Дискуссия

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) , публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в котором каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Поле́мика (греч. πολεμικά от πολέμιον, «вражда» ) — спор, диспут при выяснении вопросов или решении проблем. Наряду с этим понятием используются: диспут, прения, дискуссия. Разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией, полемика является одной из наиболее распространенных форм спора. С дискуссией ее сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий, известная содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противной стороны, очередность выступлений спорящих, некоторая ограниченность приемов, с помощью которых опровергается противная сторона и обосновывается собственная точка зрения. Вместе с тем полемика существенно отличается от дискуссии. Если целью дискуссии являются прежде всего поиски общего согласия, того, что объединяет разные точки зрения, то основная задача полемики — утверждение одной из противостоящих позиций. Полемизирующие стороны менее, чем в дискуссии, ограничены в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике, как и в споре вообще, недопустимы некорректные приемы (подмена тезиса, аргумент к силе или к невежеству, использование ложных и недоказанных аргументов и т. В полемике может применяться гораздо более широкий, чем в дискуссии, спектр корректных приемов. Большое значение имеют, в частности, инициатива, навязывание своего сценария обсуждения темы, внезапность в использовании доводов, выбор наиболее удачного времени для изложения решающих аргументов и т. Хотя полемика и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна, и она не способна принести моральное удовлетворение.

Дискуссия
(от лат. discussio — рассмотрение, исследование) , публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор.

(лат. discussio — исследование, обсуждение) — устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения.

можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение.

Существует несколько типов Д. , различающихся по их целям:

1) императивный тип Д. , в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию;

2) конфронтационный тип Д. — предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения;

3) информационный тип Д. , в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса.

По конечному результату Д. их можно разделить на:

1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д

2) «ничейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях);

3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:).

Успех Д. во многом определяется:

1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание говорить (не молчать);

2) умением ведущего вести Д. , создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу;

3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.

В речи ведущего Д. можно выделить:

а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д. ; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения;

б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д. , кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д. , отмечает наиболее аргументированные высказывания.

Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют использовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произведения составляет своеобразное переплетение монологической и диалогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь).

Лит. : Быков Г. Типология научных дискуссий // Вопросы философии. — 1978. — № 3; Урсул А. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М. , Ладыженская Т. , Михайлова О. , Николша Н. Русский язык для студентов-нефилологов. — М. , 1997.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) , обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающими её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование. Под дискуссией также может подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Это обмен мнениями на какую то тему, чтобы показать свою точку зрения, или выяснение таким образом истины дела!

скажите пожалуйста, методические рекомендации к проведению занятия по дискуссии

Кто хочет подискуссировать? 😉

Спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение вопроса, проблемы. — это спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приёмы ведения спора.

это спор. спор в котором не так важна истина, как победа в споре. Не зря же говорят, что в споре не рождается истина, она в нем погибает.

Всестороннее обсуждение спорного вопроса, какой-либо проблемы (на собрании, в печати и т. ДИСКУ́ССИЯ — сущ. , ж. , употр. сравн. частоМорфология: (нет) чего? диску́ссии, чему? диску́ссии, (вижу) что? диску́ссию, чем? диску́ссией, о чём? о диску́ссии; мн. что? диску́ссии, (нет) чего? диску́ссий, чему? диску́ссиям, (вижу) что? диску́ссии, чем? диску́ссиями, о чём? о диску́ссияхДискуссия — это обсуждение на собрании, в печати, в беседе какого-либо сложного вопроса или проблемы, по отношению к которым могут существовать разные точки зрения. толковый словарь ушаковаДИСКУ́ССИЯ, дискуссии, жен. (лат. discussio) (книжн. Обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения. Дискуссия по вопросам литературной политики. толковый словарь ожеговаДИСКУ́ССИЯ, -и, жен. Спор, обсуждение какого-н. вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная д. Вступить в дискуссию. ДИСКУ́ССИЯ, -и, жОбсуждение какого-л. спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе, свободный публичный обмен мнениями. Научная дискуссия. Профессор вступил в дискуссию. ◁ Дискуссио́нный (см. диску́ссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе. ДИСКУССИЯ — ДИСКУ́ССИЯ (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе. большой энциклопедический словарьДИСКУССИЯ (от лат. discussio — рассмотрение — исследование), обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе. Свободное публичное обсуждение какого-л. спорного вопроса. Дискуссия о роли профсоюзов. Вступить в дискуссию. диску́ссия, диску́ссии, диску́ссий, диску́ссиям, диску́ссию, диску́ссией, диску́ссиею, диску́ссиями, диску́ссияхсущ. , кол-во синонимов: 13обсуждение, прения, дебаты, спор, полемика, рассмотрение, слушание, диспут; брехаловка, дискутированиетезаурус русской деловой лексикиSyn: обсуждение, прения, дебаты, спор, полемика, рассмотрение, слушание, диспутэпитеты русского языкаБескомпромиссная, бесплодная, беспощадная, бурная, горячая, длительная, долгая, жаркая, жестокая, живая, зажигательная, кипучая, короткая, мирная, многословная, напряженная, непредвзятая, объективная, ожесточенная, оживленная, острая, открытая, полезная, продолжительная, свободная, смелая, спокойная, страстная, творческая, широкая. Идеологическая, комсомольская, литературная, научная, общепартийная, предсъездовская, профсоюзная, теоретическая, товарищеская, философская и т. дискуссия (лат. discussio исследование) Обсуждение вопроса, проблемы на собрании, в печати, частной беседе, спор. Дискуссия (лат. discussio — исследование, обсуждение) — устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение. Существует несколько типов Д. , различающихся по их целям:1) императивный тип Д. , в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию;2) конфронтационный тип Д. — предполагает четкую формулировку противоположных точек зрения;3) информационный тип Д. , в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса. По конечному результату Д. их можно разделить на:1) результативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д. );2) «ничейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях);3) неопределенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:). Успех Д. во многом определяется:1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание говорить (не молчать);2) умением ведущего вести Д. , создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу;3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения. В речи ведущего Д. можно выделить:а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и антитезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и задачи Д. ; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения;б) реплики, корректирующие и стимулирующие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы участники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возникающих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает намеченную во вступительном слове тональность общения. Интеграционная сила речевого поведения ведущего способствует целостности создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д. , кратко подводятся ее итоги, отмечается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д. , отмечает наиболее аргументированные высказывания. Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют использовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произведения составляет своеобразное переплетение монологической и диалогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь). Лит. : Быков Г. Типология научных дискуссий // Вопросы философии. — 1978. — № 3; Урсул А. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М. , Ладыженская Т. , Михайлова О. , Николша Н. Русский язык для студентов-нефилологов. — М. , 1997. Махновскаяидёт дискуссия => действие, субъект, продолжениесловарь галлицизмов русского языкасловарь иностранных словДИСКУССИЯ (лат. , от discutere — делать выводы). Прение, рассуждение. — Попытка из нескольких заблуждений соорудить одну истину. — Спор, обсуждение вопроса. — Столкновение научных точек зрения.

Дискуссия– равноправное обсуждение педагогами и воспитанниками дел, проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми возник вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе дискуссии люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Решение, принимаемое в результате дискуссии, воспринимается учениками как свое собственное и выполняется учениками гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсуждения вопросов на собраниях или сборах коллектива.

Любая дискуссия имеет в своей основе ряд организационных условий:

— изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

— то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой;

— дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

— знание и понимание предмета разговора учителями и учениками в ходе дискуссии должно развиваться;

— выдвигаемые аргументы должны быть обоснованны и доказательны;

— участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;

— время для дискуссии неограниченно;

— нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом будет одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе; решения принимаются с учетом перспективы развития группы;

— все участники несут равную ответственность за выбранное решение;

— участники дискуссии свободны в высказываниях, в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения; обстановка доброжелательности и откровенности;

— учащиеся должны обладать достаточной степенью зрелости и самостоятельности мышления, уметь аргументировать и доказывать свою точку зрения.

В зависимости от формы организации дискуссии бывают:

— «панельная» – предварительно проводится заседание экспертной группы, на котором несколько участников во главе с назначенным председателем обсуждают намеченную проблему, а затем они излагают свои позиции все аудитории;

— «форумная» – в отличие от предыдущей экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;

— «круглый стол» – беседа на равных небольшой группы участников, расположенных по кругу;

— «судебная» – дискуссия, имитирующая судебное разбирательство;

— «симпозиум» – более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;

— дискуссия в технике «аквариума» – после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии, они располагаются в центре («аквариуме»), остальные наблюдают за дискуссией. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках, или во время тайм-аута.

Цель диспута как формы воспитательной работы– учить воспитанников культуре общения, умению логично, доказательно отстаивать свою точку зрения; помочь ученикам в откровенном споре увидеть истинность той или иной позиции; формировать терпимость, уважение к собеседнику, готовность понять и принять иные взгляды.

В отличие от дискуссии диспут всегда заранее готовиться. Выбрав тему диспута, педагог знакомит учащихся с темой, вопросами, которые будут обсуждаться на диспуте, и предлагает познакомиться с необходимой литературой. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения.

Очень значима роль ведущего на диспуте. Ведущий обязан

предоставлять слово всем желающим, следить за соблюдением регламента, культурой общения, регулировать очередность выступлений, заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.

В ходе диспута он следит за соблюдением правил его проведения. Эти правила могут быть составлены самими учащимися. Например:

J Каждый из присутствующих имеет право участвовать в обсуждении.

J Будь готов терпеливо выслушать любое мнение, даже если ты с ним не согласен.

J Критикуй идеи, а не людей.

J Прежде, чем сделать выводы, надо учесть все идеи и факты, которыми руководствуется оппонент.

J Будь готов изменить свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

J Главное не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

Пришел – не молчи.

Коротко – о многом.

Критикуешь – предлагай.

Предлагаешь – делай.

Слово «дебаты» в переводе с французского обозначает прения, обмен мнениями. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить оппонентов любыми способами и средствами).

В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, приводят примеры, поясняют, дают информацию и т. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей и т.

Проведению дебатов должна предшествовать большаяпредварительная работа:

– распечатка материалов;

– знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;

– определение определенного тезиса дебатов;

– работа с непосредственными организаторами дебатов, распределение ролей и поручений;

– индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из

основных мыслей доклада, выступления, лекции. Тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис. Лучше когда тезис

предлагают сами участники. Для работы над тезисом можно создать несколько групп. После предложения нескольких тезисов все вместе выбирают один понравившийся тезис для предстоящих дебатов.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступления, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

— справа от председателя – защитники тезиса (4 человека;)

— слева от председателя – противники тезиса (4 человека);

— в конце помещения, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:

1) вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

2) третьи номера опровергают аргументы соперников;

3) четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.

Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Дебаты продолжаются до того времени, пока все желающие не выскажутся, или до соответствующей команды председателя.

Выступающий, в зависимости от своей позиции, подходит к определенной стороне кафедры, становится рядом с ней и кратко излагает свою мысль.

Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы выступающему и давать дополнительную информацию. Для этого

необходимо поднять руку, встать с места и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить

желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». В случае согласия выступающего время вопроса или информации со стороны участника прибавляется ко времени, отведенному на выступление. Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.

Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.

Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

Выступающий должен придерживаться времени, выделенного на выступление: для первых номеров – 5 минут; вторых, третьих, четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. Время, которое остается до конца выступления любого участника дебатов, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры.

Участники дебатов могут меняться местами или покидать помещение только в перерывах между выступлениями.

Председатель успокаивает присутствующих, говоря слово «Тишина». В исключительных случаях он имеет право выставить за дверь участников, которые нарушают правила участия в дебатах.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции, а также присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

Русский

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. Зализняка).

Произношение

Происходит от лат. discussio (discussionis) «сотрясение; исследование, рассмотрение», далее из discutere «разбивать, раздроблять; исследовать, обсуждать», далее из dis- (приставка, означающая разделение, разъединение) + quatere «трясти, потрясать», из праиндоевр. *(s)kʷat- «трясти».

Оцените статью
Добавить комментарий