- Начало профессиональной работы
- Формирование индивидуума
- Ученый, учитель, человек», часть 1
- Краткая биография А. Леонтьева
- Отец. Профессиональная деятельность
- Институтские годы
- Ученый, учитель, человек», часть 2
- Семья Леонтьевых
- Иерархия деятельности
- Истинная личность
- Психолингвистика
- Личность как особая реальность
- Структура личности
- Отличие понятий
- Феномен «горькой конфеты»
- Переход от лингвистики к педагогике
- Детство
- Ученый, учитель, человек», часть 3
- Достойная смена
- Развитие личности
- Параметры развития личности
Начало профессиональной работы
Алексей Алексеевич успешно окончил университет по специальности «языковедение» в 1958 г. Его выпускная дипломная работа была высоко оценена преподавателями и стала основой для 2 публикаций. Результатом такой работы послужило предложение должности преподавателя в Институте языковедения Академии наук СССР.
За время работы стал автором и соавтором публикаций, которые отличались разнообразием направлений. Кроме того, к 1963 г. защитил кандидатскую по общелингвистическим взглядам Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ.
Многим известен знаменитый психолог и специалист по психолингвистике, автор многочисленных работ, в значительной мере повлиявших на развитие отечественной науки, Алексей Алексеевич Леонтьев. Биография этого выдающегося ученого довольно насыщенная, как и его профессиональная деятельность. Он прошел длинный научный путь от филологии к психологии и педагогике.
Получив основное филологическое образование, А. Леонтьев тяготел к междисциплинарному пространству в области гуманитарных знаний. Со временем центральной проблематикой его исследований стала тема общения, рассматриваемая им как общетеоретическая и имеющая влияние на другие смежные с психологией дисциплины.
Леонтьев является одним из первых российских исследователей из числа занимавшихся разработкой теории «Педагогического общения» в дидактике. Несмотря на огромное количество собственных известных науке трудов (около 900 работ и 30 книг), Алексей Алексеевич стал первопубликатором некоторых работ таких известных ученых, как И. Бодуэн де Куртенэ, Л. Выготский, Е. Поливанов, А. Леонтьев и Л. Якубинский.
Приверженцы концепции деятельностного подхода многое время спорили по поводу психологической структуры личности в нем.
Включив в структуру личности большое количество различных элементов, таких как особенности темперамента, характера, психических процессов, психологи получили слишком сложную модель большой размерности. По этой причине необходимо было найти такую структуру, которая и получит теоретическое обоснование, и будет пригодна практически.
Если говорить кратко, теория Леонтьева заключалась в том, что структура личности человека исходит не из его генов, задатков, знаний, навыков. Ее основой служит предметная деятельность, а именно механизм взаимоотношений с окружающей средой, которые реализуются через иерархию различных деятельностей.
Человек находится в определенных общественных отношениях. Какие-то из них – ведущие, а какие-то – подчиненные. Ядро личности, таким образом, включает иерархическое представление этих деятельностей, которое, в свою очередь, не зависит от того, в каком состоянии находится организм человека.
Основные параметры структуры личности составляют:
- многообразие отношений индивида с миром сквозь призму разнообразных деятельностей;
- степень иерархичности связей с миром и деятельностей;
- обобщенная структура связей субъекта с окружающим миром, образуемая внутренними соотношениями главных мотивов в совокупности деятельностей.
Объективные обстоятельства образуют личность через совокупность деятельностей. Индивидуум развивается только посредством созидания, а не потребления.
14 января 2021 года празднуется 85 лет со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева, доктора психологических наук, доктора филологических наук, профессора кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова. Алексей Алексеевич был ректором Института языков и культур им. Толстого, генеральным секретарем Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков, членом Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации.
В исследовании «Научное наследие А. Леонтьева», которое стало лауреатом Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2017 года в номинации «Проект года в психологической науке», личность и научная деятельность Алексея Алексеевича Леонтьева анализируется через устные истории. На основе видеоинтервью был создан фильм «А. Леонтьев: ученый, учитель, человек».
Дмитрий Алексеевич Леонтьев, доктор психологических наук, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии, личности и мотивации, профессор департамента психологии факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», так говорит об Алексее Алексеевиче:
«Сегодня ощущается нехватка его в нашем научном сообществе, потому что много сил, которые раздирают сообщество. Большую интенсивность приобрели силы, разъединяющие, раздирающие, растаскивающие и порождающие конфронтации между разными людьми и группами людей. А Алексею Алексеевичу всегда была присуща соединительная направленность: он всегда был мастером и гением общения, потому что соединял людей, подходы, взгляды и противился всему тому, что людей разъединяет».
Сергей Николаевич Ениколопов, кандидат психологических наук, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова, замечает:
Вадим Артурович Петровский, доктор психологических наук, научный руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», подчеркивает:
Формирование индивидуума
Теория личности у Леонтьева выделяется абстрактностью.
Она формируется посредством общественных отношений, то есть «производится». Леонтьев был приверженцем марксистского постулата о том, что личность выступает как совокупность общественных отношений.
Психологическое изучение данной концепции начинается с деятельности человека, в то время как понятия «действие», «операция» являются характеристиками деятельности, а не индивидуума.
Ученый, учитель, человек», часть 1
Представлены интервью следующих научных деятелей:
- Асмолов Александр Григорьевич — академик РАО, доктор психологических наук, профессор;
- Леонтьев Дмитрий Алексеевич — доктор психологических наук, профессор;
- Лекторский Владислав Александрович — академик РАН, доктор философских наук, профессор;
- Соколова Елена Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент;
- Ждан Антонина Николаевна — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор;
- Фаликман Мария Вячеславовна — доктор психологических наук;
- Шилко Роман Сергеевич — кандидат психологических наук, доцент;
- Патяева Екатерина Юрьевна — кандидат психологических наук;
- Кабардов Мухамед Каншобиевич — доктор психологических наук, профессор;
- Ениколопов Сергей Николаевич — доктор психологических наук, профессор;
- Шмелев Александр Георгиевич — доктор психологических наук, профессор.
Краткая биография А. Леонтьева
Леонтьев Алексей Николаевич является знаменитым представителем психологии периода 1940–70-х годов в СССР. Он внес огромный вклад в развитие отечественной психологической науки: создание отделения психологии на факультете философии, а затем и самого факультета психологии в Московском университете. Леонтьевым написано большое количество научных работ, книг.
Алексей Николаевич Леонтьев родился в 1903 году в Москве. Учился в Московском университете. Изначально увлекался философией, так как имел тягу всесторонне оценивать события, происходившие тогда в стране. Однако затем, по инициативе Г. Челпанова, Леонтьев написал свои первые научные труды по психологии: работу о Спенсере и реферат на тему «Учение Джеймса об идеомоторных актах». Первые публикации продолжали исследования Лурия на тему аффектов, сопряженной моторной методики и выполнялись в соавторстве с ним.
После некоторого числа подобных публикаций в 1929 году Леонтьев начинает работать в культурно-исторической парадигме Выготского. В 1940 году защитил диссертацию в двух томах «Развитие психики». Первый том включал анализ возникновения чувствительности с теоретическим и практическим обоснованиями, который затем вошел в книгу «Проблемы развития психики». За эту книгу Леонтьев получил Ленинскую премию. Второй том написан о том, как развивается психика в животном мире. Главные постулаты были затем посмертно изданы в сборнике научного наследия Леонтьева «Философия психологии».
Изучать и публиковать материалы по вопросу личности Леонтьев начал с 1968 года. Окончательные его идеи о концепции личности были положены в основу его главной работы «Деятельность. Сознание. Личность», которая относится к 1974 году.
Отец. Профессиональная деятельность
Отец – выдающийся российский психолог Алексей Николаевич Леонтьев. Биография А. Леонтьева чрезвычайно насыщена научной деятельностью. Под руководством Льва Семеновича Выготского (1896-1934) совместно с Александром Романовичем Лурия (1902-1977), с которыми Леонтьев познакомился в Институте психологии, придя на работу после окончания МГУ, они разработали известную культурно-историческую теорию и проводили многочисленные экспериментальные исследования, направленные на изучение механизмов формирования психологических процессов.
В совместной работе с ними, а также с рядом других коллег он детально прорабатывал проблематику взаимосвязи практической деятельности и сознания, понимания, общения через деятельность. Таким образом, в 30-е годы он сформировал общепсихологическую концепцию деятельности, которая и по сей день оказывает большое влияние на развитие теоретических направлений в психологии как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Таким образом, А. Леонтьев по праву считается создателем обширной научной психологической школы и многочисленных трудов, оказавших влияние не только на развитие психологии, но и педагогики, философии, культурологи, других гуманитарных наук. Знаменитая научная работа, которую опубликовал в 1975 старший Алексей Леонтьев, «Деятельность. Сознание. Личность», является обобщающим трудом по теории деятельности.
Институтские годы
По словам самого Алексея Алексеевича, еще в 1953-м, когда он окончил школу, было абсолютно понятно, что заниматься наукой – его истинное призвание. Среди всевозможных вариантов для поступления он рассматривал разные гуманитарные науки и даже органическую химию.
Как вспоминает Леонтьев А. , психология, несомненно, была среди тех наук, которые его привлекали. Но поступать на этот факультет он не стал. Конечно, одной из основных причин послужило то, что его отец заведовал кафедрой психологии в МГУ им. Ломоносова. Как специальность в прочих учебных заведениях психология либо отсутствовала, либо только начинала появляться. Поэтому А. Леонтьев выбрал факультет филологии.
Ученый, учитель, человек», часть 2
- Тарасов Евгений Федорович — доктор филологических наук, профессор;
- Уфимцева Наталья Владимировна — доктор филологических наук, профессор
- Зимняя Ирина Алексеевна — академик РАО, доктор психологических наук, профессор;
- Ахутина Татьяна Васильевна — доктор психологических наук, профессор;
- Глозман Жанна Марковна — доктор психологических наук, профессор;
- Усачева Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук;
- Ильясов Илья Имранович — доктор психологических наук, профессор;
- Карабанова Ольга Александровна — доктор психологических наук, профессор;
- Бунеев Рустэм Николаевич — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
Семья Леонтьевых
14 января 1936 у Леонтьевых родился сын Алексей. Его семья – мать Маргарита Петровна (1905-1985), отец Алексей Николаевич (1903-1979) и его родители, Александра Алексеевна и Николай Владимирович, тогда жили в Москве.
По словам их друзей, отношения в семье были очень теплыми. Это касалось как отношений с родителями Алексея Николаевича, так и супругов между собой. Маргарита Петровна посвятила свою жизнь семье и поддержке своего великого супруга, являлась для него надежным тылом и опорой до последнего дня его жизни.
Иерархия деятельности
Далее Леонтьев развил концепцию С. Рубинштейна о внешнем, которое реализует себя посредством внутренних условий. Имеется в виду, что если человек владеет активностью, то внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет.
Личность развивается в процессе взаимодействия большого числа деятельностей, которые взаимосвязаны отношениями иерархии и выступают как совокупность иерархических отношений.
Тема психологической характеристики этой иерархии остается открытой. Чтобы интерпретировать иерархию деятельностей в рамках психологии, А. Леонтьев оперирует терминами «потребность», «эмоция», «мотив», «значение», «смысл».
Деятельностная теория Леонтьева некоторым образом изменяет смысл этих понятий и общепринятые аналогии между ними.
Мотив приходит на смену потребности по причине того, что до удовлетворения потребность не имеет предмета и поэтому нужно его выявить. После выявления потребность обретает свою предметность. В то же время представляемый, мыслимый предмет делается мотивом, а именно обретает свою побуждающую и направляющую деятельность. Таким образом, когда человек состоит в контакте с предметами и явлениями окружающего его мира, он познает их объективное значение. Значение, в свою очередь, — это обобщение действительности, и оно соотносится с миром объективно-исторических явлений. Вот как иерархия деятельностей становится иерархией мотивов.
Леонтьев развил дальше концепцию Выготского. Теории Леонтьева и Выготского (на фото ниже) на первый план выдвинула определяющее влияние социального фактора на личность, при этом сводя к минимуму значение унаследованного, естественного фактора.
Однако в противоположность Выготскому, психологическая теория Леонтьева развивала далее деятельностную концепцию Рубинштейна. В чем состояла его основная задача?
Оценить ключевую идею теории личности у А. Леонтьева можно, опираясь на главную критическую задачу, которую он решал. Она заключалась в усвоении натуралистического понимания личности и низших психических функций, которые перестраиваются путем овладения ими. В связи с этим Леонтьев не мог включить в ее строение природный компонент, так как он не может быть экзистенциальным, эмпирически существующим. Вероятно, Леонтьев все сложившиеся в те времена отечественные концепции рассматривал как натуралистические, хотя они действительно содержали интерпретацию формирования сущности личности.
Истинная личность
Существуют случаи, когда личность так и не возникает, отсюда выделены критерии истинной личности:
- Нацеленность на собственное мировоззрение и активное функционирование согласно ему.
- Является участником жизнедеятельности общества.
- Имеет своей целью изменение или поддержание принципов человеческой жизни согласно своим ценностным ориентациям.
Мы кратко разобрали основные концепции теории Леонтьева.
Психолингвистика
Помимо выдающихся филологических способностей и знаний, Алексея Алексеевича привлекали и другие гуманитарные науки. Его работы подтвердили, что Алексей Леонтьев – психолог, психолингвист и педагог. Его основной темой того периода научной работы стала психолингвистика (книга вышла в 1967-м). Тогда же был основан психологический факультет в МГУ, где был введен одноименный предмет. Помимо этого курса, который Алексей Алексеевич преподавал всю оставшуюся жизнь, он разрабатывал и читал также другие дисциплины психологической, социально-психологической, психолингвистической, педагогической, криминалистической и прочих направленностей.
Алексей Алексеевич стал доктором философских наук в 1968-м. Следует также отметить, что выходу данной докторской диссертации по психолингвистическому моделированию речи предшествовали 9 монографий разных тематических направлений, которые не теряют своей актуальности и в наше время. Докторская степень позволила Алексею Алексеевичу в 1969 г. организовать психолингвистическую исследовательскую группу на базе Института языкознания.
Область интересов этого выдающегося ученого довольно велика, однако объединяющей проблематикой для него стала проблема общения. Леонтьев видел в ней общетеоретический аспект, который проявляется во многих гуманитарных науках. Результатом его многочисленных трудов и исследований стало выдвижение многоуровневой междисциплинарной теории общения человека и книга по психологии общения, опубликованная в 1974 году.
Личность как особая реальность
В теории развития у Леонтьева личность выходит за границы понятия психики в область взаимосвязей с миром. Она представляет собой некую особую реальность, это не обычное биологическое образование, а высшее, историческое по своей сущности образование. При этом человек не является личностью изначально, с самого рождения. Она развивается вместе с субъектом в течение всей его жизни и впервые проявляется, когда он вступает в общественные отношения.
Структура личности
Личность в теории Леонтьева наделена строением. Появляясь постепенно, она проходит становление в течение всей жизни. В связи с этим отдельно существует строение индивида и строение личности, которая характеризуется процессом дифференциации деятельностей.
Личность имеет следующие характеристики:
- Множество действительных отношений человека, которые наполняют его жизнедеятельность. Они составляют реальную основу личности. Однако не каждая деятельность, присутствующая в жизни субъекта, является его частью. Человек может осуществлять множество вещей, имеющих к жизни вторичное отношение.
- Степень развития высших связей действий (мотивов) между собой и их иерархия. Направление становления личности — это в то же время и направление ее упорядочивания.
- Тип строения: моновершинный, поливершинный и т. д. Высшей точкой может стать не любая цель или мотив, потому что необходимо выдержать нагрузку вершины личности.
Таким образом, пирамида будет представлять собой не привычную картину с основанием снизу и постепенным сужением, а перевернутую пирамиду. Жизненная цель, которая находится на вершине, будет нести на себе всю нагрузку. Ведущий мотив будет влиять на то, насколько прочная конструкция, поэтому он должн быть таким, чтобы эту конструкцию выдержать.
Леонтьев утверждал, что исключительно воображение является источником поиска и выстраивания механизмов, которые позволят человеку постигнуть свое собственное поведение.
Отличие понятий
Теория Леонтьева разграничивает определение терминов «индивид» и «личность».
Индивид представляет собой неделимое, целостное, обусловленное наследственными факторами образование со своими специфическими характеристиками. Под специфическими характеристиками понимаются особенности, которые возникли как в результате наследственности, так и в результате приспособления к естественной среде: физическая конструкция, темперамент, цвет глаз и т.
Понятие личности применимо только к человеку и причем не от его рождения, то есть ею человек еще должен стать. Примерно до двух лет у ребенка еще нет личности. Таким образом, личностью не рождаются, а становятся.
Она, в свою очередь, начинает образовываться, когда ребенок вступает в общественные отношения, во взаимоотношения с другими людьми. Личность является целостным образованием, но не приобретенным, а произведенным, созданным вследствие взаимосвязи большого количества предметных деятельностей. У ребенка формируется культурные формы поведения, и его психика становится другой. Акцент в теории развития у Леонтьева сделан на том, как под влиянием культуры изменяются мотивы субъекта, ведь у ребенка возникает множество новых социальных мотивов.
Мотивы возникают в связи с теми требованиями, которые предъявляет ему общество. Множество новых мотивов образует иерархию: одни – более значимы, а другие – менее. Теория личности у Леонтьева связывает ее появление с образованием устойчивой иерархии мотивов. Такая иерархия появляется в возрасте трех-четырех лет. Личность ребенка начинает становление через отношения с окружающим миром и предметами в нем. Первоначально дети изучают физические свойства объектов, а затем их функциональное предназначение, которое используется в деятельности. К примеру, ребенок смотрит на стакан и держит его, а потом понимает, что он нужен, чтобы пить, а значит, чтобы осуществлять конкретную деятельность. Таким образом, этап предметно-практической деятельности переходит к усвоению иерархии деятельностей на ступени общественных отношений.
Феномен «горькой конфеты»
Теория А. Леонтьева демонстрирует это на феномене «горькой» конфеты. Так, в эксперименте ребенку предлагали выполнить заведомо невыполнимую задачу. Например, достать что-то с того места, где он сидит. Не вставая, это было сделать невозможно. За это ребенку обещали конфету. После чего экспериментатор выходит из комнаты, провоцируя ребенка нарушить правила, что он и делает. Затем экспериментатор заходит в комнату и вручает ребенку заслуженную конфету. Но ребенок отказывается от нее и начинает плакать. Здесь проявляется мотивационный конфликт: быть честными по отношению к экспериментатору или получить награду. Главным мотивом оказалась здесь попытка быть честным.
Переход от лингвистики к педагогике
Со временем для Алексея Алексеевича лингвистика стала отходить на второй план, и свое внимание он обратил на образование. Подтверждением стала докторская по психологии речевого общения (1975). После этого он перешел работать в созданный тогда Институт русского языка им. Пушкина, а в 1976-м стал профессором.
Также в определенные периоды жизни он работал в методическом центре русского языка МГУ, возглавлял различные советы. В 1986-м он — профессор МГПИ. В 1988-1991 гг. – руководитель Лаборатории языкового образования, в 1990-м – генеральный секретарь Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков. В 1992 г. Леонтьева избрали действительным членом РАО.
В 1994-м он возглавил Институт языков и культур им. Толстого, который сам и создал. С 1995 года стал членом Совета по русскому языку. С 1997-го руководил «Школой 2000». Параллельно с другой работой в 1998-м стал профессором в МГУ. В 2000 г. начал сотрудничество с Центром при РАО.
Детство
Учитывая то, что детство Алексея Алексеевича пришлось на предвоенные годы, его детские воспоминания так или иначе связаны с войной, бомбоубежищами и поездкой в Ашхабад (в конце 1941-го) и Свердловск (в середине 1942-го), куда был эвакуирован МГУ. В свой дом семья смогла вернуться лишь в 1943 году.
Еще до того как А. Леонтьев начал учиться в школе, он занимался в детской группе по изучению немецкого языка. Подготовка была довольно серьезной, а задания сложными (например, перевод текстов). При поступлении в школу № 110 Алексей Алексеевич был определен не в первый класс, а сразу во второй. Более того, по результатам исследований, проводимых среди учеников, он был зачислен в список вундеркиндов. Результатом обучения в школе стала золотая медаль.
Ученый, учитель, человек», часть 3
- Братусь Борис Сергеевич — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор;
- Собкин Владимир Самуилович — академик РАО, доктор психологических наук, профессор;
- Петренко Виктор Федорович — член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор;
- Петровский Вадим Артурович — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор;
- Иванников Вячеслав Андреевич — академик РАО, доктор психологических наук, профессор;
- Насиновская Елена Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент;
- Гусев Алексей Николаевич — доктор психологических наук, профессор;
- Васильев Игорь Александрович — доктор психологических наук, профессор;
- Солдатова Галина Владимировна — член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор;
- Тхостов Александр Шамилевич — доктор психологических наук, профессор;
- Творогова Надежда Дмитриевна — доктор психологических наук, профессор
- Ханина Ирина Борисовна — кандидат психологических наук, доцент.
Достойная смена
У Алексея Алексеевича есть сын Дмитрий (1960 г. ), который также стал продолжателем дела семьи. Сейчас он довольно известный психолог, доктор наук, профессор МГУ, директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества.
Также у А. Леонтьева есть дочь, но о ней, к сожалению, ничего не известно, кроме того, что она тоже училась в МГУ.
Развитие личности
Теория Леонтьева в психологии освещает принципиально новые этапы развития личности, не имеющие связи со становлением психических процессов. На первом этапе происходит стихийное складывание, и этот период подготавливает рождение сознающей себя личности. На втором этапе возникает сознательная личность.
Наравне с естественными функциями, существуют и высшие человеческие функции. Они начинают свое становление при жизни, затем делаются индивидуальными и перемещаются из межличностной области во внутриличностную.
Становление личности субъекта в теории развития А. Леонтьева происходит в течение индивидуальной истории, во взаимодействии с окружающими людьми.
Развитие происходит от простого к сложному. Сначала человек действует ради удовлетворения своих врожденных потребностей, влечений, а затем – удовлетворяет потребности, чтобы находиться в действии, выполнять дело своей жизни, реализовывать жизненную человеческую задачу. Таким образом, каузальная структура меняется от действий для потребностей к потребностям для действий. Аспектом становления личности являются задатки. Они влияют на конечный результат, но не предопределяют его. Задатки дают базис для формирования способностей, но в действительности способности формируются в процессе реальной деятельности. Личность представляет собой особый процесс, консолидирующий внутренние предпосылки и внешние условия. Таким образом, ее определяет жизнедеятельность индивидуума.
Концепция личности обозначает единство характеристик, которые формируются вместе с индивидуальным развитием организма человека.
Теория развития психики у Леонтьева также заключалась в том, что личность проходит как бы два рождения. Первый раз это случается в тот момент, когда ребенок становится полимотивированным, то есть у него возникает единовременное наличие нескольких мотивов какой-либо деятельности, а также его действия становятся соподчиненными. Этот период соответствует кризису трех лет, когда в первый раз проявляется иерархия и соподчинение. Второй раз она «рождается» при возникновении уже сознательной личности. Такое рождение соответствует уже подростковому кризису при освоении собственного поведения посредством сознания.
Параметры развития личности
Стадия развития личности ребенка в теории Леонтьева определяется следующими параметрами:
- То положение, которое ребенок занимает в системе социальных отношений.
- Ведущий тип деятельности.
Признаком ведущей деятельности выступает не количественный показатель, то есть это не та деятельность, которой ребенок больше всего любит заниматься. Ведущей называют деятельность, которая соответствует 3 свойствам:
- Внутри нее развиваются и возникают новые виды. В частности, учебная деятельность в ранние школьные годы происходит от сюжетно-ролевой.
- Именно в ней главным образом перестраиваются или формируются психические процессы.
- В этой деятельности возникают основные изменения в личности ребенка.
Таким образом, первое существенное теоретическое положение в теории Леонтьева – это представление деятельности в качестве единицы психологического анализа.