Когнитивно поведенческая терапия

Пожалуй, один из наиболее востребованных подходов в психотерапии невротических расстройств, в частности таких как тревожно-депрессивное расстройство, паническое расстройство  или ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) это когнитивно-бихевиоральная (или когнитивно-поведенческая) терапия. Когнитивно-поведенческая психотерапия, или КПТ имеет большую доказательную базу и, без преувеличения, отличные статистические показатели среди случаев ремиссии расстройств. Это направление исторически было создано Аароном Беком, которые изначально начинал как психоаналитик, затем он сделал очень интересное открытие: когда менялись стили мышления и восприятия у его пациентов, им становилось выражено лучше, на этом случайном открытии этого знаменитого врача и была создана когнитивная терапия, которая в последствии стала когнитивно-поведенческой за счёт присоединения к ней методик, таких как поведенческие эксперименты, экспозиции, и просто обучение навыкам совладания со стрессом (например упражнения дыхательной гимнастики и методики релаксации), но об этом поподробнее несколько позже.

Содержание
  1. Как работает КПТ
  2. Немного о мыслях с точки зрения КПТ
  3. Изменение убеждений
  4. Поведенческая терапия
  5. Поскольку неэффективное поведение является усвоенным, от него можно избавиться. Нет необходимости вдаваться в причины и способы появления этого поведения, основное внимание уделяется тому, как вести себя по-другому.
  6. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
  7. КПТ базируется на убеждении, что мысли человека сильно влияют на то, как он себя чувствует и как он себя ведет. Таким образом, депрессия или тревожность возникают потому, что мыслительные процессы «недостаточно адаптируемы» (неэффективны) или негативны.
  8. Психотерапевт, проводящий когнитивно-поведенческую терапию, поможет клиенту исправить подобные ошибки мышления, например предложив поискать доказательства своих предположений или найти им альтернативные объяснения.

Как работает КПТ

Сама по себе КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) работает прицельно с призмой восприятия, с процессами мышления, коррегируя их таким образом, чтобы облегчать состояние пациента. А именно: это работа с эмоциями и автоматическими мыслями, которые их вызывают, с промежуточными, глубинными убеждениями, и, наконец, с тем жизненным опытом, который формирует убеждения пациента.

Схематически это так:

Немного о мыслях с точки зрения КПТ

Выделяются произвольные и автоматические мысли.

  • Произвольные мысли обычно думаются нашим усилием воли и не представляют психотерапевтической важности, поэтому не затрагиваются в рамках терапии.
  • Автоматические мысли как правило приходят к нам спонтанно, автономно, не важно хотим мы того или не хотим, физиологически они выглядят более быстрыми и более молниеносными, нередко обрывочны. И, что немало важно, именно такого рода мысли и провоцируют наши эмоции, поведение и порой целые состояния, поэтому им придается огромное значение в терапии на первых её этапах.

Получается схема такого плана (иначе говоря А-В-С):

Первое с чего обычно начинается терапия: это обучение пациента умению дифференцировать и осознавать свои эмоциии автоматические мысли в моменте здесь и сейчас (прицельно к ухудшениям состояния: например, к возникновениям тревожности, перепадов настроения, агрессии, и т. Это даётся обычно под ведение дневника в который записывается ситуация, эмоции и мысли.

! Кстати, чтобы научиться распознавать свои автоматические мысли, вы можете задать себе вопрос: А какая первая неприятная мне мысль пришла мне в голову, в момент когда мне стало некомфортно?  Ответом на этот вопрос и будут ваши автоматические мысли.

Второе, это обучение пациента осознавать свои ошибки мышления в моменты психологического дискомфорта. Сейчас перечислю вам основные и часто встречающиеся:

  • Катастрофизация — когда мы сразу начинаем надумывать себе наихудший исход стрессовой ситуации
  • Тоннельное видение (или мышление) — это тот самый стереотип мышления, когда мы фокусируемся на негативных сторонах ситуации, и обесцениваем любые другие аспекты (яркий пример, пожалуй, когда мы считаем себя неудачником и ни на что не способным человеком, впроцессе такого состояния мы начинаем безусловно обесценивать наши сильные стороны).
  • Сверхгенерализация — когда мы делаем вывод о каком то классе объектов на основании одного случая ( чтобы было понятнее о чем речь возьмём пример: женщину бросил муж, и на фоне стресса она считает что все мужчины плохие).
  • Малигнизация — преуменьшение своих достижений.
  • Магнификация — преувеличение своих неудач/ошибок.
  • Гадание — когда мы делаем поспешные выводы.
  • Наклеивание ярлыков — делаем поспешный вывод о человеке по какой-то одной жизненной ситуации или внешним признакам.

И так далее, таких ошибок в классификации множество, я лишь привёл частые.

Итак мы с вами прошли этапы осознавания и умение видеть свои мысли эмоции и ошибки мышления, дальше переходим непосредственно к проработке автоматического мышления. В этом моменте целесообразно сделать следующий вывод о том, что наш с вами стресс, это реакция не на ситуацию, а именно на то, как мы её с вами воспринимаем (отсылка к схеме А-В-С). Здесь может идти проработка мыслей по технике альтернативного взгляда на ситуацию, она представляет из себя вопрос или серию вопросов, несущих в себе смысл: Можно ли произошедшую с вами ситуацию объяснить как-то иначе? и в данном случае предлагается поразмышлять с пациентом на эту тему и найти ещё 1-3 других объяснений чтобы сделать мышление более гибким. Это тоже даётся под запись в дневник, структура дневника при этом выглядит так: Описывается ситуация, эмоции, автоматическая мысль, адаптивный ответ по отношению к ситуации. В случаях, когда мысль трудно корректируется, возможно дать развернутый алгоритм проработки по методу Джудит Бек, в таком случае в графе адаптивный ответ будет 6 вопросов:

  • Какие аргументы За и Против этой мысли
  • Представьте, что эта мысль реально верна на все 100%, что будет в худшем случае? Что будет в лучшем случае? Что будет скорее всего?
  • Наш любимый описанный выше: Можно ли произошедшую с вами ситуацию объяснить как-то иначе?
  • Чувствовали бы вы себя лучше, если бы вы думали об этой ситуации иначе?
  • Что я должен сделать в этой ситуации?
  • Что я мог бы посоветовать другу/подруге в этой ситуации?

Безусловно такая стратегия работы с пациентами отлично проходит в рамках тревожно-депрессивных расстройств и невротических расстройств. в ряде случаев просто работы с мыслями бывает недостаточно (если состояние не лёгкое). В такой ситуации терапевт прибегает к работе в промежуточными, глубинными убеждениями и травмой.

Промежуточные убеждения — это жизненные лозунги и какие-то правила, мифы, которые живут в нас из-за определенного опыта, например: »Я всегда должен добиваться успеха», «Я должен производить отличное впечатление», »Быть хуже других это ужасно» и т. Сперва мы обучаем пациентов точно так же видеть эти убеждения, начинаем использовать техники для того, чтобы эти убеждения сделать явными, затем используем методики их проработки, они отличаются от описанных мною выше: используется сократический диалог, методика поведенческих экспериментов (проверка убеждения поведенческими стратегиями, разрабатываются стратегии совместно с терапевтом, самостоятельно нельзя!), ролевые игры, метафоры, окружающие как ориентир и т.

Изменение убеждений

Так же проводится работа по коррекции и глубинных убеждений. Глубинные убеждения составляют основной пласт нашей личности, ещё их называют — схемы. Они обычно представляют из себя самохарактеристики, односложные словосочетания. Учитывая, что речь идёт о терапии тревожно-депрессивных состояний, чаще всего эти схемы у таких пациентов носят окрас ненужности или беспомощности, например: »Я неудачник», »я хуже других», »я всегда буду одинок», »я ужасен», »я плохой» и так далее. Они тоже корректируются специально разработанными для этого методиками: к примеру бланком глубинных убеждений (в котором корректируется глубинное убеждение в более корректную форму), техника крайних контрастов, исследование убеждения в контексте жизни пациента, рескриптинг (эта техника так же является основной при работе с травмой в направлении КПТ), метафоры.

Под окончание обзора этого алгоритма добавлю следующее, достаточно немаловажно обучать пациента навыкам релаксации особенно на первых этапах терапии, очень хорошо здесь могут подойти методики дыхательной гимнастики, аутогенные тренировки, и конечно прогрессивная мышечная релаксация по методу Джекобсона (особенно полезно обучать этому виду релаксации тех, кому очень трудно расслабляться). Всё это делается на первых этапах терапии с целью нивелирования стрессовых воздействий, облегчения страданий пациента и, что немало важно, обучения пациента самому справляться со стрессом даже без помощи препаратов, если ситуация позволяет.

Выше была поэтапно приведена более полная схема психотерапии тревожно депрессивных расстройств в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии. В этом методе делается большой упор на самонаблюдение, умение замечать деструктивные когнитивные паттерны и совместное с врачом обучение коррекции мыслей, убеждений, ошибок мышления. И ужена этапе работы со схемой ситуация-автоматическая мысль-реакция (АВС) положительная динамика начинает возникать довольно быстро, последнее в качестве вывода говорю вам из моего личного наблюдения.

Также о когнитивно-поведенческой терапии можете посмотреть здесь.

Группа методов, основанных на изменении образа мыслей человека и/или поведения. Мысли и поведение часто взаимосвязаны, и данный метод предполагает, что если изменить образ мыслей, то изменится и поведение, представляющее для нас проблему.

Поведенческая терапия

Данная терапия предназначена для изменения неподобающего или неэффективного поведения, доставляющего проблемы пациенту. Поведенческой терапии хорошо поддаются зависимости, тревожность, фобии и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

Поскольку неэффективное поведение является усвоенным, от него можно избавиться. Нет необходимости вдаваться в причины и способы появления этого поведения, основное внимание уделяется тому, как вести себя по-другому.

Таким образом, поведенческая терапия делает меньший акцент на прошлый или детский опыт и больший — на то, как можно изменить сегодняшнее поведение и мысли.

Поведенческая терапия в целом основана на теории условных рефлексов, а ее различные подходы — или на классических, или на оперантных, условных рефлексах. (С помощью классического обусловливания формируется непроизвольное, автоматическое поведение и стимул, а в оперантном применяется подкрепление

Следующие виды психотерапии основаны на классическом обусловливании.

Систематическая десенсибилизация. Пациента постепенно подвергают воздействию пугающего стимула, чтобы он избавился от условной реакции на него. Например, если пациент боится пауков, он может вначале научиться говорить или читать о пауках без страха, затем — находиться в одной комнате с пауком, потом — рядом с ним и, в конце концов, возможно, даже брать в руки.

Психологические состояния. Психотерапевт учит пациента навыкам расслабления, которые можно применять одновременно с вызывающим страх стимулом, уменьшая таким образом обусловленную реакцию страха. Этот метод успешно применяется для лечения фобий и панических атак.

Терапия отвращения. В отличие от систематической десенсибилизации, которая пытается нарушить связь между стимулом и негативной реакцией, терапия отвращения пытается создать связь, когда она желательна. Например, пациент с ОКР может стягивать запястье резинкой для денег, когда у него появляются нежелательные мысли, таким образом, пытаясь связать их с (умеренно) болезненным стимулом. Когда алкоголику с его согласия дают лекарство, вызывающее сильную тошноту при приеме алкоголя, он учится ассоциировать алкоголь с неприятными ощущениями, что ведет к уменьшению или прекращению потребления спиртного.

Погружение. Пациента «погружают» в его страх на значительное время, пока высокий уровень тревожности не исчезнет. Теоретически мы не можем сохранять высокий уровень возбуждения сколь угодно долго. В конце концов мы устанем, и тревога утихнет сама собой. Например, страдающий клаустрофобией пациент, запертый в лифте, в конце концов перестанет волноваться. Однако у этой терапии есть одна опасность: если человек откажется продолжать лечение (разумеется, пациенты могут прекратить его, когда захотят), страх может даже усилиться по сравнению с тем, что был до терапии.

Погружение нужно применять с осторожностью: человеку можно навредить, заставив его встретиться со своим страхом лицом к лицу.

К терапиям, основанным на оперантном обусловливании, относятся следующие.

Жетонная система вознаграждения. В качестве положительного подкрепления пациенту выдаются «жетоны» (баллы, звездочки или наклейки, которые можно обменять на привилегии, призы или другие вознаграждения), когда он демонстрирует желаемое поведение. Этот метод часто применяется в отношении людей, испытывающих трудности с обучением, чтобы помочь им «сформировать» желаемое поведение, меняя один его аспект за раз, а не все поведение в целом. Однако его можно использовать с любым человеком, чье поведение мы хотим изменить, например улучшить посещаемость школы или уменьшить количество опозданий в офис. Но необходимо сделать так, чтобы новое поведение сохранилось даже после того, как подкрепление прекратится.

Моделирование. Обучение происходит путем наблюдения и подражания, может применяться как часть наставничества или партнерства (buddying) для детей или людей, которым трудно учиться. Пациент наблюдает, как кто-то другой ведет себя правильно, и копирует его, учась правильному поведению. Например, ребенок, который боится собак, может смотреть, как родители с удовольствием играют с собакой, и понемногу понимать, что ему нечего бояться.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Представляет собой смесь двух видов терапии: поведенческой и когнитивной, которая была разработана психотерапевтом Аароном Беком в 1960-х годах. Цель когнитивной терапии — изменить образ мыслей, в то время как поведенческая терапия уделяет внимание действиям. Когнитивно-поведенческая терапия рассматривает связь между тем, как именно люди думают, и тем, как мысли влияют на их действия; это терапия, направленная на изменение как мыслей, так и поведения.

КПТ базируется на убеждении, что мысли человека сильно влияют на то, как он себя чувствует и как он себя ведет. Таким образом, депрессия или тревожность возникают потому, что мыслительные процессы «недостаточно адаптируемы» (неэффективны) или негативны.

Основная цель когнитивно-поведенческой терапии — помочь пациенту выявить негативные или бесполезные мысли и заменить их более позитивными или полезными.

Многие следуют привычным моделям мышления, например всегда размышляют пессимистично, поэтому чувствуют себя плохо и действуют неэффективно. Терапия помогает им признать это и предлагает способы научиться в некоторых ситуациях мыслить более оптимистично.

Представьте, что вы увидели на улице знакомого, но он не замечает вас. Если вы привыкли к бесполезной модели мышления, то можете подумать: «Он меня игнорирует! Я ему не нравлюсь! У меня так мало друзей! Я мало кому нравлюсь. Я такой несимпатичный. Пойду-ка я лучше домой. Я собирался встретиться с друзьями за кофе, но сделаю им одолжение и избавлю от своего общества, скорее всего, они пригласили меня из жалости».

Когнитивно-поведенческая терапия поможет вам выявить следующие «ошибки мышления» (искаженные или безосновательные суждения) в этой ситуации.

«Он меня игнорирует!» (Вы высказываете предположение. Возможно, существует другое объяснение, например человек не увидел вас или на что-то отвлекся

«Я ему не нравлюсь!» (Снова предположение, а также пример «чтения мыслей». Но вы не можете читать мысли и доподлинно знать, что не нравитесь ему

«У меня так мало друзей!» (Вы распространяете один случай на другие

«Я мало кому нравлюсь». (Снова предположение и «чтение мыслей» — откуда вам это знать?)

«Я такой несимпатичный». (Вы навешиваете отрицательные ярлыки и мыслите по принципу «все или ничего», так как предполагаете, что или симпатичный, или нет, вместо того чтобы принять, что кому-то в каких-то ситуациях вы симпатичны, но не всем и не всегда

«Пойду-ка я лучше домой. Я собирался встретиться с друзьями за кофе, но сделаю им одолжение и избавлю от своего общества». (Эти мысли влияют на ваше поведение

«Скорее всего, они пригласили меня из жалости». (Снова предположения и «чтение мыслей»

Психотерапевт, проводящий когнитивно-поведенческую терапию, поможет клиенту исправить подобные ошибки мышления, например предложив поискать доказательства своих предположений или найти им альтернативные объяснения.

Таким образом, терапия уделяет внимание тому, что происходит здесь и сейчас, а не возможным причинам проблем, которые могут лежать в прошлом. Конечно, многие негативные модели мышления формируются в детстве, поэтому прошлое нельзя игнорировать, но эта терапия имеет целью решение сегодняшних проблем, а не понимание клиента, почему он такой, какой есть.

Недостаточно адаптируемое мышление отличается тем, что мысли негативны. Люди попадают в порочный круг мыслей, имеющих конкретные качества:

  • искажены и не соответствуют реальности;
  • оказывают отрицательное воздействие, так как пациент чувствует себя плохо;
  • кажутся разумными и правдоподобными, поэтому пациент не сомневается в них;
  • появляются непроизвольно, поэтому их трудно контролировать.

Недостаточно адаптируемые мысли часто отражают низкую самооценку, содержат самокритику и самобичевание, а также демонстрируют отрицательную интерпретацию событий и заниженные ожидания от будущего. Таким образом, роль когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, чтобы поставить эти мысли под сомнение.

Один из способов добиться этого — попросить пациента вести дневник, записывая туда мысли, возникающие в ответ на определенные события, и затем принести дневник на сессию, чтобы терапевт поставил их под сомнение. (В итоге пациент научится делать это сам. ) В предыдущем примере, возможно, вы ответили бы на вопросы следующим образом.

На всё это требуется время, но квалифицированные специалисты по поведенческой терапии должны изменить то, как человек реагирует и думает, чтобы он чувствовал и вел себя более позитивным образом.

Оцените статью
Добавить комментарий