Интроекция

Защитные механизмы личности

Поговорим о психологических защитных механизмах личности. Что это такое? От чего или кого наша психика защищается и зачем?

Речь идет о том, что каждую секунду своей жизни человек сталкивается как с собственными реакциями на происходящее вокруг,
так и с проявлениями других людей.

Психика способна выстраивать некоторые фильтры, через которые происходит восприятие информации извне. Это автоматически искажает
контакт с реальностью, делая его субъективным, однобоким.

Ведущей задачей любого организма является выживание, а все то, что на это влияет, может быть рассмотрено как потенциальная угроза. Эти самые угрозы могут быть объективными (есть на самом деле) или не существующими в объективной реальности, но считываемые психикой.

Почему так происходит? Дело в том, что мы секунда за секундой приобретаем опыт, он может быть травматичным, и когда вновь психика
сталкивается с похожими ситуациями, то выдает реакцию потенциальной опасности. Это закономерный процесс, который является частью адаптации и социализации человека.

Фрустрация

У каждого из нас есть потребности. Если отталкиваться от теории гешатльт-психологии, то контакт с потребностью в чем-то – это основа
гармоничного функционирования психики. Если этот контакт прерывается по каким-то причинам, то потребность остается неудовлетворенной. В психологии это называется фрустрацией (мы что-то хотим, но не получаем).

Инстроекция

Что же такое инстроекция? Это когда мы неосознанно берем на вооружение какие-то варианты реагирования, оценок и поведения,
которые просто скопированы у значимых для нас людей, без «примеривания» их к себе.

А что, разве плохо присваивать поведение взрослых или авторитетных для нас людей, особенно, если они успешны?

Разумеется, это благоприятное развитие событий. Кроме того, мы в подобных ситуациях, видя жизнеспособность и успешность такого варианта реакций,
поведения, повторяя его, получаем так же положительные результаты. Тогда такой вариант становится нашим, это можно рассмотреть
как присвоение нового успешного опыта или как обучение.

Присвоение и отработка каких-то социальных ролей также необходима для становления личности. Здесь очень важно не навязывать и не «вдалбливать» что-то,
а работать в режиме диалога.

Большую часть своего опыта адаптации и стереотипных реакций мы формируем в детстве и подростковом возрасте, однако в зрелом возрасте
также возможно формирование подобных механизмов.

Часто бывает так, что ребенок или подросток пытается сравнивать свое поведение со значимыми взрослыми, сканируя их реакции на него и
встречая одобрение или критику. Бывает так, что, встретив критику, например, своего музыкального вкуса, подросток может потом, в будущем,
не предъявлять другим людям свои предпочтения или давать социально одобряемые ответы, часто игнорируя собственное отношение к этим вещам
и личные эмоции, которые возникают в связи с этим.

Если вы замечаете, что ваш ребенок говорит одно, а думает иначе, то постарайтесь до него донести, что вы примите его мнение, даже
если оно на ваш взгляд является ошибочным. Объясните, почему оно ошибочно, но не в режиме критики или обесценивания, а обсуждения. Тогда ребенок, а тем более подросток, будет доверять вам, ценить ваше мнение, а также, что очень важно, – чувствовать и верить самому себе.

Вспоминая себя в подростковом возрасте, мы с друзьями могли бегать по чужим дачам и огородам, трескать там малину, яблоки, помидоры. Понятно, что мы понимали, что поступаем не правильно, но были взрослые, которые без агрессии, наказания и обвинений, в том числе и в режиме
шутки, рассказывали нам о том, что люди вложили в эти плоды свой труд, приводили аналогии с тем, если бы это был наш труд. Эти уроки
были усвоены на отлично. Ведь известна закономерность, согласно которой, если что-то запрещают, то этого хочется еще больше.

Однако в своей практике часто приходится сталкиваться с тем, что человек живет по каким-то канонам, стандартам, а откуда они
у него появились, почему именно так он предпочитает жить – не понимает.

Это происходит тогда, когда мы «не жуем» ту информацию, которая поступает к нам, а сразу «проглатываем» и «усваиваем». Но это достаточно токсично, так как это не наш опыт, не наши выводы и это нам может не подходить. Сами в это поверив,
мы не понимаем, почему каждый раз, сталкиваясь со своими дежурными реакциями, которые присвоены и выучены, можем испытывать дискомфорт,
но убеждаем себя в том, что «так надо!». Правда, почему именно так надо и кому именно – не понимаем, ссылаясь просто на абстрактную мораль.

Например, молодая девушка видит на танцполе парня, который ей нравится, но не подходит к нему первой, так как считает, что девушки не
должны проявлять активность, это прерогатива молодых людей. Мама, давая наставления дочери, говорила ей о том, что слишком откровенное
поведение может бросить тень на мнение о ней окружающих, которые, конечно же, обвинят ее в «легком» поведении. Почему у мамы была такая установка? Вопрос открытый, но она искренне так думала и заботясь, по ее мнению, о дочери, желая ей добра,
предостерегала таким образом. А мама для дочери важная фигура, которой можно доверять. Однако ситуации бывают разные, и одинаковые
реакции в них автоматически не будут «попадать» в то, чего хочет сама девушка.

Часто в своей практике отмечаю то, что многие люди живут по правилам других людей, не принимая их, однако «на уровне головы» убеждая себя в том,
что «так жить правильно» или «морально». Возникает внутренний конфликт между тем, что «хочется», и тем, что «надо».

Например, ребенок ударился, ему больно, начинает плакать. А если это мальчик, то папа скажет о том, что «мужчины не плачут!». Разумеется, мальчика следует воспитывать в более жестком ключе, чем девочек, однако важно соблюдать баланс между тем, что дозволено,
и тем, что нет.

Какое послание в данном случае транслирует ребенку взрослый? «Не чувствуй!» или «Терпи!». Если речь идет о ребенке,
который уже начал понимать какие-то социальные нормы и установки, тогда это приемлемо, а если мы говорим о ребенке, который еще
не сформировал никакого представления о себе или своем месте в социуме, тогда он не понимает, какому из двух импульсов доверять – своему ощущению боли
или тому, что сказал взрослый. Поэтому, когда ребенок подрастет, с ним очень важно вести беседы, а не просто что-то запрещать или разрешать.

Как интроекции проявляются в жизни

Проще всего распознать заимствованные мысли и убеждения по категорическим выражениям, в которых есть слова «все», «всегда», «никогда», «должен», «обязан». Яркие примеры этому — народная мудрость пословиц и песен, обобщающие утверждения: «Женщина не должна перечить», «Все мужчины изменяют» и так далее. В большинстве случаев люди не осознают свои интроекты. Они приняли эти законы еще в глубоком детстве и теперь следуют им, даже если их личный опыт говорит об обратном.

О наличии интроекций можно легко узнать по поведению человека. Например, когда он постоянно просит советов и не в силах принять сложное решение без посторонней помощи. Ему трудно взять ответственность за свою жизнь. Поэтому он ищет мнения других, чтобы понять, как ему поступить, что выбрать и чем заниматься.

Много интроектов и у тех, кто глубоко погружается в учения, концепции, теории. Жизнь таких людей полностью подчинена наставлениям их гуру. Они живут и строят свое поведение согласно правилам, но отсутствие собственных жизненных ценностей и целей вводит их в стресс.

Как отличить интроект от желания, убеждения, потребности

Как отличить интроект от вашего реального желания, убеждения или потребности?

Первичным маркером являются эмоции, которые у вас возникают,
когда речь заходит о чем-то. Если эмоции позитивны, тогда есть вероятность того, что «это ваше». Однако, если поймали себя на раздражении,
напряжении, то это первые признаки того, что «проглотили когда-то данное убеждение, мнение, не прожевав, не примерив к себе».

И что же делать, если поняли, что это не ваше, и было навязано кем-то? В первую очередь, это осознать. Второе – попробовать альтернативные
способы реакций в данной ситуации в режиме экспериментирования.

Так можно «нащупать» наиболее подходящий для вас вариант. Разумеется, это делать лучше с психологом, так как вы сами являетесь
лицом «заинтересованным», у вас нет независимости оценки, а также не сможете отследить свои
реакции, которые может отметить в режиме сессии специалист психолог.

Часто можно услышать такие фразы от человека: «Я должен!», или личность выдвигает для себя нереалистичные требования,
основанные не на своих убеждениях, потребностях, а на навязанных кем-то стереотипах, эталонах поведения.

Еще одним маркером возможных интроектов является наличие у человека гуру, эталона в чем-то. Это хорошо, но
если сама личность осознает грань эффективности и разумности следования за своим идеалом или кумиром. Однако чаще бывает,
что человек не способен эту границу установить.

Очень важно отделять собственные потребности и убеждения от таковых других людей. Это достаточно сложно, и для человека может
быть само собой разумеющимся то или иное убеждение, модель поведения. Однако, если оно доставляет дискомфорт, напряжение, то это первый признак того, что это «не ваше».

Механизм действия интроекции

Самым известным ученым, работавшим над описанием механизма действия интроекции, считается видный немецкий психиатр 20 века Ф. Перлз. По мнению Перлза, личностный рост человека обеспечивается его способностью различать границу между собственным «я» и окружающим миром. Человек всегда берет что-то из окружающего мира, и что-то ему возвращает. Люди могут принимать либо отвергать предложенное им средой, но их личностный рост обеспечивает не просто воспринятая, но еще и ассимилированная, т. полностью осмысленная и переработанная ими информация, которая затем и становится собственными установками и ценностями человека, часто в новом, отличном от первоначального виде. Если же информация воспринимается человеком механически, без усвоения и различения, она превращается в паразитирующее инородное тело, так и не влившееся в собственное «я» индивидуума и оставшееся частью среды.

Процессы психологического и физиологического усвоения очень похожи, поскольку любые поведенческие нормы, взгляды на мир, факты, этические и моральные ценности мы получаем извне. Таким образом, в человеческом мозге нет ничего, что не пришло бы в него из окружающей среды, но все полученные ценности, нормы и установки должны быть тщательно осмыслены и усвоены.

В случае, когда человек воспринимает что-либо на веру, в силу моды, традиций, по причине поклонения чужому авторитету или же из-за особенностей характера, воспринятое откладывается у него внутри, но так и не становится его частью. Эти непереваренные суждения и установки называются интроектами, а под интроекцией понимается механизм их попадания в личность и воздействия на нее.

Примеры из жизни

Далеко не каждый выбор в собственной жизни является свободным. Нередко люди совершают выбор, ориентируясь исключительно на привычки и правила, а не на собственные переживания.

Интроектом именуется чужеродный опыт, который так и трансформировался в личный опыт индивида. Интроект можно представить так называемым штампом, готовым решением, которое не выработано самим индивидом, а внедрено извне.

Современный социум просто наводнён интроектами-стереотипами: про профессии, социальный статус, гендер, питание, семью. «На БМВ ездят бандиты», «любят только стройных девушек», «к тридцатилетнему возрасту необходимо самореализоваться и нарожать детей» и прочее.

Вначале большинство интроектов полезно, поскольку несут воспитательную функцию. По прошествии времени интроекты трансформируются в комплекс жизненных важностей, ценностей либо делаются неактуальными.

Огромным влиянием на выработку интроектов в людских головах, особенно детских, обладает всё рекламируемое в журналах, на билбордах, телевидением, в книгах.

Ниже перечислены типичные рекламные интроект-образы:

– насилие является нормой;

– девушка должна иметь параметры модели;

– счастье возможно исключительно с принцем, парящим на мустанге;

– растительность на ногах сродни глобальной катастрофе;

– бракосочетание всегда завершается «хеппи эндом».

Также существует множество устаревших убеждений, препятствующих адекватному существованию. Так, например, установка «следует подстраиваться под близких» является необходимой для маленького крохи, поскольку он полностью зависим от близких, но в тридцатилетнем возрасте она существенно устарела.

Отжившие установки-интроекты осложняют спонтанный выбор. При этом шаблонность обладает некоторыми плюсами, поскольку в стабильности заложена безопасность, а также такие убеждения позволяют быстро принимать решения. Однако отсутствие спонтанности вырабатывает ощущение неконтролируемости бытия, словно индивид влиять на собственное существование не может. Родительские посылы являются наиболее ранними интроектами, усваемыми крохами без критического осознания.

Ниже приведены типичные интроекты примеры со знаком минус и нейтральные:

– всем мужикам нужно лишь одно от женщин;

– всем барышням нужны лишь деньги от противоположного пола;

– нельзя никому доверять, все люди обманщики;

– ты толстый, любят только стройных;

– отдыхать после рабочей деятельности нельзя, нужно совершать полезные дела;

– нельзя демонстрировать эмоции, следует всегда пребывать в прекрасном настроении;

– сначала нужно карьеру сделать, а потом жениться;

– красивые всегда изменяют;

– воспитанные люди не ведут себя подобным образом.

Интроекты в речи обнаруживаются в стабильном употреблении слов «надо», «нельзя», «ты должен». Что означает замену личного желания, потребности чужеродным стремлением, потребностью. Знаменитый последователь гештальт-психологии Ф. Перлз считал интроекцию главным бичом современного человечества, именуя её «бременем долженствования». Подразумевал под интроекцией автоматическое присвоение сторонних ценностей и образцом незрелой личности.

Человек, взрослея, стремится установить собственные нормы и жить в соответствии с ними. Однако нередко это ему не удаётся. Это обусловлено отсутствием доступа к собственному «Я», «нравится», «хочу», поскольку доступ к ним наглухо «заколочен» интроектами. Человек, руководствуясь словами «надо», «следует» и «нельзя», ломает собственную личность.

Ранее большинство именитых психологов считало интроекцию безопасным явлением. Однако в действительности она порождает множество проблем, дебютируя депрессивными настроями и завершая личностной деградацией. Избежать подобного можно лишь внимательно анализируя любую информацию, внедряющуюся извне в мозг. Необходимо тщательно отсеивать нужное от мусора. Таким способом, возможно, обрести внутренний баланс и душевную гармонию.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Как понять, влияют ли интроекты на вашу жизнь

Понять, насколько интроекты влияют на вашу жизнь, и проработать их можно через упражнение «Я должен». Возьмите лист бумаги и письменно закончите серию следующих предложений:

Возможно, вам удастся осознать интроект по тому, как ваше тело реагирует на то или иное «должен» всякий раз, когда вы переносите на себя подобное ожидание. Вы можете испытать чувство сжатия внутри грудного отдела, напряжение в нижней части живота или еще где-то в теле. Эти чувства и будут маркером: то продолжение, которое вы подставляете, – ваш интроект, если вы испытываете чувства, противоположные легкости и спокойствию. Подумайте, как вы можете изменить формулировки, чтобы они звучали для вас комфортно?

Примеры интроекций в нашей жизни встречаются постоянно: и в форме долженствования, и в форме общественного суждения. Проблема здесь одна – если воспринимать все эти послания некритично, то можно прожить не свою жизнь. Не все интроекты одинаково полезны. Так, перманентное чувство долга и необходимость соответствовать могут превратиться в тяжелый груз, который мешает жить, набирать скорость и развиваться. А также высасывает много энергии через внутреннее сопротивление: «Вроде я должен. Значит, надо бы себе это как-то «продать». И вот с этим нужно работать.

Вам также могут понравиться эти материалы:

Сепарация от родителей во взрослом возрасте: психолог – о том, почему это важно и как это лучше всего сделать

Пассивная агрессия: что это такое, из-за чего она возникает и как с ней бороться – отвечает психолог

Токсичные отношения: как их вовремя распознать

Осторожно, манипулятор или абьюзер! 20 признаков того, что от человека лучше держаться подальше

Как повысить самооценку и перестать сравнивать себя с окружающими: рассказывает психолог

Кто такой интроверт

Интроверт — это человек, сконцентрированный на своем внутреннем мире. Он не любит скопления людей, предпочитает тишину и спокойную обстановку. В одиночестве интроверт восстанавливает энергию, а при общении с людьми расходует ее. Таков собирательный образ интроверта, хотя однозначной трактовки термина «интроверт» нет: ученые разных школ по-разному его трактуют.

Первым понятия «экстраверсия» и «интроверсия» предложил Карл Юнг в 1920-х годах. В работе «Психологические типы» он подробно разобрал, как до него ученые пытались определить разницу между общительными тусовщиками и стеснительными домоседами. А затем предложил свою интерпретацию. По его мнению, разница между ними — в направлении жизненной энергии, либидо. У интровертов эта энергия направлена внутрь, а у экстравертов — наружу. То есть внимание экстравертов направлено на окружающий мир и других людей, а интроверты, напротив, погружены в себя, свои фантазии и самоанализ.

После Юнга за исследование экстраверсии и интроверсии взялся Ганс Айзенк. По его мнению, у интроверсии есть несколько устойчивых признаков: настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверты — стеснительные, интроспективные, холодные люди. Они любят порядок, не следуют внезапным побуждениям и на них можно положиться. Айзенк считал параметр экстраверсии/интроверсии — одним из важнейших измерений личности, наравне с нейротизмом и психотизмом. Выводя свою трехфакторную теорию личности, Айзенк положил эти три измерения в основу.

В 1970-е на основе типов, выделенных Юнгом, советско-литовская исследовательница Аушра Аугустинавичюте создала свою типологию личности — соционику. По ней люди делятся на 16 типов по 4 параметрам. Один из таких параметров — шкала интроверсии-экстраверсии. Похожее разделение есть и в системе Майерс-Бриггс. При этом и соционика, и система Майерс-Бриггс имеют черты лженауки.

Немецкий психиатр Карл Леонгард различал экстравертов и интровертов с точки зрения их отношения к информации. Согласно его теории, интроверт — это волевая личность с четкими ценностями. Благодаря им человек способен противостоять обществу и оставаться верным своей точке зрения и принципам. Экстраверт по Леонгарду — конформист. Безвольная личность, подверженная влиянию со стороны.

Согласно современным исследованиям, в каждом из нас есть черты обоих типов личности. Психолог и когнитивно-поведенческий психотерапевт Елизавета Муратова рассказала РБК Трендам, что современные психологи предпочитают избегать терминов «интроверт» и «экстраверт». Это слишком общие понятия. Но деление на типы личности в современной психологии все же есть:

«В психолого-психиатрической практике есть много моделей типологии личности. В первую очередь мы говорим о том, насколько человек здоров. Прежде чем типировать личность, нужно понять, в каком она находится состоянии. Еще до того, как выбирать типологическую модель, мы говорим о здоровье, о качестве личности», — говорит Муратова.

Впрочем, термином все еще пользуются, а исследования экстраверсии и интроверсии продолжаются. Например, в 2011 интровертов разделили на четыре типа. Эту модель предложил Джонатан Чик (Jonathan Cheek), психолог и исследователь Уэллсли-колледжа (США). Он назвал свою модель STAR, по первым буквам типов: social (социальный), thinking (думающий), anxious (тревожный) и restrained (сдержанный).

Другое недавнее исследование утверждают, что роль интроверта часто принимают скрытые нарциссы. Такие люди считают себя гиперчувствительными, но за этим стоит нездоровая жажда внимания. Распознать такого человека достаточно сложно. Скрытые нарциссы кажутся скромными и замкнутыми, но их конечная цель — получить восхищение и внимание от окружающих. Это следствие невротизма, а не интроверсии.

Положительное влияние интроектов

Человек может интроецировать положительные черты и убеждения, такие как сострадание, понятие верности, мораль или желание помочь бедным и старикам. Интроекция также может помочь человеку справиться с разлукой или даже с потерей близких. Например, восклицания о том, что дочь говорит что-то «совсем как ее мать» после смерти матери, могут вызвать яркие счастливые воспоминания. Интроекция может также способствовать развитию чувства ответственности, если неопытный юноша полон решимости делать что-то «точно так же, как папа».

Интроекция и проекция – это одно и то же?

Интроекция противоположна проекции. Проекция – процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Интроекция – процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. Так в семье ребенок может перенять элементы личности или убеждений родителей, их политическую идеологию, концепцию правильного и неправильного, представления о сексе. Когда люди интроецируют, они идентифицируют себя с человеком или объектом настолько сильно, что не могут отделить этого человека или объект от самих себя.

Вот и получается, что впитанные «с молоком матери» установки мы проносим через всю жизнь. Просто потому, что когда-то они не были подвергнуты осмыслению. Поэтому в какой-то момент можно столкнуться с удивительным открытием, что эти установки вредят нашему благополучию. Вопрос: как их опознать и научиться ими управлять?

Профессии для интровертов

Усидчивость, терпение и аналитический подход к делу дают возможность интровертам работать в точных науках, считают ученые из Исландии и Америки. Интроверту подойдет профессия, которая не требует постоянного общения с людьми. Например:

  • Специалист по информационной безопасности. ИТ-сфера — находка для интроверта. Вся работа в компьютере, у коллег тоже. Любую проблему или неудобство тоже можно решить при помощи техники.
  • Бизнес-аналитик. Он редко общается с коллегами лично. Основные задачи выполняет на компьютере. Есть возможность работать из дома.
  • Бухгалтер. Подойдет для тех, кто любит работать с числами, а также хочет иметь возможность менять сферу работы. Бухгалтеры нужны как в ресторанном бизнесе, так и в культурных учреждениях.
  • Разработчик ПО. Одна из самых распространенных удаленных профессий. На эту вакансию часто нанимают фрилансеров. Комфортно для интроверта — в офис к большому количеству коллег ходить не надо, разве что придется подключаться к онлайн-планеркам.
  • Вирусолог. Наука любит сосредоточенных, взвешенных сотрудников. Кропотливо разбирать пробы и вдумчиво описывать эксперименты — спокойная, рутинная, но увлекательная для интроверта задача.
  • Редактор, корректор. Монотонная работа с текстом, которая требует максимальной внимательности и усидчивости, а это сильные стороны интроверта.
  • Звукорежиссер. Вместо общения с людьми — записи их голосов или музыка. Главное не устраиваться на работу на радио, где ведущие говорят в прямом эфире круглые сутки. Интроверту будет проще, если будет возможность поставить голос в наушниках на паузу и передохнуть.
  • Видео-, фоторедактор. Еще одна профессия, где работник наедине с материалом и задачами. Тут также важна сосредоточенность и легкая форма перфекционизма, чтобы отдавать идеальные кадры.
  • Реставратор. Интроверта эта работа успокаивает. Монотонный долгий процесс, который наверняка вывел бы из себя типичного экстраверта.
  • Дальнобойщик. Длительные поездки наедине со своими мыслями подойдут не каждому. Но эта профессия дает максимум возможностей подумать и насладиться одиночеством.

Примеры интроекции

Каждый человек в определенной мере вынужден перенимать те правила общения и взаимоотношений, которые приняты в среде его роста и развития. Первые интроекты дети получают в ранние годы от родителей, и в силу возраста не пытаются ни осмысливать, ни критиковать данные постулаты, даже если они им не по нраву. Возможность критики в этом случае сопряжена с риском потери своей среды общения. Слова родителей о том, что поступать тем или иным образом не принято, воспринимаются безропотно и бесповоротно, а все условия и требования отца и матери немедленно принимаются. Вспомните, как вам в детстве говорили, что в вашей семье так не поступают. Но нередко такое принятие отодвигает собственные желания ребенка на второй план, что может привести к печальным последствиям уже во взрослой жизни. Рассмотрим простой пример подобной ситуации.

Родители могут с ранних лет говорить ребенку о том, что он непременно должен стать врачом, поскольку это является старой традицией в их семье. Ребенок усваивает сказанное ими и идет учиться в медицинский ВУЗ сам того не желая. Выходом из такой ситуации станет лишь осознание интроекта и принятием дальнейшего самостоятельного решения, вариантов которого два — одобрение либо отказ. Первый вариант возможен в случае, когда человек действительно искренне желает стать врачом, второй — когда ему категорически не хочется связывать свою жизнь с медициной. Но в любом случае, окончательное решение необходимо принимать самому.

Распознать интроекты несложно, большинство из них начинаются со слов «все», «обязан», «должен» и т. , а яркими примерами этих заимствований являются известные всем обобщающие утверждения. Большая часть людей не осознает наличия в их сознании интроектов, поскольку принимает их как обязательные правила еще в раннем детстве и продолжает следовать им даже в случае, когда их жизненный опыт говорит об обратном.

Интроекция в психологии

Интроекция в психологии это понятие, связанное с взаимодействием бессознательного с внешними объектами.

Интроекция пример того, как бессознательное обходит контроль сознания и сознание постфактум пытается найти логику в условно-своем решении. Автор термина интроекция Ференци рассматривал ее как аутоэротический интерес распространяемый на внешний мир, путем помещения внешних объектов в Я. При этом данный процесс объектной любви он допускал равнозначно у невротика, и у здоровой личности, предполагая, что личность любит только себя, а для любви к другому она расширяет границы и помещает другого в Я, создавая интроект.

По мнению Ференци, интроекция это и механизм невротического конфликта, и адекватный психический процесс, являющийся частью невроза, имеющего место в бытовой жизни личности. Для невротика специфично некоторое бессознательное разбавление своего Я объектами окружающего мира. Процесс служит для снижения неудовлетворенности стремлений бессознательного. Невротик ищет внешний объект для помещения его внутрь и таким образом, расширив собственное Я, путем приравнивания себя к объекту. При этом Ференци эти же процессы предписывал и здоровому индивидууму, не наделяя их отличиями в данном аспекте.

Фрейд полагал, что интроекция деформирует восприятие действительности, принуждая личность переживать нечто из внешнего мира как субъетивное. В случае реальной или потенциальной возможности утраты из бессознательно привнесенного внешнего она может обернуться катализатором формирования травмы потери, что приводит к формированию патологичного депрессивного состояния.

Выготский развивал идеи, параллельно используя понятие синонимичные интроекции – интериоризация – говоря о формировании внутренних субъективных формирований психики способом ассимиляции знаков и их комбинации внешней социальной деятельности, своеобразное перекодирование межличностных отношений во внутриличностные. Воздействие других на личность изначально, личность взаимно воздействует на окружающий социум, формируя социальную ситуацию развития.

Направление гештальт под интроекцией подразумевает процесс, когда результаты умозаключения и оценивания принимаются без цензуры. Продолжая аналогию с детьми, Ф. Перлз сформулировал три фазы интроекции – полная интроекция, частичная интроекция и ассимиляция соответствующие фазам «сосунка», «кусаки» и «жевуна» (предентальной, резцов и коренных зубов).

Полная интроекция – соответствует этапу сосущего ребенка, когда личность относится к предентальной группе.

У индивидуума интроецируемая информация воспринимается в первоначальном виде в форме чужеродного объекта в бессознательном. Ассимиляция не произошла.

Частичная интроекция аналогична ребенку, который кусает, резцовая группа личностей – личность частично обрабатывает и может осознавать внешнюю природу объекта, объект частично ассимилирован. Ассимиляция объекта – соответствует фазе ребенка способного жевать, молярная группа личностей.

Негативный эффект интроекций

Человек, который воспитывается в обществе, не может избежать заимствования ценностей. И в этом не было бы ничего плохого, если бы вместе с полезными навыками мы не вбирали и чужие убеждения, не проверив их на личном опыте. А это рано или поздно скажется на качестве жизни. Например, девочка, воспитанная на утверждении «Все мужчины — подлецы», будет смотреть на противоположный пол как на источник проблем и, скорее всего, не найдет счастья в отношениях.

Главный отрицательный эффект интроекций в том, что они лишают человека возможности сомневаться, опираться на свой жизненный опыт, выбирать. Они подменяют собственные потребности на постулаты. И от этого возникает внутриличностный конфликт.

Кадр из фильма «По семейным обстоятельствам»

Оцените статью
Добавить комментарий