Что такое юнг

Интроверсия и Экставерсия

По типу отношения к миру Юнг выделил две разновидности ориентации, это интроверсия и экстраверсия.

Считается, что изначально мир человека, то, как его воспринимает маленький ребенок, не делится на части, поскольку на раннем этапе развития, отсутствуют причины для такого разделения. Тем не менее, к определенному возрасту происходит формирование Я, то есть осознание себя, как сущности отдельной от мира.

В зависимости от обстоятельств, отношение личности к миру в процессе ее развития, складывается по-разному. Эти обстоятельства приводят к тому, что итогом развития человека становится появление разных типов личности, которые  используют различные стратегии поведения и по-разному воспринимают окружающую реальность.

Когда личность человека фактически сформирована, он, в абсолютном большинстве случаев, начинает делить мир на две основные части — мир внутренний (или мир сознания, психики) и мир внешний (мир материальный, социум). И в этом разделении мы имеем совершенно четкое мнение на счет того, что относится к внутреннему, а что к внешнему. Человек существует в каждом из этих двух миров и между ними, посредством личности, образуется информационная взаимосвязь.

В ходе работы со своими пациентами Юнг заметил, что внутренний и внешний мир имеют для них не одинаковую ценность. Эти две условные группы Юнг разделил на экстравертов и интровертов. Тогда же им было сделано предположение, что в основе такого разделения, лежит принцип большего или меньшего доверия к  внешнему миру. Так, если в период формирования личностных особенностей обстоятельства общения с внешним миром были благоприятными и не приносили проблем, то «рейтинг доверия» был высоким, складывалась экстравертная структура личности, если же наоборот, то интровертная.

Для интроверта ценность внутреннего мира выше, а также выше степень доверия к нему. Таким образом, интровертные намерения и цели идут от субъекта, а в иерархии ценностей, внутренняя необходимость всегда будет выше внешней. Качественная оценка внешнего мира у интроверта происходит в основном с точки зрения внутренней реальности (проекция).

Для экставерта более характерен фокус на внешнем мире, и в иерархии значимости, чаще перевешивают эти факторы. В силу перечисленных причин, внешний мир оказывает на экстраверта более сильное влияние, также экстраверты более склонны к подчинению требованиям внешнего мира, то есть в большей степени принимают во внимание внешние обстоятельства.

Было понятно, что обе эти установки не могут оказывать одновременное влияние на психику, и это значило, что какая то одна должна быть доминирующей. Тем не менее, наблюдения говорили о том, что не бывает так, чтобы человек всегда руководствовался в своей жизни лишь одной доминантной установкой. Любой экставерт всегда принимал во внимание интровертные факторы и наоборот. То есть, чистых интровертов и экстравертов, не существовало, но присутствовал компромисс факторов с уклоном в то или иную сторону. Вследствие этого Юнг сделал предположение, что у каждого, помимо доминирующей, основной установки, есть субдоминантная установка на противоположность. И если доминирующая установка полностью осознается, то субдоминантная остается в бессознательном. Иными словами, личность, экстравертная в сознании, на бессознательном уровне придерживалась противоположной — интровертной установки.

Логика Юнга была следующей, если бы в человеке реально доминировала бы только одна установка, то это несомненно должно было бы привести к утрате психического равновесия, поэтому, она должна была быть скомпенсирована «бессознательной контрпозицией».

Иллюстрация разницы между экстравертами и интровертами

В подавляющем большинстве людей эти два акцента выражены недостаточно отчетливо, так, что распознать с ходу акцентуацию, обычно не представляется возможным. Для существуют специальные личностные тесты, например тесты Юнга и Айзенка.

Однако, если акцентуация ярко выражена, что также встречается, то характерное поведение этих ярких представителей обеих групп может быть следующее.

Экстраверт. Он очевидно стремится к внешним объектам, субъектам и обстоятельствам, которые влияют на внешние факторы. Для экстраверта важны требования этой внешней обстановки, поэтому, они склонны идти на поводу у внешних обстоятельств. Вследствие этого, они часто бывают консервативны и избегают перемен, что может привести к ограничениям, накладываемым на внутреннее развитие личности. С другой стороны, экстраверт демонстрирует большую подвижность в отношениях с обществом, он легче находит общий язык с людьми и куда более виртуозно, чем интроверт владеет внешними обстоятельствами.

Интроверт. Выражена тенденция к избеганию внешнего мира. Интроверта больше интересует свой собственный внутренний мир, развитием которого он и занимается. Внешний мир воспринимается им через призму собственных переживаний. Интроверты более сдержанны эмоционально и замкнуты. Благодаря подсознательной компенсаторной установке на внешний мир, интроверт нередко попадает в неосознанную зависимость от внешних объектов и обстоятельств.

Законы и принципы развития (эволюции) личности

Этот принцип декларирует зависимость личности от прошлого опыта, это означает, что общее психологическое состояние человека на данный момент целиком и полностью определено его личной историей. Данный принцип служит основой для понимания человеком того момента, в котором тот находится, здесь и сейчас.

Принцип телеологии

Юнг говорит и о влиянии принципа телеологии, который по своей сути, противоположен принципу причинности. Это означает, что настоящее также зависит и от будущего, а именно, от целеполагания индивида, то есть от его будущего ориентира — идеала. Таким образом, развитие индивида определяет не только его прошлое, но и намерение, которое отчасти определяет то, что произойдет в будущем. Конечно такое разделение принципов носит весьма условный характер, ведь можно сказать, что будущее и стремление к нему точно также определено прошлой историей.

Принцип синхронии

Данный принцип, на первый взгляд, не связан с принципом причинности. Он касается событий причинно вроде бы не связанных, но происходящих одновременно. Подобные события происходили, наверное, с каждым человеком. Так например, вы думаете о друге которого не видели много лет и неожиданно встречаете его. Или вы видите сон о событии, а когда просыпаетесь, то обнаруживаете из новостей, что такое событие произошло в реальности и т. Юнг считал, что тот факт, что такие события происходят, нельзя объяснить простой случайностью. Ученый объяснял такие совпадения деятельностью архетипов , которые, сами по себе, не имеют причинного отношения к происходящим событиям, но обладают особыми свойствами, которые обеспечивают само явление синхронии.

Так или иначе, это свойство довольно естественно вытекает из другого закона Юнга, о едином бытии в коллективном бессознательном, согласно которому, свойства частей личного бессознательного могут проецироваться на другого человека. Например, если у двух людей возникают одинаковые комплексы, то вы можете воспринимать этого человека, как воплощенный в нем свой собственный комплекс. Еще этот закон говорит о том, что на уровне коллективного бессознательного у всех людей существует как бы единое поле сознания, что с легкостью объясняет связь, казалось бы, независимых событий.

Принцип наследования

Согласно Юнгу, в понятие наследственности входит не только традиционное содержимое, но и содержимое коллективного бессознательного, где в архетипичной форме представлена информация рода, нации и всего человечества.

Прогрессия и регрессия

Принцип развития личности, в который заложено, как движение вперед, так и назад. По факту же, развитие человека циклично и предполагает оба этих движения, а именно, возврат назад может означать некое осознание препятствий с целью дальнейшего прогресса, то есть, ни в коей мере, не являясь тупиком или проблемой.

Сублимация и вытеснение

Две манипуляции с либидо или с психической энергией о которой говорит и Фрейд. Первое, означает перенаправление ее в другое русло, второе, говорит о вытесении нежелательной информации в бессознательное. Считается, что роль сублимации прогрессивна, а роль вытеснения наоборот.

Символизация

В юнгианской модели символ несет в себе две основные функции.

Первая — воплощение вытесненного ранее в личное бессознательное материала, который, в такой форме, стремится прорваться в область сознания, заявить о себе и, таким образом, снять напряжение.

Вторая — воплощение архетипических символов коллективного бессознательного.

В любом случае, символическая форма несет на себе функцию передачи информации, которую нельзя предать или выразить другим путем, и в этом смысле это отличный язык, на котором с нами общается бессознательная часть нашей личности. Символ может быть одновременно и продуктом творчества личности. Так например рисунки на эротические темы, имеют в своей основе попытку в символической форме удовлетворить подавленное влечение, а сам же творческий импульс, ни что иное, как сублимация этого влечения. Вообще, символы для Юнга имеют огромное значение и предстают перед нами во многих его книгах.

На символическом языке говорит с нами наше бессознательное и во время сна.

Важнейшие архетипы Юнга

Логично, что число архетипов должно быть равно количеству типовых (повторяющихся, схожих) ситуаций нашей жизни, из чего понятно, что речь идет о фактически неограниченных их количествах. Однако, Юнг выделял особо, лишь некоторое количество самых важных из них, это маска (персона), анима, анимус, тень и самость.

Именно этот набор архетипов принимает особое участие в в формировании личности, во многом определяя ее структуру (см. рисунок).

МАСКА (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя. Маска, это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом. Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски. Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле. Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе, как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас. Из сказанного легко сделать вывод, что МАСКА (ПЕРСОНА) — архетип, находящийся в процессе постоянного изменения, суть которого постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам.

ТЕНЬ. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые, по разным причинам, не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень — двоякой по сути. С одной стороны, она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же, является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить ее энергию в творческое русло.

Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисной структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются, как в личном бессознательном, так и непосредственно в сознании. Роль Эго заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии. Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло. С другой стороны, это означает использование Персоны, как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.

АНИМА и АНИМУС. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины. Для мужчины Анима образ — идеал, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также и представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши. Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность. Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.

Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика. Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.

САМОСТЬ. (Я, такой как есть). Не проявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл ИНДИВИДУАЦИЕЙ. Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии. Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость. Юнг считал, что самоактуализация Самости  весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга, Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ — Личностные установки и функции. Типы личности. Развитие личности.

Комментировать через Facebook

Методика определения типа личности по Юнгу предназначена для определения темперамента по предложенной выдающимся ученым, мыслителем, психологом Карлом Густавом Юнгом типологии: экстраверсии и интроверсии.

Происхождение опросника не установлено; зачастую его приписывают самому Юнгу, что, конечно же, ошибочно.

: Эксмо, 2001, ISBN 5-04-006959-6

Наиболее значительная из ранних работ выдающегося мыслителя-психолога XX века Карла Густава Юнга (1875-1961). Книга посвящена проблеме классификации типов личности и содержит богатейший материал по данной тематике. Автор не только излагает свою типологию, но и анализирует и систематизирует огромное количество материала из других сфер научного и культурного наследия (философия, эстетика, поэзия), так или иначе относящегося к данной теме.

Златин (ред. )Социология и психология трудаМ. : МГИУ, 2008ISBN: 978-5-2760-1478-4 В учебном пособии излагается сущность понятия и принципы создания системы диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности человека, история развития исследований в данной области. Раскрывается роль и значение трудовой организации и такие характеристики, как трудовое и экономическое поведение, мотивация и отношение к труду. Для студентов экономических и социологических факультетов высших учебных заведений.

Структура личности по Юнгу

Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но только на первый взгляд. По Юнгу, личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — ЭГО, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

ЭГО — центральная часть сознания, которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).

Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит, так называемые комплексы, или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики, которые приобрели свойства почти автономного существования, неких отдельных психических сущностей, способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение. Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из личной истории, которые находились в оппозиции к эго и не могли быть им приняты (осознаны), и поэтому, оказались запертыми в подсознании.

Нежелательный для осознания (травмирующий) материал вытесняется из сознательной части личности волевым усилием ЭГО, но при этом, без проблем продолжает свое существование в области бессознательного, вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми, при которых они возникли. Интересно, что по всей видимости, каждому вытесненному образованию (комплексу) соответствует антагонистическая идея (или убеждение), присутствующая в явном виде в сознательной части психики и являющаяся важным элементом сокрытия комплекса в бессознательном.

Для индивида проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода его воли, в значительной степени нарушается, и индивид начинает вести себя, не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием (не актуальных в данный момент) внутренних причин из прошлого. Помимо этого, на поддержание статуса вытесненного материала в подсознании, тратится большое количество психической энергии личности, что само по себе, вызывает постоянное психологическое напряжение в жизни человека.

Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение, поэтому в значительной мере определяют его стиль жизни, его поведение и перспективы дальнейшего развития.

Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляет собой вместилище всеобщей памяти человечества (общая база данных), накопленное за сотни тысяч лет эволюции. Это, как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и, при определенных условиях, доступное для осознания, но также, только в виде образов.

Носителями этого коллективного наследия выступают особо значимые и энергетически мощные образы психики — архетипы (первичные модули), которые ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира через посредство базовых идей, примерно одинаковых в различных культурах но, не связанных между собой напрямую.

Это объясняло тот факт, что люди разных культур, схожие жизненные ситуации воспринимали примерно одинаково. Например, отношение к отцу, матери, ребенку, смерти, учителям и т. , очень похоже в разных, даже очень удаленных друг от друга культурах.

По мнению Юнга, каждый архетип ответственен за то, как именно будет вести себя индивид или группа в определенных жизненных обстоятельствах.

Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.

Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений. Эти архетипы встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.

Далее на рисунке представлена структура личности по Юнгу

Психологические типы личности

На основании всего вышесказанного очевидно, что личность Юнга может из себя представлять сочетание четырех функций и двух основных установок, таким образом мы можем получить восемь типов личности.

— Экстравертный мыслительный тип. — Экстравертный чувствующий. — Экстравертный ощущающий. — Экстравертный интуитивный. — Интравертный мыслительный. — Интравертный чувствующий. — Интравертный ощущающий. — Интравертный интуитивный.

Разумеется, как и в случае с интроверсией и экстраверсией, говорить о чистых типах невозможно, таковых просто не существует в природе.

Следует также подчеркнуть, что именно означают разные типы личности.

Деятельность любого сознания основана на информационном обмене между частями этого сознания. Так информацией может обмениваться внутренний и внешний мир, а также и различные части и внешнего, и внутреннего мира. В рамках этой логики можно представить себе, что любое действие (поведение) также представляет из себя обмен информацией.

От каких именно факторов в наибольшей степени зависит этот обмен и определяет тип личности.

Например, у экстраверта — мыслителя при взаимодействии с миром главную роль будут играть факты и события внешнего мира в которых он будет искать закономерности.

Для сравнения интроверт — мыслитель будет также искать закономерности, но только в более значимой для него области внутреннего мира.

Оцените статью
Добавить комментарий