Эффект розенталя в психологии

Предназначение и пророчества стали довольно массивным слоем культуры. Одни доказывали, что нельзя идти против предназначения и оно настигнет тебя, прямо как в «Ведьмаке», другие авторы опровергали важность предсказаний и утверждали, что человек сам творит свою судьбу. В ХХ веке американский психолог Роберт Розенталь провел исследование и доказал, что люди сами способствуют исполнению таких пророчеств. Рассказываем, как он это сделал и сам стал жертвой своего же достижения.

Несмотря на то что сам эффект Розенталя работает примерно так же, как закон Мерфи, у него есть темная сторона.

Во-первых, воплощаются не только позитивные прогнозы, но и негативные.

Во-вторых, вера в собственную гипотезу провоцирует когнитивные искажения и в связи с этим мешает объективной оценке как гипотезы, так и результатов исследований. В эту ловушку попал сам Розенталь со своим экспериментом в школе. Через несколько лет различными группами ученых были проведены повторные эксперименты, в ходе которых выяснилось, что сами учителя, видя, что студенты мало заинтересованы в обучении, несмотря на все пророчества, теряли уверенность в своих учениках. ❓Raudenbush, Stephen W. (1984). «Magnitude of teacher expectancy effects on pupil IQ as a function of the credibility of expectancy induction: A synthesis of findings from 18 experiments». Journal of Educational Psychology. 76: 85–97

Научиться контролировать эмоции вам поможет курс «Критическое мышление».

Давайте разберемся: что это такое? Итак, изначально эффект Пигмалиона был применим к исследователям. Человек, который проводит эксперимент, настолько твердо уверен в своей гипотезе, что неосознанно совершает действия, которые положительно повлияют на ее подтверждение в ходе эксперимента.

Например, участникам эксперимента Розенталя необходимо было отслеживать поведение лабораторной мыши в лабиринте. Первому участнику говорили, что мышь чрезвычайно умна: в результате выводы из наблюдения подтверждали этот факт. Второму участнику говорили, что это самое глупое животное: надо ли уточнять, какими были результаты его наблюдений?

Однако участники эксперимента не характеризовали одни и те же наблюдения по-разному. Все дело в неосознанном поведении. Так, например, участник, который был уверен, что работает с глупым животным, дополнительно создавал крысе положительные подкрепления, вел себя с ней мягко и всячески поддерживал контакт со зверьком.

Роберт Розенталь позже провел свой эксперимент на людях: учителях и учениках. Ученики, которые были выделены из общей группы как «очень способные» действительно добились гораздо больших успехов, в сравнении со своими одноклассниками. Эти ученики провели эксперимент на себе, поверив в свои силы и более усердно занимаясь. В свою очередь, учителя всячески поддерживали их и стремились найти индивидуальный подход.

Еще одно название эффекта Пигмалиона: эффект предвзятости экспериментатора. Он порождает ряд особенностей в его деятельности.

То, чего ждет экспериментатор от эксперимента, во многом определяет и то, как он будет действовать.

Впрочем, если экспериментатор будет осознавать этот факт, то аналогичный эффект будет заключаться в противоположном: он сознательно будет искать факты, которые будут лишь опровергать его точку зрения.

Эффект не заключается в том, что экспериментатор сознательно подтасовывает результаты: его действия не осознаны.

27 сентября 2018Жизнь

Узнайте о самых частых уловках мозга, чтобы больше не поддаваться на них.

Человеку просто нужно знать, что жизнь справедлива и каждый получит по заслугам. Кто-то называет это божьей волей или кармой, однако суть не меняется.

Бесчисленное множество альтернатив превращает процесс выбора в страдание.

Мы придаём значение одному яркому, запоминающемуся аспекту, но игнорируем остальные и из-за этого неверно устанавливаем причинно-следственную связь.

Эффект ореолаОбщее впечатление о человеке влияет на его оценку в частных случаях. Думая, что человек хороший, мы считаем, что он также умный и привлекательный. Или наоборот: привлекательный человек кажется нам хорошим и умным. Мы проецируем общее мнение на конкретные качества, что на самом деле неправильно. Эффект тамагочиМногие помнят эту любопытную игрушку из конца 90-х: симпатичная пластиковая оболочка и монохромный экран с электронным любимцем. Строго по расписанию мы кормили подопечного, давали лекарства, если заболел, и очень горевали, когда в итоге он умирал от скуки. Дети привязывались к ненастоящему питомцу и испытывали тёплые искренние чувства. Сейчас тамагочи утратил свою былую славу, но привязанность к гаджетам осталась. Мобильные телефоны, планшеты и даже отдельные приложения — все они вызывают эмоциональную зависимость. Она может проявляться в любом возрасте и оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Эффект ВебленаЛюди склонны демонстративно покупать товары по высокой цене, чтобы подчеркнуть социальный статус. Многим кажется неразумным осознано выбирать самую дорогую вещь в магазине только ради того, чтобы гордо нести её на кассу ценником вверх. Но это действительно работает: в сезон повышения цен спрос на товары также повышается. Эффект несовершенстваАбсолютное совершенство отталкивает, а вот неуклюжесть и лёгкая растрёпанность вызывают симпатию. Особенно если человек самоироничен и любой конфуз превращается в шутку. Так что если хотите кому-то понравиться, не стремитесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Простота и естественность берут верх. Эффект ЗейгарникЕщё один психологический феномен, связанный с памятью. Оказывается, мы лучше запоминаем прерванное действие, чем завершённое. Так,  если человеку не дают доделать то, что он начал, возникает некое напряжение, которое не отпускает до тех пор, пока задача не будет закончена. И поэтому он будет её помнить. Например, сотрудник готовит отчёт, как вдруг его просят зайти в конференц-зал и провести совещание. Вернувшись на рабочее место через несколько часов, он не забудет о том, что именно делал. Но если бы он успел закончить, воспоминания не были бы столь ясными. Эти уловки также используют в рекламе: недосказанность в ролике заставляет смотрящего лучше его запомнить. Эффект проекцииЛюди приписывают другим те качества, эмоции и переживания, которые есть в них самих. Добряки думают, что все вокруг такие же. Пережившие болезненное расставание уверены, что другие пары тоже рано или поздно разойдутся. Эффект страусаКогда в нашей жизни случается что-то плохое, мы не желаем знать подробностей. Образно выражаясь, прячем голову в песок и стараемся не углубляться в проблему. Хотя страусы, как известно, так всё-таки не делают. А вот инвесторы стараются как можно реже мониторить состояние своих вкладов, когда на рынке начинается спад.

  • Что такое эффект чирлидерш и как его использовать
  • Эффект домино: как создать цепную реакцию из полезных привычек
  • 6 уловок мозга, которые заставляют нас толстеть

К эффекту Пигмалиона более склонны люди, которые нуждаются в поддержке.

В бытовой жизни этот эффект может дать положительные результаты, если уметь им пользоваться: попробуйте убедить себя, что все в ваших руках. Тогда и начать действовать будет просто!

Однако, если вы замечаете, что мнение толпы является для вас определяющим, что вы часто склонны совершать неосознанные покупки, то вам стоит начать развивать Критическое мышление. Специально для тех, кто хочет освободить свой разум от манипуляций мы предлагаем уникальный курс, который поможет не идти за мнением большинства и во всем иметь собственную точку зрения.

Как ожидания меняют действительность

Мы можем влиять на реальность гораздо сильнее, чем кажется.

По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.

Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.

Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар. Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными. Эффект Пигмалиона на практикеНа самом деле эффект Пигмалиона — секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, мысли, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнение об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых. Джон Стерлинг Ливингстонпреподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны СШАЕсли у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится. Ливингстон считал, что руководители должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное. Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны. Джон Стерлинг Ливингстонпреподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны СШАЕсли подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются. Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда. Эффект Пигмалиона — одна из многих ловушек мышления, в которые мы попадаем ежедневно. У Лайфхакера есть книга о том, почему так происходит и как этого избежать. Редакция изучила больше 300 исследований о работе мозга и человеческой психике и нашла научные объяснения самым разным ошибкам мышления. Все материалы в книге «Ловушки мышления. Почему наш мозг с нами играет и как его обыграть» дополнены простыми советами. Применяйте их на практике и не позволяйте мозгу вас обманывать.

  • 3 принципа долгосрочного мышления, которые помогут спланировать будущее
  • Как перехитрить мозг и начать заботиться о своём будущем
  • Какие пророчества действительно сбываются и можно ли на них влиять

В чем заключается эффект Розенталя?

Этот психологический феномен в общих чертах можно описать следующим образом:

  • Если человек верит в полученное пророчество, он начинает действовать так, чтобы в конце концов пророчество исполнилось.
  • При этом человек будет приписывать исполнение пророчества высшим силам, а не собственному труду и принятым решениям.

В 1965 году Роберт Розенталь в соавторстве с Ленор Якобсон опубликовал исследование. Они замеряли показатели IQ школьников, затем указывали учителям на учеников и говорили, что у этих детей есть большой потенциал для развития умственных способностей. В конце учебного года были проведены повторные измерения IQ, и у выбранных Розенталем учеников действительно наблюдался больший прогресс, чем у одноклассников. Однако изначально предпосылок к этому не было, Розенталь выбрал случайных детей и назвал их имена учителям.

Результат эксперимента подтвердил гипотезу Розенталя, что учителя, сформировавшие ожидания относительно результатов учеников, будут незаметно стимулировать детей, чтобы те осуществили пророчество.

Примерно так же люди, которые верят в то, что им могут повысить зарплату, начинают активнее работать и брать на себя больше задач, а люди, которым предрекли встречу со своей второй половинкой в кафе, могут начать чаще посещать кофейни в обеденный перерыв.

Этот феномен сам автор назвал эффектом Пигмалиона, и здесь название ближе не к древнегреческому мифу, а к пьесе Бернарда Шоу, где известный лондонский профессор Генри Хиггинс, чтобы выиграть пари с полковником Пикерингом, путем усиленных занятий прививает обычной уличной цветочнице Элизе Дулиттл манеры герцогини, так что на светском приеме ее не могут отличить от благородной женщины. Убеждение, что он может это сделать, гарантирует герою успех.

Оцените статью
Добавить комментарий