Гештальтпсихология

доктор психологических наук, руководитель, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке

Что делает: работает с подсознательным.

По большому счету это даже не терапия, а именно анализ — практика, которая помогает лучше понять себя: откуда в нас берутся конкретные личностные качества, как формируются стимулы и блоки, почему определенным образом складываются отношения с самим собой, другими людьми, миром в целом. На сеансах психоанализа можно выяснить скрытые от самого себя мотивы и понять, почему вы выстраиваете жизнь определенным образом. Например, человек, выросший под гиперопекой властного родителя, может подсознательно саботировать любые отношения — из страха оказаться под гнетом доминирующего партнера. Психоаналитик помогает связать события из прошлой жизни с настоящим, принять свой опыт и проработать его.

Классический метод психоанализа или психодинамической терапии предполагает большие временные затраты: нельзя изучить себя за пару месяцев и десять сессий. Обычно с психоаналитиком работают годами и встречаются по два-три раза в неделю.

Что делает: исследует, как мысли и чувства связаны с поведением.

Отлично подходит для людей, которые готовы решать свои насущные проблемы здесь и сейчас: прорабатывать конкретные ситуации и искать из них выход. В основе когнитивно-поведенческой терапии лежат два подхода. Бихевиористский (он же поведенческий) подход предполагает, что человека можно научить вести себя определенным образом с помощью разных стимулов. А в основе когнитивной терапии лежит идея о том, что причины наших психологических проблем и расстройств кроются в образе мышления.

Грубо говоря, КПТ позволяет менять поведение с помощью мыслей, а чувства — с помощью действий. Например, такая терапия может помочь выявить внешние стимулы, которые провоцируют вас заниматься самобичеванием и критицизмом. А также избавиться от поведенческих паттернов, которые мешают вам жить (от раздражительности до курения).

Что делает: разбирается с прошлым, чтобы сфокусироваться на настоящем и будущем.

Гештальт-терапия, возможно, самая гуманистическая из терапий. Гуманистические терапии как вид ставят своей целью помочь человеку раскрыть личностный потенциал, стать добрее и искреннее, научиться заботиться о себе и окружающих. «Чтобы полюбить кого-то, нужно сначала полюбить себя» — одна из самых популярных идей, сформулированных психологами-гуманистами.

В основе гештальт-метода лежит идея о том, что все жизненные опыты должны иметь начало и завершение. Если какой-то опыт (гештальт) не закрыт, мы можем бессознательно постоянно возвращаться в прошлое и пытаться заново проиграть эту ситуацию — например, переносить конфликты из предыдущих отношений в новые. На сеансах специалист помогает осознать незавершенность какого-то опыта и закрыть его, а значит, получить возможность сфокусироваться на настоящем.

Что делает: отвечает на главные вопросы жизни, Вселенной и всего такого.

Тоже относится к гуманистическим терапиям, ставит во главу угла самого человека и его свободу воли. Психологи-экзистенциалисты работают с глубинными, сложными и универсальными для всех людей проблемами, такими как отсутствие смысла жизни, страх смерти, тотальное одиночество, абсолютная неизвестность.

«Бытийная» терапия может быть очень поверхностной (как в коучингах и тренингах) и невероятно глубокой, но всегда ставит своей целью помочь человеку принять реальность, используя при этом индивидуальный подход. Каждый может испытывать экзистенциальный ужас, и такая терапия помогает найти свой уникальный способ с ним справиться.

Что делает: помогает самому со всем разобраться.

В психотерапии тоже есть своя мода, и клиент-центрированная терапия сейчас на ее пике. Она служит прекрасной поддерживающей терапией и подходит очень многим. КЦТ тоже базируется на гуманистических идеалах, но идет еще дальше и провозглашает не терапевта, а клиента (пациента) главным врачевателем собственной души. В свое время эта идея о том, что человек изначально имеет в себе достаточно ресурсов для понимания собственной сущности, перевернула мир психологии.

Терапевт в данном случае лишь создает подходящие условия для позитивных изменений, он уважает личность клиента и помогает ему самому выстроить границы своего комфорта, исследовать личность и реализовать ее потенциал.

Что делает: помогает человеку стать более открытым к внутренним изменениям.

Скорее служит дополнительной методикой, а не самостоятельной терапией. С помощью него можно разбираться с зависимостями и прорабатывать серьезные травмы, которые приносят невероятную душевную боль пациенту (например, связанные с насилием). Кроме того, выделяют отдельный вид гипноза — эриксоновский. Он более мягкий и легкий — человек не полностью погружается в транс, а остается в сознании и становится более восприимчивым к позитивным изменениям.

Важно помнить, что не все люди поддаются гипнозу в равной степени (на некоторых он не действует совсем). Гипноз в любом случае не может служить панацеей, но является хорошим инструментом в подходящих случаях.

Что делает: помогает выстроить свою собственную историю.

Нарративную практику можно считать частью клиент-центрированной терапии. На сеансах терапевт задает наводящие вопросы и помогает вам самим рассказать историю своей жизни — ту, которая понравится вам, а не партнеру, родителям, коллегам и обществу в целом. Это мягкая поддерживающая терапия, не предполагающая каких-то конкретных рекомендаций и предписаний от терапевта. Подойдет тем, кто не любит советы.

Что это простыми словами

IsTOPnik
31 октября 2020 10:16

Слово «гештальт» сегодня очень популярно. Выражение «гештальт не закрыт» знает каждый, многие слышали также о гештальт-терапии и видели многочисленные объявления гештальт-терапевтов. При этом далеко не все правильно понимают данных терминов, поэтому не всегда используют их по делу. Сегодня мы устраним данный пробел и разберемся, что такое гештальт, как он появляется, как его закрыть и можно ли его использовать во благо.

Что такое гештальт?

Гештальт (от нем. gestalt — «целостный образ») – это некая сущность, состоящая из нескольких частей, но воспринимаемая человеком как единая и неделимая. Для нашей психики роль гештальта чаще всего играет последовательность действий, начав которую, мы испытываем потребность завершить её.

Целостность образов нам необходима. Хоть в большинстве случаев эта потребность и выглядит нерациональной, но она сформировалась в ходе эволюции. Нашему мозгу комфортнее работать с целым образом, чем с множеством мелких деталей. Благодаря этой особенности мы сразу узнаём знакомые лица, не рассматривая нос и брови, и моментально распознаём любой бытовой предмет, не пытаясь анализировать его форму.

Гештальт помогает нам помнить важные вещи и практически сразу же забывать их, когда дело сделано. И каждый из нас постоянно пользуется данной особенностью психики, совершенно не задумываясь. Но порой она даёт сбой, и некоторые неактуальные вещи превращаются в незакрытые гештальты. Иногда это действительно неприятные и болезненные ситуации, а иногда и вполне обыденные дела, возле которых мы просто забыли мысленно поставить галочку «Сделано!».

Как формируется гештальт?

Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот. Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова. Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать.

Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать. Поэтому, даже если мы стараемся забыть о неприятной ситуации, негативный образ навязчиво всплывает в памяти, поскольку наша психика нуждается в том, чтобы довести его до логического завершения. Но получается наоборот – чем дольше мы обдумываем событие, тем сильнее убеждаемся, что следовало поступить иначе. Поэтому гештальт не только не уходит, но и закрепляется.

Иногда подобный гештальт удаётся закрыть самостоятельно. Например, если произошёл повторный спор с обидчиком, и в этот раз вы «выступили» абсолютно удачно, поставив неприятеля на место. Возможно и совершенно противоположное решение: вы помирились, выяснили причины конфликта, обсудили всё и пришли к какому-то консенсусу. Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно.

Причины появления гештальтов

Чтобы лучше понять, что такое гештальт, ученые проводили исследования с представителями разных народностей. Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов. Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус.

Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения. Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей.

Что такое гештальт-терапия?

Если гештальт не закрыт, человек постоянно притягивает проблему, давно ставшую неактуальной, в свою жизнь. Он сам не осознаёт, что уже несколько месяцев или даже лет тащит этот бессмысленный эмоциональный груз на собственных плечах. Гештальт-терапия – это эффективный способ избавления от таких деструктивных воспоминаний из далёкого прошлого, мешающих человеку жить полноценной жизнью в настоящем.

Специалист по гештальт-терапии умеет находить психологические «зажимы», удерживающие человека в непрерывном напряжении. Это достаточно ответственная работа, поскольку незакрытый гештальт, в отличие от многих других психологических проблем, невозможно вылечить таблетками. Избавиться от него можно только одним способом: найти и обезвредить. Именно этим и занимается гештальт-терапевт.

Следует учитывать, что эта форма терапии не является такой уж приятной. Приходится вспоминать многие травмирующие события из прошлого, и обычно это весьма болезненно. Зато данный подход помогает избавиться от психологического блока, скинув со своих плеч бесполезный груз. Когда гештальт закрыт, воспоминания уже не мучают человека, даже если он случайно вспомнит о тех неприятных событиях.

Как можно использовать гештальты?

В большинстве случаев мы стараемся избавиться от гештальтов, но они вполне могут приносить пользу. Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров:

Списки задач. Многим людям они добавляют мотивации и энергии, помогая работать эффективнее. Если вы тоже ведёте списки задач и с удовлетворением отмечаете выполненные, значит, вы используете мощь гештальта себе во благо.

Память о незавершенных делах. Мы непроизвольно используем гештальт, удерживая в памяти нечто важное (например, обещание позвонить родителям в 19:00). И мы помним об этом весь день не благодаря тому, что у нас хорошая память, а благодаря тому, что сознательно оставили гештальт незакрытым.

Правило «15 минут». Вероятно, вы знаете это правило, помогающее выполнять сложную и нудную работу. К примеру, перед вами стоит рутинная задача, которую придется решать часа 2. Согласно правилу «15 минут», нужно начать прямо сейчас, но через 15 минут можно переключиться на другие дела. Довольно часто в дело вступает гештальт, помогающий выполнить скучную работу за 1 раз.

Талоны с наклейками. Речь идет о буклетах, в которых нужно вклеивать наклейки, чтобы в конце получить какой то бонус. Секрет в том, что несколько наклеек уже вклеены за Вас, и это формирует гештальт — желание доклеить все недостающие наклейки, даже если бонус копеечный. Вам наверняка вручали такие талоны промоутеры или кассиры гипермаркета.

Рассмотренный пример с наклейками выглядит скорее вредным, чем полезным, поскольку маркетологи используют особенность нашей психики в собственных интересах. Подсказка: чтобы закрыть такой гештальт, достаточно старательно скомкать талон и с чувством выполненного долга выбросить в урну.

И всё же из данного формата можно извлечь пользу. Например, вы можете распечатать подобный талон и наклейки к нему для себя. Далее, выполняя определенные (не очень приятные) задачи, можно будет вклеивать наклейки, а когда талон заполнится – купить себе награду.

А ещё этот подход отлично работает на детях. Ваш ребёнок хочет новый смартфон? Напечатайте ему небольшой плакат с изображением его цели и местом под наклейки. После этого выдавайте ему очередную наклейку за каждое достижение, которое считаете важным.

Заключение

Гештальт – это нечто, что является для нашей психики целостным и неразрывным, несмотря на то, что состоит нескольких элементов. Если целостность гештальта нарушается, он превращается в тяжелый груз, мешающий эффективно работать и спокойно наслаждаться жизнью. При наличии болезненного гештальта, спровоцированного неприятными событиями из прошлого, необходима помощь специалиста.

А вот от повседневных раздражающих мелочей можно избавляться и самостоятельно. Для этого есть простое упражнение: необходимо концентрироваться на всех приятных ощущениях в течение дня. Во время завтрака старайтесь лучше почувствовать вкус, консистенцию и температуру пищи. Гуляя по парку, обращайте внимание на пение птиц, на окружающие запахи и на все другие ощущения, которые сможете обнаружить. Это очень эффективная техника, помогающая отвлекаться от переживаний и освобождать мысли.

И не забывайте, что гештальт может приносить не только вред, но и пользу. Гештальты используют маркетологи, чтобы привязывать клиента к своей компании. Также это отличный инструмент для повышения собственной эффективности, а родители могут применить данное явление, чтобы мотивировать детей лучше учиться и заниматься правильными вещами.

  • астрономиябиологиямозгхимияКультураэкономикаисторияязыкознаниематематикамедицинафилософияфизикаправоведениепсихологиясоциологияСмотреть все темы
  • Что такое доказательная медицина?

Добавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Добавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинетеСовременные исследования инсайтаДобавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинетеОт редакции 10 вопросов к психологам

Добавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинетеFAQ Ваза РубинаДобавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинетеFAQ Как завершить гештальт?Добавить в закладкиВы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация). Данное направление психологической науки возникло в первой половине XX в. и получило развитие, прежде всего, в трудах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Коффки, К. Левина и др. В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого. Такие конфигурации и получили название «гештальтов». На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.

Первый из них — принцип взаимодействия фигуры и фона — гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.

Второй принцип, часто называемый законом прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».

Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии.

Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой — от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт и разрешение.

На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного ощущения, часто беспокойства, тем самым, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания). Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта.

Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер «заряженной энергией озабоченности». В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально «приближается» к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия.

На этой стадии индивид переходит от собственно восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации последней к физическому, либо психологическому «присвоению» или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее «пережевывание», что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить.

В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности.

Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение.

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание — гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов.

На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с настоящим подходом, применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они также нашли широкое применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 июня 2011; проверки требуют 17 правок.

Запрос «Гештальт» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Гештальт психология (от нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

  • 1 Основные теоретические положения
  • 1.1 Принципы гештальта
  • 1.2 Гештальт качества
  • 2 Константы восприятия
  • 2.1 Константность размера
  • 2.2 Константность формы
  • 2.3 Константность яркости
  • 3 Фигура и фон
  • 4 Вклад
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Всеми известный факт, что психология имеет систему доказанных знаний, с помощью которых решаются различные практические и научные проблемы. Так, одно из направлений – гештальтпсихология – характеризуется принципом целостности и попытками объяснения восприятия, мышления личности. После продвижения её идей, когда течение достигло популярности, появляется новое движение – гештальт-терапия. Тогда же возникает предсказуемый вопрос: что общего, какие постулаты представителей гештальтпсихологии взяты в работу гештальт-терапевтов?

Пространство Гештальта

Понятие «гештальт» ввёл Христиан фон Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выдвинул проблему целостности восприятия и написал: «целое – это некая реальность, отличная от суммы его частей». Хотя дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал, его тезис остался основным в гештальтпсихологии.

Подробно, со всеми точностями о термине «гештальт» говорил Ф. Перлз, который является основателем гештальт-терапии. Гингер (1928 – 2011), являющийся теоретиком гештальт-терапии, любил обозначать гештальт как значимое множество, обладающее полисемией (многовариантностью). То есть, его значение существует не само по себе, а с индивидуальной окраской для каждого.

Также чётко интерпретировал понятие «гештальт» Освальд Шпенглер (1880 – 1936), который ввёл первым данный термин в русский язык. Благодаря его концепции понятие гештальта может быть применено к разнообразным актуальным культурным, философским и политическим вопросам, в рамках которых проблематика целостности и единства, связанная с глобализацией и смешением разнообразных дисциплинарных областей, обретает немалую значимость.

Основные идеи гештальтпсихологии

Гештальтпсихология возникла в Германии в 20-е годы XX столетия. Её основателями считаются Макс Вертгеймер (1880 – 1943), Вольфганг Кёлер (1887 – 1967) и Курт Коффка (1886 – 1941). Основной идеей было перестать изучать отдельно поведение и хитросплетения разума человека, поскольку в сознании человека части опыта организуются в целую структуру, или гештальт.

Основные открытия гештальтпсихологии связаны с:

  • соотношением фигуры и фона;
  • важностью интерпретации целостности или расщепленности фигуры в рамках контекста актуальной ситуации;
  • структурированным целым, которое не является всеобъемлющим, но не является и элементарной частицей;
  • активной организующей силой целостностей и естественной тенденцией к простоте формы;

Гештальтпсихология развивается по своему, изолированному от психологии стандартного видения пути. Она изучает поведение, речь и восприятие человеком окружающего мира, после чего анализируются отдельные принципы и объясняются их взаимодействия друг с другом, образуя что-то более крупное, объёмное.

Основные идеи гештальт-терапии

Основателем гештальт-терапии является Фриц Перлз (1893-1970). Начал заниматься в данном направлении с 1942 года, когда была выпущена его первая работа «Эго, голод, агрессия». В сотрудничестве с Лорой Перлз и Полом Гудменом к 1951 году заложил теоретические основы метода на базе гештальтпсихологии, психоаналитических, феноменологических и экзистенциальных исследований.

Главное в гештальт-терапии – это анализ происходящего здесь и сейчас, а не годами ранее, в детстве, как это принято в классическом психоанализе. Но это не означает, что стоит упускать значение биологической наследственности, опыт раннего детства или культурное давление социальной среды. Важно изучить внутреннюю связанность целостного бытия мира и одновременно развить свой собственный стиль жизни, в его специфичности, оригинальности. При этом идёт рассмотрение на трёх неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном.

Главная цель гештальт-терапии – достижение более полного понимания себя внутреннего: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также осознание внешнего мира, включая межличностные отношения.

Гештальт-терапия стремится к стойкому результату, когда посредством постепенного осознания клиент получает способность сознательно выбирать своё поведение, отстранившись от невротических и других болезненных симптомов. При этом начинает устойчиво реагировать на манипуляции окружающих.

В основе данной терапии лежит несколько представлений:

  • Источник силы – в настоящем.
  • Опыт важнее всего.
  • Сам терапевт – инструмент терапии.

Гештальтпсихология и гештальт-терапия

Несмотря на то, что в обоих названиях звучит одинаковая «приставка» — гештальт, утверждать, что в основе изобретения Перлза лежат принципы гештальта, нельзя. Конечно, и отвергать тот факт, что некоторые идеи гештальтпсихологии всё-таки используются, тоже не получится. Дело в том, что Перлз ознакомился с концепцией гештальтпсихологии поверхностно, не вдаваясь в подробности. Он и сам признавался, что ни одну ключевую монографию не осилил целиком. Поэтому использовал в работе свою вольную интерпретацию понятий.

Так какие же моменты «впитаны» наследниками гештальт-терапии из положений гештальтпсихологии? Некоторые исследования основоположников гештальтпсихологии и социальные эксперименты К. Левина доказывают многое из того, что у Перлза зачастую выглядело как интуитивные догадки.

Например, эксперимент К. Коффки 1920 года по применению принципа целостности к поискам ведущих принципов развития в детской психологии и взаимодействия со средой доказывает, что каждая часть имеет свою роль и важна именно функциональная структура целого, поскольку именно она определяет тип его организации. Наряду с принципом целостности был выдвинут принцип динамичности: течение психических процессов определяется динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися за счёт самого процесса. Оба принципа взаимосвязаны. Гештальт-психологи обнаружили, что функциональная структура целого динамична и способна сама себя поддерживать и восстанавливать, стремясь перейти в состояние максимально возможного равновесия, которое будет определяться чёткостью, завершённостью и осмысленностью.

На данные выводы опирался в своей практике Курт Гольдштейн, который занимался пациентами с черепно-мозговыми ранениями, страдающими афазией. Он заметил, что сила расстройства зависела не только от размеров поражения мозговой ткани, но и от множественных факторов, таких как страх возвращения на фронт, отношения с людьми и другие. Так, Гольдштейн пришёл к выводу о единстве физического и психического в организме. Что впоследствии пригодилось Фредерику Перлзу для развития гештальт-терапии.

Несмотря на незначительные отклики гештальтпсихологии, возможно, более правильным вариантом было бы назвать Перлзу свой подход экзистенциальной психотерапией, как ему и хотелось изначально.

Список использованных источников
  • 1. Лебедева Н., Иванова Е. Современный учебник Путешествие в Гештальт теория и практика. – СПб.: Речь, 2004. – 560 с.
  • 2. Перлз Ф. Теория гештальттерапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004 – 384 с.
  • 3. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия контуры теории и практики. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996. – 325 с.
  • 4. Гингер С. Гештальт: искусство контакта / Пер. с англ. Т. А. Ребеко. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект; Культура. 2010. – 191 с.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Оцените статью
Добавить комментарий