- Как развалить государство без войны
- Тактические приемы информационной войны
- Определение информационной войны
- Примеры информационных войн
- Какое воздействие и как оказывает информация?
- Что же это такое — «информационная война»?
- Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», Олег Юрьев, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»
- История информационных войн
Как развалить государство без войны
Информационные войны в современном мире могут вестись и без непосредственных боевых действий. Зачастую население страны, на которую направлена информационная атака, даже и не догадывается об этом. В этом случае цели информационной войны очень просты: привести к смене политического режима в стране или максимально ослабить его. Современная «традиционная» война очень дорога, а информационные способы воздействия – прекрасная ей альтернатива, довольно эффективная и не требующая от агрессора жертв. Повсеместное распространение интернета позволяет современным пропагандистам проникнуть практически в каждый дом.
Основной удар наносится по руководству страны, дискредитируется работа государственных органов, подрывается авторитет власти. Населению демонстрируются факты коррупции (реальные или вымышленные), уголовных преступлений, чем провоцируется рост протестных настроений. Среди граждан государства-жертвы информационной атаки создается атмосфера конфликта, безысходности, происходит активная манипуляция общественным мнением. Еще лучше, если к работе на агрессора удается склонить ряд местных СМИ, в этом случае они становятся «рупором» протестного движения.
Китайский стратег, философ и мыслитель Сунь-Цзы советовал завоевателям следующее: «Разлагайте все хорошее, что имеется в стране противника. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской стороны».
Обычно подобные атаки сопровождаются работой с частью политической элиты страны, которая начинает сотрудничать с агрессором. Через СМИ и интернет транслируются призывы к демонстрациям, забастовкам и другим акциям неповиновения, которые еще больше расшатывают ситуацию. При этом уличные акции, опять же, правильным образом освещаются в СМИ, прославляя протестантов и показывая в негативном свете проправительственные силы и органы правопорядка.
Проведение такого комплекса действий (в случае его успеха, конечно) приводит к потере управляемости в стране, экономическому спаду, а нередко и к гражданской войне.
Тут есть еще один, более глубокий аспект. Современные СМИ не просто могут приводить к хаосу в государстве и вызывать гражданские конфликты. Сегодня они практически формируют устои современного общества, донося до людей определенные ценности и вызывая отрицание других. Человеку говорится, что правильно, а что нет, что следует считать нормой, а что грубым отклонением от нее. Причем все это делается в настолько легкой и ненавязчивой манере, что пропагандистских приемов просто не видно.
Тактические приемы информационной войны
В основе практически всех тактических приемов ведения информационной войны лежит манипулирование сознанием тех людей или групп, на которых направлено информационное воздействие. Это отмечают многие исследователи, в том числе И. Панарин Панарин И. Первая мировая информационная война. Развал СССР. СПб. : Питер, 2010) , В. Соловей (Соловей В. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. : «Эксмо». 2015)
и другие авторы.
Негативная правдивая информация используется, прежде всего, для создания в обществе чувства тревоги, неуверенности в завтрашнем дне, а также для формирования негативного отношения к отдельным влиятельным людям или группам людей. Здесь могут быть использованы приемы формирования негативного имиджа человека на основе одного или нескольких имевших место фактов, раскрытие негативной личной или финансовой информации. Особое место в ряду тактических приемов, использующих правдивую негативную информацию, занимают приемы, которые используют различного рода пугающие темы и сообщения, подкрепленные аналитикой. Эффективность этого тактического приема сильно зависит от степени важности угрозы (например, сильными факторами являются угрозы жизни, потери имущества или утраты безопасности), а также от возможностей людей эту угрозу устранить.
Смешивание истинной и лживой информации. Как правило, анализ ситуации дает неверные выводы, которые подкрепляются той частью информации, которая не подлежит сомнению. Мы выделим два вида таких приемов.
Первый вид основан на индуктивном (от частного к общему) восприятии информации населением или отдельными группами людей. Например, имеется правдивый факт о нападении школьника на учителя и учеников. Из этого факта СМИ делают вывод о полной беззащитности школ и школьников от проявлений агрессии. На самом деле агрессивное поведение подростков с психическими отклонениями в школах имеет место во всех странах, включая США. Второй вид основан на дедуктивном (от общего к частному) подходе к информации. Например, объективный факт сланцевых разработок в США преподносится как угроза для российского рынка углеводородов и, соответственно, для каждой российской семьи.
Чистая ложь. В общество посредством СМИ, социальных сетей, блогосферы и т. вбрасывается дезинформация в расчете на определенные эффекты (принятие информации частью людей и сомнения в ее истинности или лживости у другой части). Можно различить атакующие лживые приемы и защитные (ложь во спасение).
Определение информационной войны
Не стоит обольщаться, что информационная война не настолько разрушительна, как война «стандартная».
Ведь информационная война – это разновидность боевых действий.
«Информационная война – это манипулирование информацией в целях ведения и подкрепления межгосударственного противоборства враждующих сторон».
Информационная война, как нетрудно догадаться, является мощным инструментом влияния на сознание и поведение граждан.
Вот еще одно определение:
«Информационная война – это процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня путем воздействия на гражданское население, власти и (или) вооруженные силы противостоящей стороны, посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации, информационных материалов» (Манойло А.
Примеры информационных войн
Одним из ярких примеров информационной войны в составе гибридной является подготовка к разрушению Югославии как независимого союзного государства. Военным действиям предшествовала полномасштабная информационная война. Под видом этнической чистки сообщалось о расправе над албанцами в Сараево и других населенных пунктах. Президента Милошевича сравнивали с Гитлером. Ведущие мировые СМИ фальсифицировали факты и готовили мировую общественность к необходимости последующих бомбардировок Белграда. Всего, по оценкам экспертов, на предварительной стадии вышло более 1500 различных печатных, теле-и радиоматериалов на данную тему. В Интернет было использовано более 300 тысяч сайтов, так или иначе посвященных югославской тематике (Бузин Н. «Гибридная» война: новый феномен военной науки или очередной информационно-политический фантом // Наука и военная безопасность. 2015).
По аналогичному сценарию готовилась и операция против Ирака. Ирак обвиняли в разработке химического оружия (позднее это обвинение было полностью опровергнуто) и в связях с террористами (Аль-Каида). В этот период были созданы специальное подразделение наступательных информационных операций JTF-CNA (Joint Task Force for Computer Network Attack), осуществляющее разработку и проведение кибератак, «Ближневосточная телевизионная сеть» (Middle-East Television Network) и радиостанция SАWA. При этом путем радиоэлектронной борьбы подавлялась работа национальных СМИ Ирака (в частности, радиостанции «Голос Багдада»).
Какое воздействие и как оказывает информация?
Чаще всего, информационное воздействие нацелено на неокрепшие умы, то есть на подрастающее поколение или на молодежь.
Как мы наблюдаем в соседних странах, идет стирание исторической памяти в умах молодых. Как следствие, народ утрачивает свои традиции, исчезает связь и преемственность времен и народов.
Разумеется, все это ведет к духовному разложению, а ведь именно духовное составляет основу любого общества.
Воздействие начинается со школьных парт, когда ученикам преподносят информацию учебники, написанные на гранты Сороса, в которых история переписана так, как выгодно заказчику (того, кто заказывает воздействие на умы, даже не стану называть, ведь всем нам известно, кто заказывает всю эту музыку, выражаясь образно).
Западная культура вытесняет народную, транслируя соответствующие «ценности», зачастую чуждые другим народам, в которых они упорно насаждаются.
Самое страшное – это необратимость последствий информационной-сетевой войны.
В результате информационного воздействия те моральные установки, которые существовали в обществе, исчезают, а на их место приходят принципы, навязанные агрессором. И вот уже страна разваливается, либо, как это принято называть, «интегрируется», утрачивая свою былую идентичность и суверенитет.
Что же это такое — «информационная война»?
Члены Зиновьевского клуба Ольга Зиновьева и Олег Юрьев считают, что те страны, общества, нации, которые не в состоянии организовать эффективное противодействие информационной агрессии, терпят поражение, по своим политическим последствиям сопоставимое с поражениями в «горячей» войне.
Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», Олег Юрьев, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»
Ни в одном российском официальном документе вы не найдёте чёткого определения понятия «национальная безопасность». Ни в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (утверждена Указом Президента РФ от 13 мая 2009 года». Ни в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 года). Доктрина явно нуждается в обновлении, однако призванная прийти ей на смену «Концепция информационной безопасности Российской Федерации» пока существует лишь в виде проекта.
Вопреки мнению тех, кто желаемое выдаёт за действительное, наша страна не оказалась застигнутой врасплох информационной войной, вспыхнувшей в связи с ситуацией на Украине и вокруг Украины. В нашей-то стране мы битву за умы выиграли, о чём свидетельствуют как многочисленные социологические опросы, так и видимая невооружённым глазом консолидация российского общества.
Правда, за пределами России ситуация обстоит хуже. И дело не только в отсутствии в нашей стране материальной базы, необходимой для заметного информационно-пропагандистского присутствия на международной арене. К сожалению, даёт себя знать также недооценка немалой частью высокопоставленных политиков и чиновников роли этого направления деятельности государства, которое сегодня, если вдуматься, играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности страны.
Это не преувеличение. После распада Советского Союза наступил довольно длительный период в сфере духовной жизни страны, который нельзя охарактеризовать иначе, как снижение уровня интеллектуальных интересов и духовных запросов значительной части населения. Однако то, что во времена СССР называлось идеологической борьбой, никуда не делось. И в этой борьбе выигрывает не та страна, в которой выше степень зомбирования людей, а та, в которой выше степень идейной убеждённости.
В самом деле, мир сейчас иной. Наличие ядерного арсенала и высокоточного оружия выступает мощным сдерживающим фактором для использования военной силы в выяснении отношений между его обладателями. Это, как говорится, на крайний случай. Основные цели сейчас стремятся достигнуть с помощью «мягкой» силы. Она включает в себя многое. В том числе применение такого во многом нового оружия, как современная пропаганда, она же — информационная война. О том, что это так, красноречиво свидетельствуют многочисленные «цветные» революции, майданы. Те страны, общества, нации, которые не в состоянии организовать эффективное противодействие информационной агрессии, терпят поражение, по своим политическим последствиям сопоставимое с поражениями в «горячей» войне.
Это, безусловно, качественно новое явление. В его основе — вызванное развитием информационных коммуникаций сужение сферы самостоятельной познавательной деятельности индивида, замена её поглощением готовой продукции, поставляемой по каналам средств массовой информации, а также в процессе школьного и вузовского обучения. Людей отучили думать, что, по откровениям многих, — больно. Их отучили понимать, зато преуспели в области кодирования.
Смыслы заменили кодами.
Мы, к сожалению, тоже вынуждены прибегнуть к арсеналу средств, применяемых в ходе информационных войн. Конечно, было бы лучше обойтись без этого, остаться в рамках открытого и равноправного диалога, обмена мнениями, сопоставления идей, взаимообогащения ценностей. Словом, оставаться на почве объективных фактов, логики, рационального убеждения.
Но реальная история человечества состоит не только из светлых страниц. Тот, кто утверждает, что она может строиться в полном соответствии с заповедями Декалога или моральным кодексом строителя коммунизма, — либо лицемер, либо очень наивен. Зачастую история не оставляет места для «хороших» ходов. Как гласит известное высказывание, на войне как на войне. А информационная война — это тоже война. Она вынуждает делать то, о чём потом приходится сожалеть, но что помогает в достижении таких целей, как сохранение суверенитета государства, целостность страны, её самостоятельность в выработке и осуществлении политики.
Сказанное не означает апологию известного принципа «цель оправдывает средства». Мы лишь констатируем, что реальная политика не обходится без издержек. Великий политик, выдающийся государственный деятель — не тот, кто их сумел полностью избежать, такого в жизни не бывает. Это тот, кто свёл неизбежные издержки к минимуму, соразмерному достигнутым целям, которые общество приняты, одобрены, поддержаны, одобрены.
В ряду таких целей всегда были и ещё долго будут такие ценности, как национальные интересы страны. Государство, общество обязано добиваться их реализации, умело используя все те средства, которые не запрещены законом и не подвергаются осуждению со стороны большинства общества. Ссылки на так называемые общечеловеческие ценности, общепринятые принципы и прочее могли бы приниматься во внимание, однако, противники России в информационной войне фактически сами обесценили их своей политикой двойных стандартов.
Жителям так называемых демократических стран в период «холодной войны» десятилетиями настойчиво внушали, что «промывка мозгов» населения в массовом масштабе имеет место только по ту сторону «железного занавеса». В это верило немало людей и на постсоветском пространстве. Считалось, что разрушение стен и занавесов, обеспечение информационной открытости гарантирует свободу конкуренции между источниками информации, давая людям возможность свободно выбирать то, что им нравится, что наиболее обоснованно и адекватно отображает происходящее в окружающем мире. На деле оказалось, как убедительно показал русский мыслитель Александр Зиновьев, что эффективная идеологическая «промывка мозгов» миллионов и десятков миллионов людей возможна везде, в любых условиях, в любых обществах, как в изолированных, так и в неизолированных, независимо от наличия или же отсутствия вокруг них стен, границ или занавесов.
Понадобилась двадцать постсоветских лет, понадобилась нынешняя информационная война, чтобы люди смогли убедиться: точка зрения, отличная от той, которая предписана правящим классом Запада, блокируется так же жёстко, как это делается в авторитарных режимах. Свобода слова в западных государствах — свобода избирательная и дозированная.
Исходя из этого, считаем, что принцип свободы распространения информации должен подвергнуться корректировке.
А именно: страна, против которой развязана информационная война, имеет право на гибкое применение этого принципа, включая правовые ограничения на его применение, если это диктуется обстановкой.
Поэтому не надо реагировать на обвинения в агрессивности, зомбировании, фальсификациях, ну и в любом случае — не оправдываться, так как Запад действует против нас теми же методами. Следует продолжать вести информационную войну так же активно, как и сейчас, пока не возникнет реальная перспектива снижения уровня конфронтации.
Не будет преувеличением сказать, что степень свободы и объективности в освещении, по крайней мере, всего, что связано с Украиной, в нашей стране неизмеримо выше, чем на Западе. Так, в России в настоящее время не существует тотального административного контроля над информационным пространством. Разумеется, ведущие телеканалы, часть печатной прессы контролируются государственным «оком». Однако в социальных сетях никаких ограничений нет, как, впрочем, нет серьезных ограничений и для информационного обмена с внешним миром.
Отсюда второй вывод: эффективность использования средств массовой информации в информационной войне сейчас определяется не столько мерами правовой поддержки запретительного типа, сколько умением, профессионализмом в применении возможностей воздействия на умы людей, создаваемых современными информационными и коммуникационными технологиями.
Именно их разработка и применение должно стать главным направлением усилий государства в информационной войне.
В СССР, как известно, существовали особые структуры, занимавшиеся «спецпропагандой». В начале 1990-х годов многие из этих центров были закрыты. Можно услышать, будто они возобновили свою деятельность. Называется даже цифра: подготовкой специалистов в области информационной войны в России занимаются 74 центра.
Однако судя по нашим скромным успехам в этой сфере на международной арене, то ли таких центров на самом деле на порядок меньше, то ли качество обучения в них оставляет желать много лучшего. А очевидная потребность в таких центрах, использующих советский и мировой опыт, велика.
За рубежом запущен в ход тезис, согласно которому действия России на Украине и вокруг Украины есть не что иное, как прелюдия к новой «холодной войне», цель которой на этот раз — сокрушение западной, «атлантической» цивилизации. При всей вздорности этого тезиса он оказывает ощутимое воздействие на интеллектуальную часть западного общества. Нам стоит подумать над разворачиванием пропагандистской кампании, нацеленной на разрушение этого мифа. Россия была, есть и будет неотъемлемой составной частью Европы. Россия не раз спасала своих западных соседей от угроз, связанных с нашествием Орды, экспансией Османской империи, агрессией Наполеона. В победе над гитлеровским фашизмом и нацизмом вклад нашей страны был бесспорно решающим.
Сегодня человечество стоит на развилке. Либо движение в сторону «свободы без границ», снятие всех запретов, выработанных мировой цивилизацией, стирание границ между добром и злом. Благополучный исход подобного эксперимента более чем сомнителен. Либо сохранение и обогащение традиционных институтов, духовных и нравственных ценностей, лежащих в основе европейской, всей мировой цивилизации. Эти институты и ценности никак не сковывают развитие человечества, более того, выступают его основой, поддерживающей преемственность исторического процесса.
Россия выступает лидером в борьбе за выбор второго пути, о непреходящем значении которого для будущего неоднократно говорил президент России Владимир Путин. Это миссия России, без преувеличения, исторического значения.
Жизнь показывает, что очень важным фактором в информационной войне выступают те «архетипы», наборы ценностей, которые дают человеку семья, школа, вуз. В советский период была выстроена система их формирования. Её нельзя считать идеальной. Однако вакуум, который сложился в этой сфере, ещё опаснее. Только в последние несколько лет заговорили о восстановлении воспитательной миссии общеобразовательной школы, о поиске национальной идеи, национальной идентичности. Разумеется, национальная идея не рождается по заказу.
Вместе с тем создание единой линейки учебников по истории, увеличение внимания к преподаванию отечественной литературы говорит о том, что можно реально идти вперёд, осуществляя то, к чему общество уже готово.
Именно идти, а не ждать, что в один прекрасный день получим всё и сразу. В области идей, культуры, духовной жизни так не бывает.
Нынешняя информационная война достигла невиданного ранее уровня интенсивности. Мы переживаем исторически одну из наиболее масштабных и наиболее интенсивных кампаний в истории информационных войн.
Степень и накал нынешней конфронтации России и Запада наверняка снизится, но обольщаться этим не стоит. Украина стала своего рода лакмусовой бумажкой, позволившей понять природу этого противостояния. Оно носит геополитический характер. Говоря так, мы имеем в виду не столько стремление Запада заполучить природные ресурсы, принадлежащие России (драматического дефицита на них сейчас нет), сколько принципиальную неприемлемость для Запада самого существования России как мировой державы.
Как проницательно, ещё в начале 1990-х годов, отметил выдающийся мыслитель А. Зиновьев, сокрушением Советского Союза Запад не удовлетворится. Его цель — вытеснение России, её ядра — русского народа на мировую периферию, как минимум, — подчинение России своему влиянию, поскольку она — главное препятствие в реализации глобального проекта по имени однополярный мир.
Мы должны исходить из этого в своей концепции и стратегии обеспечения национальной безопасности.
История информационных войн
Ведение информационной войны часто входит в круг обязанностей различных разведывательных структур, хотя существуют и специальные подразделения и организации, которые занимаются этим вопросом. В СССР это было 7-е управление ГлавПУР РККА, в Третьем Рейхе – Министерство народного просвещения и пропаганды, а в США – «Бюро информации». Профессиональные пропагандисты впервые появились во время Первой мировой войны.
Еще один проверенный способ ведения психологической войны – это внесение раскола в стан противника. Необходимо посеять смуту среди врагов, лишить их единства, а в идеале заставить убивать друг друга. Если вы действуете против коалиции – то необходимо разрушить ее и бить врагов поодиночке.
Главным методом ИВ является дезинформация. В разные времена ее доносили до врага самыми причудливыми способами – насколько хватало таланта и фантазии. Типичный способ – это заброска лазутчика в стан противника. Но иногда использовали и более интересные варианты. В очередной раз разбив венгров, монголы захватили личную печать венгерского короля и начали от его имени печатать указы о прекращении сопротивления захватчикам. Затем их рассылали во все концы Венгрии.
Излюбленной технологией информационной войны в Средневековье было подстрекательство к мятежу части феодальной знати государства-противника.
Учитывая авторитет церкви, ее в прошлом нередко подключали к ведению информационной войны. Например, во время войны 1812 году католик Наполеон был дважды предан анафеме московской православной церковью, о чем было объявлено российским подданным. Правда, между отлучениями он был награжден высшей наградой империи – орденом Андрея Первозванного.
С появлением книгопечатания и постепенным проникновением грамотности в широкие массы в информационной войне все чаще стали использовать печатное слово. Так началась информационная война в СМИ. Типичным носителем пропаганды и дезинформации стала листовка, их разными способами доставляли до вражеских солдат или населения. В «промышленных» масштабах использование листовок началось во время Первой Мировой войны. В этот же период основные участники конфликта создали специальные службы, которые занимались пропагандой.
Вообще, следует сказать, что именно Первая Мировая дала небывалый толчок развитию информационных средств ведения войны. После окончания этого конфликта значительное число исследователей занялось разработкой теоретической базы психологической войны. Впервые появилось определение, что целью войны является не уничтожение армии противника, а подрыв морального состояния всего населения государства-противника до такой степени, чтобы оно заставило свое правительство капитулировать.
Удивительно, но Первая Мировая война четко показала, что пропаганда в первую очередь должна быть направлена на собственное население и армию. Лучшими пропагандистами ПМВ были англичане. Кроме всего прочего, они первыми додумались до создания агитснарядов, агитмин и даже винтовочных агитгранат.
Одной из блестящих технологий информационной войны, которую вероломные англосаксы применяли против немцев, стала так называемая пропаганда ужасов. В самых известных газетах печатали полностью фейковые материалы о жестокостях и зверствах германских войск: насилии над монашками, казнях священников, жестоких убийствах пленных британских солдат. Типичным примером фейка того времени является история распятого канадского солдата, так что сюжет украинских СМИ о покушении на бывшего журналиста Бабченко — это унылый плагиат с некоторой добавкой треша.
Самой гнусной выдуманной историей того времени является английский фейк о том, что немцы перерабатывают трупы своих и чужих солдат для корма свиней. Он вызвал целую бурю негодования во всем мире: после этой новости Китай присоединился к Антанте, а в самой Англии и в Америке материал вызвал небывалый наплыв добровольцев, желающих отправиться на фронт. Мол, как же это так, братцы? Кормить павшими джентльменами свиней?! Давайте-ка надерем задницы этим гнусным тевтонам!
Следует отметить, что материалы были отлично сфабрикованы – все факты подтверждали подготовленные свидетели, и люди действительно верили в них.
Немцы также пытались провернуть что-то подобное: они рассказывали своему населению, что русские казаки едят младенцев (им опять же верили). Это заставляло германских солдат на фронте сражаться еще более героически, дабы защитить Фатерлянд от диких азиатских людоедов.
Здесь следует сделать одно небольшое отступление. Для психически здорового человека не является нормальным лишать жизни себе подобных во имя непонятных политических интересов или абстрактных идей. Поэтому основная задача любого пропагандиста – «расчеловечить» противника. Мол, смотри: они едят младенцев или детей распинают на досках объявлений – ну какие же они люди? Ату их, ребята! Бей-убивай!
Дело в том, что во время войны психика человека работает несколько иначе, чем в нормальное мирное время. Стресс заставляет работать самые глубинные механизмы нашей личности и четко делит мир на «своих» и «чужих». Во многом человек теряет способность к критической оценке действительности и может поверить самые нелепые байки.
Еще одним направлением английской пропаганды ПМВ было преуменьшение собственных потерь и преувеличение военных достижений. Естественно, солдаты Антанты изображались в газетах в качестве благородных и бесстрашных рыцарей.
Руководил британской пропагандой во время Первой Мировой войны лорд Нортклифф. Можно сказать, что этот человек поднял информационную войну на совершенно новый уровень. Сегодня каждый грамотный человек знает фамилию гитлеровского министра пропаганды Геббельса. Однако не вызывает сомнения, что этот злой гений Гитлера имел очень хороших учителей и проверенные методики превращения среднестатистического гражданина в убийцу и чудовище.
Нельзя сказать, что лорд Нортклифф открыл что-то совсем новое: во все времена собственных солдат изображали героями, а вражеских — убийцами и злодеями. Однако пропагандисты ПМВ получили в свои руки новый мощный инструмент – средства массовой информации, – которые могли донести идеи пропагандистов до основной массы населения. Англичанам оставалось доработать всего лишь «незначительные» детали: решиться на создание абсолютно трешевых и полностью выдуманных материалов, научиться готовить подставных свидетелей и фабриковать фотографии своих ужасов. И поставить все вышеперечисленное на конвейер.
Во время Второй Мировой войны все участники конфликта уделяли информационной войне огромное значение. Этим вопросом занимались специальные структуры, пропаганда велась как среди собственного населения и армии, так и среди войск и населения противника. Особенностью этого конфликта стала еще большая роль масс медиа, появилось радио и кинематограф. Для продвижения дезинформации на территории Британии немцы умудрились создать даже несколько фейковых радиостанций, которые якобы находились в Англии и имели стиль вещания, похожий на английские ресурсы. Через них регулярно вбрасывалась дезинформация, направленная на деморализацию английского общества.
Похожими вещами занимались и англичане.
Не забывали и более традиционные методы воздействия: над вражеской территорией и позициями войск разбрасывались листовки или пропуски для сдачи в плен. Советские пропагандисты на фронте активно использовали громкоговорители, через которые к немецким солдатам обращались пленные, призывая своих товарищей сдаться.
Вторая Мировая войны родила собственные чудовищные фейки. Например, о промышленном изготовлении немцами мыла из трупов евреев, замученных в концлагерях. Этот миф до сих пор кочует из одного учебника в другой, хотя его несостоятельность была подтверждена даже современными израильскими исследователями Холокоста.
Новое развитие информационные методы ведения боевых действий получили в эпоху Холодной войны. Это было время столкновения двух идеологических систем: западной и советской. Однако после двух мировых войн пропаганда несколько изменилась. Американские специалисты психологической войны высказали это таким образом: «Пропаганда практически только тогда обречена на провал, если она внешне похожа на пропаганду».
Американцы весьма активно и довольно успешно использовали методы психологической войны во Вьетнаме. Основной упор делался на деморализацию и запугивание местного населения и бойцов партизанских отрядов. За время боевых действий им удалось добиться перехода на свою сторону более 250 тыс. вьетнамцев.
СССР оттачивал методы ведения психологической войны в Афганистане. Проводились самые разные агитационно-пропагандистские мероприятия, от раздачи материальной помощи до распространения слухов и анекдотов про главарей моджахедов. Однако следует отметить, что советские войска в афганской войне уделяли пропаганде намного меньше внимания, чем США во Вьетнаме.