Структура личности и её развитие
Концепции структуры Л. отличаются большим разнообразием, что связано с разл. подходами к Л. и методами её изучения. не сводима к своей структуре – наряду с устойчивостью она содержит в себе тенденции к изменчивости, к преодолению любых фиксированных тенденций реагирования. Любые элементы и единицы анализа Л. являются гипотетич. конструктами, создаваемыми исследователями, чтобы объяснить взаимосвязь непосредственно наблюдаемых проявлений личности.
В изучении структуры Л. можно выявить пять исследовательских стратегий: 1) выделение целостных устойчивых типов Л. или её подструктур, восходящее к «Характерам» Теофраста и темпераментам Гиппократа. В 20 в. получили распространение теории Л. , основанные на выявлении типов телосложения (Э. Кречмер), направленности Л. Шпрангер), ведущих психич. процессов (К. Юнг), высшей нервной деятельности (И. Павлов) и др. ; 2) поиск устойчивых измеряемых (прежде всего посредством личностных опросников) характеристик, обусловливающих относит. постоянство поведения во времени и в разных ситуациях, – черт личности, или диспозиций. Возникающие при этом методологич. проблемы связаны с тем, что выделение черт определяется не столько психологич. структурой Л. , сколько структурой языка её описания. В сер. 20 в. развитие этой исследовательской стратегии было связано с применением факторного анализа (Р. Кеттел), позволившего интегрировать данные измерения отд. черт в единую структуру; 3) предложенная в нач. 20 в. Фрейдом психодинамич. стратегия: выделение «глубинных» элементов Л. , обусловливающих индивидуальную направленность поведения, субъективный характер отношения к миру. Получили разработку проективные методы изучения Л. , основанные на анализе своеобразного восприятия субъектом неоднозначных объектов и ситуаций. В дальнейшем предпринимались попытки описания структуры Л. в терминах таких элементов, как мотивы, комплексы, защитные механизмы личности, смыслы, личностные конструкты (Дж. Келли), отношения; 4) интроспективная стратегия, основанная на феноменологич. описании Я, которое открывается при самоанализе – интроспекции (работы У. Джеймса, многочисл. исследования Я-концепции, образа Я, самооценки и др. аспектов идентичности); 5) стратегия изучения механизмов субъектности, саморегуляции и самодетерминации, оформившаяся лишь в кон. 20 в. Её предметом служат выбираемые субъектом стратегии объяснения событий и регуляции собств. действий, в частности локус контроля, атрибуция успехов и неудач, стратегии совладания и др. установки, лежащие в основе таких проявлений Л. , как оптимизм, ответственность, автономия, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и т.
Исторически появлению в человеческом обществе Л. как субъекта социальной деятельности предшествует этап развития, на котором жизнедеятельность индивидов всецело определяется системой внешних для них социальных регуляторов – ценностей, норм, запретов и т. , выработанных родом, семьёй, общиной. Становление Л. связано с обособлением индивидов в своей деятельности от социального целого. В этом процессе происходит интериоризация и индивидуальное преломление социальных регуляторов, превращение их в регуляторы внутриличностные, становление индивидуально-избирательного отношения к действительности, находящего выражение в формировании целостной смысловой перспективы жизненного мира, которая и становится основанием деятельности индивида.
Развитие Л. в онтогенезе переплетается, но не совпадает с биологич. созреванием и со становлением позиции человека в системе социальных отношений (социальным взрослением). Начало его связано с выделением ребёнка из симбиотич. диады ребёнок – родитель. В дальнейшем процесс становления автономной Л. имеет два поворотных пункта: в младшем дошкольном возрасте, когда у ребёнка появляется осознание своего Я и своей способности противостоять внешнему давлению, ощущение себя субъектом своих действий («первое рождение личности»), и в подростковом возрасте, когда складывается самосознание, жизненная философия, формируется способность самому строить свою жизнь и свой характер в соответствии с индивидуальным представлением о себе и собств. системой ценностей («второе рождение личности»). Формирование способности к саморегуляции и самодетерминации и определяет в целом развитие личности.
Социальные типологии личности
Особенности формирования личности объясняются не только психологией, но и воздействием культуры, истории, социально-экономических условий жизни.
Эрих Фромм, немецко-американский психолог, изучал вопрос развития личности с конца Средневековья и пришел к выводу, что изоляция, одиночество, отчужденность являются неотъемлемой частью жизни человека, и что каждый исторический период, когда человечество боролось за свою свободу и развитие, по-своему оказывал влияние на формирование поведения и установок.
На основании своих наблюдений он выделил пять типов социального характера:
- Рецептивная ориентация: люди такого характера недооценивают свой потенциал и считают, что не могут быть источником чего-то хорошего. Они зависят от мнения окружающих, несамостоятельные и постоянно нуждаются в одобрении и похвале. Позиция такой личности – быть любимым, а не любить.
- Эксплуататорская ориентация: такие люди всегда и во всем ищут выгоду для себя. Они добиваются целей силой и сообразительностью и нередко готовы пойти на обман и заимствование чужих идей ради успеха.
- Стяжательская ориентация: эти личности очень зависимы от материальных благ, их еще называют «накопителями», ведь чем больше вещей у них есть, тем спокойнее они себя чувствуют. При этом они не любят тратить деньги, постоянно думают о прошлом, а что-то новое вызывает у них страх.
- Рыночная ориентация: а здесь речь идет о постоянном стремлении к финансовому успеху и поиске коммерческой выгоды. Именно для этого люди с подобным характером устанавливают какие-либо связи. Им важны престиж и власть, они ярко демонстрируют свои личностные черты, чтобы выглядеть «дороже» в глазах других.
- Плодотворная ориентация: данный тип характера, по мнению ученого, является конечной целью в развитии человека. Такие люди спокойны, честны, независимы, склонны к социально-полезным поступкам.
Эдуард Шпрангер, немецкий философ жизни, педагог, психолог, в своей книге «Жизненные формы» выделил шесть основных типов личности, каждый из которых отличается восприятием реальности, ценностями, мотивацией и т. Вот они:
- Теоретический человек: высшая форма деятельности для него – познание. Ему важно быть независимым от конкретных целей, остальные ценности отходят на второй план.
- Экономический человек: ему важно извлекать из всего пользу для достижения своих целей, поэтому он экономит ресурсы.
- Эстетический человек: высшая ценность личности – гармония и эстетика, внешний мир оценивается с точки зрения изящества и соответствия ситуации.
- Социальный человек: любовь – главный принцип его жизни, при этом она должна нести религиозный смысл.
- Властный человек: преобладание над другими – господствующая цель личности. Он сторонится всяких ограничений, а безграничная фантазия помогает реализовать глобальные проекты, которые приносят ему известность.
Эдуард Шпрангер считал, что воспитание ребенка должно основываться на понимании, к какому типу ориентации он относится. Исходя из этого, педагог должен закладывать в воспитанников определенные жизненные ориентации.
Историческое развитие понятия личности
В классич. латыни слово «Л. » (persona) обозначало прежде всего «маску» (ср. рус. «личина») – слепок с лица предка, ритуальную маску и театральную, исполняющую роль резонатора, служащего для усиления звука голоса; связанная с этим традиция возводить данное слово к глаголу personare – «громко звучать» несостоятельна с лингвистич. точки зрения, т. гласный «о» в этих словах имеет разл. долготу. В Средневековье это слово интерпретировали как «звучать через себя» (per se sonare) – персоной, т. , является тот, кто обладает собств. голосом (Bonaventura, 2 Sent. 3, p. 1, а. 2, q. популярная ср. -век. этимология, ложно приписываемая Исидору Севильскому, – per se una (единая сама по себе). Совр. исследователи возводят это слово к этрусскому fersu (маска), по-видимому, восходящему к греч. πρόσωπον (лицо, передняя часть, маска).
Persona является фундам. понятием рим. юриспруденции (наряду с «вещью» и «действием»), обозначая человека как индивида, занимающего конкретное положение в социуме, в то время как homo (человек) обозначает его как экземпляр вида, a caput (голова) – как единицу, облагаемую податями или несущую воен. обязанность. В таком смысле слово persona употребляется у Цицерона, который различает четыре «личины», возложенные природой на человека: он обладает «разумом и сознанием», т. признаками человеческого рода, относится к определённому типу характера, живёт в конкретной среде в определённых обстоятельствах и избирает некую профессию или же образ жизни; при этом каждый «должен быть верен своей натуре» (трактат «Об обязанностях», кн. I, 109–120). Марк Аврелий призывал каждого создать свою собств. персону.
В контексте тринитарных споров в христианском богословии слово persona впервые было употреблено Тертуллианом (Adv. Praxean), в его формуле триединства tres personae – una substantia («три лица – одна субстанция»). В напряжённых богословских дискуссиях, важными вехами которых стали Никейский (325) и Халкидонский (451) соборы, выработалась окончат. формула: «единство (Бога) в трёх лицах и одно лицо (Христа) в двух природах (человеческой и божественной)» (в греч. традиции в данном контексте использовалось слово ипостась, значительно реже – πρόσωπον). Боэций в христологич. трактате «Против Евтихия и Нестория» дал определение Л. , надолго ставшее классическим: «индивидуальная субстанция разумной природы» (naturae rationalis individua substantia). Ришар Сен-Викторский, считая определение Боэция не вполне адекватным, поскольку субстанция отвечает на вопрос «что?», а личность – на вопрос «кто?», дал такое определение: «несообщаемое существование разумной природы» (intellectualis naturae incommunicabilis existentia). Александр Гэльский на основании деления сущего на физическое, рациональное и моральное провёл различие соответственно между субъектом, индивидом и личностью: каждая Л. есть индивид и субъект, но только обладание особым достоинством делает субъект личностью. Фома Аквинский, провозгласивший Л. «тем, что является наиболее совершенным во всей природе», считал существенным для Л. быть господином своих действий, «действовать, а не приводиться в действие» (S. I, 29, 3 и 1).
В философии и культуре Возрождения Л. стала отождествляться прежде всего с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего, что захочет.
В центре концепции Л. у Дж. Локка – феномен самосознания, сопровождающего всякий акт мышления и обеспечивающего тождество Я благодаря способности Л. вспоминать о своих предшествующих состояниях. Для И. Канта, давшего обоснование понятия Л. в сфере практической философии, Л. основана на способности человека действовать в соответствии с универсальным моральным законом, что даёт ей свободу по отношению к механизму природы; она есть не средство, а «цель сама по себе», и требование относиться к человеку в соответствии с этим – высший этич. принцип Канта. Фихте выделил отношение с Другим как конститутивное для Л. : «сознание Я» и «бытие личностью» могут возникнуть, только если Я затребовано к действию Другим, противостоящим Я по праву своей свободы. Гегель развивал эту идею Фихте в своём анализе отношений «господина» и «раба» в «Феноменологии духа», согласно которому бытие личностью предполагает признание, исходящее от Другого. Понимание Л. как неповторимой индивидуальности (см. Индивид), восходящее к учению Г. Лейбница о монадах, стало одной из основополагающих идей нем. романтизма (Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер и др.
В феноменологии нач. 20 в. рассматривается как единство непосредств. переживания и соответственно как исходный пункт интенциональных актов (Э. Гуссерль), как центр осуществляемых ею многообразных актов – не только познавательных, но прежде всего волевых и эмоциональных, в конкретном сцеплении которых и реализуется бытие личности (М. Шелер).
В связи с осмыслением процессов деперсонализации в массовом обществе 20 в. традиц. концепция Л. была поставлена под вопрос (бессознательное как источник человеческих действий, «бегство от свободы» и социальной ответственности – в разл. версиях психоанализа, «смерть субъекта» в постмодернизме и т. В философии экзистенциализма проявления Л. связываются с «пограничными» (К. Ясперс), или предельными, ситуациями – осознания конечности бытия, борьбы и страдания, близости смерти, необходимости принимать жизненно важные решения, когда человек обретает способность брать на себя ответственность. Представители персонализма (Э. Мунье, Н. Бердяев, Ж. Маритен, П. Рикёр и др. ) рассматривали Л. в её деятельном выражении в труде, творчестве, общении и любви. Тезис Р. Декарта «Мыслю, следовательно, существую» Мунье переформулировал как «Люблю, следовательно, существую». Согласно Маритену, человека в его повседневном бытии, в ситуации отпадения от Бога можно рассматривать лишь как объект; только обращение к Богу позволяет вместить всё многообразие человеческой Л. В т. диалогической философии (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси, Г. Марсель, Э. Левинас, М. Бахтин) Л. возникает в процессе межличностного диалога, ведущегося между Я и Ты, в противовес субъект-объектному отношению Я – Оно, при этом в качестве Ты выступает как другой человек, так и Бог («вечный Ты»). Взаимоотношение разл. порождает особое межличностное единство – Мы. Человек, связанный лишь с миром вещей и идеологем – миром Оно, утрачивает личностное бытие. Принципиальная ответственность за Другого, без расчёта на взаимность, – это то, что делает человека Л. и моральным существом (Левинас).
Проблема Л. занимает важное место в совр. политич. и социальной теории. Так, Дж. Ролз видел основу справедливого общества в признании автономии личности, имеющей свободу и право реализовывать собств. представления о благе. Хабермас разрабатывает теорию универсального коммуникативного сообщества, построенного на уважительном и толерантном взаимодействии личностей и исключающего манипуляцию ими.
Понятие личности в философии
Этимология слова «личность» в русском языке связана с терминами «лицо» и «лик».
В то же время понимание сущности личности связано с рядом ее структурных качеств – деятельностью, психической направленностью, сознательной ориентированностью, индивидуальной культурой (знаниями, умениями и установками).
Под личностью понимают человека, который оценивается не только с позиции его базовых свойств (качеств), но и со стороны его духовных, социальных и физиологических особенностей.
в данном контексте мы можем рассуждать о мере самой личности, проявляющейся в ее свойствах и особенностях и выражающейся в деятельности и различных общественных позициях. Наиболее часто встречается сочетание достоинств и скрытых наклонностей человека, что прямо и косвенно определяет протекание разных общественных явлений и процессов. Если мы говорим о мере личности, то можно связать и охарактеризовать такие социальные явления как диктатура и гуманизм, конформизм и авантюризм, революция и террор и т. Также в этом случае можно определить и классификацию личности. Например, с данной целью методологически возможно использовать персоны В. Ленина и императора Николая II, Фрунзе и Врангеля, Гитлера и Сталина, Ельцина и Хрущева и др.
Самое важное качество человека как личности – это его целеполагающая деятельность. Личность – это активно действующий социальный субъект, который может изменить среду своего обитания. Также личностью является мыслящий (обладающий интеллектом и функциональным сознанием) и психически здоровый человек, у которого есть своя культура. Данные качества неразрывно связаны между собой. Поэтому личностью является не только носитель общественных отношений, но и человек, оказывающий обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными свойствами, особенностями и способностями, интеллектом и опытом, профессионализмом и организованностью, а также своей собственной культурой.
Вне зависимости от того, следует ли индивид мнению большинства или же предпочитает выяснять все самостоятельно эмпирически, в каждом отдельном случае он демонстрирует персональную позицию человека, которая соответствует его пониманию реальности вместе с условиями бытия.
Личность является общественно и социально-деятельным и индивидуально неповторимым человеком.
Суть и понятие
В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.
Также существуют и другие научные определения личности. Например, его роли в обществе, опыта и знаний. Это человек, несущий полную ответственность за свою жизнь, контролирующий свой выбор и обладающий чувством ответственности за совершенные поступки.
Таким образом, личность — это совокупность привычек, которые вырабатывались годами, и предпочтений человека, его эмоциональный настрой и жизненный тонус, социокультурный опыт и накопленные на протяжении долгих лет жизни знания. Это уникальный набор черт и особенностей человека на психологическом и физиологическом уровнях. Также это человеческий архетип, определяющий повседневное поведение и связь между обществом и природным миром. Кроме того, личность идентифицируется в аспекте проявления «поведенческих масок», созданных под разные жизненные ситуации и группы общественного взаимодействия.
Личность является относительно устойчивой системой поведения индивида, стержень которой — самооценка, созданная на основе оценочных суждений других людей и оценивании человеком своего окружения.
У понятия личность не существует строгих границ или рамок: в быту под ней понимают, например, характер всего человека в целом
С термином «личность» неразрывно связаны ещё два психологических понятия — индивид и индивидуальность. Под первым понимается отдельно взятый человек, обладающий совокупностью качеств, как врождённого, так и приобретённого характера. Индивидуальность же — система особенностей и эксклюзивных черт, по которым можно отличить одного человека от другого. Именно от неё, внутренней неповторимости, зависит личностная уникальность и склад человеческой психики.
Несмотря на схожесть определений, их нельзя отождествлять или приравнивать друг к другу, ведь и тот, и другой термин описывает отдельные аспекты жизни человека. В то же время и чрезмерно отдалять понятия друг от друга тоже было бы неправильно. Ведь каждый из людей многогранен, его невозможно рассматривать исключительно с одной стороны, словно видимую сторону Луны.
Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:
- Низший. Врожденные свойства психики, а также те, которые обусловлены возрастом, полом и физиологическими особенностями.
- Второй. Особенности восприятия, мышления и поведения, формирующиеся под влиянием факторов первого уровня.
- Третий. Личный опыт, включающий приобретенные знания и навыки. Формирование этого уровня зависит от социального взаимодействия и жизненного опыта.
- Высший. На высшем уровне находятся принципы, идеалы, самооценка, желания, интересы и прочее «личное». Именно этот уровень определяет внутреннее содержание человека.
На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.
Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.
Способности
В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:
- простейшие – базовые способности, обеспечивающие основные функции организма (умение дышать, ходить);
- сложные – приобретенные способности (умение говорить, рисовать, играть на фортепиано);
- общие – способности, которые есть у каждого человека, но у кого-то выражены заметно лучше, чем у других (например, музыкальный слух или хорошая память);
- специальные – редкие способности, требующие таланта или сложного обучения (например, умение писать музыку);
- теоретические – умение производить сложные расчёты в уме и решать сложные творческие задачи;
- практические – умение успешно решать различные задачи в повседневной жизни;
- коммуникативные – умение договариваться и располагать людей к себе;
- предметно-деятельные – умение взаимодействовать с различными предметами, использовать подручные средства для решения задач.
Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной. При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи. Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.
Воля
Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:
- умение преодолевать трудности;
- способность принимать обдуманные решения, избегая импульсивных;
- умение целенаправленно двигаться к долгосрочным целям;
- способность ограничивать свои слабости и желания;
- умение планировать и действовать согласно плану;
- ощущение морального удовлетворения при продвижении к цели.
Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.
Характер
Термином «характер» в психологии обозначают особенности взаимодействия индивида с близкими людьми и социумом. Характер представляет собой важную часть личности и формируется в процессе её созревания. Черты характера принято делить на 5 групп:
- волевые (целеустремленность, упорство, уступчивость);
- деловые (ответственность, добросовестность, склонность к прокрастинации);
- коммуникативные (открытость, вежливость, грубость);
- мотивационные (качества, мотивирующие и направляющие нас);
- инструментальные (качества, формирующие стиль поведения).
Темперамент
Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:
- Меланхолический. Меланхолики очень ранимы и впечатлительны, они сдаются, едва столкнувшись с первой преградой на пути к цели. Также им свойственны частые перемены настроения.
- Холерический. Холерики более жизнерадостны и целеустремленны, чем меланхолики, и всё же они не особо позитивны. Они часто раздражаются, демонстрируют высокий уровень токсичности, не сдерживают свою эмоциональность. Как правило, холерик сам не осознаёт, насколько неприятным бывает в общении, и не замечает, что обидел кого-то.
- Флегматический. Флегматики обычно ведут себя спокойно и уравновешенно. Они не особо активны и предпочитают наблюдать за событиями со стороны. Также они консервативны, зато очень усидчивы, благодаря чему отлично справляются с большими объемами рутинной работы.
- Сангвинический. Самыми положительными среди всех являются сангвиники. Они в меру активны, оптимистичны и жизнерадостны. Они не настолько энергичны, как холерики, но благодаря своему оптимизму и позитивному восприятию окружающей действительности, как правило, добиваются гораздо больших успехов.
Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.
Эмоции
Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:
- простейшие – эмоции, связанные с удовлетворением базовых потребностей, находящихся на первой ступеньке пирамиды Маслоу;
- настроение – текущее эмоциональное состояние, обусловленное внешними обстоятельствами и внутренними факторами;
- аффекты – мощные и плохо контролируемые эмоциональные всплески, возникающие в критических ситуациях;
- чувства – переживания, связанные с определенным человеком или объектом (привязанность, любовь, злость, зависть, раздражение, ностальгия).
Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.
Мотивация
Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:
- мотивы – психологические причины, заставляющие человека целенаправленно осуществлять определенные действия;
- стимулы – внутренние и внешние факторы, подталкивающие индивида к достижению определенной цели;
- потребности – состояния, при которых человек чувствует, что ему чего-то не хватает;
- побуждения – стремления к определенным целям, которые индивид сам не осознаёт;
- намерения – продуманные действия, которые индивид собирается осуществить для достижения определенной цели.
Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.
Личность
Личность – это понятие, используемое в первую очередь в психологии. Это субъект, обладающий самосознанием, эмоциональными переживаниями и способностью к познанию. Личность формируется исключительно в процессе социализации, и её основные свойства проявляются во взаимодействии с другими личностями. С точки зрения психологии, одним из ключевых свойств личности является способность играть определённую роль, соответствующую ожиданиям окружающих.
Основными характеристиками личности являются её потенциалы:
- творческий – способность целенаправленно создавать материальные и нематериальные ценности;
- познавательный – способность и стремление учиться;
- коммуникативный – способность взаимодействовать с другими личностями и развиваться за счёт этого взаимодействия, сохраняя при этом собственную идентичность;
- ценностный – система ценностей, идеалов, стремлений и убеждений, приобретаемая личностью в процессе социализации;
- художественный – уровень художественных потребностей личности, проявляющийся как в создании, так и в потреблении произведений искусства.
Основой развития личности считается её способность контролировать свою жизнь, принимать волевые решения и действовать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не сиюминутными желаниями. Человека, который прекрасно справляется с этим, называют сильной личностью.
Очевидно, что пятилетний ребёнок не может быть сильной личностью. Он ещё не понимает, почему и ради чего он должен отказывать себе в сиюминутных удовольствиях. Кроме того, у него ещё не выработалась ответственность, поскольку он не представляет, насколько тяжелыми могут быть последствия безобидного, на первый взгляд, поступка.
Бывает и так, что вполне взрослый человек не является зрелой личностью. Он подчиняется желаниям и не может подчинить их своей воле. При этом он не обязательно является таким уж повесой. Это может быть порядочный человек с хорошим образованием и работой, личность которого всё ещё находится в стадии формирования.
Становление личности – это весьма длительный процесс, включающий 4 ключевых элемента:
- выбор социальных ролей и связанных с ними функций.
- осознание правил поведения, действующих в обществе.
- умение строить отношения и другие социальные навыки.
- способность принимать решения и отвечать за их последствия.
Человека, являющегося сформировавшейся личностью, легко заметить. Как правило, он является достаточно самостоятельным и не беспокоится о том, что про него подумают, поэтому не особо старается соответствовать ожиданиям окружающих. Но это отнюдь не мешает ему вести себя достойно. Благодаря такому сочетанию окружающие часто выбирают таких личностей в качестве примера для подражания.
Определение понятия «личность» в психологии
Однозначного определения понятия «личность» с позиции психологии пока не существует, поскольку термин этот сложный и многогранный. Наиболее популярна следующая трактовка: личность — это отдельный человек со своим уникальным набором психологических свойств.
Существуют и разные другие определения личности в психологии. Например, специалисты по социальной психологии дают определение личности, как субъекту с теми или иными знаниями, опытом, привычками, то есть, рассматривают ее не отдельно, а в контексте.
Кроме того, личность — это то определение, которое в психологии тесно переплетается с двумя смежными терминами: индивид и индивидуальность. Похожесть этих понятий, с одной стороны, делает проблему четкого определения личности в психологии еще более острой. А с другого ракурса, позволяет рассматривать человека сразу с нескольких позиций и сформировать о нем наиболее полное и подробное представление.