Кактус методика

Психологический тест «Нарисуй кактус»

Психологический тест «Нарисуй кактус»

Одна из сотрудниц привела как-то на работу свое чадо. Чадо рисовало нечто абстрактное и авангардное в силу маленького еще возраста. Конечно, наступил момент разглядывания детских рисунков, и в связи с этим между нами зашел разговор о различных психологических тестах, позволяющих по рисунку определить черты характера, эмоциональное состояние, возникшие трудности, проблемы.

Вспомнили разные психологические тесты для детей и взрослых. Например тест, в котором надо нарисовать свою семью – по расположению фигур, их количеству, наличию дополнительных персонажей (других родственников, животных, выдуманных существ), тщательности прорисовки, силы нажима на карандаш, размеров фигур, наличию дистанции между ними можно определить отношение ребенка к членам семьи, кто ближе ему по его ощущениям, какими он их видит, их значимость для себя, взаимоотношения между ними.

Или психологический тест «Несуществующее животное». Он подходит не только для детей, но и для взрослых. Нарисованное животное представляет собой внутреннее «Я», олицетворяет самого автора рисунка, неосознанно, рисующий идентифицирует себя с «несуществующим животным». Анализ данного теста открывает много интересного о психологическом состоянии на данный момент, существующих проблемах с окружающими, самим собой, волнениях, тревогах, переживаниях. В целом по рисунку можно определить самые разные черты личности, например, склонность к действию или фантазированию, инфантильность, целеустремленность, приспособленность в коллективе, уверенность в себе, рациональное или легкомысленное отношение к действительности и другие.

Важным для расшифровки результатов теста являются: расположение на листе, наличие и положение головы (профиль, анфас), глаза, уши, рот, дополнительные элементы (рога, крылья, грива и т. ), сила нажима на карандаш. Это только часть тех элементов, которые анализируются в рисунке. В таких тестах важно все, любая мелочь играет свою роль, только рассмотрение рисунка как единое целое и его анализ именно с такой позиции может дать эффективный результат.

В процессе обсуждения вспомнили психологический тест «кактус». Как выяснилось, это тест преимущественно для детей. Но нам, взрослым, ведь тоже интересно!

Одна из коллег, получив задание «нарисовать кактус», нарисовала два рисунка с разницей в минуту.

После чего стала интересоваться «как же это можно расшифровать?».

Давайте вместе рассмотрим оба рисунка и попробуем расшифровать их.

1 вариант («в неволе»): небольшой кактус в центре листа в горшочке со множеством иголок.

2 вариант («на свободе»): большая опунция с двумя «лапами» или «ушами», почти во весь лист, иголок меньше, но они длиннее. Она нарисована в пустыне, солнце вверху, плавящееся от жары.

Подписи под рисунками («на свободе» и «в неволе») сделаны автором и также как и непосредственно рисунок несут в себе информационную нагрузку.

Внимание при расшифровке данного теста уделяется таким факторам, как:

Размещение на листе.

Рисунок в центре (а оба рисунка располагаются примерно в центре листа) означает нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний.

Чем сильнее рисунок сдвинут вверх, тем выше самооценка, и соответственно, чем ниже рисунок – тем меньше уверенности в себе. Сдвиг влево означает – присутствие в характере черт интроверта, вправо – склонность к экстраверсии.

Размер кактуса также имеет значение, чем крупнее рисунок, тем более выражено стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном.

Характеристика линий и силы нажима на карандаш.

Здесь следует отметить, что чем сильнее нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки, тем больше автор рисунка склонен к импульсивности, тревожности, подавленности настроения.

Более тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность, позитив, вызывающих симпатию говорят о более покладистом, мягком характере личности, чувстве юмора, положительном настрое, открытости.

Наличие зигзагов, резких выступов рассматривается как замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность. Необходимо обратить внимание непосредственно на форму кактуса. Замысловатая, причудливая и витиеватая форма говорит о демонстративности и наигранности характера.

В нашем случае кактусы имеют довольно простую форму без ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону. На первом рисунке присутствует штриховка, что можно рассмотреть как склонность к тревожности, излишней нервности.

Домашний или дикорастущий?

Посмотрите как растет кактус. Если он нарисован в цветочном горшке (в данном случае рисунок 1), то это интерпретируется как желание домашнего уюта, стремление к созданию семьи, ориентирование на дом, семейный очаг.

Соответственно дикий, неокультуренный, нарисованный в пустыне кактус олицетворяет собой одиночество осознанно выбранное или вынужденное (рисунок 2).

Если кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа – значит и в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, человек, возможно, не планирует создание семьи или имеет какие-либо трудности, проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности.

Наличие иголок (один из самых важных элементов).

Самый отличительный элемент кактуса – это, конечно, иголки. В реальности кактусы в зависимости от видов могут иметь длинные, острые и редкие иголки; более короткие и частые; и очень короткие, практически не колющиеся иголки, покрывающие все растение как белым пушистым облаком.

На этом и строится трактовка рисунка. Чем длиннее, больше по количеству и острее иголки, тем враждебнее, агрессивнее в общении характер автора «кактуса». Но в тоже время иголки могут рассматриваться как определенного рода защиту от окружающей среды, необходимую для сохранения целостности личности. Все зависит от того насколько иголкам уделено внимание, сделан ли акцент на них с помощью штриховки, сильного нажима или других элементов.

На рисунке 1 иголки маленькие, но острые и в большом количестве. Кактус «в пустыне» также нарисован с иголками, их меньше, но они значительно длиннее. Несомненно, автор обладает «колючим» характером, разная длина говорит о варьировании агрессивности в зависимости от обстоятельств.

Наличие «деток» на кактусе.

Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

Присутствие дополнительных элементов.

Это могут быть надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т. Эти дополнительные элементы имеют важное значение для характеристики рисунка в целом, они дают возможность истолковать его более полно и точно. В нашем примере это подписи «на свободе» и «в неволе». Подпись «в неволе» относится к «домашнему» кактусу, который обозначает стремление к семье, но подпись дает понять, что автор даже дома чувствует себя не до конца уютно, возможно присутствуют напряженность отношений, нехватка того самого уюта, либо семья не так идеальна, как автору хотелось бы.

Подпись «на свободе» рядом с пустынным кактусом сама по себе не бросается в глаза и выглядит достаточно естественно, но в связке со вторым рисунком подтверждает наличие желания чувствовать себя более свободным в личностном плане.

Рассматривая рисунки, можно сделать некоторые выводы:

— они определенно взаимосвязаны, хотя на первый взгляд и представляют собой противоположности;

— эта взаимосвязь состоит в надписях «на свободе» и «в неволе», вместе обозначающие недостаток свободы, но и желание создать семью. (В случае если семья уже имеется, это может означать, желание улучшить отношения в семье). Также это можно трактовать как неопределенность желаний. Автор олицетворяет сам кактус, а значит рисовавший даже в семье «в неволе», то есть ощущает себя в некотором смысле в клетке;

— на обоих рисунках нет «деток», что означает отсутствие детей (так оно и есть в действительности);

— два рисунка в целом из-за их противоречивости можно трактовать как неопределенность целей, поиск себя, своего жизненного идеала;

— к рисунку были даны небольшие пояснения, позволяющие предположить в наличие чувства юмора, иронию над собой, попытку смягчить «колкость», агрессивность, выраженную иголками.

При работе с детьми можно задать еще несколько дополнительных вопросов. Например, попросить малыша рассказать про кактус: Как его зовут? Что он любит? Есть ли у него семья?

Ответы на эти и подобные вопросы дадут поясняющую информацию к рисунку и позволят лучше понять ребенка.

для сайта therapy

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М. Панфиловой для детей 3-7 лет, но тест подходит и для работы со взрослыми

Для выполнения теста вам понадобится:

  • чистый лист А4 формата,
  • простой карандаш средней твердости, также можно использовать и цветные карандаши.

«Нарисуй на листе бумаги кактус, какой ты себе представляешь».

Дальнейшие вопросы и пояснения излишни – дайте волю своей фантазии!

Далее приводятся варианты интерпретации для детей и взрослых.

Интерпретация детских рисунков

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы

Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:

  • зелёный символизирует постоянство и уверенность;
  • жёлтый — страх быть отвергнутым обществом;
  • синий — малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
  • красный — испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
  • серый — у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
  • белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
  • чёрный — тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  • Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
  • Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
  • О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
  • Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки).

Интерпретация взрослых рисунков

Общие характеристики рисунка:

Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего.

Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа.

Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы.

Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху.

Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям.

Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа.

Те, кто сосредоточен на настоящем, изобразят кактус примерно по центру.

Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки.

Если кактус занимает менее 1/3 страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе.

Более 2/3 страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.

Характер линий.

Четкая, практически непрерывная линия свойствена людям с «твердой рукой» — уверенным, решительным.

Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства.

Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.

Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш.

Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий.

Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.

Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии.

Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые — такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение. Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия.

О направленности агрессии вы можете узнать по направлению роста иголок.

  • Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению;
  • в стороны – на ровесников, коллег, «равных»;
  • вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).

Форма кактуса.

Кактус необычной формы, «креативный» — это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя.

Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» — то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен.

Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.

Где растет кактус.

Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения.

Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость.

Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.

Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.

Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека.

Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии.

Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.

Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

econet. ruЕсли у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Провести полноценную психологическую диагностику младших школьников помогут доступные методики, которые будут одновременно интересны детям и не приведут к чрезмерному утомлению и напряжению. В детской психологии очень популярны графические тесты, поскольку именно через рисунок ребёнок передаёт своё отношение к миру и к самому себе. Рисование, которое воспринимается ребёнком как увлекательная игра, является эффективным инструментом выявления тревожных симптомов, сигнализирующих о серьёзных проблемах. В исследовании эмоционально-личностной сферы младших школьников хорошо зарекомендовала себя методика «Кактус».

Цель и характерные особенности графической методики

Рисуночная методика кандидата психологических наук М. Панфиловой «Кактус» применяется в работе с детьми старше трёх лет, с её помощью можно исследовать эмоциональный фон личности малыша, выявить наличие агрессивности, её нацеленность, а также определить степень тревожности, как инструмента самозащиты.

Рисунок — это информация, закодированная в образах. Создавая графическое изображение, человек невольно, а иногда и осознанно воплощает в нём своё мировосприятие, самооценку и эмоциональное состояние.

Создавая рисунок, ребёнок невольно воплощает в нём своё мировосприятие, самооценку и эмоциональное состояние

Что диагностирует эта графическая методика:

  • отношение ребёнка к окружающим;
  • черты характера и самооценку;
  • уровень психологической комфортности.

Вот общие преимущества всех рисуночных методик:

  • простота и быстрота организации и проведения, однако, стоит учитывать, что внешняя простота обманчива, поскольку ребёнок может находиться под влиянием сиюминутных впечатлений, например, от недавнего просмотра мультфильма или услышанной истории;
  • экономичность — можно ограничиться красками, цветными карандашами и бумагой;
  • интерпретация показателей должна опираться на два-три взаимосвязанных признака, поскольку единичный изолированный признак создаст искажённую картину итоговых выводов;
  • более реалистичное понимание психологических особенностей личности, а также диагностика проблем возможны исключительно при комплексном использовании с другими классическими тестами и исследовательскими методиками (наблюдение, эксперимент и т. д.).

Наиболее популярные графические методики для детей, позволяющие глубже и точнее диагностировать эмоциональное состояние, а также психологические проблемы:

  • «Нарисуй свою семью» — по количеству главных и второстепенных персонажей, характеру прорисовки форм и размеров, окраски фигур, дистанции между ними можно описать восприятие ребёнком членов своей семьи, понять, кто из них наиболее значим для ребёнка, особенности семейных взаимоотношений.
  • «Несуществующее животное» — нарисованный образ олицетворяет скрытое внутреннее «Я» ребёнка и открывает психологические грани личности автора рисунка (переживания, тревоги, степень уверенности в себе, склонность к ответственному или легкомысленному поведению и т. д.).
  • «Дом. Дерево. Человек» — тест помогает диагностировать самооценку, наличие неуверенности в себе, чувства незащищённости, агрессивности, уныния, проблем в общении.

Нужно меньше говорить и больше рисовать. Что до меня, так я и вовсе хотел бы отказаться от речи и, как заведено в живой природе, выражать все, что хочу сказать, картинками.

Проведение исследования «Кактус» в младшей школе

При проведении теста используются такие материалы: стандартный альбомный лист, простой карандаш или цветные карандаши (при интерпретации результатов ориентируются на методику восьми цветов Люшера). Расшифровка рисунка на основе Люшеровской интерпретации цветов возможна в случае более глубокого понимания специфики методики, родителям достаточно использовать простой карандаш. Инструкция очень проста: «Мысленно представь себе кактус и нарисуй его таким, каким ты его вообразил».

Дети должны работать самостоятельно, не имея возможности срисовать с образца или у соседа

Условия правильного проведения теста

  • Комфортная эмоциональная обстановка.
  • Дети должны работать самостоятельно, не имея возможности срисовать с образца или у соседа.
  • Подробно объяснить инструкцию, если ребёнок задаёт вопрос, то дополнительно уточнить, что он может рисовать так, как хочет. Если его вопрос демонстрирует непонимание инструкции, то ещё раз чётко пояснить последовательность выполнения и содержание задания
  • Дополнительные пояснения и подсказки в виде вопросов не допускаются.
  • Изображения не по теме или переданные в виде стереотипного шаблона стоит перерисовать.
  • Если ребёнок не уверен в своих силах и боится выполнять задание, то стоит объяснить ему, что работа не оценивается, любой его рисунок будет интересен и важен, но он должен постараться нарисовать как можно лучше.
  • Во время выполнения задания не подсказывать и не направлять путём наводящих вопросов.
  • Не обсуждать с тестируемым итоговые выводы.Интерпретация результата.

Дополнительные вопросы для уточнения толкования результатов теста

  • Этот кактус растёт дома или в природных условиях?
  • Кактус сильно ранит, если к нему прикоснуться?
  • Кактус любит, если за ним ухаживают, удобряют и увлажняют почву?
  • Кактус растёт в одиночестве или в окружении других растений?
  • Когда кактус станет взрослым, то как он изменится (какими станут иголки, какая форма, размер)?

Интерпретация рисунков младших школьников

Трактовка изображения базируется на том, что в реальной жизни существует много разнообразных видов кактусов, которые имеют острые и мягкие, короткие и длинные, густые и редкие иглы. Интерпретация рисунка — работа тонкая и деликатная, поскольку в одном случае изображение может быть символом психологической травмы, а в другом всего лишь проявлением дорогого сердцу воспоминания. Поэтому подводить итоги и производить умозаключения должен только специалист.

Ключи к толкованию работ

В этически-личностных характеристиках имеет значение приоритетная цветовая окраска рисунка в целом, а не интерпретация цветового решения отдельных деталей. Цвета могут обозначать:

  • Синий — покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта, справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность, крепкие и прочные отношения.
  • Зелёный — самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию, руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость. Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над важными объектами или процессами.
  • Красный — воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность, стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять, преобразовывать.
  • Жёлтый — свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность, открытость, общительность.
  • Фиолетовый — волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм, мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.
  • Коричневый — пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.
  • Чёрный — символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона, протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство, враждебность, нелюдимость.
  • Серый — бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность, безответственность, безынициативность, заниженная самооценка.

Пример интерпретации (рисунок девочки десяти лет)

  • Кактус изображён по центру, занимая примерно 2/3 листа по высоте, что свидетельствует об адекватной самооценке и эмоциональном состоянии удовлетворённости и уверенности в себе.
  • Колючки небольшие, но многочисленные, со слов девочки «если дотронуться, то не ранит, но слегка колет», можно предположить, что ребёнок добродушный, но при проявлениях враждебного поведения по отношения к себе будет защищаться.
  • Кактус имеет плавные, округлые формы с прорисованными выпуклыми отростками и цветами, что раскрывает женскую природу, мягкость характера и желание привлечь к себе внимание. На рисунке цветок слегка наклонен вправо — в будущее. Таким образом, ребёнок оптимистично воспринимает перспективы дальнейшего развития и обладает целеустремлённостью.
  • Кактус растёт в горшке на фоне уютного окна с занавесками — демонстрирует значимость семейных ценностей. Других растений или живых персонажей на рисунке нет, что говорит о некоторой обособленности и сосредоточенности на себе.
  • В рисунке преобладает синий цвет — показатель умиротворённого эмоционального состояния и чувства удовлетворённости.
  • «Кактус ещё подрастёт» — ощущение себя ещё ребёнком, личностью на стадии формирования. «Возможно, у него появятся дополнительные отросточки» — можно интерпретировать как желание иметь в будущем детей.

Мнение педагогов по поводу методики

Многие психологи довольно высоко оценивают степень достоверности результатов, полученных в результате использования методики «Кактус».

Некоторые учителя и родители полагают, что предложенная методикой интерпретация показателей недостаточна, поскольку не позволяет полностью расшифровать информацию, отображённую в рисунке.

Любой метод психологического исследования не претендует на абсолютную истину, все выводы необходимо делать после всестороннего и комплексного обследования личности. Методика «Кактус» помогает получить ценную информацию о психоэмоциональном состоянии ребёнка и обнаружить склонность к агрессии. Результаты тестирования подскажут психологу, какое дополнительное обследование необходимо провести для выявления причин установленных проблем, а также понять характер и направленность коррекционных действий.

Раджабова Асият
Психологическая графическая проективная техника «Кактус» с детьми старших групп

Результаты по итогам психологического тестирования среди детей старших групп

МБОУ «Радуга». Психологическая графическая проективная техника

«Кактус» /по Марине Панфиловой, Маргарите Шевченко/.

Педагогами-психологами МБОУ «Радуга» комбинированного вида Шевченко Т. и Раджабовой А. с 25. 22г. — по31. 22г. проводилось психологическое тестирование среди детей старших групп : «Звоночки» воспитатели и «Непоседы» воспитатели; использована психологическая графическая проективная методика «Кактус» /по Марине Панфиловой, Маргарите Шевченко/. Оснащение: демонстрационный материал цветное изображение растения кактус в дикой природе- пустыня, и в комнатных условиях, отпечатано на двух листах формата А-4,30 листов формата А-4,цветная Петербургская художественная пастель/сухая/-18 цветов- 1 коробка.

Общее число респондентов — 29 человек, возраст 5-6 лет, дев -19 чел. , мал. -10 чел.

Дальнейший анализ тестовых данных позволил определить результаты в количественном и процентном соотношении, а также интерпретировать их по 11 параметрам.

Ряд детей показали результат, который характеризует ребёнка как активного возможно стремящегося к лидерству.

Ряд детей показали результаты который, характеризует ребёнка как активного.

Ряд детей показали результаты, что может быть показателем неуверенности в себе, зависимости от мнения окружающих.

Ряд детей показали результат которые, говорят об открытости характера ребёнка,

Ряд детей показали закрытость характера ребёнка для окружающих.

Ряд детей показали экстравертность личности.

Ряд детей показали интровертность личности.

Ряд детей показали стремление к домашней обстановке, защите, и наличие чувства семейной общности.

Ряд детей показали отсутствие стремления к домашнему уюту.

Ряд детей показали, что они импульсивны по характеру.

Все дети показали отсутствие агрессивности.

Повышенную тревожность не показал ни кто.

Ряд детей показали наличие такого качества, как женственность.

Таким образом, проведённое психологическое исследование среди респондентов фокус группы детей старших групп детского сада «Радуга», при помощи психологической проективной техники «Кактус» /по Марине Панфиловой, Маргарите Шевченко/,помогло определить состояние эмоциональной сферы детей, особенности характера, направленность личности респондента, актуальные на момент исследования.

Методика «Кактус» — очень простой тест для детей возрастной категории от 5 до 6 лет. Ребенку предоставляют лист бумаги и без лишних слов предлагают изобразить на нем кактус. Посмотрев на рисунок, родитель или педагог уже может определить эмоциональное состояние и уровень агрессивности малыша. Безусловно, чтобы проводить подобные исследования, нужно иметь соответствующее образование. Но часто родители хотят протестировать ребенка самостоятельно в домашних условиях. Мы расскажем более подробно о методике «Кактус» и о интерпретации рисунков младших школьников.

Оцените статью
Добавить комментарий