Гуманистическая психология

Гуманизм Возрождения

куль­тур­ное дви­же­ние, пре­ж­де все­го в Ита­лии (осо­бен­но во Фло­рен­ции) сер. 14 – сер. 16 вв. , вос­хо­дя­щее к Ф. Пет­рар­ке; с кон. 15 в. пе­ре­шло в Гер­ма­нию, Фран­цию, от­час­ти Анг­лию и др. стра­ны, соз­дав ев­роп. «рес­пуб­ли­ку учё­ных». На­зы­вая се­бя «муд­ре­ца­ми» или «ора­то­ра­ми», итал. гу­ма­ни­сты обо­зна­ча­ли свои за­ня­тия как «studia humanitatis» («по­зна­ние ве­щей, ко­то­рые от­но­сят­ся к жиз­ни и нра­вам и ко­то­рые со­вер­шен­ст­ву­ют и ук­ра­ша­ют че­ло­ве­ка», Л. Бру­ни); в кон. 15 в. по­яви­лось са­мо сло­во «гу­ма­нист». Тер­мин «Г. » был вве­дён нем. пе­да­го­гом Ф. Нит­хам­ме­ром (1808); по­сле тру­да Г. Фойг­та «Воз­ро­ж­де­ние клас­си­че­ской древ­но­сти и пер­вый век гу­ма­низ­ма» («Die Wie­derbelebung des classischen Alterthums oder das erste Jahrhundert des Humanis­mus», 1859) в нау­ке на­ча­лось об­су­ж­де­ние ис­то­рич. со­дер­жа­ния и пре­де­лов это­го по­ня­тия.

Ран­ний, т. эти­ко-фи­ло­ло­гич. или гра­ж­дан­ский, Г. в Ита­лии (от К. Са­лу­та­ти до Л. Вал­лы и Л. Аль­бер­ти, кон. 14 – сер. 15 вв. ) воз­ник в свя­зи с изу­че­ни­ем и пре­по­да­ва­ни­ем ри­то­ри­ки, грам­ма­ти­ки, по­эзии, ис­то­рии и мо­раль­ной фи­ло­со­фии на ос­но­ве клас­сич. гре­ко-лат. об­ра­зо­ван­но­сти, в про­ти­во­вес из­люб­лен­ным те­мам и ме­то­дам ср. -век. схо­ла­стики. Гу­ма­ни­стич. «сло­вес­ность» по­зво­ли­ла вы­ра­бо­тать но­вое ми­ро­воз­зре­ние, про­ник­ну­тое кри­ти­циз­мом, свет­ско­стью и впер­вые воз­ник­шим по­ни­ма­ни­ем ис­то­рич. дис­тан­ции по от­но­ше­нию к ан­тич­но­сти. Пре­крас­ное и чис­тое «сло­во» по­ни­ма­лось как «зна­ние» и «доб­ро­де­тель» (virtus), как во­пло­ще­ние уни­вер­саль­ной и бо­же­ст­вен­ной че­ло­ве­че­ской при­ро­ды, как её гар­мо­нич. этос и ин­стру­мент прак­тич. дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка в кру­гу дру­зей, се­мьи и род­ной об­щи­ны (иде­ал homo civilis). Центр. идея Г. – ак­туа­ли­за­ция че­рез гу­ма­ни­стич. за­ня­тия воз­мож­но­стей, за­ло­жен­ных в ин­ди­ви­де, все­сто­рон­нее куль­ти­ви­ро­ва­ние его «дос­то­ин­ст­ва». С по­след­ней тре­ти 15 в. гу­ма­ни­стич. ин­те­ре­сы пе­ре­ме­ща­ют­ся в тео­ло­гию, на­тур­фи­ло­со­фию, ес­те­ст­во­зна­ние, что оз­на­ча­ло рас­кре­по­ще­ние тра­диц. сфер куль­ту­ры, но од­но­вре­мен­но ве­ло к бо­лее слож­но­му взаи­мо­дей­ст­вию со ср. -век. на­сле­ди­ем (фло­рен­тий­ский не­о­п­ла­то­низм М. Фи­чи­но, не­оа­ри­сто­те­лизм П. Пом­по­нац­ци и т. За пре­дела­ми Ита­лии Г. пе­ре­жи­ва­ет но­вый взлёт (Эразм Рот­тер­дам­ский, Т. Мор, И. Рейх­лин), всту­пая в тес­ней­шую связь с со­ци­аль­но-ре­лиг. кон­флик­та­ми 16 в. (Ре­фор­ма­ция) и пе­ре­пле­та­ясь с про­блемой куль­тур­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния зап. -ев­роп. на­ций.

Не­огу­ма­низм, сло­жив­ший­ся в Гер­ма­нии во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. , свя­зан с об­ра­ще­ни­ем к куль­ту­ре ан­тич­ной Гре­ции как ис­то­рич. про­об­ра­зу гар­мо­нич. раз­ви­тия че­ло­ве­че­ской ин­ди­ви­ду­аль­но­сти (И. Вин­кель­ман, И. Гё­те, Ф. Шил­лер, К. фон Гум­больдт), с про­све­ти­тель­ским идеа­лом вос­пи­та­ния че­ло­ве­че­ско­го ро­да (Г. Лес­синг) в его по­сту­пат. дви­же­нии к со­вер­шен­ст­ву, «гу­ман­но­сти» и сча­стью, со­про­во­ж­даю­щем­ся все­сто­рон­ним рас­кры­ти­ем за­ло­жен­ных в нём сил (И. Гер­дер). Эти идеи лег­ли в ос­но­ву пред­при­ня­той Гум­больд­том ре­фор­мы школь­но­го и уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

Теория личностных черт Олпорта

Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.

Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.

Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:

  • Уровень мотивов нужды.
  • Уровень мотивов развития.

Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.

Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности гуманистического подхода к пониманию личности

Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении о том, что человеческая личность является высшей ценностью социума и этим обуславливается необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.

Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. При этом человек рассматривается, как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве.

Гуманистический подход к пониманию личности получил развитие в результате выявления недостатков и непродуктивности иных направлений. Фундаментальную основу подхода составляет единство гуманитарных и естественных направлений научного знания, а также опора на философские учения. Гуманистический подход предполагает обращение приоритетного внимания на проблемы человеческого бытия, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, развитие новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, развитие новых научных направлений о человеке. Приоритетное место занимает рассмотрение способностей и возможностей человека выбирать и направлять собственное развитие, управлять им и контролировать этот процесс.

Гуманистическое направление исследования личности пришло на смену психоанализу и было нацелено на разработку инновационной концепции личности, ориентированной на построение более эффективной жизненной теории, полезной и продуктивной.

Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, необходимость ее становления, совершенствования и развития. Такая личность должна обладать навыками саморазвития, самоактуализации, самоанализа, самосовершенствования.

Гуманистические теории понимания личности базируются на следующих принципах:

  • Принцип приоритетности значения сознательного опыта деятельности.
  • Принцип целостного характера человеческой природы.
  • Принцип упора на развитие свободной воли, инстинктивности и творческой силы личности.
  • Принцип исследования разнообразных направлений, факторов и условий жизнедеятельности человека.

Гуманистическое направление исследования определяет ценности и философские предпосылки, которые лежат в основе его подхода к человеческой личности.

Личность и ее переживания находятся во главе исследования и объясняются, исходя из собственного осознания каждой личностью своего «Я» и местоположения в обществе. Особое внимание уделяется изучению самоактуализации личности, ее творческих направлений развития и выбору собственного пути развития. Достоинство личности представляет собой высшую фундаментальную ценность.

Гуманистический подход ориентируется на исследование смыслового строения человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к прекрасному, нравственных свойств развития, межличностного общения.

Гуманистический подход к пониманию личности базируется на трех основных теориях:

  • Теория самоактуализации А. Маслоу.
  • Теория личностных черт Олпорта.
  • Теория личности Роджерса.

Теория личности Роджерса

Данная теория основывается на том, что индивид существует в мире, который постоянно преобразуется, занимая в нем центральное место. Его индивидуальное пространство называется феноменальным миром. Он состоит из чувств, осознание которых получило название символизации объекта. Как правило, все образы личностного мира не осознаются человеком, оставаясь невнятными и составляя базу формирования нового опыта, смысловое назначение которого понятно только самой личности.

Поведение и поступки человека в обществе понимаются с позиции субъективного личностного восприятия и познания окружающего мира. Человек обладает свободой выбора пути своего развития и своей судьбы. При этом, природными качествами личности является добродушие и стремление к непрерывному развитию и совершенствованию.

Рисунок 3. Теория личности Роджерса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Оцените статью
Добавить комментарий