Идентичность

О самоопределении человека и понимании его существования в широком социокультурном контексте.

creativemornings. com (иллюстратор — Nadya Noor)

«Ни одна область антропологии не вызывает большего интереса среди широкой публики, чем та, что занимается исследованиями идентичности»

(Томас Х. Эриксен «Что такое антропология?»)

Наш курс открывался тезисами о том, что социальная антропология занимается изучением культурного разнообразия и позволяет человеку осмыслить и понять свою жизнь в современном мире. В этом материале, завершающем курс, мы сосредоточимся на одной из важнейших тем для современной социальной антропологии – идентичности, – так как именно исследования идентичности сфокусированы на проблеме самоопределения человека и понимания его существования в широком социокультурном контексте.

Что такое идентичность?

Например, идентифицируя себя как «петербуржца»/«петербурженку» он/она не только признаёт факт проживания в Санкт-Петербурге, но и подчёркивает важность и ценность принадлежности к локальному сообществу, которое, в свою очередь, обладает определёнными свойствами – не имеет значения, мнимыми (вроде ежедневных походов в Эрмитаж и еженощного кутежа на улице Рубинштейна) или реальными (вроде сезонного аффективного расстройства осенью и зимой).

Несмотря на то, что мы, будучи людьми, обладаем свойствами, которые отличают нас друг от друга как биологических существ (например, форма носа, цвет глаз или кожи и др. ), основная масса характеристик, которые мы используем для определения (идентификации) себя и других людей вокруг нас, обладают социальной природой – то есть они существуют как свойства определённой социальной группы, которые осознаются членами этой группы и являются для них значимыми с точки зрения разграничения «своих» и «чужих» («нас» и «других»):

Говоря об идентичности, необходимо помнить о множественности различных социальных групп, принадлежность к которым человек может считать значимой для себя:

«В сложном обществе обеспечивать человеку чувство принадлежности могут многие социальные идентификации, например язык, место проживания, родство, гражданство, этническая принадлежность, семья, возраст, образование, политические взгляды, гендерная принадлежность, сексуальная ориентация, классовая и религиозная принадлежность.

Для социального антрополога, изучающего идентичность, это особенно важно, так как, принимая во внимание множественность идентичностей, исследователь может наблюдать, как человек осуществляет выбор той или иной идентичности в разных ситуациях взаимодействия с людьми из разных социальных групп.

Так, например, устраиваясь на работу в крупную компанию, человек, получивший высшее образование в топовом университете, будет апеллировать к своей идентичности выпускника высокорангового вуза – тем самым подчёркивая свою принадлежность к сообществу молодых профессионалов и, как следствие, факт владения навыками, которые приписываются молодым профессионалам в его сфере. Однако, например, в ситуации знакомства с приятелями своих друзей, этот же человек будет «включать» свою идентичность кошатника – ведь в веселой компании так здорово посмеяться над мемами с котиками:

Механизм инструментализации идентичности, её реляционный и ситуативный характер активно изучаются социальными антропологами. Однако никто не запрещает читателю после ознакомления с этим текстом понаблюдать за собой (или окружающими) и попробовать проследить за тем, как он или она «играет» той или иной идентичностью в разных ситуациях.

О значимости Другого

Проблема «Я» и «Другого» — одна из центральных в традиции западной философии. В социальной антропологии же эта тема получила развитие в рамках проблематизации этнической идентичности и, как следствие, взаимодействия этнических групп и их представителей.

При этом определить принадлежность отдельного человека или сообщества к той или иной этнической группе можно, основываясь на специальных “маркерах идентичности”, которые Барт назвал “диакритики”. Такими диакритиками могут быть предметы одежды, татуировки или даже сленг — словом всё, что символически будет указывать на принадлежность человека к той или иной группе.

Логика, продемонстрированная Бартом на примере этнических групп, показывает, что фигура Другого, отличного от «нас», является ключевой для актуализации идентичности — не только этнической, но и, например, профессиональной, гендерной, локальной и т. При этом необходимо помнить, что в ситуации взаимодействия «мы» и «Другие» важность приобретают существующие между этими двумя группами различия, но не любые, а те, которым приписывается социальная значимость.

Возвращаясь к примеру с петербургской идентичностью, можно его развить, вспомнив о том, что стереотипным Другим («чужаком») для Санкт-Петербурга является Москва, а для петербуржцев, соответственно, — москвичи. Так, достаточно легко себе представить, что приезжающие в столицу петербуржцы будут особенно активно чувствовать сопричастность именно к своему городу — к Петербургу.

Конечно, эти выводы нельзя экстраполировать на всех петербуржцев, но при этом нельзя не отметить, что этот пример хорошо иллюстрирует «логику» процесса идентификации и значимость Других для осознания себя и «своего» сообщества. Не менее хороши, конечно, и авторские иллюстрации художника Bird Born, чьи работы вдохновили автора курса на то, чтобы использовать в качестве примера кейс «Москва vs Питер».

Ещё один пример, иллюстрирующий значимость Другого для процессов групповой идентификации, взят из ставшей уже классической работы норвежского специалиста по международным отношениям Ивэра Ноймана «Использование “Другого”. Образы Востока в формировании европейских идентичностей» 1998 года. Ключевая идея Ноймана состояла в том, что на уровне взаимодействия национальных государств и целых регионов действует та же логика взаимной категоризации и идентификации, которую описывал Барт на примере этнических групп:

Однако фокус Ноймана был направлен не столько на этничность, сколько на взаимодействие представителей различных регионов и то, как выстраиваются символические границы между регионами и конструируется региональная идентичность. Так, центральный тезис антрополога состоял в том, что для актуализации европейской идентичности необходим значимый «Другой», которым выступает обобщённый «Восток», противопоставляемый Европе:

Идентичность vs идентификация

Итак, наш курс завершён. Заканчивая работу, хочется верить, что знакомство с материалами подогрело интерес читателей/читательниц к социальной антропологии. В целом, если автору удалось хоть на малую толику развеять миф об антропологии как науке о скелетах и черепах, то всё уже было не зря.

В качестве вишенки на торте хочется порекомендовать к прочтению книгу Томаса Хилланда Эриксена “Что такое антропология?”  (заглянуть в неё можно здесь), на которую было немалое количество ссылок в материалах курса. Конечно же, цитаты и перифразы не передадут всей полноты авторского текста, а потому работа Эриксена — must read для погружения в тему.

Список источников

  • Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей. Под ред. Ф. Барта. – М.: Новое издательство, 2006. С. 7-48.
  • Brubaker R., Cooper F. Beyond «Identity» // Theory and Society. 2000. Vol. 29, № 1. P. 1-47.
  • Vertovec S. Super-diversity and its implications // Ethnic and Racial Studies. 2007. Vol. 30. № 6. P. 1024–1054

психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологич. категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т. В социальных науках различаются социальная И. (отождествление себя с социальной позицией, или статусом), культурная И. (отождествление себя с культурной традицией), этнич. (отождествление себя с опр. этнич. группой), групповая И. (отождествление себя с той или иной общностью, или группой). Используется также термин «психосоциальная И. «, интегрирующий разл. аспекты индивидуальной самоидентификации. приобретается человеком в ходе индивидуального развития и является рез-том психол. процессов социализации, идентификации, личностной интеграции и т. По мере усвоения индивидом социокультурных образцов, норм, ценностей, принятия и усвоения разл. ролей во взаимодействиях с другими людьми его самоидентификации изменяются, и более или менее окончательно его И. складывается к концу юношеского возраста. Различаются позитивные и негативные И. Эриксон). Закреплению негативной И. («преступник», «сумасшедший» и т. ) индивида может способствовать практика «навешивания ярлыков», специальное или групповое давление (Эриксон, Р. Лэйнг, Т. Сас, Э. Гоффман и др. Возможна утрата индивидом И. , связанная либо с возрастными психол. кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде. Утрата И. проявляется в таких явлениях, как отчуждение, деперсонализация, аномия, маргинализация, психич. патологии, ролевые конфликты, девиантное поведение и др. Кризисы И. в индивидуальной жизни, связанные с возрастными кризисами (напр. , кризисом переходного возраста), в опр. мере универсальны. В период быстрых изменений в социокультурной системе кризис И. может принимать массовый характер, что может иметь и негативные, и позитивные последствия (обеспечение возможности закрепления техн. новшеств, новых традиций, социальных ролей, норм, образцов, структурных изменений,адаптации индивидов к изменениям и т. Вместе с тем механизм И. является необходимым условием преемственности социальной структуры и культурной традиции. Многие совр. авторы отдают предпочтение термину «идентификация», критикуя статичность термина «И. Идентификация охватывает динамич. , процессуальные аспекты формирования И. Понятие «идентификации» было введено 3. Фрейдом и активно использовалось неофрейдистами (А. Фрейд, Д. Раппопорт). В психоаналитич. традиции идентификация трактуется как центр. механизм, обеспечивающий способность Я к саморазвитию. Понятие «идентификации» широко используется в социологии и социальной психологии (Ч. Кули, Дж. Мид, Парсонс и др. ); здесь идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, состоящий в принятии индивидом социальных ролей, усвоении социокультурных образцов и моделей поведения.

У проблемных людей происходит потеря личностной идентичности. Человека волнует, что он не знает, КТО Я?

Фильм «Управление гневом»

Личностная идентичность — то, кем человек считает себя в глубине души. Как он отвечает на вопрос: «Кто я?», внутреннее согласие со своей личностной и социальной ролью.

Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность, как центральное понятие концепции Эрика Эриксона, говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.

Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты. Однако случается и другое, когда человек изначально не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет. Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда — отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.

Один из таких вопросов, с которым часто обращаются молодые люди и девушки к психологу и который похож на вопрос по поводу личностной идентичности — «Как найти себя?» (Вариант: «свой путь в жизни»). Чаще всего за таким почти экзистенциальным вопросом скрываются предельно бытовые вещи.

Например, девушка работает в западной компании нештатным бухгалтером, ее нагружают за троих, получает она мало, а поговорить с шефом о переводе в штат или о прибавке зарплаты не знает как. На этом фоне думает, может ей перевестить в соседний отдел секретарем в штат, или ей оказалось интересным поучиться на кадровика, а тут еще врачи настаивают, что ей пора рожать и становиться мамой. Она никак не решит, кем же ей быть в ближайший год: бухгалтером, секретарем, кадровиком или мамой, а свои сомнения формулирует: «Как мне найти себя?»

Если она придет к психотерапевту, возможно, с ней начнут заниматься психотерапией, хотя реально она нуждается скорее в психологической консультации вполне делового плана, ей предстоит выбор жизненного пути, и ей нужна вполне житейская помощь именно в этом.

Бывает, тем не менее, что человек действительно не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать: «Кто я». Вариант — картинка есть, но человек хотел бы ее уточнить и скорректировать. На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью: поискать метафору себя и своей жизни, в которой человек может узнать себя и в которой он захочет узнавать себя.

В поле психологии понятие идентичности ввел Эрик Эриксон. Это сложная теоретическая концепция с серьезными, содержательными и практически полезными возможностями своего применения в психологической практике.

Попробуем посмотреть буквально «на пальцах» что это за штука, зачем нужна и какую пользу может принести.

Идентичность – это ответ на вопросы «кто Я» и «какой Я».

По сути, идентичность – это устойчивое динамическое самоопределение в различных областях и аспекта проявленности и потенциальной реализации Я.

Я – Вася, мужчина 32 лет, крутой ай-тишник, боюсь сенсорного мира, гантели считаю злом, неудачник с противоположным полом.

Я – Глаша, старая тетка 38 лет, вечно в долгах, невезучая во всем, со здоровьем как у космонавта.

Вот примеры двух идентичностей. То есть, того как человек себя определяет и во что он верит.

Дальше начинают работать различные процессы от самоисполняющегося пророчества до вытеснения и отрицания.

Вася умудряется не замечать, что минимум три симпатичные, интересные и умные девушки ищут его внимания и хотели бы с ним отношений. Он их «не видит», вполне искренне.

Глаша может игнорировать и давление «под двести», и свои возможности по прекращению затяжной операции по спасению мира и разбазариванию своих ресурсов, таким образом за неделю восстанавливающее ее финансовое состояние и возвращающее ей везение.

Если они начинают работать с психологом, то или рано или поздно выходят на тему самоидентификации и определяются с ней, или найденные решения будут работать несколько месяцев, а затем «само собой» будет происходить откат к прежнему образу жизни.

Идентичность – это очень мощная штука, буквально системообразующая для психики, при этом, что очень сильно радует, доступная для переопределения самим человеком.

Джеймс Марсия, канадский психолог, на базе концепции Э. Эриксона разработал поведенческие тесты для определения разных аспектов идентичности.

Он выделял четыре состояния идентичности.

Человек с пограничной организацией личности – это человек у которого сочетается предрешенная (ригидная) идентичность и диффузная.

Человек с психотической организацией личности – это человек с хаотичной идентичностью (диффузная в состоянии спутанности, и ярко выраженная).

Человек в нарциссическом поле (аспекте) обладает диффузной нарциссической уязвимостью, т. если что-то идет «не так», то это не отдельное событие с соразмерными эмоциями, а нарциссическое обрушение в полюс ничтожности и страдания «мир против меня, я ничтожество», отчаяние, боль, ярость, гнев и сильная потребность восстановить равновесие.

* Диффузная идентичность может проявляться тем, что человек говорит одно, на рисунке отмечает другое, а чувствует третье и четвертое в зависимости от внешних событий.

Предрешенная идентичность может проявляться через разницу в том, как человек чувствует и что говорит «рационально», либо в затруднении определить как для него – удовлетворенность есть? Насколько? Что не так? А что хотелось бы?

Мораторий или кризис – идентичность может проявится через осознанное «умом понимаю, что все хорошо, но или бесит, или печалит»

А теперь начинаем исследовать

Выбираем один аспект самоидентичности и начинаем исследовать что и как у вас с ним складывалось с самого начала.

То, где все отлично и оптимально – это ваши ресурсы, опоры.

То, где есть проблемы – это ваши зоны роста и развития.

Конечно же эту работу лучше проделывать совместно с вашим психологом, постепенно, вдумчиво, последовательно.

Есть два варианта:

— сначала окинуть взглядом все поле целиком, наметить примерные проблемные и ресурсные зоны, а затем тщательно и детально прорабатывать каждую отдельно,

— сразу тщательно и детально исследовать каждый аспект, восстанавливая его, а общую картину можно будет увидеть уже позже, когда соберете все «пазлы».

Обращаю внимание на то, что в начале пути может быть состояние хаоса, растерянности – это нормально, как если вы начинаете генеральную уборку или ремонт, сначала некоторый хаос, затем тщательная проработка деталей, и только потом новая, созданная вами гармония.

Разрешение на самостоятельное определение идентичности, помощь и поддержка в создании идентичности созвучной природной сущности, самости – это то, что делают «достаточно хорошие» родители.

У ребенка есть две базовые потребности: в любви и в познании.

Поддерживая соразмерно каждую из них любящие родители помогают ребенку вырасти и прожить свою уникальную жизнь.

Иногда бывает так, что в силу разных причин родители блокируют один из потоков (любовь и познание) или даже оба.

И тогда в какой-то точке на линии жизни возникает не разрешенный кризис, не прожитое травматическое событие, либо, родительский интроект (убеждение) как кирпич цветок придавливает развитие какого-то из аспектов самости ребенка.

Создается ложная, предрешенная идентичность.

И мы начинаем исследование индивидуальной истории с опорой на 12 родительских предписаний.

В трансактном анализе они выделяются как негативные приказания, запреты.

Мы же будем смотреть сразу на разрешение и на то, какую идентичность человек может создать по данному аспекту в различные периоды своей жизни.

И на то, какие трудности могут подстерегать на пути развития его самости, и как их можно преодолеть.

Нажимая на каждую из следующих «карточек» мы смотрим отдельный аспект.

В процессе нужно соотносить общую картинку: линия жизни, развитие идентичности как реализации вашей самости, возникшие в жизни затруднения, неудовлетворенность реальной жизнью в актуальной области.

Если сложно делать это самостоятельно, то, пожалуйста, обращайтесь к психологу.

И, помните, что время на исследование и время и усилия на пререработку и изменения требуется разное.

Вы, для начала, можете просто как следует узнать себя, понять.

А после уже решать, где и как, в какой области жизни будете что-то менять, или оставите все так, как сейчас.

Живи! Идентичность: Я человек. Я живу.

Будь собой! Идентичность: Я женщина. Я мужчина. И ответ на вопрос КАКОЙ (какая) Я?

Будь ребенком! Идентичность: Я ребенок своих родителей.

Будь успешным! Побеждай! Идентичность: Я мастер в том-то. Я отлично умею то-то. Я удачливый там-то. Я горжусь собой. Я рад себе.

Делай! Идентичность: Я – хозяйка. Я хозяин. Я умею действовать в реальном мире.

Думай! Идентичность: Я – личность. Я умею думать, я думаю и решаю. Я выбираю сам свои цели, ценности и убеждения.

Принадлежи! Идентичность: Я часть «мы». Я русский, я новосибирец, я из семьи такой-то.

Будь отдельным! Идентичность: Я – это я. Я – Вася. Я –Глаша.

Будь близким! Люби! Идентичность: Я – умею любить. Я свободно могу быть один.

Чувствуй себя хорошо! Идентичность: Я – здоровый человек, ценящих и ухаживающий за своим телом и здоровьем.

Чувствуй! Идентичность: Я – искренний и чувствующий человек, могу испытывать и переносить любые чувства человеческие.

ИДЕНТИ́ЧНОСТЬ (от ср. -век. лат. identi­cus – тож­де­ст­вен­ный, оди­на­ко­вый), тож­де­ст­вен­ность, оди­на­ко­вость, сов­па­де­ние че­го-ни­будь с чем-ни­будь; в со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ном зна­нии – осоз­на­ние че­ло­ве­ком са­мо­го се­бя че­рез на­бор ус­той­чивых ха­рак­те­ри­стик, от­вет на во­прос «Кто я?». вклю­ча­ет в се­бя пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком сво­ей при­над­леж­но­сти к тем или иным груп­пам со­ци­аль­ным (со­ци­аль­ная И. ), фор­ми­рую­щее­ся в ре­зуль­та­те иден­ти­фи­ка­ции с ни­ми в про­цес­се со­циа­ли­за­ции, а так­же пред­став­ле­ния об от­ли­чи­ях от др. ин­ди­ви­дов и групп, мо­де­лях по­ве­де­ния, цен­но­ст­ных ори­ен­ти­рах и т. яв­ля­ет­ся од­ним из центр. ас­пек­тов лич­но­ст­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния и са­мо­соз­на­ния че­ло­ве­ка, по­мо­гая ему ос­та­вать­ся са­мим со­бой в ме­няю­щих­ся си­туа­ци­ях и дос­тав­ляя кри­те­рии для оцен­ки ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и са­мо­оцен­ки.

Не­сфор­ми­ро­ван­ность И. , её рас­со­гла­со­ва­ние с опы­том ин­ди­ви­да или с пред­став­ле­ния­ми и ожи­да­ния­ми ок­ру­жаю­щих лю­дей слу­жат при­чи­ной на­ру­ше­ний со­ци­аль­ной адап­та­ции и здо­ро­вья пси­хо­ло­ги­че­ско­го. В слу­чае кри­зи­са И. , её ут­ра­ты или ос­лаб­ле­ния че­ло­век стре­мит­ся най­ти но­вую И. При­чи­ной мас­со­во­го кри­зи­са И. яв­ля­ют­ся мас­штаб­ные со­ци­аль­ные транс­фор­ма­ции, ко­гда мно­же­ст­во лю­дей вы­ну­ж­де­ны за­но­во от­ве­чать на во­прос «Кто я та­кой?»; след­ст­ви­ем ут­ра­ты И. мо­гут стать от­чу­ж­де­ние, ано­мия, де­пер­со­на­ли­за­ция, мар­ги­на­ли­за­ция, ро­ле­вой кон­фликт, от­кло­няю­щее­ся по­ве­де­ние и др. Вме­сте с тем кри­зис И. мо­жет иметь и по­зи­тив­ные след­ст­вия – ов­ла­де­ние но­вы­ми на­вы­ка­ми, со­ци­аль­ны­ми ро­ля­ми и прак­ти­ка­ми и т. Раз­ру­ше­ние И. у кри­ти­че­ски зна­чи­мой час­ти чле­нов груп­пы при­во­дит к пре­кра­ще­нию су­ще­ст­во­ва­ния со­об­ще­ст­ва.

Од­ним из важ­ней­ших ти­пов И. в совр. ми­ре яв­ля­ет­ся гра­ж­дан­ская И. , ос­но­ван­ная на при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к го­су­дар­ст­ву (стра­не) и оп­ре­де­ляю­щая его ин­те­гра­цию на мак­ро­уров­не. На­ря­ду с гра­ж­дан­ской И. су­ще­ст­ву­ют ло­каль­ная и ре­гио­наль­ная И. (се­мья, дру­зья, со­се­ди). Со­хра­ня­ют своё зна­че­ние эт­нич. (эт­нич­ность), кон­фес­сио­наль­ная и др. Раз­ные фор­мы И. час­то всту­па­ют в слож­ные взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду со­бой. Со­ци­аль­ная И. не­ред­ко при­ни­ма­ет ха­рак­тер про­ти­во­по­с­тав­ле­ния «на­ших» (об­раз ко­то­рых иде­а­ли­зи­ру­ет­ся) и «не на­ших» (пред­став­ле­ния о ко­то­рых кон­ст­руи­ру­ют­ся по схе­ме «об­раза вра­га»). Важ­ным ас­пек­том И. яв­ля­ет­ся ген­дер­ная И. – осоз­на­ние сво­ей при­над­леж­но­сти к муж­чи­нам или жен­щи­нам, ото­жде­ст­в­ле­ние с куль­тур­ны­ми об­раз­ца­ми мас­ку­лин­но­сти и фе­мин­но­сти (см. Ген­дер).

Про­бле­мы И. обо­ст­ри­лись в Но­вое вре­мя в свя­зи с раз­ру­ше­ни­ем тра­диц. об­ще­ст­ва и со­слов­ной сис­те­мы. Ра­ди­каль­ные со­ци­аль­ные из­ме­не­ния в 20 в. уси­ли­ли чув­ст­во раз­ры­ва с ус­то­яв­ши­ми­ся при­выч­ны­ми нор­ма­ми и пред­став­ле­ния­ми. Бур­ный рост ис­сле­до­ва­ний про­блем И. с сер. 20 в. в со­цио­ло­гии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии был обу­слов­лен мно­го­числ. кон­флик­та­ми куль­тур­ной, ре­ли­ги­оз­ной, эт­ни­че­ской, на­цио­наль­ной И. раз­ных со­ци­аль­ных групп, свя­зан­ны­ми с рез­ким воз­рас­та­ни­ем со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и взаи­мо­дей­ст­вия ра­нее срав­ни­тель­но ред­ко со­при­ка­сав­ших­ся ме­ж­ду со­бой групп, а так­же с ус­ко­рив­шей­ся диф­фе­рен­циа­ци­ей со­ци­аль­ных общ­но­стей и стрем­ле­ни­ем к ав­то­но­мии ма­лых групп. В со­цио­ло­гич. кон­тек­сте по­ня­тие И. бы­ло впер­вые ис­поль­зо­ва­но Д. Рис­ме­ном («Оди­но­кая тол­па», 1950). В сим­во­лич. ин­те­рак­цио­низ­ме (Ч. Ку­ли, Дж. Мид, амер. со­цио­лог Э. Гофф­ман) И. рас­смат­ри­ва­ет­ся как ре­зуль­тат срав­не­ния се­бя с дру­ги­ми в про­цес­се со­ци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции. В струк­тур­ном функ­цио­на­лиз­ме (Т. Пар­сонс) И. со­от­но­сит­ся пре­ж­де все­го с разл. ро­ля­ми со­ци­аль­ны­ми. Рос. со­цио­лог В. Лу­ков раз­ви­ва­ет се­мио­тич. кон­цеп­цию И. , ото­ж­де­ст­в­ляя её со смыс­ла­ми и зна­ка­ми разл. куль­тур­ных те­зау­ру­сов. Осо­бую ак­ту­аль­ность ис­сле­до­ва­ние И. при­об­ре­ло в свя­зи с гло­ба­ли­за­ци­ей, по­ста­вив­шей, в ча­ст­но­сти, во­про­сы со­от­но­ше­ния И. и муль­ти­куль­ту­ра­лиз­ма, И. и то­ле­рант­но­сти.

В пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях в цен­т­ре вни­ма­ния ока­зы­ва­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ные ме­ха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния и из­ме­не­ния И. Эрик­сон опи­сал об­ре­те­ние И. как клю­че­вую ста­дию фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти, от­но­ся­щую­ся к под­ро­ст­ко­во­му и юно­ше­ско­му воз­рас­ту. Амер. пси­хо­лог Дж. Мар­сиа вы­де­лил че­ты­ре воз­мож­ных ти­па И. : «реа­ли­зо­ван­ная И. » – фор­ми­ро­ва­ние са­мо­сто­ят. пред­став­ле­ний о се­бе как итог ак­тив­но­го по­ис­ка; «мо­ра­то­рий И. » – вре­мен­ный уход от ре­ше­ния про­бле­мы И. на фо­не про­дол­жаю­ще­го­ся по­ис­ка; «диф­фуз­ная И. » – без­раз­ли­чие к про­бле­ме вы­бо­ра оп­ре­де­лён­ных мо­делей по­ве­де­ния; «пред­ре­шён­ная И. », обу­слов­лен­ная вос­при­ня­ты­ми ро­ди­тель­ски­ми ожи­да­ния­ми и сте­рео­ти­па­ми, а не са­мо­сто­ят. по­ис­ком и вы­бо­ром. Про­бле­ма И. в той или иной фор­ме при­сут­ст­ву­ет во всех осн. жиз­нен­ных кол­ли­зи­ях, по­сколь­ку лю­бой жиз­нен­ный вы­бор есть вы­бор од­но­го из ва­ри­ан­тов се­бя (С. Кьер­ке­гор). Фромм обо­зна­чил два аль­тер­на­тив­ных ре­ше­ния про­бле­мы И. : че­рез ин­ди­ви­ду­аль­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние (бо­лее труд­ное и ред­кое) и че­рез при­над­леж­ность к со­ци­аль­ной груп­пе (бо­лее про­стое и рас­про­стра­нён­ное). Лич­но­ст­ная И. , не сов­па­даю­щая с ожи­да­ни­я­ми и с И. ок­ру­жаю­щих, слу­жит ис­точ­ни­ком кон­флик­тов, од­на­ко оп­ре­де­ле­ние се­бя че­рез груп­по­вую при­над­леж­ность так­же про­бле­ма­тич­но в си­лу од­но­вре­мен­ной при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к разл. груп­пам (про­фес­сио­наль­ной, по­ло­воз­ра­ст­ной, эт­нич. , кон­фес­сио­наль­ной, со­сед­ской, до­су­го­вой и др. ), цен­но­сти и ожи­да­ния ко­то­рых мо­гут не сов­па­дать и по­ро­ж­дать кон­флик­ты. Лич­но­ст­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние слу­жит пред­ме­том рас­смот­ре­ния в эк­зи­стен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, под­чёр­ки­ваю­щей роль соз­на­ния в ос­мыс­ле­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­го опы­та (Дж. Бюд­жен­тал и др. ), и в нар­ра­тив­ной пси­хо­ло­гии, вы­во­дя­щей И. из кон­крет­ной ис­то­рии лич­но­сти. Ха­рак­тер­ные для 20 в. бы­ст­ро­ме­няю­щие­ся ус­ло­вия жиз­ни, ус­ко­рен­ное тех­но­ло­гич. и со­ци­аль­ное об­нов­ле­ние пре­вра­ти­ли не­ус­той­чи­вость и пла­стич­ность И. в за­ко­но­мер­ное и ес­теств. яв­ле­ние; всё боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ет идея фраг­мен­тар­но­сти и мно­же­ст­вен­но­сти иден­тич­но­сти.

  • Что такое идентичность: определение
  • Идентичность и идентификация: в чем разница
  • Типы идентичности
  • Потеря идентичности
  • Кризис идентичности

«Кто я?», «Какой я?», «Где свои, а где чужие?», «Я такой же, как кто?» – вопросы, которые рано или поздно задает себе каждый человек. Самоопределение – одна из сложнейших проблем психологии. В науке это называют идентичностью. Образовано от латинского identitas, что означает «тождественный, одинаковый». Чем важна идентичность личности, какой бывает и за что отвечает, чем опасна ее потеря – разберемся во всем по порядку.

Оцените статью
Добавить комментарий