Какие формы может принять медиа-образование?

МЕ́ДИАОБРАЗОВА́НИЕ, 1) про­цесс раз­ви­тия лич­но­сти с по­мо­щью и на ма­те­риа­ле средств мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции (ме­диа) в це­лях фор­ми­ро­ва­ния куль­ту­ры об­ще­ния с ме­диа, твор­че­ских, ком­му­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей, кри­тич. мыш­ле­ния, пол­но­цен­но­го вос­при­ятия, ин­тер­пре­та­ции, ана­ли­за и оцен­ки ме­диа­тек­стов, а так­же обу­че­ния разл. фор­мам са­мо­вы­ра­же­ния при по­мо­щи ме­диа­тех­ни­ки, об­ре­те­ния ме­диа­гра­мот­но­сти. Кон­цеп­ция М. вос­хо­дит к иде­ям Г. Мак-Лю­эна, сфор­му­ли­ро­вав­ше­го прин­цип «Сред­ст­во пе­ре­да­чи со­об­ще­ния и есть со­дер­жа­ние со­об­ще­ния». Зна­чит. влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние тер­ми­но­ло­гии, тео­рии и ме­то­ди­ки М. ока­зал брит. учё­ный Л. Мас­тер­ман, счи­таю­щий, что цель М. за­клю­ча­ет­ся не толь­ко в вос­пи­та­нии кри­тич. мыш­ле­ния по от­но­ше­нию к ме­диа­тек­стам лю­бых ви­дов и жан­ров, но и «кри­ти­че­ской ав­то­но­мии». Осн. на­прав­ле­ния М. : под­го­тов­ка бу­ду­щих про­фес­сио­на­лов в об­лас­ти мас­со­вой ком­му­ни­ка­ции – жур­на­ли­стов, ре­дак­то­ров, ре­жис­сё­ров, про­дю­се­ров, ак­тё­ров, опе­ра­то­ров и др. , а так­же бу­ду­щих пе­да­го­гов; со­став­ная часть об­ще­го об­ра­зо­ва­ния школь­ни­ков и сту­ден­тов; обу­че­ние в уч­ре­ж­де­ни­ях до­пол­нит. об­ра­зо­ва­ния и до­су­го­вых цен­трах; дис­тан­ци­он­ное об­ра­зо­ва­ние с по­мо­щью ме­ди­ас­редств; са­мо­стоя­тель­ное (не­пре­рыв­ное) М. (ко­то­рое тео­ре­ти­че­ски мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся в те­че­ние всей жиз­ни че­ло­ве­ка).

По­зи­тив­ным ре­зуль­та­том М. сле­ду­ет счи­тать ме­диа­ком­пе­тент­ность лич­но­сти – со­во­куп­ность её мо­ти­вов, зна­ний, уме­ний, спо­соб­но­стей, спо­соб­ст­вую­щих вы­бо­ру, ис­поль­зо­ва­нию, кри­тич. ана­ли­зу, оцен­ке, соз­да­нию и пе­ре­да­че ме­диа­тек­стов в разл. ви­дах, фор­мах и жан­рах, ана­ли­зу слож­ных про­цес­сов функ­цио­ни­ро­ва­ния ме­диа в со­циу­ме.

С 2000 дей­ст­ву­ет Про­грам­ма ЮНЕСКО «Ин­фор­ма­ция для всех», цель ко­то­рой – ме­ж­ду­нар. об­су­ж­де­ние пра­во­вых, эти­че­ских и со­ци­аль­ных ас­пек­тов ин­фор­мац. об­ще­ст­ва и об­ще­ст­ва зна­ний, про­бле­ма­ти­ки со­вер­шен­ст­во­ва­ния дос­ту­па к ин­фор­ма­ции и её со­хра­не­ния.

2) В пе­да­го­ги­ке – ме­диа­пе­да­го­ги­ка – нау­ка о М. , ме­диа­гра­мот­но­сти и ме­диа­ком­пе­тент­но­сти, рас­кры­ваю­щая за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия лич­но­сти в про­цес­се М. Сло­жи­лась и оп­ре­де­лён­ная сис­те­ма осн. тер­ми­нов, ко­то­ры­ми опе­ри­ру­ют спе­циа­ли­сты в об­лас­ти ме­диа. Вме­сте с тем здесь не су­ще­ст­ву­ет еди­ной, при­ня­той во всех стра­нах ми­ра, тер­ми­но­ло­гии. Напр. , во мно­гих анг­лоя­зыч­ных стра­нах тер­мин «ме­диа­об­ра­зо­ва­ние» за­ме­ня­ет­ся ана­ло­гом – «ме­диа­гра­мот­ность». Од­на­ко по­след­ний тер­мин, как пра­ви­ло, не упот­реб­ля­ет­ся во фран­ко­фон­ных (l’education aux medias – ме­диа­об­ра­зо­ва­ние), ис­па­ноя­зыч­ных (education para los medios – ме­диа­об­ра­зо­ва­ние) или гер­ма­ноя­зыч­ных (medienpadagogic – ме­диа­пе­да­го­ги­ка) го­су­дар­ст­вах.

В Рос­сии М. ста­ло ак­тив­но раз­ви­вать­ся с 1920-х гг. в ви­де дви­же­ния ОДСК (Об-ва дру­зей со­вет­ско­го ки­но), ки­но­клу­бов, лю­би­тель­ских ки­но- и фо­то­сту­дий, школь­ной прес­сы и т. Тео­рия и прак­ти­ка М. (на ма­те­риа­ле ки­не­ма­то­гра­фа, прес­сы, фо­то­гра­фии, те­ле­ви­де­ния, Ин­тер­не­та и т. ) раз­ра­ба­ты­ва­лись О. Ба­ра­но­вым, И. Вайс­фель­дом, Л. За­зно­би­ной, И. Лев­ши­ной, О. Не­чай, С. Пен­зи­ным, Г. По­лич­ко, А. Спич­ки­ным, А. Фё­до­ро­вым, Ю. Усо­вым, А. Ша­ри­ко­вым и др. спе­циа­ли­ста­ми по тео­рии и прак­ти­ке в об­лас­ти М. Рос. ме­диа­пе­да­го­гов объ­еди­ня­ет Ас­со­циа­ция ки­но­об­ра­зо­ва­ния и ме­диа­пе­да­го­ги­ки Рос­сии (ос­но­ва­на в 1967 как Со­вет по ки­но­об­ра­зо­ва­нию при Сою­зе ки­не­ма­то­гра­фи­стов СССР; с 1988 совр. назв.

Наступивший XXI век уже в конце прошлого столетия стал называться «эпохой информации», т. в XX веке роль информации непрерывно возрастала и приобретала важнейшее значение в развитии общества, в прогрессе экономики, науки, техники и культуры. Однако XXI век называют не просто «эпохой информации», а, более того — «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности.

В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это способно обеспечить медиаобразование. Его ресурсы уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.

Основные направления медиаобразования:

медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интренет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др

образование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, повышение квалификации преподавателей ВУЗов и школ в рамках курсов по медиакультуре;

медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, ВУЗах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т

медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т

дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, сети Интернет;

самостоятельное и непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).

Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве. С этой точки зрения сам факт игнорирования медиаобразовательной подготовки школьников и студентов можно рассматривать и как антигуманный.

С официального сайта Бюро ЮНЕСКО в Москве

Так называлась тема медиазанятия в детском саду № 191 Кировского района, которое проводила с ребятами младшей группы воспитатель Светлана Михайловна Бергман в рамках Медиаобразовательного проекта.

Занятие проходило в формате игрового тренинга с включением различных игр и упражнений, направленных на формирование у детей уважения к труду и бережного отношения к хлебу. Пальчиковые игры были направлены на развитие мелкой моторики.

В рамках проекта «Снимаю телефоном кино!» объявляется Конкурс детских фильмов «Это мой мир!»

Целью проведения конкурса является развитие творческого потенциала учащихся в области медиатворчества и формирование экранной культуры (авторской, зрительской, медиа) у учащихся и преподавателей начальной школы муниципальной системы образования г. Новосибирска.

Название конкурса совпадает с темой — «Это мой мир!». В работах должны быть отражены важные (социально-значимые) темы окружающего мира, увиденные глазами детей: мир и благополучие в отношениях, забота об окружающей среде, внимание к окружающим и взаимопомощь, взаимоотношения в семье и в школе и многое другое.

Так по-своему расшифровали название нового курса внеурочной деятельности ученики МБОУ СОШ №49, где в 5-х-9-х классах реализуется разработанный в школе проект «Профилактика девиантного поведения» («ПДП»), рассчитанный на активное применение деятельностного подхода и современных медиатехнологий.

На занятиях каждый участник получает возможность непосредственно «поработать с проблемой» и найти вариант ее позитивного решения. Чем пятиклассники могут посоветовать заняться Тому Сойеру, чтобы он больше не пробовал курить, и какие листовки подготовить для флешмоба «Лучше не начинать», посвященного Международному дню отказа от курения? Каким может быть твой собственный видеоролик «Скрытая угроза. Эпизод 1: гаджет» и какие памятки смогут помочь не попасть в зависимость от деструктивной группы? Какой тренинг позитивного решения конфликтов можно разработать и провести для младшеклассников и каким станет маршрут заочного путешествия по НСО для создания карты «Наша область- многонациональная и поликультурная»? Эти и множество других вопросов определяют характер и содержание деятельности обучающихся разного возраста   в рамках нового курса.

Напомним, что в рамках проекта «Снимаю телефоном кино!» в декабре 2019 года был объявлен Конкурс «Это мой мир!». Положение Конкурса можно посмотреть здесь.

Реализация проекта включала обучение группы учителей правилам съемки и монтажа, обучение педагогом детей, желающих заняться этой деятельностью.

Для педагогов было проведено три семинара (на сайте НИОС), на которых Элла Хамзинична Давлетшина, режиссер документального рассказывала о  работе в кадре, монтажном плане, логике и режиссуре монтажа, открывала «секреты» интервью.

Наши партнеры Гёте-Институт в Новосибирске  и кинотеатр «Победа» приглашают на предстоящие кинособытия с режиссёром театра и кино Эви Шуберт:

20-22 мая
на YouTube-канале Гёте-Института будут показаны три экспериментальных короткометражных фильма Эви Шуберт: «Сибирь Индеец», «Dominus Dixit» и «Коридор № 50». Фильмы на немецком языке с русскими субтитрами, 16+.

В связи с создавшейся ситуацией карантина Гёте-Институт сообщает нам интересную информацию.

Пока мы находимся на карантине, всё более популярными становятся онлайн-форматы. И наши партнеры Гёте-Институт и кинотеатр «Победа» приглашает ребят 12-14 лет стать участниками жюри международного кинофестиваля прямо сейчас, не выходя из дома!

26 апреля пройдет церемония награждения премии Европейской киноакадемии Young Audience Award. Это одна из крупнейших в мире премий, в жюри которой войдут подростки из 32 стран. Они посмотрят три фильма, вошедших в шорт-лист, и выберут лучший.

В Тюмени завершился III конкурс педагогического мастерства, участниками которого стали педагоги, работники учреждений образования, культуры, молодежной политики и социальной сферы, а также родители и подростки со всей России.

Организаторы конкурса: Программа «Ноль Плюс» (Фонд развития творчества «Жизнь и Дело»), Ассоциация кинопедагогов России, Федерация современного искусства, Департамент образования и науки Тюменской области.

Киноурок. Что это? Инновационная форма или новые возможности, открывающиеся перед учеником и учителем? Новый способ коммуникации ученика со своим внутренним «я» через построение новой линии личной эмоционально-волевой рефлексии посредствам видеоконтента?

С 10. 2020 по 12. 2020 в нашем городе прошел городской семинар для классных руководителей по вопросам использования ресурсов сети Интернет и медиатехнологий в воспитательной работе общеобразовательных организаций. Семинар проходил с целью методической поддержки педагогов. Были освещены следующие вопросы:

  • Интернет – зона риска или ресурс образовательной деятельности? Выступающий — старший методист ГЦИ «Эгида» Шарапова Татьяна Ивановна;
  • Медиаобразование как основа формитрования нового типа культуры личности. Выступающий — старший методист ГЦИ «Эгида» Федотко Татьяна Алексеевна, руководитель Городского медиаобразовательного проекта. Мероприятие прошло во всех районах города по утвержденному графику. Общее количество участников составило 401 человек.
Оцените статью
Добавить комментарий