Корректурная проба

Корректурная проба Бурдона

Недостаток внимания – это ключевая проблема людей 21 века. Она затрагивает как детей, так и взрослых. И негативно сказывается на всех сферах их жизни. Но своевременная диагностика внимания и последующая работа над повышением его уровня способны в корне изменить ситуацию. Универсальной методикой психологи считают корректурную пробу Бурдона.

Несколько слов о методе

Тестирование оформилось в эффективный инструмент только в конце 19 века. Над разработкой методики в рамках психологии труда долгие годы работал французский психолог Бенджамин Бурдон. Проба была названа его именем и быстро получила распространение в разных сегментах.

Изначально психологическое исследование Бурдона было направлено только на взрослых. Перед ним стояла цель определить, как быстро снижается концентрация внимания у рабочих во время смены. Но метод оказался подходящим и для детей. Поэтому сегодня он активно применяется в педагогике и психологии.

Тест не имеет возрастных ограничений. Главное – правильно подобрать бланки для диагностики и подробно объяснить испытуемым задание. Но некоторые нюансы перед тестированием необходимо учитывать:

  • качество зрения – людям с плохим зрением требуется больше времени на выполнение задачи и даже в этом случае результат может оказаться не совсем точным;
  • уровень грамотности – испытуемым, не владеющим навыками чтения, листы с буквами для диагностики внимания не подойдут;
  • наличие ряда заболеваний.

Некоторые психические и физические расстройства автоматически понижают концентрацию внимания, что не позволит верно оценить выполнение задания.

Суть и особенности методики

Методика базируется на применении специального стимульного материала, представляющего собой бланки, заполненные построчно расположенными символами:

  • буквами;
  • фигурами;
  • картинками;
  • человечками.

Оптимальное соотношение — 40 рядов * 40 изображений.

Тестирование проводится на время после предварительной постановки задачи. По факту выдачи бланков специалист дает инструкцию по выполнению и демонстрирует алгоритм действий на примере.

По результатам тестирования определяются уровень развития внимания и направления для работы.

Преимущества исследования перед другими методами

Исследование дает возможность за один сеанс определить все свойства внимания:

  • устойчивость;
  • концентрация;
  • объем;
  • переключаемость.

Интерпретацию результатов можно проводить даже в домашних условиях. Примеры с расчетами часто выкладываются в сети. Поэтому диагностику делают не только специалисты, но и родители, обеспокоенные снижением внимания у своих детей.

Корректурная проба проводится как индивидуально, так и в группах. При необходимости экзаменатор получает внушительный массив данных в самые короткие сроки.

Нюансы проведения корректурной пробы

Перед началом работы важно:

  • убедиться, что материал соответствует возрасту испытуемых;
  • создать спокойную и благожелательную атмосферу;
  • объяснить схему изучения бланка – построчно и только слева направо;
  • указать временной интервал, отведенный на выполнение теста.

В среднем диагностика занимает 5-10 минут. Временной параметр зависит от поставленного перед группой задания. Примерные варианты задач выглядят следующим образом:

  • вычеркнуть все буквы «А», по команде ставить черту на месте остановки;
  • в четных рядах вычеркнуть букву «М», в нечетных «С», по команде ставить черту;
  • вычеркнуть букву «Л», а букву «Х» подчеркнуть;
  • обвести в четных рядах каждую десятую букву, а в нечетных подчеркнуть каждую пятую.

На один тест выдается только один лист. Если проба проводится серией (такое возможно с перерывом в 5 минут), то на каждый сеанс также выдается чистый бланк.

Обработка результатов

Проверка теста проводится по каждому из параметров в отдельности. Проще всего определить объем внимания. Он считается соответствующим возрасту при просмотре 850 знаков и более.

Для расчета концентрации разработана отдельная формула – (число строк*2)/ количество ошибок. Под ошибками понимаются:

  • пропуски;
  • неправильное выполнение.

Устойчивость внимания определяется по качеству выполненной работы в разных временных промежутках (для этого по команде через каждую минуту ставится черта). Результат считают для каждого промежутка по формуле – количество просмотренных букв/время выполнения. По итоговым показателям определяют уровень устойчивости:

  • до 2 – очень высокий;
  • 3-4 – высокий;
  • 5-6 – средний;
  • 7-8 – низкий.

Если результат равен 9-10, то устойчивость очень низкая и нуждается в срочной коррекции.

Переключаемость также рассчитывается по формуле – (количество ошибочных строк/общее число строк)*100%. Результат в процентах расшифровывается следующим образом:

  • до 20 – очень высокая;
  • 21-40 – высокая;
  • до 60 – средняя;
  • 61-80 – низкая;
  • до 100 – очень низкая.

Важно учесть, что переключаемость возможно отследить только при постановке задачи с разбивкой на четные и нечетные ряды.

На основе всех данных специалист выстраивает график. В дальнейшем по нему удобно отслеживать динамику работы по улучшению внимания.

Корректурная проба – это удобный и простой инструмент, не отнимающий много времени у испытуемых. Поэтому воспользоваться им может абсолютно каждый.

Об авторе

Больше записей автора

Все материалы сайта не являются публичной офертой

Корректурная проба для младших школьников

Младшие школьники не всегда успешно усваивают новые знания. И причина тому – проблемы с усидчивостью и внимательностью. Решить вопрос родители могут регулярными тренировками. Но для начала они должны знать, на каком уровне находится внимание ребенка. И поможет им в этом корректурная проба для младших школьников.

Суть методики

Внимание – необходимое условие запоминания учебного материала. Поэтому его недостаток мгновенно сказывается на успеваемости ребенка и не позволяет ему делать успехи по предметам. Но не всегда родители понимают, в чем заключается проблема и каков ее масштаб.

Тест Бурдона призван определить, насколько ребенок умеет концентрироваться на необходимых предметах и действиях. А также выявляет длительность удерживания в поле внимания разных объектов.

Французский психолог разработал бланки для пробы в конце 19 века. И с течением времени они стали широко востребованы в педагогике. Тем более, что тестирование допустимо проводить сразу с группой детей.

Корректурная проба представляет собой бланк с построчно расположенными символами разного характера:

  • цифры;
  • геометрические фигуры;
  • человечки;
  • животные;
  • цветы и не только.

Широко распространен буквенный вариант. Он подходит для работы со взрослыми людьми и детьми от 7-10 лет. Младшие школьники как раз попадают в эту группу.

Сам Бурдон использовал листы с буквами для диагностики концентрации внимания у рабочих, трудящихся на фабриках сменами. Им крайне важно было сохранить устойчивость и не отвлекаться на посторонние факторы. Тестирование ярко демонстрировало, какой промежуток времени конкретный человек может оставаться внимательным.

В классическом варианте тест проводится в группе и на время. Детям выдается стимульный материал, соответствующих их возрасту. По команде взрослого они приступают к выполнению задания. Оно базируется на действиях с изображениями:

  • вычеркивание;
  • подчеркивание;
  • отметка.

Задачу перед детьми ставит тот, кто проводит тест. И предварительно демонстрирует правильный способ выполнения.

В среднем на работу отводится 10 минут. Причем существует 2 варианта тестирования:

  • испытуемые работают в течение всего отведенного времени и результаты оцениваются в целом по всему временному интервалу;
  • через каждую минуту дается команда провести черту, что позволяет выявить изменения в устойчивости внимания в динамике.

Преимущества корректурной пробы

В первую очередь – это простой и удобный инструмент, которым могут пользоваться не только специалисты, но и обычные родители, желающие помочь ребенку. Кроме того, тестирование отражает:

  • умение концентрироваться на одном деле или объекте;
  • устойчивость внимания;
  • способность быстро переключаться на новые задачи и эффективно их выполнять.

Регулярные занятия помогают улучшить такие свойства внимания как:

  • устойчивость;
  • концентрация,
  • переключение;
  • распределение;
  • объем.

Одновременно улучшается память младшего школьника, он становится усидчивее и делает успехи в самоконтроле.

Рекомендации по выполнению теста

Для детей 7-10 лет традиционно берется буквенный бланк. Задания могут быть различными. Например:

  • вычеркнуть букву «Л» синим карандашом, а букву «С» красным;
  • подчеркнуть все согласные/гласные;
  • обвести буквы, идущие в алфавитном порядке;
  • найти все спрятанные среди букв слова.

Диагностику лучше проводить с помощью одного задания. В дальнейшем при работе над улучшением внимания можно ставить перед детьми сразу 2-3 задачи.

Для того, чтобы результаты были верными, необходимо:

  • убедиться, что дети поняли задание;
  • показать на примере выполнение теста;
  • заменить ручки на карандаши (паста может закончиться, и ребенок не закончит корректурную пробу);
  • выполнять задание строго построчно.

Последний момент крайне важен, так как дети должны последовательно двигаться по строкам. Если испытуемый хаотично изучает лист, его необходимо вернуть к началу бланка и еще раз продемонстрировать правильное выполнение.

Проверка тестов

Обработкой результатов занимаются специалисты. Но предварительно допускается самостоятельная проверка детьми. В 90% случаев они находят свои недоработки и сами исправляют их.

Для каждого показателя внимания – устойчивость, концентрация, переключаемость – существует своя формула расчетов. И специалисты обрабатывают тест в соответствии с каждой из них. В итоге получают комплексный результат, на базе которого можно выстраивать дальнейшую работу с ребенком.

Родителям, проводящим корректурную пробу самостоятельно, стоит ориентироваться на количество ошибок. Чем их больше допущено, тем хуже развито внимание. А значит мамам и папам нужно регулярно заниматься с ребенком.

Если проба показала хороший результат, расслабляться тоже рано. Его необходимо поддерживать как специальными упражнениями, так и сбором паззлов, чтением и заучиванием стихов.

Корректурная проба – важный инструмент для работы с младшими школьниками. С ее помощью можно быстро определить качество внимания конкретного ребенка и проработать стратегию его улучшения.

Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Данная методика разработана Б. Бурдоном для диагностики устойчивости и концентрации внимания. Также используется для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности.

Обследуемым предъявляется бланк с буквами, расположенными определенным образом.

Инструкция: «На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, нужно отыскать буквы „К“ и „Н“ и отметить их. Букву „К“ нужно зачеркнуть, букву „Н“ – обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. Через каждые 30 секунд по команде „Черта“ необходимо поставить вертикальную черту на бланке, после чего, не останавливаясь, продолжать выполнять то же самое задание. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут».

Бланк для теста «Корректурная проба»

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения и по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Продуктивность внимания (показатель В) – количество просмотренных за 5 минут знаков.

Точность (концентрация) внимания (показатель С) определяется отношением количества ошибок к общему числу просмотренных знаков. Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Формула для вычисления точности (концентрации) внимания:

П1 – сумма правильно зачеркнутых букв;

П2 – сумма пропущенных букв;

П3 – сумма ошибочно зачеркнутых букв;

П – общее количество букв в просмотренных строчках, подлежащих зачеркиванию.

Оценить уровень концентрации внимания можно по показателям:

– очень хорошая – 81–100 %;

– очень плохая – 0–20 %.

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра в течение выполнения всего задания. Для этого необходимо подсчитать количество просмотренных знаков и количество ошибок в каждом из интервалов, разделенных вертикальной чертой. По этим данным строится кривая работоспособности и определяются особенности изменения работоспособности и истощения при выполнении монотонного задания.

Устойчивость (Е) вычисляется по следующей формуле:

S – количество просмотренных букв;

N – количество правильно вычеркнутых знаков;

О – количество ошибок.

Полученный результат можно оценить по следующим градациям:

0–3 – низкая устойчивость внимания;

4–7 – ниже среднего;

8–11 – средняя;

12–15 – выше среднего;

16–19 – высокая.

Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» (см. приложение 1) разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!»- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква. При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой — ключом к тесту. Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯУчащийся __________________________________________       Класс ______ Возраст   ______________   Пол __________       Дата __________________

ПоказателиРезультатыКоличество просмотренных за 10 мин, буквКоличество правильно вычеркнутых буквКоличество букв, которые необходимо было вычеркнутьТочность выполнения задания, %Оценка точности, баллыОценка продуктивности, баллыОценка устойчивости внимания, баллы

Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин. , и точность, вычисленная по формуле: К = m:n * 100 %где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m  — количество правильно вычеркнутых во время работы букв. Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе. С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 1, полученной путем обычного шкалирования.

Таблица 1. 1Оценка устойчивости внимания в баллах

ПродуктивностьТочностьПродуктивностьТочностьзнакибаллы%баллызнакибаллы%баллыменее 10101менее 7012660-28251684-85121010-1175370-7222825-29901785-87131175-1340572-7332990-31551887-88141340-1505773-7443155-33201988-90151505-1670974-7653320-34852090-91161670-18351076-7763485-36502191-92171835-20001177-7973650-38152292-94182000-21651279-8083815-39802394-95202165-23301380-8193980-41452495-96222330-24951481-83104145-43102596-98242495-26601583-8411более 431026более 9826

Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле:         А = В + С,  где  В и С — балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по табл.

Таблица 1. 2 Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкальные оценкиУстойчивость вниманияПереключение вниманияОбъем вниманияШкальные оценкиУстойчивость вниманияПереключение вниманияОбъем внимания19более 50более 217менее 115925-27172-181216-23518—823-24158-171236-2651748-49214-216116-125720-22149-157266-2951646-47211-213126-135616-19142-148296-3351544-45208-210136-145514-15132-141336-3751439-43205-209146-155412-13122-131376-4051336-38201-204156-16539-11114-121406-4551234-35195-200166-1752-110-113-1131-33189-194176-1951—1028-30182-188196-2150менее 9менее 109более 456

Оцените статью
Добавить комментарий