Архетип персефона

О том, почему «Спящая Красавица» и «Аленький Цветочек» могут оказаться важными сказками в жизни некоторых малышей.

Сейчас в социальных сетях прошла волна текстов про Спящую Красавицу и бодрствующую Красавицу с Чудовищем. Волна  поднялась по следам статьи о просьбе британской матери убрать сказку про “Красавицу” из школьной программы и стала  очередным витком в   нарывающем гендерном конфликте.

Спящая Красавица (Аленький Цветочек)  это разжиженная версия древнегреческого мифа о Персефоне и  Гадесе (Аид у римлян). У американского психиатра Джин Болен есть система архетипов личностей на основе греческих богов. Я люблю ее интерпретировать.

Миф об Аиде и Персефоне  для людей с ведущими архетипами этих богов  может оказаться основой суверенности и ключом к самореализации. Однако, миф настолько политически некорректен, что даже у самой  Болен об этом мало. Зато у меня много.

Если  концепция Болен кажется вам устарелой, то в В 2005-м году в западной психологии появился термин Orchid Child. Он описывает профиль ребенка, который отлично ложится на  архетип  Персефоны. Афина и Артемида это  Dandelion Child. С моей точки зрения, это изобретение велосипеда, но все мыслят по-разному и для некоторых важен именно современный лексикон. Меня  привлекают  красота и мудрость античности, поэтому я придерживаюсь концепции Болен.

От всеобщей эмансипации  женщина с ведущим архетипом Персефоны скорее потеряла, нежели приобрела. Это тип женщины, которой нужна забота и guidance. Для современного сознания Персефона  невнятная богиня. У греков она проводит часть года в царстве мертвых,  с Аидом, часть на земле, символизируя цикличность, смерть и возрождение (весна). В миру  Персефона вечно юная дева, инфантильная и легкомысленная. Нашумевший летом 2017-го текст Никиты Подгорного про то, что в женщине главное –  чудинка, ближе всего соответствует  характеру Персефоны. Волна женского возмущения, встретившая текст, после того как его продублировал  у себя в ФБ психолог  Лабковский, указывает, насколько сильно этот архетип не принимает общественное сознание формируемое  целеустремленными, целибатными характерами Артемиды и Афины.

Однако, оказавшись женой Аида, бестолковая Персефона вдруг со всей ответственностью начинает выполнять обязанности повелительницы царства теней и мертвых. Более того, она  регулярно  выходит из царства мертвых  к людям, шествуя каждый раз мимо  чудовищного пса, Цербера. Цербер и Тартар символизируют наши страхи и самое, сокровенное и запретное, куда сознание  и мораль нас не пускают: смерть, душевная и физическая боль,  отчаяние, грех и стыд. Реализованная  Персефона  не боится смерти, боли и Цербера. Она способна пройти там, куда не посмеет сунуться больше никто,   а так же провести этим путем других,  вселив уверенность в себя. Персефона имеет особенное, успокаивающее действие на душевнобольных и эмоционально нестабильных людей. Женщины с ведущей  Персефоной в больших количествах обитают в хосписах и реанимациях. Во время войны раненых с поля боя выволакивали Персефоны.

В Бой Идут Одни Старики (СССР, Украина. 1974)

Ее главная черта – восприимчивость. Но обратная сторона этого важного человеческого качества  – отсутствие  личных границ. Главный жизненный квест Персефоны  расставить личные границы и установить личное пространство, сохранив,  при этом,  основу своей личности:  восприимчивость. Так, например, если она вытащила раненого  с поля боя, это не означает, что ее удел  теперь его везде и всюду таскать. Однако, если она стоит на рельсах Афины и Артемиды,  нацеленных  на результат, то  получается какой-то странный и бессмысленный гибрид. Персефона будет именно его таскать,  выбиваясь из сил и выполняя никому не нужную работу. Или она может проживать демо версию своего архетипа, отдавшись его темной стороне: перейдет из-под влияния деспотичной матери к деспотичному, фрустрированному  мужу (Посейдону или Марсу) и будет пребывать в  роли жертвы. Однако, если ей  удается найти баланс и реализовать свой талант к чуткости и восприимчивости,  то может получиться хорошее. Роль Персефоны  шествовать   между жизнью и смертью,  пропускать через себя  все самое страшное в царстве мертвых  и, провозглашать своим возвращением не землю весну.

Ведомые Персефоной  женщины становятся отличными терапевтами и  представителями нестандартных профессий. Корпоративный мир и карьера в традиционном понимании на Персефону действуют удушающе. Тут эмансипация ей тоже  ничего особенно не дала. Хотя она может вписаться в огромную корпорацию, живущую по законам Паркинсона и долго там имитировать бурную деятельность, пополняя ряды женщин, у которых “теперь-тоже-появилось-право-себя-реализовать-в-науках-и-бизнесе. ”    Настоящий талант Персефоны в корпоративной среде не востребован. Если ей удается реализоваться в бизнесе или в науке, значит в ее психике активно орудует еще какой-то архетип.

Нестандартная профессия часто ставит Персефону в зависимость от мужчины. Для успеха ей может быть важна финансовая или эмоциональная поддержка, а иногда,  и то, и другое. Для ее психотипа отношения, отдающие патриархатом  вполне благоприятная среда, но это абсолютно не  вписывается в современный сюжет самодостаточной дамы. (Афины и Артемиды). Поэтому, многие Персефоны очень боятся  таких отношений. Они могут в них жить и  страдать от чувства неадекватности. Или они могут от  себя такие отношения  оттолкнуть, считая, что сие недостойно. И то и другое может оказаться губительным для психики и здоровья окружающих. Еще один, распространенный  вариант, когда податливая Персефона смешивается с амбициозной Афиной, собственной или взращенной под влиянием среды, она  забивает башку Зевсо-Апполоно-Афиновыми идеалами, в результате чего  сама становится Цербером.

У греков Персефона оказывается женой Аида (Гадес), повелителя царства мертвых. Иногда такой человек может находиться на границе спектра высоко-функционального аутизма (Аспергер). Но, как правило, это просто запредельно интровертные мужчины-одиночки, иногда мизантропы, абсолютно самодостаточные и полностью погруженные в свой мир. В России, где глубокая интровертность и мизантропия более распространены, терпимость к этому типу психики, я считаю, выше, чем в США. Мне кажется, в России выраженный мизантроп может выстроить карьеру, в США у него такой возможности меньше. Самому Аиду карьера не нужна. Ему вообще ничего не нужно, он самодостаточен как есть. Аид будет двигаться, если у него есть чуткий напарник или, если у него у самого психикой орудует еще какой-нибудь бог. Тогда может получиться  Говард Хьюз или главный герой фильма “Пятьдесят Оттенков Серого

Аид иногда имеет внешнюю сторону: говорливого Гермеса. По-моему, Задорнов был как раз таким. Несмотря на внешнюю парадоксальность, сочетание Аид – Гермес вполне логичное и гармоничное построение психики. У меня такой папа (и про Аидов я знаю все). Если свой Гермес не вырос, то психологи советуют Аидам его развивать, чтобы хоть как-то соединятся с внешним миром. Обычно это нужно, если у Аида появляются дети,  серьезная работа или, если изнутри Аиду на шею давит другой архетип. Собственной потребности соединяться с миром у  Аида нет. Ему хорошо с самим собой. Это мужчины с огромным и сложным внутренним миром. Болен в своей книге приводит Фредерико Феллини как яркий пример архетипа Аида. Но попасть в этот мир  сложно. И страшно. Для этого нужно уметь слышать и ждать. Практически единственная женщина, обладающая нужным арсеналом это Персефона. Практически единственный мужчина, способный превратить ее из инфантильной девицы в повелительницу душ это Аид.

Их миф самый политически некорректный из всех. Все, что современное сознание способно в нем увидеть это жесткое насилие.

18 век. Автор неизвестен.

John Rocco.

Фреска в Вергине, Греция

С веками  миф перемололся в сказки, а сюжет подтянули к   установленной морали. Все свелось к  поцелуям спящей девы и переговорам с чудовищем. Однако, под несанкционированным физическим контактом  подразумевается вывод из инфантилизма девичества и открытие  двух интровертных характеров.

источник не знаю

Целибатным богиням Афине, Артемиде и Гестии этот вывод не нужен, поэтому он их возмущает. А для Персефоны этот акт может оказаться решающим. Находящийся вдали от мирских сует и амбиций, Аид способен   разглядеть и открыть в Персефоне женщину и личность. Потом Персефона помогает транслировать его во внешний мир. Но, так как их отношения разворачиваются в царстве мертвых, то для основной массы людей они остаются или невидимыми или непонятными. При этом, у самой невнятной богини самый огромный потенциал личного роста.

Связь Аид и Персефона может оказаться мощной сцепкой на уровне секса. Это Power Exchange и BDSM, в бульварной версии известный как мазохизм. Для людей с архетипами Аида и Персефоны оно может стать важным аспектом внутреннего освобождения, и, как результат, самореализации во всех областях жизни. BDSM это целый пласт культуры, но он пока продолжает быть подпольно-маргинальным. Люди боятся осуждения или не знают, как на эту тему заговорить. Это ломает огромное количество судеб. Здесь от эмансипации толку, пока что, тоже никакого видно не было.

Сюжет Персефоны и Аида лежит в основе фильма “Моя Прекрасная Леди. ”   Жоффрей де Пейрак, Главный герой романа Анн и Серж Голон “Анжелика – Маркиза Ангелов” это архетип Аида. В фильме Goodwill Hunting (1997) с Мэтт Дэмоном прослеживается миф Персефоны и Аида. Наконец, ключевое произведение русской литературы “Мастер и Маргарита” это тоже интерпретация мифа об Аиде и Персефоне. В руках у Маргариты в момент ее первой встречи с Мастером  цветы  того же отвратительного, тревожного цвета, что и платье  диснеевской Белль.

В современном мире вероятность встречи Аида и Персефоны  стремится к нулю. Шансов на то, что они могли образовать союз в каком-нибудь 17-м веке было намного больше чем в 21-м. Современные дети с  такими ведущими архетипами   часто вырастают с глубоким убеждением, что с ними что-то не так. Пост-индустриальный  уклад  требует от нас всех  быть похожими на  Зевсов, Аполлонов, Афин и Артемид. Другие типы психики обычно не получают одобрения  принимать себя такими, какие они есть, им нужно подстраиваться.

Я знаю случаи, когда Аид и Персефона встречались и даже были вместе какое-то время, но так и не открылись друг-другу, потому что не принимали самих себя. Чаще всего  Аид и Персефона  оказываются  в объятиях других архетипов. Персефона  думает, что быть Персефоной стыдно, или, подверженная чужому влиянию, имеет башку забитую тем, за кого ей “надо” выйти замуж. Хотя Персефону может занести куда угодно, в голове у нее часто  Зевсы и Аполлоны. Зевс Персефону мелко видел, а Аполлон в чистом виде способен сделать ее  глубоко несчастной. Но, если этот архетип только  часть “божественной” мозаики мужчины, то, возможно они “зацепятся Аполлоном”, а  потом совпадут по другим осям.

Аида  часто  подхватывает Артемида и тут же начать мутузить его своей активной жизненной позицией. Он от нее закрывается, потому что закрываться от мира это его модус вивенди, а   Артемидой больше, Артемидой меньше – не суть. Целибатную Артемиду Аид устраивает тем, что, вроде бы муж есть, а, вроде бы его и нет. К тому же, Артемида привыкла воспринимать отношения как соревнования “кто-кого” , и Аид, верный своему внутреннему миру, в который ей хода нет, да ей и не интересно, создает у нее ощущение вечно движущейся мишени.

Сцепка Аид и Персефона может быть как основой отношений так и одним из аспектов. Если Аид и Персефона принимают себя такими какие они есть и интуитивно знают “кто они”, и кто им нужен, то они найдут друг-друга. Я, правда,  знаю только одну такую пару. Чаще всего они  просто не доходят друг до друга, а, если и доходят, то не подозревают, что то, что они чувствуют – совершенно оправданно и они на верном пути.

Пока тема с не политкорректностью спящих красавиц и аленьких цветочков будет развиваться, шансы на счастливую личную жизнь женщин с ведущим архетипом Персефоны будут уменьшаться. Если спящих красавиц отвоюют, то хорошо, у маленьких Персефон будет понимание того, что это легитимный способ самореализации и – глядишь – каждая встретит своего Аида. Сразу. Или частями. Усваивается это  на уровне детских сказок. Сексуальность формируется очень  рано. В младенчестве.

Главная миссия архетипа Персефоны — трансформация. Расстановка точек над «Й» и налаживание отношений со своим прошлым.

Kate Winslet in The Dressmaker (2015)

Посмотрела в субботу  The Dressmaker (2015) с Кейт Уинслет. Героиня Уинслет, Тилли,  переживает сюжет древнегреческой богини Персефоны. Главная миссия этой богини – трансформация. Расстановка точек над Й  и  налаживание отношений со своим прошлым. В этом процессе она может  послужить катализатором для других людей и  вдохновить их на  изменения  и духовный рост. Что в фильме и происходит.

Тилли возвращается  в город своего детства, в Австралийского дыре, откуда ее выгнали школьницей,  двадцать пять лет назад. Теперь она  талантливый парижский дизайнер. Для того, чтобы женщина реализовала себя как кутюрье, в ней должны так же присутствовать Афродита (любовь к красоте и к человеческому телу) и Афина (трудолюбивость и логика. ) У греков Афина была  покровительницей ткачей, портных, мастеровых. За силами в борьбе за справедливость  так же иногда  приходится еще дополнительно привлекать  Артемиду.

Меня в фильме больше всего увлек сюжет Персефоны, про путь к самой себе. Там так же присутствуют элементы мифа  с Аидом. Когда Тедди тащит Тилли за угол дома, туда, где четверть века назад  произошла трагедия, после которой ее выгнали из города, и заставляет ее снова пережить ужасные события того дня, это Персефона и Аид. Так она понимает, что тогда на самом деле случилось, принять и простить себя. Такие вещи обычно может сделать для Персефоны только Аид. Кстати,  для того, чтобы это произошло, не обязательно, чтобы мужчина и женщина были Аидом и Персефоной. Иногда у других типажей  может возникнуть жизненная необходимость пережить этот миф и они на время окунаются в этот сюжет. Люди с ведущими архетипами Аида и Персефоны могут обнаружить, что этот сюжет в разных формах присутствует в их жизни постоянно и необходим для самореализации. Это миф Персефоны, которая часть года проводит с Аидом, в царстве мертвых,  а часть – на земле, провозглашая своим возвращением возрождение и весну.

Полную версию системы архетипов читайте у американского психиатра Джин Шиноды Болен “Богини в Каждой Женщине” и “Боги в Каждом Мужчине”. Ее книги были изданы в 1980-х. Я интерпретирую ее концепцию в современных реалиях, исходя из своего опыта и наблюдений за людьми.

https://youtube.com/watch?v=kChx7KzpBAA%3Ffeature%3Doembed

Кейт Уинслетт – Rose Tone Summer, а  Сара Снук (в роли Гертруды) вполне убедительный персонаж на Mermaid Sumer.

Оцените статью
Добавить комментарий