Какое поведение бывает

Содержание
  1. — Инстинктивное поведение
  2. — Приученное поведение
  3. — аппетитное поведение
  4. — Избегающее поведение
  5. — Скрытое поведение
  6. — манифестное поведение
  7. — Непроизвольное поведение
  8. — Добровольное поведение
  9. — Пассивное поведение
  10. — Агрессивное поведение
  11. — Напористое поведение
  12. — Адаптивное поведение
  13. — Неадаптивное поведение
  14. — Стабильное поведение
  15. — Неустойчивое поведение
  16. — Просоциальное поведение
  17. — Парасоциальное поведение
  18. — Антисоциальное поведение
  19. Ссылки
  20. Понятие социального поведения
  21. Формы социального поведения
  22. Виды социального поведения
  23. Массовое поведение
  24. Групповое поведение
  25. Полоролевое поведение
  26. Конкурентное поведение
  27. Послушное поведение
  28. Девиантное поведение
  29. Проблемное поведение
  30. Другие формы социального поведения
  31. Заключение
  32. Поведение, как моральная категория
  33. Понятие линии поведения
  34. Понятие правил поведения, этикет
  35. Психология как наука о поведении
  36. Поведение, как отражение поступков человека
  37. Характеристика поведения
  38. Нормы поведения
  39. Воспитание подрастающего поколения
  40. Общественное мнение как реакция на поведение человека
  41. Оценка поведения человека
  42. Золотое правило поведения

— Инстинктивное поведение

В течение долгого времени психологи считали, что люди вошли в мир как «чистый лист», не обладая, таким образом, рядом врожденных моделей поведения, связанных с нашим выживанием, как это было бы с другими видами животных. Однако в прошлом веке было обнаружено, что это совсем не так.

Сегодня мы знаем, что у людей есть ряд инстинктов, которые заставляют нас действовать бессознательно, и которые связаны с нашим выживанием и нашими репродуктивными инстинктами. Некоторые из этих инстинктивных форм поведения очень очевидны, в то время как другие трудно обнаружить.

Так, например, зевота, когда мы хотим спать, является ярким примером инстинктивного поведения: это что-то неконтролируемое, и мы делаем это, не зная почему. Однако еще один менее очевидный пример — это необходимость искать одобрения у других — инстинкт, который, как было доказано, проявляется во всех культурах.

— Приученное поведение

На другой стороне спектра мы находим усвоенное поведение, то есть поведение, которого нет во время нашего рождения и которое мы приобретаем с помощью различных механизмов на протяжении всей жизни. Большинство представленных нами моделей поведения попадают в эту категорию.

Практически все, что мы делаем в повседневной жизни, — это выученный тип поведения. К этой категории относятся такие привычки, как приготовление пищи, одевание, чистка зубов, вождение или работа.

С другой стороны, есть много разных способов, которыми мы можем научиться новому поведению. Среди других механизмов мы находим моделирование, классическое и оперантное обусловливание, косвенное обучение или обучение воздействием.

— аппетитное поведение

Аппетитное поведение — это поведение, которое осуществляется для достижения определенной цели, связанной с поиском удовольствия или поиском положительных стимулов для благополучия человека. Эти раздражители могут быть как внешними, так и внутренними, хотя на практике это почти всегда смесь обоих типов.

Например, среди аппетитного поведения мы можем найти такие, как приготовление еды, чтобы утолить голод, встречи с друзьями в течение приятного дня или просмотр фильма, который привлекает наше внимание.

— Избегающее поведение

Избегающее поведение противоположно аппетитному, поскольку оно направлено на максимальное избегание неприятных стимулов. Как и в предыдущем случае, стимулы, от которых вы убегаете, могут быть как внутренними, так и внешними.

Во многих случаях характер конкретного поведения зависит от намерения человека, а не от конкретных выполненных действий. Например, употребление шоколада для удовольствия может вызвать аппетит; но если бы это было сделано для устранения беспокойства, оно стало бы избегающим.

— Скрытое поведение

Скрытое поведение — это все те виды поведения, которые нельзя наблюдать невооруженным глазом извне, таким образом, что только тот, кто их выполняет, осознает это. В большинстве случаев это мысли разного рода.

Эта категория используется в основном в некоторых психологических направлениях, таких как бихевиоризм или когнитивизм, таким образом, что мысли рассматриваются как еще одно поведение, которое, следовательно, можно изучать с научной точки зрения.

— манифестное поведение

С другой стороны, явное поведение — это все, что может видеть внешний наблюдатель. В этой категории мы можем найти все виды поведения, не связанные с мышлением, такие как физические действия, речь или движение.

Таким образом, человек, который думал о том, что делать в определенной ситуации, будет вести себя скрытно; но как только он предпримет действия, его поведение проявится.

— Непроизвольное поведение

Категория непроизвольного поведения будет включать все те виды поведения, которые происходят без принятия индивидуумом решения, которое они осознают. Обычно они связаны с автоматической реакцией на стимул, который может быть как внутренним, так и внешним.

Например, когда человек обжигает палец при прикосновении к стеклокерамике, его автоматическая реакция будет заключаться в том, чтобы убрать руку от огня, чтобы избежать боли. Это поведение полностью автоматическое, и человек не поймет, что он сделал, пока это не будет сделано.

— Добровольное поведение

С другой стороны, произвольное поведение — это все, на что человек медитирует перед тем, как выполнить. Сначала считалось, что любое поведение является продуктом автоматической реакции на стимул, но позже было обнаружено, что у нас есть возможность выбирать способ действия в любое время.

Так, например, когда что-то нас злит, нашей автоматической реакцией может быть крик; Но у нас также есть возможность не делать этого и вести себя более конструктивно.

— Пассивное поведение

Пассивное поведение — это поведение, которое отвергает собственные желания и потребности, чтобы попытаться избежать конфликтов с другими или избежать причинения вреда другому человеку. Пассивное поведение обычно типично для людей с низкой самооценкой, которые не знают, как вести себя напористо.

Примером пассивного поведения может быть терпение оскорблений и унизительных комментариев от другого человека просто для того, чтобы не спровоцировать более сильный конфликт, даже если это причиняет нам боль. В конечном итоге пассивное поведение создает больше проблем, чем позволяет избежать.

— Агрессивное поведение

На другом конце спектра мы находим агрессивное поведение, которое направлено на удовлетворение собственных желаний и потребностей без учета чужих. Интересно, что они также обычно типичны для людей с низкой самооценкой, особенно когда даются автоматически, а не преднамеренно.

Возвращаясь к предыдущему примеру, человек, который стремится оскорблять и унижать других, будет действовать агрессивно, обычно для того, чтобы почувствовать свое превосходство или получить какую-то власть.

— Напористое поведение

С другой стороны, напористое поведение — это все, что используется для подтверждения их собственных желаний и потребностей, принимая во внимание желания других. Настойчиво реагируя на конфликт, часто можно найти решение, которое устраивает все стороны и предотвращает эскалацию проблемы.

Примером напористого поведения может быть ясный разговор с другим человеком о том, что он сделал, что нас расстроило, с намерением найти способ, чтобы этого больше не повторилось.

— Адаптивное поведение

В психологии поведение считается адаптивным, когда оно позволяет человеку надлежащим образом реагировать на окружающую среду и дает ему максимальную вероятность достижения поставленных целей и достижения состояния благополучия.

Например, человек, который хочет похудеть и привести себя в форму, будет действовать адаптивно, занимаясь спортом и питаясь правильно.

— Неадаптивное поведение

Напротив, неадаптивное поведение — это поведение, которое идет вразрез с благополучием и целями человека. Продолжая предыдущий пример, тренировки и диета могут быть несколько дезадаптивными в случае человека с такими расстройствами, как анорексия или булимия.

Во многих случаях может показаться, что неадаптивное поведение не имеет никакого смысла; но даже если они в долгосрочной перспективе вредны для человека, в большинстве случаев они получают вознаграждение за их выполнение. В противном случае они исчезли бы сами по себе.

— Стабильное поведение

Эта категория относится к поведению, которое повторяется каждый раз, когда возникает похожая ситуация. В психологии они будут иметь особую полезность при прогнозировании поведения человека, что позволит разработать более эффективные меры вмешательства.

Фактически, изучение личности в большинстве случаев включает в себя исследование стабильного поведения человека, чтобы понять его наиболее характерные черты.

Например, человек, который всегда злится, когда говорит на определенные темы, будет демонстрировать стабильное поведение, и это может дать нам представление о его темпераменте.

— Неустойчивое поведение

Неустойчивое поведение — это такое поведение, которое не повторяется предсказуемым образом в аналогичных ситуациях. В жизни большинства людей они происходят гораздо реже, чем стабильные, и в большинстве случаев они стоят за жизненно важными изменениями.

Неустойчивое поведение также имеет тенденцию возникать в периоды большой эмоциональной нагрузки, например, когда человек испытывает сильную боль или стресс.

Так, например, человек, только что потерявший близкого родственника, может удивительным образом вести себя с окружающими.

— Просоциальное поведение

В рамках данного общества поведение считается просоциальным, если оно способствует благополучию всех его членов и соответствует стандартам и ценностям его конкретной культуры.

С другой стороны, поведение может быть просоциальным в одной стране и не быть таковым в другой. Примером этого явления может служить отношение к выпивке жителей разных стран. Такие культуры, как итальянская, ирландская или испанская, включают потребление таких напитков, как вино и пиво, в свои привычки, и считается желательным и просоциальным поведением оставаться в баре, чтобы выпить с друзьями и семьей.

Напротив, в некоторых культурах, например в арабских, употребление алкоголя считается чем-то очень негативным и противоречит ценностям их общества.

— Парасоциальное поведение

Парасоциальным поведением может быть такое поведение, при котором, хотя оно не способствует благополучию членов культуры, оно не причиняет им прямого вреда. Люди, которые их реализуют, обычно страдают от своего рода отторжения со стороны сограждан из-за отказа от традиционных ценностей, но обычно не страдают от особо негативных последствий.

Например, в одних культурах не одобряются определенные образы жизни, такие как кочевничество или предпринимательство, в то время как в других они приветствуются.

— Антисоциальное поведение

Антисоциальное поведение — это все, что прямо противоречит ценностям культуры или причиняет какой-либо вред жителям общества. Среди наиболее распространенных примеров такого поведения мы можем найти такие преступления, как грабежи, нападения или убийства.

Ссылки

  • «Как определить 4 основных типа поведения» в: Francesc Mas. Получено: 22 июня 2020 г. с сайта Francesc Mas: francescmas.com.
  • «Типы человеческого поведения» в: Биология. Получено: 22 июня 2020 г. с сайта Bioscience: bioscience.com.pk.
  • «5 типов поведения» в: Mente Plus. Получено: 22 июня 2020 г. с Mente Plus: menteplus.com.
  • «Что мы понимаем под поведением?» в: Cognifit. Получено: 22 июня 2020 г. с сайта Cognifit: blog.cognifit.com.

Понятие социального поведения

Социальное поведение — это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения является отдельный индивид или целая группа.

В социологию данное понятие пришло из психологии. Его содержание несколько отличается от содержания таких философских понятий, как «деятельность» и «действие». Под действием подразумевается целенаправленный и рационально обоснованный поступок, в то время как поведение является реакцией индивида на изменения среды или внутренние изменения.

Если обратиться к социологическому аспекту рассматриваемого понятия, то следует заметить, что поведение индивида обусловлено, в первую очередь, социализацией. Поведенческие различия зависят от качеств, которые были приобретены в ходе этого процесса. Также на социальное поведение индивидов определяется ролевой структурой общества.

С понятием социального поведения связно такое важное понятие, как «социальная норма поведения».

Социальная норма поведения — это такое поведение, в полной мере соответствующее статусным ожиданиям.

Таким образом, общество может с довольно высокой вероятностью предсказывать действия члена этого общества, а сам он имеет возможность соотносить свое поведение с принятыми образцами, правилами, моделями и идеалами.

Линтон назвал социальной ролью поведение, которое соответствует всем статусным ожиданиям. Такая позиция близка к фунционалистскому направлению. Главным фактором, обусловливающим социальное поведение, здесь названа социальная структура. Мертоном было введено понятие «ролевого комплекса», обозначающее совокупность ролевых ожиданий, обусловленных данным статусом. Связанной с ним является категория «ролевого конфликта» – конфликта, вызванного противоречиями между ролями или элементами ролей одного или нескольких индивидов.

Функционалистский подход был подвергнут критике со стороны представителей социального бихевиоризма. По их мнению, в ролевой интерпретации поведения упускаются из виду немаловажные психологические факторы. Бихевиористы считали, что изучение поведенческих процессов необходимо строить на базе современных достижений в области психологии. С их точки зрения, функционалистская парадигма была актуальна во времена Дюркгейма, но впоследствии, когда уровень развития психологии как науки, был незначителен. Впоследствии же, когда она достигла определенных успехов, такой подход себя изжил.

Формы социального поведения

Через социальное поведение его субъекты (индивиды и группы) проявляют свои установки и предпочтения, способности и возможности.

Существуют две основные формы социального поведения:

  • Естественное;
  • Ритуальное.

«Естественное» поведение направлено на достижение индивидуальных целей. Это эгоцентричное, индивидуально-значимое поведение. Оно носит природный характер. В чистом виде естественное поведение не соответствует общественным нормам, поэтому оно базируется на ряде социальных конвенций и уступок.

Что касается второй формы поведения, то следует заметить, что ритуал является неотъемлемой частью социальной жизни. Люди практически не замечают, что живут в поле ритуальных взаимодействий. Благодаря различным ритуалам обеспечивается стабильность и устойчивость социальных структур.

Ритуальный характер поведения имеет для общества серьезное значение, однако в ряде случаев естественное поведение для индивида может оказаться более выгодным. По этой причине, общество старается преобразовать формы естественного поведения в формы ритуального.

Виды социального поведения

Существует также множество других оснований для классификации видов социального поведения. Можно выделить следующие:

  • По субъекту социального поведения: общественное, массовое, классовое, групповое;
  • По системе отношений: производственное поведение, экономическое (потребительское, распределительное и т.д.), социально-политическое (политическая активность, электоральное и др.), правовое поведение (законопослушное, девиантное, делинквентное), нравственное (моральное, аморальное, безнравственное), религиозное;
  • По признаку активности — пассивности личности: пассивное, активное, конформное.
  • По времени осуществления: импульсивное, вариабельное, длительно осуществляемое.

Под массовым поведением подразумеваются это спонтанные и непродолжительные действия относительно большого количества людей, находящихся в неопределенной ситуации. Можно, в свою очередь, выделить несколько основных форм массового поведения: толпа, паника, бунт, сплетни, массовая истерия.

Важной проблемой является феномен девиантного (отклоняющегося) поведения. Основанием отклонений являются особенности взаимосвязи индивида и среды, индивидов меду собой.

К основным формам девиантного поведения обычно относят правонарушения (в том числе, преступления), наркоманию, пьянство, проституцию, самоубийство. Если говорить более широко, то оно может проявляться в самых разных действиях и поступках, не соответствующих существующим в данном обществе нормам.

В социологии термин «девиантность» применяется в широком и узком значениях. В широком смысле это любое несоблюдение общественных правил и норм, начиная с мелких, несущественных проступков. В более узком значении девиантностью называются только незначительные нарушения каких-либо правил, не попадающие под уголовные статьи.

Можно выделить несколько разновидностей отклоняющегося поведения:

  • Культурные отклонения, т.е. отклонение некоей социальной группы от норм культуры;
  • Индивидуальные и групповые. Первые присущи отельному человеку, который отвергает определенные общественные нормы. Групповые отклонения становятся в том случае, когда от социальных норм уклоняется;
  • Первичные и вторичные. Первичные являются незначительным нарушением норм совершаются и совершаются, как правило, в первый раз или необдуманно. В случае со вторичными отклонениями нарушения более весомы;
  • Культурно одобряемые отклонения. К отклонениям данного типа можно отнести, к примеру, проявление незаурядных способностей в какой-либо сфере деятельности. Для такого случая существует термин «положительная девиация».

Нормы и типы поведения человека очень важны в современной психологии, поскольку они отражают воздействие человека, определяют его общественное положение. Это противоположное понятие индивидуальному поведению, которое выражается в отношениях между людьми. В психологии выделяют несколько видов социального поведения, каждый из которых требует детального рассмотрения.

Массовое поведение

Этот тип поведения людей представляет собой сложно управляемую социальную активность. В такой ситуации они не организованы и редко стремятся воплотить какие-либо конкретные цели. Еще одно название данного типа – стихийное поведение. Как пример, можно взять панику, моду, религиозные движения и прочее.

Групповое поведение

Здесь подразумевается направленное действие нескольких человек, которые являются частью одной социальной группы. В основном тип поведения людей определяется воздействием определенных процессов, непосредственно связанных с самой группой.

Отличием от других видов является согласованность взаимосвязи между индивидуумами, даже если они в момент выполнения задач не находятся на одной территории.

Полоролевое поведение

Это разделение является отражением поведения людей конкретного пола. Оно зависит от местности, традиций, порядков и прочих определяющих факторов. Выражается в выполнении основных социальных ролей, установленных из-за процессов жизнедеятельности конкретных социальных групп.

Такие типы поведения людей свойственны группам отдельных личностей. Их проявления напрямую связаны с целями социума и функциями, которые выполняют члены общества.

В основу этого вида поведенческих реакций входит стремление индивидуума помогать и поддерживать других. Иногда это касается каких-то общих задач, а иногда конкретной личности. В случае последнего, этот тип поведения людей принято называть помогающим.

Конкурентное поведение

Эта разновидность поведенческих реакций индивида выражается в том, что он воспринимает людей, как потенциальных или реальных конкурентов. Этот взгляд провоцирует его бороться или соревноваться с ними. Основной сутью такого поведения является победа или получение преимущества. Оно напрямую связано с А типом поведения человека в организации.

Это нетерпеливые, раздражительные, недоверчивые, враждебно настроенные люди. Противоположно ему выступает поведенческая линия В, согласно которой индивид не стремится к конкуренции и доброжелательно относится ко всем окружающим.

Послушное поведение

Это форма социальной взаимосвязи, включающей в себя культуру и цивилизованное взаимодействие между общественными элементами. Его часто сравнивают с правопослушным, противовесом которому является проблемные и девиантные взгляды человека.

Девиантное поведение

Этот тип социального поведения человека выражается в отрицании общественных норм. Причем затрагиваться могут как социальные и моральные, так и этические правила взаимодействия между людьми. Но, важно отметить, что это не значит, что человек нарушает нормы законодательства.

Проблемное поведение

Под этой разновидностью взаимодействия человека с обществом принято понимать любые действия, которые могут стать причиной возникновения у индивида психологических проблем. В большинстве случаев оно выражается в непонятом и неприемлемом поведении, вызывающем дезадаптацию, деструкцию и антисоциальные реакции.

Другие формы социального поведения

Одна из особых форм социального поведения – это стремление к успеху. Оно напрямую влияет не только на результативность деятельности человека, но и на всю его жизнь. В прошлом веке этот тип поведения был ярко выражен в социуме. Избегание неудач также является важным поведенческим проявлением.

Оно выражается в желании человека не быть хуже тех, кто его окружает и всеми силами стремиться достичь их уровня или же даже стать лучше. Некоторые люди стремятся общаться с большим количеством человек, другие, наоборот, избегают социум. Есть проявления стремления к власти, попытки удержать ее и противоположный тип – покорность. Также можно выделить уверенность и мнительность. Первый тип проявляется в вере в свои силы и достижение успехов. Второй выражается в поражении из-за сомнений и страхов.

Заключение

Психологи и социологи очень много внимания уделяют основным типам поведения людей. Их интерес привлекают те разновидности поведенческих реакций, которые способны повлиять не только на положение в обществе и судьбу конкретного человека, но и задать тенденцию развитию целого социума. Извечно рассматривается проявление в человеке добра и зла, насколько он доброжелателен или враждебен, стремится ли он к власти или проявляет беспомощность. Очень актуальны в наше время альтруизм и просоциальное проведение. Если рассматривать интерес к асоциальному поведению, то особое место, по мнению ученых, занимает агрессивность человека.

Многие психологи считают, что агрессивность и враждебность невозможно исключить из поведения социума, поскольку оно является основой инстинкта выживания. В любом случае, у каждого типа поведения есть свои преимущества и недостатки. Таким образом человек может занять свою социальную нишу в обществе и проявить себя как личность. Для достижения успеха многие стараются компилировать несколько поведенческих линий и применять их в конкретных ситуациях. Такая тактика позволяет быстро и эффективно решать сложные и простые проблемы на уровне взаимосвязей между разными типами людей.

Изучение поведенческих характеристик позволяет лучше понять не только определенного человека, но и целые общественные группы. Социум в целом очень гармоничен и в нем есть самые различные элементы, позволяющие этой системе быть цельной и упорядоченной, где во всем есть противовес, например, враждебность и доброжелательность, власть и подчинение и тому подобное.

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже, что такое поведение?

Поведение, как моральная категория

Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение – это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом правила поведения совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.
  • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
  • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология – наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, что такое поведение, так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные виды поведения.

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные виды поведения.

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение – как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение – это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение – действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение – это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма — это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой — специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения – это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются беседы о поведении в школе. Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, что такое поведение, что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как поведение девушки в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение – это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества — это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, что такое поведение, нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые правила поведения, существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения – способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

Под поведением в современной научной литературе понимают сложившийся образ взаимодействия личности с природно-социальной окружающей средой.

Формирование поведения обусловлено способностью личности изменять собственные действия под влиянием внешних факторов, внешних условий ситуации. Поведение характеризуется огромным приспособительным потенциалом, позволяя человеку избегать негативного влияния окружающей среды.

Оцените статью
Добавить комментарий