Абрамова г с возрастной психологией

Галина Сергеевна Абрамова

Психология развития и возрастная психология

(издание исправленное и переработанное)

Учебник для вузов и ссузов

Посвящаю с любовью и благодарностью светлой памяти моих родителей – Абрамовой Нины Михайловны и Абрамова Сергея Владимировича

Так получилось, что книга, написанная мною для самой себя, стала учебником. С того дня, когда я писала её первые страницы, прошло много времени. Сегодня это время измеряется уже годами. Изменилось всё – страна, в которой я живу, моё семейное положение, мой возраст и даже способ, каким я пишу эти строчки. Неизменными для меня осталась только любовь к людям и желание делиться увиденным и пережитым. Психология развития и возрастная психология – очень живые области знания, они ежедневно пополняются новыми данными о жизни людей в разных культурах. Рождаются и умирают теории и гипотезы, но остаётся жажда людей к познанию собственного назначения, механизмов и закономерностей собственного развития. Эта жажда создаёт разные виды знания, одно из них – научное. Читатель составит о нём своё мнение и по моей работе, а мне остаётся надеяться на возможность обратной связи.

Интерес человека к самому себе естественен и обоснован. Интерес к другим людям часто имеет совсем другие причины, и разнообразие их столь же велико, как и разнообразие человеческих судеб. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди науки. Результаты их работы позволяют увидеть в едином потоке человеческих жизней те уникальные, воспроизводящие жизнь человека как человека факты, законы и закономерности, увидеть и понять, что каждый человек воспроизводит в своей судьбе человеческое и создает своей жизнью свое, расширяющее, уточняющее, дополняющее представление, знание о том, что есть человек.

Жизнь устроена так, что рано или поздно любой из нас сталкивается с жизненной ситуацией, которая заставляет обсуждать, ставить, формулировать вопросы: «Что со мной происходит? Почему это со мной происходит?». Так человек встречается с необходимостью нового знания о самом себе. Здесь и приходит на помощь наука, предлагающая обобщенное знание, в котором можно (думаю, что нужно) найти ответ на вопросы о том, что происходит со мной.

Ответы могут быть самые разные, но все они будут отнесены к тому периоду жизни, который человек переживает, а периоды бывают разные: критические, сензитивные, стабильные. Каждый период имеет свое происхождение и, в известном смысле, может быть предсказан даже самим человеком, если он умеет (научился, захотел научиться) анализировать свою жизнь.

Слушатели и студенты, которым я читала курсы по психологии развития и возрастной психологии, спецкурсы по конкретным проблемам, всегда с интересом относились к фактическому материалу и с большим трудом воспринимали теорию психологии. Однако, проходили годы, и, встречаясь с повзрослевшими студентами – уже учителями, психологами, мамами и папами, слышала от них слова о том, что важно «какое-то общее знание о жизни».

Наверное, похожего знания когда-то я искала сама. Для меня это стало своего рода читательским заданием. Его я и попробовала выполнить в этой книге.

Я бесконечно благодарна всем читателям моих книг, кто нашел в себе силы и время на то, чтобы поговорить со мной о них.

Еще раз выражаю свою бесконечную любовь моей семье за помощь и поддержку в работе.

Беларусь, январь 1999 г. Дания, май 2017 г.

Что такое психология развития и возрастная психология?

Учёный обладает готовыми понятиями и будет пытаться объяснить «факты» при помощи этих понятий, таким образом, он будет подходить предвзято, будет глядеть сквозь определённые очки и, как знать, будут ли эти очки пояснять или искажать картину?

Мать близко знает своего ребёнка, однако по большей части это знание на данный момент. Если психология вооружит её определёнными точками зрения, которые сделают ясными основные черты развития, она лучше сумеет следить за своим ребёнком.

– Психологов развелось, а толку от них – никакого.

(Из разговора).

Ключевые слова: наука, предмет науки, закономерность, «Я» исследователя, психическая реальность, возраст, картина мира.

В результате изучения данной главы студенты должны:

знать особенности научного знания;

уметь различать бытовое и научное знание;

владеть понятием психическая реальность.

Я могла бы продолжить эпиграф цитатами из других авторов, но позволю привести себе только один – тот, который чаще всего встречается в разговоре со взрослыми о детях. Это вопрос – риторический, эмоционально насыщенный, чаще тревожный, чем оптимистичный – Что с ним дальше будет?

Возрастная психология – это наука. Серьезная, академическая наука, состоящая из нескольких разделов – отраслей, каждый из которых изучает какой-либо возраст – от младенческого до старческого (детская психология, психология дошкольника, геронтопсихология (это о стариках).

Как всякая наука, она обсуждает вопрос о своем предмете, методах, методиках, критериях истины, спорит о наличии этой истины в той или иной теории. Как всякая наука, она стремится описать свой предмет в специальных терминах – научных понятиях, отделить его от предметов других наук, даже родственных, например, от общей психологии, психофизиологии, тоже изучающих возраста: те большие биологические часы, которые начинают свой ход с момента зарождения человека. Всем известно направление движения этих часов – от рождения к смерти. Ход их неумолим, он определен самой природой, и, очевидно, что каждый человек подчиняется этому ходу. Но это скорее лирическое отступление, чем описание предмета возрастной психологии.

Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития человека, нормального человека. Таким образом, она ставит важнейшие вопросы о существовании самих закономерностей, о степени их всеобщности, то есть обязательности для всех. В то же время появляется вопрос (и весьма конкретный) о том, что такое психическое развитие и кто его может определить, Кроме того, встает вечный философский вопрос о том, какого человека считать нормально развивающимся.

Если вы отнесете эти вопросы к себе в таком, например, виде, то почувствуете, насколько они могут быть важными для вашей судьбы:

– Нормальный ли я человек?

– Развитый ли я человек?

– Соответствует ли мое развитие моему возрасту?

– Что изменится (и изменится ли вообще) в моем внутреннем мире с возрастом?

– Смогу ли я сам изменить себя?

Эти же вопросы можно задать в отношении любого человека. Точность ответа на них может существенно повлиять на судьбу человека – на его собственные решения и решения других людей, от которых могут зависеть его важные личные события.

  • Развитие
  • Возрастная

Скачать
«Возрастная психология»

Скачивание архива «Абрамова Галина Сергеевна, Возрастная психология» займет некоторое время и зависит от скорости вашего интернет-соединения.

Читайте еще

Глава 10. Одолеть все преграды. Все, что стоит на вашем пути к успеху

Используя формулу, приведенную ниже, при 95 кг и сидячем образе жизни, вам будет необходимо 2308 калорий в день для поддержания массы тела. По мере того, как вы снижаете вес, вам необходимо регулировать свое потребление калорий и расход энергии, чтобы компенсировать изменения вашего ИМТ.

Если вы полностью согласны с утверждениями о тех или иных особенностях поведения, представленными в опроснике, то рядом с номером утверждения поставьте 2 балла, если согласны в принципе – 1 балл, если не согласны вовсе – 0.

Попытки объективного понимания религиозного опыта в современной психологии.

Но это не значит, что проявления этих природных особенностей остаются в духовной жизни неизменными: они «хотя и остаются прежними в своем существе, но в своих проявлениях изменяются под влиянием духовной жизни». Он приводит два примера разного осуществления заповеди милосердия у человека с.

Действительно — ни для кого не секрет, что главной ценностью будущего общества станет информация. Между тем глобальная компьютерная сеть может явочным порядком уничтожить право частной собственности на информацию (ведь скопировать файл и даже взломать программу гораздо проще, чем украсть.

Интересно также заметить, какого рода ошибки делают лица первой группы. Сами эти ошибки ясным образом показывают способ воспроизведения лиц этой группы. Они при воспроизведении делают ошибки такого рода, что смешивают, например, «д» с «б», «и» с «н», «ш» с «щ». Эти ошибки происходят оттого, что.

Какова же природа этнических предубеждений? Коренятся они в особенностях индивидуальной психологии или же в структуре общественного сознания? Каким образом передаются они из поколения в поколение? Каковы пути и условия их преодоления?

Глава 2. Наступательная тактика усталости.

Последующее описание – это лучшая из возможных иллюстраций ультрапарадоксальной фазы неврастении, когда кажется человеку, что он выпал из жизни и смотрит на нее теперь сквозь какое-то мутное стекло. Ничто не способно его растрогать, ничего ему не хочется, ничего он не может – у него апатия.

— Она только так говорит, но настоящая проблема совсем в другом. И, кроме того, если я и начну называть ее ласковыми именами, остальные-то шесть претензий все равно останутся в силе.

Глава III.

Теперь нам предстоит разрешить две новые задачи: 1)
каков тот психический процесс, который превратил скрытое
содержание сновидения в явное, знакомое мне по оставленному
в памяти следу, и 2) каков тот или те мотивы, которые
вызвали такое превращение? Процесс переработки скрытого
содержания.

Часть первая. Целительные эмоции

«Показатель количества разводов среди страдающих от хронической боли ужасает, – говорит доктор философии Нил Х. Олшан, частнопрактикующий врач в Скотсдэйле, Аризона, и автор книги «Власть над болью без таблеток». – Как правило, они попадают во что-то вроде замкнутого круга из лекарственных.

Зигмунд Фрейд. Поиск глубинной структуры

Итак, оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

И, конечно, прикольно, когда она красивая и в клубе. Только вот что делать, когда она вдруг после клуба у тебя дома и без косметики? Что делать, если природа для нее не очень постаралась и у тебя в кровати лежит обман! Вот в какую службу поддержки писать в случае непредвиденного потопа?

Вам уже наверняка пришло в голову, что на самом деле причин для того, чтобы между опытными и неопытными партнерами по любовным отношениям периодически возникали ссоры, на самом деле вовсе не семь и даже не тридцать семь! На самом деле — их гораздо больше!

Реакция на тяжелый стресс

Антисоциальное расстройство личности заключается в дезадаптивном поведении с игнорированием прав окружающих. Характерно сочетание черт взрывчатости и неустойчивости (мотивационной, волевой), склонность к насилию, злоупотреблению психоактивными веществами. Наблюдаются повторные нарушения законов.

Однако некоторые жалуются на усталость и снижение концентрации внимания, возникающие через несколько минут. Надо понимать, что каждый должен выбрать подходящий для себя режим. Даже несколько минут, затраченные на созерцание мандалы, помогут остановить беспорядочное мелькание образов в вашем.

Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии.

Принципиально все проявления человека в быту, ученье и труде и его проявления в лаборатории характеризуют личность. Поэтому наблюдение и всякий психологический эксперимент могут давать материал для ее характеристики. Но научно-методический вопрос заключается в том, на что при наблюдении в быту и.

набирает скорость; меня охватило чувство жуткой паники

Учиться чему-либо легко, переучиваться — намного сложнее. Постараемся разобраться в этом на нескольких знакомых нам с детства
примерах — своеобразных парадоксах жизни. Как объяснить, к
примеру, что однажды научившись плавать, мы никогда не забываем
как это делается? Ыо почему, хорошо изучив.

Поэтому лучше выберите одно дело

Как его выбрать? Прежде чем сделать выбор, следует
определить его критерий. Например, это может быть нечто вдохновляющее вас или то, что постоянно раздражаетит.

Что говорит антисемит — дурак или умный, эрудит-теоретик или новичок-дилетант? Что говорит он, вслух или мысленно, стоящему напротив еврею, когда хочет его уничтожить? — «Все вы такие!» И достаточно, больше ничего не требуется. Ни тому, ни другому. Ни тому, чтоб убить, ни другому — чтоб умереть.

Кто бросает быстрый взгляд налево? Те, кто более склонны фокусировать внимание на своем внутреннем опыте и переживаниях. Эти люди в школе хорошо успевали по всем гуманитарным предметам, у них хорошая образная память, они легко поддаются гипнозу. Это, впрочем, и неудивительно, потому что.

Глава 32. Подготовка кадров. Принцип последовательности

Когда наступит этот благодатный момент, когда будут решены многие задачи по формированию теории и практики интегрального образования и решены технические вопросы, настанет следующий этап в развитии интегрального образования – интегральный образовательный модуль преобразуется в универсальный.

22%; Уважаемый Иннокентий! cee

Человек лолжен жить для себя. И самое главное — понравиться себе, потом начальнику, а затем уже сексуальному партнеру.

Джулиан Джейнс СОЗНАНИЕ И ГОЛОСА РАЗУМА

Во-вторых, сознание не отображает опыт (experience). Это — вторая ошибка, восходящая к началу эмпиризма, когда Локк (1690) говорил о том, что ум это «белый лист, лишенный всех характеристик и каких-либо идей» (Essay II, 1. 2), на котором отображается опыт. Была бы в те времена изобретена.

Эта установка — что нет ничего легче, чем любить — продолжает оставаться преобладающей в отношении любви вопреки разительной очевидности обратного. Едва ли существует какая-то деятельность, какое-то занятие, которое начинается с таких огромных надежд и ожиданий и которое все же с такой.

Скачать
«Практикум по возрастной психологии»

Скачивание архива «Абрамова Галина Сергеевна, Практикум по возрастной психологии» займет некоторое время и зависит от скорости вашего интернет-соединения. Книга адресована студентам вузов, может быть полезна учителям, врачам, юристам, психологам. Задача книги — показать читателю возможности решения вопроса об уровне и норме психологического развития конкретного человека. Главные вопросы — что, как и почему изучать для характеристики психической реальности человека — обсуждаются в этом практикуме. ОТ АВТОРА:
Перефразируя Монтеня, можно сказать, что в этой книге я лишь составила букет из чужих цветов, а моя здесь только ленточка, которая связывает их. Выбрать «цвет» для этой ленточки мне помогла возрастная психология. Естественно, что в работе не отражены в равной мере все ее проблемы, так как я пользовалась правом автора выбирать из безбрежного моря психологической информации то, что сама считала наиболее значимым и интересным для моих возможных читателей.

ЧАСТЬ 1. О связи между душой и мозгом

Сначала нужно найти свои слабые места и понять, как их усилить. К сожалению, в повседневную практику врачей томография мозга вряд ли войдет раньше, чем через 7–15 лет. Поэтому, отталкиваясь от нашей базы из 12 тысяч томограмм, я разработал специальный опросник. Он уже много раз пересматривался и.

Совместимость членов семьи и их родственников. Центр семьи

Люди меняются в течение своей жизни. Периодичность смены характера человека – десять лет. Ежегодная смена опасна своей непредсказуемостью.

Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ.

Продолжает литься настоящий поток книг и журнальных статей, посвященных идеям Фрейда, а также поток журналов и монографий по психоаналитической терапии. О Фрейде публикуется каждый год больше работ, чем обо всех теоретиках, представленных в этой книге. Например, публикации только за 1991 год.

Глава третья. Юридические выводы.

Понятно, что слова Барбаста и Лаверня — глубокая истина. Ранние предвестники новой отрасли знания — судебной антропологии — они относят к психологическим и физиологическим условиям организации индивида причины некоторых явлений в жизни человека, вместо того (как.

Представим себе, вам 28 год, вы – школьный учитель, врач, мелкий чиновник (в общем – бюджетник уровня «ни рыба ни мясо»). Вы уже имеете опыт одного-двух попыток гражданского брака, один раз уже почти подавали заявление в ЗАГС (или даже подавали), несколько раз мужчины вас обидно бросали (пару.

Когда мы хотим совершить решительный шаг, то сжимаем губы. Поджатые, втянутые вглубь рта губы выдают жадину или упрямца, эгоиста, для которого окружающий мир холоден и чужд, и есть только выгода. Крепко сжатые губы говорят о нежелании принимать или делиться информацией. «Жесткая» верхняя губа.

Вопросы для обсуждения двенадцати «христианских» верований, которые могут свести с ума

— Объясните, почему одна из основных духовных деятельностей человека — это проявление потребности в других людях (см. Екклесиаст 4:10, с. 17).

Ты — это не ты: Жизнь как видимость

В терминах Юнга, ИИ — это инструмент, посредством которого человечество может настроиться на коллективное бессознательное и со временем превратить его в коллективное сознание. В этот момент два мира соединяются, и «я» и «дубль» образуют Одно. Это краткое изложение искусства волшебников матрицы.

Виктория Юркевич. Воля и привычка. «Хочу, но не умею», или типичные ошибки самовоспитания

Подчас серьезные осложнения подростку, занявшемуся самовоспитанием, приносит отсутствие гибкости в реализации программы деятельности. Неумение приспособиться к изменившимся обстоятельствам, негибкость поведения — частая беда подростков. Надо иметь не только программу, но и запасные варианты —.

«УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ»

Сразу же вспомните, не забыты ли двигательные ощущения. Вытяните руки, растопырив пальцы, почувствуйте удовольствие от этого потягивания. Сожмите руки в кулаки, разожмите. Встряхните руки. Теперь можно потянуться всем телом, не торопясь вернуться в исходное положение. Зафиксируйте возникшие.

Рисуем портрет лени

Поэтому не рубите сплеча и, прежде чем бороться с ленью, убедитесь, что вместе с ней не удаляете из своей жизни то, что помогало вам сохранять здоровье, душевный покой, сон и прочие необходимые вещи. Если вы вдруг обнаружите, что за словом «лень» скрываются именно они, все, что необходимо.

Мой любимый рисунок из комикса

Боязнь высоты, огня, удушья, боязнь того, что на вас нападет кто-нибудь из-за угла, боязнь утонуть и прочее – это естественные страхи, и они очень важны для нас, если мы хотим жить счастливо. Страх является своего рода сигналом, который предупреждает нас о том, что нам могут причинить вред или.

Обложка
Мягкая

ISBN

978-5-9916-2093-2

978-5-9692-1378-4

В учебнике раскрываются основные понятия и категории, анализируются актуальные вопросы возрастной психологии и научные исследования, связанные с ними. Содержатся факты, закономерности и теории психического развития современного человека. Подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывает все основные темы курса ?Возрастная психология?, преподаваемого в вузах. Для студентов высших учебных заведений, изучающих психологию как специальный предмет, специалистов и читателей, занимающихся вопросами возрастной психологии.

2-е изд. , испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО ВО

ISBN

978-5-9916-4973-5

978-5-9916-4974-2

978-5-9916-4975-9

978-5-9692-1589-4

  • Аннотация
  • Программа курса

В учебнике раскрываются основные понятия и категории, анализируются актуальные вопросы возрастной психологии и научные исследования, связанные с ними. Содержатся факты, закономерности и теории психического развития современного человека. Теоретический материал сопровождает комплекс практических заданий по дисциплине.

Учебник содержит факты, закономерности и теории психического развития современного человека. Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, изучающих психологию как специальный предмет, и для всех, интересующихся проблемами психического развития.

Учебник соответствует ФГОС 3+ и предназначен для студентов вузов, изучающих дисциплины «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Экспериментальная психология», «Основы консультативной психологии», «Специальная психология», «Общепсихологический практикум», «Психодиагностика», «Психология стресса», «Психология семьи», «Психология социальной работы», «Социальная психология».

Издание также предназначено для студентов ссузов, изучающих дисциплины «Психология», «Возрастная психология и педагогика», «Семьеведение», «Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов», «Основы педагогики и психологии», «Психология общения».

В формате a4. pdf сохранен издательский макет.

* * *

Дания: весна – лето 2008, весна – лето 2017

Оцените статью
Добавить комментарий