Бехтерев

Великий русский ученый, он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию, посвятил свою жизнь раскрытию тайн человеческого мозга, лечил людей гипнозом, изучал телепатию и психологию толпы.

Мистика и материализм

Неоднозначно воспринимались современниками, особенно научным сообществом, эксперименты Владимира Бехтерева с гипнозом. В конце XIX века к гипнозу отношение было скептическим: его считали чуть ли не шарлатанством и мистикой. Бехтерев доказал: эту мистику можно использовать в исключительно прикладном ключе. Владимир Михайлович рассылал по улицам города повозки, собиравшие пьяниц столицы и доставлявшие их к ученому, а после проводил сеансы массового лечения алкоголизма с помощью гипноза. Только тогда, благодаря невероятным результатам лечения, гипноз признают официальным методом лечения.

К вопросу изучения мозга Бехтерев подошел с энтузиазмом, присущим первооткрывателям эпохи Великих географических открытий. В те времена мозг и был настоящей Terra Incognita. На основании ряда экспериментов Бехтерев создал метод, позволяющий досконально изучить пути нервных волокон и клеток. Тысячи тончайших пластов замороженного мозга поочередно крепились под стеклышком микроскопа, и с них делались детальные зарисовки, по которым создавали «атлас головного мозга». Один из создателей таких атласов, немецкий профессор Копш, сказал: «Знают прекрасно устройство мозга только двое – Бог и Бехтерев».

В 1918 году Бехтеревым был создан институт по изучению мозга. При нем ученый создает лабораторию по парапсихологии, основной задачей сотрудников которой стало изучение чтения мысли на расстоянии. Бехтерев был абсолютно убежден в материальности мысли и в практической телепатии. Для решения проблем мировой революции группа ученых не только основательно занимается изучением нейробиологических реакций, но и пытается прочесть язык Шамбалы, планирует поход в Гималаи в составе экспедиции Рериха.

Анализ проблемы общения

Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимают одно из центральных мест в социально-психологической теории и коллективном эксперименте В. Бехтерева. Социальную роль и функции общения Бехтерев рассматривал на примере специфических видов общения: подражания и внушения. «Не будь подражания, — писал он, — не могло бы быть и личности как общественной особи, а между тем подражание черпает свой главный материал из общения с себе подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения». Бехтерев был одним из первых ученых всерьез занимавшихся психологией коллективного человека и психологией толпы.

Неутомимый ученый задействовал в экспериментах даже своих детей. Именно благодаря его любопытству современные ученые владеют знаниями о психологии, присущей младенческому периоду созревания человека. В своей статье «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» Бехтерев анализирует рисунки «девочки М», которая на самом деле является его пятым ребенком, любимой дочкой Машей. Однако интерес к рисункам вскоре угас, оставив приоткрытой дверь в неосвоенное поле информации, которое отныне были предоставлено последователям. Новое и неизведанное всегда отвлекало ученого от уже начатого и частично освоенного. Бехтерев открывал двери.

Опыты с животными

Бехтерев с помощью дрессировщика В. Дурова провел порядка 1278 опытов мысленного внушения информации собакам. Из них 696 было признано удачными, и то, по словам экспериментаторов, исключительно из-за некорректно составленных заданий. Обработка материала показала, что «ответы собаки не были делом случая, а зависели от воздействия на нее экспериментатора». Вот как описывал В. Бехтерев третий опыт, когда собака по кличке Пикки должна была вскочить на круглый стул и ударить лапой в правую сторону клавиатуры рояля. «И вот собака Пикки перед Дуровым. Он сосредоточенно смотрит в ее глаза, некоторое время охватывает ладонями ее мордочку. Проходит несколько секунд, в течение которых Пикки остается неподвижным, но будучи освобожден, стремительно бросается к роялю, вскакивает на круглый стул, и от удара лапы по правой стороне клавиатуры раздается трезвон нескольких дискантовых нот».

Бехтерев утверждал, что передача и чтение информации посредством мозга, эта удивительная способность, называемая телепатией, может реализовываться и без ведома внушающего и передающего. Многочисленные эксперименты по передаче мысли на расстоянии были восприняты двояко. Именно в результате последних экспериментов Бехтерев продолжил дальнейшую работу «под прицелом НКВД». Вызывавшие интерес Владимира Михайловича возможности внушения информации человеку были значительно серьезнее аналогичных опытов с животными и, по словам современников, трактовались многими как попытка создания психотронного оружия массового поражения.

С годами лениться начинают практически все. Мы много работаем в юности, чтобы отдохнуть в старости. Однако чем больше мы успокаиваемся и расслабляемся, тем больший вред приносим себе. Уровень запросов сводится к банальному набору: «вкусно поесть — вдоволь поспать». Интеллектуальная работа ограничивается разгадыванием кроссвордов. Возрастает уровень требований и претензий к жизни и к окружающим, давит груз прошлого. Раздражение от непонимания чего-то выливается в отторжение действительности. Страдает память и способности к мышлению. Постепенно человек отдаляется от мира реального, создавая свой, зачастую жестокий и враждебный, болезненный фантазийный мир.

Слабоумие никогда не приходит внезапно. Оно прогрессирует с годами, приобретая всё больше и больше власти над человеком. То, что сейчас всего лишь предпосылки, в будущем может стать благодатной почвой для ростков слабоумия. Более всего оно грозит тем, кто прожил жизнь, не меняя своих установок. Такие черты как чрезмерная принципиальность, упорство и консерватизм скорее приведут в старости к слабоумию, чем гибкость, способность быстро менять решения, эмоциональность. «Главное, ребята, сердцем не стареть!»

Вот некоторые косвенные признаки, указывающие на то, что стоит заняться апгрейдом мозга.

Вы стали болезненно воспринимать критику, в то время как сами слишком часто критикуете других.

Вам не хочется учиться новому. Скорее согласитесь на ремонт старого мобильного телефона, чем будете разбираться в инструкции к новой модели.

Вы часто произносите: «А вот раньше», то есть, вспоминаете и ностальгируете по старым временам.

Вы готовы с упоением рассказывать о чем-то, невзирая на скуку в глазах собеседника. Не важно, что он сейчас заснет, главное: то, о чем вы говорите, интересно вам.

Вам трудно сосредоточиться, когда вы начинаете читать серьезную или научную литературу. Плохо понимаете и запоминаете прочитанное. Можете сегодня прочитать половину книги, и уже завтра забыть её начало.

Вы стали рассуждать о вопросах, в которых никогда не были сведущи. Например, о политике, экономике, поэзии или фигурном катании. Причем вам кажется, что вы настолько хорошо владеете вопросом, что могли бы прямо завтра начать руководить государством, стать профессиональным литературным критиком или спортивным судьей.

Из двух фильмов — произведение культового режиссера и популярная киноновелла/детектив — вы выбираете второе. Зачем лишний раз напрягаться? Вы вообще не понимаете, что интересного кто-то находит в этих культовых режиссерах

Вы уверены, что другие должны подстраиваться под вас, а не наоборот.

Многое в вашей жизни сопровождается ритуалами. Например, вы не можете выпить свой утренний кофе из какой-нибудь другой кружки, кроме своей любимой, не покормив предварительно кота и не пролистав утреннюю газету. Выпадение даже одного элемента выбило бы вас из колеи на целый день.

Временами вы замечаете, что тираните окружающих какими-то своими поступками, причем делаете это без злого умысла, а просто потому, что считаете, что так — правильнее.

Рекмендации по развитию мозга

Заметьте, самыми светлыми людьми, до преклонных лет сохраняющими разум, как правило, являются люди науки и искусства. Им по долгу службы приходится напрягать свою память и совершать ежедневную умственную работу. Они всё время держат руку на пульсе современной жизни, отслеживая модные тенденции и даже в чём-то опережая их. Такая «производственная необходимость» и есть гарантия счастливого разумного долголетия.

Каждые два-три года начинайте чему-то учиться. Вам не обязательно поступать в институт и получать третье или даже четвертое образование. Можно пройти краткосрочный курс повышения квалификации или освоить совершенно новую профессию. Можно начать есть те продукты, которые раньше не ели, узнавать новые вкусы.

Окружайте себя молодыми людьми. У них вы всегда сможете поднабраться всяких полезных вещей, которые помогут всегда оставаться современным. Играйте с детьми, они вас могут научить многому, о чем вы даже не подозреваете.

Если вы давно не узнавали ничего нового, может быть, вы просто не искали?Оглянитесь вокруг, сколько нового и интересного происходит там, где вы живете.

Время от времени решайте интеллектуальные задачки и проходите всевозможные предметные тесты.

Учите иностранные языки, даже если не будете на них разговаривать. Необходимость регулярно запоминать новые слова поможет тренировать память.

Растите не только вверх, но и вглубь! Доставайте старые учебники и периодически вспоминайте школьную и ВУЗовскую программу.

Занимайтесь спортом! Регулярная физическая нагрузка до седых волос и после — действительно спасает от слабоумия.

Почаще тренируйте память, заставляя себя вспоминать стихи, которые когда-то знали наизусть, танцевальные па, программы, которые разучивали в институте, номера телефонов старых друзей и многое другое — всё, о чем сможете вспомнить.

Разбивайте привычки и ритуалы. Чем более следующий день будет отличаться от предыдущего, тем меньше вероятность, что вы «закоптитесь» и придете к слабоумию. Ездите на работу по разным улицам, откажитесь от привычки заказывать одни и те же блюда, занимайтесь тем, чего никогда раньше не умели.

Давайте больше свободы другим и делайте как можно больше сами. Чем больше спонтанности, тем больше творчества. Чем больше творчества, тем дольше вы сохраните ум и интеллект!

Серия: Эксклюзив: Русская классика

Серия: Золотая библиотека российской медицины

Серия: Человек – ген Вселенной

Серия: Наедине с убийцей

Речь, сказанная на торжественном акте Психоневрологического института в феврале 1916 г. и первоначально напечатанная в «Вестнике знания».

Серия: Памятники психологической мысли

Авангардная музеология. Антология Павел Флоренский, Андрей Платонов, Казимир Малевич, Николай Пунин, Наталия Коваленская, Владимир Бехтерев, Давид Аркин, Александр Родченко, Надежда Крупская, Борис Завадовский, Осип Брик, Н. Петерсон, Герман Алексеевич Фёдоров-Давыдовпоказать всех

Физиология человека глазами физика – это выдающееся издание, открывающее много тайн и секретов к долголетию и пониманию собственного тела, его бескрайних ресурсов и возможностей.

Продолжу рассказ об истории психиатрии. В 1893 году в Санкт-Петербурге уходит в отставку Иван Павлович Мержеевский. И в столице аккуратно интересуются: а не мог бы Владимир Михайлович взять на себя руководство кафедрой нервных и душевных болезней при Медико-хирургической академии? Понимая, что открывается совершенно иной горизонт возможностей, Бехтерев соглашается, и с 23 сентября 1893 года принимает кафедру. При этом лекции и занятия Владимир Михайлович ведёт не только в Академии: он и в Женском институте успевает преподавать, и в других учреждениях лекции прочесть.

И это — не прекращая научной работы. После написания монографии «Проводящие пути спинного и головного мозга» (работа над этим двухтомником была закончена аккурат к переезду из Казани в Санкт-Петербург) он продолжает писать начатый ещё в Казани труд «Основы учения о функциях мозга», который будет закончен к 1905 году и займет без малого 7 томов.

Следующий шаг и смещение акцента внимания — это интерес Бехтерева к психологии. Напомню, что к этому моменту он успел неплохо продвинуться в изучении и внедрении в практику метода гипнотерапии, познакомился с психоанализом — хотя и раскритиковал его принципы — и вообще, как положено, был в курсе новых на тот момент методов, теорий и подходов. Кстати, несмотря на критику психоанализа, он немало способствовал тем, кто под его руководством брался изучать этот метод. И последовательно придерживался собственного взгляда на психологию как науку. Какого?

Всё просто и в то же время системно. Есть мозг, в результате работы которого возникает психическая деятельность. Для того, чтобы исследовать эту психическую деятельность, следует опираться не столько на озарения и эмпирические выкладки и догадки, а на уже имеющиеся познания в его физиологии, и в первую очередь те, что касаются учения об условных рефлексах. Исследовать и пополнять копилку фактов и знаний. Для того же, чтобы объективно фиксировать психические процессы, следует помнить, что все они сопровождаются рефлекторными же двигательными и вегетативными реакциями (движениями глаз, сокращениями определённых групп мышц, изменениями ширины зрачка, потливостью или сухостью кожи, её покраснением или побледнением, изменением частоты пульса и проч. ), которые как раз доступны регистрации.

В итоге таких вот исследований в период с 1907 по 1910 годы Бехтерев пишет три тома «Объективной психологии». И этот трёхтомник — пусть и основополагающий, но не единственный труд, написанный уже по результатам работы его любимого детища — Психоневрологического института, основанного им в Санкт-Петербурге в 1907 году. Среди питерских алкоголиков ходили страшилки: мол, ездят по улицам города бехтеревские студенты на институтских повозках, отлавливают нашего брата и везут к себе на опыты. Ну что же. действительно ездили, и на самом деле отлавливали. А там уже Владимир Михайлович самолично решал: кому гипноз, кому иные процедуры. Материал-то шикарный!

Владимир Михайлович лечит алкоголиков, сеанс гипнотерапии

Он вообще во многих отношениях личностью был неординарной. И влияние на собеседников оказывал буквально гипнотическое, как Каа на бандерлогов. Вот, к примеру, история переезда его Психоневрологического института в Мраморный дворец. Представьте себе революционный Петроград. Комиссары лютуют, гегемон революции беспредельничает, интеллигенция дрожит и гадает, когда же за кем придут. И тут к заместителю товарища Луначарского по вопросам просвещения, комиссару Захарию Григорьевичу Гринбергу, приходит Бехтерев. В генеральской шинели (правда, без золотых погон), бородат и взор имея пронзительный и тяжёлый. И с места огорошивает:

«У вас теперь много освободилось хороших зданий от прежних хозяев, так дайте и нам. Наш университет заслужил это право. Что бы вы могли нам предложить? »

Захарий Григорьевич, даже и не помыслив сопротивляться, вспоминает про Мраморный дворец и неуверенно так молвит, что можно было бы подумать насчёт его Восточного корпуса, но Владимир Михайлович его решительно останавливает: дескать, мало! Дайте оба! И ведь отдали.

Строго говоря, Психоневрологический институт был не единственным учреждением, к организации которого Бехтерев был причастен лично — но именно этому институту он отдал больше всего внимания и сил.

Я не буду повторять те легенды и слухи, коими окружены обстоятельства смерти Владимира Михайловича. Может быть, когда-нибудь правда и всплывёт. Скажу лишь, что умер он 24 декабря 1927 года. Остался институт — уж Бехтеревку знают многие — осталась крепкая школа с сотнями учеников и многими десятками взращенных профессоров. Остались многочисленные труды: их столько, что работа по библиографии продолжается по сей день, а полного собрания сочинений пока так и не удалось скомпоновать. Шутка ли: к настоящему моменту установлено 1350 работ на русском языке, что когда-либо публиковались в разных журналах и отдельных изданиях. И еще порядка 500 работ на других языках (в основном на немецком). Как сказал один из иностранных коллег, «Я бы поверил, что Владимир Бехтерев один сделал так много в науке и написал такое количество научных работ, если бы был уверен, что их можно прочитать за одну жизнь»

Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.

На площадке Sponsr (Тыц) — мною пишется книга о неврозах. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.

Оцените статью
Добавить комментарий