Беседа в психологии это

Понятие беседы — определение, виды и примеры

  • Виды беседы
  • Правила и приемы беседы
  • Средства беседы

    Постановка вопроса

    Выслушивание собеседника

    Изучение реакций собеседника

    Передача информации собеседнику

  • Постановка вопроса
  • Выслушивание собеседника
  • Изучение реакций собеседника
  • Передача информации собеседнику
  • Значение беседы

У понятия «беседа» несколько определений, которые применяются в разных областях.

Беседа — это способ человеческого общения, основанный на взаимном обмене мыслями и чувствами через трансляцию словесных сообщений.

Беседа в педагогике — один из методов и форм организации педагогического процесса, основанный на диалоге между педагогом и учеником или между самими учащимися.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Использование метода позволяет:

  • раскрыть индивидуальные особенности, способности и таланты учащихся;
  • активизировать умственную деятельность учащихся во время обсуждения;
  • проверить знания ученика;
  • подвести к лучшему усвоению материала.

Беседа в психологии — вербально-коммуникативный метод получения информации в ходе диалога между психологом и респондентом.

Этот метод применяется в разных областях терапевтической психологии и предполагает наличие у исследователя соответствующей профессиональной и коммуникативной компетенции. Процесс беседы в данном случае неразрывно связан с наблюдением, при этом порой невербальная информация для психолога оказывается более значимой. Метод позволяет специалисту:

  • управлять разговором с целью получения сведений от респондента;
  • оказывать воздействие в форме убеждения, информирования, воспитания;
  • устанавливать личный контакт с респондентом.

Виды беседы

В психолого-педагогической практике беседа как метод может быть двух видов:

  • Формализованная применяется, когда необходимо быстро собрать и проанализировать информацию. Используются стандартные вопросы и ответы. Например, к методу относится сбор информации о личности по универсальным опросникам.
  • Неформализованная применяется, когда можно задавать уточняющие вопросы в соответствии с ситуацией. Этот метод позволяет достигать более тесного контакта и способствует получению полной и подробной информации. Примеры — терапевтическая, экспериментальная беседа и т. д.

Правила и приемы беседы

В повседневной жизни под беседой чаще всего подразумевается отвлеченное общение на нерабочие темы. В процессе социализации человеку важно получить навыки ведения беседы, которые помогут наладить контакт с близкими или малознакомыми людьми, узнать что-то новое, произвести впечатление и рассказать о себе.

Чтобы овладеть техникой, человеку нужно научиться быть хорошим слушателем. Важно задавать вопросы, проявлять тактичность и показывать интерес. Во время разговора нежелательно перебивать собеседника, переманивать на свою сторону или навязывать ему свое мнение.

Непринужденную атмосферу во время диалога поможет создать соблюдение правил:

  • Начинайте беседу с простого вопроса.
  • Интересуйтесь мнением собеседника.
  • Копируйте язык тела.
  • Поддерживайте разговор жестом и мимикой.
  • Внимательно слушайте и не перебивайте.
  • Не повышайте голос, разговаривайте в спокойном тоне.

В образовании беседу применяют как метод обучения во время уроков и экскурсий. В ходе разговора педагог делится нравственно-этическими ценностями, прививает любовь к искусству, культуре, рассказывает о доброте, мире и т. Если беседа используется как часть урока, то учителю необходимо заранее подготовиться и изучить учебный материал. Чтобы метод был эффективным, необходимо придерживаться правил:

  • устанавливать и соблюдать временные рамки, отведенные для обсуждения;
  • придумывать вопросы, которые помогут раскрыть знания учащихся;
  • слушать ответы учеников, задавать дополнительные вопросы;
  • поддерживать интерес и следить за эмоциональной реакцией учащихся;
  • привлекать к беседе всех учеников.

В психологии успешность беседы также зависит от профессионализма исследователя, его подготовки и некоторых правил:

  • точно воспринимать информацию;
  • замечать несоответствия между вербальной и невербальной информацией;
  • правильно формулировать вопросы;
  • обращать внимание на эмоциональное состояние респондента;
  • обеспечивать спокойную атмосферу;
  • задавать вопросы, которые касаются темы беседы.

Средства беседы

Умение вести беседу и вступать в диалог с другими людьми — важный фактор в процессе социализации. С детства личность учится выражать мысли и доносить до собеседника свою точку зрения, выслушивать партнера и анализировать сказанное.

Как правило, во время повседневного неформального разговора взрослый человек не задумывается о средствах беседы и применяет их автоматически. Однако от того, насколько осознанно и продуманно они используются, во многом зависит эффективность беседы. К таким средствам относятся:

  • постановка вопросов;
  • выслушивание собеседника;
  • изучение реакций собеседника;
  • передача информации собеседнику.

Постановка вопроса

Плохо поставленный вопрос может привести к тому, что собеседник не захочет вступать в беседу либо постарается как можно быстрее ее завершить. Поэтому спрашивающему важно учитывать атмосферу между людьми, настроение партнера и своевременность вопроса. Есть несколько правил, которые помогут правильно сформулировать вопрос:

  • Задавать открытые вопросы, чтобы человек мог дать развернутый ответ.
  • Не задавать слишком длинные вопросы.
  • Вопросы не должны носить вынужденного характера или наводить на ответ.
  • Каждый вопрос должен быть связан с обсуждаемой темой и преследовать достижение цели.
  • После вопроса сдерживать паузу, чтобы дать собеседнику время на обдумывание.

Выслушивание собеседника

В беседе помимо овладения навыками разговора, важно быть хорошим слушателем. Собеседник должен видеть, что вам действительно интересно то, о чем он говорит. Кроме того, умение слушать делает процесс познания более эффективным и увеличивает склонность человека к сопереживанию. Для этого нужно следовать правилам:

  • Реже употреблять в своей речи слово «я».
  • Поощрять людей говорить о самих себе.
  • Задавать наводящие вопросы.
  • Выказывать заинтересованность невербальными знаками.
  • Не отвлекаться во время разговора.
  • Смотреть на собеседника.

Изучение реакций собеседника

Это средство позволяет управлять беседой и следить за сохранением непринужденной атмосферы. При этом важно изучить не только личностные черты собеседника, но и динамические проявления — настроение, мотивы, намерения, занимаемая позиция, установки поведения и т. Наблюдательность во время беседы помогает следить за реакцией собеседника и при необходимости вовремя перевести разговор на другие темы.

Передача информации собеседнику

Передавая запланированную информацию, человек логически продолжает начало беседы и излагает свою позицию. Важно исключить двусмысленные формулировки, чтобы собеседник верно воспринял сказанное. Речь должна быть спокойной и непринужденной, без использования профессионализмов и жаргонизмов. Не стоит спешить с ответом, пока суть вопроса не будет ясна. В ходе своей речи можно уточнять у партнера, правильно ли он понял сказанное.

Значение беседы

Беседа — это самый простой и эффективный способ, позволяющий получить от человека наиболее полную и глубокую информацию. Ее ценность заключается в непринужденном общении и спокойной обстановке, которая положительно воздействует на течение разговора. В психолого-педагогической практике беседа является методом, в применении которого можно обойтись без использования дополнительной аппаратуры или оборудования. При этом исследователю важно серьезно подготовиться к ней, чтобы добиться успеха.

Виды аргументирования, их особенности

Виды аргументирования, их особенности.

Беседа, ее типы.

Разговор, его особенности.

Лекция, ее особенности. Сообщение.

Доклад как жанр публичной речи.

Рассказ как жанр речевого общения.

История. Письмо. Записка. Дневник.

Спор как вид аргументации

Существуют различные виды аргументирования. Они могут отличаться друг от друга методикой организации, структурой и композицией, механизмом обмена аргументами и др. Зачастую спор и диалог, полемика и дискуссия, дебаты и прения рассматриваются как синонимы, однако необходимо их концептуально различать. Наша задача заключается в том, чтобы, во-первых, развести понятия видов аргументирования; во-вторых, выявить различные характеристики аргументирования.

Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М. Бахтину, который, не употребляя термина «прагматика», охарактеризовал необходимые прагматические составляющие речевого общения, подчеркнул важность роли адресата (Другого, в его терминологии), предвосхищения его ответной реакции. Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог он определил как классическую форму речевого общения.

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, спор, лекция, рассказ, история, предложение, признание, просьба, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник.

Беседа. Это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной стратегии, происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников — для установления типа отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фатическое общение). Разные виды беседы характеризуются соответствующими видами диалогической модальности.

При обмене мнениями по каким-либо вопросам участники выражают свою точку зрения, руководствуясь социокультурными стереотипами, выработанными веками приоритетами и ценностными ориентирами, общечеловеческими абсолютными истинами и нормами жизни. Поэтому данный вид диалогической модальности называется аксиологической. Иллюстрацией такого типа беседы может быть разговор двух друзей о достоинствах того или иного направления в живописи, о вкусах; полилог о качестве изделий. Литературными аналогами такого типа беседы могут быть разговоры «пикейных жилетов» о политиках в «12 стульях» И. Ильфа и Е. Петрова, алогичный, на первый взгляд, разговор о выборе раков («маленькие — по три, большие, но по пять») в известной миниатюре, исполняемой Р. Карцевым и В. Ильченко. Как считает Н. Арутюнова, «наиболее паразитическая форма разговора о ценностях — сплетни; ср. разговор двух дам о губернаторской дочке в «Мертвых душах».

Второй тип беседы предполагает душевное «созвучие», похвалы, одобрение, комплименты, искренние признания.

Третий тип жанра беседы — праздноречевое общение, в котором участники снимают эмоциональное перенапряжение, упражняются в остроумии, рассказывая анекдоты, делают политические прогнозы, делятся своими заботами, ищут сочувствия, рассказывают шутки и истории. Для этого типа бесед характерна эмоциональная модальность.

Жанр беседы — это тот тип разговора, в котором, при различных тактиках, доминирует стратегия солидарности во мнениях и согласия. Обмен информацией в беседе может быть одной из фаз речевого взаимодействия, вспомогательной тактикой, поэтому модальность может выражаться вводными словами типа: Знаешь; Ты не можешь себе представить; И что ты думаешь там было?; Представь себе, что; эти модальные слова и реакция на них адресата (адресатов) — Не могу себе представить; Неужели; Разве; Откуда мне знать; Понятия не имею; — играют роль регулятивов в ходе беседы, обусловливающих вектор речевого общения. Поэтому именно к беседе правомерно отнести слова Н. Абрамова о том, что «разговор есть обмен симпатий».

Все вышеизложенные сведения о соотношении и взаимовлиянии прагматических факторов на ход речевого взаимодействия могут быть применены к беседе, этому базисному виду общения.

Разговор, его особенности. В этом жанре может реализоваться как кооперативная, так и некооперативная стратегия. По целям общения различаются: а) информативный разговор; б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность — характерная черта разговора, в отличие от беседы, которая может быть праздноречевым жанром. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; нет приятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой, разговор.

Инициальная реплика разговора может быть показателем типа разговора. В разговоре первого типа она свидетельствует о заинтересованности говорящего получить нужную информацию. Для этого типа характерно вопросно-ответное реплицирование, причем роль лидера, участника, направляющего ход разговора, играет спрашивающий, с короткими репликами-вопросами, переспросами, уточнениями-вопросами, а роль «ведомого» — участник, владеющий знаниями, с репликами-ответами различной протяженности. Главным условием успешности информативного разговора является соответствие мира знаний адресанта и адресата. Важное значение имеют также коммуникативная компетенция участников разговора, знание ими социальных норм этикета. К коммуникативной компетенции относится умение говорящими выбрать ситуативно уместную форму представления знаний, интерпретацию событий и фактов, нюансы использования косвенных речевых актов, небуквальных выражений.

Разговоры второго типа, как правило, происходят между участниками, имеющими разные социально-ролевые характеристики, например между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус. Мотивы разговора выявляются, глаголами: прошу, требую, советую, рекомендую, убеждаю, умоляю, приказываю, настаиваю и т. В конфликтном разговоре, основанном на некооперативной стратегии и неумении говорящих соблюдать условия успешного общения, возможны различные тактики отказа в исполнении действия и соответственно тактики воздействия на адресата, системы угроз и наказаний.

Структура данного типа разговора, как, впрочем, и других, определяется не только речевыми правилами введения реплик согласия или отказа, но и поведенческими реакциями участников общения. Эти поведенческие реакции в ведении разговора, ценны не только сами по себе, но и как мотивы включения в диалогическую реплику того или иного языкового элемента, того или иного способа выражения.

Следующий тип разговора — разговор, направленный на выяснение отношений, — имеет в своей основе некооперативную стратегию ссоры, конфликта, упреков, перебранки. Здесь нередко вербальной формой выражения агрессии становится насмешка, ирония, намек. Метаязык реплик: «Я такой и считайся со мной таким! То, что я говорю в такой форме, — значимо». В качестве негативной оценки выступает гипербола вопросы-отрицания, утверждение-отрицание; например: Ты всегда так; Ты так думаешь?; Так он тебе и сделал! Стратегическую цель может преследовать молчание — желание прекратить общение.

Лекция— связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке — в школе, вузе. Научно-популярные лекции на те или иные темы читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные термины и слова необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1 —1,5 ч (вузовская лекция).

Сообщение— небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение — это маленький доклад на частную тему. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему. Сообщения обычно делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть какую-нибудь большую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовят заранее, их надо продумать, прочитать литературу.

Выступление— краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3—5 мин, тема может быть выбран заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирован о ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление). Выступления, как и сообщения, часто планируются так, чтобы 0ни дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрывали разные стороны или точки зрения на проблему.

Оцените статью
Добавить комментарий