Эмоции в психологии это

Соотношение понятий

Их различия и сходства сплетаются в кружево удивительной сложности. Они взаимосвязаны, но не совпадают и не перетекают одно в другое. В жизни не встретишь ни одного, ни иного отдельно, в «чистом» виде. Через них человек выражает себя и свое мироощущение.

Обе категории имеют похожие свойства:

  • касаются переживаний по поводу и без него;
  • связаны с определенным расположением духа;
  • имеют направление, силу, длительность и этапы развития и проявления;
  • выражаются в психосоматической форме;

Среди отличий выделю существенные для эмоциональных сигналов:

  • имеют простую структуру, говорят о чем-то одном: страхе, восторге, гневе, раздражении;
  • их характеризует динамика;
  • они идентичны у разных людей.

В психологии эмоций и чувств есть и различия, и сходства. А вот то, что мы переживаем, испытывая их, существенно отличается. Вы наверняка замечали, что когда вас накрыла «волна», вы перестаете чувствовать даже самых близких людей, а человек, способный переживать глубокие ощущения, редко впадает в состояние аффекта.

Границы понятияПравить

Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».

Под переживаниями понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

Теории эмоций

Информационная теория П. Симонова: эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью её удовлетворения (при недостатке информации, необходимой для достижения цели); информированность человека о средствах удовлетворения потребности может снимать эмоции.

Когнитивная теория Л. Фестингера: положительные эмоции – если ожидания подтверждаются. Отрицательные – если ожидания не подтверждаются

Биологическая теория П. Анохина: положительные эмоции возникают, если результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат. Несовпадение ведёт к беспокойству, поиску новых комбинаций, которые привели бы к положительным эмоциям.

Классификация видов эмоциональных явлений

Человек – наиболее эмоциональное существо. Он способен испытывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тысячью слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространённую в психологии классификацию (см. рис.

Виды эмоциональных явлений (по степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщённости)

ЭМОЦИИ (по силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения) 1. Чувственный тон;   2. Собственно эмоции (базовые): радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина;   3. Настроения; 4. Аффекты; 5. Стрессы.

ЧУВСТВА   1. Моральные; 2. Интеллектуальные; 3. Эстетические; 4. Практические. СТРАСТИ

Рис. Виды эмоциональных явлений

В таблице 3 дадим определения указанным в классификации эмоциональным явлениям.

ПонятиеОпределение понятия. Назначение эмоции
Чувственный тон — это положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др. ) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. Многие ощущения человека имеют определённую эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. Леонтьев назвал этот феномен «пристрастностью» отражения и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания. Эмоции базовые — это эмоции, носящие ситуативный характер, выражающие оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковременны, достаточно сильно выражены, причины возникновения человеком достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены и среди них выделены 10 основных (К. Изард). Каждая базовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. Почти все из них читаются по мимике лица. Радость — — положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Служит для установления контактов с людьми, сохранения в памяти полезных мыслей и действий, устранения негативного воздействия отрицательных эмоций. Удивление — — не имеющая чётко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Служит для погашения существующей активности нервной системы и для подготовки организма к активности в новой ситуации. Интерес — — эмоциональная реакция на новое, источник мотивов научения и творчества. Печаль (горе, страдание)— эмоциональный сигнал невозможности удовлетворить жизненно важные потребности. Проявляется в прикованности мысли к объекту печали, слезах, горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, даёт возможность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием. Гнев — эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для человека потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т. Гнев обеспечивает мобилизацию всех сил организма для борьбы. Страх — — отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении человеком информации о реальной или воображаемой опасности; эмоциональная реакция на опасность. Страх — способ активности и защиты от сильных потрясений. Отвращение — отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др. ), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками человека. В эволюции возникло как защита от отравления. Презрение — отрицательная эмоция, возникающая в межличностных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение – это отвержение другого человека. Стыд — социальная эмоция, которая выражает осознание субъектом несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожиданиям других людей и собственным представлениям. Переживание стыда – показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их. Вина — эмоция, возникающая при нарушении моральных и этических норм. Без принятия личностью общественных норм не возникает. Вина выражает осуждение человеком своего поступка и себя, сопровождается снижением самооценки, раскаянием и стремлением исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда. Настроение — устойчивое, слабо выраженное, сравнительно продолжительное переживание, которое окрашивает поведение и деятельность человека в течение значительного времени. Причины далеко не всегда ясны переживающему их человеку, но они всегда есть и могут быть определены. Настроение зависит от здоровья, самооценки, уровня притязаний, характера и др. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные воздействия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Может быть радостным и грустным, весёлым и угнетённым, бодрым и подавленным, спокойным и раздражённым. Оно указывает на то, что человек настроен, готов реагировать определённым образом. Рубинштейн считал, что, 1) оно не предметно, а личностно; 2) это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Другие люди, их отношение, их внимание, забота, даже просто выражение лица формируют настроение человека. Часто повторяясь, настроение может стать устойчивой чертой личности (пессимисты и оптимисты). Чем старше человек – тем более устойчивым, постоянным становится его настроение. Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение человека: может стимулировать или подавлять его деятельность. При преобладании положительного настроения человек легко переживает временные неудачи и огорчения. Следовательно, важно уметь управлять своим настроением (через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психической саморегуляции). Аффект — эмоциональное переживание, возникающее внезапно, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Возникает в экстремальных условиях, когда человек не видит конструктивного выхода из уже возникшей ситуации. Причина аффекта – чаще всего конфликт между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшие побуждения. При аффекте объём сознания сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией, а также происходит мобилизация всех сил организма. Формы его проявления – гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние или ступор, скованность. Аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже обмороком, так как чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным охранительным торможением, эмоциональным шоком. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, либо событие в целом (полная амнезия). Выражение эмоций в форме аффекта не желательно. За исключением редких случаев развития патологического аффекта, сопровождающегося глубоким помрачением сознания, человек ответственен за свои действия, совершённые в состоянии аффекта. Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, он имеет определённые этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то вначале это может сделать любой нормальный человек. Конечно, это требует огромных волевых усилий, тем более значительных, чем в большей степени развилось аффективное состояние. Здесь самое главное – отсрочить наступление аффекта, «затушить» вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением. Существуют специальные приёмы, которые помогают человеку справиться с сильной эмоцией и не допустить её превращения в аффект. Для этого рекомендуется вовремя заметить и осознать нежелательную эмоцию, проанализировать её истоки, сбросить мышечный зажим и расслабиться с помощью следующих приёмов: глубоко и ритмично дышать; привлечь заранее заготовленный «дежурный образ» приятного события в своей жизни; попытаться посмотреть на себя со стороны, развести само переживание от предмета, «вызвавшего его» и др. Таким образом, аффекта можно не допустить, но это требует выдержки, самоконтроля, специальной тренировки, развития нравственных качеств личности. Почти все пережитые аффекты запоминаются. Их влияние на психику столь велико, что часто даже воспоминание вызывает реакцию следового аффекта. Человек в своей памяти как бы заново его переживает. Изучив механизм следового аффекта, А. Лурия в начале 1930-х гг. создал первый детектор лжи. Его действие было основано на том, что при назывании слов, связанных с пережитым аффектом, человек неосознанно проявляет комплекс вегетативных и двигательных реакций. Первоначально детектор лжи использовался при ответах на вопросы в процессе допроса обвиняемых и свидетелей. Сейчас в отечественной криминалистике он не применяется, во-первых, по этическим мотивам, во-вторых, из-за возможности получить недостоверную информацию, т. однотипное изменение вегетативных показателей происходит при разных эмоциях. Стресс –     Физиологический стресс –   Информационный стресс —     Эмоциональный стресс –   Депрессия — нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным экстремальным воздействием; состояние необходимой тотальной мобилизации сил организма и психической деятельности на поиск выхода из очень трудного, опасного положения (Еникеев М. — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней (Г. Селье). С помощью стресса организм целиком мобилизует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами. Стресс – естественная часть человеческой жизни, не всякий стресс вреден. Стресс, по утверждению Ганса Селье (1907-1982), канадского биолога, врача и психолога, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (адаптационный синдром). Проявляется в несвязности речи, растерянности, нарушении памяти и пр. Протекает в три этапа (Г. Селье): 1) тревога – мобилизация всех защитных сил организма для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными средствами (эустресс). Это проявляется в интенсификации работы внутренних органов, в улучшении показателей объёма и устойчивости внимания, повышении работоспособности. Человек внутренне готов к преодолению препятствий, для него характерна вера в успех. Но уже на этом этапе повышенное возбуждение из центров головного мозга распространяется на периферические отделы и внутренние органы; 2) стабилизация – ситуация закрепляется, идёт перерасход адаптационных сил (дистресс). Все системы организма, выведенные из равновесия, начинают функционировать на предельном уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, всё как будто налаживается, но внутренне идёт перерасход адаптационных резервов. Если действие стрессовых факторов продолжается, наступает третья стадия; 3) истощение, в результате наступает ухудшение самочувствия, заболевание (нервное или соматическое) и даже смерть. Особенностью стресса является то, что человек реагирует не только на опасность или реальное ухудшение ситуации, но и на угрозу этого. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации потери работы или развода супругов, но и при боязни лишиться работы или в тревожном ожидании разрыва брачных отношений. Поведение в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Если он длиться долго – возникают серьёзные проблемы. Люди по-разному переживают стресс (стресс льва (опасность подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно; повышается активность, мобилизуются силы, растёт эффективность деятельности) или стресс кролика (может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, имеют место пассивность и общее торможение)). Ни одному человеку не удаётся жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжёлые жизненные потери, конфликты, напряжение при выполнении тяжёлой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т. являются стрессоустойчивыми. По виду стрессора и характера его влияния различают стресс физиологический и психологический. — реакция организма на угрожающую ситуацию (боль, потеря крови, нарушение дыхания и пр. Психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный. — вид стресса, возникающий в ситуации значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе (особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений). Для этого вида стресса является характерным снижение объёма и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможность сосредоточиться, ухудшение памяти, увеличение количества ошибок и неправильных решений, мышление становится спутанным, неспособным оценивать существующие условия или прогнозировать результаты. — вид стресса (Р. Лазарус), возникающий при эмоциональных перегрузках человека; возникновение его большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, обиды, опасности и др. Последствиями данного вида стресса является следующее. Увеличивается напряжение, тревога, беспокойство. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, общительные – угрюмыми и замкнутыми. Жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены. Возможно появление депрессии, ощущения беспомощности либо эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее часто возлагается на других людей. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы (снижением или полным отсутствием интереса к окружающему миру и др. ), когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Пути снижения психотравматического воздействия стрессовых ситуаций: 1) рационализация надвигающегося отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его неопределённости, вживание в него, предварительное примыкание к нему, устранение эффекта внезапности; 2) обесценивание, снижение значения стрессовой ситуации; 3) предельное мысленное усиление возможных отрицательных последствий предстоящих событий (реальность может оказаться легче ожидаемых кризисных ситуаций). Эмоциональное выгорание — психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи; проявляется в эмоциональном и/или физическом опустошении: ощущении эмоционального напряжения и чувстве опустошённости; при этом возникает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслуживаемым по роду работы, следствиями чего являются раздражительность и конфликтность. Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продуктивности труда, самооценки своей компетентности, росту недовольства собой и негативному отношению к себе как личности. Причины: монотонность и однообразность работы, неадекватное руководство, отсутствие условий для карьерного и профессионального роста, профессиональное несоответствие, социально-психологическая дезадаптация и др. Внутренние условия, влияющие на возникновение эмоционального выгорания: акцентуации характера определённого типа, высокая тревожность, высокая агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний и др. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как стресс, приводит к психосоматическим нарушениям. Средства предупреждения : оптимизация условий труда, психологическая коррекция эмоциональных нарушений на ранних стадиях и др. Тревога — — состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределённого беспокойства. Тревожность — — склонность человека к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора; достаточно устойчивое свойство личности. Паника — — мотивационное психическое состояние, связанное с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими. Фрустрация — — крайне эмоционально напряжённое негативное состояние, связанное с возникновением непреодолимого для данной личности препятствия в достижении значимой для неё цели. (Еникеев М. ) В случае неустранимости причин фрустрации может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. Проявляется в невыносимо тягостном, гнетущем психическом напряжении, в чувстве отчаяния, безысходности, крайней агрессивности в отношении фрустратора. Глубина зависит от значимости блокируемой цели и её близости. Могут иметь место также неврозы и деформации характера: устойчивая неуверенность в себе, заниженность самооценки и уровня притязаний, ригидность (неспособность изменять программы поведения). Труднопреодолимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому он ищет какие-то компенсирующие выходы, уходит в мир грёз, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует). Устойчивость человека к фрустраторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами. Что же делать? Вести себя рационально, снизить уровень притязаний, смириться с трудностями и т. Эйфория — — психическое состояние (настроение), которое характеризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьёзным сторонам и явлениям жизни. Эйфорию вызывают алкоголь, наркотики, зрители для артистов и пр.

Чувства – это самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека, формируется в условиях его жизни в обществе.

Высшие чувства – особая форма переживаний, связанная с более сложными духовными потребностями, в которых заключено всё богатство подлинно человеческих отношений. Объектами этих чувств являются отдельные люди, группы людей, предметы культуры, произведения искусства и литературы. Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов (МГПУ).

Как стресс влияет на организм?

Физиологические реакции организма на стресс:

  • учащение пульса;
  • повышение артериального давления;
  • повышение температуры тела;
  • нарушение сна;
  • отсутствие аппетита или наоборот постоянное чувство голода;
  • вспотевшие ладони;
  • повышенная потливость;
  • сухость во рту;
  • бледность или чрезмерное покраснение лица;
  • напряжённость в мышцах.

Физиологические механизмы возникновения стресса:

  • В коре головного мозга формируется интенсивный устойчивый очаг возбуждения так называемый доминанта, который подчиняет себе всю деятельность организма, все его помыслы и поступки человека.
  • Вслед за устойчивой доминантой развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга гипоталамус, который заставляет близлежащую железу – гипофиз выделять в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и гормоны стресса, которые и вызывают перечисленные симптомы.
  • Стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность. Сохраняются стрессовые эмоции. В кору головного мозга вновь поступают импульсы, которые поддерживают активность доминанты, а в кровь продолжают поступать гормоны стресса.

В чем отличия эмоций от чувств в психологии

КритерийЭмоцииЧувстваДлительностьКороткие, быстро возникают и также проходят. Развиваются в течение времени, устойчивые, сопровождают человека по жизни. ОсознанностьСпонтанные. Требуют понимания, анализа и оценки. Влияние на настроениеОказывают, могут спровоцировать спад или подъем. С настроем не связаны. ПроявлениеСнаружи, видны окружающим. Внутри, могут долгое время быть скрыты от посторонних глаз. ГлубинаПоверхностные. Глубокие. УстойчивостьПеременчивы. Стабильны. СамоконтрольБесконтрольны. Контролю поддается публичная трансляция. Возможность объяснитьЛегко найти объяснение. Бывает сложно подобрать слова. К чему привязаныК конкретной ситуации, событию, случаю. К предмету или объекту. Сложность понять и увидетьВидны и понятны. Бывает сложно подобрать слова. Возможность скрытьОчень маленькая, причем попытка завуалировать может привести к их неверной передаче. Есть. ВзаимосвязьПервичны, доступны с рождения. Передаются с помощью эмоций, но не всегда с ними совпадают.

Эмоциональные состояния человека

Эмоциональные процессы отличаются по формам. В качестве примеров состояния человека можно привести следующую классификацию:

  • Эмоции непосредственно проявляются как в столкновении с действительно существующими событиями, так и при обдумывании воображаемых происшествий. С их помощью индивид выражает степень удовлетворения происходящим, оценивает события, основываясь на собственном опыте.
  • Чувства характеризуются постоянной устойчивостью и отличаются по яркости выраженности, человек может чувствовать страсть, любовь, обиду.
  • Настроение является наиболее длительным состоянием психики, влияющим на поведение и самочувствие человека в общем смысле в течение продолжительного времени.
  • Аффекты представляют собой крайнюю форму проявления переживаний, которая приводит к краткосрочным и неконтролируемым изменениям в поведении, отличаются иррациональностью и достаточно бурным протеканием.

Чувства представляют собой наиболее стабильное проявление эмоциональности. Они возникают на основе духовных потребностей и образуют конкретную позицию, точку зрения индивида. В зависимости от предмета чувства различают:

  • интеллектуальные, возникающие при умственной активности, включая удивление, сомнение, любопытство;
  • эстетические, связаны с восприятием прекрасного, в форме любви к искусству или его аспектам, восхищения красотой;
  • нравственные, определяют отношение человека к поведению других индивидов, зависят от общественных норм, проявляются в виде гуманности, альтруизма, дружбы, сострадания, жалости, любви.

При изучении эмоций большое значение имеют такие понятия, как состояние и реакция. Данные термины отличаются длительностью, позволяют соотнести потребности и стремления человека с его возможностями и ресурсами, которыми он обладает в данный момент времени. Эмоциональные реакции:

  • Лабильность, в виде изменчивости проявления переживаний, которые обычно соответствуют широкому диапазону, включая легкие сантименты и истерику.
  • Монотонность проявляется однообразием, статичностью или отсутствием чувственных эффектов от происходящих событий.
  • Отзывчивость и эмпатия выражаются в виде навыков оперативной и гибкой реакции на внешнее воздействие, способности к сопереживанию.
  • Вязкость представляет собой фокусировку на продолжительном чувстве, к примеру, реакция на ситуацию заменяется возвращением человека к старым обидам, неудачам.
  • Огрубление проявляется в виде невозможности осознать уместность и допустимость эмоционального выражения, отсутствие сдержанности и деликатности.
  • Алекситимия является затруднением в идентификации собственных чувств и их проявлении, отсутствием умения отличать переживание от физических ощущений.
  • Ригидность определяется неподвижностью и ограниченным диапазоном реагирования.

Бывают случаи, когда поведение человека носит демонстративный характер. Причиной является обладание определенными социальными функциями. Индивид демонстрирует какую-то степень вовлеченности и эмоциональности в ситуации, требующей этого. Явление называют эмоциональной реакцией.

Согласно вышеуказанной классификации по когнитивному наполнению, чувства бывают простыми и сложными. В первом случае для них характерны быстрота и яркость. Примерами являются гнев и радость. Вторая категория включает более продолжительные и часто противоречивые чувства.

Национальные особенностиПравить

Основные человеческие эмоции не изменились за тысячи лет, и мы по-прежнему испытываем страх, вожделение, любовь и радость. Основные эмоции человека можно пересчитать по пальцам, а вот производных великое множество. Чем развитее общество, тем богаче палитра эмоций. В примитивных социумах, таких как племена аборигенов в Амазонских лесах, нет такого разнообразия. Они знают, что такое страх, радость, вожделение, скорбь, удовольствие, сожаление, и этого вполне достаточно для выживания в дикой природе.

Цивилизованные люди тоже испытывают чаще всего именно этот набор эмоций, но в «разбавленном» и видоизменённом облике. Это связано с активной мыслительной работой, которую мы все ведём. Чем проще жизнь – тем примитивнее эмоции. Чем богаче внутренний мир человека (начитанность, образованность, любознательность, развитая нервная система, тонкая душевная организация), тем богаче его эмоциональный багаж.

Оцените статью
Добавить комментарий