Альберт бандура

Серия: Психология. XX век

Посмотрите на график. От точки «Начало» вверх идет плавная зеленая пунктирная линия – кривая ожидаемой компетентности. То есть, человек ожидает, что его мастерство в каком-то деле будет увеличиваться равномерно и с хорошей динамикой. А на деле получается картина, которая на графике показана синей кривой.

Вначале, когда человек только начинает заниматься, идет скачок – много нового узнает, чему-то простому быстро научился. Первые успехи, оптимизм, связанный с ними. Потом, когда первый энтузиазм спадает, происходит регрессия, откат назад. Некоторые дистантники говорят: «Не вижу изменений, не понимаю, как эти упражнения улучшают мою жизнь». Это – именно про период регрессии, отката. И тут возникает точка бифуркации, которая на графике названа «Барьер преодоления». Человек либо прекращает обучение и возвращается к уровню первоначальной компетентности (ничего в жизни у него не меняется), либо делает усилие и продолжает обучение, день за днем выполняя упражнение. И его уровень растет.

Темп личностного развития индивидуален. Кто-то избавился от мусорных отрицаний за неделю, кто-то четвертый месяц продолжает прокалываться на этом детском упражнении. А с более сложными и неочевидными, такими, как «Ошибочка» и «Не играем в жертву» процесс вообще творческий. Поэтому не нужно давать строгую оценку тому, как быстро человек научился. Лучше оценивать количество усилий, которые он прикладывает в работе. Если человек честно прикладывает много усилий, а результаты неочевидны, то ему лучше задуматься о смене стратегии и способов работы, а не цели.

Вернемся к графику. В какой-то момент дистантнику кажется, что навык встроился, упражнение пора сдавать. Он чувствует себя профессионалом, делится опытом с коллегами. Упражнение сдаётся на бодрой ноте, после чего, как правило, постепенно снова начинается регрессия. Ведь концентрация внимания перемещается с этой задачи на другую. В какой-то момент нужно снова сделать усилие, пройти барьер преодоления, чтобы навык действительно встроился. Тогда наступит точка, где начнет проявляться синергетический эффект, то есть, эффективность возрастает, возникает новое понимание смысла упражнения, новые умения работают в комплексе.

Личностное развитие состоит в открытии новых возможностей и формировании новых навыков. Таким образом, можно рассматривать весь процесс личностного развития с оглядкой на Кривую Бандуры и оценивать затруднения как естественные периоды регрессии, которые позволят перейти на новый уровень компетентности только если приложить некоторые усилия.

Метафора в тему.

Работа над собой похожа на работу на огороде. Если пустить на самотек, всё зарастет сорняками по пояс. Потому что пыльца и семена сорняков (негативные внушения), к сожалению, в нашей полосе всё время летают в воздухе и падают на плодородную почву человеческих душ. И прорастают и размножаются со страшной силой, если за огородом не следить.

Но если ежедневно мониторить и калибровать свое душевное состояние на наличие сорняков и убирать ненужное, то в душе будут аккуратные грядочки.

Большинство людей пропалывают свой огород лишь время от времени. Тогда чувствуется облегчение, и какое-то время огород имеет приличный вид. Возникает иллюзия, что так будет всегда. К сожалению, это не так. Чисто бывает только там, где убирают. Каждый день. И человек, каждое утро просыпаясь, неосознанно принимает решение, что будет расти на его огороде и, соответственно, какой урожай он будет собирать.

Что такое научение через наблюдение и почему обучение — это социальный процесс

Как теория социального научения Альберта Бандуры потеснила психоанализ и бихевиоризм и что она говорит о том, как мы учимся.

Zero Creatives / GettyImages

Из этой статьи вы узнаете:Обучение происходит, когда мы в тишине и одиночестве сидим над учебниками, с гитарой в руке или в приложении для изучения языка. Но это только один из способов приобрести знания и навыки. Другая часть обучения требует взаимодействия с людьми, которые знают и умеют больше, чем мы. На то, что обучение — это в том числе социальный процесс, указал ещё советский исследователь Лев Выготский. В возможности «в сотрудничестве подыматься на высшую ступень интеллектуальных возможностей» учёный видел саму суть обучения. То, что недоступно нам из-за отсутствия опыта, оказывается по силам при содействии наставника, размышлял он. Социальным процессом считал обучение и канадо-американский психолог Альберт Бандура. Теорию, через призму которой Бандура предложил посмотреть на то, как мы учимся, в российской литературе назвали теорией социального научения (от англ. social learning theory). Одна из главных её идей довольно проста и хорошо известна молодым родителям: дети (как и взрослые) учатся не только на своём опыте, но и через наблюдение за другими.

Ещё одна популярная теория тех лет, с которой не согласовывались выводы Бандуры, — бихевиоризм. Если Бандура считал, что мы учимся в том числе просто наблюдая за другими, бихевиористы полагали, что любое обучение происходит лишь через взаимодействие с окружающей средой. Поведение и животных, и человека сторонники этой теории рассматривали всего лишь как реакцию организма на внешние стимулы, подкреплённую предыдущим опытом — через поощрения и наказания. Как отметил коллега Альберта Бандуры, профессор психологии из Стэнфорда Ли Росс: выводы бихевиоризма имели смысл, когда речь шла о голубях или крысах, но были менее убедительны, когда дело касалось человека. «Если бы действия определялись исключительно внешним вознаграждением и наказанием, то люди вели бы себя подобно флюгерам, постоянно меняя направление, чтобы приспособиться к сиюминутным влияниям, набрасывающимся на них», — писал Бандура в книге «Теория социального научения», вступая в спор с бихевиоризмом. Человек действительно подвержен влиянию внешней среды, однако его поведение не сводится к результату внешних вознаграждений и наказаний, считал Бандура. Люди сами отбирают стимулы, «со всех сторон обрушивающиеся на них». Устанавливая для себя личные стандарты, мы учимся сами вознаграждать и наказывать себя. Пример тому — писатели. «Писателям не нужно, чтобы кто-то сидел рядом, избирательно подкрепляя каждый написанный фрагмент до тех пор, пока не получится удовлетворительная рукопись. Вместо этого у них имеется некий стандарт того, чем определяется приемлемый уровень выполненной работы», — пояснял Бандура. Если бихевиористы считали, что любое обучение приводит к изменению в поведении, то с точки зрения Бандуры мы способны усваивать новую информацию, не меняя своих поступков. Тем, что мы перенимаем не всякое поведение, за которым наблюдаем, мы обязаны как раз способности к саморегуляции. Но как мы вообще усваиваем чужое поведение через наблюдение?На то, как эффективно мы осваиваем наблюдаемое поведение, влияют несколько факторов:

  • Внимание.
  • Запоминание.
  • Повторение.
  • Мотивация.

Дети, по наблюдениям Бандуры, в основном склонны к непосредственной имитации, но с возрастом способность к отсроченному подражанию улучшается — с развитием навыков символического мышления. Моделирование становится более абстрактным. Человек уже не просто копирует чужое поведение, а выделяет в нём общие принципы и правила. Кроме того, с развитием языковых навыков, поведенческое моделирование постепенно вытесняется вербальным. С его помощью можно выразить «практически бесконечное множество типов поведения, которые было бы неудобно или нереально моделировать, прибегая лишь к наглядным примерам», заключал Бандура. Идеи, однако, редко сразу и без ошибок преобразуются в правильные действия, предупреждал психолог. На помощь приходят многократные повторения.

Методист образовательных программ

Вы пройдёте полный цикл создания образовательного продукта. Научитесь проектировать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Станете универсальным специалистом – сможете запустить свой проект или устроиться методистом в крупную компанию. Узнать про курс

За какие профессии в образовании хорошо платят?

Обучение: Методист образовательных программ

Альберт Бандура является канадским психологом, известным своей теорией когнитивного социального обучения и своей теорией личности. Он внес большой вклад в области образования и во многих дисциплинах психологии. Кроме того, он оказал большое влияние на переход от бихевиоризма к когнитивной психологии.

Теория социального когнитивного обучения пытается предсказать, как люди учатся, наблюдая за другими. В качестве примера можно привести, как ученики подражают учителям или как сын подражает своему отцу.

Опрос, проведенный в 2002 году, признал Бандуру четвертым наиболее цитируемым психологом в истории исследований после Б. Скиннера, Зигмунда Фрейда и Жана Пиаже. Это, несомненно, один из самых влиятельных психологов в истории.

Он родился в Мундаре, небольшом городке в северной части провинции Альберта, Канада, 4 декабря 1925 года. Он был младшим сыном и единственным мужчиной в семье. Образование в таком отдаленном городе, как Мундаре, было очень ограниченным, и это заставило Бандуру стать независимым и целеустремленным молодым человеком в плане обучения. Это условие, которое он должен был развить, было особенно полезно в его длинной карьере.

Родители Бандуры всегда поощряли его заниматься проектами за пределами маленькой деревни, где они жили. Поэтому летом, после окончания средней школы, молодой человек работал в Юконе, одной из территорий северной Канады, чтобы защитить дорогу от Аляски от затопления.

Именно с этим опытом Бандура оказалась в субкультуре, где царили алкоголь и азартные игры. Это помогло ему расширить кругозор и свои взгляды на жизнь.

Начало образования Бандуры

В Университете Британской Колумбии Бандура получил степень бакалавра психологии в 1949 году. Он продолжил обучение в Соединенных Штатах, в Университете Айовы, который в то время был эпицентром теоретической психологии. В 1951 году он получил степень магистра, а в 1952 году — докторскую степень. Именно в этом университете он встретил Вирджинию Варнс, с которой он женился и имел двух дочерей.

Во время учебы в Университете Айовы Бандура начал поддерживать психологический стиль, который пытался исследовать психологические явления с помощью экспериментальных и повторяющихся тестов. Его включение в психические явления, такие как воображение и представление, а также в концепцию взаимного детерминизма, которая постулировала взаимосвязь между агентом и окружающей средой, ознаменовало радикальное изменение в теории бихевиоризма, которая была доминирующей для в это время.

После окончания университета Бандура приняла кандидатуру для прохождения постдокторской стажировки в Wichita Guidance Center. В 1953 году он начал преподавать в Стэнфордском университете, где он остается до сегодняшнего дня.

В ранние годы в Стэнфордском университете он работал с одним из своих аспирантов, Ричардом Уолтерсом. Результатом этого сотрудничества стала книга  Teen Агрессия, опубликовано в 1959 году и Социальное обучение и развитие личности, опубликовано в 1963 году. К сожалению, Уолтерс умер в результате аварии на мотоцикле, еще будучи молодым.

В 1973 году Бандура был назначен президентом Американской ассоциации психологов (APA), а в 1980 году он получил награду за выдающийся научный вклад. В том же году он был назначен президентом Западной психологической ассоциации.

Он также является доктором honoris causa во многих университетах. Среди них мы можем назвать те из Рима, Индианы, Лейдена, штата Пенсильвания, Берлина и испанцев из Хаум I из Кастельона и Саламанки. Кроме того, в 2008 году он был удостоен премии Гравемейера за вклад в психологию.

Согласно опросу, проведенному в 2002 году, Бандура является четвертым наиболее цитируемым психологом всех времен, которому предшествовали Б. Скиннер, Зигмунд Фрейд и Жан Пиаже. И это самый цитируемый из ныне живущих психологов. Кроме того, Бандура считается самым важным психологом сегодня.

Среди наиболее важных книг, изданных Бандурой на испанском и португальском языках: Модификация для сравнения через процедуры моделирования (1972), вышеупомянутый Социальное обучение и развитие личности (с Ричардом Уолтером) (1977) и  Принципы модификации поведения (1983).

Теория социального обучения Бандуры

Альберт Бандура сосредоточил свои исследования на процессах обучения во взаимодействии между учеником и социальной средой.

По словам Бандуры, бихевиористы недооценивают социальное измерение человеческого поведения. Его схема приобретения знаний сводится к тому, что один человек влияет на другого, а во втором существуют механизмы ассоциации.

В этом процессе нет взаимодействия. Для Бандуры обучение в соответствии с бихевиоризмом это просто вопрос отправки пакетов информации от одного человека к другому.

Вот почему психолог включает социальное измерение в свою теорию обучения и называет теорию социального обучения (CAS). Это включает в себя поведенческий фактор и когнитивный фактор, два важных компонента для понимания социальных отношений.

В соответствии с теорией социального обучения, так называемые поведенческие модели обучения учатся двумя различными способами: из собственного опыта (или также называемого непосредственным обучением) и посредством наблюдения поведения у других людей (или также называемого альтернативным обучением).

Теория Бандуры считает, что поведение других людей приобретает большое влияние не только в обучении, но и в формировании конструктов, а также в собственном поведении. Для психолога обучение под наблюдением является наиболее распространенным.

И, согласно Бандуре, поведение, которое имеет определенную сложность, может быть изучено только двумя способами: на примере или под влиянием поведенческих моделей. Исследователь отмечает, что обучение упрощается путем введения соответствующих и правильных моделей поведения. Таким образом, человек может подражать им или чувствовать себя им.

Теория социального обучения Бандуры также известна как обучение наблюдению или моделирование, так как это было ключевым аспектом его теории. В этом обучении человек может учиться, основываясь на наблюдении за тем, что делает другой человек.

Эта модель подчеркивает, что у человека как ученика непрерывного обучения психологические процессы являются частными. Тем не менее, они происходят, в частности, из социальной.

Самым известным исследованием, с помощью которого Бандура объяснила эту теорию, был эксперимент с куклой Бобо. Для этого исследования психолог использовал видео, записанное одним из его учеников.

В этом фильме вы можете увидеть девушку, которая бьет в надувную куклу в форме яйца, которая была нарисована как клоун. Девушка безжалостно избивала его молотками и садилась на него. Он также выкрикивал агрессивные фразы и неоднократно говорил «глупый».

Бандура показал видео группе детей из детского сада, которые он нашел очень смешными. Когда сессия с видео была закончена, детей забрали в игровую комнату, где их ждала новая кукла-бобо и несколько маленьких молотков. Немедленная реакция была имитацией. Дети начали бить куклу и кричать «глупо», как девушка в видео, которое они видели.

Хотя это детское поведение не удивит ни одного из родителей или учителей, выводы послужили подтверждением чего-то важного. Дети изменили свое поведение только в процессе наблюдения, без необходимости подкрепления, направленного на выполнение указанного поведения. Вот почему Бандура назвал это явление обучением наблюдением или моделированием, обычно известным как теория социального обучения.

На протяжении всей своей карьеры Бандура практиковал различные виды терапии, связанные с теорией личности. Одним из них была терапия самоуправления, но наиболее популярной была модельная терапия.

Это состояло в том, чтобы собрать двух человек с похожими патологиями. В процессе один из предметов был посвящен наблюдению за вторым, пока он выполнял действие, которое привело его к преодолению проблемы. Цель состоит в том, чтобы первый учился у второго путем имитации.

Шаги процесса моделирования

1- Внимание

Чтобы чему-то научиться, нужно обратить внимание. Поэтому, если в процессе обучения есть элементы, которые мешают уделить максимально возможное внимание, результатом будет плохое обучение.

Например, если ваше психическое состояние не самое подходящее, потому что вы сонливы, голодны или плохо себя чувствуете, это повлияет на вашу способность приобретать знания. То же самое происходит, если есть отвлекающие элементы.

2- удержание

Чтобы учиться, нужно уметь сохранять (запоминать или запоминать) то, на что мы обратили внимание. Именно в этом процессе воображение и язык вступают в игру. Мы сохраняем увиденное в форме мысленных образов или словесных описаний. Мы должны быть в состоянии использовать их, чтобы воспроизводить их в нашем поведении.

3- Репродукция

На этом этапе человек должен иметь возможность декодировать архивированные изображения или описания, чтобы они могли изменить свое поведение в настоящем. Чтобы научиться делать что-то, вам нужна мобилизация поведения, то есть человек должен уметь воспроизводить это поведение.

Но для успешного воспроизведения вам необходимы предварительные знания. Например, если вы не знаете, как кататься на коньках, просмотр видео по катанию на коньках не заставит вас учиться. Но если вы уже знаете, как это сделать, эта визуализация сделает ваши навыки лучше. Важно помнить, что способность имитировать поведение постепенно улучшается с практикой.

4- Мотивация

Чтобы учиться, у рассматриваемого человека должны быть причины хотеть сделать это. Это будет зависеть от их способности концентрировать внимание, сохранять и воспроизводить поведение. Конечно, причины могут быть положительными, которые побуждают нас подражать поведению, и отрицательными, которые побуждают нас не подражать определенному поведению.

5- Саморегулирование

Речь идет о способности, которую мы должны контролировать, регулировать и моделировать наше собственное поведение. Бандура предполагает, что есть три шага. Первое — это самонаблюдение, которое заключается в том, чтобы наблюдать за нашим поведением и подсказывать ему. Второе — это суждение, которое должно сравнить нас с желаемым стандартом. И самореакция, которая должна наказать или вознаградить нас за полученное суждение.

Теория личности Бандуры

В течение своей карьеры Бандура сосредоточился на изучении теории личности, подходящей с поведенческой точки зрения. Бихевиоризм — это школа психологии, основанная на важности экспериментальных методов. Основное внимание уделяется анализу наблюдаемых, измеримых и управляемых переменных. Поэтому отвергает все субъективное, внутреннее и феноменологическое.

При экспериментальном методе бихевиоризма стандартной процедурой является манипулирование переменной, а затем оценка ее влияния на другую. На основании этого создается теория личности, которая указывает на то, что среда, в которой развивается человек, является причиной его поведения.

Бандура говорит, что поведение человека на самом деле вызвано окружающей средой. Но он думал, что эта идея была упрощенной для изучаемого им явления, которое было подростковой агрессией. Вот почему он расширил спектр и добавил еще один компонент. Он повторил, что среда вызывает поведение, но отметил, что было и другое действие.

По словам Бандуры, поведение также вызывает окружающую среду. И к этому он назвал «взаимный детерминизм», что означает, что поведение людей и окружающей среды (социальной, культурной, личной) взаимно обусловлены.

Вскоре после этого Бандура вышел за пределы своего постулата и начал рассматривать личность как взаимодействие между тремя переменными. Это было уже не просто окружение и поведение, но был добавлен еще один элемент: психологические процессы человека.

Эти процессы связаны со способностью индивидуума сохранять образы в уме и с аспектами, связанными с языком. И именно тогда, с введением воображения в изучение личности, Бандура отложил строгий бихевиоризм, чтобы начать приближаться к когнитивистам. Настолько, что его обычно считают отцом когнитивного движения.

Прибавляя воображение и язык к изучению личности, Бандура начинает с гораздо более полных элементов, чем те, которые были разработаны такими бихевиористами, как Б. Скиннер. Таким образом, психолог был введен в анализ важнейших аспектов человеческой психики, таких как обучение, в частности обучение наблюдению, также известное как моделирование.

Бандура – это один из знаменитых психологов современности, которого в течение всей его научной деятельности интересовали вопросы, связанные с поведением. В те времена, когда его карьера еще не достигла своего расцвета, он не побоялся вступить в противостояние со сторонниками господствующей тогда теории мотивации поведения. В противовес бихевиоризму, ученый сумел создать собственную теорию.

Биография

Альберт Бандура родился в Канаде в 1925 году. Он был сыном фермера польского происхождения. В детстве Бандура посещал небольшую школу, где было всего лишь 20 учеников. Впоследствии ученый вспоминал, что практически все его одноклассники сумели построить хорошую карьеру, поскольку всегда были вынуждены заниматься самообразованием.

В 1949 году Бандура получил степень бакалавра в области гуманитарных наук в университете города Ванкувера. В 1951 году получил степень магистра, а в 1952-м – доктора философских наук. Главная сфера исследований, которой на протяжении всей своей профессиональной деятельности занимался Альберт Бандура, – теория социального научения. Ученый смог опубликовать большое число книг и статей. Ранние работы Бандуры были написаны в соавторстве с еще одним выдающимся психологом – Ричардом Уолтерсом, который был первым студентом Бандуры после получения философской степени.

Научная деятельность

Заслуги ученого были достаточно высоко оценены в психологии. В 1973 году он получил должность президента Американской ассоциации психологов. Специально для него в Стэндфордском университете была создана должность, которую Бандура занимал в течение 40 лет. У ученого есть супруга Вирджиния, которая, как и сам он, любит симфоническую музыку.

Идеи социального научения Альберта Бандуры лучше начать с изучения разнообразных теорий, по-своему объясняющих поведение человека. Так студент сможет сравнить его точку зрения с концепциями других авторов. Например, Фрейд считал, что человеческое поведение обусловлено влиянием инстинктов и влечений, действующих на подсознательном уровне. Теория оперантного научения Скиннера постулирует зависимость поведения от внешних социальных стимулов. На фоне всех этих концепций социально когнитивная теория Альберта Бандуры выглядела достаточно необычно. Однако ученый любил говорить, что такие идеи «выплескивают ребенка вместе с водой». Психолог подчеркивал: человек не является ни механическим передатчиком, ни автономной системой, не поддающейся управлению. Такие теории давали неполное описание психических особенностей, причин поведения.

Альберт Бандура считает, что причины человеческого поведения не заложены в подсознании. Также поведение не является реакцией на социальное окружение. Причины лежат во взаимодействии трех элементов – личностных факторов, окружения и познавательной сферы человека.

Оцените статью
Добавить комментарий