Группы смерти

Среда, 
29 
Марта 
2017

Тема «групп
смерти» за последние недели в центре внимания средств массовой информации
и интернета. Необходимость проведения профилактической работы, а также
необходимость быть готовым оказать грамотную помощь жертвам подобных групп
заставили меня погрузиться в изучение данной темы. Информации много, достаточно
противоречивой. Попыталась в ней разобраться, систематизировать. Делюсь тем,
что получилось. С данным материалом выступала перед родителями, педагогами,
психологами, врачами. Надеюсь, что  они будут полезны тем, кто работает с
подростками, родителям.

Часть 1: Хронология событий. Масштабы
проблемы

Чтобы грамотно
противостоять опасности  прежде всего необходимо  владеть достаточной
и достоверной информацией. Давайте разберемся – что это за явление?

Все началось в России с
самоубийства тинейджера  Рины
Паленковой (настоящее имя
Рената Камболина, 16-летняя студентка колледжа из Уссурийска), которая  в
ноябре 2015 года бросилась под поезд. Незадолго до самоубийства она
опубликовала селфи на фоне поезда с подписью «Ня. Пока». Это фото
стало интернет-мемом, которое перепостили тысячи подростков по всей
России. Как стала «культовой» и ее страница в сети. После
ее гибели, до сих пор не удаленный аккаунт девушки,  превратился в некую икону для депрессивных
подростков, на него подписалось несколько десятков тысяч человек

На волне подросткового
ажиотажа несколько человек (главный из которых — 20-летний Филипп Будейкин из
Солнечногорска, студент 3 курса психфака, который сам себе дал прозвище
Лис) запустили утку, что девочка якобы играла в некую мистическую игру,
цель которой — умереть. После этого и появились группы,
где участников подталкивают к самоубийству, давая буквально пошаговые
инструкции. По информации в Интернете, игру на протяжении пяти лет разрабатывал
 Филипп Будейкин. После того, как игра привела к самоубийству около 15
детей по всей России, силовые органы задержали Будейкина 16 ноября 2016 года. На допросе парень рассказал милиционерам о трудном детстве, о том, как родители
его избивали и выгоняли из дома. Филипп Лис сейчас находится под стражей. И что
самое страшное, ему каждый день приходят сотни писем от поклонников страшной игры. Письма со словами поддержки. Он кумир для подростков. Смертельно опасный кумир

Филилипп Лис Будейкин – в
сети называл себя «Ангелом смерти». 21 год, неоконченное высшее психологическое
образование. Организовал минимум 8 «групп смерти». Обвиняется в доведении до
самоубийства 15 человек. Следователи уточняют реальное количество его жертв. Улыбается в зале суда и охотно раздает интервью, вину не признает: «Моя
группа не являлась сектой, я не был сектантом, я религиозный человек, я верю в
бога – в своего. Ну, как верю, наполовину, я сам не верю в него, агностик я,
это тот человек, который, знаете да?». «Планете просто не нужен этот биомусор, это ненужная биомасса, она портит
мир и окружающую среду»- слова из одного
его интервью.

Пыть-Ях, февраль 2017 года. Тело молодого человека 15 лет нашли рядом с
7-этажным жилым домом. На крыше были обнаружены следы  одного человека. По
словам источников, знакомых с ситуацией, мальчик играл в игру «Синий кит».

15 февраля в Пелыме под
колесами поезда погиб 16-летний девятиклассник местной школы Сергей. За несколько часов до случившегося подросток отправил СМС одной
из подруг с текстом: «Как вы будете жить, если меня
не будет?» Его друзья предполагают, что здесь не обошлось без «групп
смерти» в соцсетях, однако выяснить это без привлечения специалистов
не получится: перед смертью парень удалил свою страницу
во «ВКонтакте».

Еврейская автономная
область, январь. Волна детских самоубийств, прокатилась по Приморью. Поводом к
широкому обсуждению темы стало уголовное
дело, возбужденное по факту смерти
девочки-подростка, упавшей с высоты 24-го этажа во Владивостоке. Как выяснилось, девочка заранее
опубликовала на своей стене в социальной сети дату гибели. Вслед за ней
пообещали «прыгнуть» и несколько ее подруг, состоявших, как и
погибшая, в одной сомнительной группе. Сегодня  балкон многоэтажки, где
произошла трагедия,  украшают экзистенциальные надписи, оставленные
местными подростками, он превратился в некое «культовое» место.

Только за первый месяц 2017 года в
Кыргызстане добровольно свели
счеты с жизнью 15
подростков: 4 девочки и 11 мальчиков! Для сравнения, в 2016 году по
стране было зарегистрировано 95 фактов суицида среди несовершеннолетних. Состояли ли они в «группах смерти», сейчас выясняет следствие. А вот
после того, как бишкекский
восьмиклассник в 4 часа утра спрыгнул с пятого этажа, милиция возбудила
уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства». В
городе Оше девочка перерезала себе вены лезвием, «поскольку так
потребовали администраторы игры». Школьницу
удалось спасти, и тогда же выяснилось, что вместе с ней задания выполняли трое
ее друзей. 3 февраля милиция предотвратила попытку группового самоубийства. Пятеро пьяных подростков, также получивших виртуальные инструкции, решили
добровольно уйти на тот свет. 5 февраля в Республиканский центр психического
здоровья после попытки суицида поступила юная жительница Бишкека, игравшая в
«игры смерти». О том, как она пошла на поводу у
«инструкторов», девушка помнит смутно. Сказала лишь, что играла
четыре дня подряд, и потом от администратора поступило задание перерезать вены.

В Советском районе Красноярска 15-летняя девочка
выпала из окна квартиры 5 этажа. Также следователи выясняют
причины. В феврале несколько красноярских подростков едва не совершили
самоубийства из-за «групп смерти».

Сначала 13-летняя девочка попыталась
убить себя, получив в соцсети сообщения от неизвестных. Затем выяснилось,
что 16-летнюю школьницу также пытались довести до
самоубийства через социальные сети. А на прошлой
неделе появилась информация о третьем подобном случае в Красноярске. Школьница состояла в «группе смерти»
и планировала сброситься с крыши дома. Прокуратура установила, что в
социальной сети «В Контакте» созданы открытые группы, в которых
несовершеннолетним предлагают вступить в смертельную игру. По результатам
проверки выяснилось, что число подписчиков таких страниц превысило 600 человек

«За один день в сети появляется порядка 4
тысяч тегов, характерных для групп суицидальной тематики» – бьют
тревогу представители общественной организации РОЦИТ (региональный общественный центр информационных технологий). Такие
группы регулярно блокируют. Но появляются новые. Кому и зачем это надо, пока
непонятно. Эксперты из РОЦИТ уверены в одном: с детьми работают взрослые люди,
системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к  последней
черте. Работают со знанием их пристрастий и увлечений, используя любимую ими
лексику и культуру, со знанием психологии и техники внушения.

Уличить их в такой работе и доказать причастность
к суициду крайне сложно. Таким образом, сегодня в обиход уже активно вписалось
понятие « Группы смерти»

Участники ассоциируют
себя с китами, высокоразвитыми животными, которые массово выбрасываются на
берег. Способность на самоубийство приравнивается к внутренней свободе. Смерть к переходу в иной мир – тихий дом. Дойти до тихого дома можно, выполнив
50 заданий

Возникает закономерный
вопрос – кто за всем этим
стоит? Однозначно можно сказать, что эта игра — не случайность и
есть люди, вкладывающие деньги в проект. Это абсолютно точно
откуда-то централизованно управляется. Здесь активно  задействуется
 ряд инструментов и психологическая обработка, обещания вознаграждения,
 различные квесты, затем угрозы — всё это четко отработанная
система.

Кто может стоять за
такими группами, спецслужбы пока не сообщили, но общественность выдвигает
свои  версии, которые озвучиваются в СМИ:

—  продуманное
уничтожении нации средствами IT технологий, идущее с Запада;

— информационно-пропагандистские подразделения,
которые хотят создать прецедент блокировки сайтов без решения суда;

— группы профессиональных психологов, ставящих
опасные социальные эксперименты;

— «вандальный» PR (в частности,
говорится о книге «50 дней до моего самоубийства»);

— не исключена версия психического нездоровья
организаторов, которые таким способом реализуют свои собственные фантазии и
проблемы

Часть
2: Механизмы воздействия

Нужно понимать, что все, что делается  в
«группах смерти» — не просто так. Это целая система профессиональных, тщательно
продуманных приемов воздействия на психику детей и подростков. Эксперты
отмечают, что вербовка здесь происходит абсолютно
на бессознательном уровне,  применяются суггестивные техники, техники
внушения,  нейролингвистического программирования, техники невербального
воздействия.

Первое, что используют так называемые кураторы – это ранний подъем, те самые «04:20
утра». Это не символ, а
тактический ход, который больше прочих давит на детскую психику. Если человек 40 дней встает в 04:20, в
течение месяца, понятно, что мозг просто не отдыхает, именно эта фаза быстрого
сна, когда должен мозг восстанавливаться, он не восстанавливается, утрачивается
критичность к происходящему

Прием второй: эмоциональная перегрузка. Детям дают не только
задания,  а перегружают  негативной информацией для создания
негативного эмоционального фона. Их принуждают к  длительному просмотру
роликов негативного содержания,  сцен смерти, насилия человека над самим
собой, репортажей реальных самоубийств. Участники групп активно слушают психоделическую музыку (самые распространенные музыкальные
группы— Psynergy Project, Twisted Mind, Beatroots и т. Особенность ее в то,
что  биты, не совпадая с биоритмами человеческого организма, вгоняют
сознание подростка в депрессивный транс, и  в таком состоянии  он
становится  легко управляемым.

Используется целая система визуальных воздействий: У каждой группы
«смерти» есть свой логотип. Чаще всего это символика богов —
ребенок, думая, что он часть чего-то важного, ритуального и доступного
избранным, воспринимает логотип как татем, который дает ему при условии
выполнения инструкций могущество и безнаказанность. Замысловатые буквенные
символы создают ореол таинственности и мистичности

Изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов,
надрезов и капель крови на белом фоне —  эти картинки  приучают
детей к мысли о смерти и страданиях. Унылые фотографии в серых оттенках, тревожные красно-черные рисунки
воздействуют на психику угнетающе. При их рассматривании детская психика входит
в состояние депрессии, замкнутой комнаты, из которой нет выхода. Определенная цветовая гамма также несет определенную смысловую нагрузку. Черный цвет — это загадочность, мифичность, потому
привлекает подростка и пробуждает юношеский максимализм, внушая: чтобы попасть
на «белую» сторону бытия, нужно пройти через «черное». Серый цвет — это боязнь утраты, меланхолия и
депрессия. Рассматривая серые картинки, подросток все больше утверждается в
мысли, что его жизнь бесцветна, бесперспективна и бесполезна. Красный цвет побуждает к импульсивным действиям без
обдумывания. А в сочетании с черным — пробуждает эгоизм, когда подросток готов
на «революцию», пусть даже ценой собственной жизни. Многие виртуальные игры, в
которых героя убивают, а после перезагрузки он оживает, нарисованы именно в
этих тонах. Ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром и
свою смерть воспринимает как приключение, после которого можно начать все
заново.

Фото
рельс, тоннелей, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных
серых тонах навязывают подросткам мысль, что все в жизни тленно, всегда в жизни
уходят близкие люди и дети остаются одни.

Используются также и специальные вербальные
воздействия: Засилье Слов на букву «С» В
призывах и постах таких групп много слов на букву «С». Этот прием — техника
«стрессового слова»: такие слова, как «смерть», «самоубийство», «страх» и т. прячутся между другими словами, начинающимися на букву «С». Таким образом,
ребенок быстрее привыкает к потерям, которые на самом деле должны были бы его
пугать; для него это становится нормой, частью жизни, а значит, его проще подтолкнуть
к необратимым действиям. Изобилие фраз о бессмысленности жизни. При этом
фразы об одиночестве в этом мире, боли и разочаровании в людях замаскированы
под цитаты известных авторитетных людей или слова священников. Например: «Вы
все-таки человек, и я человек, а человеком быть — это чувствовать боль» — Марина Цветаева; «Люди и созданы для того, чтобы
мучить друг друга» — Ф. Достоевский; «Я хочу стать человеком!». А призывы к смерти вуалируются за красивыми
философскими стихами. Например: «В 4:20 киты не проснутся, В тихом доме не
ждет их рассвет. Звезды с неба на крыши прольются. Играешь со мной? — Жду
ответ».

В хештеге — символичные
слова, например, «#морекитов», «#тихийдом»,
«#мертвыедуши», «#ня,пока» и т. — это логотипы групп самоубийц. Также могут
быть хештеги f57, f58, d28 и т. , где обычно названия таких групп
прописываются по алгоритму: буква — с нее начинается имя администратора, цифра
— его порядковый номер

Постепенно и, как бы
между делом, человек, который
присылает задания, начинает обращаться к ребенку по имени – как ко взрослому,
навязывая ему еще и ореол избранности, рассказывая, какой он особенный и какой
самостоятельный. А необходимость выполнить очередное задание
представляет, как протест
родителям. И тут срабатывает странный психологический
парадокс: подросток, которому больше всего хочется никого не слушаться
и все решать своей волей, свою же волю теряет. А когда ребенок пытается
воспротивиться недостаточно разумному взрослому, ему начинают угрожать
расправой над семьей. И
это тоже прием воздействия. Дети искренне верят, что придет
некто и убьет его родителей, верят настолько искреннее, что готовы сделать все,
о чем попросят.

В конце работает самый
страшный механизм, механизм страха смерти, и тогда уже психика ребенка просто
не выдерживает. Потока информации: ага, ты уже столько прошел, как ты после
этого уйдешь, обратного выхода нет. И
психику ребенка настраивают на неотвратимость этого события, поэтому ребенок
заканчивает жизнь самоубийством просто из-за страха, из-за ощущения паники. На
уровне биохимии – это паническая
атака.

Этот большой список
намеренного воздействия не может выдержать ни один ребенок. Некоторые
специалисты приравнивали играющих
к попавшим в секту. Говорят, что механизм аналогичный: сначала «бомбардировка
любовью» (когда подростку полностью дают то, чего не хватает, — понимание
и принятие), потом «ближе-дальше» (кнут и пряник), потом шантажируют,
если пытается выйти. Подростки
сами стремятся в эти группы и первое время пытаются там удержаться, потому что
тех, кто не согласен удаляют. Есть мнение, что после 10 задания сопровождение
играющего нужно проводить совместно с психиатром, так как вовлеченность в игру уже
достигает того же уровня некритичности к реальности, что и у сектанта.

Примерный список заданий:

На руке лезвием вырезать f57.

Проснуться в 4. 20 и смотреть страшные видео.

Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три
пореза.

Нарисовать кита на листочке.

Если ты готов стать китом — пишешь на ноге
лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много
порезов и так далее).

Задание с шифром, как квест.

Выцарапать f40.

Написать в статусе #я кит.

Должен перебороть свой страх.

Встать в 4. 20 и пойти на крышу.

Надо выцарапать на руке кита или нарисовать.

Целый день смотреть страшные видео.

Слушать музыку, которую они тебе присылают.

Порезать губу.

Тыкать руку иголкой.

Сделать себе больно.

Пойти на самую большую крышу и стоять на краю.

Залезть на мост.

Залезть на кран.

Проверка на доверие.

Надо по скайпу поговорить с китом.

Сидеть вниз ногами на краю крыши.

Снова задания с шифром.

Секретное задание.

Встретиться с китом.

Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться.

В 4. 20 пойти на рельсы.

Ни с кем не общаться.

Дать клятву, что ты кит.

С 30-го по 49-й день игры каждый день
просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку и каждый день делаешь по новому
порезу на руке, разговариваешь с китом. На 50-й день поступает задание
совершить самоубийство

Майя Шалунова, руководитель общественного проекта
«Детство в радости без опасности»:

— Наша команда провела исследование,
результаты которого шокируют. В социальных сетях абсолютно в открытом доступе
работает целый ряд групп, пропагандирующих культ смерти. Существуют и
специальные хэштеги — символы суицидального движения. Ежедневно десятки
подростков по всей стране оставляют на своих страницах в социальных сетях
сообщения с призывом включить их в некую игру — игру, ведущую к суициду.

Мы создали в социальных сетях
несколько виртуальных персонажей, якобы подростков, и написали от их имени
похожие сообщения. Через некоторое время большинство из наших ботов были
добавлены в закрытые конференции, организаторы которых сообщили, что для
участия в игре каждому из подростков предстоит в течение 15-20 дней выполнить
ряд заданий, по мере их усложнения. Если кто-то очередное задание не выполняет
— вылетает из игры. В зависимости от
фантазии организаторов этих чатов, разнятся и задания. Где-то первым шагом было
изобразить у себя на теле раны при помощи кетчупа или краски, а где-то —
сделать несколько реальных порезов на руке. Во
всех случаях фотоотчет о выполненных заданиях подростки должны были выложить на
своей странице с нужными хэштегами и/или в этом же чате.

По нашим данным,
параллельно работает большое количество таких закрытых конференций, в каждой из
которых участвует от 50 до 100 подростков. Это страшные цифры. На мой взгляд,
речь идет о спланированной, организованной кампании по тестированию на наших
детях определенной технологии управления массовым сознанием. И эта
деятельность, безусловно, представляет угрозу национальной безопасности России.

Часть
3: Почему дети вступают в игру

Опасные группы получили
такое широкое распространение не случайно. Организаторы прекрасно осведомлены о
возрастных особенностях подростков и умело их используют. Дети вступают в
опасную игру  по нескольким причинам. Во-первых, интерес к «группам
смерти» вызван
желанием самоутвердиться. Подросткам важно заявить о себе: какой я,
чего заслуживаю? Им хочется испытать себя,  доказать себе и другим, что
они чего-то стоят. При этом каждый ребенок уверен, что с ним ничего плохого не
случится.

Характерной особенностью
 детей и подростков является особое
влечение ко всему непознанному, таинственному,
в том числе интерес к теме смерти. Они склонны романтизировать события и в силу своего возраста не могут
предугадать последствия своих действий, поэтому и начинают заигрывать со
смертью, что и приводит к трагедии. В подростковом возрасте не всегда сформирована концепция
смерти. Ребенку кажется, что он умрёт, а потом проснётся, и жизнь
продолжиться. Взрослые часто не умеет говорить с ребенком о смерти. Знаете закон мультиков? Даже
если герой умирает, он потом встает, как ни в чем не бывало и мультик можно
смотреть дальше. Аналогичные ситуации наблюдаются во всех фильмах с разнообразными
супергероями. Дети инфантильны и могут относиться к факту суицида так, как они
относятся к факту смерти героя мультика. они полны мифов. Несерьезное
отношение к смерти подогревается и компьютерными играми, где у героя 10 жизней,
где устранение препятствия, даже в виде живого человека не ведет к мукам
совести и т. В процессе длительной компьютерной игры происходит изменение,
искажение реальности, особенно у младших детей. Все игры построены на том, что
в погонях, сражениях и прочем есть запас жизней. А в реальности жизнь одна. Сохраниться и перезапустить её нельзя. Так теряется связь с реальностью, жизнь
становится игрой.

Отношение к смерти
формируется с детства, когда ребенка берут на похороны бабушки, соседки, там он
понимает неотделимость жизни от смерти, понимает
всю степень горевания при потере близких. В наше время такие серьезные
вещи, важные для  формирования понимания жизни и смерти,
проходят мимо ребенка и заполняются шелухой из фильмов, игр, TVпередач о таинственных вещах и прочим.

У детей в подростковом
периоде обостряется
потребность в удовольствии. В погоне за этим удовольствием дети могут
включиться в опасную для них игру.

Эффект от участия в
подобных играх способствует выбросу адреналина в кровь. Эта таинственность,
загадочность, чувство опасности как раз и дают эти физически приятные ощущения. Возникает адреналиновая
зависимость, склонность к риску, желание доказать «Я не такой, я не
попадусь». «Соскочить» с этого на самом деле очень сложно, потому что
ребенок попадает в своеобразную западню из-за своего влечения к теме смерти.

— Еще одна причина – у подростка очень ярко
выражена потребность к
безграничной свободе, ему,
во что бы то ни стало,надо сепарироваться от родителей и даже не важно куда. Уход в игру – это тоже возможность отделиться от них и получить эту свободу. Правда, это лишь иллюзия, но им об этом неизвестно. Следует также учитывать  подростковый  максимализм и конформизм (зависимость от мнения группы,
стремление «быть как все»,  боязнь  стать предметом насмешек ), 
отчего все подростки так легко ловятся «на слабо».

— Влияет на предрасположенность к таким играм и отношения ребенка с родителями,
семейная ситуация. Непонимание
родителями ребенка, незнание его потребностей, непринятие толкают подростка на
поиск круга людей, где он может эти потребности реализовать. Когда
родители увлечены обустройством собственной жизни,  полностью погружены в
работу, детям не достаточно их внимания. Тогда они начинают искать это внимание
в других местах. Это побуждает их увлекаться рискованными играми и попадать под
влияние «торговцев смертью».

Кто же находится в группе риска?

У каждого из подростков
есть мама и папа, их тоже тысячи, но на всех одна ошибка: все думают, что
выполнять задания сумасшедших кураторов, резать руки и гулять по крышам могут
только дети из неблагополучных семей, предоставленные сами себе. А случившиеся
трагедии говорят об обратном.

Мнение
экспертов-психологов: в группе риска абсолютно все дети, здесь нет
 никакой разницы, из какой семьи ребенок.

Проблемы могут возникнуть
у любых подростков, потому, что возраст такой особенный. Конечно, можно
предположить, что более уязвимы дети из неполных семей (мать занята выживанием,
работает на трех работах,  ребенок
предоставлен сам себе), в ситуации развода родителей, потери близкого человека
при вынужденном переезде в другой регион.

В группе риска дети
 из внешне социально благополучных семей, в которых родители заняты
зарабатыванием денег и перестимулировали ребёнка на успех (папа, мама на
работе, вечером все устали, разговоры с ребёнком больше похожи на отчёт о
сделанном и постановку задач). При внешнем благополучии близость отсутствует

Шаг третий: видео и аудиозаписи. Изучите разделы «видео» и «аудиозаписи». Нет ли там подозрительных
роликов о «Тихом доме», Рине Паленковой и других детей, совершивших суицид,
сцен насилия, записей трансляций реальных суицидов и т. Прослушайте
аудиозаписи групп и исполнителей, особенно тех, чьи названия вам ничего не
говорят. В последнее время ВКонтакте появилось  много маргинальных рэп- и
рок-исполнителей, которые призывают слушателей  «выпиливаться», резаться,
вешаться и т. Шаг
четвертый: фотографии. Изучите
фотографии и картинки на странице,  особенно в альбоме «Сохраненные
фотографии». Особую тревогу должны вызывать: картинки с подписями, в
которых ключевыми словами являются  «одиночество», «предательство»,
«боль», «надоело», «сдохнуть», «умирай», «вскрывайся», «зависай». Часто фоном
для них служат депрессивные пейзажи, панельные многоэтажки, мосты, лестницы,
поезда, рельсы, окна и т.

Оцените статью
Добавить комментарий