Фестингер

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Леон Фестингер родился 8 мая 1919 года в Нью-Йорке. Он закончил Высшую школу для мальчиков в Нью-Йорке и получил степень бакалавра в Сити-Колледже Нью-Йорка. В 1942 году он окончил Университет штата Айова со степенью магистра и доктора философии в области психологии. Будучи студентом, он посещал курсы, проводимые Куртом Левиным – психологом, который разработал «теорию поля», согласно которой поведение человека становится следствием совокупности факторов, присутствующих в настоящем. На протяжении двух лет Фестингер работал в университете совместно с Левиным, а потом, в 1943 году, он начал преподавать в Университете Рочестера.

Когда Левин формировал Центр исследования групповой динамики при Массачусетском технологическом институте, Фестингер присоединился к Центру в качестве доцента (старшего преподавателя) – это произошло в 1945 году. После смерти Левина Центр переехал в Мичиганский университет, где Фестингер работал адъюнкт-профессором, начиная с 1948 года. Через три года Фестингер перешел в Миннесотский университет, где он занимал должность профессора психологии. В 1955 году Фестингер перевелся на такую же должность в Стэнфордском университете, в котором он работал вплоть до 1968 года, когда он получил звание Профессора психологии Элса и Ханса Штаудингера в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ

Фестингер является создателем нескольких ключевых психологических теорий. Его теория когнитивного диссонанса стала косвенным результатом произошедшего землетрясения: Фестингер обнаружил, что жертвы землетрясения в Индии приходили в настоящий ужас от мысли о том, что их ожидают еще более мощные подземные толчки – несмотря на наличие веских доказательств обратного. Фестингер считал, что люди разносили такие слухи потому, что они оправдывали уже присутствующие у них страхи. Это убеждение легло в основу основой теории когнитивного диссонанса – это состояние дискомфорта, который появляется у человека, когда в его сознании присутствует сразу два противоположных убеждения, конфликтующих друг с другом.

Когнитивный диссонанс зачастую вырастает из ценностей, присутствующих в сознании этого человека. Например, человек, который вовлекается в практики или активности, которые, как он знает, являются вредоносными для него самого или для других людей (это может быть курение или привычный адюльтер), может переживать когнитивный диссонанс. Фестингер опубликовал результаты своих исследований в книге «Теория когнитивного диссонанса», которая считается самым важным его вкладом в развитие психологии, оказавшим долгосрочное влияние на эту область знаний. В 1959 году он получил Награду за выдающийся вклад в науку от Американской психологической ассоциации. В 1964 году Фестингер опубликовал свою работу «Конфликт, решение и диссонанс».

Согласно теории социального сравнения Фестингера, люди оценивают собственные идеи, ценности и убеждения, сравнивая их с идеями и представлениями других людей. Кроме того, человек склонен искать компании людей, разделяющих его личные ценности – вот почему закадычные друзья и романтические партнеры часто имеют одинаковые системы убеждений. Если человек замечает, что он в чем-то отличается от своих любимых людей, он может испытать дискомфорт – и для устранения этих различий люди часто пытаются изменить точку зрения другого человека или корректируют свою систему ценностей.

В книге «Когда пророчества не сбываются» Фестингер и его коллеги поделились опытом проникновения в небольшой культ, последователи которого верили в неизбежность конца света. В этой книге описывалось то потрясение, которое пережили эти люди, когда им были представлены веские доказательства, опровергающие их убеждения. Фестингер обнаружил, что информация, развенчивающая пророчества о судном дне и доказывающая их несостоятельность, не кажется представителям различных культов убедительной и не заставляет их поверить в то, что эти утверждения ошибочны – вместо этого они часто начинают твердить о том, что именно их убеждения поспособствовали тому, что эти пророчества так и не сбылись: к примеру, одна секта, верящая в то, что в ближайшее время настанет конец света, утверждала, что в действительности именно ее апокалиптические пророчества и предотвратили гибель этого мира.

ФЕСТИНГЕР ЛЕОН.

Леон Фестингер является одним из основателей особого направления психологии, возникшего в США в конце 1950-х— начале 1960-х гг. , — когнитивной психологии. Наряду с К. Левином, Э. Ч Толменом и Дж. Келли он сформулировал основные понятия, на которых впоследствии строилась наука. Таким понятием стала теория «когнитивного диссонанса», разработанная Л. Фестингером. Когнитивный, или, по-другому, познавательный диссонанс он трактовал как расхождение информации, имеющейся у субъекта, с восприятием существующей ситуации. При этом такое расхождение вызывает у индивида отрицательные эмоции, от которых он стремится избавиться.

Леон Фестингер родился в 1919 г. в США в семье интеллектуалов. В юношеском возрасте он увлекся психологией, благо дома было много книг, посвященных этой науке. В 1937 г. он поступил на факультет психологии Стэнфордского университета. Окончив его, Л. Фестингер остался работать на кафедре психологии.

В середине 1950-х гг. Фестингер создал новую социально-психологическую теорию, получившую название «когнитивного диссонанса». Это понятие образовано от латинского слова «cognitio» — «знание», «познание». Получая знания о предмете, человек может столкнуться с противоречиями, которые вызывают у него чувство дискомфорта. Этим противоречивым знаниям ученый приписал некий мотивационный статус, за счет которого чувство дискомфорта может быть устранено. Фестингер считал, что существует определенная система знаний об объектах и людях, названная им когнитивной системой. Эта система может иметь различный уровень сложности, взаимосвязанности и согласованности, что во многом зависит от характера составляющих ее знаний.

Таким образом, когнитивный диссонанс — это своего рода интеллектуальный конфликт, возникающий в той ситуации, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация; он проявляется в дисгармонии мыслей, чувств и поведения человека. Фестингер считал, что люди стремятся избавиться от этого диссонанса, и называл несколько возможных способов. Так, например, индивид может отвергать или неосознанно избегать новой информации, способной создать противоречия. Кроме того, человек может убедить себя, что противоречия на самом деле не существует. Каждый из этих способов не является определяющим для каждого отдельного человека, его выбор осуществляется неосознанно и зависит от ситуации.

В работе Л. Фестингер приводил пример такого искоренения конфликта. Если человек заставляет себя улыбаться и веселиться, когда ему грустно (т. находится в распространенной ситуации когнитивного диссонанса), то в какой-то момент он обязательно отреагирует на это и либо прекратит притворяться, либо действительно развеселится. В любом случае сложившееся поведение уже не будет притворством.

Для того чтобы наилучшим образом преподать идею когнитивного диссонанса обывателям, в 1957 г. Фестингер вместе со своими сотрудниками опубликовал книгу «Когда не сбылось пророчество». В этой работе они собрали информацию о многих несбывшихся пророчествах и неудавшихся пророках. Особенно подробно изучается факт пророчества об очередном Всемирном потопе, который должен был произойти в декабре 1956 г. Исследователи примкнули к группе людей, действительно ожидавших этой катастрофы, изучили и подробно описали в книге их реакцию, когда пророчество не сбылось. Тем самым они показали, как действует на практике явление когнитивного диссонанса.

В конце 1950-х гг. в США возникло новое направление в психологической науке, получившее название «когнитивная психология». Теория когнитивного диссонанса, созданная Л. Фестингером, стала одной из базовых в этом направлении. Таким образом, ученый вошел в круг наиболее известных психологов страны. Методы и принципы когнитивной психологии значительно отличались от тех, что были приняты в психологии бихевиоризма, распространенной в то время в США.

С 1968 г. Фестингер стал профессором Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Эта работа дала ему доступ к богатому эмпирическому материалу, накопленному многими исследователями, работавшими в стенах школы. Кроме того, здесь Фестингер стал проводить не только полевые, но и лабораторные исследования, т. получил доступ к оборудованию.

В рамках исследований, посвященных теории когнитивного диссонанса, Л. Фестингер провел совместно с Дж. Меррил Карлсмитом практический эксперимент по изменению сложившегося представления. Участниками опыта стали две группы студентов, которых в течение часа заставляли заниматься совершенно скучным делом: закручивать гайки или перекладывать с места на место мелкие детали. По истечении этого времени их попросили рассказать другому участнику эксперимента, еще не принимавшему в нем участия, об этом занятии как об очень интересном и занимательном времяпрепровождении. При этом в одной группе студентам заплатили за это по 20 долларов, а в другой — всего по доллару. В конце исследования психологи попросили студентов рассказать, насколько им самим понравилось занятие.

В результате ученые столкнулись со следующей картиной: те, кто получил по 20 долларов, не изменили свое сложившееся представление и продолжали считать перекладывание гаек скучным занятием. Те же, кто не получил достаточного внешнего оправдания своей лжи, говорили, что занятие было интереснее, чем на самом деле, как выразился Фестингер, «уговаривали сами себя». Таким образом, студенты, по мнению ученых, стремились преодолеть сложившийся когнитивный диссонанс, неосознанно начиная верить в то, что говорили.

Этот эксперимент имел и практическое значение, подтвердив один из основных принципов воспитания. Метод поощрений и наказаний, распространенный во многих семьях при воспитании детей, на самом деле совершенно неэффективен. Если нужно изменить представления человека о чем-либо, то высокая награда, наоборот, повлечет за собой укрепление этого представления. Необходимо, чтобы человек сам все понял, без внешнего воздействия, будь то поощрение или порицание.

Таким образом, теория когнитивного диссонанса быстро нашла применение в педагогике. С ее помощью можно выработать у ребенка определенное отношение, например к агрессии или честности, отзывчивости. Создавая у него чувство дисгармонии, педагог тем самым подталкивает его к установлению определенного мнения.

Эта «когнитивная» педагогика стала своеобразным противовесом педагогике «бихевиористской», которая утверждала, что все аспекты поведения можно построить при помощи простой системы «стимул-реакция». Фестингер вовсе не отвергал достижения би-хевиористов, он лишь утверждал, что далеко не всему можно научить таким способом.

Ученый считал, что если простые элементы поведения могут быть закреплены с помощью различных стимулов, то изменение мнения может быть достигнуто только с помощью когнитивных методов. Применяя когнитивный диссонанс можно «достучаться» до человека, повлиять на сделанный им выбор.

Явление когнитивного диссонанса может иметь не только положительные, но и отрицательные последствия. Наряду с предрассудками и различными заблуждениями, свойственными всем людям, следствиями могут являться нечестность и надувательство, которые обычно приводят к негативным последствиям.

Исследования, проведенные Л. Фестингером, являются чрезвычайно важными для многих наук, в частности для педагогики и социологии.

ЛЕОН-ПОЛЬ ФАРГ

ЛЕОН-ПОЛЬ ФАРГ

267. ГАЛЬКИ
Цветок трехфазный, мгла общественных уборных,Змееподобная семья Аспазий вздорных,На деревце греха срывающая плод,Ошибки, женщины — какой ужасный счет!Довольно! Пусть любовь махровой станет розой,Размером с пальму. Пусть не ноет впредь

42–43. Понсе де Леон — источнику вечной юности (1520 г

42–43. Понсе де Леон?— источнику вечной юности (1520 г. )

I

Ты — дивный пузырящийся алмаз,
Великое творение природы;
Ищу тебя — но тщетно эти воды
Обшариваю я за разом раз. Смотри: я стар, согбен и седовлас,
Пергамент лба мне иссекли невзгоды,
И упованья тают год от года,
Хотя

ЧЕРНЫЙ ЛЕОН

ЧЕРНЫЙ ЛЕОН
Настоящее имя – Турчининов Павел Дмитриевич(род. в 1878 г. – ум. в 1921 г. )

Известный русский анархист, создатель теории ассоциативного анархизма, организатор «Черной гвардии» в России. Павел Турчининов – поэт и теоретик анархизма, родился в богатой дворянской

Фестингер (1919–1989)

Фестингер
(1919–1989)
Сын ремесленника и белошвейки, Леон Фестингер, подобно Абраму Маслову – пардон, Абрахаму Маслоу, а также Полу Экману, Роберту Стернбергу и многим другим выдающимся американским психологам, мог бы быть нашим соотечественником. Кто знает – стал бы он

Школьная наука и гуманизм. Леон Баттиста Альберти

Школьная наука и гуманизм. Леон Баттиста Альберти
Чтобы справиться с этой задачей по-настоящему, нужны были два условия: во-первых, чтобы человек чувствовал себя как дома во всех областях искусства, т. был художником сам и, во-вторых, чтобы он имел хорошую научную

«Будь у меня шанс, я бы все повторил сначала» Леон Дегрель

«Будь у меня шанс, я бы все повторил сначала»
Леон Дегрель
Этот человек оставался убежденным нацистом и восторженным последователем Адольфа Гитлера до самой своей смерти – а жил он без малого 88 лет. Леон Дегрель прожил беспокойную и переполненную событиями жизнь: в 29 лет

Купер Леон Н.

Купер Леон Н. Леон Н. Купер получил Нобелевскую премию по физике в 1972 году за разработку теории сверхпроводимости – теории ВТСП. Именно его фамилию сценаристы присвоили своему главному герою,

Леон Верт – Антуан де Сент-Экзюпери

Перекрестные даты жизни: Леон Верт – Антуан де Сент-Экзюпери
1878 Л. Родился 17 февраля в Ремирмоне (Вогезы) в мелкобуржуазной еврейской семье. 1884 Л. Переезд семьи в Лион. Занятия в лицее Ампер. 1896 Л. Приезд в Париж. Первый год обучения на подготовительных курсах в лицее

Леон Муссинак Личность гения

Леон Муссинак
Личность гения
Личность Эйзенштейна — это личность гения. В нем ощущалась сила, потрясшая меня с первой же нашей встречи в ноябре 1927 года. От производимого им впечатления — как в физическом, так и в интеллектуальном смыслю — нельзя было уклониться.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НЬЮ-ЙОРК, БРАТ! ГОРОД, ПОЛНЫЙ ВЕСЕЛЬЯ. (Леон Томас)

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НЬЮ-ЙОРК, БРАТ! ГОРОД, ПОЛНЫЙ ВЕСЕЛЬЯ. (Леон Томас)
Дэвид Амран:Впервые я встретил Колтрэйна возле кафе «Богемия» на Гарроу Стрит. Это было весной 1956 года, когда там играл Майлс Дэвис. Во время перерыва я вышел и увидел Колтрэйна, который жевал кусок

Краткая биография Леона Фестингера

Леон Фестингер — один из величайших социальных психологов двадцатого века, хотя поначалу он не хотел им быть.

На самом деле, для него эта ветвь поведенческой науки была слишком слабой, что его не особо интересовало. Однако, хотя в молодости он чувствовал больший интерес к статистике, применяемой к психологической науке, он в конечном итоге внес значительный вклад в социальную психологию. Неудивительно, что он занимает пятое место среди наиболее цитируемых психологов 20-го века, уступая только Б. Скиннеру, Жану Пиаже, Зигмунду Фрейду и Альберту Бандуре.

Ранние годы

Леон Фестингер родился в Нью-Йорке, США, 8 мая 1919 года. , в лоне еврейской семьи русского происхождения. С детства мы знаем, что он учился в средней школе для мальчиков в Бруклине.

В 1939 году, когда ему было 20 лет, он получил ученую степень по психологии в Городском колледже Нью-Йорка. Позже он переедет в Университет Айовы, где будет учиться у Курта Левина и получить докторскую степень по детской психологии в 1942 году.

В молодости Фестингер совершенно не интересовался социальной психологией. и, по сути, он за всю свою жизнь не обучался на социального психолога. Собираясь в Айову, меня интересовала только работа Левина над живыми системами. Однако так случилось, что к тому времени, когда Фестингер переехал в учреждение, Левин придерживался взглядов, больше ориентированных на социальную психологию.

Несмотря на это удивление, Фестингер продолжал учиться у Левина, хотя Он не отказался от своего интереса к статистике и уровню притязаний как психологической конструкции, разработав количественную модель принятия решений. Молодой Леон Фестингер считал, что социальная психология — это психологическая ветвь со слишком расплывчатым методом исследования, и что он хотел работать в более «строгих» и «конкретных» областях.

Фестингер работал научным сотрудником в Айове с 1941 по 1943 год, а позже работал государственным деятелем в Комитете по обучению и отбору пилотов самолетов в Университете Рочестера, в частности, между 1943 и 1945 годами. Это были тяжелые годы Второй мировой войны, когда психологические исследования были наиболее востребованы. не только для того, чтобы узнать о способностях комбатантов, но и для того, чтобы найти способы психологически дестабилизировать противника.

Взрослая жизнь и карьера

В 1943 году Леон Фестингер женился на Мэри Оливер Баллоу, пианистке, от которой у него родились трое детей: Кэтрин, Ричард и Курт. Несмотря на то, что этот брак принес в мир троих детей, он в конце концов распался, и Фестингер позже женился повторно, в 1968 году, на этот раз с Труди Брэдли, профессором социальной работы в Нью-Йоркском университете.

В 1945 году Фестингер присоединился к недавно созданному Исследовательскому центру динамики Курта Левина в качестве доцента. в Массачусетском технологическом институте (MIT). Именно в этом учреждении Фестингер постепенно, не желая этого и не выпив его, стал социальным психологом. Также в Массачусетском технологическом институте он начал свое исследование социальной коммуникации и давления со стороны сверстников, которое ознаменовало собой серьезный поворот в его интересах в психологии.

После смерти Левина в 1947 году Фестингер перешел на работу в Мичиганский университет в 1948 году. Позже он перешел в Миннесотский университет в 1951 году, а затем перешел в Стэнфордский университет в 1955 году. Именно в эти годы Леон Фестингер напишет свою самую влиятельную статью по теории социального сравнения, а также по теории когнитивного диссонанса. Эти две теории являются одним из самых важных достижений в области социальной психологии двадцатого века.

Благодаря этому он получил большую репутацию и признание, будучи награжденным Премией за выдающийся научный вклад Американской психологической ассоциации. Его влияние было велико и за пределами области психологии, входит в десятку самых значимых ученых США по версии журнала Fortune. , вскоре после того, как опубликовал свою теорию социального сравнения.

Несмотря на растущую известность, Леон Фестингер решил сменить направление своих исследований в 1964 году, предпочитая исследовать зрительную систему, особенно движение глаз и восприятие цвета. В 1968 году он вернулся в свой родной Нью-Йорк, продолжая изучать восприятие в Новой школе социальных исследований. Однако в 1979 году он закрыл свою лабораторию.

Последние годы

В 1983 году, через четыре года после закрытия своей лаборатории, Фестингер выразил некоторое несогласие с тем, что он и его область достигли. Он считал, что, несмотря на то, что он проработал в области социальной психологии в течение сорока лет, в действительности мало что было достигнуто. Кроме того, он чувствовал, что многие социальные проблемы, которые необходимо было решать психологически, были оставлены без внимания и что было уделено внимание довольно тривиальным аспектам.

Среди его последних работ пытался понять, что побудило культуру отвергнуть или принять новую идею. Он попытался связать это с развитием и эволюцией различных обществ на протяжении истории, сравнивая, как принятие или отклонение одной и той же идеи в двух разных культурах привело к изменениям в менталитете ее членов. Он работал над книгой об этом, но, к сожалению, рак настиг его, прежде чем он смог что-либо опубликовать. Он решил не лечиться и скончался 11 февраля 1989 года.

Теория когнитивного диссонанса

У людей есть самые разные верования, в этом нет никаких сомнений. Тем не мение, Что происходит, когда два или более из этих устоявшихся убеждений вступают в конфликт? Мы чувствуем себя некомфортно, потому что наша система ценностей перестала быть гармоничной и сейчас находится в напряжении. Например, если мы считаем себя антирасистами, но обнаруживаем, что наш любимый певец откровенно расист, очевидно, что он не оставит нас равнодушными.

Мы называем этот конфликт между двумя или более противоположными убеждениями когнитивным диссонансом. Согласно этой теории, в каждом человеке есть определенная тенденция поддерживать согласованность и гармонию между своим поведением и убеждениями. Когда эта согласованность нарушается, возникает диссонанс, который вызывает у человека дискомфорт.

Чтобы перестать чувствовать дискомфорт, человеку придется изменить некоторые факторы, вызывающие этот диссонанс. Обычно есть три способа уменьшить когнитивный диссонанс.

Измените отношение, чтобы добиться большей согласованности

Один из способов уменьшить когнитивный диссонанс — это изменить или устранить одно из убеждений, поведения или отношения, особенно то, которое вызвало дискомфорт. Этот путь действительно сложно применить, так как он подразумевает изменения, процесс, который нам дорого обходится.

Например, если бы мы только что обнаружили, что наш любимый певец — расист, а мы — антирасисты, мы бы перестали боготворить этого певца и не продолжать слушать его музыку, или даже выбросили бы всю его дискографию. в мусор.

Получите новую информацию, уменьшающую диссонанс.

Этот вариант состоит из включения нового убеждения или отношения, которое снижает напряжение между предыдущими убеждениями. Он заключается в уменьшении дискомфорта за счет поиска чего-то нового, что позволяет нам оправдать свое отношение.

В случае этого примера это будет заключаться в поиске информации, которая позволит нам понять, почему он утверждает, что он расист, в какой среде он вырос, и оценить, действительно ли мы действуем должным образом, отвергая или отвергая его за его идеи, а не для его музыки.

Снижайте важность убеждений.

Этот третий вариант состоит в снижении ценности убеждений или идей, которыми мы обладаем, оправдание поведения, которое, хотя и может быть вредным, делает нас счастливыми. То есть он состоит из релятивизирующих убеждений, чтобы уменьшить напряжение между ними.

В случае с певцом-расистом можно было бы сказать, что тот факт, что этот певец является расистом, не так уж и плох, учитывая, что, в конце концов, все в большей или меньшей степени расисты, и тот факт, что он это признал. нет причин отказываться от него.

Теория социального сравнения

Другой важный вклад Леона Фестингера в социальную психологию — его теория социального сравнения 1954 г. Эта теория основана на таких факторах, как личная самооценка и самооценка. Фестингер утверждал, что мы постоянно сравниваем себя с другими. создание хорошего или плохого представления о себе на основе того, что мы видим или воспринимаем от других людей. Наше восприятие наших способностей на самом деле представляет собой смесь между тем, что мы действительно осваиваем, и тем, что, по нашему мнению, у нас есть.

Наша самооценка напрямую связана с тем, что мы воспринимаем о других. , который мы используем как своего рода стандарт того, что правильно, а что неправильно. Конечно, эта самооценка будет меняться в зависимости от контекста, в котором мы находимся. В зависимости от характеристик других людей и того, как такие черты воспринимаются как положительные или отрицательные, наше видение самих себя будет, следовательно, более благоприятным или неблагоприятным.

Это четко прослеживается в каноне красоты, как мужской, так и женской. Хотя верно, что в последние годы был принят более открытый образ того, что понимают красивые мужчины и женщины, правда в том, что традиционный канон по-прежнему имеет большое значение: мужчина должен быть мускулистым, а женщина — худой, При этом социально приемлемым является то, что мужчины ходят в спортзал, чтобы набрать мышечную массу, а женщины делают это, чтобы уменьшить процентное содержание жира.

Это хорошо видно в средствах массовой информации, особенно в фильмах и в рекламе гигиены. Это делает мальчиков, которые не являются худыми и слегка полноватыми женщинами, менее желанными, недооцененными, и у них могут даже развиться проблемы с пищевым поведением или, по крайней мере, дисморфия тела.

Но не совершайте ошибку, думая, что теория социального сравнения ограничивается изображением тела. Также принимаются во внимание более интеллектуальные, экономические и социальные аспекты. Например, ребенок, который ходит в школу, и оказывается, что его одноклассники — дети родителей, у которых денег больше, чем у него, и, видя, что у них более качественные рюкзаки, чемоданы и одежда, он не сможет избежать плохого самочувствия. Это.

Библиографические ссылки

  • Фестингер, Л. (1983). Человеческое наследие. Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета.
  • Фестингер, Л. (Ред.). (1980). Ретроспективы социальной психологии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Фестингер, Л. (1957). Теория когнитивного диссонанса. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  • Фестингер, Л. (1954). Теория процессов социального сравнения. Человеческие отношения, 7, 117–140.
Оцените статью
Добавить комментарий