Адлер альфред

Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.

Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых двух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположение отца, чьим любимцем оставался в течение всего детства. В ранние годы его постоянно окружали болезни и смерть – когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. Позднее он приписывал свое желание стать врачом этому почти фатальному заболеванию.

В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником по математике в классе.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, бывший в то время одним из ведущих европейских медицинских центров. Вокруг бурлила жизнь театра, музыки и политической философии социалистов, в связи с чем город прославился как «красная» Вена. В студенческие годы Адлер самозабвенно окунулся в политику. Он увлекся социализмом и участвовал во многих политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Некоторое время после этого он специализировался в офтальмологии, работая в захудалой части города. Затем, после прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с позицией Фрейда. В 1911 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. Одновременно Общество покинули 9 из 23 членов, с которыми он и основал Общество свободного психоанализа – большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества было изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии.

С середины 20-х годов Адлер все больше времени посвящает поездкам по Европе и Соединенным Штатам. Когда с приходом к власти Гитлера по Европе прокатилась волна тоталитаризма, он предугадал катастрофу и понял, что если психология где-нибудь и выживет, то только в Америке. В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде (теперь это Южный медицинский центр при Государственном университете штата Нью-Йорк) и продолжил свою частную психиатрическую практику. Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец.

Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине. Когда Фрейд узнал о его смерти, он написал своему другу, который был очень расстроен этим известием: «Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру. Для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе – неслыханная карьера и доказательство того, как он преуспел. На самом деле мир щедро его вознаградил за старания на ниве опровержения психоанализа» (Jones, 1957, р. 208).

Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Возможно, лучшим введением в его теорию личности является «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927а). Среди многих других его значительных работ, ставших доступными благодаря переводу на английский язык, можно назвать такие, как «Невротическая конституция» (1917а); «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации» (1917b); «Постижение человеческой природы» (1927b); «Наука жизни» (1929); «Образ жизни» (1930); «Смысл жизни» (1931); «Социальный интерес: вызов человечеству» (1939). Последователями Адлера было основано немало профессиональных журналов с целью распространения теоретических и экспериментальных работ по индивидуальной психологии. Среди них «Журнал индивидуальной психологии» (Journal of Individual Psychology), «Американский журнал индивидуальной психологии» (American Journal of Individual Psychology) и «Международный журнал индивидуальной психологии» (International Journal of Individual Psychology).

Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам стимулировало появление эго-психологии (Ansbacher, 1977). Его концепция существенной роли социальных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах Эриха Фромма, Карен Хорни и Гарри Стэка Салливена (Harry Stack Sullivan) – всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие социологической ориентации. Соответственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей (Rollo May), Виктор Франкл (Viktor Frankl) и Альберт Эллис (Albert Ellis). В этой главе приведено множество примеров современного звучания очень многих концепций Адлера. Среди них такие, как потребность в адекватной теории, чувство неполноценности и компенсаторные усилия, недостаточность органа и психосоматика, «комплекс неполноценности» (так часто используемая в наше время характеристика – предвестник психологии соматических болезней), роль отвержения в развитии антисоциальной личности; компетентность как признак зрелости; самооценка и стремление к власти; концепция жизненного стиля; стресс и адаптация; порядок рождения; самопроявление и полезность для других; психическое здоровье, творчество, а также многие другие. Прекрасное введение в теоретические концепции Адлера можно найти в работе Мэнастера и Корсини (Manaster, Corsini, 1982).

Основные тезисы индивидуальной психологии:

Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом (Ellenberger, 1970). Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком (Orgler, 1972). К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

Индивидуум как единое и самосогласующееся целоеПредставление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии (Adler, 1927a). Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» – то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.

Человеческая жизнь как активное стремление к совершенствуРассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целоеПризнавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний (Adler, 1964). А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, – свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии.

Социальная принадлежность индивидуумаАдлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем – семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него» (Adler, 1956, р. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, – врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным. Акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории психологии.

Индивидуальная субъективностьТвердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной «схемой апперцепции». Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо «честность – лучшая политика», или «каждый за себя», или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет: «Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая – эффект будет один и тот же» (цит. по Ansbacher, 1971, р. 58). В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности. Далее рассмотрим центральные теоретические концепции, разработанные на основе этих принципов индивидуальной психологии.

Серия: Библиотека зарубежной психологии

Альфред Адлер — знаменитый австрийский психолог и педагог, основоположник одного из наиболее известных направлений глубинн

Труды ученика Фрейда, связавшего воедино педагогику и психологию.

Серия: Современная психология. Теория и практика

По изд. : «Наука жить», Киев, 1997
Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека.

Зарубежный психоанализ (сборник) Жан-Поль Сартр, Карл Юнг, Карен Хорни, Анна Фрейд, Вильгельм Райх, Валерий Лейбин, Жак Лакан, Альфред Адлер, Отто Ранк, Эрих Фромм, Зигмунд Фрейд, Шандор Ференци, Эрнест Джонс, Ганс Закс, Вильгельм Штекель, Карл Абрахам, Людвиг Бинсвангерпоказать всех

Серия: Хрестоматия по психологии

Серия: Великие психологи прошлого

Альфред Адлер — основатель индивидуальной психологии, мыслитель и первопроходец в изучении бессознательного, автор фундаментальных трудов в области психологии, не потерявших свою актуальность спустя многие годы, впервые ввел термин «комплекс неполноценности». Альфред Адлер родился в Вене в 1870 году. Можно с уверенностью сказать, что его работы опередили свое время не на один десяток лет. В юности Адлер обучался на врача в медицинской академии, затем стал практикующим врачом и был признан в мире как один из лучших специалистов в своей области.

Индивидуальная психология

Особенность индивидуальной психологии в том, что она рассматривает человека как конгломерат или суперпозицию — в основном, если это касается проблем, бессознательных и сознательных, связанных с идентификацией и паттернами. Сегодня мы понимаем, что это позиция очень близка к пониманию личности в нейрофизиологии. Сумма паттернов или идентификаций — это сумма сознательных и бессознательных движущих сил, лежащих в основе каждого из нас, которая определяет, о чем будет думать и чем будет увлечен человек. Как и при сложении разнонаправленных векторов, суммой является только одно направление в каждый момент времени, а если вносится дополнительная переменная, стимул, то сумма векторов смещается.

Альфред Адлер стоял у истоков развития темы бессознательного в психологии, но не был так популяризирован, как Зигмунд Фрейд. Идеи Альфреда часто шли в противоречии с идеями Фрейда. На этом поприще у них возникла довольно обширная дискуссия, которая послужила толчком для развития сразу двух течений. В основе психоанализа и индивидуальной психологии лежали научные методы, и целью обоих течений было добиться истины любой ценой, но пути подхода к задаче у Фрейда и Адлера сильно отличались. Индивидуальная психология была чрезвычайно популярна с двадцатых по сороковые годы прошлого столетия, и оказала огромное влияние на формирование неофрейдизма.

Если индивидуальную психологию «разбить на тезисы», то получится, что человек может добиться успеха в формировании своего будущего, используя такие инструменты, как:

  • Интеллект — развивая эрудицию, разум;
  • Планирование — создавая собственные ценности и идеалы;
  • Самоанализ — работая над своими комплексами неполноценности и стремлением к власти
  • Саморазвитие — работая над тщеславием и честолюбием (вытекающими из неполноценности и стремления к власти);
  • Саморазвитие — развивая в себе твердость и стремление к сотрудничеству.

Расхождения во взглядах с Зигмундом Фрейдом и генезис индивидуальной психологии

Адлер проявил смелость, защищая книгу Фрейда «Толкование сновидений», в результате чего был приглашен в рабочую группу психоаналитиков во главе с Фрейдом. Но, как впоследствии выяснилось, сам он никогда не был склонен признавать влечение/похоть/страсть как основную движущую силу человека. Проработав вместе с Фрейдом 6 лет, Адлер написал свою работу — «Исследование неполноценности органов», где изложил идеи, во многом противоречащие Фрейду.

Через три года после этого он был выбран президентом Венского психоаналитического кружка, а еще через год, под давлением критики Фрейда, был вынужден уйти с поста президента. За ним последовали вице-президент и еще 9 членов. Вместе они основали «Общество свободных психоаналитических исследований» (впоследствии — «Ассоциацию Индивидуальной психологии»). Есть мнение, что особенно Фрейда задело то, что появился молодой эрудированный врач-практик, психолог, способный без фиксации на сексуальных девиациях описывать психику. В отношении Фрейда Альфред говорил, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», чем вызвал резкую критику Фрейда.

Само уже то, что Фрейд говорит об Адлере как об «умном человеке», а в прошествии времени — как о «параноике», а также отзывается о его теориях как о «непонятных», должно натолкнуть читателя на мысль о том, что работы Альфреда стоят внимания. По мнению некоторых ученых, Адлер опередил Фрейда в понимании работы бессознательного настолько сильно, что Фрейд, руководствуясь страхом, писал Юнгу:

Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.

Страх Фрейда заключался в том, что молодой эрудированный Альфред Адлер не просто опередил его, но и вышел на новый уровень понимания проблем бессознательного. Хотя сам Фрейд и признавал, что боится, природу своего страха он объяснял тем, что не хочет распространения ошибочных теорий. Но наиболее вероятной кажется другая версия — что он боялся разрешения своей репутации, так как более молодой психоаналитик смог найти более глубокое и убедительное доказательство, чем лежащие в основе теории Фрейда постулаты о фиксированности на сексуальности.

Формирование опыта и результат

Адлера часто называют одним из самых выдающихся мыслителей своего времени. Это доказывают и наши современники, снова и снова обращаясь к его работам чтобы учиться и развивать открытые Адлером глубины. Как часто бывало в психологической науке, у истоков теорий ученого стоял его собственный отрефлексированный опыт. В юности Адлер подвергался давлению со стороны родственников и признанию со стороны друзей, что позже отразилось в его работах. Он писал о соперничестве, признании и уважении в коллективе как о значительной силе, формирующей или разрушающей в человеке внутренний стержень, способной подчинить чувство неполноценности и стремление к власти, либо, наоборот, усиливающей их влияние и пороки тщеславия и честолюбия.

Возможно, в его выдающихся достижениях сыграло свою роль переживание близости к смерти в раннем возрасте и то отношение к жизни, которое в связи с этим выработалось. В детстве он несколько раз чуть не погиб в уличных происшествиях, а когда ему было три года, его младший брат умер в кроватке, где они вместе спали. В 1885 г. , когда Адлеру было пять лет, он чуть не умер от пневмонии. Семейный врач считал его состояние безнадежным, однако другой доктор спас его. Вероятно, под воздействием этих событий маленький Альфред был зачарован медициной и решил стать врачом. До поступления в университет в восемнадцатилетнем возрасте он очень много читал, после поступления продолжал интересоваться литературой и впоследствии прослыл эрудитом, знатоком философии и неординарным человеком. Увлекался социализмом и на одном из собраний социал-демократов встретил свою будущую жену — русскую студентку Раису Эпштейн (в замужестве — Раиса Тимофеевна Адлер).

В 1895 г. , в возрасте двадцати пяти лет, Альфред получил медицинскую степень и начал заниматься медицинской деятельностью, сначала как офтальмолог, затем в качестве врача общей практики. Позже, по причине растущей заинтересованности в изучении функций нервной системы и адаптации организмов, его профессиональные устремления в течение семи лет переместились в сторону неврологии и психиатрии. В результате Альфред Адлер остался в истории как исследователь человеческой психики, приверженец строго научного метода, чьи идеи нередко будоражили (и будоражат сейчас) умы начинающих психологов, изучающих механизмы функционирования психики. Альфред Адлер давал сложные ответы на непростые вопросы. Применяя системный подход индивидуальной психологии, можно глубже понять многие спорные моменты в психологии как таковой. Альфред Адлер писал в своей работе «Социальные интересы: вызов человечеству»:

Я не вижу никаких оснований бояться метафизики; метафизика имела большое влияние на жизнь человека и его развития. Нам не даровано знание абсолютной истины; на этот счет мы вынуждены формировать теории о будущем, о результатах наших действий, и т. Наша идея чувства общности, как крайней формы человечности — воображаемого состояния, в котором все проблемы жизни решаются и все наши отношения с внешним миром по праву скорректированные — это регулятивный идеал, цель, которая задает направление для нашего движения. Эта цель совершенствования должна нести в себе атрибуты идеального общества, потому что все, что мы ценим в жизни, все, что стойко переносим и переживаем, это всегда продукт совместного коллективного чувства.

Совершенствование по Адлеру — это не продукт эгоизма, и оно происходит не ради тщеславия или честолюбия. Прежде всего, это старания ради окружающих и, возможно, ради принципов и светлых идеалов. Уникальность Адлера и подходов, открытых им, заключается не в том, что его работы действительно сложны и написаны непростым языком. Не в том, что нужно вникать буквально в каждое предложение, чтобы извлечь максимум смысла. Особенность работ Альфреда Адлера в том, что он практически первым выявил и доказал важнейшее деструктивное влияние чувства собственной важности на жизнедеятельность человека вообще и на конкретные отклонения в его поведении в частности.

Адлер показал, как представление о чрезмерной важности собственной персоны формируется, продуцирует жалость к себе, вызывает чувство надуманной неполноценности, показал и печальные итоги этого процесса. Мы часто не замечаем, как, акцентируя собственные проблемы, перестаем видеть мир вокруг нас. Ослепленные чувством важности себя мы видим везде свое собственное отражение и только свои потребности. Именно это становится одной из самых существенных, труднопреодолимых и, главное, неосознаваемых проблем, мешающих чувствовать настоящий вкус и радость жизни.

Маниакальные синдромы себялюбия, различного рода мании величия и чрезмерная фиксация на своем «важном» мире уводит внимание людей от любых внешних ценностей или вещей. Фиксация на образе себя отнимает энергию и продуцирует фобии, ущемления важности себя порождает наш стыд и самоуничижение. Чувство важности себя порождает неполноценность, потому что ожидания человека не оправдываются. У него есть желаемый образ себя как значимого и великолепного, а в реальности все совсем иначе: мир без нас вполне может обойтись, а мы не важнее для мира, для природы, чем пыль у дороги, но себе отчаянно боимся в этом признаться. Мы убедили себя в том, что являемся важными и значимыми персонами, и стали во многом сами причиной своих несчастий. Альфред Адлер своими работами прокладывает путь в изучении этого вопроса и помогает нам избавиться от комплекса неполноценности и неосознаваемых проблем.

Литература

Фрейджер Р. , Фэйдимен Д. «Теории личности и личностный рост». — 2009. Элленбергер Г. Открытие бессознательного. — 2004. Юнг К. Структура Души Проблемы души нашего времени. — М. : 1993. Grey, L. Alfred Adler: The Forgotten Prophet A Vision for the 21st Century 19985. Alfred Adler, Social Interest: A Challenge to Mankind pp. 275–276, 1938

Всем привет! Теория Фрейда была поистине революционна. Поэтому вокруг него формировался круг людей не менее выдающихся. Альфред Адлер и Карл Густав Юнг были одними из них. Впоследствии непрекращающийся конфликт мнений разорвал их отношения с отцом-основателем психоанализа. Камнем преткновения стал детерменированный взгяд Фрейда на природу человека, как на марионетку в руках слепого сексуального инстинкта.

В 1911 году Альфред Адлер (1870-1937 гг. ) сложил с себя обязательства президента Венского психоаналитического сообщества и вышел из него, организовав при этом Общество индивидуальной психологии.

В историю этот подход войдет как ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА.

Адлера часто представляют как взбунтовавшегося ученика Фрейда. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что в его ранних работах он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

Вопреки Фрейду, Адлер признавал единство личности, и что ее компоненты (не делимые по сути) как сознательное, так и бессознательное служат единой цели и взаимно влияют друг на друга.

Помимо этого, Адлер признавал свободу выбора личности, и возможность сознательного влияния на ход своего развития. Однако факт признания наличия бессознательного и влияние детского периода развития (до 5 лет) оставляет точки прикосновения с классическим психоанализом.

Связь личности и общества, в рамках этой теории, также считается неразрывной и врожденной. Социальный интерес рассматривается как показатель психического здоровья. С позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.

Движущей силой, в противовес эросу и танатосу, Адлер признавал врожденное стремление личности к совершенству. Ощущение ребенком беспомощности перед «всемогущими» взрослыми — чувство неполноценности — только способствует этому стремление ОТ неполноценности К совершенству.

Избалованность, отчуждение, а также физическая дисгармония являются наиболее значимыми опасностям на пути становления здоровой личности. Избалованность может привести к умению только ПОЛУЧАТЬ, и неумению ОТДАВАТЬ. Эта концепция, работающая в рамках семьи может работать, но при выходе в социум может привести к серьезным искажениям. Отчуждение может привести к открытой враждебности и недоверию к внешнему миру. Что касается физическим дисгармониям, то это может привести к усилению комплекса неполноценности, с одной стороны, с другой, может послужит отправной точкой для гиперкомпенсации — когда неразвитый орган подвергается пристальному развитию. Так люди с дефектами речи могут стать прекрасными ораторами, слабые здоровьем выдающимися спортсменами и так далее.

Таким образом, индивидуальная психотерапия по Адлеру, проводит работу с клиентом в рамках творческого осознанного сотрудничества двух равнозначных личностей (клиента и психотерапевта) целью которой является определение жизненных целей и ценностей, социальная адаптация, раскрытие творческого потенциала.

Уместить данную теорию опять же в такие жесткие рамки невозможно. Но общий обзор поможет вам понять подход в рамках данной теории личности, и при желании, поближе познакомится с ее основами. Одни из самых известных книг автора — «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека» и «Понять природу человека».

Оцените статью
Добавить комментарий