Диспозиция или расположение человека к той или иной реакции в психологии является важным аспектом, который помогает понять целостную картину личности и ее ценностей. Более подробно о том, какие бывают диспозиции и как они влияют на жизнь и здоровье личности – далее в статье.
- Понятие диспозиции в психологии
- Структурные элементы теории
- Личные диспозиции
- Общие черты поведения
- Проприум
- Осознающая составная личности
- Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств
- Системно-диспозиционная концепция целостной личности
- Личностные диспозиции при психосоматическом расстройстве
- Сильные и слабые стороны диспозиционной концепции
- Примеры диспозиции в психологии
- Диспозиции защитного и совладающего поведения личности
Понятие диспозиции в психологии
Понятие диспозиции появилось в американской психологии персонализма. В отличие от более популярной французской теории персонализма, которая основывается на предпосылках социальных и философских теорий, американский персонализм – это явление, возникшее на грани разных психологических школ, таких как бихевиоризм, теория черт личности и различные гуманистические теории.
Диспозиция в психологии – это от латинского «расположение». Она была одним из главных факторов оценки личностных качеств, предложенный Гордоном Олпортом. Он, не опровергая главных идей бихевиоризма, утверждал, что личная предрасположенность помогает понять полную картину поведения человека, а не только изучение его импульсивной реакции на раздражитель.
Идея понятия диспозиции означает внутреннюю предрасположенность человека к определенной модели поведения в той или иной ситуации. Эта модель включает в себя не только предусмотренную бихевиористами импульсивную реакцию личности, но и осознанность, мотивацию, силу воли, личные внутренние качества и многочисленные черты человека.
Согласно Олпорту, изучив комплекс предрасположенности человеческой реакции, можно спрогнозировать его реакцию на внешнюю среду. Таким образом, обуславливая идею диспозиции в психологии, Олпорт пытался расширить идеи бихевиористов и социальных психологов о возможности прогнозировать поведение человека и его потенциальную опасность для общества.
Структурные элементы теории
Диспозиции, или черты характера в психологии являются одним из четырех структурных составляющий психологии личности по теории Олпорта. Вместе с такими элементами как общие черты поведения, проприум и осознающая составная, диспозиция личности позволяет понять детальную картину характера и поведения каждого человека.
Личные диспозиции
Личностные черты, или диспозиции, по мнению Олпорта – это наиболее важный элемент понимания индивидуальности человека. Психологически здоровая личность является проактивной, то есть она сознательно стремиться к цели. Все личностные черты индивида определяются нейропсихическими структурами, возникшими в результате внешних стимулов и внутренней адаптации человека, то есть его осознанным и травматическим личностным опытом. Таким образом возникает некая модель поведения, повторяющаяся в будущем при подобных ситуациях.
Личные диспозиции – это ключ к полному пониманию индивидуальности человека, его главных принципов поведения и своеобразных привычек, свойственных каждому индивидууму. Важно понимать, что личные диспозиции проявляются не во всех ситуациях, а наблюдаются только во время специфической ситуации, кратковременных напряжений, которые требую реакции или же только в определенной среде, например, в кругу близких. Личные диспозиции существуют латентно и проявляются по необходимости.
Общие черты поведения
Общие черты поведения присущи всем членам некого общества, культуры или исторического периода. Они часто формируют нормы и мораль, и являются частью поведения каждого человека, но ничего не сообщают специфического о нем как личности. В отличие от диспозиции, общие черты личности – это универсальные проявления поведения и восприятия, с разной степенью выражения. Примерами общих черт характера являются: гуманность, толерантность, принятие, доброта и напористость.
Проприум
Если общие черты и диспозиции человека – это совокупность тех или иных отдельных свойств личности, то проприум в психологии персонализма представляет понятие совокупности всех черт характера, общность способов поведения и восприятия мира человеком. То есть когда речь идет о проприуме, это означает целостную картину всех свойств человека, их соотношение между собой, а не что-то отдельное. С точки зрения Олпорта, наличие четких свойств проприума у человека – это признак зрелой личности.
Осознающая составная личности
Осознающая составная личности – это элемент личностной структуры, который описывает разную степень понимания человеком собственных реакций, умения их контролировать и менять.
Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств
Диспозиция в психологии – это ключевые черты характера, которые предрасполагают человека к тому или иному действию. Олпорт утверждал, чтобы понимать человека, нужно правильно идентифицировать от 5 до 10 характеристик среди множества присущих каждому (он же утверждал, что любой человек имеет в разных оттенках характера более 1000 характеристик).
Для структурированного анализа личности Олпорт выделил 3 главные категории черт, понимание которых помогает составить общую картину поведения индивида:
Примеры диспозицийОписание диспозиций
Кардинальные диспозицииЭто сильные черты, влияющие на поведение и судьбу человека. Они присущи далеко не всем людям, а свойственны авторитарным и целеустремленным личностям. Такие личности – это уникальные случаи, такие как Макиавелли, Дон Жуан, Леопольд фон Захер-Мазох, Альфонс де Сад, Дон Кихот, Нарцисс, Жанна Д’Арк. Кардинальная диспозиция, если она присуща человеку, является фундаментальной мотивацией для поведения, имеет идеалистическую окраску, поэтому методы оправдываются достижением цели любой ценой. Такой тип диспозиции присущ небольшому количеству людей. Все описанные Олпортом примеры исторических и литературных личностей – одновременно уникальны и универсальны. Так, например, только Дон Кихот вел себя идеалистически по-донкихотски, но те или иные черты в виде центральной диспозиции, то есть менее категоричные, могут быть выражены у многих личностей. Также и пример Жанны Д’Арк – еще никто не превзошёл ее религиозного стремления, но ее образ многим свойственен в той или иной мере. Центральные диспозицииЦентральные диспозиции – это наиболее ярко выражены качества человека, которые может выделить его друг, близкий знакомый или родственник, чтобы описать личность человека. Это качества характера, присущи для большинства людей в четко выраженной форме в определенных ситуациях (в кругу семье, на работе или в общении с детьми). Сюда могут относиться такие свойства характера как: добрый, приветливый, напористый, независимый, сварливый, сентиментальный, циничный, обидчивый, драматизирующий, с чувством юмора, ленивый. Все они проявляются в ограниченных ситуациях, то есть трудолюбивым человек может быть на работе, но дома он игнорирует свои обязанности. Также человек может быть дружелюбным со своими друзьями, но сварливым с незнакомцами (и именно качество дружелюбия является диспозицией). Центральные диспозиции составляют набор типичных черт целостной личности. Олпорт утверждал, что каждый человек имеет в среднем 7 центральных диспозиций, формирующих его индивидуальность. Вторичные
диспозицииЭто категории свойств и черт личности, наименее заметны в его поведении. Обычно их наличие в характере человека можно определить после длительного знакомства. Вторичные диспозиции являют собой скорее некоторые нюансы привычек, незаметные для чужого человека. Они могут иметь свою важность в формировании поведения личности. С одной стороны, вторичные диспозиции проявляются в принадлежности человека к некой группе, увлечении определенным хобби. С другой стороны, это могут быть индивидуальные предпочтения в еде, стиле одежды, порядке или музыке.
Эти уровни личных диспозиций являются условными характеристиками человека, где кардинальные диспозиции – самые яркие и присущи не всем, центральные – управляют адаптивным поведением личности, а вторичные диспозиции не сразу заметны, и чаще отображают человека как часть некой культуры или общества, придают ощущение единства с другими.
Системно-диспозиционная концепция целостной личности
Почти все известные черты характера, такие как доброта, напористость, целеустремленность, набожность, приветливость и другие, могут быть как кардинальной, так и центральной или вторичной диспозицией. Только из перспективы личностного анализа системно-диспозиционной концепции можно охарактеризовать как та или иная черта характера проявляется в человека. Например, чем более выраженная черта, тем центральной она является.
Диспозиция в психологии – это готовность человека к действию и оценка ситуации, которые обусловлены предыдущим личным опытом. Таким образом, разные аспекты человеческого повеления, формируют диспозиционную концепцию – систему, характеризующую социальное поведение и уровень осознанности человека.
Она позволяет установить взаимосвязи между разными аспектами изучения поведения личности, такими как: социологический, социально-психологический и общепсихологический подход. Также для более глубокого анализа концепции диспозициональнного анализа, выделяют высшие, средние и низшие уровни диспозиций.
Эта диспозиционная концепция личности имеет иерархическую систему проявлений:
- наивысший компонент – система ценностей индивида, концепция его жизни, личностные установки, степень потребности слияния с обществом;
- средний уровень – система социальных установок, этические нормы поведения, описывающая многообразные аспекты человеческих взаимоотношений;
- нижний уровень – ситуативные социальные установки, на основании которых человек оценивает происходящее и действует.
Из всех трех уровней наиболее устойчивыми являются только высшие диспозиции, и они больше всего воздействуют на диспозиции нижних уровней. С другой стороны, несмотря на воздействие наивысшей системы ценностей индивида на его поведение в тех или иных ситуациях, существует также высокая вероятность, что на основании нового социального опыта у человека в процессе адаптации к изменившимся условиям возникнут новые компоненты высшей диспозиции.
Основой для такого процесса является переосмысление нового опыта и необходимый уровень рефлексии.
Личностные диспозиции при психосоматическом расстройстве
В последнее время результаты исследований из сферы личностных черт, активно стали использоваться в клинических наблюдениях лечения разных болезней. Такая связь психического состояния на физиологическое функционирование тела человека является областью интереса психосоматики.
Таким образом, использование диспозиционного подхода в изучении влияния личностных качеств человека на его расстройства нашло численные подтверждения. Согласно этим наблюдениям характерные свойства личности, свидетельствующие о зрелости психоэмоционального состояния человека, являются хорошим резистентным фактором к развитию расстройств и возникновению хронических заболеваний.
Сюда относят такие личные характеристики как:
- эмоциональная зрелость;
- интеллектуальное развитие;
- уровень самоконтроля;
- аутентичность, искренность;
- адекватность, спокойное отношение;
- отсутствие чувства вины;
- социальная интроверсия.
С другой стороны, также выявлены личностные диспозиции, которые способствуют психосоматическим расстройствам.
- низкая эмоциональная устойчивость;
- высокая тревожность и сверхконтроль;
- тенденции к зажатости;
- избыточное внимание к проблеме;
- негативное мышление.
Выявленные диспозиции личности являются важными аспектами психологической адаптации человека, как к возникновению расстройства, так и в процессе лечения болезни.
Сильные и слабые стороны диспозиционной концепции
Диспозиция в психологии – это важный аспект анализа понимания личности, который в свое время позволил исследователям сфокусироваться не только на реакциях человека, но и других факторах, таких как генно-средовое воздействие, где фактор генетической предрасположенности играет ключевую роль.
Таким образом, сильной стороной диспозиционной концепции личности Олпорта является детальный анализ черт человека, позволяющий составить полноценную картину индивидуальных реакций и поведения.
С другой стороны, утверждение, что с точки зрения диспозиционной концепции личности нет двух одинаковых людей, осложняет использование этой теории на практике и требует хорошего умения ее использовать. Более того, согласно факторному анализу сложно предположить, какие именно черты окажутся доминантными в той или иной ситуации.
Примеры диспозиции в психологии
Такой диспозиционный подход в психологии помогает понять главный триггер поступков, которые совершает каждый человек. Люди с сильно развитыми диспозициями характера часто не боятся игнорировать принятые правила поведения, если они устарели или же они более эффективно готовы решить проблему, чем это принято было раньше. Также примером развитой диспозиции является четкое умение понимать собственные способности и рассчитывать только на себя.
С точки зрения диспозиционного подхода то или иное поведение человека должно быть направлено на личную выгоду, что в то же время не означает, что это решение должно принести вред другим. Такой анализ поведения человека, опираясь на его диспозиции, более четко поможет понять истинные ценности человека и выявить его готовность искать предрасположенности к среде.
Диспозиция имеет разнообразные примеры. В психологии, согласно теории Олпорта, портрет целостной и взрослой личности должен соответствовать примерно следующему описанию – это человек, который умеет посмотреть на себя со стороны, у него есть способность к теплым социальным отношениям, наличие эмоциональной стабильности и самопринятия.
Также важной диспозицией является реалистическое восприятие мира, умение анализировать собственный опыт, присутствие чувства юмора и наличие собственной четкой жизненной позиции.
Диспозиции защитного и совладающего поведения личности
Диспозиции в психологии представляют собой различные аспекты, влияющие на поведение и восприятие человека. В зависимости от степени развития той или иной черты, то есть расположенности реагировать, можно говорить о диспозициях защитного и совладеющего поведения человека, которые представляют собой устойчивую модель поведения в стрессовых ситуациях, то есть умение сохранять позитивный настрой вне зависимости от внешнего фактора.
Так, например, самыми яркими примерами защитных диспозиций являются такие действия как:
- блокировка информации;
- установление контроля над событиями;
- ментальное преобразование черт предметов и объектов, игнорирование или вытеснение деструктивного воздействия;
- увеличение дистанции.
Все эти стратегии диспозиций защитного и совладеющего поведения осуществляются на трех уровнях взаимодействия человека с миром: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Диспозиция – это важный аспект общей картины человеческого поведения. В психологии данная предрасположенность личности также позволяет говорить о таких важных элементах как развитие навыка саморегуляции, а также прогнозировать поведение в обществе в зависимости от преобладания и тех или иных черт в людях.
Диспозиции личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях соответствующимым образом. В основу механизма образования диспозиций в теории В. Ядова положена схема Д. Узнадзе, разработанная им для объяснения возникновения первичных установок (set). Таким образом, диспозиции возникают при » встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На разных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют соответственно разные диспозиционные образования.
В концепции В. Ядова выделяются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. Основанием классификации служат здесь последовательное расширение границ активности личности. Первая сфера, где реализуются потребности человека — ближайшее семейное окружение.
Вторая сфера — контактная ( малая) группа, в рамках которой действует индивид.
Третья сфера — более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта.
Четвертая сфера — сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культрных ценностей общества.
Ситуации структурированы по длительности времени существования данных условий деятельности. ситуацию деятельности можно рассматривать как быстро изменяющуюся или же устойчивую.
Первый уровень — быстро изменяющиеся предметные ситуации;
Второй уровень — ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы. По своей
длительности подобные ситуации деятельности человека гораздо больше, чем предыдущии;
Третий уровень — устойчивые условия деятельности, имеющие место в различных социальных сферах ( труда , досуга, семейной жизни человека);
Четвертый уровень — наиболее длительные, устойчивые условия деятельности в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и культурной структуры его функционирования.
Определенная диспозиция, как уже было сказано, возникает (и действует) на пересечении определенного уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. При этом выделяются четыре уровня диспозиций:
Первый уровень диспозиций — установка (set) (элементарные фиксированные установки (по Д. Узнадзе). Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности ( переживания » за» или » против») и неосознаются субъектом. Второй уровень диспозиций — социальные фиксированные установки или аттитюды — более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой ( контактной) группе. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов ( или их свойств) и отдельных социальных ситуаций ( или их свойств).
Третий уровень диспозиций — базовые социальные установки (общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности). Данные установки имеют трехкомпонентную структуру ( как и аттитюды), но это не столько выражение отношения к определенному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям. В этом случае направленность может быть представлена как идентификация личности со значимой для нее социальной деятельностью. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности ( тогда основные интересы человека будут связаны, например, с достижением высокого уровня профессионализма, расширением профессиональных знаний и умений, построением профессиональной карьеры и т.
Четвертый уровень диспозиций — система ценностных ориентаций личности на цели жизнедеятельности человека, а также на средства их достижения.
Система ценностных ориентаций формируется на основе высших социальных потребностей личности и детерминированна общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических и культурных принципов.
12 Побудительные детерминанты поведения: понятие детерминант и их виды. Термином «детерминанты»автор настоящей работы определяет суицидогенные факторы, играющие ведущую роль в формировании суицидального поведения. Это наиболее значимые составляющие из всего многообразия причин, лежащих в основе суицида. Понятно, что покушение на самоубийство всегда связано с множеством личностных, ситуационныхмоментов, особенностями состояниячеловека, возникающего при соответствующей констелляции суицидогенных факторов. Однако из этого множества чаще всего в процессе суицидологического анализа возникает необходимость вычленения своеобразного ведущего звена, определяющего возникновение намерения покончить жизнь самоубийством и его реализацию. Итак, детерминанты выступают как основные причины суицидального поведения. Это понятие, естественно, соприкасается, но вовсе не идентично понятиям «мотивы», «поводы» и другим, чаще всего употребляемым при рассмотрении причинных факторов суицида. В психологии в качестве источников, побудителей поведения человека используются понятия «нужда», «потребность», «желание», «мотив».
Исходным для объяснения источников активности поведения человека является понятие нужды и потребности. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни ему врождены органические потребности. Потребность – это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект – в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.
Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо – это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно включает в себя стремление к ее удовлетворению и тому, что может ее удовлетворить.
Но одно дело – испытывать стремление, а другое – осознавать его. В зависимости от степени осознания стремление выражается в виде влечения или желания. Неосознанная потребность выступает сначала в виде влечения.