Анцупов шипилов конфликтология

О книге «Конфликтология. Учебник

Раскрываются основные понятия объекта, предмета и методов исследования в военной конфликтологии. Приводятся современные взгляды на причинно-следственные связи, процессы предупреждения и завершения конфликтного взаимодействия военнослужащих. Материал построен на исследованиях военных специалистов, проведенных в разные годы. Особое внимание уделяется процедурам диагностики конфликтов, формам и методам работы военнослужащих и различных должностных лиц по профилактике и завершению конфликтов. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения. Для курсантов вузов силовых структур, студентов бакалавриата и магистратуры, проходящих обучение по специальности «Психология служебной деятельности». Может быть использован для подготовки военных специалистов военно-политических органов Министерства обороны РФ.

Раздел I. Введение в конфликтологию

Глава 1. Предпосылки конфликтологических идей
Глава 2. История отечественной конфликтологии
Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии
Глава 4. Характеристика зарубежной конфликтологии
Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии
Глава 6. Проблема эволюции конфликтов
Вопросы и задания к разделу I

Раздел II. Конфликты в мире животных

Глава 7. Общая характеристика зооконфликтов
Глава 8. Внутривидовые конфликты у животных
Вопросы и задания к разделу II

Раздел III. Методы исследования конфликтов

Глава 9. Методологические основы конфликтологии
Глава 10. Психологические методы в конфликтологии
Глава 11. Модульный социотест как метод диагностики взаимоотношений в группе
Глава 12. Ситуационный метод изучения конфликтов
Глава 13. Исследование межгрупповых конфликтов
Вопросы и задания к разделу III

Раздел IV. Теоретические основы конфликтологии

Глава 14. Конфликт как тип трудных ситуаций
Глава 15. Классификация конфликтов
Глава 16. Причины возникновения конфликтов
Глава 17. Структура конфликта
Глава 18. Функции конфликтов
Глава 19. Динамика конфликтов
Глава 20. Информационный анализ конфликтов
Вопросы и задания к разделу IV

Раздел V. Внутриличностные конфликты

Глава 21. Природа внутриличностных конфликтов
Глава 22. Переживание внутриличностного конфликта
Глава 23. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
Глава 24. Управление внутриличностными конфликтами
Вопросы и задания к разделу V

Раздел VI. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия

Глава 25. Семейные конфликты
Глава 26. Конфликты «руководитель—подчиненный»
Глава 27. Конфликты в общеобразовательной школе
Глава 28. Инновационные конфликты
Глава 29. Межгрупповые конфликты
Глава 30. Межгосударственные конфликты
Вопросы и задания к разделу VI

Раздел VII. Предупреждение конфликтов

Глава 31. Прогнозирование и профилактика конфликтов
Глава 32. Технология предупреждения конфликтов
Глава 33. Оценка результатов деятельности и профилактика конфликтов
Глава 34. Предупреждение конфликтов и стресс
Вопросы и задания к разделу VII

Раздел VIII. Разрешение конфликтов

Глава 35. Конструктивное разрешение конфликтов
Глава 36. Медиаторство и регулирование конфликта
Глава 37. Переговоры по разрешению конфликтов
Вопросы и задания к разделу VIII

Приложения
Приложение 1. Указатель докторских диссертаций по проблеме конфликта
Приложение 2. Характеристики персонала, оцениваемые с помощью модульного социотеста
Приложение 3. Модульный социотест Анцупова (вариант для сотрудников организации)

Не могу спорить с тем, что это хороший учебник по конфликтологии. Действительно автор излагает весь материал ясно и просто для восприятия, однако всё же у этого учебника есть некоторые особенности. Во-первых, в учебнике рассматриваются все виды конфликта. С одной стороны, это явный плюс, так как по возможности охвачены все разновидности конфликтов, но из-за этого не очень много внимания уделяются социальному конфликту, достаточно актуальному в современном обществе. Кроме этого, в учебнике наблюдается явный уклон в психологию в объяснении причин конфликтов, поиске путей их разрешения и так далее. Опять же мало внимания уделяется общественным параметрам. Также учебник имеет достаточно большой объем — почти 500 страниц, что для кого-то, в условиях нехватки времени, может также оказаться недостатком.

Просто и понятно о конфликте, его структуре (очень хорошо и доступно описано), о сторонах конфликта, предмете, о видах конфликта, конфликтах в разных сферах жизни и о методах их профилактики и коррекции. Ни одного лишнего слова, ни одного слова не по теме. Одним словом — нормальный учебник=)

Один из существенных признаков конфликта составляют характер и особенности участвующих в нем сторон. От того, кем представлены конфликтующие стороны, решающим образом зависят характеристики конфликта. Исходя из этого, базовая типология конфликтов будет иметь вид: конфликты с участием человека: социальные (межличностные, между личностью и группой, между малыми и средними социальными группами, между большими социальными группами, межгосударственные, между коалициями государств); внутриличностные (между «хочу» и «не хочу», между «могу» и «не могу», между «хочу и «не могу», между «нужно» и «не нужно», между «хочу» и «нужно», между «нужно» и «не могу»); зооконфликты: интропсихические; зоосоциальные (между двумя животными, между животными и группой, между группами животных).

Основной объект конфликтологии составляют семь видов социальных конфликтов. Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Если начальник отдела противопоставил себя группе подчиненных, то это будет конфликт типа «личность-группа».

Борьба в учительском коллективе средней школы между сторонниками директора и его противниками — это конфликт между малыми группами.

Средние социальные группы по количественному составу занимают промежуточное положение между малыми и большими. Если количество участников конфликта превышает несколько сотен человек, то это конфликт между большими социальными группами.

Международные конфликты представляют собой борьбу между двумя государствами или их коалициями. Может также возникнуть конфликт между государством и группой государств. Кроме того, коалиции государств могут насчитывать от нескольких участников до большого числа их. Это влияет на характер международного конфликта.

Задание 3. Проанализируйте функции конфликта, сформулированные Л. Козером (Материал взят из книги: Тернер Дж. Структура социологической теории. – М. : Прогресс, 1985. – С. 175-177). Выразите свое отношение к ним с точки зрения их содержания, полноты и убедительности.

ANTSUPOV A. SHIPILOV

АНЦУПОВ А. ШИПИЛОВ

Рекомендовано Министерством общего и

профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебникадля студентов

высших учебных заведений

ББК 60. 530. 37*73

кафедра социальной психологии факультета психологии

Московского государственного университета им. Ломоносова

и д-р ист, наук, проф. Маликов

Главный редактор издательства ИЛ. Эриашвши

Ляпунов А. , Шипилов А.

А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — М. : ЮНИТИ, 2000. — 551 с.

ISBN 5-238-00062-6.

Это первый отечественный учебник, в котором сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки.

С позиции междисциплинарного подхода излагаются основы отечест­венной конфликтологии, характеризуется история развития ее отраслей, предлагается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методологические принципы конфликтологии, методы и методики изучения конфликтов, условия и способы их предупреждения и конструктивного регулирования.

Для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения социальных конфликтов различного уровня.

ББК 60. 503. 37я73

О А. Анцупов, А. Шипилов, 1999 О ЮНИТИ, 1999. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства

Предисловие Раздел I. Введение в конфликтологию 9 Глава 1. Предпосылки формирования конфликтологических идей 10 1. Эволюция научных воззрений на конфликт 10 1. 2 Проблема насилия в религиозных учениях 15 1. Отражение конфликтов в искусстве и средствах массовой информации 18 1 4. Практические знания как источник конфликтологических идей 21 Глава 2. История отечественной конфликтологии 26 2. Историографический анализ 26 2. Периодизация истории отечественной конфликтологии 30 2. О междисциплинарных связях наук, исследующих конфликт 33 Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии 38 3. Проблема конфликта в военной науке 38 3. Изучение конфликтов в искусствоведении 39 3. Исследование конфликта в исторических науках 41 3. Математические модели конфликтных явлений 43 3. Особенности изучения конфликтов в педагогике 45 3. Исследование конфликтов в политологии 46 3. Конфликт как объект исследования в правоведении 48 3. 8 Исследование конфликтов в психологии 50 3. Подходы к изучению агрессии и конкуренции в социобиологии 54 3. Социология конфликта 56 3. Философский анализ конфликтов 57 Глава 4. Общая характеристика зарубежной конфликтологии 61 4. 1 Проблема конфликта в зарубежной психологии 61 4. Западная социология конфликта 67 4. Зарубежные политологические теории конфликта 72 Глава 5. Значение, предмет и задачи конфликтологии 5. Роль конфликтологии в развитии российского общества 5. 2 Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии 5. Основные цели и задачи конфликтологии Глава 6. Проблема эволюции конфликтов 6. Эволюционная структура психики человека 6. О биосоциальном характере эволюции жизни на Земле 6. Обоснование необходимости изучения зооконфликтов 6. Основные виды эволюции конфликтов Вопросы и задания к разделу I Ответьте на вопросы Выполните задания Раздел II. Социобиология и проблема конфликтов у животных Глава 7. Общая характеристика конфликтов в животном мире 7. Роль агрессии в животном мире 7. 2 Внутривидовые конфликты у животных 7. Межвидовые конфликты у животных 7. Интропсихические конфликты у животных Глава 8. Типичные внутривидовые конфликты у животных 8. Конфликты, вызванные борьбой животных за жизненные ресурсы 8. Конфликты, связанные с воспроизводством животными потомства 8. Борьба животных за иерархическое место в группе Вопросы и задания к разделу II Ответьте на вопросы Выполните задания Раздел III. Методы исследования и диагностики конфликтов 125 Глава 9. Методологические основы исследования конфликтов 126 9. Методологические принципы исследования конфликтов 126 9. О системном подходе к изучению конфликтов 134 9. Универсальная понятийная схема описания конфликта 138 9. Этапы анализа конфликтов 140 9. Программа конфликтологического исследования 143 Глава 10. Применение методов психологии в конфликтологии 10. Методики определения уровня внутриличностной конфликтности 10. Возможности тестов в определении конфликтности человека 10. Изучение конфликтных отношений в социальных группах 167 Глава 11. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов 11 1 Сущность и особенности применения модульной методики 11. 2 Диагностика характера конфликтов и взаимоотношений в группе 171 Глава 12. Ситуационный метод исследования конфликтов 177 12. Общая характеристика 177 12. 2 Особенности ситуационного исследования конфликтов 180 Глава 13. Методы исследования межгрупповых конфликтов 13. 1 Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов 13 2 Математическое моделирование конфликтов Вопросы и задания к разделу III Ответьте на вопросы Выполните задания Раздел IV. Теоретические основы конфликтологии Глава 14. Конфликт как тип трудных ситуаций 14 1. Трудные ситуации в жизнедеятельности человека 14. 2 Поведение человека в трудных ситуациях 14. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости Глава 15. Уровни проявления и типология конфликтов 15. 1 Проблема классификации в конфликтологии 15. Основные виды классификации конфликтов Глава 16. Причины возникновения конфликтов 16. Объективные факторы возникновения конфликтов185 16. Организационно-управленческие причины конфликтов 218 16. Социально-психологические причины конфликтов 220 16. Личностные причины конфликтов 225 Глава 17. Структура конфликта 230 17. Объективные составляющие конфликта 230 17. Психологические составляющие конфликта 236 17. Особенности восприятия конфликтной ситуации 245 Глава 18. Функции конфликтов 251 18. Двойственный характер функций конфликта 251 18. Влияние конфликтов на основных участников 253 18. Влияние конфликтов на социальное окружение 258 Глава 19. Динамика конфликтов 262 19. Основные периоды и этапы в развитии конфликта 262 19. Эскалация конфликта 267 19. Динамика различных видов конфликтов 273 Глава 20. Информационный подход к изучению и регулированию конфликтов 280 20. Проблема системно-информационного исследования конфликтов 280 20. Потери и искажение информации при общении оппонентов 283 Вопросы и задания к разделу IV 290 Ответьте на вопросы 290 Выполните задания 290 Раздел V. Внутриличностные конфликты 291 Глава 21. Общая характеристика внутриличностного конфликта 292 21. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта 292 21. Основные виды внутриличностного конфликта 295 Глава 22. Переживание как основа внутриличностного конфликта 300 22. Генезис внутриличностного конфликта 300 22. Особенности переживания внутриличностного конфликта 302 22. Последствия внутриличностных конфликтов 304 Глава 23. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение 308 23. Личностные проблемы человека и суицидальное поведение 308 23. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта 23. Рекомендации по психокоррекции суицидального поведения Глава 24. Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов 317 24 1. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 317 24. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов 320 Вопросы и задания к разделу V 325 Ответьте на вопросы 325 Выполните задания 326 Раздел VI. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия Глава 25. Семейные конфликты 328 25. Типичные межличностные конфликты у супругов 328 25. Конфликты во взаимодействии родителей и детей 334 25. Психологическое консультирование конфликтных семей 337 Глава 26. Конфликты между руководителями и подчиненными 26. Причины конфликтов в звене «руководитель — подчиненный» 26. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали» 26. Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным Глава 27. Конфликты в условиях учебной деятельности 27. Конфликты между учениками в школе 27. Способы разрешения конфликтов между учителем и учениками Глава 28. Инновационные конфликты 28. Инновация как объект конфликта 28. Особенности инновационных межличностных конфликтов 28. Регулирование инновационных конфликтов Глава 29. Межгрупповые конфликты 29. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов 29. Трудовые конфликты и пути их разрешения 376 29. Специфика межэтнических конфликтов 380 29. Внутриполитические конфликты 384 Глава 30. Межгосударственные конфликты 390 30. Особенности межгосударственных конфликтов 390 30. Направления предотвращения межгосударственных конфликтов 393 Вопросы и задания к разделу VI 395 Ответьте на вопросы 395 Выполните задания 396 Раздел VII. Основы предупреждения конфликтов 397 Глава 31. Прогнозирование и профилактика конфликтов 398 31. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов 398 31. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов 400 31. Социально-психологические условия профилактики конфликтов 404 Глава 32. Технология предупреждения конфликтов 408 32. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней 408 32. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента 412 32. Психология конструктивной критики 417 32. Методы психокоррекции конфликтного поведения 420 Глава 33. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов 425 33. Подготовка и принятие оптимального управленческого решения 425 33. Основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений 439 Глава 34. Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов 34. Основные способы оценки результатов деятельности 443 34. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием 446 Глава 35. Предупреждение конфликтов и стресс 35. 1 Психологические факторы нормализации стресса 35. Расширение границ мировосприятия как условие нормализации стресса 35. Здоровье и стресс повседневной жизни Вопросы и задания к разделу VII Ответьте на вопросы Выполните задания Раздел VIII. Теория и практика разрешения конфликтов Глава 36. Конструктивное разрешение конфликтов 36. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов 36. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов 36. Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов Глава 37. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 37. Предпосылки участия третьей стороны в урегулированииконфликтов 37. 2 Результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов 37. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов 37. Этика деятельности психолога по урегулированию конфликтов Глава 38. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов 38. Общая характеристика переговоров: сущность, виды и функции 38. Динамика переговоров 38. Психологические механизмы и технология переговорного процесса 38. Психологические условия успеха на переговорах 38. Специфика ведения переговоров с противником (преступниками) Вопросы и задания к разделу VIII Ответьте на вопросы Выполните задания Список литературы Основные конфликтологические понятия Приложения

Возможно, XXI век поставит человечество перед альтерна­тивой: либо он станет веком конфликтологии, либо он бу­дет последним веком в истории цивилизации. Конфликты в XX в. стали основной причиной гибели людей. Две ми­ровые войны, более 200 крупномасшабных войн, локаль­ные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в нынешнем столетии до 300 млн. человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, испытание ядерного оружия Индией и Пакистаном свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого ору­жия. Внутриполитическая борьба — один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом. По итогам XX в. Россия скорее всего является бесспорным и недосягаемым миро­вым лидером не только по людским потерям в конфлик­тах, но и по другим их разрушительным последствиям: ма­териальным и моральным. Конец столетия поставил Рос­сию перед альтернативой: либо власть и народ смогут если не управлять, то хотя бы удерживать социальные конфлик­ты в каких-то регулируемых рамках, либо конфликты бу­дут управлять народом и властью, диктуя «бессмысленные и беспощадные» сценарии в истории всех и биографии каждого. Наше незнание законов возникновения, развития

и разрешения конфликтов только за последнее десятиле­тие оплачено жизнями сотен тысяч людей, разрушенными судьбами десятков миллионов человек, развалом пусть во многом несовершенной, но все же великой державы. Во­семь лет назад СССР прошел одну точку бифуркации, по­вернув на традиционный для нас путь насильственного разрешения противоречий между борющимися за власть социальными группами. Сегодня, похоже, страна вновь стоит перед выбором: революция или эволюция, насилие или ненасилие, согласие, компромисс.

Каждому россиянину, руководителю на любом уровне, включая государственный, сегодня срочно необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней. Такие знания трудно получить, опираясь только на здравый смысл. Нельзя их целиком позаимствовать и у зарубежных спе­циалистов, так как отечественные конфликты слишком специфичны. Научить конструктивно вести себя в кон­фликтах можно опытным путем. Но опыт либо слишком дорого стоит, либо приходит поздно. Для быстрого полу­чения практических знаний о конфликтах необходимо энергичное формирование и развитие науки — конфлик­тологии.

Для решения этой задачи важно провести хотя бы са­мую общую систематизацию уже имеющихся знаний о конфликтах, определить методологические и теоретиче­ские основы науки, очертить контуры сложившейся па­радигмы конфликтологических исследований, наметить перспективы их развития.

Согласно ГОСТу общего и профессионального обра­зования «Конфликтология» входит в перечень обязатель­ных учебных дисциплин для подготовки социальных ра­ботников — социологов, психологов, политологов и др. Публикация в последние годы значительного количества работ, посвященных общим проблемам теории конфлик­тов, говорит о наличии устойчивой потребности в систе­матизированных знаниях по данной проблеме у студен­тов, ученых, руководителей, практиков. Достаточно на­звать «Введение в теорию конфликта» (В. Дружинин,

Конторов, М. Конторов, 1989), «Введение в общую тео­рию конфликта» (А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев, 1993), «Введение в конфликтологию» (А. Анцупов, А. Малы­шев, 1995), «Введение в военную конфликтологию» (В. Щипков, 1996), «Конфликтологию» (А. Бандурка, В. Друзь, 1997), «Основы конфликтологии» (А. Дмитриев, Ю. Запрудский, В. Казимирчук, В. Кудрявцев, 1997) и др.

Российская конфликтология находится сегодня на за­вершающей стадии формирования в самостоятельную нау­ку. В 1992 г. были намечены первые контуры междисцип­линарной парадигмы конфликтологических знаний, в ос­нове которой лежали системный и эволюционный подхо­ды. За прошедшее время в частных конфликтологических науках, являющихся отраслями конфликтологии, проведе­но значительное количество интересных и важных иссле­дований проблемы конфликтов. Вместе с тем отечествен­ные конфликтологи пока не выработали общего подхода к пониманию сущности конфликтов, их классификации, ге­незису, структуре, функциям и т. Такой подход может быть выработан на основе обсуждения большинством конфликтологов одного, а лучше нескольких вариантов

системных представлений о содержании конфликтологи­ческой науки.

Потребность студентов в более или менее систематизи­рованных междисциплинарных конфликтологических зна­ниях побудила авторов подготовить данный учебник. Мы надеемся, что он также будет полезен для специалистов-конфликтологов, поскольку дает общее представление о междисциплинарном объектном поле конфликтологии, поднимает проблемы, которые до этого исследователями не ставились, намечает контуры новой парадигмы кон­фликтологического знания. Сопоставление позиций раз­личных авторов, ссылки и цитирование, насколько это возможно, сведены в учебнике к минимуму, дабы облег­чить читателю формирование целостного представления о таком противоречивом и разноплановом явлении, как конфликт.

Авторы надеются, что читатели будут оценивать учеб­ник по тому, что в нем есть, а не по тому, чего в нем нет. Процесс познания бесконечен, поэтому в самой хорошей книге нет бесконечно многого из тех знаний, которые в принципе могут быть получены об описываемом явлении. Поскольку конфликтология только выделяется в самостоя­тельную науку, первый учебник по этой дисциплине мо­жет быть только авторским. В нем изложены авторские позиции по рассматриваемым проблемам, которые, естест­венно, могут обсуждаться и совершенствоваться. Мы будем искренне благодарны всем, кто посчитает возможным вы­сказать свое отношение к предлагаемой работе.

Авторы выражают глубокую признательность Анцуповой М. и Баклановскому С. за большую помощь в подготовке учебника к изданию.

в качестве учебника для студентов

и д-р ист, наук, проф. Маликов

Главный редактор издательства ИЛ. Эриашвши

А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — М. : ЮНИТИ, 2000. — 551 с.

О А. Анцупов, А. Шипилов, 1999 О ЮНИТИ, 1999. Воспроизведение всей книги или любой ее части

2 Проблема насилия в религиозных учениях 15 1. Отражение конфликтов в

массовой информации 18 1 4. Практические знания как

идей 21

Глава 2. История отечественной конфликтологии 26

Историографический анализ 26

Периодизация истории отечественной конфликтологии 30

33 Глава 3. Отрасли отечественной конфликтологии 38

Конфликт как объект исследования в правоведении 48 3. 8 Исследование конфликтов в

1 Проблема конфликта в зарубежной психологии 61

Роль конфликтологии в развитии российского общества 5. 2 Сущность конфликта, объект и

Купленный учебник написан на доступном языке. Очень интересно изучать для саморазвития так же отлично помог при написании ответов на билеты по предмету ,,конфликтология,,. Хорошо, подробно описаны межличостные и внутриличностные конфликты. Хороший учебник по привлекательной ценовой политике!

Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки

Начните вводить название города, страны, индекс, а мы подскажем

Например: 
Москва,
Санкт-Петербург,
Новосибирск,
Екатеринбург,
Нижний Новгород,
Краснодар,
Челябинск,
Кемерово,
Тюмень,
Красноярск,
Казань,
Пермь,
Ростов-на-Дону,
Самара,
Омск

О книге «Конфликтология. Учебник для вузов»

Перед вами новое, переработанное и дополненное, издание первого отечественного учебника, в котором обобщены и систематизированы научные знания о конфликтах, полученных в семнадцати областях отечественной науки. С позиций системного подхода излагаются основы отечественной конфликтологии, представлена история развития ее основных отраслей, раскрывается универсальная понятийная схема описания конфликтов. Рассмотрены методология, методы и методики изучения конфликтов, их особенности в различных сферах взаимодействия, условия и способы конструктивного регулирования конфликтов.

Для студентов, изучающих курс конфликтологии, аспирантов, преподавателей вузов, конфликтологов-практиков, всех, кто интересуется проблемой предупреждения и разрешения внутриличностных и социальных конфликтов.

5-е издание.

Оцените статью
Добавить комментарий