Применение биогенетического закона в педагогике
Последователи концепции Геккеля адаптировали идею и к решению проблем педагогики.
Так, в течение определённого периода в обучении господствовало требование, согласно которому ребёнок должен был изживать архаичные поведенческие формы и пути мышления. Так, подверглись остракизму низшие (животные) инстинкты, от которых нужно было избавляться во время игры.
Холлу, предложившему идею отсечения инстинктов, возражал К. Гроос. По утверждению учёного, проводившего исследования игр людей и животных, биологическая сущность игры состоит не в том, чтобы изжить архаичные модели поведения. Её задача — сформировать навыки, которые станут базисом для функционирования в будущем.
Чтобы обосновать биогенетический закон, психология и педагогика пытались соотнести факты детского развития с информацией, полученной в этнографических и археологических исследованиях.
Например, сопоставлялось мышление ребёнка и так называемая дологическая умственная деятельность первобытных племён. Сравнивали и детские рисунки с наскальными изображениями. Последняя параллель легла в основу принципов иллюстрирования литературы для детей. В детских книгах и наглядных пособиях начали появляться примитивные формалистические тенденции.
Разработка теорий, согласно которым психическое развитие ребёнка рассматривается через призму эволюции, способствовало тому, что психологи и педагоги накопили значительную фактическую базу, связанную с этим вопросом. Изучались атавизмы, параллели эволюционного и культурно-исторического характера.
Однако в обосновании такого подхода преобладали умозрительные заключения. Строго научных методов не хватало, чтобы обеспечить достаточную доказательную базу справедливости данной теории.
Психическое развитие и здоровье человека во многом зависит от самого человека. Необходимо вовремя избавляться от токсичных мыслей и негативных эмоций, чтобы психика была в порядке. Этому способствует курс Викиум «Детоксикация мозга».
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон
Вопрос 1. В чем суть биогенетического закона?Суть биогенетического закона сводится к тому, что онтогенез (индивидуальное развитие организма) представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза (историческое развитие организма). Программа развития каждой особи сформировалась в процессе эволюции вида, к которому эта особь принадлежит; Изучая индивидуальное развитие, можно понять историческое прошлое этого вида.
Вопрос 2. Какие факты подтверждают справедливость биогенетического закона?В индивидуальном развитии организма повторяются черты исторического развития вида, к которому принадлежит данная особь. Например, повторение структуры органов взрослых предков на определённых стадиях индивидуального развития потомков. Так, в эмбриогенезе птиц и млекопитающих закладываются жаберные щели и соответствующие им скелетные образования и кровеносные сосуды.
Вопрос 3. Что такое плацента и какова ее функция?Плацента, так называемое детское место, которое образуется из зародышевых оболочек и кровеносных сосудов слизистой матки. Через плаценту зародыш получает из организма матери питательные вещества и освобождается от углекислого газа и ненужных продуктов обмена веществ.
Вопрос 4. Какой режим необходим беременной?Жизнь женщины в период беременности должна быть размеренной и спокойной. Нельзя выполнять тяжелую физическую нагрузку, но двигательная активность не противопоказана, необходимо соблюдать соответствующую диету (пища должна быть калорийной и легкоусваиваемой). Полезен дневной отдых. Беременная женщина должна находиться под постоянным контролем врача.
Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Биогенетический закон
Вопрос 1. Чем начинается и чем заканчивается эмбриональный период развития?
Эмбриональный период (греч. еmbryon — зародыш) начинается с оплодотворения и образования зиготы. Окончание этого периода при разных типах онтогенеза связано с различными моментами развития. Эмбриональный период делится на следующие стадии:
1) оплодотворение – образование зиготы;
2) дробление – образование бластулы;
3) гаструляция – образование зародышевых листков;
4) гисто- и органогенез — образование органов и тканей зародыша. При личиночной форме онтогенеза эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается выходом из яйцевых оболочек. При неличиночной форме онтогенеза эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается выходом из зародышевых оболочек. При внутриутробной форме онтогенеза эмбриональный период начинается с образования зиготы и длится до рождения.
Вопрос 2. Чем начинается и чем заканчивается постэмбриональный период развития?Постэмбриональный период развития организма начинается рождением (например, у млекопитающих) или выходом организма из яйцевых оболочек (например, у пресмыкающихся, птиц) и длится до конца его жизни. С момента рождения организма или выхода организма из яйцевых оболочек наступает период постэмбрионального развития. Постэмбриональное развитие может быть прямым, когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное с взрослым (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), и непрямым, когда образовавшаяся в эмбриональный период личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается от него способами питания, движения и др. (кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые, земноводные). Постэмбриональное развитие животных подразделяется на три периода:
Период роста и формообразования (дорепродуктивный). Этот период характеризуется продолжением начавшегося еще в эмбриональной жизни органогенеза и увеличением размеров тела. К началу этого периода все органы достигают той степени дифференцировки, при которой молодое животное может существовать и развиваться вне организма матери или вне яйцевых оболочек. С этого момента начинают функционировать пищеварительный тракт, органы дыхания и органы чувств. Нервная, кровеносная и выделительная системы начинают свою функцию еще у зародыша. В течение периода роста и формообразования окончательно складываются видовые и индивидуальные особенности организма, и особь достигает характерных для вида размеров. Позже других органов дифференцируются половая система. Когда заканчивается ее формирование, наступает второй этап постэмбрионального развития. Период зрелости (репродуктивный). В течение этого периода зрелости происходит размножение. Продолжительность этого периода у различных видов животных разная. У некоторых видов (поденки, тутовый шелкопряд) он длится лишь несколько суток, у других — много лет. Период старости (пострепродуктивный). Характеризуется уменьшением интенсивности обмена веществ и инволюцией органов. Старение приводит к естественной смерти.
Вопрос 3. Какие системы органов образуются из эктодермы; энтодермы; мезодермы?
По окончании периода дробления зародыши всех многоклеточных животных вступают в период образования зародышевых слоев (листков). Этот этап называется гаструляцией. В процессе гаструляции различают два этапа. Сначала образуется ранняя гаструла, имеющая два зародышевых листка: наружный – эктодерму и внутренний – энтодерму. Затем наступает поздняя гаструла, когда образуется средний зародышевый листок – мезодерма, На этой стадии появляется третий слой клеток — мезодерма, которая закладывается между экто- и энтодермой. Вначале она имеет вид двух карманов, полости которых называются вторичной полостью тела. В зародыше хордовых наступает вслед за этим стадия нейрулы — формируется осевой комплекс, состоящий из хорды и нервной пластинки, расположенных параллельно друг другу. Хорда возникает из энтодермы (точнее из хордомезодермы), а нервная пластинка — из эктодермы. В дальнейшем идет дифференцировка клеток: из эктодермы образуются покровный эпителий, эмаль зубов, нервная система, органы чувств. Из энтодермы — эпителий кишечника, пищеварительные железы, легкие. Из мезодермы — скелет, мышцы, кровеносная система, выделительные органы, половая система. У всех животных и у человека одни и те же зародышевые листки формируют одни и те же органы и ткани. Это как раз и свидетельствует о том, что зародышевые листки гомологичны и имеют единое происхождение в эволюции.
Вопрос 4. Приведите примеры животных с прямым и непрямым развитием. Постэмбриональное развитие организмов может быть прямым, когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное с взрослым (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), и непрямым, когда образовавшаяся в эмбриональный период личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается от него способами питания, движения и др. (кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые, земноводные).
Вопрос 5. В чем значение биогенетического закона?
Биогенетический закон, сформулированный Ф. Мюллером и Э. Геккелем, позволяет использовать данные эмбриологии для воссоздания хода исторического развития вида.
Теория отбора
Торндайк также считал, что онтогенез в определённой степени повторяет филогенез. По его мнению, полезные свойства отбираются и воспроизводятся в соответствии с нуждами индивида. Это значит, что содержание и последовательность элементов обусловлена необходимостью адаптироваться к среде.