- Как формируются стереотипы?
- Виды стереотипов
- Этнические
- Гендерные
- Социальные
- Особенности стереотипного мышления
- Какие бывают стереотипы
- Место женщины на кухне
- Мужчина должен
- Мужчины не должны чувствовать боль
- Мужчина обязан быть добытчиком в семье
- Хорошие дети слушаются родителей
- Правильно — неправильно
- Предрассудки в профессиях
- Виды стереотипизации
- Как появился термин?
- Примеры стереотипов
- Национальные стереотипы
- Профессиональные стереотипы
- Социальные стереотипы в отношениях
- Примеры возрастных стереотипов
- Возрастные стереотипы
- Гендерные стереотипы
- Гетеростереотипы
- Общественные стереотипы
- Этнические стереотипы
- Примеры стереотипизации
- Как избегать стереотипизации?
- Стадии стереотипизации
- Как бороться со стереотипами
- Откуда взялись стереотипы?
- Влияние стереотипов
- Зачем нужны стереотипы и как они используются?
Как формируются стереотипы?
Механизм формирования установок сложный. Они не могут появляться в один момент. Необходимо время, опыт, последовательность тех или иных ситуаций и обстоятельств.
Стереотипы всегда формируются в обществе, группе лиц, объединённых общими признаками. Например, в коллективе людей определённой профессии могут работать одни установки, но в другой среде они действовать не будут.
Встречаясь с человеком определённого статуса, возраста, профессии мы ожидаем от него конкретных поведенческих реакций. Например, мы испытываем желание помочь бабушке донести сумки, потому что уверены в её немощности.
Если нам говорят о том, что предстоит встреча с 70-летней женщиной, которую мы никогда не видели, то мы уже представляем её образ. Реальность может нас разочаровать. На встречу придёт энергичная и активная дама, которую трудно назвать старой. Но наш опыт помог сознанию сформировать ложное представление о незнакомом человеке.
Стереотипы – комплекс правил, норм, они часто ошибочны, неверны. Но именно они руководят человеком. Мы вешаем на личность ярлык, не видя и не зная его лица, характера, способностей. Нам удобно воспринимать мир таким, каким мы его представили. Отказываться от сформированных картинок, не хочется. Ведь тогда придётся ломать систему, действовать по-другому, то есть выходить из зоны комфорта.
Стереотипы могут быть сформированы под влиянием отсутствия информации. Если нашему сознанию не хватает знаний, мы пытаемся заполнить проблемы. Мозг ищет всё то, что пригодится для заполнения пустот.
Допустим, ваш сын говорит, что хочет познакомить семью со своей девушкой, татаркой по национальности. Он не торопится рассказывать о невесте. Мы нервничаем, беспокоимся и вот уже представляем черноглазую, быструю, но скромную особу, которая покорила парня. Мы наделили её теми качествами, которыми обладают, по нашему мнению, все татары. Она должна печь, щипать гусей, быстро говорить и обладать покорным характером. Мусульманки обязаны слушаться мужа, а потенциальная невеста наверняка исповедует ислам. На деле она может придерживаться православных традиций или быть атеисткой, а на досуге не заниматься выпечкой пирогов, а танцевать рок-н-ролл.
Мы воспользовались готовым стереотипом, чтобы хоть как-то унять тревогу по поводу выбора сына. Реальность разочарует нас либо подтвердит догадки.
Таким образом, формируются все стереотипы. В их основе – многовековое наблюдение, опыт, выводы поколений. Чтобы доказать данный факт, приведём ещё один пример.
Представьте, что вам говорят о рабочем завода. Какой образ вы себе придумали? Человек, наверняка перепачкан, в рабочей спецовке, с сильными руками. На деле к вам выйдет чисто одетый молодой человек. Заводское оборудование давно автоматизировано. Сейчас мало кто разгуливает по цехам в грязной робе. Но стереотип сыграл злую шутку.
Виды стереотипов
Шаблоны мышления бывают негативными и позитивными. К негативным относятся установки, несущие в себе отрицательную оценку объекта или действительности. Например: «если я пойду гулять в дождь, то заболею», «если не выйду замуж до 40, останусь старой девой». Но суждения могут быть положительными: «о членах семьи нужно заботится», «соблюдать распорядок дня важно для здоровья» и так далее.
Дополнительно психологи выделяют еще 3 группы стереотипов: этнические, гендерные и социальные.
Этнические
К ним относятся шаблонные представления о своем и чужих народах. Примеры таких стереотипов:
- «Азиаты умные и трудолюбивые».
- «Все русские — щедрые и гостеприимные».
- «Американцы постоянно улыбаются».
Большинство понимает, что это неправда, но подсознательно продолжает воспринимать окружающих через призму этих установок.
Гендерные
Самый широкий класс предрассудков, основанный на мнимом различии между мужчинами и женщинами. Распространенные примеры:
- «Мужчины сдержанные, а женщины эмоциональные».
- «Всем девушкам хочется выйти замуж и родить ребенка».
- «Роль мужчины — быть добытчиком».
Сегодня гендерные шаблоны рушатся, что вызывает волну недовольства в консервативных слоях общества.
Социальные
Это заблуждения, касающиеся социальных групп. Примеры социальных стереотипов:
- «Бедные люди — честные и благородные».
- «Медики очень ответственные».
- «Политики постоянно лгут».
Это наименее точный класс предрассудков: большинство из них не соответствуют действительности, но при этом создают большое напряжение в обществе.
Онлайн-тест «Ваш эмоциональный интеллект»
Особенности стереотипного мышления
Нужно не только знать, что такое стереотипность, но и учитывать характеристики:
- Подход способствует упрощенному восприятию реальности. Стереотипное утверждение отличается короткой и емкой формулировкой.
- Стереотип основан на чужом опыте, иногда – на основе старшего поколения. Например, мать говорит дочери, что замуж выходят раз и навсегда. Женщина вступает в брак с мужчиной, а потом понимает, что любви не осталось и нужен развод. Из-за стереотипа женщина терпит, мучается и страдает. Если жена осознает, что вложенная мысль вложена мамой, жизнь изменится и станет другой.
- Незыблемость. Люди верят в стереотипы, игнорируют логику. Переубедить человека в чем-либо сложно.
- Ложное убеждение. Редко, когда стереотипы правдивы. Обычно термин обладает негативным окрасом.
Стереотипное мышление связано со многими жизненными сферами. Они врастают в личность, поэтому сложно понять реальную суть ситуации.
Какие бывают стереотипы
Определение оказывается простым. Однако жизненные примеры будут более значимыми.
Место женщины на кухне
В современном обществе часто мужчины говорят эту фразу. Иногда считается, что женщина – глупа, беспомощна. Она создана для готовки, стирки, уборки. Модель мышления является исторически восточной. Мужчины славянской национальности часто придерживаются ее, хотя с меньшей категоричностью.
Часто в бизнесе к девушке не будет серьезным отношение. Если на деловую встречу приезжает мужчина, он завоевывает большее уважение. Важно ориентироваться на личные качества характера, являющиеся значимыми для работы.
Мужчина должен
С детства мамы стараются воспитать настоящих мужчин, борются с проявлением слабости. Считается, что мужчина должен быть сильным. Это правильно по своей природе. Если стереотипов много, это приводит к заниженной самооценке. Не каждый мужчина соответствует нормам. Это приводит к проблемам в работе и личных отношениях.
Мамы часто говорят маленьким мальчикам, что мужчины не плачут, а эмоции важно держать в себе. Слезы – естественный процесс. Плачут женщины и мужчины в любом возрасте. Если негативные эмоции никуда не деваются, происходит их накопление. Рано или поздно негативные эмоции проявятся.
Мужчины не должны чувствовать боль
Душевная или физическая боль, как считается, должна переноситься легко. Травмы, разводы и другие жизненные потрясения – ерунда. На самом деле восприимчивость к эмоциональным переживаниям, физической боли индивидуальны. У каждого человека есть определенный болевой порог, зависящий от генетического фактора. Уровень стрессоустойчивости и физического развития бывает разным.
В мужском организме содержится больше тестостерона, поэтому мужчины легче переносят физическую боль. Однако женщина может обладать лучшей физической формой. Это приводит к невозможности оценки двух людей с одинаковой позиции.
Эмоциональное состояние бывает разным. Критериев не бывает. Каждый человек по-особенному справляется с проблемами.
Мужчина обязан быть добытчиком в семье
Такое утверждение распространено с древних времен. Считается, что мужчины должны обеспечивать семью, приходить домой иногда. Все остальное время следует посвящать работе ради дохода. Женщина занимается готовкой, сидит дома, рожает и воспитывает детей. В наши дни пара может поступить по-другому. Женщины иногда хотят развиваться в карьерном плане, а мужчина вправе заниматься бытом и детьми. Считается, что мужчина – альфонс. Но это не так. Мужественность нельзя определить уровнем зарплаты. На практике за домом и детьми смотреть сложно. Решения в паре принимаются сообща с учетом интересов, пожеланий двух сторон. Роли распределяют по-разному. Если женщина хочет активно работать и развиваться в карьере, а мужчине важнее заниматься домом, можно договориться об этом. Важно ориентироваться на результат и внутреннюю атмосферу.
Хорошие дети слушаются родителей
Стереотип связан с детско-родительскими отношениями. Иногда приводит к плачевным последствиям для детской психики. Если родители говорят ребенку, что он плохой и не слушается, детская психика считает, что любовь заслуживают добрыми действиями, послушанием.
Для успешного развития малыша важны защищенность и родительская любовь, вне зависимости от поведения. Если ребенок балуется, не нужно наказывать лишением любви.
Правильно — неправильно
Считается правильным получить престижное образование в университете. Особенным статусом обладают юристы, экономисты. Общество часто не понимает творческих деятелей. Детей учат не прислушиваться к себе и не стремиться к реализации мечты, а правильно жить. Однако слово «правильно» для каждого значит по-разному.
Важно – делать все для обретения счастья. Если человеку нравится работа, он добьется успехов. Иногда люди работают ради дохода, не задумываются про эмоциональное состояние. Даже у богатых людей бывают жизненные кризисы и депрессии, неудовлетворенность жизнью.
Предрассудки в профессиях
Личный опыт общения с представителями разных профессий складываются определенные стереотипные мысли. Примеры:
- полицейские отличаются отважным характером, проявляют смелость и силу;
- врачи могут все;
- психологи должны читать мысли.
Такие стереотипы о профессиях не связаны с реальной работой. Многое зависит от человека и ситуации, а не от представлений о профессии.
Виды стереотипизации
В зависимости от объекта, о котором судят на основании стереотипов, выделяют 3 вида стереотипизации:
- личностная (направлена на человека);
- предметная (направлена на неодушевлённый объект);
- обстоятельственная (подразумевает построение причинно-следственных связей на основе стереотипов).
Стереотипизация может подразумевать формирование мнения о себе или о ком-то другом. По этому признаку выделяют два вида стереотипов:
- автостереотипы (представления о себе);
- гетеростереотипы (представления о ком-то другом).
В зависимости от источника стереотипа выделяют два вида стереотипизации:
- индивидуальная (основывается на собственном опыте);
- социальная (основывается на стереотипах, навязанных обществом).
В психологии существует такое понятие как «динамическая стереотипизация». Это сложная реакция, подобная условному рефлексу, которая вырабатывается путём многократных повторений. К примеру, в настольном или большом теннисе игроки по движению тела соперника могут предсказывать траекторию полёта мяча или шарика и действовать на опережение.
Как появился термин?
Слово «стереотип» заимствовано из греческого языка и переводится как «твердый отпечаток». Изначально данный термин использовался для обозначения монолитной печатной формы (клише), изобретенной в 18 веке и значительно расширившей возможности типографии. По аналогии с типографским стереотипом был назван и стереотип мышления, поскольку также представляет собой клише.
В 1922 году с подачи писателя Уолтер Липпмана появился термин «социальный стереотип». Он подразумевает устойчивый образ, относящийся к определенной социальной группе и приписываемый всем её представителям. Современная психология, пытаясь объяснить, что такое стереотип, называет данное явление защитным механизмом, позволяющим мозгу упрощать окружающую действительность и быстро принимать «безопасные» решения.
Американский философ Хилари Патнэм изучал особенности общения представителей отдельных профессий и выделил определенные особенности, имеющие отношения к социальным стереотипам. Так представители одной профессии общаются с применением профессионального жаргона, используя специфические слова, шутки и метафоры, непонятные для представителей других профессий.
Примеры стереотипов
Мы объяснили значение понятия «стереотип», охарактеризовали их некоторые разновидности и даже привели некоторые примеры. Познакомьтесь ещё с несколькими стандартными стереотипами, которые бытуют в нашем обществе. И мы пользуемся ими помимо воли.
Национальные стереотипы
Стереотипы о национальностях можно считать самыми известными и распространёнными. Интересно, что эти установки действуют повсеместно, а не только в России.
Так, известен стереотип о евреях, как о скупых, крайне экономных и предприимчивых людях. Считается, что люди данной нации умеют делать деньги из ничего. По поводу их скупости слагают анекдоты. Наверняка и вы можете рассказать парочку смешных историй.
Кроме того, евреи изначально считаются умной нацией. Многие учёные, исследователи, были евреями. Банкир, финансист, ростовщик, кредитор – традиционные еврейские профессии.
Стереотипы настолько устойчивы в нашем сознании, что слово «еврей» мы используем, чтобы охарактеризовать расчётливого человека другой национальности.
Стереотипы о России не позволяют иностранцам составить верное представление о нашей стране. Бытует мнение о том, что медведи расхаживают прямо по городским улицам, а русские питаются только блинами.
Возможно, формирование данного стереотипа связано с тем, что родиной водки признаётся наша страна. Ассоциации иностранцев оправданы.
А вот англичанам приписывают любовь к чаю. Бытует версия о том, что в Англии все усаживаются за стол с чашечкой чая ровно в 17 часов. На деле этой традиции в Великобритании никто уже не придерживается. Но стереотип остался.
Профессиональные стереотипы
Гендерные стереотипы в профессиональной деятельности не позволяют реализоваться способностям многих современных людей. Человек часто отказывается от любимого дела, к которому у него врождённый талант, из-за осуждения общества. Стереотипы и предрассудки мешают раскрыться способностям.
Так, мы знаем, что мужчинам приписывают логическое мышление. Женщина-инженер или математик вызывает удивление. Вы не увидите на факультетах дошкольного образования парней. Воспитатель в детском саду – традиционно женская профессия.
Многие девушки отлично водят машину, стреляют по мишеням и ловко справляются с инструментами, а мужчины вышивают и вяжут на досуге. Но они предпочитают не говорить о хобби, так как боятся насмешек.
Социальные стереотипы в отношениях
Стереотипы в отношениях мешают людям создавать семьи, рожать детей и быть счастливыми. Если молодая женщина увлеклась мужчиной в возрасте, то ей приписывают такие качества, как алчность, расчётливость, корысть. Окружающие не верят в искренность чувств.
Кроме того, этот вид стереотипа мешает людям построить отношения, если они не равны по социальному положению. Кого-то обязательно обвинят в карьеризме, желании нажиться.
Примеры возрастных стереотипов
Примером возрастного стереотипа может послужить история о молодом специалисте, талантливом докторе, который работает в приёмном отделении. Пациенты сомневаются в его компетентности, просят заменить врача на более опытного. Люди, не знакомые с заслугами человека, складывают о нём ложное впечатление.
Возрастной стереотип не позволяет молодому человеку любить женщину старшего возраста. Тут опять же мнением окружающих руководят предрассудки. Они считают такую связь невозможной, неискренней. Не беда, если мужчина старше женщины. С этим ещё можно смириться. Но женщина в паре быть старше не может.
Зная значение слова «стереотип», удается выделить виды. В каждом случае отмечают определенные особенности стереотипного мышления.
Возрастные стереотипы
Связаны с тем, как человек должен себя вести в определенном возрасте. Например, взрослому следует быть серьезным, ребенок может баловаться. Пожилым людям поздно любить и жениться.
Гендерные стереотипы
Связаны с представлениями о мужчинах и женщинах. Предрассудки формируются столетиями. Считается, что мужчины – это охотники и добытчики. Женщины – хранительницы очага. Существуют античные мифы и баллады. В современном мире тендерные роли поменялись, но стереотипы укоренились в сознании многих людей. Например, женщины занимаются домашним хозяйством, а мужчинам не позволено плакать.
Гетеростереотипы
Связаны с народами и расами. Яркие примеры:
- русские много пьют;
- англичане отличаются жадным характером;
- евреи проявляют хитрость;
- цыгане способны гипнотизировать.
На самом деле каждый человек обладает определенным характером. Такие стереотипы о народах не всегда правдивы.
Общественные стереотипы
Связаны с поведением и мышлением людей, но они имеют связь с общественностью. Предсказуемые и определенные реакции на что-либо, причем стереотипы характерны для многих людей, проживающих в определенной местности. Возникают реакции из-за ограниченного понимания относительно событий или недостатка информации. Общественные реакции бывают позитивными и негативными, но они предсказуемые.
Реакции людей на правительственные действия являются стереотипными. Обычно включают в себя цепочку из событий, обладающих определенными причинами и последствиями. Общественное отрицательное отношение к властям проявляется в протестах, сборах подписей.
Относятся к группе людей в обществе. Помогают формировать представление об окружающем мире. «Свою» группу людей удается отделять от остальных. Это развивает или угнетает. Социальный стереотип – это устойчивый и упрощенный образ явлений, событий. Яркие примеры:
- политики постоянно врут;
- итальянцы отличаются страстным и эмоциональным характером;
- рыжие проявляют строптивостью.
Стереотипы чаще бывают ложными, а их функция – реакционная. Познания людей искажаются, что негативно влияет на межличностные отношения.
Этнические стереотипы
Шаблонные представления о народах. Обычно вредят позитивной коммуникации между народами, обуславливают отрицательные последствия. Если предубеждение становится нормой, то это основание для национализма и расизма, дискриминации. Примеры:
- Китайцы. Невысокий рост, болтливость. Считается, что китайцы обожают рис.
- Американцы. Отличаются самоуверенным характером, но бывают улыбчивыми. Любят бургеры.
- Французы. Отличаются романтичным характером, часто являются гурманами.
- Англичане. Отличаются сдержанным характером. Считается, что жители Англии завтракают овсяной кашей.
Стереотипов бывает много, а порой встречаются анекдоты. Этнические стереотипы сужают кругозор, не позволяют правильно оценить культуру другого государства.
Примеры стереотипизации
Существует много распространённых стереотипов, которые перенимает и активно использует большинство членов общества. Многие из этих стереотипов являются гендерными, но значительная часть связана также с национальностью, религией и прочими особенностями. Вот несколько распространённых стереотипных утверждений, которые вы наверняка слышали:
- Если женщина строит карьеру, значит, её личная жизнь не сложилась.
- Все женщины хотят замуж, а мужчины, наоборот, не хотят жениться.
- Женщины от природы моногамны, а мужчины – полигамны.
- Все немцы очень пунктуальны и ответственны.
- Все англичане – флегматики.
- Русские – одна из самых пьющих наций.
- У всех врачей неразборчивый почерк.
Подобных утверждений существует огромное количество. Их характерная особенность заключается в том, что они категоричны и приписывают определённое свойство всей социальной группе или даже целой нации. При этом в большинстве случаев они не соответствуют действительности, хотя вполне могут иметь определённые исторические предпосылки.
Как избегать стереотипизации?
Конечно, полностью избавиться от склонности к стереотипизации невозможно. И всё же можно научиться избегать её, формируя своё представление о людях, событиях и обстоятельствах. Одно из лучших упражнений для этого заключается в том, чтобы представлять самого себя объектом стереотипизации.
Суть упражнения заключается в том, чтобы проводить различные мысленные эксперименты, представляя себя в окружении людей, которые воспринимают вас в соответствии с определёнными стереотипами, поскольку их знания ограничены. Нужно пытаться понять природу их стереотипов и находить слова, чтобы объяснить им, что они заблуждаются. Со временем это упражнение поможет научиться определять собственные стереотипы и объяснять себе, почему они ошибочны.
Стадии стереотипизации
В формировании и использовании стереотипов участвует вторая сигнальная система. Данный процесс принято разделять на 3 фазы:
- Начальная. Это этап перцепции, на котором органы чувств воспринимают внешние раздражители и передают сигналы в соответствующие отделы мозга.
- Поисковая реакция. Полученные образы соотносятся с теми, которые уже содержатся в памяти. Если происходит совпадение, имеющийся образ усиливается, становится более отчётливым, насыщается деталями. Если совпадения не происходит, создаётся новый образ, который впоследствии может развеяться, если не будет закрепляться.
- Идентификация. Если произошло совпадение, полученный образ дополняется деталями из образа, сохранённого в памяти образа, приобретая новые признаки и становясь более насыщенным.
Стоит отметить, что эта цепочка не всегда даёт результат, соответствующий действительности. К примеру, представьте, что увидели на дороге большой камень. В вашем восприятии дорисовывается его образ, и вы представляете конкретную форму и даже можете оценить вес этого камня. Скорее всего, эта оценка будет правильной. Однако может оказаться, что камень внутри пустой или сделан из дерева и покрашен.
Как бороться со стереотипами
Пять техник для противостояния стереотипному мышлению от Патриции Девайн и ее коллег:
- Замена стереотипа — осознать свои предубеждения по отношению к другим людям и найти альтернативное объяснение их действиям, отличное от стереотипа.
- Контрстереотипная визуализация — вспомнить или вообразить людей из группы, которые не попадают под стереотип.
- Индивидуализация — сосредоточиться на индивидуальности объекта, а не на стереотипных чертах его группы.
- Перенятие перспективы — попытаться взглянуть на мир глазами другого человека, «побывать в его шкуре».
- Контакт — найти связи с людьми из разных групп и таким образом расширить свой кругозор.
После одного из выступлений к Дэвису подошел белый мужчина, чтобы выразить свое восхищение его виртуозностью. К комплиментам он добавил, что и не думал, что темнокожий может оказаться таким талантливым исполнителем кантри. Между ними завязался диалог. Во время последовавшей беседы белый мужчина признался, что впервые сидит за барной стойкой с темнокожим. Более того, он рассказал Дэвису, что является членом ультраправой расистской организации «Ку-клукс-клан». Впоследствии он был изгнан из организации за то, что продолжал регулярно ходить на концерты Дэвиса. С музыкантом же они стали друзьями. Он передал Дэвису контакты других членов клана, с которыми музыкант начал встречаться, несмотря на опасность. Он задавал всем им вопрос: «Как вы можете меня ненавидеть, даже не зная меня?» В ходе разговоров представители клана приходили к выводу, что они больше не хотят иметь ничего общего с расистской идеологией, построенной на стереотипах. Помимо музыкальной карьеры, Дэвис посвятил много сил борьбе с расизмом и написал книгу о своем опыте, которую озаглавил «Похождения чернокожего в Ку-клукс-клане». В одном из интервью он так описал свой метод: «Устанавливайте диалог. Когда двое врагов разговаривают, они не дерутся».
Стереотипы и поверхностное восприятие действительности и сейчас продолжают доминировать в сознании многих людей. Порой бывает сложно отказаться от мыслительных паттернов, которые складывались годами — выйти из зоны комфорта, чтобы начать думать по-новому. Но важно помнить, что, предлагая простой и очевидный вариант жизни, стереотипы ограничивают нас, закрывая полную картину и лишая возможности существовать в гармонии с другими.
Сегодня существуют стереотипы о практически любой социальной группе. Наиболее широко распространены следующие виды стереотипов:
- Гендерные. В зависимости от гендера предписывают людям разные характеристики и роли в обществе. Несмотря на успехи движения за права женщин в ХХ веке, гендерные стереотипы продолжают существовать. Все еще можно услышать фразы типа «мужчина в доме хозяин» или «женщина — хранительница очага». Кроме того, во многих странах мира женщины продолжают борьбу за равные доходы, получая меньше мужчин за одинаковую работу (в соответствии со стереотипом, что мужчинам еще нужно кормить семью, а женский доход — «дополнительный»).
- Этнические/национальные. Набор представлений о внешности, уровне интеллекта и характере представителей разных национальностей. Например, «русские много пьют» или «немцы всегда пунктуальны». Часто являются ложными и имеют мало общего с действительностью. При чрезмерной эксплуатации такие стереотипы могут стать причиной межнациональной розни.
- Возрастные — в наши дни их часто именуют эйджизмом. Действуют в обе стороны: молодых воспринимают как некомпетентных или наивных, а пожилых — как немощных или застрявших в прошлом.
- Религиозные — набор представлений о представителях разных конфессий. Например, «все буддисты спокойные и много медитируют».
- О внешности — домыслы о личности и характере человека, основанные на его внешности. Например, «блондинки недалекие» или «бородатые мужчины мужественные». Тот самый случай, когда человека «встречают по одежке», делая выводы, даже не узнав его.
Откуда взялись стереотипы?
Стереотипы существовали в мышлении наших предков задолго до возникновения цивилизации. Так у первобытного человека присутствовало понимание, что его большой мускулистый собрат опасен, поскольку может забрать его еду, одежду или женщину. И сегодня, спустя десятки тысяч лет, этот первобытный стереотип срабатывает при встрече с незнакомым человеком соответствующей наружности.
Склонность первых людей опасливо относиться к чужакам была оправдана. Добродушные и наивные быстро погибали, поэтому все мы являемся потомками тех, кто давал чужакам отпор. И сегодня многие люди люди склонны с опаской смотреть на тех, кто выглядит иначе: имеет другой цвет кожи, выкрасил волосы в пестрый цвет или посмел сделать татуировку. Другой – значит опасный! И чем старше человек, тем сильнее он опасается людей, кажущихся ему странными.
Влияние стереотипов
Во время эксперимента двум группам белых участников на протяжении нескольких секунд демонстрировались фотографии темнокожих людей. Участникам первой группы задавался вопрос, есть ли людям на карточках 21 год — в этом случае амигдала заметно активизировалась. В другой группе участникам показывали тех же людей, но на этот раз задавали другой вопрос: «Какой, по вашему, овощ они предпочитают?» Здесь ученые зафиксировали снижение активности амигдалы — люди перестали испытывать страх. Фиске считает, что во втором случае респонденты представляли людей с фотографий в привычных условиях, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. Опрашиваемые начинали невольно сравнивать людей с фотографий с собой, думая, что, возможно, им нравятся те же продукты.
Благодаря попыткам угадать персональные предпочтения респонденты воспринимали людей с фотографий как личностей. В первом же случае, когда вопрос был общего характера, их воспринимали как группу, и в сознании каждого опрашиваемого тут же всплывали соответствующие стереотипы. Ученые объясняют это тем, что люди часто торопятся судить других по групповым признакам (как положительным, так и отрицательным). Но как только мы начинаем воспринимать представителей иной группы как отдельных личностей, стереотипы отходят на второй план.
Каждому Тэшфел задал несколько вопросов и в итоге объявил, что первая половина из них предпочитают творчество Кандинского, а вторая — другого художника-абстракциониста Кале (при этом его вопросы на самом деле не имели никакого отношения к искусству). Далее он выдал им сумму денег, которую нужно было распределить между собой по какому угодно признаку. В результате участники давали больше денег членам своей — искусственно выделенной Тэшфелом — группы. Эксперимент показал, что мы автоматически начинаем относиться лучше к «своим», чем к «чужим», даже когда делимся на группы совершенно случайным образом.
Зачем нужны стереотипы и как они используются?
Стереотипное мышление характерно каждому человеку. Оно экономит умственные усилия и время, чтобы люди могли быстро принимать решения в повторяющихся ситуациях.
Например, исторически сложилось деление на врагов и друзей. Стереотипы позволяли воспринимать чужих как источник угрозы. Иногда такая функция требуется в 21-ом веке.
После того, как человек проснулся, он обычно совершает определенные действия на автопилоте. В этот период мозг адаптируется к дневному режиму работы. Это важно, чтобы в дальнейшем не приходилось тщательно обдумывать каждый шаг.
Стереотипы освобождают умственные ресурсы для обдумывания других мыслей. Важны для примитивной сортировки информации.