Этапы развития коллектива

2 Особенности ученического коллектива

Ученический коллектив — сложное социальное образование. Он обладает определенной структурой. В общем виде структуру школьного воспитательного коллектива можно разделить на формальную и неформальную структуру. К формал-й относится: единый педагогический коллектив, классы, кружки, объединения, секции, клубы, факультативы. К неформальным: микрогруппы педагогов, микрогруппы учащихся.

Ученический коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. По выделению признака (основания) можно говорить о классификациях функций. Так Л. Новикова выделяет следующие функции: регулятивная, формирующая, корректирующая.

Кротов указывает на существование следующих функций: Организационная, идейно-воспитательная, стимулирующая

Организационная функция — коллектив сам управляет общественно-полезной деятельностью. Идейно-воспитательная функция- коллектив становится носителем определенных идей и убеждений. Функция стимулирования связана с тем, что коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов, регулирует поведение своих членов их взаимоотношения. Наиболее стабильное звено в официальной структуре ученического коллектива — коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные ученические коллективы.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив — это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Любой воспитательный коллектив является единством относительно самостоятельных коллективов: педагогического и детского. Их функционирование — взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов, пед. коллектив достигает цели по результату — сплочению учащихся.

Ученический коллектив имеет признаки любого коллектива. Однако ему присущи специфические особенности, в качестве которых можно выделить следующие.

Деятельность ученического коллектива направлена на самих себя, на воспитание каждой личности и всех учащихся, подготовку их к труду и общественной работе, тогда как деятельность других коллективов направлена на объекты, лежащие за их пределами (производство, спорт, оборона страны и т.

В ученическом коллективе объектом и субъектом обучения и воспитания являются учащиеся, а центральной фигурой этого процесса выступает педагог, так как деятельность учащихся не сводится к самообучению и самовоспитанию. Процесс обучения и воспитания невозможен без взаимодействия «учащийся — педагог».

Особенность ученического коллектива состоит и в том, что основной вид деятельности школьников — учение, которое организует и сплачивает их единством цели, формами и методами обучения и воспитания.

Ученический коллектив характеризуется однородным возрастным составом, обеспечивающим общность интересов, взаимопонимание и относительную психологическую совместимость.

Указанные благоприятные особенности ученического коллектива реализуются не сами по себе, а в результате разнообразной совместной деятельности. И коллектив становится фактором воспитания учащихся не сразу, а в результате целенаправленной и систематической работы.

Школьный коллектив

Особое значение в формировании личности имеет воспитательная группа. Ее создают в школе и формируют из учеников на базе общих стремлений на пути к успеху, а также на основе нормальных социальных отношений. В подобном коллективе имеет место высокая организация межличностных отношений и самоуправления. Формирование такой общности активизирует учеников в повышении целенаправленности, формирует их культуру поведения и положительные межличностные отношения.

В школьный коллектив входят следующие элементы:- первичные (классы);- временные (кружки, спортивные секции);- формальные (орган самоуправления школы, ученический комитет);- неформальные.

Этапы становления коллектива

Великий педагог А. Макаренко сформулировал основной закон, по которому должна жить общность воспитанников. Его основной принцип состоит в движении. Это форма жизни коллектива. Остановка всегда означает его смерть.

Основными принципами коллектива, по мнению великого педагога, являются зависимость и гласность, а также перспектива. Немаловажную роль при этом играют и параллельные действия всех его членов.

Также Макаренко выявил стадии развития коллектива. Они состоят из четырех этапов, первым из которых является становление. Оно происходит в период формирования класса, кружка или группы в коллектив или социально-психологическую общность, где отношения между учениками определяются их целями, задачами и характером совместной деятельности. При этом основным организатором является педагог, выдвигающий к детям определенные требования.

На второй стадии развития коллектива усиливается влияние актива. Это учащиеся, которые не только выполняют требования педагога, но и предъявляют их к остальным одноклассникам. На этом этапе развития коллектив выступает как целостная система, в которой уже развиты и начинают работать механизмы саморегуляции и самоорганизации. При этом данная общность является инструментом целенаправленного воспитания положительных человеческих качеств.

На третьей стадии развития коллектива по Макаренко происходит расцвет. Общность доходит до такого этапа своего развития, когда требования ее членов к себе становятся более высокими, чем к своему окружению. Все это свидетельствует о достижении высокого уровня воспитанности, а также устойчивости суждений и взглядов учащихся.

Находясь в подобном коллективе, у личности есть все предпосылки в формировании ее нравственности и целостности. Основной признак такой общности на данной ступеньке развития состоит в наличии общего опыта и одинаковой оценке тех или иных событий.

Четвертая стадия развития группы представляет собой движение. На данном этапе школьники, опираясь на уже усвоенный коллективный опыт, предъявляют к себе определенные требования. При этом основной потребностью детей становится соблюдение нравственных норм. На данном этапе процесс воспитания плавно переходит в самовоспитание.

Все стадии развития коллектива по Макаренко не имеют четких границ. Каждый из последующих этапов добавляется к предыдущему, а не сменяет его.

Описывая свою теорию стадий развития коллектива, великий педагог уделял большое внимание созданным его членами традициям. Это устойчивые формы жизни общности, помогающие вырабатывать линию поведения, а также украшающие и развивающие школьную жизнь.

По утверждениям Макаренко, сплотить и увлечь коллектив способна цель, которая может быть близкой, средней и далекой. Опорой первой из них является личная заинтересованность. Средняя цель определяется по сложности и времени, а далекая является наиболее социально значимой. Подобная система перспектив должна пронизывать весь коллектив. Только в таком случае его развитие будет протекать естественным образом.

Рассматривая стадии развития детского воспитательного коллектива, Макаренко выдвинул также и принцип параллельных действий. Что он означает? На той или иной стадии развития коллектива каждый из его членов оказывается под одновременным воздействием воспитателя и своих товарищей. Порой наказание провинившихся может быть чересчур суровым. Именно поэтому данный принцип Макаренко советов использовать с осторожностью.

Согласно теории известного педагога, для полностью сформированного коллектива характерны следующие черты:- постоянная бодрость;- дружеское единение всех членов;- чувство собственного достоинства;- мотивация к упорядоченному действию;- ощущение защищенности;- эмоциональная сдержанность.

Средства воспитания

Формирование личности ученика в школьном коллективе происходит посредством:- учебной работы;- внеклассных мероприятий;- трудовой деятельности;- культурно-просветительной и общественно-социальной работы.

Для того чтобы сформировать здоровый школьный коллектив, необходимо:- воспитать ученический актив, помогающий педагогу и положительно влияющий на всех своих одноклассников;- правильно организовать спортивно-оздоровительную, просветительскую, трудовую и учебную деятельность;- четко сформулировать педагогические требования.

Концепция Лутошкина

По мнению данного автора, существуют следующие стадии развития ученического коллектива:1. Первый этап — номинальная группа. Эта общность существует формально и обладает совместной деятельностью и временем. Если подобное наблюдается в школе, то такой коллектив называют недружным классом. Второй этап — группа-ассоциация. Она возникает при наличии одинаковых целей у всех ее членов. На третьей стадии развития коллектива по Лутошкину возникает группа-кооперация. Для нее характерно единство целей, высокая сплоченность и единый подход к решению поставленных задач. Четвертый этап – создание группы-автономии. Данную общность отличает внутреннее единство, развитый самоконтроль и высокая подготовленность к решению задачи. Пятый этап характерен возникновением группы-коллектива. Это высшая стадия развития общности, все члены которой связаны единой целью, а также деятельностью на пути ее достижения. Кроме того, в такой группе можно наблюдать морально-психологическое единство, высокую подготовленность и совершенную организационную структуру.

Рассмотрим характеристики всех описанных А. Лутошкиным стадий.

Группа-ассоциация

Эта стадия развития коллектива носит название «Мягкая глина». Такое название данному этапу дано не случайно. Мягкая глина является материалом, легко поддающимся воздействию. Взяв его в руки, можно лепить все, что угодно. Хороший мастер может сделать из глины красивый сосуд или любое другое прекрасное изделие. Но без приложения усилий материал навсегда останется просто куском почвы.

Так же и в детском объединении. Здесь роль мастера может играть формальный лидер, классный руководитель или просто авторитетный школьник. Да, не все идет гладко. У коллектива не хватает опыта взаимопомощи и взаимодействия. Однако на этой стадии уже заметны усилия, направленные на сплочение сообщества.

Признаки коллектива

Группа людей достигает своего высокого уровня развития, если есть:- общая цель;- совместная деятельность;- взаимозависимые отношения ответственности;- общее руководство, которым может быть либо один из наиболее авторитетных членов, либо органы управления.

В коллективе присутствуют различные типы отношений:- личные, основу которых составляют симпатия, антипатия и привязанность;- деловые, необходимые для совместного решения поставленных задач.

Группа-кооперация

Эта ступень развития коллектива носит название «мерцающий маяк». На данной стадии коллектив сравнивается со штормовым морем. Находящемуся среди бушующих волн опытному моряку мерцающий огонь маяка позволяет выбрать правильный путь и приносит уверенность. Здесь только нужно быть внимательным и не потерять спасительный луч из виду.

Коллектив, формирующийся в группе, также подает каждому своему члену сигналы выбора правильного пути и всегда готов протянуть руку помощи. В такой общности возникает желание трудиться и помогать друг другу. Роль маяка в ней играет актив.

Ученический коллектив и его особенности

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, окоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их

Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Группа-коллектив

Итак, все основные стадии развития коллектива пройдены, и он поднимается на пятую ступень, носящую название «горящий факел». Недаром данный этап ассоциируется с живым пламенем. Оно означает единую волю, тесную дружбу, деловое сотрудничество и отличное взаимопонимание. На этой стадии формируется настоящий коллектив, который никогда не замкнется в узких границах своего сплоченного и дружного объединения. Входящие в него люди не останутся равнодушными к проблемам других групп, освещая их путь, как легендарный Данко, своим пылающим сердцем.

Оцените статью
Добавить комментарий