Категории проблем какие есть

Что такое проблема? Классификация проблем по А. Ивину

Данная статья посвящена понимаю научной проблемы, выявлению видов и типов согласно А. Ивину. Тема является актуальной, так как проблема – часть человеческого познания. Главной идеей данной статьи можно назвать вопрос о важности понимания понятия «проблема» и их классификации.

Ключевые слова

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ, ПРОБЛЕМА, ПОЗНАНИЕ

Текст научной работы

Великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет егоПроцесс познания человеком окружающего мира порождает сложный и многообразный мир проблем. Обнаружение и раскрытие какой – либо проблемы есть основа творческого мышления человека. Проблема – часть человеческого познания, поэтому так необходимо знать, что такое проблема (в общем смысле). Не менее важно знать классификацию проблем, так как определенная проблема требует для собственного разрешения разные способы, ресурсы, а также имеет собственный результат. В широком смысле проблемной является всякая ситуация, практическая или теоретическая, которая не имеет соответствующего обстоятельствам решения и поэтому заставляет остановиться и задуматься. Проблема в самом общем смысле — это некоторое затруднение, колебание, неопределенность. Требуются действия по устранению этой неопределенности. Однако не всегда ясно, что именно следует предпринять. Первоначально понятие проблемы, возникшее еще в Древней Греции, означало «преграду», «трудность», «задачу». Таким образом, под проблемой понимается объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Сам процесс познания истолковывается при этом как последовательный переход от ответов на одни вопросы к ответам на другие вопросы, вставшие после решения первых. Несмотря на первоначальную простоту, феномен проблемы имеет определенные особенности. Во – первых, не каждая проблема изначально сформулирована ясно и отчетливо. Только узкий класс проблем сразу же имеет вид явного вопроса. Во – вторых, нередко проблема формулируется одновременно с решением. В – третьих, случаются ситуации, когда поиск проблема – это уже отдельная проблема. В таких случаях раскрывается определенный талант исследователя. На способ постановки проблемы влияют два фактора. Это общий характер мышления исторического периода, в котором существует данная проблема, а также существующий уровень знаний о касаемых в проблеме объектах. Каждой исторической эпохе свойственны свои типичные формы проблемных ситуаций. В хорошо проверенной и устоявшейся научной теории проблемные ситуации осознаются по-другому, чем в теории, которая только складывается и не имеет еще твердых оснований. Отсюда можно выделить типологию проблемных ситуаций. Российский философ Александр Архипович Ивин считает, что подразделять проблемы можно по разным основаниям. Об этом он говорит в своей работе «Основы теории аргументации». Типологизировать проблемы можно по их актуальности. В результате проблемы бывают существующие, возникающие и потенциальные. Также их можно делить по целям. Ивин считает, что особый философский интерес представляет деление по трем основаниям: формулировка проблемы, метод решения и определенность решения. Эти признаки органично вводятся А. Ивиным с помощью вопросов. «Сформулирована ли проблема с самого начала?» «Имеется ли метод ее решения?» «Насколько отчетливы представления о том, что именно считать решением проблемы?» Ответы на каждый из вопросов позволяет выделить восемь видов и объединить их в две подгруппы. Остановимся на каждой подробнее. Первые четыре типа названы явными проблемными ситуациями, так как формулировка проблемы задана с самого начала, их различия только в методах ее решения. Последующие четыре типа – это неявные проблемные ситуации, когда проблему еще предстоит обнаружить и сформулировать. Показательные задачи – самый определенный вид явной проблемы. Выделяют алгоритм решения задачи при помощи анализирования подобных проблем. Вырабатываются определенные навыки в обращении с другими задачами такого рода. В этом и есть практическая ценность данного вида проблемной ситуации. Следующий тип более интересен, так как неизвестен результат решения. Но такой вид не является еще исследовательской проблемой потому, что многое определено с самого начала и для поиска решения остается довольно ограниченное пространство. Однако такие задачи полезны тем, что тренируют ум, вырабатывают сообразительность, умение рассуждать последовательно и ясно. По сравнению со следующими видами явных проблемных ситуаций вышеперечисленные типы можно назвать лишь «затруднениями». Последние два типа явных проблем представляют особый интерес. Именно их можно назвать полноценными проблемами. Риторическая проблема, она же проблема – головоломка, характеризуется тем, что имеет и очевидный, само собой разумеющийся ответ, и общие черты со всякого рода головоломками. Этот тип проблемы связан с поиском метода, с помощью которого из начальных условий может быть получен уже известный в общих чертах ответ. Примерами таких проблем могут явиться различные кроссворды, ребусы, задачи на составление фигур из имеющихся элементов, загадки, шахматные задачи. Определим характерные черты: во – первых, проблема сформулирована не самим исследователем, во – вторых, однозначно, что существует решение, в – третьих, основные линии поиска решения известны еще до самого исследования, однако круг его поиска существенно ограничен. Рассмотрим эти черты на конкретном примере. Ребенок составляет картинку из предлагаемых по условиям игры нескольких кубиков, причем делать он это может в произвольном порядке. Составленная фигура может быть оригинальнее, но может не оказаться ее решением. Чтобы получить верное, нужно выполнить необходимые, обязательные условия. Важная черта состоит в том, что ответ существует, но он еще не известен в начале. Риторические проблемы очень распространены, несмотря на их простоту и незатейливость. Почему? Долго и упорно разгадывать головоломку нас стимулирует уверенность в несомненном существовании решения и настойчивости и сообразительности. Также она может быть одним из видов творчества человека. Стоит отметить, что проблемы – головоломки могут иметь вид подлинных научных проблем, часто такой тип явной проблемы возникает на конечном этапе развития теории, когда она устоялась, а ее положения стали аксиомой. Такая твердая в своем ядре и апробированная во многих деталях теория задает основные положения и образцы анализа изучаемых явлений, определяет главные линии исследования и во многом предопределяет его результат. Исходные положения и образцы в своей основе не подлежат никакому сомнению и никакой модификации. В этом выделяются своеобразную черту: такие научные риторические проблемы не изобретаются самим исследователем, а навязываются сложившейся теорией. Однако такие проблемы все равно остаются проблемами – головоломками, несмотря на общую характеристику. Все также ответ предусмотрен, круг решений ограничен и существуют основные линии его поиска. Здесь важны не столько глубина и оригинальность мышления, сколько изобретательность и настойчивость исследователя. Самым сложным и глубоким типом явных проблем являются классические проблемы. Решение этой проблемы полностью лежит на исследователе. Почему? Обратимся к критериям классификации. Проблема формулируется самостоятельно. Не существует четких контуров решения проблемы, т. не существует какого-то обязательного ответа. Кроме того, предстоит открыть метод решения проблемы. Можно сказать, что в основе решения данного вида проблемы лежит творчество в чистом виде. Оно требует не только настойчивости и изобретательности, но и воображения и критического мышления. Обратим внимание на вторую группу в классификации проблем – неявные проблемы. Определим отличительную особенность от явных проблем: затруднение существует без открытого и прямо поставленного вопроса. Однако между неявными и явными проблемами не существует четкой границы. Наоборот, к неявным проблемам очень близки классические проблемы практически отсутствием какой-либо информации. Остановимся на каждом из четырех видов подробнее. Первый вид неявной проблемы имеет и метод, и решение, но нет никакого затруднения. Примерами таких проблем могут служить оригинальные изобретения, которые находят свое применение только после получения чего-то с помощью этого устройства. Второй вид имеет только метод. Ни проблемной ситуации, ни решения нет. Такие случаи довольно часто встречаются в абстрактной математике. К этому виду также можно отнести случаи, когда метод, разработанный в связи с одной проблемой, оказывается применим к другой, совершенно не связанной с ней проблеме. В этих случаях задача состоит в поиске проблемы и применения существующего метода. Также существуют такие неявные проблемные ситуации, когда есть только решение, но неизвестен вопрос, ответом на который оно могло быть и не ясен конкретный метод, с помощью которого решение получено. Примерами таких ситуаций являются исследования, ставившие вначале одну проблему, но, в конечном счете, решающие совсем другой, явно не поставленный вопрос. В таких случаях конкретный метод выделить сложно. Последний вид неявных проблем характеризуется неопределенностью всех оснований вышеупомянутой классификации. Вместо четко выраженного вопроса есть только какое-то затруднение, нет никакого метода и, тем более, решения данной проблемной ситуации. Данный тип проблем находил свое отражение в истории развитии науки не раз. Многие крупные научные проблемы в первый период своего становления ощущались и осмыслялись именно как неопределенные затруднения. Развитие научного познания нередко приводит к проблемам, приобретающим форму апорий и парадоксов, для разрешения которых требуется переход на иной, философский уровень их рассмотрения. Практическая ценность абсолютной любой проблемной ситуации состоит в том, что «развитие человеческого познания может быть представлено как переход от постановки проблем к их решению, а затем постановки новых проблем». Подробная классификация проблемных ситуаций особенно важна в научном познании. От правильного понимания вида определенной проблемы напрямую зависит окончательный результат, т. получение правильного решения с помощью какого – либо универсального или, наоборот, уникального метода. Выделение проблемы, поиск метода и его использование для решения этой самой проблемы способствуют развитию творческого мышления, умственных способностей человека. Проблема есть двигатель человеческого мышления, познания окружающего мира и законов его функционирования.

  • Яковлев об общественном идеале чувашейСтепанов А.Г.Тихонов А.С.NovaInfo 61, с.310-314, 16 марта 2017, Философские науки,
  • Степанов А.Г.
  • Тихонов А.С.
  • Волкова В.О.Волков И.Е.Волгин И.Б.NovaInfo 61, с.303-310, 15 марта 2017, Философские науки,
  • Волкова В.О.
  • Волков И.Е.
  • Волгин И.Б.
  • Инфоги в обществе программДедюлина М.А.NovaInfo 61, с.318-323, 2 марта 2017, Философские науки,
  • Дедюлина М.А.
  • Особенности метода научного познанияКузьмин Ю.А.NovaInfo 61, с.314-318, 2 марта 2017, Философские науки,
  • Кузьмин Ю.А.
  • Два фактора Ф. Герцберга в студенческой среде: типологический анализБезгодов Д.Н.NovaInfo 61, с.310-314, 1 марта 2017, Философские науки,
  • Безгодов Д.Н.

Список литературы

  • Ивин А. А. Основы теории аргументации: Учебник. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 – 352 с.
  • Новая философская энциклопедия в четырех томах. Том III: Справочное издание. – М.: Мысль, 2012 – 692 с.

Цитировать

Глобальные проблемы современности — это проблемы, которые касаются жизненных интересов всех людей на планете и охватывают многие сферы. Решить их можно только общими усилиями, если для этого объединятся все страны. Давайте разберемся, какие проблемы относятся к глобальным.

Признаки глобальных проблем общества

  • Влияют на жизнь всего человечества.
  • Возникают объективно из-за развития общества.
  • От того, сможем ли мы их решить, зависит судьба человеческой цивилизации.
  • Все мировые угрозы взаимосвязаны.
  • Требуют, чтобы для их решения страны работали сообща.
  • Эти проблемы нужно решить как можно скорее.

Практикующий детский психолог Екатерина МурашоваБесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Какие глобальные проблемы сейчас угрожают миру

Уже сегодня человечество столкнулось с угрозами, которые дамокловым мечом нависли над будущим планеты. О каких именно глобальных проблемах современности речь, рассмотрим подробнее на примерах.

Проблема термоядерной войны

Угроза термоядерной войны — это пример одной из самых крупных глобальных проблем человечества на сегодняшний день. Ее суть проста: третья мировая ядерная война может уничтожить человечество.

Общая мощь всего ядерного оружия на планете — 18 млрд тонн в тротиловом эквиваленте. Это означает, что на каждого жителя Земли приходится 3,6 тонн взрывчатки. Если сработает хотя бы 1% земного ядерного оружия, это приведет к так называемой «ядерной зиме». Это явление уничтожит не только людей, но и всю биосферу.

Проблемы экологии

У всех экологических проблем мира один корень — жизнедеятельность человека, которая вредит окружающей среде.

Во второй половине прошлого столетия начали развиваться сразу несколько экологических катастроф:

  • разрушается мировая экосистема;
  • все больше видов флоры и фауны исчезает с лица земли;
  • происходит глобальное изменение климата, т. к. увеличивается выброс парниковых газов в атмосферу;
  • экологический баланс природы нарушен — все больше территорий поражены бедствиями либо стоят на грани катастрофы.

Загрязнение почвы, океана и околоземного пространства губительно. Оно отражается на здоровье человека и качестве его жизни, ставит под угрозу всех живых существ планеты. Пораженные территории становятся непригодными для жизни, а источники этого поражения мешают биосфере восстанавливаться и в конечном итоге разрушат ее.

Демографическая проблема

Эта глобальная проблема затрагивает количество населения мира. Сегодня в мире актуальны две противоположные тенденции. Рассмотрим каждую из них.

Проблема «Север-Юг»

Глобальная проблема «Север-Юг» — это напряженные экономические отношения между развитыми и развивающимися странами мира.

Пропасть между ними по уровню экономического и культурного развития растет с каждым годом. Так, некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки не могут позволить себе высокого роста в разных отраслях, высококачественных товаров и медицины, что влияет на их уровень жизни.

Мировая продовольственная проблема

Глобальная продовольственная проблема — одна из самых острых в современном мире. Она связана с тем, что в век научно-технического прогресса все еще остаются люди, которые не могут обеспечить себя питанием. По отчету портала GHI (Global Hunger Index) 47 стран мира в 2021 году имеют тревожно высокий индекс голода. Согласно прогнозам, понизить его до «нулевого голода» к 2030 году не получится.

Проблема бедности

По данным портала Our World In Data, ⅔ населения мира тратят до 10 долларов в день, а каждый десятый житель — меньше $2. Это говорит о том, что многие развивающиеся страны не могут обеспечивать должный уровень жизни для граждан. В таких государствах людям недоступна качественная медицина и многие жизненно необходимые товары. Это порождает другие глобальные угрозы — проблемы здравоохранения и образования в мире.

Экономический кризис, который вызвала пандемия COVID-19, усугубила эту и многие другие проблемы в развивающихся странах.

Проблема международного терроризма

Терроризм — это насильственные действия, которые преступники используют, чтобы устрашать население и добиваться политических целей. Как правило, террористические акты — это рычаг давления на власть.

Одна из главных опасностей международного терроризма — его способность усилить другие глобальные проблемы общества. Сегодня террористическим группам доступны все блага технологий и финансирование за счет ограблений, доходов с теневой экономики и т. Это делает современный мир уязвимым перед терроризмом.

Другие проблемы XXI века

Это был далеко не полный список угроз, которые актуальны для планеты. Существуют и другие, не менее пугающие проблемы современного общества. Среди них:

  • опасные и часто неизлечимые болезни, которые быстро распространяются (СПИД, атипичная пневмония, COVID-19 и т. д.);
  • нехватка пресной воды;
  • проблема освоения космического пространства и Мирового океана;
  • истощение природных ресурсов;
  • утрата памятников культурного наследия человечества и другое.

Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!

Как решить глобальные проблемы человечества

Общество уже сделало первый шаг к тому, чтобы справляться с угрозами. Ученые и политики оценили масштабы катастрофы и предложили меры, которые помогут нам в борьбе за будущее. Рассмотрим в таблице список глобальных проблем человечества и пути их решения.

Есть и общие правила, которые помогут решить глобальные проблемы в будущем.

  • Изменить сознание людей: воспитывать в населении гуманизм, обсуждать глобальные проблемы в обществе.
  • Изучить причины и противоречия, которые обостряют глобальные проблемы и создают новые.
  • Объединить усилия всех стран: вместе создавать технологии, пользоваться единым фондом ресурсов, изучать угрозы вместе, обмениваться информацией.
  • Помнить, что перед человечеством встали проблемы, решение которых зависит от умения стран договариваться и работать сообща.
  • Наблюдать и контролировать глобальные угрозы.

Глобальные проблемы мира — это одна из тем на экзаменах по обществознанию. Если она кажется сложной и хочется разобрать ее подробнее, это можно сделать на курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ вместе с преподавателями Skysmart. На онлайн-занятиях ученик и репетитор вместе изучат, что относится к глобальным проблемам человечества, их типы, причины и многое другое.

В системном анализе проблемы разделяются на три класса:

· Проблемы первого класса — хорошо структурированные, выражены количественно. К ним могут быть отнесенынекоторые технические, экономические и организационные проблемы. Для решения этих проблем применяют методы математического программирования, теорию игр, метод Монте Карло; теорию очередей и др. Эти методы позволяют количественно оценивать преимущество того или иного решения.

Пример: Решение вопроса выпуска продукции в условиях ограниченности складского хранения – что, в каком количестве производить, если склад готовой продукции «не резиновый».

· Второй класс — слабо структурированные проблемы (отсутствует достаточная количественная формализация). Этот класс является основной темой изучения СА. Проблемы второго класса нельзя решить только с помощью математических методов, необходимо и приходится использовать интуицию и опыт, а также теорию вероятностей и психологические знания.

Пример: Решение вопроса поступления в ВУЗ после окончания средней школы, поиск и устройство на работу и т.

· Проблемы третьего класса – неструктурированные. Для решения этих проблем, обычно применяются эвристические (интуитивно-логические) методы решения, с помощью которых неструктурированная проблема переводиться в класс слабо структурированных. После чего можно использовать методы системного анализа, который позволяет либо найти правильное решение, либо выявить причины появления проблемы.

Пример: Проблема экологии мегаполиса (страны, континента, планеты), дефицит пресной воды в мире и т.

Современное понимание системного анализа опирается на опыт, интуицию исследователей и знания других научных дисциплин, прежде всего математических и эвристических («эврика» — озарение). В свою очередь, приемы, инструменты и методология системного анализа – основа любой науки.

«Любая наука системна. Системность – это научный способ упрощать»
Эшби, кибернетик

Строго говоря, интеллектуальная деятельность человека не может не быть по своей сути системной, рассматривающей вопрос как системный объект в совокупной взаимосвязи его компонентов и использовании системных приемов в процессе решения – от постановки целей и задач до получения какого-либо результата и его интерпретации (решения).

Любое решение управленческого характера должно основываться на базовых принципах системного анализа, экономики, информатики, управления и учитывать поведение человека в социально-экономической среде. Системно мыслящий менеджер, как правило, прогнозирует, соизмеряет свои цели и свои возможности (ресурсы) учитывает интересы окружающей внешней и внутренней среды, вырабатывает план действий и корректирует его в соответствии с изменяющимися условиями и факторами.

Следует отметить и то, что сам процесс проведения системного анализа не может быть полностью формализован. Причина этого, и в сложности решаемых этим методом проблем (сложных систем), и в непредсказуемости факторов среды. Можно выделить два основных момента, которые важно учитывать при проведении процедур системного анализа:

· Рассматривать исследуемый объект в максимально возможном целостном виде (вспомните про притчу о трёх слепцах и слоне);

· Для проведения системного анализа, прежде всего, необходимо сформулировать основную цель – что хотите получить в конечном итоге, и стать стержнем всего исследования. Другими словами, принцип конечной цели должен стать абсолютным приоритетом.

Полезность системного анализа — глубокое проникновение в суть проблемы, выявление взаимосвязей, способствующих обнаружению нестандартных решений, в большей четкости формулирования целей, в большей эффективности распределения ресурсов.

Ограниченность системного анализа — неизбежная неполнота анализа (принцип непознаваемости), приближённая оценка эффективности, отсутствие способов точного прогнозирования перспективы.

Области применение системного анализа определяются характером решаемых задач. Системный анализ может быть использован как метод исследования практически в любой области. Этот универсализм и междисциплинарный характер подкрепляется и возможностью использовать системный анализ не только как полноэтапный цикл при решении поставленных задач, но и отдельные его элементы — методы.

Для нас с вами больший интерес представляют социально-экономические системы. Поэтому в данном электронном учебнике максимальное внимание сосредоточено на область интересов менеджеров, руководителей предприятий. К таким задачам могут быть отнесены задачи по специфики, характеру или по масштабу охвата.

Рисунок 1. 1 Примеры применения системного анализа

Области применения могут быть определены временными сроками, финансовыми ресурсами или какими-либо другими характеристиками и критериями.

Оцените статью
Добавить комментарий