Что означает цвет человека

Цвета не только делают наше существование ярче, но и определяют наше настроение, воздействуют на наши мысли и поступки. Различая цвета, мы лучше распознаем объекты окружающего мира, лучше справляемся с жизненно важными задачами. Цвета также несут в себе информацию, важную для коммуникации. Исследования психологии цветовосприятия наглядно описывают воздействие цвета в разных жизненных ситуациях.

«Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет». В хорошем русском переводе «Фауста» эта хрестоматийная фраза звучит именно так, но оригинальный текст Гете выглядит все-таки несколько иначе. В оригинале эта фраза звучит так: «Grau, teurer Freund, ist alle Theorie, und griln des Lebens goldener Baum» (И. Гете, «Фауст» ч. I, сцена IV). Теорию великий поэт называет не сухой, а серой, а зеленое древо жизни у него еще и золотое. Каждому цвету Гете приписывает определенное значение.

То, что гениальный поэт, а также исследователь цвета выразил в стихах, актуально и сегодня: цвета играют в нашей жизни очень большую роль. Цвета не только делают наше существование ярче, но и определяют наше настроение, воздействуют на наши мысли и поступки. Различая цвета, мы лучше распознаем объекты окружающего мира, лучше справляемся с жизненно важными задачами. Цвета также несут в себе информацию, важную для коммуникации. Многочисленные исследования психологии цветовосприятия наглядно и подробно описывают воздействие цвета в разных жизненных ситуациях. Это знание применимо также в области разработки и реализации розничных концепций.

В нашем исследовании мы прежде всего рассмотрим нейрофизиологические аспекты цветовосприятия.

Как мы воспринимаем цвета

Цвет — это сенсорное впечатление, которое возникает, когда волновые световые раздражители определенной длины (электромагнитное излучение в диапазоне приблизительно от 180 до 780 нм, так называемый световой спектр) попадают на рецепторы зрачка. Оттуда по нейронным сетям этот импульс передается в мозг и начинает восприниматься как цвет. Восприятие цвета окружающих объектов всегда субъективно, так как оно возникает только в головном мозгу смотрящего. В физическом смысле объекты не имеют цвета, мы всего лишь воспринимаем их такими.

Физиологический аспект цветовосприятия заключается в том, что в процессе эволюции на задней части человеческого зрачка появились фоторецепторы. При воздействии электромагнитных волн длиной от 380 до780 нм они способны генерировать физиологический (нервный) сигнал. Существует два вида фоторецепторов: палочки и колбочки. Палочки распознают только контраст черного и белого, очень светочувствительны и делают возможным зрение в сумерках и в темноте. Колбочки ответственны за восприятие цвета. Существует три типа колбочек, которые воспринимают короткие (синий цвет), средние (зеленый) и длинные волны (красный цвет) цветового излучения. Каждое сочетание световых лучей, падающих на сетчатку, определенным образом возбуждает эти три вида колбочек и дает соответствующее впечатление о цвете. Нервные импульсы, которые возникают на фоторецепторах, передаются по нервным сетям в головной мозг (трансдукция), где в конечном итоге цвета начинают восприниматься сознательно.

Многочисленные психологические и социологические исследования на эту тему дают в целом единообразную картину. С одной стороны, эмоциональное воздействие цветов обусловлено свойствами универсальных объектов (голубое небо, красная кровь, желтое солнце, зеленая трава и др. ), с другой стороны — влиянием культуры, и неважно, осознаем мы ее влияние или нет. В повседневной жизни с символикой цветов имеют дело не только живописцы, дизайнеры, графики и другие представители художественных профессий. Эмоциональное воздействие цветов отражается, например, в языке — всем знакомы выражения «словно красная тряпка для быка», «люди в белых халатах», «почернеть от злости» и многие другие. В таблице даны варианты символики цветов и характер их воздействия на человека.

Цвет/тон Ассоциации и воздействие Яркие тонаЖивость, яркость Неяркие (пастельные) тонаСпокойствие, мягкость ЖелтыйПриветливость, веселость, энергичность, живость, «солнечная» атмосфера. При использовании на большой площади создает ощущение «дешевизны» и вызывает беспокойство ОранжевыйТепло, уверенность, свет. При использовании на большой площади также создает ощущение «дешевизны» СинийДействует расслабляюще, успокаивающе. Сам по себе или в сочетании с белым голубой цвет внушает ощущение холода, стерильности, некоммуникабельности. Ассоциируется с льдом, морем. Цвет верности ЗеленыйСтабильность, надежность. Воздействует освежающе, успокаивающе либо нейтрально. Ассоциируется с природой и весной. Цвет жизни КоричневыйСоздает атмосферу уюта и безопасности. Оттенки коричневого воспринимаются как приятные и располагающие к коммуникации. Бежевый цвет воспринимается как претенциозный. Кроме того, это цвет традиции. Также ему приписывают значения «бедность», «лень», «глупость» и «мещанство» КрасныйАктивизирует и возбуждает. Теплый цвет, который издавна считается краской страсти, провокации, опасности. Это цвет экстремизма, крайности РозовыйЭтот цвет гораздо спокойнее, чем красный. С розовым ассоциируются интимность и счастье СерыйДостоинство, уверенность. Однако этот цвет может воздействовать депрессивно, внушать мысли о старости. Эмоционально — нейтральный ЧерныйПередает глубину, однако может воздействовать депрессивно, наводить на мысли о болезнях и смерти (траур). Кроме того, ассоциируется с властью Белый Символизирует невинность, божественность, нейтральность, при использовании на большой площади создает ощущение стерильности.

При исследовании цветовосприятия нами было проведено два эксперимента. В первом из них испытуемым (10 мужчинам и 10 женщинам) показывали по-разному окрашенные слайды и фиксировали нейронную активность при восприятии того или иного цвета.

Во втором эксперименте участникам было показано 30 фотографий с изображением целующихся влюбленных пар. Среди этих фотографий были как монохромные (окрашенные в разные цвета — красный, желтый, синий, зеленый, черный), так и цветные. Каждый снимок появлялся в шести цветовых вариантах (в случайном порядке, на одну секунду). Испытуемые получили инструкцию: «Вам будут показаны фотографии целующихся пар. Часть фотографий — портреты обычных людей, часть — кадры из фильмов. Пожалуйста, оцените, насколько, по вашему мнению, сильны чувства людей на фотографии (по шкале от 1 до 5)».

При проведении эксперимента мы специально просили «оценить чувства» людей на фотографиях, чтобы внимание участников эксперимента не было направлено ни на цвет, ни на их субъективное отношение к нему. Исследовалось, насколько различные оттенки цветов влияют на эмоциональную оценку той или иной фотографии.

Цвет и трансдукция. Процесс трансдукции («перевод» цветового раздражителя на язык мозга) при восприятии разных цветов занимает неодинаковое количество времени и вызывает различную по интенсивности нейронную активность в соответствующих областях мозга в зависимости от того, какой цвет обрабатывается.

До начала сознательного восприятия (примерно 200-300 мс) зеленый и голубой вызывают более сильное нейронное возбуждение в лобной доле головного мозга, чем красный. Красный, в свою очередь, за тот же временной период активирует нейронную деятельность в затылочной и височной зонах, что говорит о сильном эмоциональном воздействии этого цвета. Научно доказано, что импульсы визуальных раздражителей, пройдя через затылочную и височную зоны, сразу попадают в лимбическую систему (месторасположение эмоций). Верность поговорки «Синий — цвет разума, красный — цвет страсти» теперь доказана с точки зрения нейрофизиологии.

Цвета и эмоции. Влияние цветов на эмоциональное восприятие окружающего мира объясняется еще и тем, что пик нейронной активности при цветовосприятии приходится на 50-150 мс с момента начала воздействия раздражителя (период подсознательного восприятия). Таким образом, цвета оказывают огромное влияние на когнитивные (сознательно проживаемые) процессы, так как в период их подсознательной обработки они вызывают пик нейронной активности.

Воздействие цветов на сознательное восприятие. При сознательном восприятии (которое начинается по прошествии 300 мс) цвета воздействуют на нейронную деятельность совершенно по-разному. Иными словами, опыт, полученный в процессе социологизации субъекта, а также его индивидуальные цветовые предпочтения, личностные качества и структура мотивации оказывают очень большое влияние на восприятие цветов.

Воздействие некоторых цветов вызывает сходные реакции у представителей различных культур. Так, красный цвет влияет интенсивнее, чем синий и зеленый, яркое контрастное сочетание цветов — сильнее, чем неяркое. Если, например, мимика (биологическая реакция на раздражитель) глобальна, говорить о существовании единых реакций на различные цвета неверно: слишком сильно влияние культурных и социальных ассоциаций.

Цвет и пол. Интересным представляется детальное изучение и сравнение нейрофизиологических реакций во временной период до 200 мс (подсознательное восприятие) у мужчин и женщин. Выяснилось, что нейронная активность при цветовосприятии у женщин выше, чем у мужчин. Так как этот феномен наблюдался в период подсознательного восприятия, можно предположить, что женщины эмоциональнее реагируют на цвета вообще. На мужчин же, наоборот, более сильное воздействие оказывают черно-белые изображения.

Apндт Трaйндл (Аrndt Trаindl), генеральный директор компании Retail Branding AG. Материал публикуется в адаптированном переводе с английского

Вашему вниманию предлагается наиболее всеобъемлющий ресурс посвящённый цветовой психологии.

Если вас интересуют только значения цветов, вы можете перейти сразу к таблице. Но, надо отметить, что эта статья рассказывает о цветовой психологии гораздо более детально, так как помимо прочего в ней представлены разнообразные способы применения значений представленных в сводной таблице.

До сих пор многие люди несправедливо считают большую часть доступной нам информации о цвете ненаучной. Чтобы развеять это заблуждение я изучил 50 академических исследований посвящённых цвету. В них я натолкнулся на довольно любопытные и заслуживающие доверия выводы.

Эта статья является компиляцией этих выводов. Я подвёл итоги своего изучения в представленной ниже таблице. В следующий раз, когда вам нужно будет выбрать цвет, для принятия решения вы сможете воспользоваться этой схемой.

Но эта обобщаяющая таблица даёт лишь поверхностные данные. Остальную информацию можно разделить на три части.

В части 1 «Психология цвета» вы узнаете о научных исследованиях и теориях о цвете:.

1 Что такое компоненты цвета?;
1. 2 Почему мы предпочитаем определённые цвета?;
1. 3 Как цвета получают свои значения?;
1. 4 Почему у цветов разные значения?;
1. 5 Что значит каждый цвет?;
1. 6 Почему цвет влияет на нас?;
1. 7 Что делает цвет «хорошим»?;

Эта информация теоретическая, но она призвана заложить базу для практических советов, которые будут даны в двух следующих частях.

В части 2 «Применение в маркетинге» вы узнаете, как использовать цветовую психологию в маркетинге. Я объясню смысл каждого раздела из приведённой выше таблицы, так что вам будет ясно, как именно можно задействовать правильный цвет в определённой ситуации:

1 Уровень возбуждения;
2. 2 Тип ментальной обработки;
2. 3 Технология продаж;
2. 4 Образ бренда;
2. 5 Поставленная цель;
2. 6 Тип продукта;
2. 7 Оформление сообщения;
2. 8 Половая принадлежность;

В части 3 «Обобщение» вы узнаете, как правильно объединить информацию из предыдущих частей воедино:

1 Как использовать модель;
3. 2 Сколько цветов выбрать?;
3. 3 Какие цвета хорошо сочетаются?;
3. 4 Как выбрать правильную цветовую схему;

1«Психология цвета»

Цвет повсюду.

Откройте ваши глаза и взгляните на то, как всё вокруг вас имеет цвет — синий, красный, желтый, зелёный — этот список бесконечен. Мы окружены цветом.

При наличии столь всеобъемлющей темы должно существовать огромное количество исследований, верно? Не совсем.

Я искал «цветовую психологию» в Google Scholar, и система выдала 2,480 исследований. Чтобы продемонстрировать вам значение этой цифры, я вбил в поиске другие запросы.

Как вы можете видеть, «психология цвета» находится на одном уровне с «мужским бельём».

(Нам не стоит обращать на это внимание? Да, лучше не обращать

Пролистав несколько доступных исследований, я сформировал модель, отражающую психологические эффекты, возникающие в связи с влиянием цвета на человека. Я назвал её «Цветовая модель Коленды» (к сожалению, я пошел по нарциссическому пути выбора наименования).

Эта модель описывает то, как мы оцениваем цвет. Вы можете пока не понимать её компоненты. Но в данной статье будут постепенно рассмотрены все части этой модели.

К концу первой части вы поймёте значение всех частей модели.

1 Что такое компоненты цвета?

Для того, чтобы понимать базу представленной модели, вам потребуется понять суть компонентов, составляющих визуальный характер цвета.

Например, тут все эти цвета — синие:

Но все они выглядят по-разному. Почему это так?

Согласно системе Манселла (Munsell, 1912) цвета включают в себя три составляющих:

  • Цветовой тон.
  • Яркость (светлота).
  • Хрома (насыщенность).

Цветовой тон

Цветовой тон (оттенок) — это общее название цвета.

Большинство маркетологов полностью сфокусировано на цветовых тонах. И в этом их ошибка. Исследования показывают, что и другие составляющие цвета (яркость и хрома) играют большую роль в эмоциональном воздействии (Suk & Irtel, 2009).

Яркость (светлота)

Яркость — это уровень светлоты. Насколько светлым или тёмным является цвет?

  • Цвета с низким уровнем — темнее (они называются «тёмными тонами»).
  • Цвета с высоким уровнем — светлее (они называются «светлыми тонами»).

Хрома (насыщенность)

Хрома (насыщенность) — это уровень насыщенности. Насколько цвет яркий?

  • Цвета с низким хрома выглядят выцветшими.
  • Цвета с высоким хрома выглядят яркими.

Повторюсь, яркость и хрома зачастую важнее тона — что полезно для маркетинга:

«Эти данные особенно полезны для бренд-менеджеров, которые ограничены в выборе тона, так как они могут менять светлота и насыщенность определённого цвета, чтобы сформировать требуемый образ бренда. » (Labrecque, 2010, стр. 81)

Если вам когда-нибудь потребуется изменить светлоту и хрому цвета, то знайте, что в большинстве программ нужные инструменты расположены таким образом:

2 Почему мы предпочитаем определённые цвета?

Голубой является «любимым цветом» большинства людей по всему миру (Valdez & Mehrabian, 1994, pdf). Но почему это так? И почему это необычно — предпочитать чёрный, серый или коричневый? Из чего проистекают такие взгляды?

Исследователи выдвигают три основных теории:

  • Биология / Эволюция.
  • Теория гендерных схем.
  • Теория экологической валентности.

Биология / Эволюция

Наши цветовые предпочтения основаны на внутренних биологических механизмах, появившихся во многом благодаря эволюции.

«Исследователи предположили, что цветовые ассоциации могли быть сформированы на ранних этапах человеческой истории, когда человек ассоциировал синий с ночью и, соответственно, с пассивностью, а ярко-желтый с солнцем и активностью.

(Grossman & Wisenblit, 1999, стр

Вот почему мужчины предпочитают синий, в то время как женщинам нравится розовый: исследователи утверждают, что это различие происходит из эволюционных изменений, происходивших в сознании людей в эпоху охоты и собирательства (Hurlbert & Ling, 2007).

В те времена женщины занимались собирательством. Чтобы найти еду, им было необходимо отличать красные и жёлтые фрукты среди зелёной листвы (Regan et al. , 2001). В дальнейшем этот фактор повлиял на формирование цветовых предпочтений у следующих поколений женщин:

(Alexander, 2003, стр. 11)

Иначе говоря, благодаря тому, что женщины занимались собирательством, в их мозге развилось предпочтение к красным цветам.

Это надуманный факт? Возможно. Эволюция определённо играет роль в том, что цвет может вызвать возбуждение (это будет объяснено ниже). Но когда речь идёт о цветовых предпочтениях, две следующие теории дают объяснение, внушающее большее доверие.

Теория гендерных схем

Половая принадлежность так же влияет на цветовые предпочтения. Почему? Теория гендерных схем объясняет это:

(LoBue & Deloache, 2011, стр. 658)

Когда наши дети молоды, мы подкрепляем их гендерные стереотипы.

  • Мы одеваем мальчиков в голубую одежду.
  • Мы одеваем девочек в розовую одежду.

В таком случае дети интегрируют эти цвета в свою систему восприятия понятий «мужчина» и «женщина».

Так как дети испытывают потребность в соответствии собственному полу, мальчики начинают тяготеть к голубому, в то время как девочки — к розовому.

В одном исследовании учёные подвергли анализу детей разного возраста (от 7 месяцев до 5 лет). Они хотели изучить то, как с течением времени менялось их отношение к розовому цвету.

Каков же результат? Взрослея, девочки начинали испытывать больше симпатии к розовому цвету, в то время как мальчики всё больше и больше отстранялись от розового (LoBue & Deloache, 2011). Их предпочтения менялись одновременно с тем, как они всё больше узнавали про свой пол.

Теория экологической валентности

Предыдущие теории способны объяснить некоторые цветовые предпочтения. Но эти объяснения ограничены.

Скажем, почему людям нравятся разные оттенки тонов, например, нежно-голубой или тёмно-синий? Раз все мы обладаем более или менее одинаковой биологической структурой, не должны ли мы иметь одинаковые цветовые предпочтения? Откуда возникают различия в наших вкусах?

Теория экологической валентности способна объяснить эти различия (Palmer & Schloss, 2010). Следуя этой теории, наше восприятие определённого цвета развивается, основываясь на приобретаемом с течением времени эмоциональном опыте, связанном с этим цветом.

«Чем больше удовольствия и позитивных факторов человек получает от контактов с объектами определённого цвета, тем больше ему будет нравиться этот цвет.

(Palmer & Schloss, 2010, стр. 8878)

Эта идея подкрепляется теорией условного рефлекса. В одной работе, исследователь попарно расставил ручки разного цвета с приятной и неприятной музыкой. К концу эксперимента большинство испытуемых забирало с собой ручки того цвета, которые стояли в паре с приятной музыкой (Gorn, 1982).

Теория экологической валентности так же может объяснить и гендерные различия в восприятии цвета. Вместо того, чтобы думать об этом вопросе в контексте детской одежды, думайте о том, как выглядят игрушки:

  • Мы даём голубые игрушки мальчикам.
  • Мы даём розовые игрушки девочкам.

С раннего возраста люди начинают испытывать позитивные эмоции относительно определённых цветов. У мальчиков они связаны с синим цветом, а у девочек — с розовым. В итоге эти эмоции формируют наши цветовые предпочтения.

3 Как цвета получают свои значения?

Экологическая валентность может объяснить эмоциональную насыщенность цветов. Но как цвета приобретают семантическое значение? Почему мы ассоциируем красный со страстью и романтикой? И почему черный связываем с трауром?

Ответ скрыт в теории ассоциативных сетей (Bower, 1981).

Согласно этой теории в нашем мозге существует ассоциативная сеть — сеть взаимосвязанных знаний.

Каждый узел этой сети представляет секцию общего знания, независимо от того что это:

  • Эмоция (например, счастье).
  • Чувственный опыт (например, запах океана).
  • Семантический смысл (например, понятие «пляж»).

Связь между этими узлами основывается на том, сколько между ними общего. Чем значительнее соответствие между узлами, тем крепче их связь.

К примеру, ваш «узел машин» будет связан со многими другими:

  • Некоторые связи будут сильнее (в их числе шины, вождение, дороги).
  • Некоторые — слабее (в их числе поезда, радио, металл).

Это всё замечательно, Ник. Но какое отношение это имеет к цвету?

Спасибо, что спросили.

В вашем мозгу имеются узелы для каждого цвета. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с цветом, вы изменяете узел этого цвета в соответствии с вашим опытом.

Допустим, в вас врезалась синяя машина. Вы, вероятно, установите узел, связанный с синий цветом:

Вы можете выстроить такую связь сознательно или подсознательно. Так или иначе, вы добавите новое значение синему цвету.

Эта новая ассоциация в итоге может сказаться на вашем мировосприятии и поведении. Как? Мы ещё вернёмся к ответу на этот вопрос, так что запомните описанную концепцию.

4 Почему у цветов разные значения?

Давайте обратимся к общеизвестному мифу. Множество «гуру» психологии приписывают определённое значение определённым цветам.

Голубой — спокойный. Чёрный — приземлённый. Желтый — весёлый.

Не поймите меня неверно — эти ассоциации верны. И мы вернёмся к этим трактовкам ниже. Но цветовая психология не так проста.

У цветов нет одного, полностью описывающего их значения. Люди вкладывают разные, а иногда и противоречащие друг другу, значения в одни и те же цвета, основываясь на разных факторах. Так каковы же эти факторы? Они включают.

Опыт

У разных людей с цветами связан разный опыт. И он может сказываться на том, какое значение человек вкладывает в цвет:

Вот почему цвета могут иметь разное значение, в зависимости от человека:

  • Чёрный: Работники ритуальные агентств испытывают более сильную связь между чёрным и трауром. Если они увидят чёрный цвет в другом контексте, он затронет их восприятие смерти и грусти.
  • Жёлтый: У сиделок образуется более сильная ассоциация между желтым цветом и мочой. Если они увидят этот цвет в другой ситуации, он вызовет у них чувство отвращения.
  • Белый: У тех, кто часто катается на лыжах, возникает более сильная ассоциация между белым и приятным возбуждением.

Думаю, вы поняли суть идеи.

Не смотря на то, что большинство людей испытывает одни и те же ассоциации, их интенсивность будет зависеть от прошлого опыта.

Вывод: всегда изучайте вашу целевую аудиторию прежде чем выбрать цветовую схему. Есть ли у этих людей многократно повторяющийся опыт встреч с конкретным цветом? Если таковой имеется, то надо решить полезна вам эта ассоциация или вредна?

Культура

Значения так же могут быть различаться, в зависимости от культуры их происхождения. Например, в западной культуре любимый цвет большинства людей — голубой (Valdez & Mehrabian, 1994). Но это не применимо к жителям Восточной Азии. Ситуация в этом регионе прямо противоположная:

(Schmitt, 1995, стр. 33)

В этой статье не будут учтены все культурные различия (я сосредоточусь на восприятии цветов в западном мире).

Но, если вы выходите на международную арену, вам потребуется изучить культурную специфику восприятия цветов, прежде чем (a) продавать ваш продукт или (b) начинать маркетинговые компании, имеющие этническую направленность. Определённые цвета могут нести в себе негативное значение тех или иных культурах.

Контекст

Цвета могут нести в себе различные значения, зависящие от контекста.

В качестве другого примера возьмём красный. В контексте романтических отношений, красный способен вызвать чувства страсти и притягательности. Именно поэтому на сайтах знакомств женщины находят мужчин, которые были изображены на фото в красном, более привлекательными (Elliot et al. , 2010).

Тем не менее, красный обладает разными значениями в разных областях. В конкурсах мы ассоциируем красный с проигрышем — частично из-за того, что многие учителя используют красные ручки для проверки работ и выставления оценок. Именно поэтому люди хуже выполняют тесты (например, на уровень IQ) после воздействия красного цвета (Elliot et al. , 2007).

Прошлый опыт, культура и контекст это часть тех факторов, которые определяют значение цвета. Но, несмотря на эти разнообразные факторы, люди в основном вкладывают в них одинаковые значения. Мы обсудим их далее.

5 Что значит каждый цвет?

Чуть ниже я покажу вам таблицу значений цветов. Значения, представленные в ней, были составлены на основе нескольких научных исследований.

Как учёные выявляют эти значения?

В большинстве работ исследователи просили дать оценку определённому цвету в зависимости от задачи. Например, Labrecque (2010) продемонстрировал участникам исследования логотип, выполненный в разных цветах. Людей попросили дать логотипу оценку на основе разных факторов, связанных с образом бренда и его привлекательностью.

Все приведённые далее характеристики были выявлены похожими методиками. Поэтому, я надеюсь, что эти значения цветов будут более точными, чем где-либо ещё.

Я вырезал цитаты ради ясности. Но если вы хотите ознакомиться с научными исследованиями, стоящими за этой таблицей, вы можете обратиться к таблице 3. 2 в работе Labrecque (2010).

Я хотел включить эту таблицу сюда, так как кто-то из вас будет искать именно эту информацию. Тем не менее, не придавайте ей слишком большого значения.

Эти ассоциации акцентируются на тонах, но они принижают значение светлоты и хромы. И это ошибка. Как я уже говорил, время от времени светлота и хрома обладают большим эффектом, чем тон:

(Rider, 2009, стр

Так что, не стоит полностью полагаться на информацию из этой таблицы. Вместо этого используйте предложения, представленные в двух следующих частях этой статьи. В них задействованы светлота и хрома, поэтому представленная информация является более точной.

6 Почему цвет влияет на нас?

Мы знаем, что цвета обладают определёнными значениями. Но почему (и как) цвета влияют на наше восприятие и поведение?

Как пишет Crowley (1993), цвет способен вызывать две реакции:

  • Возбуждённую реакцию.
  • Оценочную реакцию.

Возбуждённая реакция

Возбуждение — это психологическое состояние, при котором характерно повышение адреналина, кровяного давления и скорости сердцебиения. Вы чувствуете себя более активным.

Множество исследований показало, что тёплые цвета повышают возбуждение. Например, Crowley (1993) обнаружил существование U-образного отношения между возбуждением и длиной цветовой волны:

Когда вам встречается тёплые цвета (такие как красный, оранжевый) вы испытываете немедленную биологическую реакцию. У вас повышается уровень адреналина. Ваше давление тоже повышается. Вы испытываете большее количество стимуляции.

В зависимости от цели вашей рекламной компании, повышение возбуждения способно как помочь, так и навредить вам. И мы обсудим это позже.

Оценочная реакция

Далее к возбуждению добавляется оценочная реакция: «нравятся» ли потребителям выбранные вами цвета?

Crowley (1993) обнаружил положительную линейную тенденцию между оценкой и длиной цветовой волны. Людям чаще «нравятся» цвета с более короткой длиной волны. Давайте объединим эту информацию с полученной ранее.

Но вот вопрос: почему цвет вызывает оценочную реакцию? Ответ связан с вашей ассоциативной сетью.

Как только вы сталкиваетесь с цветом, это активирует ваш узел именно этого цвета.

Когда этот узел становится активен, он начинает распространять активность ( Collins & Loftus, 1975 ). Она распространяется на все узлы, связанные с первым.

Как только окружающие узлы активизируются, вся содержащаяся в них информация временно включается в вашу систему мировосприятия.

Итак, применим эти знания к цвету. Ранее я сказал, что женщины находят одетых в красное мужчин более привлекательными (Elliot et al. , 2010 ). Почему это так? В этой ситуации работают два механизма.

Во-первых, когда женщины «сидят» на сайте знакомств, их узел страсти и романтики активен. Из-за распространения активности все связанные узлы так же включаются в работу, в том числе и узел для «красного».

Это крайне упрощённая диаграмма. На самом деле узлы будут взаимосвязаны между собой. Часть из них так же связаны с красным (к примеру, розы, сердца, День Святого Валентина). Поэтому эти узлы будут дополнительно влиять на активацию «красного».

В любом случае, как только «красный» узел становится активен, женщины могут временно замечать красные объекты быстрее и проще. И в этом вся суть.

Если женщина видит мужчину в красной рубашке, ей будет проще оценить его фото.

Эта повышенная скорость обработки создаёт приятное ощущение в мозге. От того, что женщине приятно оценивать фотографию мужчины, она начинает считать его более привлекательным (смотрите Alter & Oppenheimer, 2009).

Это один механизм. Но он работает и в обратную сторону.

Если женщина сталкивается с красным цветом, это активизирует все связанные с ним узлы — включая её узлы страсти и романтики.

Как только активизируется узел «романтики», женщина временно воспринимает внешние стимулы в романтическом ключе. Поэтому они оценивают фотографию мужчины как более привлекательную.

https://youtube.com/watch?v=ewlcpXts_sc%3Fwmode%3Dtransparent

Но говоря о цветовой психологии, важно понимать лежащую в основе концепцию. Большинство людей считают, что визуальная природа цвета важна. Но суть не в этом. Исследования показывают, что одно только размышление о цвете может произвести тот же эффект, что и визуальное восприятие этого цвета.

В одном исследовании, при размышлениях о желтом цвете происходили те же неврологические изменения — активация левой веретенообразной извилины — которые происходили при зрительном контакте с этим цветом (Simmons et al. , 2007).

Это значит, что люди, подвергаясь воздействию записанных текстом названий цветов (например, слова «желтый») могут испытывать соответствующие изменения в восприятии и поведении (Lichtenfeld et al. , 2009).

Если вы поняли принцип работы механизма распространения активности, этот вывод будет иметь смысл. Цвета обладают способностью влиять благодаря нашей способности воспринимать концепции. Сами цвета бессмысленны. Значение цвета (и его субъективное восприятие) основывается на эмоциональном и семантическом значении, ассоциируемом с этим цветом.

Тем не менее, всё ещё не хватает одной части, чтобы пазл полностью сложился. Какие факторы влияют на нашу оценку цвета? Другими словами, что формирует позитивную или негативную оценку? Мы обсудим эти факторы далее.

Какой цвет в каких случаях лучше использовать – прекрасно знают участники рейтинга креативности веб-студий.

Выбирая себе подрядчика из данного топ-100, можно быть уверенными в том, что ваш проект будет реализован на самом высшем уровне.

Оцените статью
Добавить комментарий