Предмет педагогики

Буквально «пайдагогос» (греч. ) обозначает «детоводитель». Оно появилось от существительного «пайдос» («дитя») и «ara» («вести»).

В Древней Греции учителем называли раба, который вел ребенка своего господина в школу. Понемногу слово «педагогика» стало использоваться в более общем смысле, а именно как умение «вести ребенка по жизни» – наставлять, воспитывать и учить. С накоплением знаний появилась особая дисциплина об образовании детей. Педагогика становится наукой об обучении и воспитании детей. В теории так же совершился переход от определенных фактов к более полным случаям. Такое понимание педагогики держится примерно до середины XX века. Только за последние десятилетия пришли к пониманию того, что как дети, так и взрослые нуждаются в высококвалифицированном педагогическом управлении. Самое короткое, общее и к тому же сравнительно полное объяснение новейшей педагогики звучит так:

«Педагогика – это учение о воспитании человека».

Термин «воспитание» здесь используется в самом широком значении, заключая в себя образование, обучение и развитие. Педагогику можно представить как учение о правильности обучения детей, об управлении его развития согласно потребностям общества.

Предмет педагогической науки

Предмет педагогики – процесс, нацеленный на усовершенствование и развитие личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Предмет – это то, что меняется в деятельности. Установленная группа означает некое единство, выделенное из мира объектов в процессе понимания мира. Главное различие предмета от объекта заключается в выделении свойств и признаков.

Определение предмета педагогики трактую по-разному. Например, П. Пидкасистый рассматривает предмет педагогики в воспитательной деятельности, которую осуществляют в учебно-воспитательных организациях. По словам И. Харламова – обучение индивида, это особенная деятельность общества. Согласно В. Андрееву, предметом педагогики является единая система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого самообразования человека. Гершунский уверен, что это не только работа, связанная с непосредственной деятельностью педагога-практика с учащимися, но и работа научно-экспериментального и руководящего характера. Краевский полагал, что предметом педагогической науки является построение отношений, которые появляются в педагогической деятельности.

Каждое поколение людей решает следующие важные задачи – изучить опыт предшествующих поколений, обогатить, увеличить и в конце, предоставить его последующим поколениям. А более точное изложение понятия «педагогика» звучит так: «Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда». Предмет педагогической психологии – процесс исследования психологических законов обучения и воспитания – как со стороны воспитуемого, так и со стороны того, кто создает это обучение и воспитание.

Раскрывая понятие «предмет педагогической науки», следует затронуть ее категории (греч. kategoria – суждение) – научный взгляд, определяющий наиболее общие особенности и связи явлений действительности.

К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Рисунок 1. Предмет педагогической науки

Становление человека – это процесс развития его личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых общественных и природных факторов.

Обучение в обширном толковании представляет из себя целевой процесс развития умственных способностей, физических и религиозных сил личности, подготовленных ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание, исходя из короткого определения — это регулярное и направленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью создания у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование – процесс и результат изучения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе подходящего уровня формирования личности. Воспитание получают в основном процессе обучения в учебных заведениях, руководят процессом обучения профессиональные педагоги. Тем не менее, большую роль играет самообразование, то есть самостоятельное приобретение знаний.

Обучение – целевой процесс взаимной деятельности преподавателя и обучающихся по передаче и приобретению знаний. Работа учителя при этом называется преподаванием, а занятия учащихся – учением.

Общая педагогика осваивает и вырабатывает принципы, формы и методы обучения и воспитания, которые являются общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных организаций. Эта отрасль педагогических знаний разрабатывает основные законы обучения и воспитания. Составляющими пунктами общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Предметом педагогической психологии является также определение критериев умственного и других сторон развития личности. Педагогика высшей школы подготавливает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Исправительно-трудовая педагогика разрабатывает вопросы перевоспитания осужденных.

Объект педагогической науки

Объектом педагогики является одна из разновидностей общественных связей между людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает формирование, развитие человека.

Педагогика рассматривает процесс усовершенствования личности основываясь на собранный людьми социальный опыта, без которого немыслимо любое производство, будь то материальное, будь то духовное, так как именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.

Создаваясь вместе с человеком и человеческим обществом, область педагогических взаимоотношений, как иные сферы социальной деятельности, выявила склонность к осложнению своего содержания и форм. Если раньше, она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере увеличения форм активности человека и раскрытие его познаний, переходя от собирательной к производящей экономике, возникновение земледелия, ремесла, торговли. Образование переходит в специализированную область и становиться особой профессией.

ОБРАЗОВА́НИЕ, про­цесс пе­да­го­ги­че­ски ор­га­ни­зо­ван­ной со­циа­ли­за­ции, объ­е­ди­няю­щий обу­че­ние и вос­пи­та­ние, обес­пе­чи­ваю­щие куль­тур­ную пре­ем­ст­вен­ность по­ко­ле­ний и го­тов­ность че­ло­ве­ка к вы­пол­не­нию со­ци­аль­ных и про­фес­сио­наль­ных ро­лей. – од­но из фун­дам. прав че­ло­ве­ка. Со­ци­аль­но цен­ные ка­че­ст­ва лич­но­сти сти­хий­но не фор­ми­ру­ют­ся, но це­ле­на­прав­лен­но вос­пи­ты­ва­ют­ся и раз­ви­ва­ют­ся. Мно­го­об­ра­зие от­рас­лей и на­прав­ле­ний дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка в об­ще­ст­ве, ин­тел­лек­ту­аль­ная на­сы­щен­ность совр. ква­ли­фи­цир. тру­да и слож­ность ос­ваи­вае­мых пла­стов куль­ту­ры тре­бу­ют со­от­вет­ст­вую­щей ор­га­ни­за­ции О. В про­цес­се О. раз­ви­ваю­щая­ся лич­ность при­об­ре­та­ет опыт, зна­ния, на­вы­ки дея­тель­но­сти, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­ют­ся в совр. пе­да­го­гич. нау­ке не толь­ко как цель О. , но и как важ­ней­шие сред­ст­ва, обес­пе­чи­ваю­щие пол­но­цен­ное раз­ви­тие лич­но­сти и вклю­че­ние её в со­ци­аль­но цен­ную дея­тель­ность, пред­по­ла­гаю­щую разл. воз­мож­но­сти са­мо­об­ра­зо­ва­ния.

Клас­си­фи­ка­ция ви­дов О. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по кри­те­ри­ям фор­ми­руе­мых и раз­ви­вае­мых в его сис­те­ме спо­соб­но­стей (об­щее об­ра­зо­ва­ние, спе­ци­аль­ное и про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние) и по уров­ням слож­но­сти (до­шко­ль­ное, школь­ное, выс­шее и др.

Це­ли О. со­от­но­сят­ся с ис­то­ри­че­ски и со­ци­аль­но варь­и­руе­мы­ми идеа­ла­ми лич­но­сти и об­ра­зо­ван­но­го че­ло­ве­ка. Пре­об­ла­даю­щие в том или ином об­ще­ст­ве со­ци­аль­ные от­но­ше­ния ак­тив­но влия­ют на О. , под­дер­жи­вая те или иные об­ра­зо­ват. ин­сти­ту­ты, оп­ре­де­лён­ные мо­де­ли учеб­но-вос­пи­тат. про­цес­са.

Фор­ми­ро­ва­ние и под­дер­жа­ние об­ра­зо­ват. мо­ти­вов лич­но­сти – од­на из осн. за­дач пе­да­го­гов и пси­хо­ло­гов. раз­ви­ва­ет в че­ло­ве­ке спо­соб­ность к са­мо­кри­ти­ке мыш­ле­ния, реф­лек­ти­рую­щей про­вер­ке и са­мо­кор­рек­ти­ров­ке, что име­ет боль­шое зна­че­ние для ста­нов­ле­ния творч. ус­та­но­вок лич­но­сти. От­ве­чая разл. воз­раст­ной струк­ту­ре по­треб­но­стей и спо­соб­но­стей, со­дер­жа­ние О. раз­вёр­ты­ва­ет­ся от пре­иму­щест­вен­но эмо­цио­наль­но пе­ре­жи­вае­мых деть­ми пред­став­ле­ний к реф­лек­тив­но и ак­тив­но ос­ваи­вае­мой сис­те­ме зна­ний о ми­ре и от­но­ше­ний с людь­ми, ко­то­рая рас­ши­ря­ет­ся в учеб­но-вос­пи­тат. про­цес­се (кон­цен­три­че­ски и ли­ней­но). Пе­да­го­ги­че­ски обос­но­ван­ный от­бор и пред­став­ле­ние та­ко­го ма­те­риа­ла про­во­дят­ся по кри­те­ри­ям пол­но­ты и сис­тем­но­сти ви­дов дея­тель­но­сти, не­об­хо­ди­мых для раз­ви­тия ин­тел­лек­ту­аль­но-по­зна­ват. , эмо­цио­наль­но-цен­но­ст­ных, во­ле­вых и фи­зич. ка­честв лич­но­сти. Со­дер­жа­ние и ме­то­ды О. при­зва­ны обес­пе­чить пол­но­цен­ное «про­жи­ва­ние» отд. воз­рас­тных эта­пов (дет­ст­ва, от­ро­че­ст­ва и др. ), пси­хо­ло­ги­че­ски обос­но­ван­ную по­сле­до­ва­тель­ность ус­вое­ния куль­ту­ры и ви­дов дея­тель­но­сти, а так­же раз­ви­тие разл. спо­соб­но­стей в це­лях са­мооп­ре­де­ле­ния ин­ди­ви­дов в ми­ре тру­да, меж­лич­но­ст­ных и об­ществ. от­но­ше­ний.

Что такое педагогическая наука

Педагогика относится к разряду антропологических наук, то есть наук о человеке. Слово педагогика состоит из двух греческих корней «пайдос» что означает «дитя» и «аго» что означает вести. Эта наука ставит перед собой задачи по изучению сущности, закономерностей, принципов, методов и форм педагогического процесса.

Педагогический процесс – это взаимодействие педагога и учащегося, во время которого педагог передает свои знания, свой культурно-исторический опыт ученику.

В какой-то момент человеческого общественного развития у людей появилась потребность в передачи знаний и имеющегося исторического опыта. Произошло это примерно в поздний период рабовладельческого строя. Связано это было с тем что наука, культура и производство достигли того уровня, когда необходимы были осведомленные люди, которые могли выполнять потребности социума. Таким образом образование, воспитание и развитие человека становится социальным явлением. Обществу начинают требоваться специально обученные люди, которые могут обучать других людей. Таким образом начинает развиваться наука педагогика.

Педагогика реализовывает следующие важные функции:

  • аналитическую функцию
  • прогностическую функцию
  • проективно-конструктивную функцию

Сущность объекта педагогики и его специфика

Что является объектом педагогики – в этом вопросе нет единого мнения. Так как в центре педагогической науки стоит ребенок, то логично сделать вывод что объектом педагогики является ребенок, человек, личность. Следует отметить что человек является объектом не только педагогикой науки, но и друг наук, имеющих общее название антропогенные (анатомия, физиология, педиатрия, детская психология). Но у каждой этой науки свой предмет исследования.

Педагогика соединяет в себе знания из всех наук о ребенке, по сути педагогика – это высокий уровень развития знания о ребенке.

Педагогика изучает личность ребенка в непосредственном его взаимодействии с природными, социальными явлениями.

В других источниках мы можем встретить понятие о том, что объектом педагогической науки являются те явления действительности, которые создают предпосылки для развития человека. Положение о том, что не ребенок, а педагогическое явление является объектом педагогики выдвинул известный российский педагог А. Макаренко. Педагогичная наука сосредоточена на результат педагогической деятельности или педагогического явления. Эта деятельности и явления в свою очередь направлены на исследование и развитие человека.

Существует и еще одно определение понятия объекта педагогики – процесс формирования условий для развития личности.

Сущность предмета педагогики и его специфика

Точно так же, как и в отношении с объектом, на сегодняшний день ученые не могут точно определиться с тем, что является предметов современной педагогикой науки. В конце 20 века ученые говорили о том, что предметом педагогики в большей мере чем все остальное является образование.

Именно оно полностью охватывает процессы формирования человеческих качеств опираясь на сложившиеся в обществе идеалы, традиции и нормы.

В число таких процессов входит:

  • воспитание
  • обучение
  • развитие

Следует отметить что образование является предметом не только то в педагогической науке, его так же изучают философия, социология, экономика и другие науки. Все эти науки вносят большой вклад в развитие и изучение образования, но делают это не настолько комплексно и регулярно как это делает педагогическая наука. Педагогика же в своем учении затрагивает основные аспекты образования, которые имеют связь с повседневными процессами развития человека, взаимоотношениями педагога и учеников в процессе этого развития.

Из выше сказанного следует вывод о том, что предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс, проводимый в действительности. Он целенаправленно осуществляется в специализированных учреждениях, а также в семье.

Взаимосвязь объекта и предмета педагогики

Под влиянием образования происходит формирование человеческой личности. Разумеется, не только образование оказывает влияние на этот процесс, на формирование личности так же влияет:

  • наследственность
  • социокультурное пространство
  • активность сомой личности

Образование непосредственным образом связано с формированием личности, а личность в свою очередь определяет ход образовательного процесса, так как на сегодняшний день современный образовательный процесс является личностно ориентированным.

Образование несомненно оказывает большое влияние на развитие личности человека. Образование формирует путь, по которому личности следует развиваться, следуя которому человек сможет добиться максимальных результатов. Личностные качества приобретаются в процессе развития человека. Неотъемлемая часть развития это образование.

Человек уже рождается с определённым типом нервной системы, у него есть как сильные, так и слабые стороны. Человек может развить слабые стороны с помощью деятельности, игровой, трудовой и учебной.

Образование может выступать в разных ролях в процессе развития человеческой личности:

  • стимулятор человеческой активности
  • гарант поступка
  • статуса
  • условия социальной мобильности

Образование предполагает не только усвоение определённого набора знаний, образование включает и формирование психики личности, мировоззрения человека. Образование формирует в человеке и социальные и культурные факторы.

На сегодняшний день образование чаще всего осуществляется в условиях образовательной организации, которая выполняет следующие важные функции относительно личности:

  • функцию социальной адаптации
  • функцию социальной реабилитации
  • функцию социально-психологической поддержки
  • функция перспективного развития личности

Как видно из вышеизложенного, образование как предмет педагогической деятельности и личность ученика как ее объект, находятся в постоянной взаимосвязи и прямым и косвенным образом влияют друг на друга.

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук

Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки — выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

  • Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
  • описательном, объяснительном;
  • диагностическом;
  • прогностическом.
  • Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
  • проективном;
  • преобразовательном;
  • рефлексивном.
  • Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
  • Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
  • Прогнозирование образования — педагогическая футурология.
  • Внедрение результатов исследования в практику.

Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

  • Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
  • Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
  • Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

Смирнов С. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание — это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

Образование (по Бабанскому Ю. ) — это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т. (воспитание — не единственный фактор формирования личности).

Развитие — реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

Педагогическое взаимодействие — это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем — внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

Современная педагогическая система наук о воспитании:

Межнаучные связи педагогики:

  • С психологией: общий объект изучения — это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
  • Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
  • Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
  • В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
  • История, география, литература, человек, сфера его обитания — все интересует педагогику.
  • Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
  • С медициной (например, лечебная педагогика — наука об обучении и воспитании хворающих школьников).

Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.

Нет науки, которой польза была бы очевиднее

той, какую может доставить педагогика.

Слово«педагогика»происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развиваласьв древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале ХVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагогаЯна Амоса Коменского. К современному времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Педагогика– наука о целенаправленном процессе передачи челове-ческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Н. Бордовская, А. Реан); наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. Мардахаев); особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека (Н. Бордовская, А. Реан); наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. Прокопьев, Н. Михалкович); наука и одновременно отрасль человековедения, т. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. Рапацевич); наука о воспитании человека (Г. Афонина, И. Подласый); особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. Пидкасистый); наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. Бордовская, А. Реан, С. Розум); часть культуры народа, непреходящая ценность (В. Кукушин); теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Харламов); наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. Андреев); одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность – существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, т. в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучаетпедагогика.

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. Бим-Бад).

Объект педагогики – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направлен-ного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

В фундаменте педагогических теорий лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения и образования.

Задачи педагогики. Прежде всего, хотелось бы предостеречь студентов от смешения научных и практических задач в области образования, воспитания, управления педагогическими системами. Основное отличие состоит в том, что задача науки – проводить исследования, а задача школы и учреждений профессионального образования – осуществлять воспитание, обучение и образование учащихся. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотримклассы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между намеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

К важнейшим постоянным задачам принято относить прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки педагогики. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами.

Среди задач, возникших в последнее десятилетие, следует выделить задачу внедрения результатов исследований в практику. Эта задача связана, прежде всего, с появлением рыночных отношений в сфере не только материального, но и духовного производства. Существует извечная борьба между традиционным и инновационным. Педагогика, как и многие другие области теории и практики, изобилует многочисленными фактами сопротивления новому. Масса результатов педагогических исследований даже при явной и бесспорной выгоде их применения остается невостребованной. До недавнего времени ученых это мало беспокоило. Опубликовав свои труды, они не несли ответственности за то, как интенсивно их идеи проникают в жизнь и способствуют совершенствованию школьного и вузовского образования.

Отнесение продуктов научного педагогического творчества к категории интеллектуального товара вынудило исследователей менять свои позиции. Авторы научных разработок в области образования и воспитания уже «на старте» проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные результаты труда пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стоимость работы и обратную связь с пользователем для авторского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.

Педагогическая наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, искать кратчайшие пути и средства внедрения непрерывно появляющихся научных разработок, прогнозировать образовательные структуры будущего, способствовать росту интеллектуально-педагогического богатства общества (П. Пидкасистый).

Следует еще остановиться на тех задачах, которые отнесены к классу временных. Их число, масштабность, сложность, непредсказуемость в определенной степени зависят от социально-экономических условий жизни общества. Решение их диктуется потребностями практики и самой развивающейся науки. Такие задачи относятся к классу задач «быстрого реагирования», например, создание электронных учебников, электронных каталогов, компьютеризация образовательных учреждений и т.

Оцените статью
Добавить комментарий