Девиант это

ОТКЛОНЯ́ЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕ́НИЕ, де­ви­ант­ное по­ве­де­ние (лат. deviatio – от­кло­не­ние), по­ступ­ки, дей­ст­вия че­ло­ве­ка или груп­пы лиц, не со­от­вет­ст­вую­щие офи­ци­аль­но ус­та­нов­лен­ным (пра­во­вым) или фак­ти­че­ски сло­жив­шим­ся (обы­чай, тра­ди­ции, мо­раль) в дан­ном об­ще­ст­ве (куль­ту­ре) нор­мам и ожи­да­ни­ям. Де­ви­ант­ность как со­ци­аль­ное яв­ле­ние и ре­ак­ция об­ще­ст­ва на неё (кон­троль со­ци­аль­ный) изу­ча­ет­ся со­цио­ло­ги­ей (см. Де­ви­ан­то­ло­гия), ин­ди­ви­ду­аль­ное О. – пси­хо­ло­ги­ей.

Прин­ци­пи­аль­ным для по­ни­ма­ния О. яв­ля­ет­ся осоз­на­ние от­но­си­тель­но­сти как со­ци­аль­ной нор­мы – ис­то­ри­че­ски сло­жив­ших­ся в кон­крет­ном об­ще­ст­ве пре­де­лов до­пус­ти­мо­го в по­ве­де­нии и дея­тель­но­сти ин­ди­ви­дов, групп, со­ци­аль­ных ор­га­ни­за­ций, так и со­ци­аль­ных «от­кло­не­ний». Со­ци­аль­ные от­кло­не­ния и О. мо­гут иметь для раз­ви­тия об­ще­ст­ва как по­зи­тив­ное зна­че­ние, уст­ра­няя ус­та­рев­шие, не­функ­цио­наль­ные стан­дар­ты по­ве­де­ния (со­ци­аль­ное твор­че­ст­во – тех­ни­че­ское, на­уч­ное, ху­до­же­ст­вен­ное, по­ли­ти­че­ское и т. ), так и не­га­тив­ное, дез­ор­га­ни­зуя и раз­ру­шая его сис­те­му (пре­ступ­ность, пьян­ст­во, нар­ко­тизм, кор­руп­ция, тер­ро­ризм и т. Гра­ни­цы ме­ж­ду по­зи­тив­ным и не­га­тив­ным О. под­виж­ны во вре­ме­ни и про­стран­ст­ве.

Об­ще­ст­во и го­су­дар­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ют со­ци­аль­ный кон­троль О. по­сред­ст­вом со­от­вет­ст­вую­щих санк­ций: по­ощ­ре­ния – за кон­форм­ное, за­ко­но­пос­луш­ное или одоб­ряе­мое творч. по­ве­де­ние; и на­ка­за­ния – за на­ру­ше­ние пра­во­вых норм (уго­лов­ная, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная, гра­ж­дан­ско-пра­во­вая от­вет­ст­вен­ность) и норм мо­ра­ли, обы­ча­ев, тра­ди­ций (не­одоб­ре­ние, ис­клю­че­ние из об­ществ. ор­га­ни­за­ций, бой­кот и т.

Про­бле­мам О. по­свя­щён спе­ци­аль­ный ме­ж­ду­нар. «Deviant Behavior» («Де­ви­ант­ное по­ве­де­ние»).

Приветствую Вас, друзья!

Чаще всего словосочетание «девиантное поведение» употребляют применительно к подросткам, чтобы подчеркнуть их непокорность, склонность к нарушению правил и прочие особенности «трудного возраста». Кроме того, в данное понятие практически всегда вкладывается отрицательный смысл, чтобы подчеркнуть, что это нежелательное и даже опасное отклонение от нормы.

Но с точки зрения психологии, девиантное поведение это не всегда негативное явление, особенно если учесть, что общепринятые социальные нормы бывают нелогичными, бессмысленными и даже деструктивными. Сегодня мы подробно разберём, что такое девиантное поведение, почему оно возникает, каким бывает, как его распознать и как избежать негативных последствий.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение – это действия, противоречащие правилам, социальным нормам или требованиям, принятым в определенной среде (например, в школе). К «странностям» в поведении принято относиться с осуждением. Но психологи утверждают, что абсолютной «нормы» не существует, и всем людям без исключения присущи определенные поведенческие девиации.

Слова «девиация» и «девиантный» образованы от латинского «deviatio», что переводится как «отклонение». Данные термины употребляются в разных науках и сферах деятельности. К примеру, «магнитная девиация» – это отклонение показаний компаса, вызванное внешними воздействиями (искажениями магнитного поля). Также вы наверняка слышали такой термин как «сексуальная девиация» (наличие у человека неестественных сексуальных желаний).

Также важно учитывать, что к девиантному поведению относятся не только плохие и порицаемые, но и хорошие поступки, не свойственные большинству людей. В качестве примеров положительных или нейтральных девиаций можно назвать трудоголизм, пассионарность, альтруизм (что это такое?), повышенный интерес к творческой и изобретательской деятельности, различные хобби, увлечение диетами и ЗОЖ, стремление совершенствоваться.

Признаки девиантного поведения

Существует несколько основных признаков, наличие которых позволяет говорить о девиантном поведении:

  • Нарушение общепринятых норм поведения.
  • Очевидное стремление нарушать эти нормы (то есть целью является само нарушение, а не получение определенной выгоды).
  • Причинение ущерба себе.
  • Действия, опасные для окружающих.
  • Намеренное и ничем не мотивированное причинение ущерба окружающим или их имуществу.
  • Осуждение со стороны окружающих (как следствие предыдущих эпизодов девиантного поведения).
  • Устойчивое (а не эпизодическое) присутствие «странностей» в поведении.

Перечисленные признаки являются негативными и социально порицаемыми, однако положительные отклонения от нормы распространены ничуть не меньше. Для полноты понимания того, что такое девиантное поведение, важно знать, что героизм и самопожертвование также относятся к данной категории, поскольку не свойственны большинству людей. К слову, многие великие личности, сумевшие оставить след в науке или искусстве, демонстрировали ярко выраженное девиантное поведение.

Виды девиантного поведения

Всем вариациям девиантного поведения присущи определенные признаки, позволяющие группировать и классифицировать их. В психологии используется простая и удобная классификация по объекту, на который направлено воздействие. По данному признаку выделяют следующие формы девиантного поведения:

  • Нестандартное. Человек совершает странные и нерациональные поступки, не причиняющие никому вреда. В большинстве случаев они не направлены на какой-то конкретный объект.
  • Саморазрушительное. Подразумевает осознанное или неосознанное нанесение вреда самому себе или бессмысленное жертвование собственными интересами (мазохизм, конформизм).
  • Асоциальное. Человек ведёт себя странно, глупо или предосудительно. Он не нарушает законов, но своим поведением причиняет неудобства окружающим, целенаправленно раздражает их, заставляет испытывать «испанский стыд» и прочие неприятные эмоции.
  • Преступное. Преступниками становятся преимущественно люди, изначально не склонные подчиняться общепринятым нормам, в том числе нормам права.

Классификация по перечисленным пунктам может быть затруднена. К примеру, если человек покрывает собственное тело татуировками и пирсингом, это можно назвать нестандартным поведением (желанием выделиться) или саморазрушительным (элементы мазохизма).

Другой неоднозначный пример – подросток, наносящий граффити на стену. В большинстве ситуаций это будет правонарушением. Но сам он руководствуется скорее эстетическими соображениями и подчиняется творческому порыву, а не желанию нарушить закон.

Также девиантное поведение классифицируют по продолжительности. Оно может быть разовым, эпизодическим или перманентным. К примеру, кто-то однажды совершает преступление и потом всю жизнь жалеет, а для кого-то это образ жизни.

Причины девиантного поведения

Склонность к неподчинению и совершению «неправильных» поступков заложена в человеческой природе. Она необходима человеку, чтобы он помнил, что является не только частью общества, но и личностью. Поэтому каждое правило, продиктованное нам общественным мнением, мы подвергаем критическому переосмыслению: «А должен ли я его соблюдать?». Данный вопрос часто становится поводом (но не причиной), для «неправильных» поступков.

Девиантное поведение может возникать при наличии таких факторов как:

  • отрицательное влияние («плохая компания»);
  • неправильное воспитание и детские психотравмы;
  • аномальное развитие личности;
  • психосоматические расстройства;
  • стиль и условия жизни;
  • стресс, вызванный кризисной ситуацией.

Факторы, приводящие к девиантному поведению, можно объединить в две группы: личностные и социальные. В первую группу входят факторы, связанные с внутренним состоянием человека, особенностями его психики, актуальными желаниями и потребностями. Во вторую входят внешние факторы: состояние экономики и общества, уровень нравственности и прочее.

Реальными предпосылками для девиантного поведения являются личностные факторы, тогда как социальные обычно становятся лишь «спусковым крючком», провоцирующим неправильные поступки. Внутренние факторы определяют, насколько человек предрасположен к поведенческим девиациям, а внешние – какую именно модель девиантного поведения он выберет.

В психологии часто используется подразделение на социальные и биологические факторы. Первые связаны с окружением, воспитанием, состоянием общества, а вторые – с состоянием здоровья и возрастными кризисами.

Профилактика девиантного поведения

Любое общество заинтересовано в том, чтобы люди вели себя предсказуемо и ответственно, уважая интересы и личное пространство окружающих. Чтобы минимизировать проявления девиантного поведения (особенно его опасных форм), применяются профилактические меры. Наиболее эффективными считаются следующие:

  • Формирование благоприятной среды. В благополучном обществе всегда ниже уровень преступности и прочих негативных форм девиантного поведения.
  • Информирование. Многие неправильные поступки совершаются из-за плохой информированности об общепринятых нормах поведения. Поэтому различные обучающие материалы (лекции, блоги, видеоролики) о том, что такое девиантное поведение и почему оно нежелательно, могут принести существенную пользу.
  • Обучение социальным навыкам. Социальная неприспособленность – одна из причин девиантного поведения. И многие люди действительно нуждаются в том, чтобы их обучили базовым социальным навыкам.
  • Активизация личностных ресурсов. Саморазвитие, обучение, профессиональный рост, занятия спортом – всё это укрепляет в человеке понимание того, что он является самодостаточной личностью. В результате ему больше не нужно пытаться выделиться при помощи девиантного поведения.

Заключение

Девиантное поведение – это распространенное явление. Оно может быть как опасным, так и вполне безобидным. Причины его возникновения бывают внешними и внутренними, и в большинстве случаев имеет место некоторая совокупность факторов, из-за чего точная классификация затруднена.

Если девиации поведения оказывают негативное влияние на жизнь человека или жизнь его близких, желательно найти способ избавиться от них. Одним из лучших средств от девиантного является самосовершенствование. Если человек уверен в себе, склонность к девиациям в большинстве случаев проходит сама собой.

«Он не такой, как все», «Он немного странный», «Да он же ненормальный»! Часто ли вам приходится слышать, как окружающие навешивают ярлыки на кого-либо, чье поведение хоть чуточку отличается от того, что окружающим кажется нормой? Ключевым словом является «кажется», потому что понятие нормы для той или иной социальной среды может сильно отличаться.

Так, в среднестатистическом варианте пьянство и алкоголизм являются отклонением от нормы, а вот в компании наркоманов или алкоголиков отклонением от нормы и поводом для насмешек будет чье-либо стремление вести здоровый образ жизни, читать книги, получать образование. И здесь мы подходим к такому понятию как отклоняющееся или девиантное поведение.

Научиться общаться с представителями любой социальной группы можно на программе «Лучшие техники коммуникаций». А сохранить свою нервную систему, когда вы видите нечто такое, что отличается от привычных вам стандартов, поможет программа «Психическая саморегуляция».

Первым шагом к спокойствию является информация, потому что чем шире кругозор человека, тем спокойнее он воспринимает сам факт, что может чего-то не знать или не понимать. Это не значит, что все неизвестное или непонятное нужно с ходу одобрять – вовсе нет. Но и деструктивные эмоции вряд ли помогут делу, причем независимо от того, что вы собрались делать.

Сегодня мы попытаемся дать вам самую общую информацию о том, что такое девиантное поведение, каковы причины, формы и проявления девиантного поведения, всегда ли это однозначно плохо и что с этим делать в случае, когда это однозначно плохо.

Начнем с небольшого исторического экскурса. Термин «девиантное поведение» происходит от слова deviation, которое в большинстве европейских языков означает «отклонение». Первым понятия «девиантности» или «девиации» ввел в научный оборот французский философ и социолог Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

В этой книге рассмотрены разные аспекты суицидального поведения как отклоняющегося от общепринятых норм и базовых инстинктов. Кроме того, Эмиль Дюркгейм использовал определение «аномия» применительно к обществу в состоянии дезорганизованности и дезориентации, когда само понятие нормы становится размытым. Вполне логично, что в этом случае определить, что же является отклонением от нормы, намного сложнее, нежели в условиях стабильности.

Так или иначе, сегодня под девиантным понимается поведение человека, которое отклоняется от общепринятых и наиболее распространенных в данном социуме в данный момент времени общественных норм. Подразумевается адаптированное к требованиям общества и ожидаемое социальное поведение, и девиантное поведение, которое отклоняется от стандарта и общественных ожиданий.

Уточнение относительно того, что в разных сообществах могут быть различные понятия нормы, мы уже сделали в начале статьи. Условно говоря, нормы поведения среди членов ученого совета университета и общества анонимных алкоголиков будут заметно отличаться.

Этот пример мы привели исключительно для иллюстрации того, как понятие общественной нормы может измениться всего лишь за каких-то 50 лет. То, что когда-то было уголовно наказуемым преступлением, сегодня является само собой разумеющимся правом всех и каждого, которое обсуждать и ставить под сомнение даже не приходит в голову. А если придет, тогда сомнения подобного рода могут быть трактованы как нарушение закона и дискриминация по расовому признаку.

Неизменным остается и традиционно негативный оттенок самого понятия «девиантное поведение человека», хотя «девиантное» означает всего лишь «отклоняющееся». И отклонения, как мы уже выяснили, могут быть в любую сторону. Например, у злоупотребляющих спиртными напитками родителей может вырасти целеустремленный сын, ведущий здоровый образ жизни, желающий получить образование и профессию. Но в этом случае его ждет непонимание, а то и осуждение со стороны родственников, недоумевающих, что это за блажь такая – высшее образование.

Тем не менее следует различить положительную и отрицательную девиацию:

  • К отрицательной девиации относятся любые преступления и правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция, харассмент, неэтичное поведение, проявления психических отклонений в виде суицидальных наклонностей, нанесения самоповреждений и других.
  • К положительной девиации относятся самопожертвование, героизм, альтруизм, трудоголизм, обостренное чувство жалости, выдающиеся таланты и способности, одаренность и т.п.

Форматы поведения, отнесенные к положительной девиации, безусловно, являются отклонением от нормы, потому что далеко не все люди обладают какими-то явными талантами, и мало, кто способен рисковать жизнью для спасения другого человека.

Различение положительной и отрицательной девиации имеет больше познавательный, чем прикладной аспект. Предметом научного и практического исследования в абсолютном большинстве случаев является именно отрицательная девиация как представляющая наибольшую потенциальную опасность. Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить основные признаки девиантного поведения в контексте негативной девиации.

Признаки негативного девиантного поведения:

  • Не соответствует принятым или официально установленным в данный момент времени в конкретном социуме нормам.
  • Имеет устойчивый многократно повторяющийся характер.
  • Вызывает негативный отклик со стороны окружающих или так называемые «социальные санкции».
  • Может быть подвергнуто принудительной коррекции со стороны государства (тюремное заключение, принудительное лечение, прочие формы изоляции).
  • Наносит ущерб лицу, допускающему девиантное поведение, и/или окружающим его людям.
  • Сопровождается социальной дезадаптацией.
  • Может иметь медицинские, социальные или психологические причины.

И, наконец, стоит очертить возрастные границы явления. Начиная с какого возраста поведение, не соответствующее общественным нормам, можно считать девиантным? Ясно, что младенец не может вести себя в соответствии с принятыми в социуме нормами. И в принципе не может осознавать себя, свое поведение и все происходящее вокруг.

Поэтому, говоря о девиациях, мы будем иметь в виду детей от 5 лет и старше, подростков и взрослых людей. Как вы уже поняли, девиантное поведение в обществе может иметь самые разные причины и самые разные проявления. Поговорим об этом подробнее.

Причины и формы девиантного поведения

В самом общем виде девиантное поведение можно поделить на две большие группы в зависимости от причин, его вызывающих. Это, во-первых, отклонения психопатического характера, вызванные явной или скрытой психопатологией. Во-вторых, это шаблон поведения, сформировавшийся под влиянием социальной среды.

Другими словами, причины девиантного поведения могут быть как медицинскими, так и социальными. Медицинские факторы являются темой отдельного исследования ввиду многообразия психических расстройств, влияющих на поведенческие характеристики человека. А вот социальные причины стоит рассмотреть более внимательно.

Разумеется, воздействие социальной среды сможет быть усилено личными психологическими особенностями человека, нюансами его характера и темперамента, когнитивных способностей и нервной системы в целом. Итак, что же влияет на формирование девиантной модели поведения?

Факторы, повышающие риск девиантного поведения:

  • Влияние семьи – как неблагополучное (алкоголизм, домашнее, насилие, тяжелое материальное положение, неполная семья), так и сверхопека со стороны родителей и бабушек.
  • Влияние школы – отсутствие требований и дисциплины либо обратная ситуация, когда подавляется любое проявление свободы мысли и творчества.
  • Влияние «улицы» – это широкое понятие, включающее весь спектр возможностей свободного времяпрепровождения без контроля взрослых и ограничения негативных факторов.
  • Влияние общества – начиная от пропаганды агрессии в мультфильмах и рекламы алкоголя по телевизору, заканчивая дезорганизованностью и дезориентацией, нечеткостью понятия нормы и критериев соответствия, что часто бывает «на сломе эпох» (как, например, было в «лихие 90-е»).
  • Психическая неуравновешенность человека – даже среди полностью здоровых в психическом плане людей наблюдаются серьезные различия в проявлениях темперамента и различных сторон характера.

Само собой, это лишь предпосылки к возможным отклонениям. Известно сколько угодно много примеров, когда мальчик из бедной семьи вырастает предприимчивым бизнесменом, и еще больше примеров, когда такой ребенок «не вписывается» в поворот судьбы. Далеко не все вспыльчивые дети становятся бомжами или преступниками. Зачастую, когда переходный возраст остается позади, молодые люди успешно адаптируются в социуме.

В целом, влияние социальной среды на формирование отклонений в поведении людей стоит рассматривать на двух уровнях:

  • Влияние макросреды – состояние общества, уровень экономического и культурного развития, социально-политическая обстановка и прочее.
  • Влияние микросреды – семья, друзья, знакомые, ближайшее окружение, одноклассники и однокурсники, коллеги по работе.

Большинство исследователей уделяет внимание, в первую очередь, именно девиантному поведению детей и подростков, потому что предпосылки к поведенческим аномалиям во взрослом возрасте всегда закладываются в детстве. Маловероятно, что человек, никогда не проявлявший в детстве склонности к отклонениям в поведении, вдруг «бросит вызов» обществу во взрослой жизни.

Главными жертвами собственного девиантного поведения становятся люди, у которых в детстве не было теплых доверительных отношений в семье. Причем не важно, по какой причине. Девианты могут выйти как из неблагополучной в материальном и социальном плане семьи, так и из богатой обеспеченной семьи, где за ребенка «расписан» каждый шаг. Тогда он либо вырастает слишком избалованным и социально дезадаптированным, либо бунтует против чрезмерной опеки, тратя все свои силы на преодоление контроля, а не на достижение собственных жизненных целей.

В целом, стоит уделить внимание разным классификациям причин девиантного поведения.

Причины девиантного поведения (по Грехневу):

  • Стабильное чувство неудовлетворенности своей жизнью.
  • Ощущение собственной неполноценности.
  • Слабо развитые коммуникативные навыки.
  • Отсутствие уважения к окружающим.
  • Пассивность в отношении социально значимых ролей.
  • Эгоизм и эгоцентризм.
  • Стремление преуспеть и «пробиться» в жизни за чужой счет.
  • Узкое мировоззрение.

Конечно, у этих явлений есть свои причины, а сами эти явления прогрессируют по мере развития и усиления проявлений девиантного поведения. Так что все вышеназванные процессы являются, если можно так сказать, «взаимообратными».

Причины девиантного поведения (Кулганов-Кузьмичева):

  • Психическая неуравновешенность и повышенная нервная возбудимость.
  • Материальные и психологические проблемы в семье.
  • Несправедливое отношение взрослых.
  • Чувство зависти.
  • Эмоциональные перегрузки.
  • Пропаганда насилия и бездуховности в кино и на телевидении.
  • Слабая воспитательная работа внутри школы.
  • Девиантное поведение педагога.

Отметим, что педагоги тоже люди, и они тоже могут страдать различными расстройствами поведения. Так, мы вряд ли будем считать нормальным поведение человека, который на улице кричит на прохожих, однако постоянно кричащий в школе на детей педагог никого не удивляет. То, что оценки учащихся часто зависят от материальной помощи родителей учебному заведению, уже ни для кого не секрет. А шутка про то, что сегодня гимназией становится любая школа, где трудовик и учитель физкультуры бросили пить, для многих уже и не шутка.

Конечно, такие примеры не слишком хороши для детей. Не обязательно, что все ученики такой школы станут девиантами, однако наименее устойчивые в психологическом плане школьники вполне могут пострадать. Как говорится, главная опасность для неустойчивой детской психики – это неустойчивая психика взрослых.

Причины девиантного поведения (по Шарыповой):

  • Социально-педагогическая запущенность, когда дети усваивают сложившийся под воздействием неблагоприятных факторов негативный стереотип поведения.
  • Длительный психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием в семье, отношениях с одноклассниками и учителями, плохой успеваемостью.
  • Проблемы медицинского характера, отклонения в состоянии физического и психического здоровья.
  • Отсутствие условий для самовыражения, конструктивного досуга, позитивных и значимых личностных целей и планов.
  • Безнадзорность и отрицательное влияние окружающей среды.

Формы девиантного поведения (по Грехневу):

  • Асоциальные – связанные с нарушением этических норм и правил поведения, принятых в социуме и отношениях между людьми (обман, сплетни, интриги и прочие проявления неэтичного поведения).
  • Антидисциплинарные – связанные с нарушением установленных правил (прогулы, опоздания, нарушение внутреннего распорядка компании).
  • Делинквентные – связанные с противоправными действиями (воровство, грабежи, мошенничество, физическое насилие).
  • Аутодеструктивные или аутоагрессивные – связанные с разрушительным действием, направленным на самого человека (наркотики, алкоголь, суицид, самоповреждение).

Существуют и другие классификации форм девиантного поведения. Среди зарубежных классификаций наибольшим авторитетом пользуется типология форм, которую разработал американский социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003).

Формы девиаций (по Мертону):

  • Инновация – согласие с целями общества и отрицание принятых в социуме способов их достижения. Положительная девиация проявляется в виде научных открытий и технологических инноваций, отрицательная девиация может проявляться в виде создания преступных схем заработка денег.
  • Ритуализм – отрицание целей общества и преувеличение значения способов их достижения. Примером может служить засилье бюрократии в государственных структурах и слишком детализованные корпоративные правила в частных фирмах.
  • Ретретизм – бегство от действительности, отказ от социально одобренных целей и способов их достижения. Яркие представители этой девиации – алкоголики, наркоманы, бомжи.
  • Бунт – отрицание существующих целей общества и способов их достижения с требованием замены на новые цели и новые способы их достижения. Этот вид девиации проявляется в виде массовых протестов, революций, государственных переворотов.

Как видите, Роберт Мертон не разделяет в своей типологии положительную и отрицательную девиацию, показывая, что некоторые формы могут иметь и негативные, и позитивные проявления. Например, и у жулика, и у человека, нацеленного на карьеру, сходные цели – достижение материального благополучия, однако методы существенно разнятся. Аналогичным образом можно сказать, что и создатели «финансовых пирамид», и великие ученые современности стремятся к инновациям, только результат в этих случаях выглядит по-разному.

Таким образом, девиантное поведение может не соответствовать или даже противоречить господствующим в обществе предрассудкам и представлениям о девиации как о чем-то всегда отрицательном. Впрочем, ранее мы уже говорили о том, что девиации бывают положительные и отрицательные, просто отрицательные вызывают более глубокий практический интерес ввиду потенциальной опасности.

В этом контексте становится особо актуальной профилактика девиантного поведения обучающихся в общеобразовательной школе детей и подростков. Мы помним, что истоки этой проблемы идут из детства, и школьный возраст является, пожалуй, последней серьезной возможностью внести коррективы в развитие ребенка.

Оцените статью
Добавить комментарий