Человек под дождем

Цель: Исследование эмоционально-личностной сферы детей и подростков, умение их реагировать на стресс, способность преодолевать жизненные трудности. Понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, чтобы справиться с ударами судьбы, можно узнать, предложив ему нарисовать человека под дождем. Этот рисуночный тест достаточно информативен и довольно часто используется в психодиагностике.

Процедура проведения.

Интерпретация рисунка

Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя на рисунке могут свидетельствовать о том, что и в реальной жизни рисовавшего в данный момент наблюдается «ненастная погода». Возможно, он пребывает в подавленном состоянии или депрессии. Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека, символизируют его чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами. Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже) часто изображают люди чувствительные, не обладающие «толстой кожей», долго переживающие собственные неудачи и удары судьбы. Радуга или выглядывающее из-за туч солнце – символы надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, счастливое избавление от проблем, которое придет извне. Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя говорят об умении рисовавшего защищаться от житейских бурь, принять, в случае необходимости, вызов судьбы и постоять за себя. Изображение человека помещено в угол листа – возможно, депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность. Слишком маленькая фигура – свидетельство низкой самооценки, потребность в поддержке. Фигура находится в движении – склонность к активным действиям. При этом важно понять, какой характер эти действия носят. Например, человек может спасаться от стихии бегством, может метаться в панике, поливаемый струями дождя, а может и беспечно скакать по лужам, не испытывая ровным счетом никакого дискомфорта. В последнем случае можно говорить о том, что рисовавший имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам. Пол изображенного человека тоже служит показателем того, какой тип реакции на стресс присущ испытуемому. Мужская фигура на рисунке говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее. Женская фигура – напротив: пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще. Возраст человека на рисунке иногда не соответствует возрасту того, кто его рисовал. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного может говорить о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах. Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки указывает на сильно выраженное в авторе детское начало. При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным, – велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится: «возьмет под свое крыло» или «тучи разведет руками». Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем, может натолкнуть на мысль об изрядном оптимизме автора (увы, не всегда оправданном). Руки символизируют активность и общительность. Руки, широко расставленные в стороны, – признак высокой контактности, открытости и экстраверсии. Плотно прижатые к телу, или спрятанные за спиной – интровертность, замкнутость. Отсутствие рук – беспомощность, неприспособленность к жизни. Ноги – символ опоры, практичности и устойчивости. Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль – уверенность в себе. Слишком маленькие – могут говорить о пассивности, зависимости от других, несамостоятельности, слабой ориентации в быту, – человек как бы «не стоит на ногах». Шея – символ контроля, показывающий связь сферы контроля (головы) со сферой влечений (телом). Слишком длинная или подчеркнутая шея – потребность контролировать собственные импульсы. Слишком короткая шея или ее отсутствие – регулярные уступки своим желаниям и слабостям. Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека, могут говорить о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне.

Протокол анализа теста «Человек под дождём»

_________________________  , класс ___________ , дата ______

Краткая   обработка графической информации. Вывод

2. Тяжелые грозовые тучи, вспышки молний, темное небо, плотная стена проливного дождя
Пребывает в подавленном состоянии или депрессии. Ураган или сильный ветер, сметающий все на своем пути и затрудняющий движение нарисованного человека
Чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами

4. Лужи или грязь на рисунке (особенно если сам герой стоит в луже)
Чувствительный человек, долго переживающий собственные неудачи и удары судьбы. Радуга или выглядывающее из-за туч солнце
Надежды на благоприятное разрешение тяжелой ситуации, на счастливое избавление от проблем, которое придет извне. Зонт, капюшон, плащ, головной убор или другие средства защиты от дождя
Умение защищаться от житейских бурь, постоять за себя

7. Изображение человека помещено в угол листа
Возможное депрессивное состояние, человек как бы «загнан в угол» сложившимися жизненными обстоятельствами или забился туда, осознавая собственную беспомощность

Слишком маленькая фигура
Низкая   самооценка, потребность в поддержке

Фигура находится в движении: -спасается от стихии бегством, может метаться в панике, 6 поливаемый струями дождя; -беспечно скачет по лужам, не испытывая никакого дискомфорта
Склонность к активным действиям: -не имеет ресурсов для защиты и сопротивления ; — имеет достаточное количество творческих ресурсов для противостояния житейским неурядицам

8. Мужская фигура
Говорит о «мужском» типе реагирования, о том, что автор, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет активность, ищет выход из положения, способен брать на себя ответственность за происходящее

9. Женская фигура
Пассивность, ранимость, желание опереться на чье-то крепкое плечо, делегировать полномочия разбираться с собственными проблемами кому-то еще

10. Увеличение возраста нарисованного человечка относительно собственного
Говорит о высокой ответственности и личностной зрелости рисовавшего, его стремлении проявлять мудрость в любых обстоятельствах

11. Значительное уменьшение возраста, изображение взрослым человеком детской фигурки
Указывает на сильно выраженное в авторе детское начало

12. При этом если нарисованный ребенок выглядит покинутым, растерянным и беспомощным
Велика вероятность того, что и в случае реальных жизненных испытаний нарисовавший его может повести себя инфантильно, ожидая, что кто-то более сильный о нем позаботится

13. Изображение счастливого и беззаботного ребенка, веселящегося под проливным дождем
Говорит об изрядном оптимизме, не всегда оправданном

14. Руки, широко расставленные в стороны
Признак высокой контактности, открытости и экстраверсии

Плотно прижатые к телу или спрятанные за спиной
Интровертность, замкнутость

16. Отсутствие рук
Беспомощность, неприспособленность к жизни

17. Крупные, удлиненные ступни, нарисованные в профиль
Уверенность в себе

Слишком маленькие ступни
Пассивность, зависимость от других, несамостоятельность, слабая ориентация в быту, – человек как бы «не стоит на ногах». Слишком длинная или подчеркнутая шея
Потребность контролировать собственные импульсы

20. Слишком короткая шея или ее отсутствие
Регулярные уступки своим желаниям и слабостям

21. Дополнительные образы и детали на рисунке: дома, деревья, автомобили, животные, а также сумочки, цветы, трости и прочие предметы, находящиеся в руках у нарисованного человека
Говорят о стремлении уйти от проблем, переключаясь на что-то извне

Малораспространённой, но интересной и информативной является методика «Человек под дождём». Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождём.

Интерпретация: изменение экспозиции в рисунке «Человек под дождём» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображён уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуации, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полёта). В случае смещения фигуры человека под дождём в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан. Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещённое внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищённости. В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещённое влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещённое вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца. Трансформация фигуры: увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми, а также может указывать на заниженную самооценку в проблемных ситуациях. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определённый тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц. Если в рисунке «Человека под дождём» при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций (нет ног — нет возможности уйти от ситуации; рук — сделать что-то, преобразовать действительность; глаз — не хочу видеть; ушей — слышать и т. , что впоследствии при длительном и сильном воздействии проблемной ситуации может привести к психосоматическим проявлениям в данной части тела — нежелание слышать происходящие может привести к понижению слуха). Функция одежды — «формирование защиты от стихии». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определённых стереотипов поведения, импульсивностью реагирования. Атрибуты дождя: дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжёлые, закрашенные капли или линии — тяжёлая, постоянная. Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжёлые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже). Дополнительные детали: все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путём переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека или сильнейшей потребности в ней. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты. Искажение и пропуск деталей: отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации. Цвет в рисунках: рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее, многие предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определённые чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не обделённый ребёнок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь- восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности (способности резко менять манеру поведению, мировоззрение. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения. Известно, что в рисунке все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путём переключения и замещающей деятельности. (Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» СПб, №2 2009, стр. 279). В остальном следует исходить из интерпретации по методике «Рисунок человека», представленной тут Тест «Нарисуй человека».

Этот же тест других авторов Рисуночный тест «Человек под дождем» (Л. Илюшина)

ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ

Криком я кричу
И тяжко мне от слез,
Но когда ты спросишь,
то отвечу я,
Что рукав атласный мой намок
От случайного весеннего дождя.

Осенний дождь во мгле!
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел.

Графические методы часто
рассматриваются как несамостоятельные и
вспомогательные. И специалистами они, в основном,
оцениваются как весьма слабые и ненадежные
процедуры. Однако они дают возможность человеку
проецировать реальность и по-своему
интегрировать ее. А значит, рисунок в
значительной мере несет на себе отпечаток
личности человека, его настроения, состояния,
чувств, переживаний, отношений и т. Практики нередко используют рисуночные тесты. Результаты рисования мало зависят от
способности ребенка вербализовать свои
переживания. Да и для испытуемого не всегда
понятно, каким образом его рисунки могут быть
использованы и какая информация может быть
получена с их помощью. Я использую проективные графические методики и
для целей психодиагностики, и в процессе
психотерапии. Я считаю, что они способствуют
самовыражению и самопониманию клиента. Еще
Гегель писал: «Лучшее облегчение боли в том,
чтобы ее выкричать, высказать ее целиком. Только
в выражении она осознается, а то, что осознается,
потом уходит». Малораспространенной, но интересной и
информативной является методика «Человек под
дождем». Она ориентирована на диагностику силы
Эго человека, его способности преодолевать
неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она
позволяет также осуществить диагностику
личностных резервов и особенностей защитных
механизмов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В рисунке «Человек под дождем» по
сравнению с рисунком «Человек», как правило,
обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так,
например, если человек изображен уходящим, то это
может быть связано с наличием тенденции к уходу
от трудных жизненных ситуаций, избеганию
неприятностей (особенно если фигура человека
изображается как бы наблюдаемой с высоты
птичьего полета). В случае смещения фигуры человека под дождем в
верхнюю часть листа можно предположить
склонность испытуемого к уходу от
действительности, к потере опоры под ногами, а
также наличие защитных механизмов по типу
фантазирования, чрезмерного оптимизма, который
часто не оправдан. Положение фигуры в профиль или спиной указывает
на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может
свидетельствовать о наличии депрессивных
тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться
на методику «Человек». Например, изображение,
смещенное влево, возможно, связано с наличием
импульсивности в поведении, ориентацией на
прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на
наличие ориентации на окружение и, возможно,
зависимость от отца.

Трансформация фигуры

Увеличение размера фигуры иногда
встречается у подростков, которых неприятности
мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда
испытуемый нуждается в защите и покровительстве,
стремится перенести ответственность за
собственную жизнь на других. Ребята, которые
рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются
проявлять свои чувства и имеют тенденцию к
сдержанности и некоторой заторможенности при
взаимодействии с людьми. Они подвержены
депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола
может указывать на определенный тип
реагирования в сложной ситуации, «включение»
поведенческих программ, заимствованных у
конкретных людей из ближайшего окружения (мам,
бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение
человека в ситуации жизненных неурядиц. Если в рисунке «Человека под дождем» при
изображении фигуры пропускаются какие-либо
части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это
указывает на специфику защитных механизмов и
особенности проявлений Эго-реакций. Функция одежды — «формирование защиты от
стихии». Обилие одежды указывает на потребность
в дополнительной защите. Отсутствие одежды
связано с игнорированием определенных
стереотипов поведения, импульсивностью
реагирования.

Атрибуты дождя

Дождь — помеха, нежелательное
воздействие, побуждающее человека закрыться,
спрятаться. Характер его изображения связан с
тем, как человеком воспринимается трудная
ситуация: редкие капли — как временная,
преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или
линии — тяжелая, постоянная. Необходимо определить, откуда дождь «приходит»
(справа или слева от человека) и какая часть
фигуры подвергается воздействию в большей
степени. Интерпретация проводится в
соответствии с приписываемыми значениями правой
и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков,
туч, их плотность, размер, расположение. В
депрессивном состоянии изображаются тяжелые
грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия
тревожной ситуации, те переживания, которые
остаются после «дождя». Следует обратить
внимание на манеру изображения луж (форму,
глубину, брызги). Важно отметить, как расположены
лужи относительно фигуры человека (находятся ли
они перед или за фигурой, окружают человека со
всех сторон или он сам стоит в луже).

Дополнительные детали

Все дополнительные детали (дома,
деревья, скамейки, машины) или предметы, которые
человек держит в руках (сумочка, цветы, книги),
рассматриваются как отражение потребности в
дополнительной внешней опоре, в поддержке, в
стремлении уйти от решения проблем путем
переключения и замещающей деятельности. Более полная расшифровка деталей основывается
на символическом значении представленных
образов. Например, молния может символизировать начало
нового цикла в развитии и драматические
изменения в жизни человека. Радуга, нередко
возникающая после грозы, предвещает появление
солнца, символизирует мечту о несбыточном
стремлении к совершенству. Зонт представляет собой символическое
изображение психической защиты от неприятных
внешних воздействий. С точки зрения трактовки
образов зонт может рассматриваться как
отображение связи с матерью и отцом, которые
символически представлены в образе зонта: купол
— материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт
может защищать или не защищать от непогоды,
ограничивать поле зрения персонажа, а может и
отсутствовать. Так, например, огромный зонт-гриб может
свидетельствовать о сильной зависимости от
матери, решающей все сложные ситуации за
человека. Размер и расположение зонта по
отношению к фигуре человека указывают на
интенсивность действия механизмов психической
защиты.

Искажение и пропуск деталей

Отсутствие существенных деталей может
указывать на область конфликта и быть следствием
вытеснения как защитного механизма психики. Так,
например, отсутствие зонта в рисунке может
свидетельствовать об отрицании поддержки со
стороны родителей в трудной ситуации.

Цвет в рисунках

Рисунки можно выполнять простым
карандашом. Тем не менее многие, в том числе и я,
предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация
цветового решения не может быть сделана, если у
испытуемого нет всего набора цветных карандашей. Цвета могут символизировать определенные
чувства, настроение и отношения человека. Они
также могут отражать спектр различных реакций
или областей конфликтов. Хорошо адаптированный и эмоционально не
обделенный ребенок обычно использует от двух до
пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют
о высокой лабильности. Использование одного
цвета говорит о возможной боязни эмоционального
возбуждения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Этот этап в интерпретации рисунка
связан с интеграцией информации, полученной на
первом и втором этапах. Здесь анализируется весь
полученный материал, соотносится с результатами
стандартных тестов и с информацией о человеке. Я предлагаю провести заочный психологический
практикум по работе с данной методикой, который
позволит желающим научиться понимать значение
рисунков или подтвердить свое мастерство.

Наталья ЮРИНОВА,
психолог Киришского
образовательного центра,
г. Кириши,
Ленинградская область

Редакция «Школьного психолога» поддерживает
предложение о проведении практикума. Присылайте
нам результаты вашего применения методики
«Человек под дождем» — рисунки детей и взрослых
вместе с вашей интрепретацией. Для тренировки
можно начать с рисунков, приведенных на этих
страницах.

Рогов Е. Настольная книга
практического психолога в образовании. :
Владос, 1995. Романова Е. , Потемкина О. Графические методы
в психологической диагностике. : Дидакт, 1992. Романова Е. , Сытько Т. Проективные
графические методики, часть 1 и 2. СПб.

В статье мы расскажем:

  • Методика проведения
  • Получите бесплатный анализ рисунка дерева от нашего эксперта Татьяны Кузнецовой
  • Интерпретация результатов
  • Примеры анализа рисунков
  • Мнение эксперта
  • Заключение

Тест «Человек под дождем» важен для определения внутреннего потенциала человека: насколько он устойчив к стрессу, умеет ли он рационально использовать защиту своего тела и правильно ли использует защитные механизмы своей психики при решении сложных проблем. В статье расскажем все об этом проективном рисуночном тесте, поделимся интерпретацией результатов.

Методика проведения

Чтобы выполнить тест, понадобится:

  • Два листа бумаги А4;
  • Инструменты для рисования: карандаш, краски, фломастеры, мелки и т.д.;
  • Ластик.

Как проводится тест?

Ставятся перед человеком вертикально два листа. Затем специалист просит нарисовать два рисунка:

  • просто человека;
  • человека под дождем.

Задание нужно выполнять последовательно:

Но ограничений по сюжету не налагается: можно объединить два рисунка одним сюжетом, можно не связывать их.

Перед тем, как прочитать расшифровку, протестируйте себя самостоятельно.

Интерпретация результатов

Для начала следует отметить, что рисунки отражают отношение человека к себе. Первый говорит об отношение в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.

Тестовые показатели

Фигура человека

Фон, окружение

Направление капель дождя:

  • Если капли одинаковые и нарисованы в одну сторону, то это говорит о хорошем отношении человека к окружающей среде;
  • Капли в беспорядочном направлении – пациент относится к окружающей среде с тревогой;
  • Если капли нарисованы вертикально, значит обследуемый упрямый и решительный.

Дополнительные предметы на рисунке:

  • Если на рисунке находятся лужи или грязь, значит: слева – человек ориентируется на прошлое, справа – на будущее, стоит на луже – неудовлетворенный.
  • Облака или тучи – человек заранее ждет неприятных вещей;
  • Молния – серьезные изменения в жизни обследуемого;
  • Радуга – человек мечтает добиться совершенства;

Примеры анализа рисунков

Немного о человеке: После развода девушка живет одна, воспитывая двух девочек. Она много работает, посвящает себя самосовершенствованию, но одиночество иногда вызывает стресс.

Интерпретация первого рисунка: Изображен мужчина на горе с поднятой рукой. Когда женщина изображает мужчину, а не женщину, это означает, что в ней преобладает мужская энергия, что также естественно для этой пациентки. Поскольку ей часто приходится делать всю работу по дому самой. Мужчина на горе – это желание женщины создать семью, но в то же время признак ее успеха в бизнесе.

Расшифровка второго рисунка: Здесь она изобразила себя с зонтом под дождем (движение всегда хорошо, но зонт указывает на необходимость защиты). Дождь изображается в виде маленьких капель, падающих вертикально с неба, что указывает на решимость женщины действовать и ее волю к изменениям.

Арина, 21 год

Немного о человеке: По натуре она оптимистка, только сейчас очень переживает, что ее бойфренд уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается работать, чтобы пережить это, немного закрылась.

Анализ первого рисунка: Изображен парень, который держит обе руки в кармане. Это символизирует замкнутость, что она не хочет общаться и делиться своей проблемой с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что говорит о необходимости поддержки.

Расшифровка второго рисунка: Очень хорошо показывает ее позитивный настрой, чтобы принять такую ситуацию: улыбка на лице, хотя она держит зонтик, но ее рука спокойно подставлена под дождем, как бы говоря: «Дождь пройдет, и все будет хорошо!»

Заключение

Тест «Человек под дождем» считается довольно эффективной методикой в изучении формирования конкретных черт у детей и взрослых. Также помогает узнать, как обследуемый относится к окружающему миру.

Эксперт – психолог Галина Рурик

Оцените статью
Добавить комментарий