Перлз

только полные версии книг

Философские науки. Социология

Эта книга была создана на основе аудиозаписей, сделанных на двухдневных семинарах, которые Фредерик Перлз проводил в Институте Эзален (Биг Сур, Калифорния) с 1966 по 1968 годы. Первые четыре главы.

Эта книга — своеобразная автобиография Фрица Перлза, выдающегося психолога и психотерапевта, основателя гештальт-терапии. Он стал легендарной фигурой еще при жизни. Увлекательное повествование.

Фриц Перлз — один из самых эксцентричных и эффективных психотерапевтов нашего столетия. Его работы — это сплав юмора, поэзии и прозрения. В этой книге вы найдете ясное изложение всех основных идей и.

Новость предоставлена пользователем О книге:Фриц С. Перлз – основатель гештальттерапии, одного из ведущих направлений современной гуманистической психологии. Он родился в Берлине в 1893 г. Получив.

Настоящий крупный психолог редко бывает чьим-либо верным последователем. Самый яркий след в истории психологической мысли оставили те ученые, которые, критически переосмыслив традиционные представления, сумели выйти за привычные рамки и сказать собственное слово не только в дополнение, но порою и в противовес мнению авторитетов. К Фрицу Перлзу это относится в высшей степени.

Фрейдист, взращенный ведущими психоаналитиками, на склоне лет говоривший о «фрейдистском вздоре». Психолог, который, по собственному признанию, не прочитал ни одного учебника по гештальт-психологии, но создал направление, названное гештальт-терапией. Союзник многих видных деятелей гуманистической психологии, никогда не причисляемый к этому направлению. Таков Перлз, легендарная фигура мировой психологии.

СЕМЕЙНАЯ АТМОСФЕРА

Фриц (Фредерик Соломон) Перлз родился в Берлине в мелкобуржуазной еврейской семье. Его отец был коммивояжер, с переменным успехом торговавший палестинскими винами. Это был человек, иногда умевший быть заботливым и сердечным, однако более склонный к патетическому морализаторству, за которым Фриц с малых лет начал угадывать лицемерие. Тем более, что ему и двум его сестрам постоянно приходилось наблюдать ожесточенные стычки между родителями, нередко заканчивавшиеся рукоприкладством. Доставалось и самому Фрицу — преимущественно от матери, которая палку для выбивания ковров использовала в «педагогических» целях чаще, чем по прямому назначению.

В такой атмосфере дети нередко вырастают робкими и забитыми. Фриц, напротив, рос отчаянным и непокорным, враждовал с родителями, ломал палки, которыми его били. Он никогда не угодничал, остро реагировал на лицемерие и неискренность. Наверное, именно в детские годы сложился его непростой, бунтарский характер с выраженным стремлением к самораскрытию. Учеником он был неважным, в седьмом классе просидел два года, после чего и вовсе был исключен из школы. Школу он, однако, в конце концов закончил и продолжил свое образование на медицинском отделении Фрейбургского, затем Берлинского университета.

ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

В годы Первой мировой войны Перлз служил военным врачом. Вернувшись с войны в 1920 году, он получил степень доктора медицины в Берлинском университете. В целом врачебная практика не оказала существенного влияния на его научное мировоззрение, если не считать сотрудничества с Куртом Гольдштейном, у которого Перлз работал ассистентом во Франкфуртском неврологическом институте. Гольдштейн не принадлежал ни к одной психологической школе, однако историки науки находят его взгляды созвучными учению гештальт-психологии, а также иногда называют его одним из предшественников гуманистической психологии. Под его влиянием Перлз проникся ощущением того, что человеческий организм следует рассматривать как единое целое, а не как конгломерат по отдельности функционирующих частей. Впоследствии, формулируя суть собственного подхода, Перлз указывал, что для него характерен «анализ не только симптомов или структуры характера, но и всего существования человека».

В конце двадцатых Перлз заинтересовался психоанализом. Лично встретиться с З. Фрейдом в ту пору ему не удалось, но он сумел наладить контакты с многими видными представителями психоаналитического движения. Первоначально учебный анализ он проходил у Вильгельма Райха. Перлз в полной мере воспользовался своим правом выбирать и менять аналитика для учебного анализа: в течение нескольких месяцев его анализировали Хелен Дойч, Карен Хорни и Отто Фенихель. О результатах этого обучения он впоследствии вспоминал так: «От Фенихеля я получил нарушение ориентации, от Райха — наглость, от Хорни — способность к участию без злоупотребления специальной терминологией».

РИСКОВАННЫЙ ПОЛЕТ К ФРЕЙДУ

После прихода к власти нацистов в 1933 году Перлз уехал в Голландию, а год спустя, по рекомендации Эрнста Джонса, близкого друга и биографа Фрейда, перебрался в Южную Африку, в Иоганесбург, где основал Южноафриканский институт психоанализа. В Южной Африке в 1942 году увидела свет и его первая книга — «Эго, голод и агрессия», написанная совместно с женой. Лаура Перлз имела на мужа большое влияние и внесла значительный вклад в создание и развитие его теории. Первая книга Перлза имела подзаголовок «Ревизия теории и метода Фрейда». В Америке в 1966 году она была переиздана с новым подзаголовком «Начало гештальт-терапии».

В 1936 году Перлз ненадолго вернулся в Европу. Небезынтересно, что весь долгий путь он проделал по воздуху, пилотируя личный самолет. Он намеревался выступить с докладом на международном психоаналитическом конгрессе, а самое главное — встретиться наконец с основателем психоанализа. Эта встреча состоялась, однако не принесла Перлзу ничего, кроме разочарования. Он вспоминает, что встреча длилась около четырех минут: Фрейд застыл в дверном проеме и даже не вышел в комнату, в которой находился гость. Короткий разговор ограничился несколькими общими фразами. Не было никакой возможности поговорить об идеях Фрейда, о чем Перлз мечтал годами. Возможно, эта неудачная встреча явилась той каплей, которая переполнила чашу разочарования в психоанализе. Перлз писал: «Мой разрыв с фрейдистами произошел несколькими годами позже. Я пытался сделать психоанализ духовным домом, религией. Позже пришло просветление: я должен принять всю ответственность за свое существование на себя». Тем не менее Перлз всегда сохранял уважение к Фрейду как к великому ученому. Он подчеркивал: «Устарели лишь философия и техника Фрейда, а не его открытия».

АКТИВНЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

В 1946 году Перлз эмигрировал в США и открыл частную практику в Нью-Йорке, пытаясь экспериментировать с сочетанием различных психотерапевтических приемов. В 1951 году в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном он опубликовал книгу «Гештальт-терапия», в которой сформулировал начала своего собственного терапевтического подхода. Вскоре после этого был организован Нью-Йоркский институт гештальт-терапии, центр которого находился в квартире Перлза. Свое жилище Перлз превратил в мастерскую, в которой проводились семинары и групповые занятия.

В 1954 году был также создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей стране.

В 1960 году Перлз переехал на западное побережье Соединенных Штатов, некоторое время жил и работал в Лос-Анджелесе. В 1964 году он вошел в штат знаменитого Эсаленского института в Биг Сур, штат Калифорния.

В 1969 году Перлз перебрался в Британскую Колумбию, где на острове Ванкувер основал гештальт-общину. В том же году он опубликовал две наиболее известные ныне работы — «Гештальт-терапия в дословном изложении» (Gestalt Therapy Verbatum), а также «Внутри и вне помойного ведра» (In and Out of the Garbage Pail). Последняя представляет собой научную автобиографию, написанную в весьма специфической литературной манере. Многие преподаватели рекомендуют студентам начинать знакомство с теорией Перлза именно с последней работы, поскольку в ней наиболее выпукло и зримо предстает фигура самого создателя гештальт-терапии, вне которой трудно представить его новаторские идеи. В конце концов, «лучшим специалистом по Перлзу» был и остается сам Перлз. Вероятно, то же самое можно сказать и о его учении.

РАЗНООБРАЗНЫЕ ВЛИЯНИЯ

Безусловно, на становление идей Перлза оказал значительное влияние психоанализ, хотя и критически переосмысленный. Особое значение, вероятно, имела концепция Райха, в частности его представление о наличии у индивидуума «защитного панциря», благодаря которому сопротивление становится общей функцией организма. (Следует, правда, отметить, что одиозную теорию оргона, позднее выдвинутую Райхом, Перлз воспринял скептически

Сильное влияние оказали на Перлза и работы гештальт-психологов — хотя в изучение их теории он не углублялся, однако внимательно ознакомился с некоторыми статьями Вертгеймера, Кёлера и Левина. Вообще, с гештальт-психологией у Перлза, по его словам, сложились специфические отношения: восхищаясь многими идеями гештальтистов, он, однако, счел невозможным полностью следовать за ними. Перлз отмечал: «Наиболее важной для меня была мысль о незаконченной ситуации, а не о неполном гештальте».

Проблема соотношения фигуры и фона, разрабатывавшаяся гештальтистами в области познавательных процессов, была перенесена Перлзом в область мироощущения в целом. Академические гештальт-психологи такого расширения не принимали. Однако нельзя не признать, что сегодня понятие гештальта фигурирует в психологии главным образом благодаря новаторским трактовкам Перлза.

Важно также отметить определенное влияние на развитие гештальт-терапии идей Дж. Морено: некоторые терапевтические приемы Перлза косвенно почерпнуты из практики психодрамы.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ, ИГРЫ И СНЫ

Основным теоретическим принципом гештальт-терапии является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор. Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент», то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «здесь и теперь». Психотерапевт внимательно следит за изменениями в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент. Большое внимание психотерапевт уделяет «языку тела», являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализаций, самооправдания и уклонения от решения проблем. Технические процедуры в гештальт-терапии называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимыми переживаниями. Игры предоставляют возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности. Цель игр-экспериментов — достижение эмоционального и интеллектуального просветления, приводящего к интеграции личности.

Большое внимание в гештальт-терапии уделяется и работе со снами пациентов. Но, в отличие от психоанализа, сны в гештальт-терапии не интерпретируются. Они используются для интеграции личности. Перлз полагал, что различные части сна выступают фрагментами личности. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа. Перлз сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной.

Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действий протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.

ЗАПОВЕДНЫЕ СЛОВА

Сам Перлз, по мнению знавших его людей, далеко не всегда был настолько ответственным, насколько, по его мнению, должен стать человек по завершении курса гештальт-терапии. Это, однако, не мешало ему быть чрезвычайно жизнерадостной личностью и, как сказали бы сегодня, — харизматической. Фриц Перлз умер в возрасте 76 лет 14 марта 1970 года после непродолжительной болезни. Незадолго до смерти он работал над двумя книгами — «Гештальт-подход» и «Свидетель терапии». Эти работы были изданы посмертно, в 1973 году. В трудах этого оригинального теоретика и практика по сей день продолжают черпать вдохновение все новые поколения психологов, повторяя на свой лад его своеобразную заповедь:

Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты, а я — это я. Если нам случится найти друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь.

Автор Жан-Мари Робин, ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ. Источник — psylib. org. ua​

Фильм «Фриц Перлз: Сессия с Глорией»

​​​​​​​​​​​​​​Вскоре после завершения второй мировой войны в Нью-Йорке поселился немецкий психиатр и психоаналитик Фредерик Соломон Перлз (также известен как Фриц Перлз). Ему за 50, и позади у него плодотворная профессиональная деятельность. Получив профессиональное образование у многих знаменитостей психоанализа и психиатрии того времени, после нескольких лет «классической» практики в Германии он, с приходом к власти гитлеризма, вынужден был эмигрировать, так как был евреем.

Сначала он живет в Голландии, затем его приглашают в Южную Африку, где он открывает Институт психоанализа. Вот несколько важных встреч, которые стали вехами на пути его интеллектуального роста в этот период:

  • Его жена Лора, доктор гештальт-психологии. Она вложит в разработку того, что потом превратится в гештальт-терапию, свое знание этого направления психологии начала века. Начав с изучения психологии восприятия, гештальт-психология постепенно расширилась до изучения любых «гештальтов» (форм, конфигураций) до такой степени, что оказала широкое влияние на всю современную психологию и эпистемологию. Лора также открывает пути для сближения гештальт-психологии с разным направлениям экзистенциализма 20-30х годов, в частности, философии Мартина Бубера («Я и Ты») и Пауля Тиллиха («Мужество быть»).
  • Курт Гольдштейн, врач, весьма известный своей настойчивостью в утверждении целостного подхода к человеку («Строение организма»), отказывающийся в русле гештальт-теоретиков от разделения его на органы, части или функции. Перлз некоторое время будет работать у Гольдштейна ассистентом.
  • Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучается Перлз, и Баухауз, эстетическое движение. Оба эти течения оказывают большое влияние на культурную жизнь Берлина 20-х годов.
  • Психоаналитики, такие как Карен Хорни, Клара Гаппель, Елена Дейч, Пауль Шильдер и некоторые другие, которые были его аналитиками или супервизорами.
  • Вильгельм Райх, «отколовшийся» психоаналитик. В частности, своими работами о «мышечном панцыре» и характерологических структурах, он самым активным образом ввел в психотерапевтическую работу телесное измерение.
  • Ян Шмутц, философ и политический деятель в Южной Африке; ввел в 20-е годы понятие «холизм» и содействовал развитию целостного подхода к человеку и материи.

Эти разнообразные влияния соединились в первой работе Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия», опубликованной в 1942 году. Ее подзаголовок – «Пересмотр теории Фрейда и его метода» – уже указывает на дистанцирование от традиционного психоанализа. Со временем эта дистанция будет только увеличиваться, закладывая основы будущей психотерапии.

Создание гештальт-терапии и вклад П. Гудмена

По приглашению Карен Хорни и Эриха Фромма, известного своим определением «экзистенциального психоанализа», Перлз, пользующийся благодаря своей книге некоторым авторитетом среди «группы посвященных», приезжает в Нью-Йорк. Ступив на американскую землю, он мог бы, подобно Фрейду, своему ненавистному учителю, воскликнуть: «Они не знают, что я приехал, чтобы принести им чуму!»

Некоторое время спустя, войдя в нью-йоркскую жизнь, Перлз начинает сотрудничать с Полом Гудменом, который быстро становится важнейшей фигурой в развитии гештальт-терапии. Перлз, несомненно, обладал гениальной клинической и теоретической интуицией, но он не был ни блестящим интеллектуалом, ни талантливым писателем. Ему требовался «негр», чтобы привести в порядок рукописи, над которыми он работал в Африке в течение двадцати лет. Таким образом, Пол Гудмен, непризнанный писатель-эссеист, поэт и литератор, вынужден был поставить на службу идеям Перлза все свои литературные, философские и психоаналитические знания. Но теперь совершенно очевидно, что он сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и что он придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него так, возможно, и остались бы в черновых набросках.

Потом эти идеи, которые лягут в основу «Гештальт-терапии», опубликованной в 1951 году, будут долго обсуждаться и подвергаться экспериментальной проверке в маленькой нью-йоркской группе.

Вокруг Перлза, его жены Лоры и Пола Гудмена объединяются Изадор Фром и некоторые другие, известные под именем «Семерки». Вскоре они создают в Нью-Йорке первый Институт гештальт-терапии.

Когда книга, над которой работали Гудмен, Перлз и другие члены группы, была почти готова, причем ее последняя глава была отредактирована наспех, издатель потребовал прибавления к книге практической части. И, к большому сожалению всей группы, раздел, написанный Xeфферлином, где описывались опыты, проведенные со студентами университета, превратился в первую часть книги.

С точки зрения издателя, тем самым публике давалось понять, что издание поддерживалось авторитетом университета. С другой стороны, книга приводилась в соответствие с бытовавшей тогда модой на сочинения типа «Сделай сам». Все это должно было способствовать ее успешной продаже. Эффект получился едва ли не обратным, так как часть, написанная Хефферлином, отпугнула профессионального читателя, для которого собственно эта книга-манифест и предназначалась, а ее распространение в течение нескольких лет оставалось относительно скромным.

Как бы там ни было, в 1951 году этот основополагающий труд по новой терапии, авторами которого значились Перлз, Хефферлин и Гудмен, был издан под названием «Гештальт-терапия, возбуждение и рост в человеческой личности». Он явился результатом размышления исследовательской группы, разнообразной по своему составу и путям, пройденным ее членами.

Хотя вскоре сформировалось еще несколько групп, придерживающихся этого подхода, в частности в Кливленде (на базе которой возник Кливлендский институт гештальт-терапии вокруг Е. Полстер) и в Калифорнии (вокруг Джима Симкина), для гештальт-терапии и для Перлза начался долгий переход через пустыню.

Перлз был уже немолод, и ему хотелось получать больше знаков внимания. Между тем Лора Перлз и Изадор Фром продолжали свою работу психотерапевтов и тренеров в Нью-Йорке и сосредоточились на развитии метода. Пол Гудмен после десяти лет практической работы и преподавания оставил терапевтическую практику, чтобы полностью посвятить себя литературному творчеству и своим эссе. Он обрел наконец такую известность, что после его смерти писательница Сюзен Зонтаг написала: «Он был нашим Сартром, он был нашим Кокто». Другие отцы-основатели пошли своими путями, а Перлз коротал время между туристическими путешествиями полупенсионера и поездками для преподавательской деятельности во все концы Соединенных Штатов.

Калифорнийские годы

В середине 60-х годов Перлз был на время приглашен в Эсален – только что открывшийся центр на берегу Тихого океана в Калифорнии, ставший Меккой для «Движения за осуществление возможностей человека». Можно предположить, что Эзален и Перлз каким-то образом придали друг другу сил, и вскоре в демонстрациях Перлза, следовавших друг за другом почти непрерывно, участвовала широкая аудитория.

Гештальт-терапия тогда испытывала значительный подъем, и Институты и Центры, заявляющие о своей приверженности этим взглядам, развивались иногда в лучшую сторону, но часто и в худшую. Действительно, сам Перлз продолжал работать с неизбывной творческой энергией, и в основе его творчества лежал огромный опыт 45-летней клинической, психиатрической и психотерапевтической работы. Тем не менее он отдавал дань моде того времени, которая считала любую теорию «интеллектуальным онанизмом » и заменяла ее хлесткими рекламными слоганами. Мода также постоянно требовала от него новизны любой ценой, иногда даже ценой запутывания самое основ гештальт-подхода.

Тяжкие последствия этих «событий 68-го года» в истории гештальт-терапии дают о себе знать по сей день. Можно согласиться, что на этой фазе в психотерапевтической практике и повеяло свежим ветром, но недостаток четких позиций и всякого рода крайности сильно пошатнули доверие к новому подходу.

Разномастные «ученики чародея», воспроизводившие без разбора то, что им довелось наблюдать в практике учителя, однако не имевшие при этом ни его опыта, ни его таланта клинициста, потерпели крах, точнее говоря, эффективность их терапевтических вмешательств оказалась равной нулю. Кроме того, многие профессионалы, которые столкнулись с конъюнктурной формой гештальт-терапии, убедились, и убеждены до сих пор, что она не имеет под собой никакой серьезной теоретической базы. Это распространенное мнение стало серьезным препятствием для тех, кто желал вести долгосрочную психотерапевтическую работу с пациентами.

После Перлза

После смерти Перлза в 1970 году можно было проследить следующие важные процессы в гештальт-терапии.

Одни, следуя моде, обратились к другим методам психотерапии. Другие, приняв свое незнание теоретических и клинических основ гештальт-терапии за их отсутствие, восполнили этот недостаток тем, что приняли теоретические положения, которые, как им казалось, имели какое-то отношение к практике Перлза последнего периода. В частности, некоторые гештальтисты, сохранив гештальтисткую методологию и технологию, обратились к психоаналитической теории, чаще всего к англосаксонским течениям, к психоанализу объектных отношений или к тем, кто отдает предпочтение субъектности и интерсубъектному анализу.

Некоторые восполняли свою несостоятельность, аккумулируя и комбинируя различные подходы, будто дополнительное введение биоэнергетических и психодраматических методик, работы в бассейне, массажа или других приемов могло служить заменой недостающего «остова» адекватной метапсихологии.

Наконец, кое-кто вновь обратился к забытым источникам, к фундаментальным текстам, к преподавателям-практикам, которые не прекращали на них опираться и их развивать. Таким образом, Лора Перлз, Изадор Фромм и другие члены группы, основавшей гештальт-терапию, вышли из тени, в которую их погрузило калифорнийское солнце Перлза, и дали возможность большой части сообщества гештальтистов вновь обрести смысл этого подхода в его радикальности и творческой энергии, вокруг теории «self», намеченной Перлзом и Гудменом в 1951 году.

Современная ситуация

Сейчас гештальт-терапия переживает значительный подъем, особенно в Европе, где она смогла найти множество культурных корней (психоанализ, феноменология, экзистенциализм, гештальт-психология и т. Этот рост прямой (принимая во внимание растущее число практиков и углубление их компетентности и собственных запросов, растущее число пациентов, находящих благодаря этому росту пути, которые они не смогли бы проложить самостоятельно), и одновременно косвенный, через постепенную ассимиляцию (часто неосознаваемую) другими современными психотерапевтическими направлениями, – в частности, психоаналитическими, – множества понятий и инструментов, разработанных гештальт-терапией на протяжении пятидесяти лет. Конечно, относительная молодость и недостаточная склонность к написанию текстов у многих практиков приводят к тому, что многие темы все еще нуждаются в развитии, что взаимодействие идей и практических дел сегодня все еще затруднено. Автострады мысли, конечно, используются чаще, чем проселочные дороги. Однако, профессионалы-соседи, которые рискуют проверить на самом деле, действительно ли дошедшие до них слухи о гештальт-терапии оказываются обоснованными, всегда поражаются убедительности, творческой энергии, свободе мысли и эффективности клинических воздействий этого направления, далеко не такого поверхностного, как кому-то хотелось заставить их думать.

Множество институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах мира: от Японии до Скандинавских стран, от России до Латинской Америки, от бывшей Югославии до Израиля или Берега Слоновой Кости. Если не считать некоторых непримиримых гештальтистов, тоскующих по псевдоперлзовской спонтанности, или некоторые эзотерические отклонения, гештальт-терапия в целом вновь обрела свои теоретические, практические и клинические корни и сумела впитать в себя достижения современного психотерапевтического знания, а иногда делая свой вклад в это знание.

Фредерик Саломон Пёрлз (нем. Friedrich Salomon Perls), также известен как Фриц Пёрлз — ( 1893-1970), еврей немецкого происхождения, психиатр, психотерапевт, основатель гештальт-терапии (совместно с Лаурой Перлз (Laura Perls) и Паулем Годманам (Paul Goodman)).

Биография

Фриц Пёрлз родился в Берлине в 1893 году. В 1913 году поступил на медицинский факультет без особого интереса к этой науке, однако в 1921 заканчивает с учёной степенью доктора наук.

В период экономического кризиса в Германии эмигрирует в США, а в 1924 возвращается и начинает работать как психоаналитик. Именно с этого момента Перлз усомнился в совершенстве фрейдовской теории психоанализа.

В 1930 году женится на Лоре Познер; двое совместных детей, Рената и Стивен.

В 1933 году, после прихода к власти режима Гитлера, Фриц Перлз, Лаура и их старший ребенок Рената бежали в Нидерланды, а год спустя они эмигрировали в Южную Африку, где Фриц работал, вместе с женой Лаурой, над своей книгой «Эго, голод и агрессия» (впервые опубликована в 1942 году).

В 1942 году Фриц пошёл в южноафриканскую армию, где он служил в качестве психиатра в звании капитана до 1946 года.

В 1946 году Перлз переехал в Нью-Йорк, а в 1960 году в Калифорнию, где работал как член Эсален-института в Биг Сур.

Подробнее биография Фрица Перлза изложена в статье Сергея Степанова Фриц Перлз — биография

Публикации

  • «Практика гештальт-терапии»
  • «Эго, голод и агрессия»
  • «Внутри и вне помойного ведра»
  • «Свидетель Терапии»
  • «Опыты психологии Самопознания»
  • «Гештальт-Семинары» (Gestalt Therapy Verbatim)

О книге «Гештальт-семинары»

Эта книга была создана на основе аудиозаписей, сделанных на двухдневных семинарах, которые Фредерик Перлз проводил в Институте Эзален (Биг Сур, Калифорния) с 1966 по 1968 годы. Первые четыре главы представляют собой лекции, в которых Перлз

Фриц Перлз

Основателем метода гештальт — терапия считается Фриц Саломон Перлз (1893-1970). Его базовым образованием был психоанализ и долгое время Перлз практиковал именно его. Началом истории гештальт — терапии можно считать появление книги «Эго, голод и агрессия» (1942), в которой представлено довольно радикальное переосмысление теории Зигмунда Фрейда — основателя психоанализа.

Отличительные черты гештальт терапии

Несмотря на то, что сам Фриц Перлз считал, что теория построена на базе психоанализа, вполне очевидно, что на его детище оказало влияние множество различных подходов к психотерапии, а также, философия экзистенциализма и идеи течений — Дзэн Буддизм и Даосизм. Так автор делал очевидный акцент на потоке непосредственных переживаний индивида («здесь и сейчас») — мыслях и чувствах, а также декларировал личную ответственность человека за состояние его собственного сознания.

Отличительными чертами гештальт метода стало смещение акцента в отношении построения важнейших вопросов психотерапии с вопроса «почему, на вопросы «что» и «как».

Это, казалось бы незначительное изменение, оказало огромное влияние на ход самого процесса, потому, что в таком ракурсе личная история клиента отходила на второй план, а самым важным становилось его актуальное переживание в настоящем. Отсюда нетрудно понять, что это коренным образом меняло психоаналитический подход к работе психолога.

Несмотря на то, что Перлз оставил довольно много трудов посвященных методу, ни в одном из них не содержится сколь-нибудь систематического изложения материала — ни одну из его книг нельзя назвать учебником по гештальт терапии. Этот, казалось бы, странный факт, вполне вписывается в концепцию автора, который всегда считал, что единственный путь к пониманию метода, это практический опыт по его освоению. По этой причине многие из его трудов содержат большое количество описаний методик и работы с клиентами, но редко, их теоретические обоснования.

Однако, после смерти Перлза в 1970 году, его последователи сделали попытку заполнить этот пробел, выпустив книгу-руководство под названием «Интегрированная гештальт терапия» (Э. Полстер, М. Полстер, 1973). Именно на основе этих данных и излагается теоретическое обоснование метода, которое, вне всякого сомнения, необходимо.

Оцените статью
Добавить комментарий