Нормы поведения детей в доме

Составление списка домашних обязанностей ребенка – ответственность родителей. От того, насколько правильно он составлен, будет зависеть атмосфера в доме: любви и согласия или принуждения и упорства. Хорошо, когда количество дел увеличивается постепенно и пропорционально возрасту. При этом все задачи посильные, и не свались на ребенка «как снежный ком на голову».

Первые домашние обязанности

Современные родители с раннего детства уделяют много внимания творческому развитию детей: посещают всевозможные кружки, «развивашки», отдают в спортивные секции. В круговороте событий у детей практически не остается свободного времени. И тогда заботливая мама думает: «Пусть чадо отдохнет, приберусь сама».

Но у медали есть обратная сторона. Подросток, который никогда не помогал по дому или делал это периодически, будет возмущен тем, что «обязанности мамы» лягут теперь на его плечи. И будет отчасти прав. Все аргументы, которые приводила родительница против его участия в домашних делах в более раннем возрасте, будут использованы, чтобы отстоять свою позицию и избежать «каторги».

Постепенное приучение к домашнему труду – важный этап взросления. Начиная с 3 лет ребенок уже способен выполнить несложные поручения.

Список для мальчиков и девочек 3-4 лет

В 3-4 года, а бывает и раньше, дети начинают активно подражать родителям. Они с удовольствием гремят кастрюлями и не прочь повозить мокрой тряпкой по полу. Это значит, что пора поддержать стремление малыша «быть взрослым».

Домашние обязанности для детей 3-4 лет
1Собрать игрушки после игры
2Класть грязную одежду в бельевую корзину
3Помочь разобрать пакеты с продуктами
4Вытереть пролитую жидкость
5Вытереть пыль с низкой мебели
6Мыть за собой горшок
7Убрать крошки со стола после еды
8Заправлять постель
9Складывать полотенца
10Помогать в готовке: вырезать печенье формами, украшать торт, добавлять варенье, смешивать продукты

Чтобы ребенок брался за работу по дому с энтузиазмом и удовольствием, важно относиться к качеству уборки снисходительно. В первое время выполнять вышеперечисленные обязанности надо вместе, показывая очередность действий. Малыш должен четко знать, куда и какие складывать игрушки, какой тряпочкой вытирать пыль, где находится грязное белье. В этом возрасте работа по дому для детей выглядит, как игра. Важно не нарушать представление, а всячески поддерживать, превращая скучные дела в интересные с помощью стишков, прибауток, поощрений.

Список для девочек и мальчиков 5-6 лет

Дети средней и старшей группы детсада более осознанные и ловкие. Они могут выполнять довольно ответственные поручения. Это время ролевых игр, когда мальчики и девочки не просто копируют родителей, но и вживаются в роль. Следует показать ребенку всю важность его помощи, заострить внимание на положительных моментах: проявлении инициативы, высокой скорости, старательности и т.

Домашние обязанности для ребенка 5-6 лет
1Кормить домашнего питомца
2Поливать цветы
3Помогать накрывать на стол
4Смешивать салаты, намазывать масло на хлеб, собирать бутерброды, чистить яйца
5Поддерживать порядок в шкафу с одеждой и в ящике с игрушками
6Протирать от пыли мебель и вещи на полках
7Вырывать сорняки
8Мести пол детскими веником и совком
9Мыть пол от пыли
10Помогать складывать одежду, одеяла, постельное белье

Список домашних дел для школьников 1 класса

С началом обучения в школе ребенок становится более ответственным и самостоятельным. Многие первоклассники вынуждены дожидаться прихода родителей с работы.

Школьник должен уметь себя обслуживать и поддерживать чистоту в жилище.

Домашние обязанности для детей 6-7 лет (1 класс)
1Просыпаться по будильнику
2Собирать портфель и одежду в школу
3Готовить простые холодные блюда (бутерброды, сухие завтраки) и разогревать пищу
4Мыть тарелки и кружки, столовые приборы
5Пылесосить
6Совершать мелкие бытовые покупки: суметь купить соль, хлеб, масло
7Выгуливать домашнего питомца
8Выносить мусор
9Аккуратно складывать одежду
10Чистить овощи

Список домашних обязанностей для детей 8-9 лет

Начиная со 2 класса список домашних обязанностей можно несколько расширить. Детям зачастую это не нравится. К 8 годам они перестают воспринимать работу по дому, как игру и успевают «насытиться» самостоятельностью. Прибавляя обязанности, важно давать некоторые привилегии, права. Например, позже ложиться спать, выбирать фильм для вечернего просмотра, досуг для семьи.

Домашние обязанности для детей 8-9 лет
1Составлять распорядок дня и придерживаться его
2Следить за чистотой и опрятностью одежды
3Нарезать овощи, фрукты, сыр
4Уметь готовить каши, яичницу, отварные макароны, другие простые блюда
5Ухаживать за своим транспортным средством (самокатом, велосипедом): мыть, смазывать
6Мыть свою обувь
7Уметь постирать свое нижнее белье и носки
8Помогать сменить постельное белье
9Мыть пол от грязи, следов обуви
10Покупать бакалейные продукты по просьбе родителей

К 10 годам ребенок многие домашние обязанности дети выполняют автоматически (или не выполняют). Самое время подтянуть «хвосты», и помочь ребенку освоить навыки, которые он по каким-то причинам не освоил в более раннем возрасте.

Домашние обязанности для ребенка 10 лет
1Уметь обращаться со стиральной машиной, развешивать белье
2Подметать, пылесосить
3Ухаживать за домашним питомцем и комнатными растениями
4Мыть посуду, включая сковородки и кастрюли
5Поддерживать чистоту туалета и ванной (мыть после себя, пользоваться ершиком)
6Суметь приготовить блюда не только для себя, но и семьи
7Покупать продукты по списку
8Выполнять мелкий ремонт одежды: зашить дырку по шву, пришить пуговицу
9Наводить порядок в шкафах и ящиках
10Проводить влажную уборку

С ребенком 10-ти лет нужно договариваться и уметь находить компромиссы. Нельзя передавать всю работу по дому, даже если она по возрасту. Подростки могут бунтовать, если чувствуют несправедливость. К тому же по закону каждый ребенок имеет право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья (физического, умственного), или препятствовать получению образования, социальному развитию. Также он имеет право на отдых.

В 10 лет мальчики и девочки могут иметь сильные отличия в интересах. И хотя психологи и педагоги советуют не разделять домашнюю работу по гендерной принадлежности, можно предложить детям разного пола свой список заданий.

В силу своих психологических особенностей девочки более усидчивы и внимательны к деталям, чем мальчики. Им легче даются домашние задания, требующие высокой концентрации. Начиная с 10 лет, многие девочки становятся настоящими маленькими хозяюшками. Можно доверить им более сложную и ответственную работу.

Домашняя работа для девочки 10 лет
1Глажка простой одежды
2Помощь в кормлении, одевании младших братьев и сестер, прогулки с ними
3Сбор ягод, овощей с грядки
4Посадка цветов, оформление клумбы
5Участие в составлении меню, совместное приготовление сложных блюд, десертов, выпечки
6Сервировка стола
7Смена постельного белья

Для мальчиков 10 лет важно чувствовать себя героями, настоящими взрослыми, которые вносят значимый вклад в домашний быт. Они полны энергии, сильнее и смелее девочек. Мальчикам проще справляться с задачами, которые нужно выполнить за короткое время, и при этом проявить смекалку.

Домашняя работа для мальчика 10 лет
1Помощь в ремонте дома: забить гвоздь, прикрутить гайку, собрать мелкую мебель
2Сбор фруктов с дерева
3Планирование и перестановка мебели с родителями
4Помощь в несении тяжелых сумок
5Рыбная ловля
6Совместное приготовление пищи на мангале или костре
7Участие в планировании семейного бюджета

Оформление списка дел для ребенка – советы и примеры

Для маленьких детей можно распечатать отдельную таблицу с картинками и полями, в которых можно поставить галочку или приклеить (нарисовать) смайлик. Настроение смайлика может показывать, с какими чувствами ребенок выполнял домашнюю работу. Если какая-то обязанность вызывает грусть, злость, возможно, стоит пересмотреть список заданий. Шаблоны:

Задания для ребенка важно подбирать индивидуально и с учетом его мнения. Кто-то любит поливать цветы, другой будет рад выносить мусор и выгуливать питомца, а третий с удовольствием удивит семью кулинарным шедевром.

Вопросы и ответы

«Девочка должна ловко управляться с тряпкой и хорошо готовить, а мальчик – уметь забивать гвозди и стремиться зарабатывать». Этот распространенный стереотип разрушил немало семейных пар. Он берет начало из детства, когда девочкам и мальчикам поручают разные домашние обязанности, кому-то делают поблажки, а кому-то нет. В современном мире женщины искусно изготавливают мебель, а мужчины становятся рестораторами и именитыми поварами. Любая работа должна распределяться между людьми, исходя из интереса и способности ее выполнить. Это не связано с полом.

Когда стоит освободить ребенка от выполнения домашних обязанностей?

Болезнь и плохое самочувствие – веские причины освободить ребенка от домашних дел. При загруженном графике нужно смотреть по ситуации. Важно оставить 1-2 часа свободного времени, а после занятий дать полчаса на отдых и восстановление. Неправильно освобождать от домашних обязанностей ребенка, который хочет погулять или считает, что в выходной день или каникулы должен отдыхать с утра до самого вечера. Родителям следует объяснить, что домашние дела должны быть выполнены так или иначе. Возможно, в более удобное для ребенка время.

Если с раннего возраста выполнение домашних обязанностей в семье для ребенка норма, то в подростковом возрасте просьбы о помощи не вызывают протеста. Дела по дому нужно подбирать по возрасту, с учетом загруженности, характера, талантов малыша. Возможно, какую-то работу он сможет выполнять раньше своего возраста, а другую позже. Все индивидуально. Списки обязанностей – пример, на который стоит ориентироваться, но никак не прямое руководство, которому нужно в точности следовать.

Как ни крути, установление законов и правил- ключевой момент в воспитании. В этой статье я расскажу про некоторые принципы этого сложного дела

Зачем они вообще нужны эти правила? Только для того, чтобы ребенок делал то, что нам нужно?

Вы не понимаете, где находятся магазины, почта, кафе. Языком вы владеете, но плохо. Вам захотелось есть, и вы решили подойти к незнакомой женщине, чтобы спросить. И вдруг она визжит и отталкивает от себя, а вокруг вас собирается толпа, и видно, что они не прочь с вами разделаться. Вы в шоке и не понимаете, что происходит. Что вы такого наделали? Но потом подходит представитель закона и говорит, что на первый раз вам прощается, однако в их стране нельзя подходить к женщине, если вы иностранец. Это серьезное преступление против личности. Вы удивлены, но у вас нет иного выхода, как принять это, как должное. Вам даже становится чуть легче: этот незнакомый мир стал чуточку понятнее.

С ребенком та же история. Он не имеет представления о взрослых понятиях, нормах. И чем четче правила, которые вводят родители, тем легче живется ребенку. Ведь у него больше знаний о мире и больше алгоритмов действия!

О правилах нужно дать понять. Родители часто делают ошибку, думая «он же должен понимать, что этого делать нельзя». Однако ребенок не понимает, и винить его не за что. Без этого ребенок придумает свои правила и понятия, и тогда держитесь!

Ребенку не нужно слишком много свободы. Вседозволенность – опасная вещь. Звучит странно, но ограничения для ребенка, — тоже проявление заботы! Один из классиков детской психотерапии писал «в обстановке вседозволенности дети не чувствуют себя в безопасности, не верят, что их ценят и принимают».

Не бойтесь быть строгими, не подчиняйтесь детям! Не бойтесь слез, обид, и агрессии.

Ребенок примет ваши законы, только потому, что у него нет другого выбора. Когда вы в меру строги, вы даете понять ребенку, что вас стоит слушать, вы главнее, умнее, и вам нужно доверять. И ребенок на самом деле часто хочет вам подчиняться. Но для этого ему нужно чувствовать вашу силу, и властную заботу. Вы по иерархии – выше, и ребенок должен это понимать.

Запреты должны соответствовать возрасту. Если ребенок мал (до 2х лет) и лезет к чужой собаке, лучше увести его за руку, четко сказав «нельзя, полезешь, будет больно, укусит». Установление запретов в этом возрасте довольно сложная вещь. Но главное — четко дать понять ребенку, что вы позволите ему сделать, а что — нет. Нельзя будить папу после работы. Нельзя бить посуду. Нельзя брать деньги. Объяснения и красноречие здесь работать не будут. Когда ребенок это делает — прекратите это действие, перехватив ручку и скажите четко что то типа «посуду не раскидывай», и уведите ребенка. Вообще, чем ребенок младше, тем он больше понимает телесный контакт. Но физически наказывать не стоит.

В большинстве случаев ребенок не хочет вас побесить — он просто делает свою ребеночью работу. Поэтому попробуйте относиться к разбрасыванию вещей и ломанию игрушек легче — это развитие, которое идет своим чередом.

Не бойтесь говорить «нельзя». Некоторые люди утверждают, что если скажешь ребенку «нельзя», то это приведет чуть -ли не к психологической травме.

На самом деле, все хорошо в меру. Ситуация : ребенок ударил дедушку, и собирается это сделать еще раз. А вы садитесь перед ним на корточки, глядя ему в глаза, и проникновенно, как равному, говорите : «Ты очень хочешь ударить дедушку ты на него злишься, но когда ты это делаешь я сержусь». Не очень-то эффективно выглядит, правда? Как раз в этом случае нужно перехватить руку ребенка, и внушить «дедушку бить нельзя», и увести. А вот когда успокоится, можно и про чувства сказать, если ребенок достаточно взрослый для этого ( примерно от 2,5 лет).

Также мы говорим «нельзя», если: ребенок подходит к незнакомым животным, лезет к розеткам, огню, плите. Ну и т. Но не перестарайтесь. Ребенок исследует окружающий мир, и если его одергивать по любому поводу, вот тогда будут расти беспомощность, боязливость, пассивность.

Говорить о правилах – это необязательно конфликт! Часто получается, что внедрение каких-то правил и запретов связано с конфликтами: — о правилах говорится, только когда ребенка ругают. «Вот ты бестолочь, зачем мучаешь кота, его нельзя тянуть за хвост». Вроде и о правилах сказано, но ребенок услышит лишь обвинение и ваш уничижительный тон. Ваш полезный посыл просто утонет.

Можно сказать «ты тянешь кота за хвост, ты хотел с ним поиграть, но ему так больно. Давай покажу, как можно играть». Конечно, это вовсе не гарант, что ребенок не будет это делать! Но он, по крайней мере, будет осведомлен о правилах, и можно считать, что вы сделали большую работу.

За нарушение известных ребенку правил должны быть последствия. Когда правила нарушать безопасно, то и следовать им тяжелее. В случае, если ребенок и дальше будет истязать кота, то можно предупредить «кота за хвост тянуть нельзя. Если будешь так делать, никаких мультиков(сладкого) тебе не будет. Когда вы только угрожаете, но не выполняете (даете конфету), считайте, воспитательный момент обнуляется.

Будьте четкими, и немногословным. Не надо растекаться мыслью по древу. Достаточно сказать «лезть на кровать с ногами нельзя» — и убрать ребенка с кровати, или «кота за хвост тянуть нельзя» и либо увести ребенка, либо показать, как общаться с животиной.

Будьте последовательным. Законов и правил не получится, если они не будут в системе. Если вы сегодня разрешили что-то, а завтра то же самое запретили, это уже не будет восприниматься ребенком, как что-то важное. Он не только не усвоит правило, но и мир станет еще более хаотичным, ведь категории «можно и нельзя» в этом случае размываются.

А что нужно запрещать, а что нет? Для начало хорошо бы понять, что ребенку можно, а что нет. Для этого поможет визуальное пособие «светофор». В зеленом секторе расположено то, что ребенку можно вообще всегда, и по собственному усмотрению. В какие игрушки сейчас играть, с каким детьми общаться. В желтом – те ситуации, где есть ограничения. Например, мультики ребенок смотрит какие захочет, но сколько их – решают родители. В оранжевом – то что можно в особенном случае. Например, лечь поздно в Новый год. И в красном – то, что нельзя никогда. Вообще. Ни в каких случаях. Например, бить родных, ломать вещи и т. Когда ребенок мал, этой методикой пользуйтесь для себя. Лет с 5 можете вместе придумать правила и законы.

Мы часто спрашиваем известных людей, какими идеями они руководствуются при воспитании своих детей. Сегодня наш блогер, практикующий психотерапевт Анна Щербий-Шендоган, делится своими правилами воспитания счастливого и талантливого ребёнка.

Я рада быть мамой ребёнка, изо дня в день меняющего меня и мою жизнь к лучшему. Помню ту растерянность, когда, имея за спиной бэкграунд в виде многочисленных проектов, собственного бизнеса и привычки держать всё под контролем, в 30 лет стала мамой. Выигрывать тендеры и находить подход к клиентам оказалось более простой задачей, чем воспитание маленького человека.

Я оказалась в новых условиях, когда не всегда полагаешься на себя и учишься находить во многом компромисс. Мне не хотелось допустить ошибок, с которыми взрослые дети потом обычно приходят к психотерапевтам.

Пришлось прошерстить не одну книгу о детском сне, изучить этапы развития и различные теории. Уверена, сегодня большинство мам читают специальную литературу: мы стали осознаннее относиться к материнству. Нужно отдать должное моим опытным советчикам — друзьям и родственникам, которые мне помогали советам. Когда ты становишься мамой впервые и ничего не умеешь, это нормально. Сначала я внимала их советам, а потом решила, что мне необходимо получить образование в направлении «позитивная психотерапия». Поделюсь с вами приёмами воспитания, которые помогут вырастить не только гения, но и счастливого человека:

Демонстрировать хорошие привычки собственным примером. Банальный совет, но если вы хотите донести до ребёнка, что заниматься спортом — здорово и нужно, значит, вся семья с утра должна уделять десять минут зарядке.

Защищать границы своего ребёнка и его права. Важно узнать точку зрения ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами. Он должен знать, что родители всегда встанут на его защиту.

Верить в своего ребёнка. Важно не забывать часто и правильно мотивировать его: не просто скупым «Молодец!», а фразами «Ты сможешь!», «Мы верим в тебя!», «Мы всегда поддержим!».

Рассказывать ребёнку, что путь к большой мечте редко обходится без жертв. Например: «Сейчас мы можем сэкономить и не купить эту игрушку, чтобы поднакопить денег и купить новый велосипед».

Принимать ошибки ребёнка и не пилить его за них. Важно объяснить, что ошибка — это тоже опыт, проанализировать ситуацию вместе. Лучше учиться на маленьких ошибках, нежели впоследствии решать большие проблемы.

Наблюдать, чего именно ребёнок хочет и что у него получается. Не забывайте, успех — это лишь 10% везения, всё остальное — усердие и труд.

Раскладывать большую цель на маленькие шаги. Дочь хочет стать балериной? Узнайте сперва сами, как достичь этого, а потом поделитесь опытом с ребёнком.

Рассказывать ребёнку, что не стоит бояться выделяться и выдвигать свои идеи. Мы с семьёй живём в Турции, и моя дочь может смело танцевать в ТЦ или петь песни на украинском посреди улицы. Это пока лишь мелкие проявления её индивидуальности, но они мне определённо нравятся.

Рассказывать, что деньги дают людям много возможностей: путешествия, образование за границей, качественная еда, страховка. Необходимо, чтобы ребёнок понимал, зачем родители зарабатывают деньги, и хотел сам в будущем их зарабатывать.

Формировать в семье ценности, которые ребёнок возьмёт с собой во взрослую жизнь, например честность, трудолюбие, настойчивость, умение не сдаваться, быть верным себе и так далее.

Позволять ребёнку мечтать, не мешать ему. Однажды его фантазия может стать реальностью, а он — гением своего времени.

Не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, например почистить зубы или убрать игрушки. Не стоит лишать сына или дочь самостоятельности.

Защищать талант ребёнка и учить его защищаться самому. Увы, далеко не всегда окружающие готовы с энтузиазмом принимать чужие таланты. Существует три варианта решения проблемы: бежать, договариваться и давать сдачи. Все три можно использовать, пусть ребёнок помнит об этом.

Не демонстрировать ребёнку свои родительские амбиции. Ваш внутренний ребёнок обязательно захочет наверстать упущенное за счёт ваших детей, поэтому лучше дотанцуйте, дорисуйте и доиграйте в футбол сами. Пусть ребёнок занимается своим любимым делом.

Не говорить, что ребёнок вам что-то должен. Это большая ответственность, которую он не готов нести всю свою жизнь.

Это лишь небольшая часть того, что мне удалось осознать в вопросе воспитания детей. Я вспоминаю об этих 15 пунктах каждый раз, когда нам с мужем хочется, чтобы было по-нашему, лучше или проще. Самое важное правило — быть одной счастливой командой.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Оцените статью
Добавить комментарий