Импринтинг

Разновидности импринтинга

Пытаясь лучше понять, что такое импринтинг, психологи нашли достаточно много разных видов запечатления, свойственных человеку. Рассмотрим наиболее распространенные (и хорошо изученные) виды импринтинга:

  • Связанный с кризисом новорожденности. Первые несколько дней после рождения являются самыми важными для малыша. Он запоминает прикосновения и голос матери, понимает, что рядом с ней он в безопасности. Если по каким-то причинам в этот период их надолго разлучают, это может привести к психической травме.
  • Эмоционально-двигательный. Для ребёнка очень важен период, когда он учится самостоятельно ходить. Успехи и неудачи в этом процессе оказывают существенное влияние на его будущий характер.
  • Связанный с выживанием. Как и любое живое существо, ребёнок человека чутко реагирует на тревожные крики родителей, запоминая, какие объекты представляют опасность.
  • Вербальный. Известно, что если ребёнок в первые несколько месяцев своей жизни по каким-то причинам не слышал человеческую речь, он уже не сможет научиться разговаривать. Эту особенность объясняют тем, что базовые речевые единицы фиксируются в нашем мозге благодаря механизму импринтинга.
  • Ментально-манипуляционный. Параллельно с развитием речи ребенок учится манипулировать объектами реального мира, в процессе чего у него формируется и развивается мышление.
  • Сексуально-социальный. Данный вид импринтинга активируется у человека с началом пубертатного периода. Подросток, который ранее не задумывался о таких вопросах, теперь начинает всерьез размышлять о том, как он хочет устроить личную жизнью. На этой почве у него возникают сомнения, например, хочет ли он провести всю жизнь с одной «половинкой» или же ему хочется разнообразия. И от того, в каком направлении пойдут эти мысли, будет зависеть его отношение к браку и другие важные аспекты личной жизни.
  • Территориально-эмоциональный. Эта форма импринтинга активируется при переезде, дающем ощущение важных перемен в жизни. Она позволяет человеку быстрее и надёжнее адаптироваться к новой среде.

Словарь Ефремовой

  • несов. перех. : Воплощать что-л. в произведении искусства. Изображать, передавать в рисунке, фильме, фотографии и т.п. явления, события и т.п. Закреплять, сохранять что-л. (в сознании, памяти и т.п.).
  • : Воплощать что-л. в произведении искусства. Изображать, передавать в рисунке, фильме, фотографии и т.п. явления, события и т.п.
  • Воплощать что-л. в произведении искусства.
  • Изображать, передавать в рисунке, фильме, фотографии и т.п. явления, события и т.п.
  • Закреплять, сохранять что-л. (в сознании, памяти и т.п.).
  • несов. перех. устар. : Отмечать, ознаменовывать что-л. Подкреплять, подтверждать чем-л. Ставить печать в подтверждение чего-л.
  • : Отмечать, ознаменовывать что-л. Подкреплять, подтверждать чем-л.
  • Отмечать, ознаменовывать что-л.
  • Подкреплять, подтверждать чем-л.
  • Ставить печать в подтверждение чего-л.

Добавить свое значение

Предложите свой вариант значения к слову запечатлевать

Цитаты со словом запечатлевать

  • бранить
  • вдохновлять
  • внушать
  • воплощавший
  • воплощаемый
  • воплощающий
  • воспроизводивший
  • воспроизводимый
  • воспроизводить
  • воспроизводящий
  • воссоздававший
  • воссоздаваемый
  • воссоздавать
  • воссоздающий
  • впечатлевавший

Признаки запечатления

Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).

Термин «Запечатление» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти.

Расскажите подробнее, как импринтинг влияет на развитие ребенка?

Прежде всего задайте себе вопрос, если ребенок непроизвольно запечатлевает родительские шаблоны поведения и нередко они становятся частью его личности, то кто или что в конечном итоге влияет на формирование психики маленького человека? Конечно родители и ближайшее окружение, особенно психологический климат в семье. Если ребенок постоянно находится в стрессовой среде, то все, что откладывается в его памяти оказывается чрезвычайно стойким, и определяет особенности характера, поведения и отношения человека к себе и окружающему его социуму. Изменить установки в этом случае неимоверно трудно, и удается это далеко не всегда.

Поэтому родители должны быть внимательны к таким аспектам в общении с детьми, как:
    • Эмоциональные реакции. Следует избегать таких проявлений, как гнев, злость, нетерпимость, менторство и иных негативных реакций. • Речевые обороты. Если ребенок сталкивается в семье с постоянным хамством и нецензурной лексикой, то не стоит удивляться, что рано или поздно вы получите такую же «ответку». • Вредные привычки (алкоголь, курение и др. ), особенно когда они присутствуют у значимыми в жизни ребенка людей. • Пищевой режим и рацион. Всем известно, насколько пищевые привычки бывают сильными и долговременными. Мамин борщ, котлетки и блинчики навсегда остаются самыми вкусными и неповторимыми. Негативно повлиять на ребенка может лишь безалаберность в питании, преобладание в рационе «нездоровых» продуктов и пристрастие к фаст-фуду.

И еще один аспект пищевого импритинга проявляется при переходе из старой семьи в новую. Фактически молодоженам приходится проходить реимпринт своих пищевых пристрастий, и это может стать одним из осложнений отношений в молодой семье, особенно, если подогревается любящей мамочкой. Привычка подкармливать сыночка его любимыми блюдами не всегда укрепляет новорожденный брачный союз.

Ребенок особенно восприимчив к импринтингу в возрасте до 5 лет. Недаром считается, что характер и поведение ребенка формируются именно в этот период, а потом изменить его практически невозможно. В пять лет у детей уже практически сформировано самосознание, а его симбиотическая связь с матерью ослабевает. Дитя становится своевольным, строптивым и упрямым. Так ребенок инстинктивно старается уйти из-под внешнего влияния и развить в себе самостоятельность. Поэтому родителям не стоит делать из этого трагедию, а просто направлять детский негативизм в положительное русло. Импринтинг считают мгновенным обучением, механизмы которого еще окончательно не изучены, но который может иметь революционное значение для будущего сферы обучения и развития мышления, причем в кратчайшие сроки. Но не следует бездумно экспериментировать с импринтингом, оставьте это ученым и специалистам по психологии и психотерапии. Ведь потуги самостоятельно вызвать в себе определенное состояние, трансформировать его в быстрое переживание и таким образом избавиться от фобии или привить себе желаемые качества могут закончиться плачевно для психики «экспериментатора». Ведь результаты импринтинга пока остаются трудно предсказуемыми и могут усугубить положение, когда вместо старой фобии появится новый страх, а в худшем случае их станет две – старая и вновь сформировавшаяся фобия.

Сейчас импринтинг активно используется при обучении детей иностранным языкам. Наиболее восприимчивым считается возраст от 5 до 10 лет, когда ребенок буквально впитывает информацию, как губка воду. Причем впечатывание образов происходит целыми блоками без ее анализа. В этом возрасте у ребенка в основном функционирует правое полушарие, отвечающее за эмоции, чувства и воображение, левое же полушарие, отвечающее за анализ и логику, пока малоактивно. Дети мыслят образами и при этом активно познают окружающий мир, накапливая информацию о нем. Левое полушарие включится и заработает в полную силу, когда информации будет достаточно для анализа и умозаключений. Отложенная в памяти до 10 лет информация самая стойкая и сохраняющаяся практически на всю жизнь. В дальнейшем импринтинг ослабевает и вызвать его к жизни в зрелом возрасте можно лишь при переживании сильного эмоционального стресса.

Именно поэтому оптимальным периодом для обучение иностранным языкам является возраст 5-10 лет, причем обучение должно проходить в игровой форме и вызывать у ребенка приятные эмоции. Существуют специальные методики, разработанные разными авторами, одной из самых перспективных является методика В. Мещеряковой.

Импринтинг в психологии

У животных запечатление представляет собой механизм, обеспечивающий, прежде всего, выживание и воспроизведение потомства. Для человека оно не имеет такого решающего значения, поскольку у нас есть альтернативный способ получения знаний – обычное обучение. И всё же многие наши привычки, особенности восприятия и поведенческие паттерны обусловлены именно импринтингом.

Если у животных импринтинг обычно активен только в первые часы (или первые дни) после появления на свет, то у человека возникает достаточно много периодов в жизни, когда активируется данный механизм. Такое состояние называется импринтной уязвимостью или сенсибилизацией. И всё же наиболее изученной формой импринтинга у человека остаётся именно детское запечатление, возникающее сразу после рождения и постепенно исчезающее к годовалому возрасту.

Предполагается, что состояние импринтной уязвимости может возникать у человека в любом возрасте под действием возрастных кризисов, внешних кризисных ситуаций, психических травм или резко изменившихся жизненных обстоятельств (переезд, приобретение или потеря дорогостоящего имущества и прочее). Считается, что сохранение механизмов импринтинга у взрослых людей необходимо для обеспечения социальной адаптации.

Последствия импринтинга

В моменты, когда новорожденный ребёнок или уже взрослый человек, находится в сенсибильном состоянии, психика чрезвычайно чувствительно реагирует на любые раздражители. Всё, что происходит в момент импринтинга, впоследствии станет нормальным поведением человека в социуме. Таким образом, в этот момент вокруг человека должны находиться любящие и понимающие люди.

Если в момент импринтинга ребёнка отрывают от матери или другого воспитателя, к которому произошёл импринт, то в психическом развитии малыша происходят тяжёлые нарушения. В будущем ребёнок может стать чрезмерно агрессивным, замкнутым, иметь проблемы с социализацией и общением.

По механизму импринтинга также формируется шаблон поведения, свойственный определённому полу. В психологии этот процесс называют идентификацией. В различные моменты развития ребёнку необходим полноценный контакт и постоянное общение с представителем своего пола. Так, мальчик с трёх лет должен постоянно общаться с отцом или с уважаемым человеком мужского пола.

Переосмыслить шаблоны поведения, которые были заложены в период импринтинга, ребёнок сможет только после 20-ти лет. Для изменения этих шаблонов необходима усердная работа над собой. Справиться с тяжёлым импринтом человеку может помочь только опытный психолог.

Процесс действия по знач. глаг. : запечатлеть (1а1), запечатлеться.

Предложите свой вариант значения к слову запечатление

Синонимы к слову запечатление

  • абонирование
  • аватара
  • арендование
  • воплощение
  • зарисовывание
  • заснятие
  • изображение
  • имидж
  • импринтинг
  • описывание
  • снятие
  • сохранение
  • спиливание
  • срывание
  • увековечение

Однокоренные слова к слову запечатление

  • запечатлевать
  • запечатлеваться
  • запечатлеться
  • запечатлеть

Механизмы импринтинга

Чаще всего этот образ формируется из ближнего окружения. Стрелы Купидона выбирают мишень, основываясь или на образе родителей, или на другом запомнившемся.

РодителейВ первую очередь, это, конечно же, родители. В 1920 году в Индии произошёл странный случай. В волчьей стае были найдены две одичавшие девочки, которые бегали на четвереньках. Предполагалось, что они попали в стаю в разгар импринтинга, когда им было около одного года. И поэтому образ волчицы отпечатался в их сознании как материнский. Именно в этом возрасте человек перенимает основные оперативные навыки у взрослых, например, ходьбу и даже её манеру. Мы это вот к чему: то, в каком виде предстают родители перед малышом, накладывает отпечаток на его поведение и дальнейший выбор спутника или спутницы жизни. Поведение близких взрослых мгновенно и навсегда отпечатывается в сознании ребёнка.

Не важно, каким именно было детство, хорошим или плохим, человек все равно будет стараться заново прожить те эмоции, которые были в раннем возрасте. Поэтому нас чаще всего притягивают те, кто на бессознательном уровне вызывает ассоциации с детством и самыми значимыми фигурами, — родителями.

Например, если у девочки холодный и дистанцированный отец, скупой на проявление эмоций и похвалу, то, в будущем её будут притягивать похожие мужчины. То есть будет добиваться любви и внимания мало заинтересованного в ней партнёра, так как это привычная модель поведения с отцом, закреплённая с детства.

ОкруженияНе только родители влияют на образ будущего партнёра. Мы фиксируем всё, что находится вокруг нас. В кого влюбляются школьники? Чаще всего в одноклассников или «ребят со двора». А как же многочисленные примеры романов между селебрити на съёмочных площадках? Мила Кунис и Эштон Кутчер тому пример. Это тот самый случай, когда мы выбираем себе пару из числа ближайшего окружения. В психологии есть даже отдельное название — эффект простого нахождения в поле зрения. Человек склонен оценивать положительно тех, с кем часто контактирует. В дальнейшем ему проще довериться человеку, похожему на запомнившийся образ, с которым уже сложились благоприятные отношения.

Как показывает практика, такое случается часто. Собственно, это и есть те любовные «грабли», на которые многие постоянно наступают. При этом сходство может быть совсем не во внешности или поведении. Это может быть что-то неуловимое: фигура, жест, мимика, образ мыслей — в общем всё, что угодно. Как только возникает эта бессознательная ассоциация с главной фигурой нашей жизни, по факту мы запечатляемся.

Знакомых, друзей, возлюбленных во время пубертатаЭта форма импринтинга активируется с началом пубертатного периода. То есть те, с кем вы общались после 12 лет, тоже влияют на формирование некого эталона партнёра. В более зрелом возрасте подросток начинает задумываться о том, как хочет устроить личную жизнь. Первая физическая близость или длительное эмоциональное общение — всё это повлияет на будущие отношения.

Образ значимого для нас человека во многом влияет на выбор партнёра и формирует у нас форму привязанности, которую мы потом транслируем на наши отношения. Это происходит на бессознательном уровне, поэтому порой мы даже не можем объяснить себе, почему выбираем именно этого человека.

Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?

Импринтинг, или Запечатление. Как устроены воспоминания у детей и целой нации

Я родилась в огромной коммунальной квартире на Петроградской стороне и жила там до трех с половиной лет. Среди множества наших соседей (на пике численности в квартире жило 42 человека) была пожилая, но еще не дряхлая пенсионерка Надежда Николаевна. У нее была маленькая комната с удивительными для современного глаза пропорциями: небольшая площадь заставленного какой-то темной и древней мебелью пола и огромная площадь четырех стен, оклеенных выцветшими, с потеками обоями. Снизу казалось, что наверху стены сходятся куполом. Так получалось потому, что комнатка Надежды Николаевны была «выгороженная» из когда-то очень большого зала (на потолке сохранилась четверть целой лепнины — какие-то узоры, цветы, завитушки и одна нога с голой пяткой), а потолки в нашей квартире были высотой четыре с половиной метра. Люстры у Надежды Николаевны не было — на длинном витом шнуре свисала вниз очень яркая лампочка, от которой всегда расходился радужный ореол. Высокое окно с полукруглым верхом на зиму всегда заткнуто серой ватой и поверх нее заклеено бумажными полосами, которые мазали клейстером (его варили из крахмала в большой кастрюле на кухне). Открывается только небольшая форточка с фигурной ручкой, и свежий воздух, вливаясь через нее в комнату, дрожит и переливается. Потолок комнаты теряется в бледно-оранжевом тумане, и когда я с порога запрокидываю голову, я его почти не вижу — только неизвестно чья голая пятка от барельефа отбрасывает небольшую синюю треугольную тень.

Мне кажется, что я могла бы проводить в комнате Надежды Николаевны все дни напролет, но моя бабушка, бывшая дворянка, говорит очень строго: «Катерина, есть правила приличия и они недвусмысленно говорят, что нельзя навязывать людям свое общество. Ты уже была там вчера, сегодня сделаем перерыв и дадим Надежде Николаевне от тебя отдохнуть».

Я понуро киваю. Мне нечего возразить бабушке, хотя мне кажется, что Надежда Николаевна скорее рада моему приходу. Я очень спокойная и молчаливая девочка. Войдя к ней, я просто стою посреди комнаты, шумно дышу и смотрю по сторонам. Иногда сажусь на пол. Ничего без спросу не трогаю и почти ничего не говорю. Я единственный ребенок квартиры, которого Надежда Николаевна пускает к себе в комнату. В свои три года я понимаю избранность.

Я жду следующего дня и спрашиваю:

— Бабушка, а сегодня мне можно в рай?

Я не имею ни малейшего представления о христианской доктрине. Моя семья — атеисты. Библия впервые окажется в моих руках, когда мне исполнится 20 лет. Но спрашиваю я именно так.

— Ну хорошо, подожди, сейчас я у Наденьки спрошу.

Надежда Николаевна почти всегда разрешает. Я приглаживаю кудрявые волосы и поправляю платье, подтягиваю колготки, глубоко вздыхаю — посещение рая требует некоторой дополнительной опрятности и концентрации, иду по темному длинному коридору, аккуратно стучу (бабушка долго учила меня, как именно надо стучаться в двери, чтобы это не выглядело вульгарным), дожидаюсь разрешающего отклика, вхожу, вежливо здороваюсь и, пройдя два шага, сажусь на половик.

Надежда Николаевна приветливо кивает мне и продолжает заниматься своим делом — она отщипывает высохшие листочки с лианы, вьющейся по стене.

Вся комната Надежды Николаевны от пола до потолка заполнена вьющимися и прочими растениями. Они растут в кадках и ящиках, в горшках и бочонках. Пальмы, лианы, традесканции, два раскидистых лимона с желтыми лимончиками, фикусы, огромные монстеры с висячими корнями, еще кто-то, чьи названия я не знаю и сейчас. В стены вбиты штыри, на них натянуты веревки и, кажется, обрывки старых рыболовных сетей, за которые все это цепляется, ползет к высокому потолку, тянется и ветвится. Листья у растений широкие и резные, или узкие и длинные, цвет — от бледно-лимонного с белыми крапинами, через охряной до темно-бордового. Преимущественно, конечно, все оттенки зеленого. Где-то внутри переплетений ветвей и лиан перелетают и чирикают несколько желто-зеленых чижиков — первую пару Надежда Николаевна купила когда-то по случаю «с рук», а потом они дважды прямо в комнате выводили птенцов.

— Гнездо, — говорит Надежда Николаевна. Я киваю.

Самец пьет из стеклянной мисочки, потом садится на веточку над моей головой и поет, дрожа зелено-золотистым горлышком. Я сижу с запрокинутой головой и раскинутыми в стороны руками и смотрю на него. Чувство, которое я испытываю, вероятно, правильнее всего будет назвать умиротворением. Популярный во времена моей молодости Карлос Кастанеда, наверное, назвал бы это «пребыванием в точке сборки».

Есть в биологии развития такое понятие, как «запечатление». Самый известный эксперимент на эту тему видели наверное все: вылупившиеся утята эволюционно приспособлены двигаться за первым же движущимся предметом, который попадет в их поле зрения. Как правило, это мать-утка. В эксперименте сразу после вылупления они видят катящийся мяч и так потом за ним и ходят.

У меня совершенно очевидным образом произошло запечатление на комнату Надежды Николаевны как на идеальный тип интерьера. Всю последующую жизнь мне было совершенно безразлично, какая у меня в комнате и квартире мебель, обои, занавески и так далее. Важно, чтобы во всем этом присутствовали и над всем этим доминировали переплетенные растения. Если внутри этого переплетения что-то щелкает или чирикает — еще лучше.

В нас больше от биологии, чем мы думаем, — я это всегда знала и говорила, и весь мой опыт практического психолога это подтверждает.

Почему я вспомнила эту историю с запечатлением именно сейчас? А вот по случаю пришла в голову интересная, хотя, разумеется, не бесспорная мысль. Меня пригласили на конференцию в Москву, и организаторы (крупная фирма) забронировали мне ночлег в гостинице «Ленинградская», в высотке у трех вокзалов. Я оказалась в ней первый раз в жизни, но, зная историю создания сталинских высоток, ожидала увидеть внутри роскошные интерьеры с рабочими, колхозницами, звездами-серпами-молотами, более-менее органично переплетенными пшеничными колосьями. Каково же было мое изумление, когда внутри оказались львы, колонны, державная резьба, позолота и вообще ничего советского, а всяческая и откровенная Византия. Я от удивления прямо в холле в гугл полезла. 1949 год, интерьеры подлинные, недавно отреставрированные. Это что вообще такое?

И уже у себя в номере я вдруг догадалась: запечатление. На уровне не индивидуального (как у меня с комнатой из раннего детства), а пресловутого «коллективного» бессознательного. А почему нет? И вот ответ на вечное — мы все-таки Европа или Азия? Да не то и не другое. У нас запечатление на Византию. Вот прямо тогда, в IX–X веке, когда из мешанины балтских, финно-угорских и славянских племен зарождалась наша первая более-менее настоящая государственность. Какой мяч покатился у нас перед глазами? Как должно быть все устроено? За кем следовать? А кроме Византии с ее Царьградом ничего и не было (Европа на римских развалинах внутри себя грызется, Китай, Индия далеко, а кого еще-то запечатлевать?) Дошли, постучались, посмотрели, обомлели, посидели на коврике (потом, конечно, придумали про прибитые щиты, но это уже когда в подростковость вошли) и запечатлели накрепко: вот это — идеал, вот так оно и должно быть.

И потом — когда чувствуем себя более-менее полноценными, тут же именно это из «государственного подсознания» и воспроизводим: все отлично, мы — уже она, «новая Византия», достигли, ура.

1949 год — самое время, как в то время говорили: «Мы сломали хребет фашистскому зверю» — можно гордиться и эту гордость воплощать. Потом, уже в хрущевские времена, византийскую роскошь в высотке как будто бы партийно осудили, пошел другой виток. Но отменить-то коллективное бессознательное с его запечатленными образами если не невозможно, то уж трудно-то наверняка. Поэтому, на мой взгляд, его надо просто, без всякой оценки, учитывать.

А что вы думаете об этом? Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Виды импринтинга

Принято выделять следующие виды импринтинга:

  • Геномное запоминание. Это форма, проявляющаяся в постоянстве ДНК и видового типирования. Наблюдать ее можно не только у человека и животных, но и у растений.
  • Запечатление в период новорожденности. Этот вид обеспечивает формирование эмоциональной связи между матерью и ребенком. В первые часы после рождения кожный контакт младенца и матери облегчает адаптацию малыша к миру. Именно в это время в сознании малыша прочно усваивается образ мамы. Вторичное запоминание появляется после того, как малыш проснулся. У него формируется чувство безопасности: мама рядом, еда всегда доступна.

Установлено, что дети, которых по объективным причинам разлучили с матерью после появления на свет, рискуют вырасти застенчивыми, неуверенными в себе. Длительная разлука новорожденного с матерью может привести к психической травме, последствия которой будет крайне сложно исправить.

Эмоционально-двигательное запечатление определяет формирование у малыша таких черт, как сила или слабость характера, упрямство или послушание, уверенность в себе или тревожность.

Благодаря этому виду запечатления у ребенка формируются такие черты личности, как стремление к открытию нового или пассивность, лидерские способности или подчиненность.

  • Вербальный тип. Эта форма основана на запоминании звуков и слов, которые человек успешно складывает в предложения.
  • Ментально-манипуляционный тип. Он связан с пониманием речи и овладением языком. Благодаря этому виду запечатления, у ребенка развивается мышление, нарастает скорость обработки информации.
  • Социальный импринтинг. Он проявляется в этнических стереотипах, принципах и ценностях взаимодействия людей. Его примером можно считать рекламу: использование напитка «Coca-Cola» в предновогодней рекламе привело к тому, что этот праздник у многих людей стал ассоциироваться не только с мандаринами, но и с этим напитком.
  • Сексуально-социальный тип. Он появляется в подростковом возрасте. На основе него формируются моральные установки личности, отношение взрослеющего человека к семье и браку, национальная гордость, законопослушное поведение.
  • Нейрогенетический тип. Этот вид запечатления объединяет все периоды эволюционного развития человечества, активируя все феноменальные возможности нервной системы.
  • Территориально-эмоциональный тип. Эта форма помогает человеку адаптироваться к той или иной среде обитания, к расположению мебели в комнате.

Кто Джейкоб в сумерках?

У Джейкоба небольшая роль в первой книге серии. Он является сыном Билли Блэка, друга отца Беллы Свон, Чарли Свона. По случаю встречи Джейкоба и Беллы на пляже Ла-Пуш в резервации Квилетов он рассказывает то чего не должен был, легенды Квилетов.

Энциклопедический словарь

(импринтинг), в этологии специфическая форма научения животных, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, некоторых врожденных поведенческих актов. Наиболее изученная форма — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом.

Определение в психологии

В психологии импринтинг – это особый вид памяти, с помощью которого человек накапливает жизненный опыт, развивает у себя определенные навыки. Психофизиологи полагают, что импринтинг занимает промежуточное положение между врожденными инстинктами и специально организованным обучением. На определенном этапе онтогенеза мозг ориентирован на усвоение жизненно важной информации, это запечатление происходит мгновенно, в дальнейшем изменить его практически невозможно.

Зоопсихолог и этолог К. Лоренц первым обратил внимание на феномен запечатления у животных, который необходим им для выживания. В дальнейшем эта особенность психики из сферы зоопсихологии была перенесена на психику человека, где были установлены более широкие функции этого явления:

  • с помощью него человек запоминает образы;
  • импринтинг у человека лежит в основе формирования стереотипов поведения;
  • это запечатление является ключевым понятием в психологии, объясняющим формирование ценностных ориентаций личности.

Сегодня установлено, что импринтинг – это в большей степени явление детской психологии: дети в возрасте от 1 до 3 лет стремятся всюду быть рядом с мамой, болезненно реагируют на вынужденную разлуку с ней. Хотя он имеет место и в период подросткового возраста, и в юношестве, и во взрослой жизни. На более поздних этапах онтогенеза феномен запоминания проявляется при возникновении новых для человека стрессовых ситуаций. Им может стать первая влюбленность, профессиональный успех или неудача.

Примечательно, что такое запечатление в дальнейшем определяет реакции и поведение человека в аналогичных ситуациях. Именно поэтому особое запечатление (импринтинг) используют практикующие психологи для коррекции неэффективного поведения клиентов.

Насколько важен импринтинг при выборе спутника жизни?

Многие мужчины и женщины не могут объяснить, почему им импонируют партнеры определенного типа. Часто то, что они постоянно наступают на одни и те же грабли, считается не поддающимся рациональному объяснению, чем-то иррациональным, почти мистическим, оправдывается превратностями судьбы. Выражение, что «браки заключаются на небесах» как раз и подтверждает кармический характер выбора партнеров.

В действительности же эту закономерность можно понять и объяснить с научной точки зрения, рассматривая ее, как проявление импринтинга. Конечно у человека его механизмы значительно сложнее, чем у животных, чье потомство уже рождается приспособленным к жизни. Например, уже упомянутые утята формируют свои привычки уже с первых минут появления на свет, причем для окончания этого процесса достаточно всего несколько дней. Человеческий же детеныш рождается совершенно беззащитным с неразвитыми органами чувств, из инстинктов самым развитым является сосательный, включающийся с самого момента рождения и обеспечивающий выживание.

Первый контакт с матерью происходит именно при прикладывании новорожденного к груди. Поэтому так важно это делать даже если у матери нет молока. Затем по мере полноценного включения остальных органов чувств происходит запечатление других восприятий от матери и отца – тактильных от ласковых прикосновений, звуковых от нежного и убаюкивающего материнского голоса, зрительных от склонившегося над младенцем любящего родительского лица. По мере взросления малыш начинает запечатлевать манеру поведения, прочно фиксировать в памяти речь, эмоции и взаимоотношения родителей. Со временем по их подобию формируется стереотип поведения ребенка в семье и его отношений с противоположным полом. Приходится этот критический период на пубертатный возраст, когда формируются вторичные половые признаки, изменяется гормональный статус и появляется сексуальный интерес к противоположному полу. В этом случае мы имеем дело с так называемым отложенным половым импринтингом, который приобретается тогда же, когда и материнский, но включается гораздо позже. За это время ребенок научается у родителей или окружения, каким должен быть половой партнер. Интересен тот факт, что если ребенок усыновлен, то он запечатлевает признаки приемного, а не биологического родителя.

Образ потенциального партнера «создается», как восприятие значимых людей из ближнего окружения. Чаще всего стрелы Купидона поражают объекты, максимально схожие с образом родителей, реже – дворовых или школьных кумиров. Все наши проблемы с выбором спутника жизни родом из детства. Независимо от того, хорошим или плохим оно было, человек бессознательно стремится заново его пережить, воскресить прежние эмоции и образы. Именно поэтому ему импонируют те партнеры, которые вызывают ассоциации с детством, и необязательно только внешним сходством или поведением. Это может быть что-то неуловимое – характерный жест, мимика, взгляд, походка, особенности фигуры, практически что угодно, вызывающие ассоциации с главной фигурой из детских воспоминаний. Как только такая связь устанавливается, человек мгновенно запечатлевается на этом объекте.

Кстати, желанный половой партнер должен быть похожим на запечатленный образ, но не идентичным ему. Возможно мудрая природа распорядилась таким образом для того, чтобы исключить инцест, ослабляющий и суживающий генетический фонд рода. Благодаря этому маленькому нюансу романтические отношения между близкими родственниками становятся мало возможными.

Импринтинг и изучение его механизмов помогают по-новому взглянуть и объяснить психические явления, расширить рамки и качественно изменить процесс обучения, помочь решить многие психологические проблемы. Зная и используя его закономерности, можно добиться поразительных результатов практически во всех сферах деятельности человека и тем самым максимально раскрыть потенциал каждой личности.

В психологии установлено, что признаки импринтинга – это:

  • задействование в процессе образования нейронных связей, имеющих большой уровень чувствительности, благодаря чему запечатление становится необратимым;
  • связь импринтинга с культурными традициями и родовспоможением;
  • прочное закрепление образа в памяти после однократного предъявления;
  • при импринтинге представление об образе предмета запоминается без дополнительных приемов и средств;
  • привязка появления феномена в строго определенный момент онтогенеза;
  • связь феномена с незнакомой для человека ситуацией, стрессовым событием;
  • импринтинг запечатление в психологии очень прочное, оно накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека;
Оцените статью
Добавить комментарий