МЕ́ДИАОБРАЗОВА́НИЕ, 1) процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) в целях формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критич. мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения разл. формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности. Концепция М. восходит к идеям Г. Мак-Люэна, сформулировавшего принцип «Средство передачи сообщения и есть содержание сообщения». Значит. влияние на формирование терминологии, теории и методики М. оказал брит. учёный Л. Мастерман, считающий, что цель М. заключается не только в воспитании критич. мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров, но и «критической автономии». Осн. направления М. : подготовка будущих профессионалов в области массовой коммуникации – журналистов, редакторов, режиссёров, продюсеров, актёров, операторов и др. , а также будущих педагогов; составная часть общего образования школьников и студентов; обучение в учреждениях дополнит. образования и досуговых центрах; дистанционное образование с помощью медиасредств; самостоятельное (непрерывное) М. (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).
Позитивным результатом М. следует считать медиакомпетентность личности – совокупность её мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критич. анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в разл. видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.
С 2000 действует Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», цель которой – междунар. обсуждение правовых, этических и социальных аспектов информац. общества и общества знаний, проблематики совершенствования доступа к информации и её сохранения.
2) В педагогике – медиапедагогика – наука о М. , медиаграмотности и медиакомпетентности, раскрывающая закономерности развития личности в процессе М. Сложилась и определённая система осн. терминов, которыми оперируют специалисты в области медиа. Вместе с тем здесь не существует единой, принятой во всех странах мира, терминологии. Напр. , во многих англоязычных странах термин «медиаобразование» заменяется аналогом – «медиаграмотность». Однако последний термин, как правило, не употребляется во франкофонных (l’education aux medias – медиаобразование), испаноязычных (education para los medios – медиаобразование) или германоязычных (medienpadagogic – медиапедагогика) государствах.
В России М. стало активно развиваться с 1920-х гг. в виде движения ОДСК (Об-ва друзей советского кино), киноклубов, любительских кино- и фотостудий, школьной прессы и т. Теория и практика М. (на материале кинематографа, прессы, фотографии, телевидения, Интернета и т. ) разрабатывались О. Барановым, И. Вайсфельдом, Л. Зазнобиной, И. Левшиной, О. Нечай, С. Пензиным, Г. Поличко, А. Спичкиным, А. Фёдоровым, Ю. Усовым, А. Шариковым и др. специалистами по теории и практике в области М. Рос. медиапедагогов объединяет Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (основана в 1967 как Совет по кинообразованию при Союзе кинематографистов СССР; с 1988 совр. назв.
Наступивший XXI век уже в конце прошлого столетия стал называться «эпохой информации», т. в XX веке роль информации непрерывно возрастала и приобретала важнейшее значение в развитии общества, в прогрессе экономики, науки, техники и культуры. Однако XXI век называют не просто «эпохой информации», а, более того — «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности.
В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентироваться в них. Все это способно обеспечить медиаобразование. Его ресурсы уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.
Основные направления медиаобразования:
медиаобразование будущих профессионалов: журналистов (телевидение, радио, пресса, Интренет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др
образование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, повышение квалификации преподавателей ВУЗов и школ в рамках курсов по медиакультуре;
медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, ВУЗах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т
медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, клубах и т
дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, сети Интернет;
самостоятельное и непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).
Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ постоянно обостряется. Медиаобразование призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном пространстве. С этой точки зрения сам факт игнорирования медиаобразовательной подготовки школьников и студентов можно рассматривать и как антигуманный.
С официального сайта Бюро ЮНЕСКО в Москве
Так называлась тема медиазанятия в детском саду № 191 Кировского района, которое проводила с ребятами младшей группы воспитатель Светлана Михайловна Бергман в рамках Медиаобразовательного проекта.
Занятие проходило в формате игрового тренинга с включением различных игр и упражнений, направленных на формирование у детей уважения к труду и бережного отношения к хлебу. Пальчиковые игры были направлены на развитие мелкой моторики.
В рамках проекта «Снимаю телефоном кино!» объявляется Конкурс детских фильмов «Это мой мир!»
Целью проведения конкурса является развитие творческого потенциала учащихся в области медиатворчества и формирование экранной культуры (авторской, зрительской, медиа) у учащихся и преподавателей начальной школы муниципальной системы образования г. Новосибирска.
Название конкурса совпадает с темой — «Это мой мир!». В работах должны быть отражены важные (социально-значимые) темы окружающего мира, увиденные глазами детей: мир и благополучие в отношениях, забота об окружающей среде, внимание к окружающим и взаимопомощь, взаимоотношения в семье и в школе и многое другое.
Так по-своему расшифровали название нового курса внеурочной деятельности ученики МБОУ СОШ №49, где в 5-х-9-х классах реализуется разработанный в школе проект «Профилактика девиантного поведения» («ПДП»), рассчитанный на активное применение деятельностного подхода и современных медиатехнологий.
На занятиях каждый участник получает возможность непосредственно «поработать с проблемой» и найти вариант ее позитивного решения. Чем пятиклассники могут посоветовать заняться Тому Сойеру, чтобы он больше не пробовал курить, и какие листовки подготовить для флешмоба «Лучше не начинать», посвященного Международному дню отказа от курения? Каким может быть твой собственный видеоролик «Скрытая угроза. Эпизод 1: гаджет» и какие памятки смогут помочь не попасть в зависимость от деструктивной группы? Какой тренинг позитивного решения конфликтов можно разработать и провести для младшеклассников и каким станет маршрут заочного путешествия по НСО для создания карты «Наша область- многонациональная и поликультурная»? Эти и множество других вопросов определяют характер и содержание деятельности обучающихся разного возраста в рамках нового курса.
Напомним, что в рамках проекта «Снимаю телефоном кино!» в декабре 2019 года был объявлен Конкурс «Это мой мир!». Положение Конкурса можно посмотреть здесь.
Реализация проекта включала обучение группы учителей правилам съемки и монтажа, обучение педагогом детей, желающих заняться этой деятельностью.
Для педагогов было проведено три семинара (на сайте НИОС), на которых Элла Хамзинична Давлетшина, режиссер документального рассказывала о работе в кадре, монтажном плане, логике и режиссуре монтажа, открывала «секреты» интервью.
Наши партнеры Гёте-Институт в Новосибирске и кинотеатр «Победа» приглашают на предстоящие кинособытия с режиссёром театра и кино Эви Шуберт:
20-22 мая
на YouTube-канале Гёте-Института будут показаны три экспериментальных короткометражных фильма Эви Шуберт: «Сибирь Индеец», «Dominus Dixit» и «Коридор № 50». Фильмы на немецком языке с русскими субтитрами, 16+.
В связи с создавшейся ситуацией карантина Гёте-Институт сообщает нам интересную информацию.
Пока мы находимся на карантине, всё более популярными становятся онлайн-форматы. И наши партнеры Гёте-Институт и кинотеатр «Победа» приглашает ребят 12-14 лет стать участниками жюри международного кинофестиваля прямо сейчас, не выходя из дома!
26 апреля пройдет церемония награждения премии Европейской киноакадемии Young Audience Award. Это одна из крупнейших в мире премий, в жюри которой войдут подростки из 32 стран. Они посмотрят три фильма, вошедших в шорт-лист, и выберут лучший.
В Тюмени завершился III конкурс педагогического мастерства, участниками которого стали педагоги, работники учреждений образования, культуры, молодежной политики и социальной сферы, а также родители и подростки со всей России.
Организаторы конкурса: Программа «Ноль Плюс» (Фонд развития творчества «Жизнь и Дело»), Ассоциация кинопедагогов России, Федерация современного искусства, Департамент образования и науки Тюменской области.
Киноурок. Что это? Инновационная форма или новые возможности, открывающиеся перед учеником и учителем? Новый способ коммуникации ученика со своим внутренним «я» через построение новой линии личной эмоционально-волевой рефлексии посредствам видеоконтента?
С 10. 2020 по 12. 2020 в нашем городе прошел городской семинар для классных руководителей по вопросам использования ресурсов сети Интернет и медиатехнологий в воспитательной работе общеобразовательных организаций. Семинар проходил с целью методической поддержки педагогов. Были освещены следующие вопросы:
- Интернет – зона риска или ресурс образовательной деятельности? Выступающий — старший методист ГЦИ «Эгида» Шарапова Татьяна Ивановна;
- Медиаобразование как основа формитрования нового типа культуры личности. Выступающий — старший методист ГЦИ «Эгида» Федотко Татьяна Алексеевна, руководитель Городского медиаобразовательного проекта. Мероприятие прошло во всех районах города по утвержденному графику. Общее количество участников составило 401 человек.