Бытие это

Что такое бытие

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. Со стопроцентной уверенностью о бытии можно сказать только, что слово это для русского уха явно устаревшее, образовано оно от глагола быть, а Карл Маркс считал, что «бытие определяет сознание».

На элементарном уровне хочется думать, что бытие — это сама жизнь, но не все так просто. Понятие настолько емкое, что для его изучения в философии существует отдельное направление — это онтология.

*«Смерть — очень неприятная форма бытия»Кадр из фильма «Достучаться до небес», 1997 г.

В старинном словаре Даля бытие определено как «существование, пребывание вживе, жизнь», но что же тогда делать с цитатой из прекрасного немецкого фильма?

Бытие — слово многозначное. На элементарном уровне оно, действительно, означает жизнь. Просто слово это устаревшее, и сегодня мы можем услышать его разве что во фразе «радость бытия».

Еще одно значение отсылает нас к библии. «Бытие» — это название первой книги Ветхого Завета, в которой рассказывается о происхождении мира, первых людях и патриархальном обществе.

Библия убеждает нас, что бытие — это творение Бога.

*Альбрехт Дюрер, иллюстрация к книге Бытия, «Грехопадение»

И, наконец, значение, которое нас интересует больше всего.

Бытие — это философская категория, обозначающая реальность, сущее, существование.

Категория бытия в философии

Философия изучает (как это?) наиболее общие принципы бытия, поэтому эта категория занимает центральное место в системе философских учений и за все века, начиная с Античности, обросла такими замысловатыми трактовками, что сам черт ногу сломит.

Простым, более современным языком бытие — это все существующее. То, что существует, противопоставлено тому, что не существует, отсюда главная антитеза (это как?) онтологии «бытие–небытие».

Бытие объединяет все объекты реального мира, несмотря на их, порой, глобальные различия. Все эти объекты ЕСТЬ. Попытки объяснить источник существования того, что ЕСТЬ, предпринимались и в мифологиях (как это?), и в религиях (как это?), и в первых древних философских учениях.

В Индии, например, это Брахма — бог творения, первоначальная священная сила, создавшая все сущее. В древнекитайской философии — Дао — первопричина и исток всех вещей.

*Древнеиндийский бог Брахма

Можно говорить о двух ипостасях бытия в философии:

  • Чистое бытие (греч. on, род. падеж ontos, лат. ens) — предельно абстрактная категория. Это универсальная основа всего сущего, точка отсчета. Чистое бытие сравнимо с геометрической точкой — она не занимает пространства, но с ее помощью создается и определяется любое пространство. Как и точка, чистое бытие неделимо.
  • Полное бытие (греч. pleroma, лат. ess, esse, est) — мир, как он есть, космос.Полному бытию противопоставлена пустота. В философии объективного идеализма полное бытие — это и есть та категория, которую разные мыслители называли то абсолютной идеей, то мировой волей, то матрицей и т.п.

Бытие у древних греков

В Древней Греции первым мудрецом, озаботившимся вопросом бытия, был Парменид Элейский, который утверждал, что подлинное бытие подвластно только мышлению. Оно неделимо и однородно, как гладкий шар, за пределами которого нет ничего, даже небытия.

*Парменид Элейский (около 540–470 гг. до н

Главные характеристики бытия у Парменида:

  • Бытие есть, а небытия нет.
  • Бытие едино и вечно, а поэтому неподвижно и неизменно. Все, что изменчиво и подвижно, всего лишь мнения.
  • Бытие познаваемо.

Если у Парменида бытие неизменно, то Гераклит (около 544–480 гг. до н. ), напротив, считал, что сущее находится в процессе постоянного становления.

*«Все течет, все изменяется», Гераклит Эфесский

Идеалист Платон (427–347 гг. до н. ) соглашался с тем, что бытие вечно, неизменно и недоступно чувствам, но оно не едино, т. состоит из сущностей — нематериальных идей.

Платон противопоставляет бытию изменяющийся чувственный мир вещей и признает существование небытия, благодаря которому становится возможным познание бытия.

Аристотель (384–322 гг. до н. ) логически завершил учения своих предшественников и в разговоре о бытии вывел на первый план отношения общего и единичного.

  • Единичное существует здесь и сейчас и воспринимается чувствами.
  • Общее существует везде и всегда и постигается умом.

В основе бытия лежат 4 причины:

  • Формальная причина. Суть бытия, из-за которой всякая вещь такова, какова она есть.
  • Материальная причина. То, из чего возникает каждая вещь.
  • Движущая причина. Источник движения — неподвижная, но движущая сила. Так Аристотель понимал Бога. Движение — это универсальное свойство аристотелевского бытия, переход возможности существования в само существование.
  • Целевая причина. Цель, ради которой вещь существует.

Средние века

Полтора тысячелетия средневековые трактовки бытия пытались с разной долей успеха примирить античное и христианское понимание этой категории.

Греки описывали бытие как нечто единое, определенное, познаваемое, а небытие, соответственно, как безграничное и непознаваемое.

Средневековые философы рассматривали бытие с точки зрения христианства, где самое что ни на есть правильное бытие — это Бог, но он-то как раз обладает безграничным, непознаваемым всемогуществом.

В основе многих средневековых толкований лежит идея, что бытие есть благо, а небытие — зло. К XV–XVI векам из-за открытий Коперника и Галилея приходится допустить мысль о бесконечности мира, и бытие начинает трактоваться как бесконечный процесс становления.

Новое время

Философы Нового времени по-разному определяли качество и количество субстанций, из которых соткано бытие.

У Декарта это две субстанции-первоосновы — материя и сознание, у Спинозы — одна, имя которой Бог, у Лейбница бытие состоит из множества монад — духовных первооснов каждой вещи.

Материалисты (это кто?) сошлись на том, что единая первооснова мира — материя, из которой состоят все вещи и явления природы.

Эта позиция пришлась очень кстати, т. бурное развитие естественных наук не подразумевало существование никаких божественных вмешательств в объективно существующую природу.

Такой подход, когда бытие рассматривается как существование движущейся материи, развязывал руки ученым в построении научных теорий.

*«Жирафы Ламарка»,первая эволюционная теория изложена Жаном-Батистом Ламаркомв книге «Философия зоологии» в 1809 году

Знаменитая фраза материалиста Карла Маркса о том, что бытие определяет сознание, уравнивает бытие и объективную реальность. Исходя из этого утверждения, материя, т. та самая объективная реальность, первична, а сознание человека вторично и зависит от факторов реального существования.

Философам новейшего времени бытие интересно с антропологической точки зрения, как человеческое существование.

Хайдеггер противопоставляет бытие вещей и бытие человека, а подлинным бытием называет осознание своей свободы и конечности. Экхарт считает, что бытие — это самореализация человеческих возможностей.

Формы бытия

Бытие является самой широкой категорией философии, т. под ней понимается любая реальность, всякое существование во всех возможных формах.

Известны разные подходы к выделению форм бытия — общих способов существования всех вещей.

Наиболее известна классификация, которой придерживались сторонники диалектического материализма. В ней каждая форма состоит из пары взаимосвязанных способов существования.

  • Бытие материальных вещей, процессов и явлений.a.
    Все многообразие природного мира.b.
    Все созданное человеком.
  • a.
    Все многообразие природного мира.
  • b.
    Все созданное человеком.
  • Материальное бытие человека.a.
    Человек, существующий телесно, в мире вещей, как часть природы.b.
    Человек, существующий духовно: его мысли, чувства, общение.
  • a.
    Человек, существующий телесно, в мире вещей, как часть природы.
  • b.
    Человек, существующий духовно: его мысли, чувства, общение.
  • Бытие духовного.a.
    Индивидуализированное духовное бытие — осознание себя.b.
    Объективированное духовное бытие — совокупность норм (это что?) и ценностей, которые управляют поведением человека.
  • a.
    Индивидуализированное духовное бытие — осознание себя.
  • b.
    Объективированное духовное бытие — совокупность норм (это что?) и ценностей, которые управляют поведением человека.
  • Бытие социального.a.
    Бытие индивида через призму его места в обществе и истории.b.
    Бытие общества — социальная действительность, культурно-исторический процесс.
  • a.
    Бытие индивида через призму его места в обществе и истории.
  • b.
    Бытие общества — социальная действительность, культурно-исторический процесс.

Формы бытия в реальности неотделимы друг от друга, это всего лишь абстракции, выделяемые для удобства восприятия сложнейшей и слишком обширной философской категории.

В заключение приведу определение бытия живого классика постмодерна, японского писателя Харуки Мураками:

«Бытие не есть проявление чьей-либо частной воли, это явление хаотическое. Ты, сидящий предо мной, — вовсе не индивидуальное существо, а лишь частица всеобщего хаоса. Твой хаос — это и мой хаос. Мой хаос — также и твой. Бытие — это общение. Общение суть Бытие». Харуки Мураками, «Охота на овец», 1982 г.

Автор статьи: Елена Румянцева

Бытие как существительное происходит от глагола быть. Если бы нам удалось дать определение глаголу, с существительным дело пошло бы легче. Итак, глагол «быть» чаще всего употребляется в двух основных значениях: абсолютном («этот стол есть») и относительном или соединительном, т. в качестве связки субъекта и предиката («этот стол – (есть) прямоугольный»). «Глагол «быть», – отмечал Фома Аквинский, – употребляется в двух значениях. С одной стороны, он указывает на акт существования, с другой – выявляет структуру предложения, которую наш ум формирует, чтобы связать субъект с предикатом». Но насколько велико различие двух этих значений? И нельзя ли представить первое предложение в форме, предполагающей употребление глагола «быть» в качестве глагола-связки? Например, сказать: «Этот стол есть бытие»? Разумеется, можно, только с помощью этого маневра мы так и не узнаем о столе ничего нового. В первом значении, пишет Кант, «б ытиене есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений самого себя». Во втором значении, иначе говоря, «в логическом применении оно есть лишь связка в суждении» («Критика чистого разума», Идеал чистого разума, раздел 4). В метафизическом плане главную трудность представляет, разумеется, именно первое значение. Почему бытие не является действительным предикатом? Потому что оно ничего не добавляет к предполагаемому субъекту. Например, продолжает Кант, независимо от того, есть Бог или его нет, понятие Бога от этого не меняется. Вот почему нельзя от понятия совершить переход к существованию, а следовательно, доказать существование Бога исходя из простого определения (на что претендует онтологическое доказательства бытия Божьего).

Следует заметить, что в своем абсолютном значении (и если отвлечься от некоторых отличительных особенностей разных философов) глагол быть в общем и целом означает существовать; его противоположностью будет сочетание «не быть», как антонимом слова «бытие» является слово «небытие». Об этом говорил еще Парменид. «Бытие есть», т. имеется бытие, а не ничто. Именно этому нас учат опыт и мышление, именно это они предполагают. Быть значит входить составной частью в это «имеется», присутствовать в пространстве и времени (именно это я называю существованием), упорно отстаивать свое присутствие (настаивать на своем существовании) или просто присутствовать (это и есть, на мой взгляд, бытие в собственном смысле слова). В качестве определения подобная формулировка не годится, это ясно (любое из объяснений подразумевает глагол «быть»), что снова отсылает нас к Паскалю. Определить можно лишь то, что есть (сущее), не само бытие, которое предполагает любое высказывание. Спиноза, рискнувший дать в «Метафизических мыслях» определение бытия (он называет бытием «все то, что при ясном и отчетливом восприятии необходимо существует или, по крайней мере, может существовать»), в «Этике» все-таки поостерегся его повторять и не предложил взамен никакого другого. Это хороший пример, и не грех ему последовать. Бытие прежде всего не понятие, поддающееся определению; это опыт, присутствие, акт действия, в предположительном виде присутствующие в любом определении, но не содержащиеся ни в одном из них. Значит, бытие это молчание и условие речи.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в фило­софии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в пер­вую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бы­тия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для ее рас­крытия можно выделить ряд положений: окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окру­жающий мир) есть; окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуж­дается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, самосто­ятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Основными формами бытия являются:

— материальное бытие — существование материальных (обладающих про­тяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлении природы, окружающего мира;

— идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объекти­визированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

— человеческое бытие — существование человека как единства материаль­ного и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

— социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бы­тие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Среди бытия также выделяются:

— ноуменалъное бытие (от слов «ноумен» — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблю­дает его со стороны;

— феноменальное бытие (от слова «феномен» — явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменаль­ное бытие совпадают.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). При­меры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные пред­меты; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Материя (материальное бытие)

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материаль­ное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

— материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи;

— по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

— объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

— субъективно-идеалистический подход — материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа; позитивистский — понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя дока­зать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, со­гласно которому материя есть объективная реальность и основа бы­тия, первопричина, а все иные формы бытия — дух, человек, общество — проявления материи и производны от нее.

Элементами структура материи являются: неживая природа, живая природа, социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом), микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны), ядерный (ядро атома), атомарный (атомы), молекулярный (молекулы), уровень единичных вещей, уровень макротел, уровень планет, уровень систем планет, уровень галактик, уровень систем галактик, уровень метагалактик, уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки), клеточный (клетка), уровень многоклеточных организмов, уровень видов, уровень популяций, биоценозы, уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся: отдельный индивид, семья, группа, коллективы разных уровней, социальные группы (классы, страты), этносы, нации, расы, отдельные общества, государства, союзы государств, человечество в целом.

Характерными чертами материи являются: наличие движения, самоорганизация, размещенность в пространстве и времени, способность к отражению.

Движение — неотъемлемое свойство материи. Выделяются: механическое движение, физическое движение, химическое движение, биологическое движение, социальное движение.

— возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположно­стей, их единства и борьбы);

— сеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работа сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы движутся химические элементы, движутся живые организмы, движут реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной);

— постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения за­мещается возникновением новых форм движения).

Движение также может быть:

— количественным — перенос материи и энергии в пространстве;

— качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней струк­туры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Количественное движение (самоизменение материи) делится на: динамическое и популяционное.

Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой фор­мы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объек­та, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно ново­го объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяцион­ное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершен­ствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых проис­ходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — посто­янно присущие материи случайные колебания и отклонения.

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустой­чивостью.

Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1) «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии — притока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу;

2) «диссипативная структура» распадается и гибнет — либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей либо из-за отсутствия энтропии — притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожий.

Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве фило­софами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный и реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — счи­тали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и про­странством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Арис­тотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

— время — форма бытия материи, которая выражает длительность суще­ствования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

— пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее про­тяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материаль­ных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совер­шается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнш­тейном:

— подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание вре­мени и пространства как отношений внутри материи;

— перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скорос­тью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время, и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.

Отражение — способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте). следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение бывает: физическим, химическим, механическим.

Особый вид отражения — биологический, который включает в себя стадии: раздраженности, чувствительности, психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно ма­териалистической концепции сознание — это способность высокооргани­зованной материи отражать материю.

Оцените статью
Добавить комментарий