Контрольный вопрос (секретный вопрос) — дополнительный пункт, заполняемый пользователем при регистрации на сайте для восстановления доступа к личному аккаунту в случае утраты пароля. Является необязательным и заполняется по желанию.
«Как называется улица, на которой вы выросли?», «Как звали вашего первого питомца?», «Модель вашей первой машины?». На эти и другие вопросы нам предлагают ответить при регистрации на многих ресурсах, чтобы ваш аккаунт было сложнее взломать. Какие контрольные вопросы наиболее безопасны и почему?
Контрольные вопросы обычно вводят на случай, когда вы будете заходить в свою учетную запись с незнакомого устройства или вам нужно будет восстановить её после того, как забыли пароль или возникли проблемы со входом в систему. О чем нужно беспокоиться, выбирая контрольные вопросы и ответы на них?
- Не выбирайте очевидные или легко подбираемые вопрос и/или ответ. Самый популярный контрольный вопрос – «Какова девичья фамилия вашей матери?». Раньше эту информацию действительно могли знать немногие, но сейчас в социальных сетях есть большинство из нас, а женщины указывают свою девичью фамилию в профиле, чтобы общаться с людьми, которые знали их до замужества. Если ваша мать имеет профиль в социальной сети, то ответ на этот вопрос найти при желании не составит труда. То же самое и с другими легко узнаваемыми данными, такими как ваш родной город, имя питомца, любимые фильмы, еда, футбольная команда и другие.
- Ответ на контрольный вопрос не обязательно должен быть точным и правильным. Как правило, сервисы, предлагающие эту опцию, не проверяют ваши ответы, поэтому вы можете написать всё, что угодно. Главное условие – обязательно записать или запомнить свой ответ. И не стоит выдумывать настолько сложные ответы, что вы сами их забудете уже через пару дней.
- На многих сервисах ответ на секретный вопрос чувствителен к регистру. Если вы где-то записываете свои пароли, запишите также вопросы и ответы, причём обязательно отметив прописные и строчные буквы, цифры, орфографию, специальные символы.
Мы рекомендуем хранить информацию о контрольных вопросах вместе с паролями и обновлять её, чтобы обеспечить безопасность своих личных данных в Интернете. Например, для этого подойдёт безопасный менеджер паролей или простой блокнот.
Метод контрольных вопросов (МКВ) — это своего рода краткая памятка изобретателю, «изобретательская шпаргалка». Умение задавать и правильно ставить вопросы ценится очень высоко. Например, философ Сократ (470-399 годы до н. ), считал, что он умеет в жизни делать хорошо только одно — задавать вопросы. В самом деле, ответ можно искать и найти, только если поставить вопрос. Правильно сформулированные и поставленные вопросы (список вопросов) позволяют в какой-то мере управлять своим мышлением в процессе поиска решения.
Списков контрольных вопросов предложено довольно много. Какой из них выбрать — это зависит от вида (типа) решаемой задачи. Осборн предложил список, состоящий из девяти групп вопросов:
1) как по-новому применить объект;
2) как упростить объект;
3) как модифицировать объект,
4) что можно увеличить в объекте;
5) что можно уменьшить;
6) что можно заменить;
7) что можно преобразовать;
8) что можно перевернуть наоборот;
9) какие можно составить комбинации элементов объекта.
Каждая из этих групп включает 5-10 вопросов. В итоге получается довольно значительное количество вопросов.
Списки (перечни) контрольных вопросов используются не по всякому поводу и при решении не каждой задачи. Потребность в них возникает, когда все традиционные методы испробованы и не дали результатов. Поэтому применение списков иногда относят к методам ликвидации тупиковых ситуаций.
Один из наиболее полных и удачных списков вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. Вот некоторые из этих вопросов:
1) набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии;
2) попробовать различные виды материалов и энергии;
3) узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных людей;
4) устроить «сумбурное» групповое обсуждение, выслушать каждую идею без критики;
5) попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское;
6) бродить среди стимулирующей обстановки: на свалках лома, в технических музеях, в магазинах дешевых вещей;
7) определить идеальное решение и т.
Альтшуллер считает, что МКВ внутренне противоречив. Действительно, в основе МКВ лежит метод проб и ошибок, и частично используются элементы мозгового штурма и синектики. Некоторое полезное воздействие МКВ основано на психологическом влиянии: есть список, есть вопросы — это подталкивает продолжить перебор вариантов, не дает возможности остановиться.
МКВ имеет и другой принципиальный недостаток: вопросы относятся к одиночным изменениям объекта. Между тем для решения сложных задач нужна комбинация изменений. Списки, включающие такие комбинации, практически невозможно составить, они получились бы чрезвычайно громоздкими. Если же попытаться их как-то сжать, свернуть, мы придем к морфологическому ящику. С другой стороны, МКВ помогает в какой-то мере уменьшить инерцию мышления.
Разрушение инерции мышления
Пример 1. Сколько пальцев на руках — 10. А на 10 руках?
Пример 2. В магазин входит немой человек. Как он сообщит продавцу, что ему нужен молоток?
Пример 3. В магазин входит слепой человек. Как он сообщит продавцу, что ему нужны ножницы?
Пример 4. У некоторых народов принято строить свои дома так, что все четыре окна смотрят только на юг. Где и как на земном шаре можно построить такой дом?
Игра: Вопросы – ответы.
Цель: разрушение инерции мышления, получение навыков правильно ставить вопросы, предполагать ответы, умение логически мыслить, Игра ведется в виде диалога с компьютером (ведущим), который может отвечать:
«Да», «Нет» или «Не могу ответить».
Пример 6. «Неизвестное число».
На листе бумаги ведущий записывает число от 1 до 100. Игроки, задавая вопросы, должны установить его за минимальное количество попыток. Вопросы должны быть отсекающие и уточняющие.
Наводящие
вопросы могут подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими
авторами с 1920-х гг. Разработано множество
различных списков вопросов, но все они,
несмотря на их отличия, преследуют одну
цель — посредством ответов на вопросы
направить ход мысли к наиболее сильным
решениям.
Метод контрольных
вопросов по сути является усовершенствованием
метода проб и ошибок. В сущности, каждый
вопрос является пробой (или серией проб).
Специально
подобранные вопросы требуют
таких ответов, которые позволяют
лучше уяснить проблему и условия
ее решения, «подсказывают» возможные
пути решения, помогают преодолевать психологическую
инерцию. Вот пример списка контрольных
вопросов:
- какова основная выгода товара (услуги)?
- что представляет собой идеальный продукт (в соответствующей товарной категории)?
- какие функции выполняет данная ТМ, нельзя ли часть из них сократить (изменить)?
- как иначе можно выполнить основную функцию марки?
- в какой другой области (товарной категории) наилучшим образом реализуется соответствующая выгода и нельзя ли позаимствовать такое решение?
- можно ли разделить товар (услугу) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?
- возможно ли неподвижные элементы (упаковки, рекламы) сделать подвижными, и наоборот?
- как сократить путь доставки товара к конечному производителю?
- каким образом представить имеющиеся недостатки как достоинства марки?
- какие дополнительные функции может выполнять данный товар?
Результатом
использования списков может
быть целый спектр маркетинговых
решений, оригинальных рекламных идей
или переосмысление проблемы и формулирование
ее с других позиций с целью
дальнейшего поиска решений.
Метод контрольных
вопросов (МКВ) — один из методов психологической
активизации творческого процесса. Цель метода — с помощью наводящих
вопросов подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались
многими авторами с 20-х годов.
Изобретатель отвечает на вопросы,
содержащиеся в списке, рассматривая
свою задачу в связи с этими
вопросами. В США наибольшее
распространение получил список
вопросов А. Осборна. В этом списке 9
групп вопросов: Что можно в техническом
объекте уменьшить? и т. Каждая группа
вопросов содержит подвопросы.
Например, вопрос «Что можно уменьшить?»
включает подвопросы: можно ли что-нибудь
уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать,
применить способ минитюаризации? укоротить?
сузить? отделить? раздробить?
В США используется также список
вопросов СУС (Система Усовершенствованных
Методов), рекомендованная министерством
внутренних дел США всем компаниям,
фирмам и т. В списке вопросов
типа: «Можем ли мы упростить операцию,
совмещая ее с подобными действием? Можем
ли мы улучшить работу переменной последовательности?»
В 1965 году в американском журнале «Продакт
эндженеринг» (N’27) был опубликован еще
один список вопросов (Как эта проблема
была бы решена в прошлом? В эпоху доисторической
техники? В будущем? Создавалось ли что-нибудь
аналогичное в прошлом в какой-либо области
техники? можно ли рассредоточивать части
и детали? Изменить последовательность
операций? Как бы решалась эта проблема
под водой? В космосе и т
Один из наиболее полных и
удачных списков вопросов принадлежит
английскому изобретателю Т. Эйлоарту. Текст списка опубликован в журнале ИР
(N’5, 1970 г.
Существует также список вопросов
математика Д. Пойа. Этот список отличается
тем, что вопросы в нем составляют определенную
систему (в изобретательских списках вопросы
можно менять местами). Но список Д. Пойа
предназначен преимущественно для решения
учебных математических задач.
К МКВ относится также «селфсторминг»,
предложенный С. Чурюмовым и Е. Жариковым. В «селфсторминге» используются те
же наводящие вопросы, хотя они и названы
«операторами»: оператор обобщения,
оператор частного случая, фантастический
оператор, практический оператор (нужно
обнаружить сферу практического приложения
идеи) и т.
МКВ является усовершенствованием
метода проб и ошибок. В сущности,
каждый вопрос является пробой
(или серией проб). Составляя списки
вопросов, их авторы, естественно, отбирают
из изобретательского опыта наиболее
сильные вопросы. Поэтому МКВ сильнее
обычного метода проб и ошибок. Но отбор
вопросов без понимания внутренней механики
изобретательства приводит к накоплению
в списках внешних, поверхностных вопросов. Поэтому, область применения МКВ — задачи
второго уровня.
Еще древний мыслитель Сократ применял этот метод при обучении своих учеников. На поставленные вопросы он отвечал контрвопросами, но задавал их таким образом, что ученик, отвечая на более легкие контрвопросы учителя, самостоятельно находил решение своей задачи.
Метод контрольных вопросов заключается в поиске решения задачи с помощью специально подготовленного перечня (списка) наводящих вопросов. Расчет делается на то, что при ответе на поставленные вопросы наступает то «озарение», которое приводит к нужной идее решения задачи. Метод может применяться либо в форме монолога субъекта, обращенного к самому себе, либо диалога, например в виде вопросов, задаваемых руководителем «мозгового штурма» членам группы «генераторов идей».
В зависимости от специфики рассматриваемого объекта или целей анализа вопросы могут быть самыми разнообразными – от очень простых до весьма сложных. Обилие вопросов в списке не означает, что ответы на каждый из них должны привести к новой идее. Если в результате поиска решения с помощью этого метода будет получена хотя бы одна интересная идея, можно считать, что вопросник свою задачу выполнил. Некоторые списки содержат не вопросы, а краткие рекомендации, в других есть и то и другое.
Список контрольных вопросов по А. Осборну содержит 9 групп вопросов, среди которых следующие:
— какое новое применение техническому объекту вы можете предложить?
— возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения?
— какие модификации технического объекта возможны? что можно увеличить в техническом объекте? и др.
Список контрольных вопросов, составленный Т. Эйлоартом, представляет собой программу работы талантливого изобретателя, определяемую вопросами и заданиями, требующими развитого воображения и глубоких разносторонних знаний. Например, такие задания: перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения, изменить их; сформулировать задачи ясно, попробовать дать им новые формулировки, определить второстепенные, аналогичные и выделить главные задачи, перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предложения; набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии предполагаемого решения; построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели рассматриваемой системы (они точнее выражают идею, чем аналогии) и т.
Списки контрольных вопросов разрабатываются путем анализа и обобщения опыта работы технологов предприятия. Список — это способ передачи опыта, он позволяет не упустить каких-либо важных моментов, обратить внимание на что-либо, направляет и расширяет возможности поиска решения.
Метод эвристических вопросов, известный также как метод «ключевых вопросов», целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Кроме того, эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новую стратегию и тактику решения творческой задачи. Не случайно в практике преподавания их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею решения, правильный ответ.
Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:
— проблемности и оптимальности (путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня);
— дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи);
— целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию – цель деятельности).
Древнеримский философ Квинтилиан рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на следующие семь ключевых, или эвристических, вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?
Достоинства метода эвристических вопросов заключаются в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию, общую логическую схему решения творческих задач.
Недостатки и ограничения этого метода в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.
2
Метод контрольных вопросов Метод контрольных вопросов ( МКВ ) — один из методов психологической активизации творческого процесса. Метод контрольных вопросов представляет собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть выполняемой задачи.
3
Область применения МКВ является усовершенствованием метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос является пробой ( или серией проб ). Составляя списки вопросов, их авторы, естественно, отбирают из изобретательского опыта наиболее сильные вопросы. Поэтому МКВ сильнее обычного метода проб и ошибок. Но отбор вопросов без понимания внутренней механики изобретательства приводит к накоплению в списках внешних, поверхностных вопросов. Поэтому, область применения МКВ — задачи второго уровня.
4
Цель метода — с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 20- х годов. Вопросы расположены в определенной последовательности. Ответы на них тот или иной участник разработки проекта формулирует в связи со своей задачей в виде монолога или диалога с другими участниками.
5
Есть несколько списков контрольных вопросов, составленных для изобретателей. Один из них список А. Осборна приведем как наиболее подходящий в качестве модели для составления подобных списков в период разработки социального проекта :
6
1) Какое новое применение техническому объекту вы можете предложить ? Возможны ли новые способы применения ? Как модифицировать известные способы применения ? 2) Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения ? Что напоминает вам данный технический объект ? Вызывает ли аналогия новую идею ? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать ? Что можно скопировать ? Какой технический объект нужно опережать ?
7
3) Какие модификации технического объекта возможны ? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота ? Какие изменения, назначения ( функции ) цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны ? Другие возможные изменения ? 4) Что можно увеличить в техническом объекте ? Что можно присоединить ? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия ? Увеличить частоту размеры, прочность ? Повысить качество ? Присоединить новый ингредиент ? Дублировать ? Возможна ли мультипликация рабочих элементов или всего объекта ? Возможно ли преувеличение ( гиперболизация ) элементов или всего объекта ?
8
5) Что можно в техническом объекте уменьшить ? Что можно заменить ? Можно ли что — нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ миниатюризации, укоротить, сузить, отделить, раздробить ? 6) Что можно в техническом объекте заменить ? Что, сколько смешать и с чем ? Другой ингредиент ? Другой материал ? Другой процесс ? Другой источник энергии ? Другое расположение ? Другой цвет, звук, освещение ?
9
7) Что можно преобразовать в техническом объекте ? Какие компоненты можно взаимно заменить ? Изменить модель ? Изменить разбивку, разметку, планировку ? Изменить последовательность операций ? Транспонировать причину и эффект ? Изменить скорость или темп ? Изменить режим ? Что можно в техническом объекте перевернуть наоборот ? Транспонировать положительное и отрицательное ? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы ? Повернуть их задом наперед ? Перевернуть низом вверх ? Поменять местами ? Поменять ролями ? Перевернуть зажимы ? Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны ? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур ? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты ? Комбинировать цели ? Комбинировать привлекательные признаки ? Комбинировать идеи ?
10
В 1965 году в американском журнале » Продакт эндженеринг » (N’27) был опубликован еще один список вопросов ( Как эта проблема была бы решена в прошлом ? В эпоху доисторической техники ? В будущем ? Создавалось ли что — нибудь аналогичное в прошлом в какой — либо области техники ? можно ли рассредоточивать части и детали ? Изменить последовательность операций ? Как бы решалась эта проблема под водой ? В космосе и т. ) Один из наиболее полных и удачных списков вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. Текст списка опубликован в журнале ИР (N’5, 1970 г.
11
Существует также список вопросов математика Д. Пойа. Этот список отличается тем, что вопросы в нем составляют определенную систему ( в изобретательских списках вопросы можно менять местами ) Но список Д. Пойа предназначен преимущественно для решения учебных математических задач. К МКВ относится также » селфсторминг «, предложенный С. Чурюмовым и Е. Жариковым. В » селфсторминге » используются те же наводящие вопросы, хотя они и названы » операторами «: оператор обобщения, оператор частного случая, фантастический оператор, практический оператор ( нужно обнаружить сферу практического приложения идеи ) и т.
12
Практика показывает, что иногда для того, чтобы заметно продвинуть дело вперед, необходимо создать несколько необычные условия работы. Методы, описанные выше, очень эффективны в таком отстранении рутинных задач.
13
Спасибо всем за внимание !!!
Метод контрольных вопросов (МКВ) — один из методов психологической активизации творческого процесса. Цель метода — с помощью наводящих вопросов подвести участников процедуры к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами начиная с 20-х годов. Метод контрольных вопросов еще называют сократикои в честь Сократа, владевшего искусством находить истину, задавая наводящие вопросы, или майевтикой («майевтика» по-гречески — повивальное искусство), как искусство помочь людям родить истину. Суть методаСуть метода заключается в том, что исследователь использует особый список вопросов, на которые он должен ответить, решая свою задачу В США наибольшее распространение получил список вопросов Осборна. В этом списке 9 групп вопросов. Каждый вопрос содержит подпункты. Например, в одной из групп есть вопрос: «Что можно уменьшить?». Он включает подпункты: можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, минимизировать, укоротить, сузить, отделить, раздробить и т. В США используется также список вопросов СУМ (Система Усовершенствованных Методов), рекомендованная министерством внутренних дел США всем компаниям и фирмам. В списке вопросов СУМ есть такие: «Можно ли упростить операцию, совмещая ее с подобными действиями? Можно ли улучшить работу переменой последовательности?». Метод контрольных вопросов (или МКВ) представляет собой усовершенствованную модификацию метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос представляет собой пробу (или серию проб). Составляя списки вопросов, их авторы, естественно, отбирают наиболее мощные вопросы, исходя из изобретательского опыта. Поэтому по своей эффективности МКВ превосходит обычный метод проб и ошибок. Конечно, если подходить к отбору вопросов, не вдумываясь во внутреннюю механику изобретательства, то мы получим просто коллекцию банальностей. Неоспоримые достоинства метода контрольных вопросов заключаются в том, что он прост, универсален и очень эффективен, если, конечно, специалисты будут действовать неспешно и тщательно. Кроме того, применение этого метода не требует специального дополнительного обучения. Технология проведения методаИтак, метод контрольных вопросов осуществляется следующим образом:
- 1. Четко ставится задача.
- 2. Профессионалы формируют возможно более полный (и рациональный!) список контрольных вопросов по выбранной тематике.
- 3. Руководитель определяет лиц (временную рабочую группу), способ и сроки ответов на эти вопросы. Если надо, дополняет список вопросов.
При ответах на вопросы проясняется ситуация и решаются поставленные задачи. Метод контрольных вопросов может реализовываться в форме монолога, обращенному к самому себе, либо диалога между участниками группы, решающими общую задачу. Работа метода на примере написания сочиненияПредставим себе, что перед школьным классом поставлена задача: написать сочинение. Обдумывая свое будущее сочинение, ученик должен задать себе целую серию контрольных вопросов, ответы на которые и составят канву создаваемого им текста. Предположим, ученикам надо написать сочинение на тему «Образ Родины в поэзии С. Есенина». Он начинает свою работу с системы вопросов, которые помогают раскрыть понятие слова “Родина”:• Что такое Родина? Каким содержанием вы наполняете это понятие?
• Кто и что встает перед вами при упоминании слова «Родина»?
• Какие образы возникают у вас, когда вы представляете себе свою родину? И т. Читая стихи С. Есенина, каждый собирает свой набор образов Родины. В результате появляется целая серия контрольных вопросов по теме «Образ родины в поэзии С. Есенина». Ответы на эти вопросы позволяют выделить микротемы будущего сочинения: картины природы, образ матери, родная хата, страна под названием Русь, ее прошлое, настоящее и будущее, ее народ и отношение поэта ко
всему этому. Полезные рекомендацииЕсли метод контрольных вопросов применяется в группе, в задачу каждого участника входит фиксировать идеи, касающиеся рассматриваемой проблемы. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования на последующие этапы работы. Кроме того, участники фиксируют идеи, пусть даже находящиеся несколько в стороне от основной проблемы, но развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения. В конце работы участники сдают свои записи руководителю группы для систематизации материалов. Затем следует творческое обсуждение систематизированного материала всеми членами группы. Для выбора окончательного решения используется «мозговая атака» или иной аналогичный метод. Похожие темы🔥1. 2 K раз просмотрено
[править] Требования
- Как придумать хороший секретный вопрос
- ↑ 4,0 4,1 «Секретные» вопросы — пародия на безопасность
- Почтовый ящик Сары Пэйлин взломан: скриншоты
[править] Критика
Кроме этого довольно часто пользователи забывают ответ на контрольный вопрос.