Акцептор результата действия

Александр Викулов, доктор-гомеопат, член кураторского отдела Службы первой гомеопатической помощи Горячая линия Via Homeopatica.

Итак, основное, что мы на настоящий момент имеем:

  • 1. Любая болезнь — это хорошо организованный, управляемый организмом процесс. Это не случайный набор случайных попыток нормализовать ситуацию.
  • 2. Инфекты нельзя считать причиной (этиологическим фактором) развития болезней.

Для начала займемся первым пунктом: болезнь это хорошо организованный, управляемый организмом процесс. И вот теперь нам нужно вспомнить о работах другого замечательного русского физиолога – Петра Константиновича Анохина и его теорию функциональных систем.

Эту беседу мы посвятим именно этой теме, потому что только четкое понимание того, что такое функциональные системы и как именно они работают, только это может быть реальным базисом для любой медицинской практики, как бы она не называлась.

Теория Функциональных Систем Анохина

Итак, что открыл Анохин? Помимо многого прочего, он и его ученики экспериментально показали, что для выполнения любого процесса (подчеркиваю – ЛЮБОГО! Начиная от очередного сокращения сердца и кончая сложнейшим произвольным движением, действием) – для выполнения любого процесса организм формирует вполне определенную функциональную систему. Еще раз повторю: задача может быть ЛЮБОЙ – суть происходящего от этого не меняется.

Увы, функциональная система Анохина – это совершенно другое.

Петр Кузьмич на основании своих исследований определяет ее как динамическую совокупность различных органов и систем организма, формирующуюся для достижения полезного (приспособительного) результата каждый раз, когда возникает потребность в таком результате.

Иными словами, за каждой реакцией организма – движение ли это ногой или рукой, моргание глаз, снижение или повышение АД, перистальтическая волна кишечника или чихание, очередная систола (не суть важно) — за каждой реакцией стоит обеспечивающая ее исполнение каждый раз заново организующаяся функциональная система.

Выделяются два типа функциональных систем.

  • 1. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство внутренней среды организма за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером могут служить функциональные системы поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела, работа иммунитета, пищеварительной системы и т.п.
  • 2. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

Для нас принципиальным является то, что какие бы задачи не выполнялись функциональной системой, все эти системы имеют всегда одну и ту же архитектонику, состоят из ряда обязательных физиологических блоков (архитектоника — сочетание частей в одном стройном целом, композиция).

Вот рисунок из работы П. Анохина «ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ», 1973 год

Итак, любое действие начинается со стадии афферентного синтеза. Афферентный – это значит приходящий извне. Афферентный синтез – это система, формирующая изначальную, побудительную эмоцию/желание/чувство. Именно с появления желания (эмоции или потребности) все и начинается.

Какая-то информация приходит в управляющий центр по любому или по нескольким из чувствительных (афферентных) каналов. И что вот так сразу появилось хотение? Я хочу? Нет, так просто все не бывает.

Афферентный синтез содержит 4 обязательных компонента:

  • — мотивационное возбуждение,
  • — обстановочную афферентацию,
  • — пусковую афферентацию,
  • — память (индивидуальная и видовая).

Но, кроме внутренних стимулов, существуют еще и внешние стимулы. И их влияние обеспечивается пусковой и обстановочной афферентациями.

Тигр – это страшно. И если Вы вдруг обнаруживаете тигра рядом с собой — это повод к немедленным действиям. Тигр – рядом! Нужно спасаться, действовать! Это вариант пусковой афферентации.

Или другой пример в опытах сотрудника Анохина И. Лаптева. В его экспериментах звонок утром подкреплялся едой, и тот же самый звонок, но вечером сопровождался ударом электрического тока. В результате, у подопытных животных, вырабатывалось два разных условных рефлекса: утром – слюноотделительная реакция, вечером — оборонительный рефлекс. Животные научились дифференцировать два комплекса раздражителей, различающихся только по времени воздействия. е мы видим в этом примере, что пусковая афферентация — совершенно одинакова (один и тот же звонок), но различна обстановочная афферентация (время, когда этот звонок звучит и следующие за звонком раздражители). И в результате мы наблюдаем разные ответы одного и того же животного, на один и тот же пусковой раздражитель.

Кроме того, афферентный синтез обязательно включает также использование аппарата памяти. Козе понятно, что функциональная роль пусковых и обстановочных раздражений, в известной мере, уже обусловлена прошлым опытом. Это и видовая память, и индивидуальная, приобретенная в результате обучения. На стадии афферентного синтеза из памяти извлекаются и используются именно те фрагменты прошлого опыта, которые оказались полезны, оптимальны для будущей реакции.

Итак, взаимосодействие памяти, мотивационного, обстановочного и пускового возбуждения в результате анализа выдает желаемую цель.

Это фаза определения цели. Хорошо, цель определена, и формируется аппарат принятия решения.

Аппарат принятия решения. Это следующая фаза, которая и определяет тип и направленность поведения. В этом аппарате чуть ли не главным (на начальном этапе) являются видовая и индивидуальные памяти, где первым делом происходит поиск схожей ситуации и поиск оптимальных путей разрешения этой ситуации. Предлагаемые варианты решений оцениваются, и выбирается наиболее приемлемый здесь и сейчас вариант урегулирования возникшей потребности: нужно добиться того-то и того-то. И все это должно соответствовать вот таким-то критериям.

Например – есть потребность почесать спину. Память подсказывает, что вариантов удовлетворения этой потребности как минимум пять:

  • — почесать правой рукой
  • — почесать левой рукой
  • — почесаться спиной об угол чего-либо
  • — попросить кого-либо почесать вам спину.

Оценка конкретной ситуации и опять же память подсказывают вам вариант оптимального решения этой сложной жизненной ситуации. Одно дело, если все происходит в кабинете вашего начальника, другое дело, если вы нежитесь в постели рядом с любимым супругом, и совершенно третье, если вы в этот момент пропалываете очередную грядку моркови. Варианты решения диктуются обстановочной афферентацией и памятью. Итак, вы, пропалывая грядку, на автомате, не задумываясь, решили, что почесать левую лопатку легче и лучше правой рукой через голову. И это все? Взяли и почесали? А вот и нет!

Заметим, вы всего лишь поставили и конкретизировали задачу. А вот как ее решить практически?

Акцептор результатов действия

За все практические действия по достижению цели отвечает специально формирующийся аппарат акцептора результатов действия. Акцептор – это, если по-русски, «приемник».

Это модуль, который, с одной стороны, жестко фиксирует поставленную задачу, как матрицу, шаблон которому должен соответствовать получаемый результат.

Что важно: цель — именно она и служит маяком. Только необходимость удовлетворения этой потребности – есть процесс удержания цели, как основного регулятора поведения.

Здесь же происходит синтез стратегии получения желаемого результата.

Фаза афферентного синтеза на выходе определяет нам возникшую потребность, например: «Хочу почесаться». Память подсказывает: «Почешись так или этак». Далее следует работа механизма принятия решений, который предлагает нам наилучший, по мнению памяти, вариант того, где и как можно унять надоедливый зуд.

И вот теперь начинается поиск практических шагов для достижения этой цели, т. запускается эфферентный синтез, создание программы этих действий. Иными словами, как пишет Анохин: «На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется».

Именно в этот момент конкретизируется, какие органы и системы и в какой именно части и последовательности будут задействованы в серии предстоящих действий. по сути дела действие уже сформировано, но еще виртуально.

Нужно заметить еще вот что: результатом действия эфферентного синтеза может быть как простой каскад действий (нерв такой-то, мышца такая-то, нерв вот этакий), так и формирование каскада вторичных, более мелких функциональных систем, обеспечивающих достижение промежуточных целей.

И вот только теперь, следует фаза практического выполнения разработанной программы действия.

Это фаза эфферентного возбуждения. Возбуждение достигает исполнительных механизмов, действие осуществляется. И очень важно – осуществляется под непрерывным контролем системы акцептора результатов действия посредством обратной афферентации. И если результат действия на каком-то этапе не соответствует принятому шаблону – вносятся необходимые коррективы.

Чрезвычайно существенно то, что Анохин экспериментально продемонстрировал: работа акцептора результатов действия обязательно сопровождается эмоциональными проявлениями. Положительными эмоциями, когда программа выполняется полно и верно. И отрицательными, когда по каким-то причинам программа не исполняется.

И это очень важный момент! Именно эмоции (положительные или отрицательные) служат главным показателем, репером оценки достигнутого результата. Удовлетворяет этот результат возникшей потребности или не удовлетворяет?

Таким образом, именно эмоции запускают и весь механизм формирования любой функциональной системы, и обеспечивают контроль исполнения конечного результата, для достижения которого и была сформирована данная функциональная система. Весь этот процесс, по сути дела, полностью воспроизводит организацию любого производственного процесса.

Ситуация в мире, в бизнесе, личные амбиции понуждают вас, к примеру, выступить заказчиком: «Хочу и желаю, что бы мне сделали вот такое и этакое что-то». Таким образом мотивационная, обстановочная и пусковая афферентация задают вопрос памяти: «А что я, заказчик, хочу?» Память (ну, техническая библиотека и патентное бюро, к примеру) предлагает возможные варианты. На этом работа афферентного синтеза закончилась, начинается работа аппарата принятия решений. В производстве – это проектное бюро, оно готовит окончательный вариант – нужно сделать конкретно вот это с такими-то показателями. Решение принято, и в работу включается акцептор результата действия. Он объединяет в себе и технологическое бюро, и одновременно отдел технического контроля (ОТК). Технологическое бюро отрабатывает технологическую цепочку, как именно выполнить поступивший заказ, какие конкретно нужно подключить механизмы, логистические и управленческие связи. А ОТК бережно хранит шаблон, по которому будет поверяться качество полученного результата. И давать оценку этому результату.

Но идем дальше.

Группы Эмоциональных Явлений по Анохину

Анохин выделил две группы эмоциональных явлений.

Первая группа – это ведущие эмоции. Их возникновение связано с появлением, усилением или изменением потребностей. возникновение любой потребности (хочу пить, хочу почесаться, нужна очередная систола и что угодно другое) всегда сопровождается появлением той или иной эмоции или комплекса эмоций. Эти эмоции всегда теснейшим образом увязаны с типом и особенностями породившей их потребности.

Таким образом, появление этих ведущих эмоций инициирует запуск афферентного синтеза и, в конечном счете, формирование функциональной системы, позволяющей удовлетворить потребность, которая и вызвала появление этих эмоций.

Теперь вспомним вывод, к которому нас привел Давыдовский: любая болезнь это упорядоченный, сложно организованный, стадийный процесс.

По данным Анохина, в организме не существует процессов, течение которых не обеспечивалось бы функциональными системами того или иного уровня сложности.

Если любая болезнь – процесс реализации вполне определенного каскада функциональных систем, то, что же является причиной, этиологическим фактором для инициации этого каскада?

И единственно возможным ответом тут может быть только один — причина любого заболевания кроется в эмоциях. Только эмоции являются пусковым фактором при формировании любой функциональной системы. Поскольку любая болезнь есть лишь внешнее проявление работы ряда функциональных систем, этиологическим, инициирующим фактором для болезней, как и для любой другой функциональной системы, могут служить исключительно эмоции.

Что любопытно: само биологическое явление «болезнь» проявляется на эволюционной лестнице только с появлением у многоклеточного организма эмоций. Пока эмоций нет, а есть только чувствительность – нет и болезней. Во всяком случае, я не нашел в биологии опровержения этому наблюдению.

И заново запускается механизм акцептора результатов действия, и предлагается уже другой вариант работы эффекторных механизмов. Конечный результат работы которых опять же оценивается акцептором результата действия по обратной связи, с формированием соответствующей оценивающей финальной эмоции.

Еще раз повторю. Главенствующее отношение к формированию цели, которую должна достичь формирующаяся функциональная система, имеют ведущие эмоции. С этого все начинается.

Это касается как отрицательных, так и положительных эмоциональных переживаний. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют нам о биологической значимости тех отклонений, которые совершаются в нашей внутренней среде или в окружающем нас пространстве. Эти эмоции определяют зону поиска целевых объектов, так как эмоциональные переживания, порожденные потребностью, направлены на те предметы, которые способны ее удовлетворить. Например, в ситуации длительного голодания переживание голода проецируется на пищу. В результате этого меняется наше отношение к еде. Проголодавшись после прогулки, мы эмоционально, с жадностью набрасываемся на еду, тогда как обычная необходимость обедать в положенное время может выявить достаточное равнодушие к пище.

Отсюда понятно, что по принципу обратной связи, наличие интенсивных, постоянно действующих эмоций способно в свою очередь, с одной стороны, регуляторно влиять на работу контролирующего акцептора результатов действия. А, с другой стороны, прямо воздействовать и на характер выбранной цели.

Это очень важные факты, нужно как следует проникнуться этой идеей: комплекс постоянно действующих, интенсивных эмоций вызывает запуск механизма, гасящего разрушительное влияние такого эмоционального комплекса. Иными словами – вызывает адаптационный процесс, за счет которого разрушительное действие интенсивных эмоций нивелируется. Частным случаем проявления такого процесса являются те события, что мы привычно называем болезнями. И вот она – этиология заболеваний во всей ее красе.

И еще, что нельзя забывать: любая функциональная система может быть сложной – состоять из ряда функциональных систем более низкого порядка. Этот факт проистекает из принятия цели, как системоорганизующего фактора, что, по сути, основа теории Анохина, ее ядро. Конечная цель, как правило, может быть достигнута только в результате достижения ряда промежуточных целей.

Еще раз повторю для запоминания:

  • 1. Любое действие в организме – это ВСЕГДА следствие работы вполне конкретной функциональной системы.
  • 2. Любая функциональная система имеет одну и ту же архитектонику, состоит из одних и тех же в функциональном плане модулей.
  • 3. Инициирующим фактором для возникновения потребности в организации функциональной системы служат эмоции.
  • 4. Действие любой функциональной системы всегда сопровождается соответствующим эмоциональным фоном.
  • 5. Функциональные системы могут быть сложными, состоящими из функциональных систем более низкого порядка.
  • 6. Ретроградное развитие событий всегда происходит по тому же сценарию, по какому эти события и развивались, это доказано в экспериментах Анохина.

Понимание стратегии болезни

Методы лечения: вибрации, звук и память

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 октября 2016 года; проверки требует 1 правка.

Тео́рия функциона́льных систе́м — модель, описывающая структуру поведения; создана П. Анохиным.

«Принцип функциональной системы» — объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы».

Выделяются два типа функциональных систем:

  • Системы первого типа обеспечивают гомеостаз за счёт внутренних (уже имеющихся) ресурсов организма, не выходя за его пределы (напр. кровяное давление)
  • Системы второго типа поддерживают гомеостаз за счёт изменения поведения, взаимодействия с внешним миром, и лежат в основе различных типов поведения

Стадии поведенческого акта:

  • Афферентный синтез
    Любое возбуждение в центральной нервной системе существует во взаимодействии с другими возбуждениями: головной мозг проводит анализ этих возбуждений. Синтез детерминируют следующие факторы:
  • Принятие решения
  • Действие (выполнение программы поведения)
  • Оценка результата действия

На этом этапе идёт сравнение реально выполняемого действия с идеальным образом, созданным на этапе формирования акцептора результата действия (происходит обратная афферентация); на основании результатов сравнения действие или корректируется, или прекращается.

Выбор целей и способов их достижения — ключевые факторы, регулирующие поведение. По Анохину, в структуре поведенческого акта сравнение обратной афферентации с акцептором результата действия даёт положительные или отрицательные ситуативные эмоции, влияющие на коррекцию или прекращение действий (другой тип эмоций, ведущие эмоции, связан с удовлетворением или неудовлетворением потребности вообще, то есть — с формированием цели). Кроме того, на поведение влияют воспоминания о положительных и отрицательных эмоциях.

В целом поведенческий акт характеризуется целенаправленностью и активной ролью субъекта.

ЛитератураПравить

  • Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. — С. 239—251. — 478 с. — (Учебники МГУ). — 5000 экз. — ISBN 5-222-06746-7.
  • Судаков К. В. Функциональные системы. — Москва: «Издательство РАМН», 2011. — 320 с. — (Научное издание). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7901-0109-0.
  • Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем. — Казахстан, Алматы, 2005. — № 2 (7). — С. 101—110.

Акце́птор (лат. accipio — «я принимаю, получаю») — это объект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта, называемого донором.

Понимание нужд, мотиваций и желаний других людей — это ключ к вашему успеху. Поскольку в основе всей нашей социальной и культурной жизни лежит иерархический инстинкт, по-другому и быть не может. Но дело не только в том, что психологические знания открывают нам путь к сердцам (и мозгам) других людей. Дело в том, что только через эти знания мы обнаруживаем дорогу к своим собственным, действительным целям. Наверное, всё это звучит достаточно парадоксально, как и утверждение о том, что стремление к цели появляется раньше самой цели. Но давайте над этим поразмыслим.

С антилопой и хищником всё более-менее понятно: если хищник голоден, антилопа тут же становится его целью (не наоборот). Но как это работает в случае человека и его целей, которые ни по каким саваннам не бегают, а сидят (или должны сидеть) в его же собственной голове? Это и правда большая загадка, которая, впрочем, была в своё время успешно разгадана русским учёным, учеником Ивана Петровича Павлова — академиком Петром Кузьмичом Анохиным, а потом ещё множество раз переразгадана другими учёными по всему миру — от Японии до США.

В многочисленных экспериментах на животных Пётр Кузьмич Анохин показал, что в основе всякого нашего целенаправленного поведения лежит специфический нейрофизиологический механизм, который он назвал «акцептором результата действия».

Чтобы понять, о чём идёт речь, когда мы говорим об «акцепторе результата действия», вспомните свои ощущения, когда вы подходите к эскалатору, а он почему-то не движется. Возникает специфическое замешательство, правда? И возникает оно как раз потому, что — благодаря тому самому «акцептору результата действия» — ваш мозг ждёт, что эскалатор будет находиться в движении, а обнаружив обратное, приходит в замешательство и чувствует себя дискомфортно. Ровно то же самое произойдёт (и вызовет, я полагаю, ещё большее замешательство), если вы станете подниматься у себя в доме по лестнице, и она вдруг сама собой поедет вверх. Казалось бы, чего удивляться? Вы же знаете, что бывают эскалаторы, то есть движущиеся лестницы.

Но данное конкретное событие не соответствует вашим внутренним ожиданиям, то есть тем предположениям, которые уже созданы вашим мозгом. Вы тысячу раз ходили по этой лестнице, и ваш мозг выучил, что она — не эскалатор. Эта память теперь и формирует его ожидания. Именно этот механизм «заглядывания в будущее» лежит в основе возникновения у нас наших целей. Если все прогнозы нашего мозга оправдываются, то он ощущает себя в безопасности и ему комфортно просто потому, что он понимает, что случится в следующее мгновение.

Если же прогноз (тот образ, который мозг в себе создал, предсказывая будущее) оказывается ошибочным, то возникает ситуация неопределённости, а возникшее замешательство должно вас мобилизовать. Суть механизма «акцептора результата действия» — это стремление нашего мозга предсказывать состояния окружающего мира. Предсказывая результат наперёд, мы понимаем, что нам следует делать и зачем. Вот почему «цель» всегда уже как бы предналичествует в вашем мозге, хотя вы можете её и не осознавать. Но созданы ли в вашем мозгу действительно образы тех целей, о которых вы думаете? Ведь одно дело — просто мечтать, думать о том, что вам чего-то «хочется», и другое дело — предметно, детально понимать, что конкретно вам нужно.

Акцептор результата действия включается в работу только во втором случае — когда у вас уже есть видение (предвидение) результата («потребного будущего», как говорил Пётр Кузьмич). А для этого нашему мозгу нужна соответствующая практика — пережитый прежде опыт. Мы же, к сожалению, часто считаем, что абстрактное знание способно заменить нам практику. Нам хочется сразу приступить к «главному», проскочив все предварительные этапы — карьеру начинать начальником, проекты сразу делать масштабные. Но так это не работает.

Мозг очень медленно адаптируется к новой среде, и только когда у него это получается, он начинает действительно видеть то, что вам нужно. Так что, чем бы вы ни занимались, необходимо предварительно хорошенько поработать, пройдя все ступени соответствующего дела снизу вверх. Тогда вы и увидите свою цель, точнее — ваш мозг наконец обретёт способность её для себя определить, выявить и конкретизировать. Он превратит её в своё потребное будущее, которое будет хотеть, причём сам, без принуждений. Давайте попытаемся сказать проще: чтобы предпринять какое-то действие, животному нужно сначала увидеть у себя в мозгу конкретную цель. То есть не прямо перед собой, а внутри своей головы. Лев, разгуливающий по саванне, не пассивно ищет цель, способную утолить его голод. Он уже знает, какие цели помогут ему эту его потребность удовлетворить — антилопа, зебра, какой-нибудь жирафёнок, наконец. Он уже имеет внутри своей головы образ возможной цели и смотрит на пространство саванны «умными глазами», сличая то, что видит, с тем представлением о цели, которое уже есть у него в голове.

Андрей Курпатов «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!»

Купить в Литрес Купить в OZON Купить в Лабиринте

Оцените статью
Добавить комментарий