обеспечить связь с родителями, выработать единое направление воспитания с содержанием гуманистического компонента.
Личностно-ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход к воспитанию – это способ организации воспитательного процесса, основанный на приоритетном положении личности, признании ее высшей ценностью и направленности на ее всесторонне развитие.
Данный подход ориентирован на такое построение воспитательного процесса, при котором будут учтены интересы и потребности личности, особенности ее свойств и проявлений. Предполагается, что воспитание направляется на раскрытие потенциала личности ребенка, а не на создание шаблонной личности по специальному алгоритму.
Личностный подход к воспитанию позволяет построить воспитательную деятельность, ориентированную на саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование личности. Иными словами, ребенок обучается не конкретным правилам, навыкам, получает не определенную систему знаний, а учится способам самостоятельного познания, развития, приобретения каких-то навыков, активизации своего природного потенциала.
Рисунок 1. Личностно-ориентированный подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специфика личностно-ориентированного подхода в воспитании состоит из ряда значимых аспектов:
- Данный подход представляет собой ориентацию педагогического процесса, направление функционирования образовательной системы.
- По своей сути, личностно-ориентированный подход выступает комплексной структурой, которая включает в себя приемы и методы, инструменты, принципы и категории, отражающие методологию реализации педагогической деятельности.
- В основе данного подхода лежит ориентация на индивидуальность воспитанника: педагог стремится раскрыть ее и развить в полной мере, чтобы ребенок мог полноценно и гармонично развиваться.
- Личность является изменчивым и развивающимся системным качеством.
- Самоактуализация и самореализация личности — основа реализации личностно-ориентированного подхода. Это означает, что воспитание направлено на формирование у воспитанника стремления к становлению самим собой, нахождению своего места в социальной среде, реализацию своих творческих способностей.
- Самовыражение личности – основная направленность воспитательной деятельности. Ребенок должен проявить себя и свои особенности, найти варианты применения своих способностей, принесения ими положительного эффекта.
- Оказание педагогической поддержки и взаимопомощи закладывается в основу организации воспитательного процесса. Педагог помогает детям в раскрытии их индивидуальности, реализации своих творческих возможностей, решении коммуникативных проблем, профессиональным самоопределением, формированием установок и ценностных ориентиров.
Составляющие личностно-ориентированного подхода в педагогике
Подход включает в себя целый комплекс концепций, составляющих, технологий. Все они вместе направленные на индивидуальный подход к каждому ученику.
В отличие от традиционного метода обучения, где преподаватель — спикер, а ученики — слушатели, то есть, подчиненные, подход основан на модели сотрудничества. В этой методике нет главных, а есть проблема, которую решают и рассматривают все вместе, независимо от статуса и звания.
Подход включает в себя три составляющих: понимание, принятие, признание.
Понимание
Понимание является начальным этапом в личностном подходе. Его можно сравнить со знакомством, то есть этот шаг нацелен на познание внутреннего мира ребенка. Включает в себя командную работу между учеником и учителем.
Самый важный аспект — степень внушаемости ребёнка, которую должен определить педагог в процессе общения с ним.
Понимая окружение его, учитель может определить, что для ребенка важно, что нет, чего он боится, чем он гордится и так далее. Дети часто боятся, истерят, плачут, отказываются от учебы, разговоров, не хотят что-то понимать. Это нормальное поведение для ребенка, потому что он большую часть времени находится в стрессе от нового коллектива, от требований, от массы информации, которую он получает ежедневно.
Задача педагога выявить все негативные факторы и внушить ребенку веру в собственные силы. Как только у него это получится, этот подход переходит на следующую ступень, где ребенок начинает чувствовать себя комфортно и уверенно.
Методика обучения подходит всем категориям учащихся. Это могут быть дошкольники, школьники, студенты, или даже взрослые люди, которые проходят обучающие курсы, тренинги личностного роста, или просто попадают в новый коллектив, где также испытывают стресс, как первоклассник в школе.
Принятие
По названию понятно, что на данном этапе педагог должен научить ребёнка принимать себя, как целую позитивную, умную, творческую личность. На этом этапе важную роль играет похвала и внушение типа «ты все можешь», «я в тебя верю», «у тебя всё получится», «без сомнений ты с этим справишься». Кроме сознания у человека есть подсознание, в котором откладывается много информации, осознанно она не запоминается, но формирует личность. Если учащемуся ежедневно внушать, что он всё сможет, со временем он действительно все сможет, и у него не будет возникать страха и сомнений насчет своих умений.
На этом этапе очень важно сотрудничество школы и дома. То есть, личностный подход должен быть со стороны учителей и родителей. Если в школе учителя будут внушать ребенку, какой он умный и у него всё получится, а дома родители будут его гнобить и говорить, что он «неумеха» — из этого ничего не выйдет.
Признание
Это самый важный этап в работе. Он наступает тогда, когда ребенок начинает себя понимать, принимать, и любить таким, какой он есть. На этом этапе нет страха, негатива и нежелания что-то делать (в данном случае учиться).
В классической модели образования большинство детей (студентов) не любят учебу, некоторые из них катастрофически боятся учителей или родителей, потому что их ругают, наказывают, возможно, даже бьют.
В личностном подходе такого нет, ребенок чувствует себя полноценным и уверенным членом общества. Он признает все свои достоинства и недостатки, он их принимает, и спокойно к ним относятся. Если ученику что-то непонятно или он чего-то не знает, он не боится спросить, потому что на 100% уверен в том, что его не будут высмеивать или ругать, а наоборот — помогут.
Этот этап ведет к самореализации и самосовершенствованию, причем это касается как дошкольников, так и взрослых людей, учащихся в высших учебных заведениях. Основное правило признания — не критиковать и не осуждать.
Самую большую часть работы и все сложные задачи должен взять на себя педагог, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно и уверенно.
Организация учебного занятия по технологии личностно-ориентированного обучения
Каждое учебное занятие личностно-ориентированного обучения проводится в несколько этапов:
- Договорной этап. На этом этапе происходит обсуждение педагога с детьми направлений деятельности, ее целевое назначение, содержание, выбираются способы, приемы и методы ее реализации. при этом, каждый учащийся имеет право выбора деятельности и несет ответственность за него, может работать на разных уровнях.
- Подготовительный этап. Здесь осуществляется мотивация учащихся на познавательную деятельность. Педагогу необходимо доступно объяснить значимость полученной теоретической информации и практических навыков, рассказать о возможностях их применения. Кроме того, на этом этапе целесообразно проводить восстановление в памяти ранее изученного материала: выполнение упражнений и тестовых заданий.
- Основной этап. Преподнесение теоретической информации и демонстрация практических навыков различных видов деятельности. педагог должен преподносить учебный материал четко и кратко, ориентируя учащихся на самостоятельную добычу знаний.
- Подведение итогов. Проводится анализ и оценка прохождения занятия, рассматриваются знания, которые усвоились, проблемы, которые были рассмотрены и разрешены, оценивается результативность занятия т.е. достижение его целей и задач.
Понятие и назначение личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности.
Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка.
При личностно-ориентированном обучении, педагог не оказывает авторитарного влияния на процесс воспитания и обучения. Учащемуся не приходится подстраиваться под его индивидуальный стиль. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса носят согласованный характер и базируются на равноправии сторон. Учащийся теперь становится активным субъектом процесса обучения, проявляя активность и инициативность в его организации, используя творческие направления деятельности. Мышление учащихся, обучающихся по технологии личностно-ориентированного подхода, развивается в направлении рефлексии т. имеет ориентацию на достижение конкретного результата.
Личностно-ориентированное обучение нацелено на формирование у ребенка механизмов самореализации, навыков саморазвития и самосовершенствования, обеспечение оптимального прохождения процесса социальной адаптации и всестороннего развития личности, с раскрытием ее творческого потенциала.
Личностно-ориентированная технология обучения имеет следующие особенности применения:
- Проведение оценки и устранение недостатков психологического состояния учащихся во время различных этапов обучения;
- Опора на мотивацию учащихся к познавательной деятельности;
- Подача учебных программ с учетом психологических особенностей коллектива учащихся, проведение педагогико-психологического анализа характеристик развития каждого учащегося;
- Преподнесение учебных программ на основе применения сенсорных методов;
- Использование индивидуальных методов организации обучения, а также различных вариантов диалоговой, парной и групповой работы;
- Применение дидактических приемов и средств в ходе обучения;
- Обеспечения условий для осознания каждым учащимся ценности и важности своей личности, осознание своей роли в учебном процессе;
- Проведение анализа учебного занятия или курса в целом совместно с детьми, при котором учитывается их мнение по поводу важности изученного материала, внесения поправок в курс, исключение бесполезного материала или дополнение значимого, описание самых интересных моментов и поиск путей решения различных задач.
Личностно-ориентированное обучение опирается на оптимистический подход педагога к организации обучения и развития каждого ребенка. Педагог должен видеть потенциал ребенка и верить в возможность его развития, мотивируя к нему ребенка. К ребенку необходимо относиться, как к личности, способной сделать самостоятельный верный выбор. Педагог только направляет ребенка, ориентируя его на достижение конкретного результата.
Рисунок 1. Технология личностно-ориентированного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
У каждого учащегося есть собственное понимание смысла обучения и свои интересы в этом процессе. На них и должен опираться педагог. Учащему необходимо помочь сформировать свою линию поведения и жизненную позицию, сделать выбор в пользу важных ценностей и овладеть конкретной системой знаний и навыков.
Понятие и главные принципы, этапы и направления внедрения в педагогическую систему России
Такое обучение — метод образования, в основе которого стоит ученик с его личными качествами, характером, ценностями. Вся учебно-воспитательная работа направлена на раскрытие потенциала ребенка и вселении в него уверенности в собственные силы. Это формирует доброту, командные качества, уверенность, способности к самообразованию, пробуждают интерес к окружающему миру, без страха и злобы.
Данный подход является комплексным, и выполняет ряд функций:
- Социализация — процесс, обеспечивающий ученику социальный опыт, который в будущем поможет ориентироваться по жизни, контактировать с людьми, вливаться в коллектив, находить выходы из любых ситуаций. Обучение и воспитание устроено так, что дети адаптируются к социуму, сохраняя при этом собственную личность и характер.
- Культурообразующая функция подразумевает воспитание у ребенка чувство прекрасного посредством образования. Духовное развитие является непременной частью учебного процесса.
- Гуманитарная функция направлена на признание своего «Я», развитие личных качеств, поднятия самооценки, возможность реализации потенциала.
Внедрение такого подхода в системе образования в России происходит посредством смены школьных программ и изменения в Федеральной Государственной Образовательной Системе. В учебниках добавилось больше заданий, направленных на воспитание личных качеств. В младших классах по базовым предметам практически нет заданий на самостоятельное обучение. Большинство из них – работа в парах, работа в группах, коллективная работа.
Подход требует, чтобы педагог придерживался норм и правил поведения и следовал правилам, предусмотренным этой методикой:
- запрещено критиковать, упрекать, насмехаться или повышать голос на учащихся;
- важным аспектом является любовь, доверие, уважение и положительное отношение к ребенку, восприятие его как личности;
- нельзя заставлять ребенка учиться, процесс нужно построить таким образом, чтобы пробудить желание, стимулировать ребенка к учебе (его не нужно заставлять, он сам должен хотеть обучаться и стремиться к новым знаниям);
- важно опираться на личные потребности и интересы каждого ученика, это поможет развить в каждом из них личность.
Данный подход только начал внедряться в систему обучения, но уже завоевал популярность, благодаря своей эффективности.
Условия реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательном процессе
В основе личностно-ориентированного подхода в воспитании заложено уважительное отношение к личности воспитанника, признание его индивидуальности, наличия у него особенностей психофизического развития, принятие его со всеми особенностями и личностными ориентациями, системой ценностей и внутренним духовным миром.
По сути, личностно-ориентированное воспитание начинается с диагностирования личностного развития ребенка, выявления его особенностей развития, потребностей и потенциала. Это дает возможность понять ребенка, проникнуть в его внутренний мир и ориентироваться на его специфические параметры развития.
Каждый воспитанник имеет право на индивидуальность, т. он может быть самим собой в образовательном процессе, свободно проявлять свои потребности и особенности развития. Педагогу необходимо проявлять уважение к личности учащегося и его индивидуальным проявлениям. При этом, нельзя исключать социальные нормы и правила, требования общества к учащемуся. Воспитание должно быть сбалансированным: свобода личности учащегося должна быть ограничиваться свободой других граждан, давая обширное пространство для всестороннего гармоничного развития личности учащегося.
В процессе воспитания, базирующегося на личностно-ориентированном подходе, используются такие приемы и методы, выдвигаются такие требования к личности учащегося, которые способствуют полноценному всестороннему развитию учащегося. При этом, педагог формирует положительное отношение к нему, независимо от каких-то условий и показателей его развития.
Условиями эффективной реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании являются:
- Применение различных вариантов воспитательных технологий и способов осуществления воспитательного воздействия, способствующее раскрытию потенциала учащихся, определению их познавательных и иных интересов, уровня развития, стремлений и потребностей;
- Мотивация к саморазвитию и самосовершенствованию;
- Привлечение учащихся к планированию воспитательного процесса, выбору видов деятельности, мероприятий, методов их организации. Это дает возможность учащимся почувствовать свою значимость и значимость своей деятельности, нужность и важность в конкретной социальной среде – учебном учреждении;
- Педагог должен занять позицию направляющего и стороннего наблюдателя. Необходимо развить у учащихся стремление к собственной активности, раскрытию своего творческого начала и наблюдать, как они реализуют это;
- Выбор методов и направлений деятельности, ориентированных на проявление самостоятельности, принятие решений учащимися, активизацию их творческой инициативы;
- Развитие мотивации к принятию социально одобряемых ориентиров, принципов поведения;
- Создание открытого воспитательного пространства, позволяющего учащемуся самовыразиться и самоутвердиться;
- Развитие навыков самоанализа и самокритики;
- Формирование у учащихся заинтересованности в оценивании своих поступков и поступков других людей, выявлению их мотивов поведения;
- Поощрение учащихся за их успешную самостоятельную работу. Деятельность учащихся, их инициатива должны быть поощрены, чтобы они продолжили свое существование;
- Проведение постоянных обсуждений успехов и неудач учащихся с анализом их итогов и разработкой коррекционных мероприятий, выявлением положительных и отрицательных моментов воспитательного процесса.
Личностно-ориентированное воспитание, прежде всего, ориентировано на мотивацию учащихся к познанию. Без мотивации невозможно полноценное раскрытие личности учащегося, развитие у него адекватной самооценки и творческой самостоятельности.
Принципы личностно-ориентированного подхода
- Принцип направления на развитие личности – подразумевается приоритет сохранения и развития индивидуальности, самоценности и самобытности личности каждого ребенка.
- Принцип проектирования образовательного процесса, основанный на организации индивидуальной деятельности учащихся, направленной на усвоение социально значимых норм и правил существования в современном обществе.
- Принцип постоянного и всестороннего развития личности – направлен на организацию процесса образования, в рамках которого осуществляется не только овладение нормативной деятельностью, но и обогащение индивидуального опыта каждого учащегося, как одного из важнейших источников саморазвития личности.
- Принцип взаимодействия индивидуального опыта ребенка и общественно-исторического опыта, посредством их согласованности между собой.
- Принцип социализации индивидуального опыта учащихся – направлен на организацию сотрудничества между специально организованной педагогом деятельностью и жизненным опытом ребенка.
Таким образом, личностно-ориентированный подход к формированию содержания образования ориентирован на полноценное и всестороннее развитие личности каждого учащегося.
Основой личностно-ориентированного подхода являются два традиционных дидактических принципа, которые и положили ему начало – это принцип учета возрастных особенностей учащихся и принцип индивидуальности воспитания и обучения.
Перспективы дальнейшего распространения
Это необходимая мера в современном образовании. К сожалению, все учебные заведения перевести на нее сейчас невозможно, поэтому концепция остается на уровне утопии.
Многие ученые занимаются разработками методических пособий для учителей, учебников для детей, обучающих программ, которые основаны на личностном подходе. Если динамика не изменится, то в ближайшее десятилетие концепция введется во всех школах, но сейчас она внедряется только в некоторых гимназиях или частных школах.
На сегодняшний день личностный подход является экспериментальным, так как к нему не готовы ни учителя, ни дети, ни родители.
Существующие проблемы и трудности и пути разрешения
Сейчас, к сожалению, есть много трудностей на пути к полному переходу на личностное обучение. В последние годы внедряется новая социальная ситуация, меняются технология обучения, подходы к ученикам и восприятия их. Но, несмотря на это, сейчас невозможно переписать все программы, перевести все учебники и методические пособия за один год на такое обучение. В педагогике есть и другие подходы, которыми нужно пользоваться, чтобы сформировать у ребенка всесторонне развитую личность.
Характеристика личностно-ориентированного подхода в образовании
Личностно-ориентированный подход – это тип обучения, при котором цели и содержание обучения, закрепленные государственным образовательным стандартом и программами обучения, приобретают личностный смысл для учащихся, развивая у них мотивацию учения.
Личностно-ориентированный подход основан на учете индивидуальных особенностей учащихся, рассматриваемых как личности со своими характерными чертами, склонностями и интересами. В соответствии с этим подходом обучение предполагает:
- самостоятельность учеников при обучении, что выражается определением целей и задач курса самими учащимися, а также выбор предпочтительных приемов обучения;
- опора на знания и опыт, имеющиеся у учащихся;
- учет социокультурных особенностей учеников и их образа жизни, поощрение стремления быть самим собой;
- учет эмоционального состояния учеников, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
- целенаправленное формирование учебных умений, характерных тем или иным учебным стратегиям;
- перераспределение ролей учителей и учеников в учебной деятельности: роль учителя ограничивается, ему присваиваются функции помощника, консультанта и советника.
Личностно-ориентированный подход как методика существует уже достаточно давно. Впервые данное понятие начал использовать К. Роджерс, говоря об этом методе обучения, как о принципиально новом. По его мнению, личностно-ориентированный подход позволяет ученику не просто обучаться, а учиться с удовольствием и получать материал, насыщенный информацией и развивающий воображение. Он подчеркивал, что обычно в образовании упор делается на интеллектуальное развитие, а не на личностное.
Личностно-ориентированный подход основан на нескольких принципах:
- принцип вариативности – должны использоваться не однотипные и одинаковые для всех, а различные модели обучения на основании индивидуальных личных особенностей детей и их личного опыта;
- принцип синтеза – технологии, вовлекающие учеников в процесс познания и совместного действия при эмоциональном освоении мира;
- принцип старта – вовлекать детей в такую деятельность, которая им понятна и близка, но при этом предпочтительна, создавать благоприятные условия для дальнейшего изучения учебных предметов.
При этом исследователями отмечено, что при развитии личности воспитанника педагогу следует ориентироваться и на развитие его познавательной сферы, включающей ощущения, восприятие, мышление и память.
Личностно-ориентированный подход в обучении — это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.
Основная и самая главная сложность состоит в том, чтоб в новейших условиях не только суметь сохранить, но и даже усовершенствовать личностно-ориентированный подход в обучении. Образование рассматривается как неповторимая и единственная форма обращения гражданского общества к подрастающему человеку как к личности. Таковой взгляд лежит в основе новейшей философии образования.
Цель личностно ориентированного образования — это создание условий для полноценного становления следующих функций индивида:
- способность человека к выбору;
- умение рефлектировать, оценивать собственную жизнь;
- поиск значения жизни;
- творчество;
- создание образа «Я»;
- ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»).
В личностно-ориентированном образовании обучающийся — это главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Личностно-ориентированное образование предполагает ориентацию на воспитание, образование и развитие всех детей с учетом их личных особенностей (возрастных, физических, психологических, интеллектуальных); образовательных потребностей, расположение учащихся по однородным группам: возможностям, профнаправлению, а также отношение к любому ребёнку как к неповторимой индивидуальности.
Личностный подход базируется на том, что любая личность универсальна и основной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности и создание условий для становления творческого потенциала.
Потому основное интерес направляется на формирование с раннего юношества таких параметров личности, как: внутренней независимости, самодостаточности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции.
На первых порах принципиально важно оценить удачи малыша не в сопоставлении с другими детьми, а сравнивать его сегодняшние удачи с прошлыми, выделяя при этом его развитие. При этом важно отметить старания и стремления ребенка, прилагаемые для достижения хороших результатов в обучении, труде, творчестве. Для большинства детей успех — стимул к предстоящему совершенствованию. Необходимо в детях совершенствовать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать и верить в собственные возможности. Кроме того, следует применять похвалу как средство одобрения. Она пробуждает веру в личные силы, в том числе и у самых слабых детей.
Личностно-ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок считается высочайшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики (уважение к личности, природосообразность обучения, учет особенностей личного развития, добро и ласка, отношение к ребенку как полноправному соучастнику воспитательного процесса).
Воспитание и образование, направленное на личность ребенка, включает в себя:
- отказ от ориентировки на среднего ребенка;
- учет особенностей в учебно-воспитательном процессе;
- прогнозирование личности и проектирование личных программ развития.
Следует отметить идею личного подхода, сущность которого, в том, что в детский сад приходят не просто дети, а дети — личности, со своим миром эмоций, а также переживаниями. Наверное, это и следует в первую очередь учесть преподавателю в своей работе. Он обязан применять и знать эти приемы, в которых любой ребенок ощущает себя личностью, чувствует интерес преподавателя лишь к нему. Вместе с тем он уважаем, его никто не может оскорбить или обидеть.
Принципы применения личностно-ориентированной технологии обучения
Личностно-ориентированная технология обучения основывается на следующих принципах:
- Принцип индивидуальности. Процесс обучения строится на основе учета индивидуальности каждого ребенка: индивидуальных особенностей развития, способностей, возможностей, имеющегося жизненного опыта и навыков. Индивидуальность в ребенке должна быть сохранена и развита.
- Принцип самоактуализации. Процесс обучения должен способствовать удовлетворению потребности ребенка в саморазвитии, проявлению себя и своих возможностей, раскрытию своих природных задатков и творческому развитию.
- Принцип выбора. Процесс обучения носит избирательный характер т.е. учащийся может выбрать его содержание, формы и способы организации, ресурсную базу, направления деятельности.
- Принцип доверительных отношений. Между педагогом и учащимися должны быть установлены партнерские отношения. Нельзя проявлять излишнюю требовательность к учащимся, контролировать каждый их шаг, применять наказания. Ребенок должен чувствовать поддержку в развитии своих начинаний. Необходимо доверять ему, предоставляя право выбора деятельности.
- Принцип субъектности. Ребенок сможет ощутить свою индивидуальность только в том случае, если будет обладать субъектными правами и использовать их в организации учебно-воспитательной деятельности. Ребенок должен осознать себя субъектом процесса обучения.
- Принцип творческого развития. Обучение должно базироваться на развитии творческого потенциала учащихся, использование творческих подходов к решению стандартных задач, раскрытию своих талантов и формированию позитивного отношения к собственному «Я».