Бихевиоризм

Что это за подход и как он повлиял на методы преподавания

Собаки Павлова, кошки Торндайка и голуби Скиннера — разбираемся, что они значат для человеческого учебного процесса.

Иллюстрация: Unknown author / Wikipedia / master1305 / Freepik / Michael Schiffer / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Современные исследователи считают, что проектировать эффективное обучение невозможно без понимания, как устроено человеческое мышление. Этот подход называется когнитивизмом. Но так думали не всегда. На протяжении долгого времени в теории образования главенствовала совсем иная точка зрения: внутренние процессы второстепенны, а главное — непосредственно поведение человека. Такой подход называется бихевиоризмом. И хотя со временем он утратил свои позиции, некоторые его положения до сих пор успешно используются в образовании. Суть бихевиоризма отчасти кроется в его названии: оно произошло от английского слова behavior, то есть поведение. Именно поведение и поведенческие реакции человека и животных — предмет изучения и анализа бихевиористской психологии. Сторонники этого направления считают, что поведение обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Проще говоря, поведение представляет собой совокупность двигательных реакций на внешние раздражители — их ещё называют стимулами. Если знать характер стимула, то ответную реакцию можно спрогнозировать. Реакции же, согласно бихевиоризму, могут быть либо врождёнными (их называют безусловными), либо приобретёнными (условными).

Обучение в подходе бихевиористов — это изменение или формирование нужного поведения, а навыки формируются через выработку условных рефлексов. Мышление бихевиористы, кстати, тоже считали навыком. Учитель, согласно этому подходу, должен манипулировать окружающей средой так, чтобы стимулировать желаемые поведенческие изменения у учеников. Последних поведенческая психология рассматривает как «чистый лист». То есть она практически не учитывает врождённые или унаследованные (генетические) факторы, эмоции и другие внутренние процессы. «Отцом» бихевиоризма в психологии и педагогике считают Джона Бродеса Уотсона, американского философа и психолога. В 1913 году он опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиориста» (часто эту работу называют также Манифестом бихевиоризма). В ней психолог предложил отказаться от попыток подвергать сознание экспериментальным исследованиям, а вместо этого сосредоточиться на поведенческих проявлениях интеллекта.

Идеи Уотсона сегодня называют классическим (или методологическим) бихевиоризмом. Кроме него исследователи выделяют радикальный бихевиоризм — более позднюю, дополненную и несколько изменённую версию. Её предложил Беррес Фредерик Скиннер, и о ней расскажем дальше. Однако утверждать, что именно Уотсон изобрёл или разработал поведенческую теорию, было бы несправедливо. Скорее, он обобщил проводимые до него исследования в области поведенческих реакций и популяризовал в психологической среде идею обучения через контроль наблюдаемого поведения, а также придумал термины «бихевиоризм» и «бихевиорист». Перечислим несколько исследователей и их работы, которые повлияли как на Уотсона, так и на развитие поведенческого подхода в целом. Несмотря на то что формально родиной бихевиоризма считаются США, большинство историков признаёт, что истоки этого подхода стоит искать в работах русских учёных-физиологов. Первым в этом ряду обычно называют Ивана Михайловича Сеченова, который считал, что в основе любого психического явления, в том числе и мышления, лежат физиологические процессы — рефлексы.

Если Павлов проводил эксперименты только с животными, то Джон Уотсон попытался доказать, что классически обусловить поведение можно и у человека. В 1920 году вместе со своей помощницей (а в дальнейшем женой) Розали Рейнер он опубликовал исследование, которое известно как эксперимент «Маленький Альберт». Сегодня эта работа считается одной из самых неэтичных в истории психологии. В ходе эксперимента девятимесячному малышу (его настоящее имя достоверно не известно, в записях Уотсона он фигурировал как Альберт Б. ) сначала показали кролика, белую крысу, собаку, обезьяну и разные предметы, например, маски с волосами и без, шарики ваты, горящую газету. Ничего из этого ребёнка не напугало. Однако в следующий раз, когда мальчику снова показали белую крысу, Уотсон ударил молотком по металлической трубе. «Альберт» испугался громкого звука и расплакался. Исследователи неоднократно повторили действие: показывали ребёнку крысу и стучали по трубе. Вскоре малыш начал ожидать громкого шума при появлении крысы, а затем стал бояться и плакать при одном только виде грызуна. В дальнейшем оказалось, что произошло не только обусловливание, но и обобщение стимулов, то есть ребёнок начал бояться любых белых и пушистых предметов: его напугал даже Уотсон в маске Санта-Клауса с белой бородой. Ещё одним учёным, работы которого оказали влияние на бихевиоризм, был профессор педагогической психологии в Колумбийском университете Эдвард Ли Торндайк. Он проводил исследования поведения животных, в частности, учил кошек выбираться из специально разработанных коробок-головоломок. Это были небольшие коробки с дверцей — к ней прикрепляли верёвку и груз. Кошка могла выбраться, только нажав на рычаг — тогда верёвка натягивалась, груз поднимался и дверца открывалась. Как только кошка оказывалась на свободе, её ждала награда в виде еды. Впоследствии подобное награждение за успешно выполненное действие или необходимое поведение стало называться в экспериментах положительным подкреплением. Торндайк обнаружил, что с каждой новой попыткой животным удавалось выбираться из коробки всё быстрее: если на первых порах результат был скорее случайным, то затем кошки усваивали необходимое поведение и сбегали уже быстрее. Так исследователь пришёл к выводу, что животные учатся методом проб и ошибок, запоминая действия, которые приводят к успеху. В ходе экспериментов Торндайк сформулировал также несколько важных для бихевиористского подхода законов. Среди них:

  • Закон физических упражнений. Он гласит, что усвоенное поведение укрепляется на практике, а без неё исчезает. То есть чтобы навык сохранялся, его нужно тренировать.
  • Закон эффекта. Его суть в том, что последствия — вознаграждение или наказание — необходимые условия для обучения. Любое поведение, за которым следуют приятные последствия, скорее всего, повторится, а поведение, которое приводит к чему-то неприятному, скорее всего, будет остановлено.

Примерно к середине тридцатых годов XX века многие исследователи и теоретики начали искать способы, как модифицировать методологический бихевиоризм Уотсона, поскольку он не мог объяснить такие явления, как:

  • кажущаяся спонтанность поведения — когда некоторые реакции развиваются вроде бы без вызывающего их характерного стимула;
  • изменчивость поведения: даже когда характерный стимул предшествовал реакции, топография и частота реакций нередко значительно отличались.

Среди таких необихевиористов выделяется Беррес Фредерик Скиннер, чьи идеи и подход сегодня именуют радикальным бихевиоризмом. Этот американский психолог полагал, что поведение личности определяют не только внешние стимулы, но и внутренняя деятельность самого человека. Например, его представления о последствиях своих реакций и поступков в определённых ситуациях, которые сформировались под воздействием опыта и установок. На основе закона эффекта Торндайка Скиннер сформулировал теорию оперантного обусловливания — метода обучения, в котором поведение контролируется его последствиями. На каждую реакцию организм должен получать обратную связь, которую бихевиористы называют подкреплением. Оно может быть:

  • Положительным. Это событие повышает вероятность повторения действия. Например, если родитель похвалил ребёнка за то, что тот убрал игрушки после игры, то вероятность того, что малыш в будущем снова сделает то же самое, повышается.
  • Отрицательным. Неприятное событие, которое можно прекратить, изменив поведение. Например, родитель хмурит брови и ругается, когда ребёнок шалит, но как только тот перестает вести себя плохо, родитель снова улыбается.

Важно отметить, что бихевиористы различают отрицательное подкрепление и наказание. Наказание — это результат. Чаще всего оно приводит к исчезновению нежелательного поведения, тогда как отрицательное подкрепление сопровождает действие и учит менять поведение, чтобы избежать неприятной реакции.

Скиннер считал, что подкрепление всегда более эффективно в обучении, чем наказание, а положительное подкрепление работает лучше, чем отрицательное. Свои тезисы Скиннер пытался подтвердить экспериментально, изучая поведение разных животных. Вдохновлённый примером всё того же Торндайка, он создал своё устройство, известное теперь как ящик Скиннера, — закрытый аппарат с рычагом или кнопкой внутри и отверстием, через которое в прибор поступала пища. В ящик помещали животное, например, крысу. Каждый раз, когда она нажимала на кнопку, загоралась лампочка и появлялась еда (положительное подкрепление). Сначала нажатия были случайными, но вскоре крысы понимали взаимосвязь и уже специально нажимали на рычаг, чтобы получить порцию корма.

В другом варианте эксперимента Скиннер продемонстрировал работу отрицательного подкрепления: он электрифицировал пол ящика, а рычаг запрограммировал отключать ток на 30 секунд. Таким образом, крысы учились нажимать кнопку, чтобы избавиться от неприятных, болезненных ощущений. Учёный обнаружил, что крысы обучались не так быстро, как в исследованиях с положительным подкреплением. Вскоре в ожидании пищи голуби начали демонстрировать странное поведение, например, поворачиваться против часовой стрелки или совершать покачивающиеся движения. Скиннер пришёл к выводу, что голуби повторяли то поведение, которое опробовали, когда им впервые предложили подкрепление в виде корма. Поскольку корм появлялся снова и снова, бессмысленное поведение усиливалось. Психолог предположил, что такое поведение птиц напоминает суеверность людей, которые, делая что-то бессмысленное (стуча по дереву, скрещивая пальцы), полагают, что могут добиться желаемого. Пересказывать историю бихевиоризма можно долго, ведь вышеперечисленные учёные — далеко не единственные, кто работал над выяснением поведенческих стратегий обучения. Например, Кларк Халл, Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Альберт Бандура также немало повлияли на развитие бихевиоризма. Вот основные принципы, которые формируют методическую основу подхода.

  • Обучение в бихевиоризме — это не новые знания, а новое поведение.
  • Поведение учащихся формирует окружающая среда. Причём как в учебном классе, так и дома. Если учитель осведомлён об особенностях жизненной ситуации ученика, то способен лучше понимать его поведение.
  • Положительное подкрепление помогает мотивировать учащихся и повышает эффективность обучения. А отрицательное подкрепление лучше использовать пореже. Кроме того, необходимо понимать, что с разными учениками будут работать разные варианты подкрепления. Например, одни дети любят сладости, а другие нет, поэтому поощрение конфетой для одного ребёнка будет приятным событием, а на другого не повлияет.
  • Усвоенное поведение теряется без практики, поэтому в ходе обучения важно обеспечивать возможности для повторения и тренировки уже изученных навыков.
  • Поведение может усваиваться в том числе и через наблюдение, поэтому учитель способен помочь ученику преодолеть возникающие в ходе обучения сложности. А для этого обеспечить руководство и демонстрировать поведение, которому он хотел бы, чтобы ученик следовал.

Эффективность таких методов обучения подтверждается исследованиями. Так, например, в 2017 году учёные из Индонезии представили результаты применения принципов, описанных Торндайком и Скиннером, для развития речевых навыков среди 32 семиклассников. Авторы эксперимента заявляют, что построение учебных планов уроков по бихевиористским методикам (использование подкреплений для усиления мотивации, тренировка новых навыков соответствии с законом о физических упражнениях) положительно повлияло на развитие разговорных навыков среди участников исследования. Примерно в пятидесятые-шестидесятые годы XX века бихевиоризм начал уступать позиции другому педагогическому подходу — когнитивизму, который, считают психологи, появился и развивался именно как ответ бихевиоризму и тем его аспектам, с которыми многие учёные не соглашались. Вот за что критиковали и продолжают критиковать бихевиористский взгляд на психологию и педагогику:

  • Бихевиоризм концентрируется исключительно на внешнем наблюдаемом поведении и игнорирует внутренние психические процессы. Он не объясняет, как человек усваивает и обрабатывает информацию.
  • Некоторые критики считают, что сводить поведение к формуле «стимул — реакция — подкрепление» — значит, чрезмерно упрощать взгляд на него.
  • Подход не объясняет обучение или изменения в поведении, которые происходят в отсутствии влияния окружающей среды. Тем временем такие явления могут сигнализировать о существовании внутренних психологических или психических процессов.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом. Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO

Бихевиоризм, когнитивизм и конструктивизм

Небольшой гайд по классическим педагогическим подходам.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Основоположником конструктивизма считается уже упомянутый Жан Пиаже, швейцарский психолог. Он фокусировался на интеллектуальной стороне обучения и считал, что оно представляет собой не накопление, а трансформацию знаний. Его подход, как бы сочетающий идеи когнитивизма и конструктивизма, получил название «когнитивный конструктивизм». Советский учёный Лев Выготский полагал, что обучение — это процесс, который происходит только во взаимодействии с сообществом и культурой. Разработанная им теория социального конструктивизма, включающая понятие зоны ближайшего развития, во многом повлияла на развитие педагогики. Конструктивизм, в отличие от когнитивизма, редко применяется в школах — его довольно сложно реализовать на практике, а ещё этому подходу не хватает структурированности. Однако конструктивистский подход актуален при обучении взрослых, в том числе в сфере EdTech. Взрослые, как правило, лучше, чем дети, подготовлены к тому, чтобы самостоятельно ставить образовательные цели и достигать желаемых результатов. Можно ли выбрать из трёх классических теорий обучения самую эффективную?Исследователи и эксперты в области педагогического дизайна Пегги Эртмер и Тимоти Ньюби подробно рассмотрели эти подходы в статье Behaviorism, Cognitivism, Constructivism: Comparing Critical Features from an Instructional Design Perspective («Бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм: сравнение ключевых характеристик с точки зрения педагогического дизайна»). И пришли к выводу, что вопрос, который в первую очередь встаёт перед методистом или педдизайнером, — это не «Какая теория лучше остальных?», а «Какая теория эффективнее для решения конкретных задач и конкретных учащихся?». По мнению авторов статьи, каждый из подходов к обучению отражает один из этапов освоения навыка:

  • Способность действовать по шаблону, применять стандартные алгоритмы для решения типовых задач (бихевиоризм).
  • Способность адаптировать известные алгоритмы, чтобы найти решение конкретной проблемы (когнитивизм).
  • Создание и применение новых способов мышления и действия, когда алгоритмы уже не работают (конструктивизм).

Учись бесплатно: вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Бихевиоризм – это психологическая доктрина, в точном переводе означающая ученье о поведенческом реагировании индивидов. Приверженцы данной доктрины утверждали, что изучению с позиции науки сознание доступно только исключительно через объективно отмечаемые поведенческие акты. Становление бихевиоризма вершилось под эгидой постулатов И. Павлова и его экспериментальных способов изучения поведенческих реакций зверей.

Концепция бихевиоризма была впервые выдвинута в 1913 году психологом, родом из США, Дж. Уотсоном. Перед собой он ставил целью переустройство психологии в достаточно точную науку, базирующуюся на основе свойств, наблюдаемых исключительно объективным путем и отмечаемых в характеристиках людской деятельности.

Ведущим приверженцем бихевиористической теории был Б. Скиннер, который разработал комплекс экспериментальных методов, позволяющих сопоставлять поведенческие акты с понятиями, используемыми обычно с целью обрисовки умственных состояний. Скиннер относил к научным терминам исключительно те, которые очерчивают лишь физические явления и предметы. А понятия умственного характера им интерпретировались в качестве «объяснительных фикций», от которых необходимо высвободить психологию как науку. Наряду с собственным психологическим ученьем о бихевиоризме Скиннер активно пропагандировал ее социальные стороны, культурные аспекты и результаты. Он отвергал моральную ответственность, свободу воли, личностную независимость и противопоставлял всем подобным менталистским «басням» структуры преобразования социума на базисе разработки разнообразных техник манипулирования и управления человеческим поведением.

Оцените статью
Добавить комментарий