(философ. , от лат. глаг. instinguere, то же что instigare — побуждать; побуждение, точнее — побудок), означ. способность и стремление (у животных и людей) к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотчетностью и приводят к результату, полезному не только для действующего индивида, но еще более для его рода. Исключая ясную сознательность и преднамеренность, понятие инстинктивного действия не совпадает, однако, с понятием действия механического, или машинального, но требует известного внутреннего ощущения и стремления, хотя и безотчетного; поэтому, говоря, напр. , о половом И. у животных, мы не употребляем того же термина относительно высших растений, хотя и размножающихся тем же способом, именно потому, что вся жизнь растений, а следовательно, и функция размножения у них, представляется как чисто физический процесс, не сопровождаемый никаким внутренним чувством или стремлением в самом организме (насколько основательно такое представление — другой вопрос). В мире животном И. есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (рода) в единичном и целого в частях; в мире человеческом это есть лишь основной элементарный способ, все более и более теряющий свое преобладание. «Всеобщее» присутствует в человеке не только как родовой И. , но, нераздельно с тем, и как разумное сознание (так, напр. , язык, основное средство общения между людьми, будучи порождением инстинктивным, есть вместе с тем откровение разума и начаток сознания); точно так же связь целого, или взаимность частных существ, выражается в человеке не только как невольная симпатия, но и как нравственно-обязательное сознание солидарности с другими. — Как род, человечество отличается от животных тем, что оно прогрессирует, оставаясь самим собой, т. не переходя в новые органические формы. Этот прогресс существенно характеризуется тем, что И. , первоначально общие у человека с животными, не теряя своей реальной силы, перестают быть темными стихийными влечениями, просветляются сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием. Так, И. самосохранения теряет свой исключительно физический характер, переходя в охранение человеческого достоинства; И. половой превращается в супружескую любовь; И. родительский становится выражением нравственной связи и преемственности поколений, началом предания; И. политический, начатки которого встречаются у общественных и стадных животных, получает новое и огромное значение, переходя в чувство гражданского долга, в патриотизм и, наконец, в начало всеобщей солидарности или братства. — Уже в животном царстве различные И. находятся в отношении подчинения между собой; так, И. самосохранения приносится в жертву половому и родительскому (самцы, гибнущие в бою за обладание самкой, матери — при защите детенышей); у муравьев и пчел И. политический господствует над всеми другими, и частное приносится в жертву общественной организации целого. Тем более в мире человеческом следует признать такое подчинение низших инстинктивных требований высшим, имеющим здесь характер нравственных обязанностей; и если непозволительно, напр. , оправдывать инстинктом самосохранения какое-нибудь отступление от патриотического долга, то нельзя опираться и на этот последний против высшего требования всечеловеческой солидарности. С другой стороны, по мере духовного развития человечества взаимоотношение различных групп и элементов в нем теряет свойство внешней исключительности и несовместимости; единство целого понимается все более и более как внутренняя нравственная солидарность всех, предполагающая и требующая самостоятельного бытия и свободного развития каждого. Когда, таким образом, все истинное содержание многоразличных инстинктов примет форму разумного сознания, тогда осуществится всеобщий нравственный порядок, вне которого останутся только слепые разрушительные страсти, лишенные всякого оправдания, а потому бессильные.
Инстинкт (биолог. — Термином инстинкт обозначаются все те умственные способности, которыми обусловливается совершение действий, хотя и соответствующих окружающим животное внешним условиям и направленных вообще к пользе особи или всего вида, но выполняемых без необходимого понимания связи между совершаемым действием и вытекающими из него следствиями. Признаком инстинктивных действий служит их прирожденность и непреднамеренность. Вообще с термином И. часто не связывают точного и строго определенного понятия и называют инстинктивными даже такие действия животных, особенно низших, которые имеют все отличительные признаки действий сознательных, разумных. Очень часто в действиях в сущности инстинктивных замешивается и проявляется в большей или меньшей степени и влияние рассудка: и далеко не всегда можно провести резкую границу между инстинктивным и разумным действием. Коренная разница между теми и другими заключается 1) в том, что последние вытекают всегда из знания определенной связи между действием и его следствием, 2) в том, что если ответом на известные внешние влияния служат разумные действия, то они совершаются разными особями различно, между тем как соответственные инстинктивные действия совершаются всеми особями вида при данных условиях одинаково, и 3) что инстинктивные действия совершаются лишь при известных специальных обстоятельствах, которые часто оказывали свое влияние в течение жизни вида, между тем как разумные действия совершаются при самых разнообразных внешних условиях и могут служить ответом на совершенно новые воздействия окружающей среды, которые раньше могли и не встречаться. Принимают двоякое вероятное происхождение всех И. 1) Действия первоначально чисто разумные, повторяясь в ряду последовательных поколений и постепенно утрачивая свой сознательный характер, могут с течением времени превратиться в инстинктивные, подобно тому как в жизни отдельного индивида известное совершенно сознательное действие путем повторения и привыкания постепенно принимает все более и более автоматический, рефлекторный характер. 2) Второй способ происхождения И. обусловливается естественным отбором (см. Вид) и выживанием наиболее приспособленных. Действия и наклонности, никогда не носившие разумного, сознательного характера, но полезные для вида, должны вследствие борьбы за существование укрепляться и развиваться в ряду поколений, и этим путем первоначально очень простое инстинктивное действие может превратиться в крайне сложное. Таков, напр. , И. высиживания яиц. Нет никакого основания думать, чтобы какое-либо животное стало сознательно согревать яйца своим телом для вывода детенышей, и этот И. мог развиться из свойственной многим животным привычки прикрывать, защищать яйца своим телом. С превращением холоднокровных животных в теплокровные упомянутая привычка оказалась полезной для вида еще и в том отношении, что процесс развития в яйце мог протекать быстрее и, таким образом, особенность эта имела все шансы быть закрепленной путем естественного отбора. Как указывает Дарвин, некоторые И. имеют не менее важное значение для сохранения вида, чем особенности его строения, и потому легкие изменения в И. при изменениях внешних условий могли сохраняться, накопляться и усиливаться действием естественного отбора. Нет основания думать, чтобы все И. произошли непременно тем или другим из указанных путей, многие могли иметь двойное происхождение и развиться из первоначально разумных действий путем привычки, с одной стороны, и действия отбора — с другой. Примером могут служить североамериканские тетерева, вырывающие себе под снегом длинный ход, оканчивающийся расширением, которое прикрыто лишь тонким слоем снега. Испуганная появлением врага у входа птица просто взлетает, легко пробивая слой снега. Здесь первым источником И. было, вероятно, сознательное стремление прятаться под снегом, но современная форма его выработалась путем естественного отбора. В противоположность весьма распространенному взгляду нет достаточных оснований считать И. за нечто неизменное, они подлежат, напротив, различным изменениям при изменении внешних условий. Существует уже ряд наблюдений в пользу этого над домашними животными, наблюдались изменения в продолжительности высиживания, уходе за птенцами и т. Наблюдалось также появление новых И. ; так, напр. , скоро после появления человека в необитаемых раньше странах даже молодые животные начинают обнаруживать страх перед ним; как бы ни объяснялась сущность этих явлений, но сам факт возникновения новой группы инстинктивных явлений можно считать несомненным. Нередко изменения в инстинктивных действиях носят разумный характер, животное заменяет, напр. , при сооружении гнезд обычный строительный материал при недостатке его другим (напр. пчелы заменяли узу смесью воска и терпентина), заменяют обыкновенную пищу личинок другой и т. Но рядом с этим известно много случаев, когда животные, выполняющие очень сложные инстинктивные действия, оказываются в высшей степени тупыми, если наталкиваются на самое незначительное, но необычное для них препятствие. Не все случаи сложных И. поддаются в настоящее время объяснению с точки зрения приведенных взглядов, многие еще недостаточно выяснены (и недостаточно изучены), но большая часть их естественно объясняется указанными соображениями. Важнейшая литература об И. : Дарвин, «Происхождение видов» и «Происхождение человека»; Romanes, «Mental Evolution in Animals», «Animal Intelligence» и статья «Instinct» в «Encyclopedia Britannica»; Леббок, «Муравьи, пчелы и осы», и Lubbock, «Die Sinne und des Geistige Leben der Thiere etc. » (Лпц. , 1889; перев. Маршалля), также Fabre, «Souvenirs entomologiques. Etudes de l’instinct sur les moeurs des Insectes» (1879), «Nouveaux souvenirs entomologiques» (1882) и «Souvenirs ent o mologiques» (3 серия, 1886).
Какие бывают и зачем нужны
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. Если у вас есть убеждение, что все ваши действия являются результатом осознанного выбора, то вы ошибаетесь.
Часть поведенческих актов «прошиты» в нашем мозге изначально, то есть, являются врожденными. Они активизируются при определенных обстоятельствах и имя им – инстинкты.
На сегодняшний день этот термин не имеет четкого определения: авторы описывают его разными словами, но суть понятия при этом не меняется.
Что такое инстинкты простыми словами: это автоматизмы – безусловные поведенческие реакции (рефлексы) в ответ на внешние раздражители.
Безусловные – значит, что:
- им не нужно обучаться, они есть у всех людей поголовно;
- срабатывают без нашего ведома, «не спрашивая» разрешения.
Более того, это происходит настолько естественно, что люди верят, что сами решили повести себя тем или иным образом. Но это иллюзия.
Мы унаследовали инстинкты от животных: у них эта форма поведения является основной и специфична у каждого отдельного вида. Они не думают, не выбирают, не оценивают – просто следуют биологической программе: птички летают, рыбки плавают.
Какие бывают инстинкты
Существует много отличных друг от друга классификаций (что это?). Предлагаем ознакомиться с самыми «популярными» инстинктами, которые чаще всего упоминаются различными авторами, а также их проявлениями в жизни:
- Пищевой – поведение, направленное на взаимодействие с едой – вкусной, сытной и полезной. Организм должен есть, чтобы быть здоровым, иметь силы для внутренней и внешней деятельности.Если у человека доминирует этот инстинкт, то большую часть времени он посвящает пище – он закупает ее в больших количествах, постоянно и много готовит, увлечен кулинарным искусством. Про таких говорят, что еда для них – культ.
- Территориальный – «мой дом – моя крепость». Индивид стремится к созданию своего жилища, его обустройству и созданию в нем уюта: Он постоянно что-то ремонтирует, совершенствует, придумывает новые дизайны, облагораживает.Стремление к строительству, работе, связанной с недвижимостью, скупкой жилых объектов (у меня много земли и домов!).
- Ориентировочный (исследовательский) – изучение окружающего мира, потребность в получении информации (что это?). Любознательность, экспериментаторство, создание нового.
- Инстинкт размножения (сексуальный) – сексуальное влечение, поиск партнера, забота о своей внешности и здоровье, чтобы быть привлекательным, желание выделяться, иметь «вес» среди представителей противоположного пола.
- Родительский (генофильный) – желание иметь детей, обустройство семьи (что это такое?), поддержание родственных связей, «семья – это святое», забота о потомстве.
- Иерархический (доминирование) – стремление к власти, достижению наивысшего положения в своей сфере деятельности, карьеризм, желание управлять и главенствовать, контролировать других.
- Инстинкт агрессии (дигнитофильный) – проявляется, как бунтарство – недопустимость унижения, критики в свой адрес, защита своих физических и психологических границ. Стремление к независимости.
- Инстинкт самосохранения (эгофильный) – необходим нам для выживания. Это избегание любого вида опасностей (телесного, психологического, материального ущерба). Страх перемен и тяга к определенности, повышенная осторожность и мнительность (что это?).Человек, у которого этот инстинкт доминирует, подозрительно относится к новому и незнакомым людям, думает только о себе, занимает позицию невмешательства в чужие жизни и не впускает в свою.
- Инстинкт свободы (либертофильный) – стремление путешествовать, протест против любых попыток ограничения свободы (что это?), частая смена места жительства. Самостоятельность, независимость от других, жажда впечатлений, авантюризм.
- Альтруистический инстинкт – это проявление самопожертвования ради интересов других, служение обществу, защита животных и окружающей среды. При всей своей доброте, альтруисты (кто это такие?) могут быть весьма агрессивными, когда отстаивают права тех, кого защищают.
Перечисленные инстинкты присущи каждому человеку, но интенсивность их проявления у разных людей отличная.
Как правило, взрослый человек имеет 2-3- доминирующих инстинкта, остальные находятся как бы в подчинении. Например, если личностью зачастую руководит сексуальный инстинкт, то родительский будет проявляться слабо (наверняка вы встречали матерей-кукушек, которые до седых волос бегают на свидания в мини-юбках).
А вот исследовательский инстинкт и инстинкт свободы вполне «уживутся» в одном индивиде, как доминирующие.
Инстинкт самосохранения и продолжения рода – базовые и полноценно развиты у всех людей.
В противном случае человечество, как вид, давно бы вымерло из-за многочисленных смертей по неосторожности и нежелания иметь детей.
Зачем нужны инстинкты
Инстинкты «призваны» удовлетворять наши физиологические и психологические потребности. Это во-первых.
Они «придуманы» природой для того, чтобы биологический вид (человек или собака) успешно адаптировался к окружающей среде, чувствовал себя комфортно, размножался и совершенствовался.
Во-вторых, инстинкты помогают избежать фатальных ошибок и сэкономить кучу времени на обучении.
- Если вы будете игнорировать чувство голода, то погибнете. Инстинкт самосохранения не даст вам этого сделать – организм будет «кричать» о своей потребности (болью в животе, урчанием, низким давлением и т.д.) и вы все равно съедите что-нибудь.Вы едите каждый раз, когда испытываете неприятные ощущения в области желудка. Заметьте, никто не заставляет вас это делать, вас этому не учат, нет необходимости вносить прием пищи в ежедневник, потому что вы забываете поесть или вам просто лень. Вы едите инстинктивно;
- Если на вас побежит большая собака, то вряд ли вы станете размышлять : «А она опасная? Интересно, что ей нужно? Укусит или мимо пробежит?» Инстинкт скомандует «Беги!», и вы спонтанно побежите, чтобы сохранить себе жизнь;
- Секс – тут можно особо не дискутировать. Знаете ли вы хотя бы одного взрослого человека (психически здорового), который бы периодически не практиковал это прекрасное занятие?И дело вовсе не в приятных ощущениях – их можно получить множеством других способов, а именно в том самом влечении, которым мы не способны управлять.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)
Инстинкты работают, работают они у всех в принципе одинаково, но вот результат этой работы проявляется в поведении людей по разному. Собственно, поэтому в определении термина и стоит «совокупность врождённых тенденций и стремлений», а не просто «действия». Как оказалось, этот момент не так уж прост для понимания, поэтому постараюсь объяснить его простыми словами.
Инстинкты почему-то часто сравнивают с рефлексами. В рефлексе все просто: вот раздражитель, вот реакция, все наглядно и однозначно. С инстинктами ситуация прямо противоположная. Они совсем не наглядны и совершенно неоднозначны если судить по поведению. В чем же проблема?На мой взгляд, проблема в скорости реакции человека. С т. психологии рефлекс срабатывает моментально (ну может и не совсем моментально, но скорости реакции человека категорически недостаточно для того чтобы вмешаться в процесс). А рефлекс работает медленно. И скорости реакции человека для того, чтобы вмешаться, хватает с избытком. Как справедливо заметили комментаторы к предыдущей статье, далеко не все девочки влюбляются в хулиганов, далеко не все люди до последней капли крови защищают свое жилище, ну и т. Если быть точнее, то люди поступают наперекор своих инстинктам не всегда (а не «не все»), и не во всяких условиях. Но про условия когда инстинкт наверняка сработает чуть позже, пока же пару слов о причинах такого «наперекора». Причин три: наш рассудок, и наша т. «многозадачность» и наша воля. Мы успеваем среагировать на ситуацию быстрее, чем начали действовать согласно инстинктам, и в случае, если наша воля достаточно развита, мы можем пойти ему наперекор. Мы можем осмыслить ситуаци, и действовать наперекор инстинктам = поступать как разумный/цивилизованый/культурный человек. Ну и, наконец, мы можем оказаться в ситуации, когда разные инстинкты диктуют нам разное поведение (например, в конфликт может вступить материнский и биовыживательный инстинкты, и тогда какой-то один их них 100% не будет реализован в действиях). Рассудочные причины могут быть разные: может быть мораль, может быть совесть или воспитание, может быть культура, и даже может быть осознанный выбор. Это важно, но именно в контексте вопроса результат будет один и тот же: человек принимает свое решение, у него внутри образуется конфликт между его выбором и инстинктом, и если ему хватает воли, то инстинкт проигрывает и в действиях не реализуется. Ну и не стоит забывать, что в разных ситуациях инстинкт давит на мозги с разной силой, поэтому в одних случаях справиться с инстинктом легче, а в других — сложнее.
Теперь про условиях, в которых инстинкт сработает. Очевидно, что для его работы нужно ослабить/исключить влияние его рассудка и/или воли. (нет,я за это не агитирую). Самый простой и довольно надежный способ — это напиться до состояния «в стельку пьяный». По причине отравления алкоголем рассудочная деятельность и воля угнетаются, инстинкты не сдерживаются, и получается вполне наглядная демонстрация их работы. Это плохой способ, и вредный для здоровья к тому же, но остальные сопособы еще хуже. Второй — это с детства не обучать человека сдерживать свои инстинкты. Что-то типа «родители алкаши, полтора класса образования, необучаемый, замкнутый, ну и т. Да, в таких случаях недо-родителей положено лишать родительских прав, но, увы, результаты такого подхода в «воспитании» мне наблюдать приходилось. Ну и самое плохое — это когда человек оказывается в условиях запредельных страданий, в таком случае у него тоже может т. «слететь» рассудочное мышление, т. человек фактически сходит с ума, и в таких условиях его поведением руководят инстинкты.
(повторюсь, я категорически против такого рода опытов).
Впрочем, есть и относительно приемлемый способ ослабить влияние рассудка — подростковая гормональная буря + влюбленность тоже может привести к схожему поведению, к счастью в ослабленной форме. Но это не точно 🙂
Ну и теперь можно вернуться к тому с чего я начал, к стремлениям и тенденциям. Если не рассматривать какие-то экстремальные случаи (которые в жизни людей достаточно редки, к счастью), то инстинкты как работали так и работают, в одних случаях сильнее, в других слабее, и это так или иначе находит свое отражение в действиях людей. В поведении одного человека это можно и не заметить, но если рассматривать поведение большого количества людей, то их нормально видно. одна конкретная женщина может в своем поведении материнский инстинкт вообще никак не проявлять. Но если рассматривать миллион женщин, то хорошо видно, что в поведении женщин есть тенденция заботиться о детях, кормить их, вытирать им носы, обнимать, ну и т. , Т. материнский инстинкт отчетливо наблюдается как тенденция.
Со склонностями чуть сложнее. Дело в том, что в сознании человека несколько процессов происходят одновременно. Вот человек попал в условия, провоцирующие работу инстинкта, и допустим инстинкт — это процесс №1. В это же время есть работа логического мышления — процесс №2. В это же время у человека никуда не делось подсознание — процесс №3. Плюс в это же время человек что-то вспомнил — процесс №4, эмоции — процесс№5, ну и т. Второй момент, это то, что в то время когда я руководствуюсь в своих действиях рассудком, инстинкт нуикда не девается. Есть условия его срабатывания — он сработал, и т. «станет на паузу» он тогда когда ситуация перестанет провоцировать его работу. Сколько бы я не пытался его заткнуть, он все равно будет работать. Может быть сильно, и тогда мне придется приложить много сил чтобы себя сдержать, может быть слабо, и тогда его работу я вообще могу не заметить. Но он продолжает работать. Но как именно? Если сильно, то все очевидно. А если слабо?Так вот, если инстинкт работает слабо, то в психике он проявляется как одно из устремлений, ну или другими словами, какой-то вариант поведения будет нам нравиться.
Это хорошо видно на примере «девочка и хулиган». Да, он сволочь, грубый, и у него еще 1000 недостатков. Но, блин, он же мужественный! (какое именно «нравится» не играет роли). И на фоне умного хюпика он выглядит. нет, ни в коем случае, конечно, ни о каких отношениях и речи быть не может, но выглядит же!Впрочем, у этого инстинкта есть и вполне конструктивный вариант: многим девушкам нравятся пожраные, военные, полицейские, мужчины других т. «мужественных профессий», боксеры, борцы, ну и т. При этом хулиганами им быть совершенно не обязательно. Это совершенно не значит, что каждая девушка готова ради пожарного все бросить, но нравится же. И если под это «нравится» девушка выпьет чуть больше алкоголя чем нужно, то. то могут быть варианты. 🙂 Шучу. На самом деле это значит, что ей придется приложить больше усилий для того, чтобы руководствоваться в своих действиях рассудком. Впрочем, если навык рассудочных решений развит хорошо, то это «больше усилий» может быть усилием совсем небольшим. Но вернемся к процессам. Жить и поступать разумно — это стремление, но и поступать согласно инстинктам — это тоже стремление. Ок, пусть более слабое, но в психике присутствующее. Они существуют параллельно (в провоцирующей ситуации), и если стремление жить разумно сильнее — ок, человек поступает разумно. Но инстинкт в такой ситуации все равно работает. А порой и т. «накапливается». И в какой-то момент может т. «взбрыкнуть».
Вывода я тут никакого придумать не могу, ну разве что банальное «надо меньше пить!» 🙂