Курт левин

По случаю 130-летия Курта Левина предлагаем читателям отрывок статьи профессора Наталии Владимировны Гришиной «Курт Левин: жизнь и судьба» — глава называется «История это не обязательно судьба»:

На встрече памяти Курта Левина, организованной Американской психологической ассоциацией в 1947 году, его бывший ученик и будущий биограф Марроу говорил, что целью Левина было открытие того, что вызывает изменения в человеческих отношениях. Такая декларируемая им цель была идеалом ученого, который интегрирует свою роль ученого с ответственностью гражданина демократического общества. Паттерны действенного исследования были развиты первоначально как способы реализации этого идеала, развитые потому что Левин был социально сознательным индивидом, который верил, что только наука обеспечивает надежный путеводитель к эффективным действиям, и хотел, чтобы его работа имела максимальную социальную полезность, так же как и теоретическое значение.

По его мнению, три области деятельности определили карьеру Левина. Первое — его независимый стиль жизни, его постоянная вовлеченность в общие дела и его продолжающееся сотрудничество с его бывшими студентами. Второе — его настойчивая интеграция теории и практического действия, его соединение теории с остроумным экспериментированием, и даже более того его тесная координация кажущихся трудно понимаемыми гипотез с делами повседневной жизни — нечто, достигаемое только немногими учеными. Третье — его успешная комбинация научной с личной и гражданской озабоченностью, сочетание, которое Левин реализовал в высшей степени своими идеями и развитием метода действенного исследования.

Левин оказал влияние на мышление целого поколения социальных ученых. Он наложил отпечаток на целую область, дав ей имя (групповая динамика), размах (действенное исследование) и цель, которая изменила психологию саму по себе, установив, что ее цель не только в изучении человека, но в улучшении общества.

Уайт, профессор Университета Джорджа Вашингтона, в прошлом ученик Левина, так определяет его важнейший вклад в науку. Это его прямое и непрямое влияние на развитие творческого мышления самого высокого порядка у разных людей. Уже упоминалось множество известных в психологии имен людей, так или иначе связанных с Левином. В течение 14 лет после его смерти многие из них ежегодно собирались на «Встречи Левина», сохраняя приверженность созданному им духу интеллектуального содружества.

Далее, это его огромная роль в «низвержении» теории «стимул — реакция» как главной объяснительной модели поведения в целом. Речь идет не о прямой критике бихевиористских построений, а прежде всего о том, что благодаря работам Левина в психологию возвращаются «субъективные» концепты. Уайт иллюстрирует этот тезис изучением принятия решений, основанном на субъективной оценке возможных последствий тех или иных действий, тогда как Скиннер, например, в принципе отвергал даже саму идею намерения.

Несомненным вкладом Левина в психологию Уайт считает и то, что многие введенные им термины, являясь компонентами его теоретической системы, широко используются и за пределами его системы. Наконец, что часто отмечается, огромное число экспериментов, проведенных под руководством Левина, посвящены таким объектам, которые многими тогдашними психологами рассматривались как в принципе недоступные экспериментальному изучению.

Справедливости ради Уайт пытается говорить и об ограничениях теоретического подхода Левина. Два из них касаются не того, что он делал, а того, что он не делал. Во-первых, недостаточное внимание к бессознательному. Левин признавал роль бессознательных факторов в детерминации поведения, но никогда не занимался ими специально. Второй объект, оставшийся, по мнению, Уайта за пределами рассмотрения Левина, — это искажения и ошибки социального восприятия. Еще один упрек, обращенный Уайтом (и он не одинок в этих своих претензиях) к Левину, — это то, что ему не удалось достичь той строгости в своих построениях и использовании математики, к которой он призывал и стремился.

Пожалуй, любому ученому, даже самому выдающемуся, было бы трудно избежать упреков в том, что он что-то не доделал, чему-то не уделил достаточного внимания. И возможно, скорее сомнительным комплиментом прозвучало бы то, что все что он мог, он сделал. Вероятно, замечания Уайта справедливы, однако они не обнаруживают какие-то скрытые слабости теоретической системы ученого, которые  заставляют сомневаться в устойчивости всей остальной теоретической конструкции. Масштаб личности в науке измеряется в первую очередь сделанным, и тут Курту Левину мало равных.

Приведем лишь несколько суждений о Левине и его роли в развитии науки ХХ века.

После смерти Курта Левина его работа продолжала оказывать влияние на работу его коллег и учеников. Фестингер считает, что «95 процентов современной социальной психологии это Курт Левин и его исследования по групповой динамике». Оллпорт откровенно заявляет, что «из всех психологов, которых я знал лично, в моем представлении Курт Левин самый живой и выдающийся». Мид утверждает, что «Левин и его группа сделали нечто в целом действенное и значительное для целой страны, целой социальной науки». Мандлер пишет, что  «социальная психология, психология развития и экспериментальная психология изменились в значительной степени потому, что Курт Левин писал, потому что Курт Левин учил, потому что Курт Левин был в Соединенных Штатах» (цит. по: Marrow, 1969, p. 232).

Влияние Левина сохраняется и в тех поколениях психологов, которые не знали его лично. Один из них, Арджирис, пишет, что работа Левина вдохновляла  его, потому что он предложил модель, соединяющую теорию, эмпирическое исследование и жизненную релевантность, и он решил работать в направлении этой цели. Воодушевленные Левином молодые ученые и сегодня борются за то чтобы сделать свои дисциплины более релевантными острым жизненным проблемам.

Фестингер считает важнейшим вкладом Левина идею исследования через изменения и наблюдаемые эффекты. Этот принцип — для понимания процесса необходимо произвести изменения и наблюдать его разнообразные эффекты и новую динамику — проходит через все творчество Левина. Для Левина жизнь не была статичной, она была меняющейся, динамичной, текущей. Его понимание важности изменений было частью философского подхода к науке и базисным компонентом его «метатеории». Как таковое, оно помогло превратить многое в социальной психологии из искусства в науку.

Картрайт считает, что наиболее сильным развитием теории и метода Левина является «ответ общества. на групповую динамику. Сильное влияние групповой динамики ощущается в образовании, индустрии, правительстве и почти в каждом аспекте групповой жизни — социальной работе, религии, индустрии, общественном здоровье, психиатрии, уходе за детьми, групповой терапии и военном истэблишменте».

Теория Хайдера по интерперсональным отношениям, теория Фестингера по когнитивному диссонансу, работы Картрайта и других испытали на себе влияние связи их авторов с Левином. Толмен, сам известный теоретик, говорит, что «впитал идеи Левина в свою кровь».

Идеи Курта Левина нашли свое наиболее сильное применение в области организационной психологии, практике менеджмента и развития организаций. В самое последнее время они, по мнению специалистов, находят отражение в развивающейся практике «групп поддержки» и «систем поддержки».

В своих работах Левин немало внимания уделял вопросам детского развития, воспитания и образования. Маккоби считает, что исторические корни исследований «демократического» и «авторитарного» отношения родителей к детям и его влияния на них восходят к работам Левина, к его исследованиям групповой атмосферы. Его идеи изменили взгляд на социализацию, эффективность которой определяется не столько следованием родительским указаниям, сколько сформированной у детей способностью к саморегуляции и ориентацией на позитивное отношение к усилиям родителей (Maccoby, 1992). Напомним, что первая работа Левина после его приезда в Америку была связана именно с детской психологией, и он продолжал исследования, начатые им еще в Берлинском психологическом институте. По свидетельству Маруяма, его идеи, основанные на теории поля, повлияли на мышление многих исследователей в области образования. В частности, речь идет о таких концептах Левина как «жизненное пространство», «силы поля», «пространство свободного движения», «конфликт», «социальный климат» и другие, не говоря уж о его идеях и исследованиях в области межкультурных отношений. Как считает автор, «поскольку образование смотрит в 21 век и на вызов сделать выпускников способными эффективно функционировать на работе, дома и в свободное время в этом сложном и гетерогенном мире, работы Курта Левина по социальным силам и конфликтам особенно своевременны» (Maruyama, 1992, p. 155-156).

Этот впечатляющий, хотя при этом и неполный,  перечень может навести на мысль и длительной и спокойной жизни ученого, что позволило ему сделать в науке так много. Напомним, что Левин умирает в возрасте всего лишь 56 лет, при этом в Америке, где и реализованы все его основные проекты в области социальной психологии, групповой динамики, социального экспериментирования, он прожил всего лишь 13 лет. И хотя эта его вторая родина дала ему возможности, пусть, скорей всего, и не в полной мере, осуществить свои творческие замыслы, его путь не был легким.

Марроу пишет, что  жизнь Левина была отмечена последовательностью иронических контрастов. Как ученый он достиг выдающихся успехов и международной известности. Он был центром широкого круга энтузиастов — коллег и сотрудников, которые испытывали к нему высочайшее уважение. Он был приглашен к участию в некоторых особенно известных исследовательских проектах как в силу своих человеческих качеств, так и из-за его блестящего ума.

Тем не менее психологический «истэблишмент» всегда держал его на дистанции. Престижные университеты не предлагали ему должностей. Он не приглашался Американской психологической ассоциацией к участию в деятельности ее комитетов, хотя был основателем и президентом Общества психологических исследований социальных проблем.

Сотрудники и студенты Левина считали его веселым и доброжелательным. Его личная жизнь, однако, прошла через серию кризисов: испытания Первой мировой войны, борьба за возможность академической карьеры в 1920-х годах, неудачный первый брак, катастрофы Третьего рейха в 1930-х годах, гибель его матери и других родных от рук нацистов. Даже эти тяжелые испытания не поколебали его веру в лучшее будущее. Он встречал их со стойкостью, мужеством и неугасимой надеждой.

«Он был столь же милосерден в своих страданиях, сколь и молчал об этом. Его поиск правды о сердцах и умах людей заставлял его подчинять свой собственный путь служению другим страдальцам».

Оллпорт пишет о том, что гений и величие, похоже, всегда рождают противоречия. Работа гения всегда отмечена определенным интеллектуальным одиночеством. Это может прозвучать странно, что Курт Левин в каком-либо отношении был одинок. Тем не менее, его избегание хорошо известных дорог в психологической науке и его вынужденная импровизация были знаками определенного интеллектуального одиночества. Это не означает, что он был асоциален. Напротив, более чем многие оригинальные мыслители, он посвятил себя делу социального улучшения — и неизбежно приобрел круг последователей. По мере того, как его собственные интересы расширялись на области индустриальной психологии и социальной службы, и его студенты занимали важные позиции в военных исследованиях, в клиниках и в общественной жизни, мы слышал все меньше о «внутреннем круге» и ощущали более явно общее широкое влияние его работы в нашей национальной и профессиональной жизни.

Едва ли не первым «официальным» признанием Левина стало учреждение после его смерти памятной награды Курта Левина. Общество психологического исследования социальных проблем учредило эту награду за выдающийся вклад в традицию «действенного исследования», заложенную Левином и его учениками. Среди удостоенных ее за прошедшие десятилетия такие замечательные и известные психологи, как Э. Толмен, Г. Оллпорт, М. Мид, Ф. Хайдер, Т. Ньюкомб, М. Шериф, М. Дойч, Ч. Осгуд, Д. Кэмпбелл, Д. Картрайт, Т. Дембо (1981), Б. Зейгарник (1983), М. Рокич, Г. Келли и многие другие. Эта премия стала признанной национальной наградой в социальной психологии.

Если в конце этой работы вернуться к теории поля Курта Левина и его интерпретации поведения человека, то можно сказать, что правильность своих теоретических идей он доказал примером своей собственной жизни. Внешние обстоятельства его жизни были таковы, что если бы жизнь человека была простым ответом на эти объективные обстоятельства, Левина ждала бы совсем иная судьба. Психологические проблемы, на которые, казалось бы, обрекал его опыт его жизни вечного «маргинала», с детства испытывавшего на себе влияние самых низких предрассудков и предубеждений, могли бы сделать из него постоянного посетителя психоаналитических кабинетов. Вспомним вывод, который сделал Левин в своих экспериментах о тех, кто, испытывая на себе власть «поля», подчинялись ему и не могли совершить намеренного, волевого действия, и о тех, кто мог стать «над полем», не подчиняясь ему и реализуя свои сознательные, намеренные действия. Это – в контексте всей его жизни – и о нем самом, Курте Левине. Он встал «над полем».

Полный текст статьи читайте в сборнике научных трудов «Жизненное пространство в психологии: теория и феноменология», выход которого готовится к онлайн-симпозиуму «Психология жизненного пространства» 21 октября.

История персонажа

Константин Лёвин — персонаж романа Льва Толстого «Анна Каренина». Герой душевного пути воплотил в себе размышления автора о жизни. Через его сюжетную линию писатель противопоставил праздность и ложь христианской любви и всепрощению.

История создания персонажа

Лев Толстой создал целую серию религиозно-философских работ, где подверг критике сложившиеся устои государства и общества. Сюда входят такие произведения, как «Царство божие внутри вас», «Исповедь».

Взгляды русского классика опирались на идею о противоборстве в человеке духовного и плотского. Размышляя над такими вопросами, писатель выразил свое отношение к жизни через Константина Лёвина.

В 1873 году Лев Николаевич приступил к работе над книгой. Спустя 2 года была напечатана 1-я часть в «Русском вестнике». В 1878-м произведение было опубликовано полностью.

Сам Толстой сравнивал книгу с «Войной и миром». Здесь нет места великим историческим событиям, однако в «Анне Карениной» удалось продемонстрировать упорядоченную действительность и «раздробленный мир», где поиски добра не всегда успешны.

Читатели нашли в персонажах и их мыслях темы, которые близки каждому. Лев Николаевич, по словам Федора Михайловича Достоевского, подарил читателям «психологическую разработку души человеческой».

В героя Лёвина создатель вложил ряд автобиографических черт. Константин, прообразом которого выступил сам Лев Толстой, часто задумывается о смысле жизни, вере, нравственном здоровье. Можно заметить сходство между писателем и персонажем на уровне имени и фамилии: «Лев – Лёвин». К тому же есть нечто близкое и во внешности. По описанию автора, это «широкоплечий человек с курчавой бородой».

Но назвать Толстого прототипом нельзя. Скорее, его герой стал художественным образом, в котором создатель «Войны и мира» обобщил мучающие его проблемы.

Несмотря на то что Константин был второстепенным действующим лицом в романе и его литературная «жизнь» лишена ярких сюжетных поворотов, душевные искания столь же важны, как и события внешнего мира.

Образ и биография Константина Лёвина

Герой предстает добрым человеком с неспокойной совестью. Дворянин и помещик приходит к отрицанию городской светской жизни и буржуазных преобразований в стране. Ему близко крестьянство, в деревне он видит добро природы, а в труде — высшее благо для нравственного роста.

Биография литературного персонажа начинается с того, что он приезжает в Москву, чтобы попросить руки и сердца Кити Щербацкой. Семью князя Щербацкого он знал еще со студенческих лет. Однако когда мужчина сделал предложение, то получил отказ.

Для помещика это стало большим ударом. Во имя облегчения своего состояния он окунается в повседневные деревенские заботы. В них Лёвин чувствует себя частью народа, и это приносит ему больше счастья, нежели дворянские привилегии.

Когда он выходит на покос вместе с остальными, то физический труд и единение с природой приводят героя в восторг. А еще больше радуют ощущение полезности и понимание, что его самоотдача служит общему делу.

Борис Голдаев в роли Константина Лёвина / кадр из фильма «Анна Каренина» (1967)

Помещик чувствует внутреннее отрицание западных преобразований и буржуазных форм собственности. По его мнению, такие экономические установления наносят вред укладу крестьянина. И даже появление школ и больниц Лёвин считает бесполезным для аграрного общества процессом. Ведь просвещение будет мешать рабочему человеку заниматься сельскохозяйственным трудом.

Желание и инициативы Константина Дмитриевича улучшить организацию и сформировать оптимальные условия для подчиненных побуждают его начать обучение за границей. Однако в этот же момент писатель заставляет Лёвина вспомнить о семье и любви. Герой видит отвергнувшую его Кити на дороге, и чувства возгораются с утроенной силой.

Вернувшись в Россию, помещик встречает девушку в гостях у Оболонских. Кити симпатизирует мужчине и вскоре соглашается выйти замуж. Перед венчанием герой должен пройти исповедь. Этот ритуал провоцирует его на раздумья о смысле бытия и о вере.

Донал Глисон в роли Константина Лёвина / кадр из фильма «Анна Каренина» (2012)

После свадьбы новобрачные уезжают в деревню. Там же сталкиваются с первыми проблемами — мелкими ссорами, непониманием. Ситуация обостряется смертью брата Константина — Николая. Потеря близкого наталкивает Лёвина на навязчивые мысли о бренности телесного и важности духовной жизни.

Из оцепенения его выводит новость о беременности жены. На контрасте состояний смерти и рождения мужчина сталкивается, пожалуй, с главной идеей романа. Вопрос о границах небытия и бытия будет вырастать в полный рост перед персонажем не единожды.

К родам супруги чета приезжает в Москву. В момент появления долгожданного сына на свет Константин ошарашен внутренними переживаниями. Не растолковав верно слова доктора, герой подумал, что Кити умирает. И пришел в ужас, поняв, что не испытывает к ребенку никаких чувств.

Макс фон Тун в роли Константина Лёвина / кадр из фильма «Анна Каренина» (2013)

Последующие события, неудачи и сомнения помещика приводят его к осознанию краха собственной жизни. Здоровый и крепкий мужчина, имея семью, стал задумываться о самоубийстве. И даже прятал от себя ружье, дабы не поддаться соблазну.

Долгожданное успокоение Константин Дмитриевич нашел в вере. Помещик понял, что нужно жить по-божьи и для души. Однако, окунаясь в домашние дела, Лёвин постепенно забывает о высоких стремлениях. С одной стороны, персонаж становится счастливее, с другой, Лев Толстой считает его поведение концом духовной жизни.

Искренний и крепко стоящий на земле человек приходит к компромиссу с окружающей действительностью. Роман «Анна Каренина» заканчивается сценой грозы. Мужчина, испытав страх за жену и сына, наконец-то чувствует любовь к наследнику. И это делает его невероятно счастливым, он открывается добру, миру и богу.

Константин Лёвин в фильмах

Лев Николаевич Толстой хотел, чтобы его произведение не теряло актуальности. Вопросы, затронутые в сюжете, действительно «вне времени». Неудивительно, что и сейчас «Анна Каренина» остается популярной книгой.

Сегодня насчитывают более 30 экранизаций романа. Фильмы по мотивам истории о трагической любви снимали и в СССР, и за рубежом.

Наибольшей известностью пользуется кинолента 1967 года режиссера Александра Зархи. Главные роли сыграли Татьяна Самойлова (Анна Каренина) и Василий Лановой (Алексей Вронский). Интересный факт: актеры на момент начала съемок были бывшими супругами. Образ Константина Лёвина воплотил Борис Голдаев, для которого эта работа стала второй в карьере.

Альфред Молина в роли Константина Лёвина / кадр из фильма «Анна Каренина» (1997)

К сюжету неоднократно обращались и западные киностудии. Критики положительно оценили картину 2012 года с Кирой Найтли в главной роли. Конечно, этот фильм нельзя назвать экранизацией. Согласно цитате из журнала «Профиль», работа Джо Райта — это зарисовка по мотивам произведения. Роль примерного семьянина здесь сыграл ирландский актер Донал Глисон.

Сергей Соловьев представил в 2009 году мини-сериал, состоящий из 5 серий. Амплуа помещика, крепкого русского дворянина, приближенного к народу, продемонстрировал талантливый актер Сергей Гармаш.

Интересные факты

  • Возраст героя на начало повествования — 32 года.
  • Несмотря на то что Лёвин и Вронский — лучшие друзья, противопоставление их характеристик — популярнейшая тема в обсуждении сюжета.
  • «Анна Каренина» заканчивается восторженным монологом Константина Дмитриевича, наконец-то познавшего тайну бытия.

Цитаты

«Нет, не надо говорить. Это тайна, для меня одного нужная, важная и невыразимая словами».

«Мне лично, моему сердцу открыто, несомненно, знание, непостижимое разумом, а я упорно хочу разумом и словами выразить это знание».

«Вопроса же о других верованиях и их отношениях к божеству я не имею права и возможности решить».

Библиография

  • 1967 — «Анна Каренина» (СССР)
  • 1997 — «Анна Каренина» (США)
  • 2000 — «Анна Каренина» (Великобритания)
  • 2009 — «Анна Каренина» (Россия)
  • 2012 — «Анна Каренина» (Великобритания)
  • 2013 — «Анна Каренина» (Италия)

Знаете ли Вы, что поведение человека может быть волевым и полевым?

Оба эти понятия связаны с теорией поля.

Теория поля рассматривает взаимоотношения между людьми как динамическую систему в определенных жизненных реалиях, которые предполагаются взаимозависимыми.

Перевод термина на английский язык: field theory

Синоним — жизненное пространство.

Теория поля сформулирована немецким психологом Куртом Левиным по аналогии с точными науками в 1936 году.

Поле Левин К. определял как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые» (Lewin, 1951, с. 240).

Lewin K. Field Theory in Social Science. The University of Chicago Press. Chicago and London, 1951. 240.

Поле К. Левину отождествлял с жизненным пространством.

Термин «Встать над полем» означает выстроить свое жизненное пространство.

Исходя из этого в теории поля анализ начинается в целом, «с высоты птичьего полета». После этого Решатель вычленяет отдельные компоненты поля и исследует их взаимодействие.

Конфликт по К. Левину «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины».

Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. New York; London: McGraw Hill Book Company, 1935. 122.

Метафора

«Если мы берем какой-то предмет, то движения нашей руки обусловлены тем, как мы воспринимаем позицию этого предмета по отношению к фону. Сходным образом, наши социальные действия детерминированы тем, как мы воспринимаем окружающих и самих себя в целостном социальном окружении. И таким образом, основную задачу переобучения мы можем понимать как изменение социальной перцепции личности. Только через изменение социальной перцепции могут быть осуществлены изменения в социальных действиях человека».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. 186.

Применительно к разрешению конфликтов идея теории поля такова:

— в границах своего жизненного пространства субъекта каждый другой человек имеет определенную валентность (от лат. valēns «имеющий силу») ;

— эффект валентности может как притягивать, так и отталкивать;

— эта валентность или энергетический заряд вызывает у субъекта прямое или косвенное напряжение;

— это напряжение требует разрядки.

Типы конфликтных ситуаций по К. Левину

«- человек находится между двумя позитивными валентностями (валентность понимается как свойство объекта привлекать или отталкивать человека и может, соответственно, иметь позитивный или негативный характер) ;

— человек находится между двумя негативными валентностями этот случай, так же как и первый, в силу наличия двух взаимоисключающих возможностей фактически означает ситуацию выбора;

— человек сталкивается с объектом, имеющим одновременно как позитивную, так и негативную валентность».

Леонов Н. Конфликтология: общая и прикладная: учебники практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 4-е изд. , пер. и доп. : Издательство Юрайт, 2019.

Типы поведения субъекта в жизненных реалиях

В зависимости от того, способен ли человек противостоять внешним обстоятельствам, его поведение делится на волевое и полевое.

Волевое — рациональное, часто контринстинктивное поведение субъекта.

Полевое — поведение, вызванное реакцией на внешние обстоятельства.

При волевом поведении следует учитывать, что ситуация, которая предшествовала решению, будет отличаться от ситуации после принятия решения.

Эффекты теории поля

1) По мере развития и накопления опыта жизненное пространство человека становится все более дифференцированным.

2) Противоположно направленные силы равной величины пересекаются в одних и тех же точках поля.

3) «Величина агрессии со стороны других частично зависит от степени, в которой индивид провоцирует или вызывает агрессию, и от того, как он дает или не дает сдачи».

Левин К. Теория поля в социальных науках. : Пер. с англ. СПб. : «Сенсор», 2000. 238.

5) По мере деградации жизненное пространство сужается до основных физиологических потребностей.

6) Деградирующий может «заразить» унынием свое ближайшее окружение.

Пример. «Исследования безработицы показали, что долговременное пребывание без работы влияет на все сферы жизни личности. Потеряв работу, человек пытается сохранить надежду. Когда он теряет и надежду, он начинает с гораздо меньшей активностью, чем нужно было бы, предпринимать какие-то действия. Даже несмотря на то, что у него теперь достаточно времени, он начинает пренебрегать своими домашними обязанностями. Он может ограничить сферу своей жизнедеятельности до предела, и все его мысли и желания станут крайне узкими. Подобная атмосфера влияет и на детей, которые, в свою очередь, также начинают мыслить узкими категориями: не претендовать на многое и даже не мечтать о многом. Иными словами, человек и его семья в целом будут представлять собой яркую картину морального упадка».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. 241.

7) Силовые поля могут пересекаться.

Пример эффекта пересекающихся полей

«Супруги и родительские семьи.

Молодожены нередко сталкиваются с трудностями, возникающими вследствие сильной привязанности партнеров к своим родительским семьям. Теща может воспринимать своего зятя просто как еще одного члена своей семьи, или же каждая из двух родительских семей может попытаться привлечь молодоженов на свою сторону. Такая ситуация может привести к конфликту, особенно в том случае, если с самого начала между семьями не установились достаточно дружественные отношения.

Вероятность конфликта между мужем и женой уменьшается, если потенциал их членства в супружеской группе выше, чем потенциал их членства в прежних группах, поскольку в этом случае супружеская группа будет действовать как единое целое.

Если же связь с родительской семьей остается достаточно сильной (рис. 17), то поступки мужа и жены будут в значительной степени обусловлены их членством в различных группах, и вероятность конфликта возрастет. Именно это, по всей видимости, имеется в виду в расхожем совете для молодоженов «не жить слишком близко к своим родителям».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. 234-235.

Выбор стратегии поведения в зависимости от культурных традиций

Пример. «Американцы, как правило, гораздо реже агрессивно реагируют на происходящие с ними мелкие повседневные неприятности; по крайней мере, они не склонны открыто проявлять свое негодование. И в этой связи мы отметим несколько фактов. Американцы обычно реагируют на подобные неурядицы с позиций действия (анализируют, что нужно сделать для устранения помехи) , немцы же обращаются в первую очередь к рассуждениям морального порядка (ищут, кто виноват). Кроме того, у американцев подобные происшествия реже затрагивают центральные области личности».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. 135.

Следствия из теории поля

1) Люди стремятся поддерживать равновесие со своим окружением.

2) Напряжение (потребность) будет стимулировать передвижение (активность) для восстановления равновесия.

Теория поля позволяет выявлять причины конфликтов.

Устранение выявленных причин — один из приемов разрешения конфликтных ситуаций.

Типовая причина супружеских конфликтов по К. Левину

«Супругам, имеющим небольшой стаж совместной жизни, очень трудно определить баланс между своими собственными потребностями и потребностями партнера и попытаться обеспечить его. Это приводит к возникновению типичных конфликтов, хотя в то же время является предпосылкой большей гибкости в их разрешении».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С, 237.

Выводы

1) Теория поля основана на том, что окружающее человека жизненное пространство

наделено как позитивной, так и негативной валентностью.

2) Согласно теории поля конфликт характеризуется одновременным воздействием двух разнозаряженных импульсов примерно равной силы.

3) Поведение человека в конфликте может быть ограничено барьерами, валентностями, величиной напряжения.

4) При притягивании к себе возникает положительная валентность.

5) При отсутствии побудительной силы возникает отрицательная валентность.

6) Предметы поля — совокупность положительно и отрицательно заряженных валентностей по отношению к человеку и его потребностям.

7) Поле считается напряженным, если нарушено равновесие между человеком и окружающей его средой.

8) Ситуация конфликта может возникнуть при двух положительных валентностях, положительной и отрицательной валентностями, двумя отрицательными валентностями.

9) Типовые приемы преодоления конфликтов — разрядка напряжения путем выполнения намерения, отстранение от валентности посредством поиска «обходного пути» либо «выхода из поля» в режиме «здесь» и «сейчас».

Задача № 1. Схемы конфликтов по К. Левину (1935).

В 1935 году К. Левин предложил три основные схемы конфликтов:

1) сближение — сближение,

2) избегание — избегание,

3) сближение — избегание.

Данная схема поныне используется конфликтологами для поиска путей по выходу из конфликтов.

Вопрос: Имеется ли недостающий элемент в схемах К. Левина?

Оцените статью
Добавить комментарий