И с кон психология ранней юности

Кон Игорь Семенович.

Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1979. — 175 с.

В центре внимания автора — основные закономерности и свойства юношеской психологии с точки зрения формирования личности. В кни­ге показано, что становление личности молодого человека зависит от социальной среды, характера деятельности и от индивидуально-типологических особенностей юношей и девушек. Юность рассматри­вается автором как стадия жизненного пути и как этап социализа­ции личности.

Глава I. Юность как предмет научного исследования

Юность и юношество в исторической перспективе

Методологические проблемы возрастной психологии

Теории юности в зарубежной психологии

Глава II. Юность как стадия жизненного пути (внутренняя пози­ция)

Онтогенез и жизненный путь

Натуральный ряд развития (процессы физического созревания)

Социальный ряд развития (процессы социализации)

Глава III. Формирование личности и открытие «Я»

III. Умственное развитие

III. Эмоции и чувства

III. Самосознание и образ «я»

III. Дифференциально-психологические аспекты развития

Глава IV. Взаимоотношения со взрослыми

Возрастные различия и преемственность поколений

Положение в семье и отношения с родителями

Положение в школе отношения с учителями

Глава V. Общество сверстников и юношеские группы

Общество сверстников как фактор социализации

Личность в организованном коллективе (школьный класс и комсомольская организация)

Спонтнные группы и свободное общение

Глава VI. Межличностные привязанности. Дружба

Генезис эмоциональных привязанностей

Глава VII. Психосексуальное развитие и взаимоотношения юношей и девушек

VII. Психосексуальная идентификация и усвоение половой роли

VII. Психология юношеской сексуальности

VII. Любовь и дружба юношей и девушек

VII. Дифференциально-психологические аспекты психосексуального развития

Глава VIII. Формирование мировоззрения и общественной активности

VIII. Жизненные планы и профессиональное самоопределение

VIII. Становление морального сознания

VIII. Художественные интересы и восприятие искусства

, Просвещение, 256с. 1989, ISBN 5-09-001053-6Игорь Семёнович КонПсихология ранней юностиРецензенты: учитель
русского языка и литературы В. Богин (г. Зеленоград), психотерапевт
Н. Жутикова (г. Новосибирск)
Книга представляет собой расширенное и переработанное издание пособий
«Психология юношеского возраста» и «Психология старшеклассника»,
изданных в 1979-1982 гг. , и дает систематическое изложение основных
психологических проблем 14-18-летних школьников и учащихся ПТУ. Новое издание
переработано с учетом новейших научных данных. Добавлена новая глава
«Девиантное поведение». Существенно расширен материал о неформальных
юношеских группах и субкультурах, психосексуальном развитии подростков и
т. Адресованная в первую очередь классному руководителю, книга может
быть полезной также студентам пединститутов, родителям и другим людям,
интересующимся проблемами ранней юности. Предисловие

Глава 1. Образы юности

Юность и юношество в исторической перспективе
Социализация и ее институты
Глава 02. Юность как стадия жизненного пути

Психология развития на распутье
Возраст и индивидуальность
Глава 03. Психическое развитие и формирование личности

Познавательные процессы и умственные способности
Мир эмоций
Самосознание: открытие «я»
Глава 04. Взаимоотношения со взрослыми

Родители и дети
Учителя и учащиеся
Глава 05. Общество сверстников и юношеская субкультура

Общение и обособление
Общество сверстников в школе и вне ее
Юношеская субкультура
Глава 06. Дружба

Глава 07. Социальное самоопределение

Жизненная перспектива и формирование мировоззрения
Отношение к труду и выбор профессии
Моральное сознание
Глава 08. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов

Психосексуальное развитие
Ухаживание и любовь
Подготовка к браку и половое просвещение
Глава 09. Девиантное поведение

Норма и патология
Девиантное поведение и личность
Содержание
Индекс
www. pseudology. org

Страница: 1234567. 235

Во втором издании «Психологии старшеклассника» (1982, с. 196—197) прямо говорилось: «Из-за непростительной скудости социально-педагогических и социально-психологических исследований групповой портрет «современного юноши», с которым соотносит и сверяет свои личные впечатления учитель, выглядит расплывчатым, недостаточно конкретным. Мы говорим о психологии юношеского возраста, а фактически описываем: а) преимущественно мальчика, потому что девичью психологию не изучали; б) школьника, потому что сравнительных данных об учащихся ПТУ и других категориях молодежи того же возраста еще меньше, чем о школьниках; в) жителя очень большого города, потому что сельская молодежь и подростки из маленьких городов социологически и психологически изучены хуже; г) неопределенного социального происхождения, потому что данные об особенностях воспитания детей в разных социальных слоях и средах отрывочны и несистематичны; д) неизвестно какого поколения, потому что нет систематических когортных и сравнительно-исторических исследований, а эпизодические сравнения сегодняшних данных с данными 1920-х или 1930-х годов этот пробел восполнить не могут. Остро необходимы также межкультурные, историко-этнографические данные о национальных различиях воспитания и процессов взросления в прошлом и настоящем. Этот большой и серьезный счет учительство вправе предъявить педагогической науке, прежде всего Академии педагогических наук СССР».

Увы! Ни АПН, ни Минпрос оплачивать этот счет не собирались, психология все больше хирела и серела, а социальная педагогика откровенно лакировала действительность.

Перестройка все изменила. Новое издание книги потребовало ее коренной переработки. Многие привычные стереотипы нашего мышления рухнули. Исчезли запреты на обсуждение некоторых проблем (например, в венгерском издании я рассматривал природу юношеских самоубийств, а в советском — нет). Поведение сегодняшних старшеклассников существенно отличается от того, каким оно было 10—15 лет назад. В психологии развития появились новые идеи и методы. Жить стало если и не лучше, то определенно веселей. Зато работать стало труднее.

Общие свойства юношеской психологии, конечно, не изменились. Но они по-разному проявляются в конкретных социальных условиях. Каждое новое поколение для старших — племя младое, незнакомое. Между тем наука наша развивается крайне медленно, достоверных фактов, относящихся к сегодняшнему дню, а не к позавчерашнему, очень мало. Анализ новых проблем сплошь и рядом подменяется их обозначением. Вместе с тем актуальность темы такова, что и при недостатке данных нужно знать то, что уже известно.

О книге «Психология ранней юности»

Книга представляет собой расширенное и переработанное издание пособий «Психология юношеского возраста» и «Психология старшеклассника», и дает систематическое изложение основных психологических проблем 14—18-летних подростков. Новое издание переработано с учетом новейших научных данных.

Психология юношеского возраста — один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Юность — период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хроно­логические границы, отделяющие юность от подросткового воз­раста и от взрослости, весьма подвижны и определяются уче­ными по-разному. В этой книге речь пойдет в основном о 14—18-летних людях, главным образом старшеклассниках, ко­торых в психолого-педагогической литературе называют то юно­шами, то подростками. Однако нам придется затрагивать также некоторые проблемы более ранних и более поздних этапов раз­вития. Юношеский возраст не только завершает период подготовки к взрослой жизни (новая Конституция СССР значительно расширила политические права 18-летних), но и сам по себе исклю­чительно богат и многогранен. В данном учебном пособии про­слеживаются в первую очередь закономерности формирования личности, которая является высшим синтезом психических про­цессов. Это предполагает также освещение некоторых опреде­ляющих общественное положение и сферу деятельности юношей и девушек социальных процессов, понимание которых необхо­димо будущему учителю. В основу пособия положено обобщение новейших научных данных советской и зарубежной возрастной психологии, а также социологических и педагогических исследований юношества, включая собственные работы автора. Преимущественное внима­ние при этом уделяется тем вопросам, которые меньше или со­всем не освещены в других предметах пенхолого-педагогического цикла и в которых студенту трудно ориентироваться са­мостоятельно. Книга рассчитана на читателя, знакомого с системой поня­тий общей и возрастной психологии в объеме учебника «Общая психология» (2-е изд. , 1977) и учебного пособия «Возраст­ная и педагогическая психология» (М. , 1973) под редакцией проф. Петровского. Все незнакомые научные попятия и термины объясняются в тексте учебного пособия по мере их введения. Чтобы организовать самостоятельную работу студен­тов, в конце книги по каждой главе даны темы для подготовки к семинарским занятиям и темы для рефератов, а также реко­мендательные списки литературы. Разумеется, преподаватель, читающий спецкурс, может варьировать и изменять их по свое­му усмотрению. Поскольку психология юношеского возраста находится сей­час в стадии становления и многое в ней является спорным, автор счел необходимым специально остановиться на се теорети­ко-методологических проблемах. Естественно, что этот раздел книги (§ 2 и 3 главы I) наиболее сложен для восприятия. Одна­ко он очень важен для понимания дальнейших перспектив этой области знания и возрастной психологии в целом. К нему по­лезно вернуться еще раз в качестве обобщающего повторения, после того как студенты уже освоят основной материал. Опыт создания систематического курса психологии юноше­ского возраста предпринимается в нашей стране впервые с нача­ла 1930-х годов. Автор и издательство хорошо сознают, что это только начало большой работы, и будут признательны за со­веты и критические замечания, способствующие улучшению книги.

Что такое юность? Каковы содержание и длительность юно­сти как стадии жизненного пути? В каком возрасте человек превращается из ребенка в юношу, а из юноши во взрослого? Каковы движущие силы и внутренние этапы этого перехода? Ответы на эти вопросы никогда не были однозначными, и са­ми термины, в которых мы описываем возрастные сдвиги, до­вольно неопределенны. «Переходный возраст» как стадия пере­хода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание, поэтому его часто называют пубертатным периодом. Но физическая зрелость, способность к деторождению еще не делают человека взрослым. У животных, включая и антропоидов, конечная цель индиви­дуального развития — продолжение рода. Хотя в течение жиз­ни животное выполняет множество разных более или менее важ­ных функций, главная из них — функция воспроизведения себе подобных. Все остальные функции представляют лишь сред­ства или условия, обеспечивающие выполнение основной функции.

следующая – возрастная периодизация

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым

Рецензенты: учитель русского языка и литературы В. Богин (г. Зеленоград), психотерапевт Н. Жутикова (г. Новосибирск)

Книга представляет собой расширенное и переработанное издание пособий «Психология юношеского возраста» и «Психология старшеклассника», изданных в 1979—1982 гг. , и дает систематическое изложение основных психологических проблем 14—18-летних школьников и учащихся ПТУ. Новое издание переработано с учетом новейших научных данных. Добавлена новая глава «Девиантное поведение». Существенно расширен материал о неформальных юношеских группах и субкультурах, психосексуальном развитии подростков и т. Адресованная в первую очередь классному руководителю, книга может быть полезной также студентам пединститутов, родителям и другим людям, интересующимся проблемами ранней юности.

ГЛАВА I. ОБРАЗЫ ЮНОСТИ

Глава III. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Глава V. ОБЩЕСТВО СВЕРСТНИКОВ И ЮНОШЕСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

Глава VI. ДРУЖБА

Глава VII. СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Глава VIII. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

Глава IX. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Предисловие

«А прежде всего надо, чтобы знание знало. »
Януш Корчак. «Как любить детей

Эта книга имеет долгую историю. Первый вариант ее — «Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности» — был опубликован в 1979 г. , а расширенное издание — «Психология старшеклассника» — в 1980 и 1982 гг. Написал я ее не потому, что считал себя готовым к такой работе, а только ради того, чтобы заполнить зияющий вакуум, существовавший в нашей психологической литературе без малого пятьдесят лет: систематического курса юношеской психологии не выходило с конца 1920-х годов, да и в общих трудах по возрастной психологии юность освещалась гораздо скупее, чем детство или отрочество.

Не имевшая конкурентов книга была тепло встречена научно-педагогической общественностью, быстро раскуплена и переведена на болгарский, чешский и латышский языки; существенно расширенный венгерский ее вариант вышел двумя изданиями. Разумеется, я хорошо понимал ее несовершенство, тем более что для серьезного анализа некоторых проблем юношеской психологии в те годы не было, да и сейчас нет даже исходных фактических данных.

Познавательные
процессы и умственные способностиВозрастные
различия в образе «Я» и депрессивных чувствах (в процентах)

Депрессивные
чувства

8-11 лет,
786 чел. 12-14 лет,
637 чел. 15 лет,
502 чел. Измерения образа
«Я»

Сильная
застенчивость

18%

35%

33%

Высокая
неустойчивость образа «Я»

25%

37%

35%

Низкое общее
самоуважение

25%

29%

22%

Негативно
воспринимаемое «Я»
(негативное отношение)

Родителей *

51%

64%

64%

Учителей *

83%

93%

94%

Сверстников
противоположного пола **

84%

87%

84%

Сверстников
своего пола **

51%

71%

86%

Депрессивные
чувства

Сильное чувство
подавленности

18%

31%

34%

* По мнению ребенка, они
считают его не особенно, мало или совсем несимпатичным. ** По мнению ребенка, сверстники его не особенно любят или вообще не
любят.

Оцените статью
Добавить комментарий