Коммуникация это

Общение — это важно и по сегодняшний день

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. Сложно представить день человека без хотя бы какого-то вида общения.

Ведь это не только нужно для решения вопросов, достижения целей, но и для удовлетворения потребности человека как разумного существа.

Но что такое общение: простой обмен слов, или более сложный аспект в нашей жизни? Умение поддержать беседу – это талант, который имеют некоторые люди, или его можно развивать? Насколько важно говорить с людьми, или можно без этого обойтись? Давайте разбираться.

Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт. Он проявляется во взаимовлиянии, -понимании, -переживании, и в обмене информацией, мыслями, идеями, эмоциями.

В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.

Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

  • Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра.Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.
  • Содержание – это данные, которые передаются во время коммуникации. В животном мире это, например, информация о том, что рядом есть еда.У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.
  • Средства – это способ передачи информации. Поскольку общение – это не только слова и использование языка (что это такое?), письменности.Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.

Функции общения

Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В. Панферов выделял 6 основных пунктов:

  • коммуникативная – взаимодействие людей на разных уровнях – от индивидуального до общественного;
  • когнитивная – понимание переданной информации;
  • информационная – обмен данными между друг другом;
  • креативная – формирование новых связей между людьми, их развитие;
  • конативная – руководство и исполнение ролей по отношению друг к другу;
  • эмотивная – эмоциональный контакт между людьми.

В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:

  • синдикативная – объединение людей;
  • инструментальная – передача информации, способ управления обществом;
  • трансляционная – передача сужденный, оценок, способов деятельности;
  • самовыражение – возможность показать и представить себя другим, для взаимопонимания.

Или более краткое и обобщённое разделение:

  • социализация – образование навыков взаимодействия в социуме (что это такое?); усвоение правил и норм;
  • контроль общества – организация поведения и работы людей;
  • экспрессивная функция – понимание эмоций, чувств, переживаний других.

Формы общения

Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.

Но есть более типичные и встречаемые варианты:

На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.

Виды и уровни общения

Если более точно характеризовать формы, то получим такое понятие, как «виды общения». Такая классификация описывает взаимосвязь, придавая ей яркие и специфические черты:

  • Примитивное – когда люди смотрят на собеседника как на объект, на которого вешают ярлык «можно использовать / не нужен». И в соответствии с этим пробуют наладить отношения, или же уходят от диалога, избегают его.
  • Формально-ролевое – когда установлен способ общения, его суть и содержание. Важную роль играет социальная функция человека в том или ином коллективе.
  • «Контакт масок» — используется привычное лицемерие (что это?), неискренность или просто вежливость без желания понять собеседника. Связь образуется исключительно на поверхностном и формальном уровне.
  • Деловое – во время беседы акцентируют внимание на деле, вопросе. Но при этом могут и обращать на некоторые черты партнёра, учитывать характер. Всё для того, чтобы достичь поставленной цели.
  • Манипуляторное – используются разные методы, как получить от собеседника выгоду (показное безразличие, ложная спешка, заявление об авторитетности).
  • Светское – люди высказывают не свою настоящую точку зрения, а просто говорят ни о чём. Как правило, цель такой болтовни – в знакомстве с выгодными людьми, показать себя другим.
  • Духовное – когда собеседники хорошо знают личности друг друга. При общении учитывают интересы, предпочтения, могут предположить реакции на слова.

Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В. Сагатовский выделяет:

  • Уровень манипуляции – отношение и обращение с людьми, как с объектом для достижения поставленной цели.
  • Уровень «рефлексивной игры» — человек в диалоге понимает, что оба имею планы друг на друга. Но пытаются показать, что у них просто обычное общение без подводных камней.
  • Уровень правового общения – поведение собеседников согласовывается, учитывая конкретные правила и нормы.
  • Уровень нравственного общения – взаимосвязь возникает на основе единения внутренних качеств.

Искусство коммуникации

Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.

Но если хотите наладить общение, психология поможет улучшить навыки (что это?).

Чуткость

Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей.

Наблюдательность

Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.

Память

Если будем помнить большинство из того, что нам рассказал человек, то можем на это ссылаться, упоминать при следующей беседе. Таким образом покажем, что интересуемся им – это значительно сближает.

Широкий кругозор

Когда собеседник рассказывает о теме, от которой вы совсем далеки, то можно послушать и узнать что-то новое. Вместо того чтобы его останавливать и показывать своё отсутствие интереса.

В дополнение стоит изучать разные области, чтобы иметь возможность поддержать разговор с людьми из разного общества.

Постоянная тренировка

Общение – это не только врождённый навык. Люди, которые постоянно формируют взаимосвязь с большим количеством малознакомых людей, улучшают своё умение.

Им будет значительно легче поддерживать случайную беседу, чем тем, кто связан только с родственниками. Поэтому нужно тренироваться и заводить разговор с кем-то на улице, в кафе, на курсах.

Автор статьи: Марина Домасенко

Приветствую Вас, друзья!

В психологии рассматривается 3 стороны общения:

  • Перцептивная. Это эмоциональное восприятие людьми друг друга. Здесь имеют значение харизма, привлекательность, солидность, мимика и прочие особенности человека.
  • Коммуникативная. Это обмен знаниями, мнениями и указаниями с помощью вербальных и невербальных методов коммуникации.
  • Интерактивная. Это совместная деятельность людей, а также действия, которыми они влияют друг на друга.

Сегодня мы поговорим о коммуникативной стороне общения. Мы выясним, что она собой представляет, рассмотрим структуру коммуникации и разберём несколько примеров.

Что такое коммуникативная сторона общения?

Коммуникативная сторона общения – это совокупность всех аспектов взаимодействия, направленных на обмен полезной информацией (знаниями, указаниями, идеями, убеждениями, мнениями, взглядами и прочим). При этом существует 2 канала коммуникации:

  • Вербальный. Это все виды словесного общения (как устного, так и письменного). Вербальная коммуникация обеспечивает наибольшую скорость передачи информации, поэтому составляет основу межличностного взаимодействия.
  • Невербальный. Это передача информации с помощью жестов, мимики и знаков, но без использования слов. Невербальное общение позволяет быстро обмениваться небольшими порциями информации.

Таким образом, коммуникативная сторона общения не всегда связана с произнесёнными словами. К примеру, фразы «Здравствуйте!» или «Приятно познакомиться!» не передают информации, поэтому относятся к перцептивной стороне. В то же время обычный кивок в ответ на вопрос является частью коммуникативной стороны общения.

Функции коммуникативной стороны общения:

  • Обмен информацией. Это передача и получение знаний, разной степени ценности (научная дискуссия, распространение сплетен).
  • Влияние на взгляды и убеждения.«Правильная» подача информации позволяет целенаправленно влиять на субъективное мнение человека по любому вопросу.
  • Отдача приказов, предъявление требований. Армейский приказ, требование начальства, рекомендация врача, дружеское предложение – это всё также относится к коммуникативной стороне общения.

Примеры коммуникативной стороны общения

Чтобы лучше понять, что представляет собой коммуникативная сторона общения и как отделить её от перцептивной и интерактивной, рассмотрим несколько примеров из повседневной жизни:

  • Свидание. При наличии романтического интереса все три аспекта проявляются в максимальной степени. И парень, и девушка стараются произвести друг на друга впечатление своим внешним видом, запахом и манерами – это перцептивная сторона их общения. Они рассказывают друг другу о себе, своих вкусах и интересах – это коммуникативная составляющая. Кроме того, они занимаются различными видами совместной деятельности: гуляют по парку, едят мороженое, катаются на роликах – это интерактивная сторона.
  • Общение в магазине. Подходя к прилавку, вы первым делом улыбаетесь продавцу и здороваетесь с ним – это перцептивная сторона. Потом вы говорите, что хотите купить, а продавец считает сумму и называет её вам – это коммуникативная сторона. Далее продавец передаёт вам покупки, а вы их оплачиваете – это интерактивная составляющая общения.
  • Рекламный ролик. Предположим, нам показывают чашку горячего «дымящегося» кофе и аппетитный чизкейк, политый сиропом. Визуальный ряд возбуждает аппетит – это перцептивный аспект (формирует доверие к заведению). Параллельно нам объясняют, как и где можно попробовать все эти вкусности – это коммуникативная составляющая рекламного сообщения.

В последнем примере нет интерактивной составляющей, поскольку общение является односторонним и не подразумевает взаимодействия. Но коммуникативная составляющая присутствует в полной мере и выполняет все свои функции: рассказывает зрителю о кафе, вызывает желание и призывает прийти в заведение в ближайшее время.

Структура коммуникации

Любая коммуникация подразумевает наличие 4 обязательных элементов:

  • сообщение (передаваемая информация);
  • отправитель сообщения (коммуникатор);
  • канал связи;
  • получатель сообщения (реципиент).

В случае межличностного общения присутствует также пятый элемент – обратная связь. Обратная связь – это реакция реципиента на сообщение, которую принимает к сведению коммуникатор. В рассмотренных выше примерах обратная связь присутствует между парнем и девушкой (они совместно решают, как провести вечер), а также между продавцом и покупателем. А вот в примере с рекламой обратной связи нет.

Этапы коммуникативного процесса

Психологи выделяют в этом процессе 5 этапов:

  • Представление. Отправитель ясно представляет себе мысль, которую хочет передать реципиенту.
  • Воплощение.Эту мысль он воплощает в виде набора слов, жестов или символов.
  • Передача. Информация передаётся реципиенту по выбранному каналу связи.
  • Интерпретация. Реципиент декодирует информацию, превращая её в свои мысли (не всегда такие, на какие рассчитывал отправитель)
  • Обратная связь. Реципиент реагирует на сообщение, а отправитель считывает эту реакцию.

Глядя на этот список, несложно догадаться, что на каждом из этапов коммуникативного процесса могут присутствовать помехи, из-за которых смысл информации будет искажён.

Средства передачи информации

Информация может передаваться двумя способами: вербально (словесно) и невербально. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Вербальное общение

Вербальными называют все формы передачи информации, в которых так или иначе задействованы слова. Это может быть устная речь, обычный печатный текст, рельефно-точечный текст, нанесённый шрифтом Брайля, звуковое сообщение, переданное с помощью кода Морзе, или визуальное сообщение с использованием семафорной азбуки.

Независимо от канала передачи информации, сообщение, которое можно перевести в речь (набор слов), является вербальным.

Существует 3 типа вербального общения:

  • формализованное – общение, подчиняющееся определённым правилам (конференции, совещания);
  • частично формализованное – общение, не подчиняющееся строгим правилам, но подразумевающее соблюдение норм (светские беседы, знакомство с новыми людьми);
  • неформализованное – повседневное общение, не подразумевающее конкретных правил (разговоры с друзьями, близкими).

Невербальное общение

Невербальная коммуникация – это передача информации с помощью жестов, интонации, знаков и прочих символов. Её важность понимает каждый человек, пользующийся телефоном и знающий, насколько сложно бывает понять собеседника, не видя его жестов и мимики. Психологи, исследующие межличностные коммуникации, считают, что на невербальное общение приходится до 55% передаваемой информации.

Заключение

Невозможно переоценить важность общения, ведь вся наша жизнь фактически полностью состоит из него. При этом именно коммуникативная сторона общения определяет наш успех во всех сферах жизни. Коммуникация отвечает за знания, которые мы получаем, за работу, которую мы выполняем, а также за повседневную жизнь и за отношения, которые мы выстраиваем с близкими людьми.

В статье мы расскажем:

  • Что такое коммуникация
  • 5 компонентов коммуникации
  • Типы коммуникации
  • 5 видов коммуникации
  • Основные формы коммуникации
  • Вербальная коммуникация
  • Средства невербальной коммуникации
  • Коммуникативные барьеры

Живя в обществе, человек не может не общаться. Коммуникация составляет основу нашего взаимодействия с окружающим миром. Через общение человек познает себя и других людей, учится и развивается.

Основные формы коммуникаций, при условии их применения, помогают передавать информацию, обмениваться сведениями, получать новые знания. Понимая, на каких принципах строится общение, можно развить в себе необходимые навыки и стать более коммуникабельным.

Что такое коммуникация

Данное понятие берет свое происхождение от латинского communatio – «сообщение», которое, в свою очередь, восходит к communico – «делаю общим».

На сегодняшний день это слово означает уже не только передачу сообщений или каких-либо сигналов, а обмен информацией, взаимодействие между искусственными или живыми объектами для предоставления каких-либо сведений.

Но есть и другой вариант применения термина communication. Это слово может означать сообщество или какое-либо объединение. В таком виде данное понятие применяется в различных философских и социологических трудах. Тем самым коммуникация представляет собой уже не само взаимодействие между людьми, а скорее его условие или цель.

При этом сфера философии начинала акцентировать свое внимание на данной теме лишь в начале прошлого столетия. Само же возникновение такого интереса исследователей можно связать с нарастанием проблем в социальных аспектах жизнедеятельности человека. Именно для преодоления таких трудностей специалисты начали выделять конкретные формы и методы коммуникации.

В итоге можно определить коммуникацию как совокупность процессов, связанных с взаимодействием между индивидами или целыми группами индивидов, для передачи и получения информации.

Как и любое другое понятие, рассматриваемый термин имеет и множество других определений, но обычно используются лишь две его основные трактовки. В первом случае коммуникация рассматривается как базовый инструмент создания социальных связей и развития культуры человечества. Согласно второй интерпретации данный термин подразумевает определенные закономерности взаимодействия между людьми.

5 компонентов коммуникации

Особенности информационного обмена, как правило, зависят от социально-культурной специфики общества. Но все же можно выделить 5 элементов, которые необходимы для построения правильной формы эффективной коммуникации:

  • адресант (источник) – лицо, желающее передать информацию получателю;
  • проводник – средство, с помощью которого информация преобразовывается в сигналы;
  • канал связи – путь передачи сигналов;
  • приемник – средство, которое осуществляет расшифровку сигналов;
  • адресат (получатель) – лицо, которому предназначалась информация.

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности

Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.

Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения

Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.

Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»

Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.

Такой вариант системы акта коммуникации рассматривает адресанта как инициатора, который кодирует информацию при помощи различных знаковых средств того или иного средства связи и впоследствии передает ее получателю. Получатель, в свою очередь, декодирует сообщение и получает необходимые сведения.

Процесс коммуникации имеет сложную структуру, которая состоит из целого ряда последовательных действий.

Типы коммуникации

Перечислим основные типы коммуникаций:

  • Коммуникация в малой группе.
  • Внутренняя оперативная коммуникация.
  • Внешняя оперативная коммуникация.

Все вышеперечисленные формы коммуникации применяются в тех или иных областях деятельности. От выбранного типа зависит не только точность сообщений, но и эффективность в целом. Кроме того, они влияют на удовлетворенность участников общения.

5 видов коммуникации

В целостной системе коммуникаций выделяют 5 базовых видов в зависимости от цели:

  • Познавательная коммуникация. Целью такого взаимодействия является передача полезной для адресата информации, которой он до этого не обладал. Успешный результат применения познавательной формы коммуникации проявляется в применении полезных сведений и интегрировании новой информации.
  • Убеждающая коммуникация. Задача заключается в воздействии на собеседника, в ходе которого у него должны появиться определенные чувства и мнения. Это может быть убеждение в целесообразности каких-либо действий и стратегий, правильности тех или иных идей и ценностей. Убеждающую форму социальной коммуникации можно назвать эффективной в том случае, если адресат принял вашу позицию, поменял свои взгляды и приоритеты.
  • Экспрессивная коммуникация. Адресанту необходимо побудить собеседника к определенным действиям, но уже на основе передачи эмоций, настроя, мотивации. Конечный результат – изменение психологического настроя собеседника, возникновение у него необходимых чувств, например, сострадания, для последующей совместной деятельности.
  • Суггестивная коммуникация. Целью все еще является смена установок и ценностей, но в этом случае воздействие на собеседника приобретает характер внушения. Успешная суггестия проявляется в виде смены поведения и позиций адресата.
  • Ритуальная коммуникация. Служит для поддержки и закрепления командных установок и обычаев организации. В случае правильно проведенной ритуальной коммуникации вводятся новые традиции, а у участников возникает чувство привязанности к компании, гордости за ее успехи.

Основные формы коммуникации

В системе коммуникаций выделяют также и две группы средств: вербальную и невербальную. Каждая из этих групп содержит собственные средства передачи информации.

Вербальное общение подразумевает передачу сведений при помощи слов. Адресант, используя свою речь в устной или письменной форме, транслирует слушателю необходимые данные.

Невербальная группа – это язык жестов, в рамках которого информация передается без использования слов. В такую разновидность общения входят мимика и интонации, а инструментом становится само тело человека. С помощью внеязыковых средств человек тоже может передавать собеседнику свое внутреннее состояние и взгляды.

Вербальная коммуникация

Такой тип общения является наиболее распространенным, ведь люди ежедневно применяют речь для обмена данными. Два самых главных компонента вербального взаимодействия – это язык и слух.

При этом главная функция самого языка – коммуникативная. Считается, что этот способ общения присущ только человеку и появился еще миллионы лет назад. Важнейший элемент языка – слово, которое представляет собой знаковый символ. Одно и то же слово может иметь несколько интерпретаций и лексических значений. Речь человека может быть нескольких разных видов: устная/письменная, а также внешняя и внутренняя (которая при этом не является формой и средством коммуникации в связи с ее недоступностью для окружающих).

Письменная и устная речь дает человеку возможность кодировать те или иные сведения и затем доносить их до получателя. С помощью нее люди могут оказывать влияние на окружающих и доказывать какие-либо позиции. При этом окружающие могут по-своему интерпретировать услышанные или прочитанные слова.

Помимо классификации вербального общения по способу передачи информации, ее также делят и по количеству участников: монолог/диалог.

Говоря о формах речевых коммуникаций можно выделить различные типы диалогов:

  • Фактический. При таком общении обмен сведениями осуществляется лишь с целью поддержания диалога. В некоторых случаях может рассматриваться как ритуал, к примеру, в ситуации, когда вопрос изначально не подразумевает обязательной ответной реакции.
  • Информационный. В данном случае ключевыми являются именно вовлеченность в тему обсуждения и активность собеседников.
  • Дискуссионный. Инициируется после появления разногласий по поводу одной и той же темы с целью изменения точки зрения собеседника.
  • Исповедальный. Возникает при взаимном доверии участников диалога и включает в себя передачу искренних эмоций и чувств индивида.

Монологи встречаются гораздо реже, чем полноценное общение между двумя или более собеседниками. Главной задачей в таком случае становится не установление взаимодействия, а только лишь передача информации слушателю. При этом в монологе могут быть задействованы и невербальные методы коммуникации в виде жестикуляции, мимики, изменения тональности и интонационных акцентов.

В таком случае все перечисленные действия также можно рассматривать как закодированную информацию. Получатель невербальных сообщений должен уметь их распознавать и понимать, иначе информация не будет расшифрована.

Помимо вышеперечисленных типов, можно выделить еще несколько вербальных форм коммуникаций, но уже на основании более частных различий.

  • Разговор. Такое общение происходит на основе взаимного обмена мыслями, отношениями и опытом. Взаимодействие в таком случае подразумевает участие двух и более лиц и наличие непринужденной, расслабленной обстановки. К разговорному способу прибегают тогда, когда стоит задача рассмотреть определенную тему или узнать ответ на какой-либо вопрос.
  • Собеседование. Общение гораздо более формальное, а обстановку уже нельзя назвать непринужденной. Чаще всего основной сферой обсуждения при проведении собеседования является профессиональная тематика, поэтому здесь могут применяться все основные формы деловых коммуникаций.
  • Спор. Это общее понятие означает столкновение мнений, в результате которого участники диалога отстаивают свои позиции.
  • Дискуссия. Такую форму общения можно назвать частным видом спора. Целью дискуссии является нахождение истины и компромисса при условии соблюдения корректности. Обсуждение происходит по поводу конкретного вопроса.
  • Диспут. Еще одна разновидность спора, которая по своей сути является дебатами в рамках академической среды. При этом участники, так же как и в дискуссии, используют лишь корректные аргументы.

Средства невербальной коммуникации

Такого рода взаимодействие можно назвать телесным выражением внутреннего состояния адресанта. Причем невербальные методы общения могут как дополнять и сопровождать речевые средства, так и противоречить им или даже полностью заменять. Исследования доказывают, что при передаче информации наибольшая нагрузка падает именно на внеречевые методы (более 50 %). Тем самым становится ясно, что такая форма взаимодействия между людьми играет важную роль в информационном обмене.

При невербальном общении важны все его компоненты, включая осанку, жестикуляцию, позу, общие движения тела, улыбку и многое другое. Кроме того, имеет значение не только форма, но и уровень коммуникации, который подразумевает расстояние, на котором находится адресант.

Выделяют 4 основные зоны внеречевых коммуникаций:

  • Публичная. В этом случае расстояние между информатором и реципиентом составляет не менее 6-7 метров. Такая дистанция чаще всего используется в аудиториях с большой группой людей.
  • Социальная. Дальность расположения людей друг от друга насчитывает порядка 2-6 метров. Примером может являться деловая встреча с малознакомыми людьми.
  • Личная. Здесь дистанция обычно варьируется в пределах 0.5-2 метров. Личная зона предполагает визуальный контакт и комфортна для общения с друзьями/хорошо знакомыми коллегами.
  • Интимная. Расстояние интимной зоны может сокращаться вплоть до 0 см и обычно не превышает полуметра. Причем несогласованное вхождение на такую дистанцию может вызвать у человека инстинктивные панические реакции (повышение уровня артериального давления, учащение пульса). Повседневный вариант нарушения интимной зоны – поездка в переполненном общественном транспорте.

Таким образом, при соблюдении зон, например, в профессиональном общении, и правильном применении формы коммуникаций деловая беседа станет наиболее результативна.

Отдельного внимания заслуживают жесты. Ими называют некоторые движения человека, которые могут иметь определенное значение и передавать внутренний настрой информатора. Люди используют огромное разнообразие жестов, которые можно объединить в несколько основных групп:

  • иллюстраторы (подкрепляют или иллюстрируют информацию);
  • регуляторы (применяются, чтобы регулировать эмоции аудитории);
  • эмблемы (используются с целью не нарушать тишину или заменить неприемлемые слова);
  • аффекторы (выражают различные эмоции);

Наблюдая за поведением человека во время ведения беседы, можно понять его психоэмоциальное состояние, уровень заинтересованности в коммуникации и степень искренности его слов.

Но не стоит забывать, что мимика тоже является невербальной формой коммуникации. Когда при разговоре у адресанта не сокращается ни один лицевой мускул, это влечет за собой утрату информации вплоть до 15 %. Кроме того, исследования говорят о большей выразительности именно левой части лица, она чаще отражает эмоции.

Если человек устанавливает зрительный контакт с собеседником в общей сложности менее чем на 1/3 времени диалога, это может свидетельствовать о его неискренности и скрытности. Глаза и губы являются наиболее точными передатчиками чувств человека. Например, ученые уже давно выявили корреляцию между изменением размера зрачков и появлением сильного страха или симпатии. Причем это вообще неподвластно самостоятельному управлению.

Коммуникативные барьеры

Во время речевой коммуникации человек может испытывать некоторые трудности. Дело в том, что такое взаимодействие подразумевает участие двух или более лиц, у каждого из которых может быть своя точка зрения. Зачастую это вызывает напряженную атмосферу. Коммуникационные барьеры также возникают и при использовании внеречевых средств общения.

Различают следующие виды барьеров:

Логический.

Происходит в результате общения лиц с различными типами мышления и мешает, как минимум одному из собеседников правильно воспринимать информацию. Также зависит от уровня интеллекта человека.

Стилистический.

Может возникнуть из-за плохой сочетаемости содержательной части информации и формулировок человека. Еще одна причина происхождения стилистического барьера – нарушение последовательности изложения информации (от конца к началу). Взаимодействие в идеале должно придерживаться определенной структуры: возникновение внимания со стороны собеседника, заинтересованность, переход к основным тезисам и только после этого появление вывода.

Семантический.

Возникает при коммуникации представителей разных культур и традиций. Информатор вкладывает в сообщение один смысл, но из-за специфики используемых слов адресат придаёт им другое значение.

Фонетический.

Может появиться из-за наличия у информатора сильных дефектов речи, тихого голоса или изменения логического ударения. Таким образом, фонетический барьер возникает при неудачной попытке создания устной формы коммуникации.

На сегодняшний день человек не может существовать без постоянного взаимодействия с другими людьми. Причем необходимость общения продиктована не столько профессиональными требованиями, сколько чисто биологическими особенностями нашего вида. И если придерживаться описанных рекомендаций, а также различать виды и формы коммуникаций, можно избежать множества проблем на своем жизненном пути.

Оцените статью
Добавить комментарий