- Общие сведения
- Концепция Г. Лебона
- Концепция Г. Тарда
- Биография
- Университет
- Первые работы
- Париж
- Кончина
- Вклад в социологию
- Начальная точка
- Имитация
- Имитация логики и экстралогические имитации
- Изобретение
- Оппозиция
- Психосоциальная теория преступности
- Теория Актер-Сеть (The Actor-Network Theory)
- Завод
- Полная библиография
- На испанском
- Ссылки
- Колледж
Общие сведения
Для современного человека массовые действия не являются чем-либо непривычным. В обществе происходят глобализационные явления, которые привели к тому, что «уличная толпа» перестала быть чем-то из ряда вон выходящим, неординарным.
Сегодня опасность массового скопления людей обусловлена тем, что оно не просто возникает за считанные часы, но и может эффективно, быстро управляться изнутри за счет применения технических средств, корректирующих их действия в ту или иную сторону. Сегодня многие люди выходят на улицы, чтобы кардинально поменять текущее положение вещей, сменить политический режим, свергнуть правительство, отстоять собственную точку зрения по какому-либо вопросу.
В связи с важностью исследования данного феномена необходимо обратить внимание на исторические концепции восприятия массового общества и массового поведения, родоначальниками которых считают Г. Тарда и Г. Лебона. Идеи этих мыслителей не просто сформировали психологическую парадигму социологии, но и стали опорой практических действий многих политиков.
- Т. Рузвельт;
- В.И. Ленин;
- Ш. де Голль.
Концепция Г. Лебона
Лебон говорил о том, что конец XIX века представлял собой уникальное время. Он обращал внимание на состояние кризиса традиционных социальных институтов, например, религии и государства.
Этот период был ознаменован успехами в развитии точных и естественных наук. Также наблюдались процессы индустриализации и урбанизации. Мыслитель говорил о том, что роль толпы и народных масс стремительно росла в жизни общества. Сознательная деятельность индивидов весьма быстро сменялась бессознательной деятельностью толпы.
Концепция коллективного поведения Г. Лебона отвергала иррациональные действия толпы, что весьма важно для постижения истинного смысла механизмов функционирования гражданского общества. Коллективные действия являются основой всех добровольных общественных организаций.
«Толпа» — это большое скопление, множество сошедшихся вместе людей, объединенных на данном пространстве одним лишь временным, преходящим интересом.
Лебон выделил два фактора, которые определяют содержание коллективных действий:
- отдаленные факторы, которые могут подготовить почву для развития новых идей;
- непосредственные факторы или традиции, образование и воспитание, а также политические учреждения. Эти факторы действуют уже на подготовленную толпу и позволяют ей принять необходимые решения.
Следует отметить, что взгляды Г. Лебона на роль традиций в развитии общества созвучны с мнением Конта о социальном прогрессе. Лебон также говорил о том, что генезис идей и мнения толпы, а также характерные черты любой исторической эпохи формируются под влиянием социальных и политических учреждений.
Концепция Г. Тарда
Что касается Г. Тарда, то он в своих работах рассматривал такие ключевые типы социальных общностей, как публика и толпа. Толпу он интерпретировал как группу людей, собравшихся в конкретном месте. Он также говорил о том, что толпа в силу особенностей возникновения может расширяться только до определенного предела. Если члены толпы находятся на отдалении от своего лидера, то его влияние на них автоматически ослабевает.
Социолог также выделил такие характеристики толпы как:
- «чудовищная нетерпимость»;
- «забавная гордость»;
- «болезненная восприимчивость»;
- «чувство безнаказанности».
Тард часто сравнивал толпу с группой душевнобольных, мотивируя это наличием у них неуверенности и нетерпимости. Тард также предлагал несколько классификаций толпы, которые обусловлены критериями пола, возраста, целями деятельности участников, но основным показателем автор называл степень активности толпы. Автор выделил:
- ожидающую толпу;
- внимающую толпу;
- манифестирующую толпу;
- действующую толпу.
Высокой степенью активности, по мнению, автора отличаются именно действующий толпы, поскольку их установки активности достаточно высоки. Но такая активность имеет деструктивный характер. Ей свойственно только уничтожать, разрушать, но не созидать.
Тард также утверждал, что все, создаваемое в рамках современной цивилизации организуется ассоциациями индивидов.
Ассоциации индивидов – это не простая сумма индивидов, но система, образованная их взаимодействием и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.
Тард также отмечал тот факт, что толпа как группа образуется пространственной близостью индивидов, то публика формируется также посредством духовного родства людей.
Разделение общества на публику разного рода является чисто психологическим разделением, по «состоянию умов».
Мнение Г. Тарда отличается тем, что при характеристике публики он постоянно сравнивает ее с толпой. Он говорит о них, как о двух крайних полюсах социальной эволюции. Причем толпа образовалась гораздо позже публики. Также отличие между публикой и толпой можно найти в типе социальных связей.
Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности на прочной основе взаимодействия.
На короткий промежуток времени толпа может полностью поглотить человека и овладеть его сознанием, так как индивид свято верит в общую идею, порой забывая о собственных интересах. Публика менее склонна к утрированию, чем толпа, она имеет большую степень постоянства. Тард обращает внимание на постоянно усиливающееся влияние публики на различные сферы общественной жизни.
Таким образом, концепции Г. Тарда и Г. Лебона заслуживают внимания и показаны к изучению тем, кто хочет понять феномены массового поведения в контексте актуальной социальной реальности с целью ее полноценного анализа.
Габриэль Тард (1843—1904) родился в небольшом французском городке Сарле, где после получения юридического образования в течение 18 лет работал следователем. Пытливый ум ставил перед ним много проблем, главной из которых была загадка преступности. Тард пытался понять, что привело к преступлению тех лиц, в отношении которых он проводил расследования. В этот период весьма популярны были социологические теории О. Конта и А. Кетле. Да и министр юстиции А. Герри был автором трудов по статистическому анализу преступности. Социологические теории увлекли Тарда, и именно на основе статистического анализа он первоначально пытался проникнуть в тайны криминального мира. Научный интерес провинциального следователя обусловил направление его служебной карьеры — в 1893 г. он занимает довольно значительный пост ответственного директора статистического бюро министерства юстиции Франции. Практическую деятельность Тард сочетал с научными исследованиями и преподавательской практикой. В 1900 г. его избирают профессором в одном из наиболее престижных учебных заведний Франции — Коллеж де Франс.
В 1886 г. Тард представил на суд читателей свою первую книгу — «Сравнительную преступность». 2 Автор проанализировал статистические данные о преступности во Франции за полувековой период. Этот анализ позволил
ему установить ряд закономерностей изменения преступности во времени и пространстве. В своей первой книге Тард отдал дань популярной в то время концепции Ломб-розо. Отрицая отдельные детали этой теории, он согласен с принципиальными выводами о существовании преступного типа и наличии его специфических антропологических признаков: «Достоверно то, что у злодеев лоб покатый и в складках, бровные своды выдаются вперед, глазные впадины очень велики, как у хищных птиц, выдающиеся челюсти очень сильны, а уши расставлены в виде ручек; очень ясный и частый недостаток черепной и лицевой симметрии». ‘ Там же он цитирует антропологические идеи Гегеля: «Я вспоминаю немного странное, но не лишенное основания значение носа, которое старик Гегель, объясняя в своей «Эстетике» красоту греческого профиля, придает его форме. Нос кажется ему переходным органом между лбом, где сосредоточивается духовное выражение человеческого лица, и челюстью, где выражается зверство. Положение носа имеет огромное значение в преобладании того или иного чувства. Гегель говорит, что нос, смотря по форме, влияет на преобладание зверского чувства или ума. Последнее бывает в том случае, если к прямому, гладкому и чистому лбу в виде едва отклоненной прямой линии примыкает правильный нос, являющийся как бы его продолжением. Курносый и даже орлиный нос, отделенный от плоского и покрытого складками лба ломаной линией и сливающийся со ртом или челюстью, особенно если они грубо выдаются, указывает на преобладание зверя». 2 Как видим, анализ личности преступника Тард проводит вполне в ломброзианском стиле. Его критика Гарофало за то, что тот считает допустимым на основе анализа первого преступления поставить диагноз о неисправимости преступника, практически неар-гументированна. 3 При этом сам он на следующей странице, цитируя строки из книги французского криминалиста Луа-зелера «Преступления и наказания», обосновывает достаточно сомнительное положение: «При старом режиме, — говорит Луазелер, — толкователи уголовных законов Жусс и Вуглан в числе важных причин для подозрения считали дурное лицо обвиняемого». Действительно, даже в наши дни в затруднительных случаях, конечно, немного нужно для того, чтобы судью, колеблющегося между двумя лич-
ностями, побудить к преследованию одной из них. Заслуга антропологии в том, что она разрешила причины того впечатления, которое все люди получают при виде известных лиц, и научила распознавать их». 1 Аналогичным образом он высказывался и в одной из своих работ. Описывая свой личный опыт следователя, Тард отмечал, что однажды ему удалось найти убийцу по антропологическим признакам:
физиономии гиены и мрачному суровому взгляду
Нам сегодня такие приемы установления истины по уголовному делу могут показаться странными, но подобная практика была достаточно распространенной в начале XX в.
В книге «Сравнительная преступность» приведены весьма интересные факты криминальной экстрасенсорики: Тард описывает преступления, совершенные под влиянием гипнотического воздействия, и пытается разработать подходы к решению вопроса об ответственности таких лиц.
В 1890 г. в Париже в серии «Библиотека криминологии» вышла в свет очередная книга Тарда — «Философия наказания». Эта объемная монография является основным криминологическим трудом французского ученого. В данной книге автор предпринял попытку разработать фило-софско-психологические основы привлечения к ответственности. В ней ученый основательно проанализировал фундаментальные концепции позитивистской школы, теорию способностей и теорию врожденных недостатков. Отдельные главы он посвятил углубленному исследованию таких важнейших элементов криминальной и пенитенциарной систем, как преступник, преступление, правосудие, наказание. В этой же книге Тард развил идеи о профессиональном типе преступника
Идею о профессиональном типе преступника Тард высказывал и раньше. «Всякая крупная социальная или антисоциальная профессия притягивает к себе всех тех, кто обладает к ней известным предрасположением, если только выбор занятия свободен; если существует разделение на касты, то наблюдается накопление известных свойств путем наследственной передачи; так благородные рождаются храбрыми, евреи — банкирами и пр
В понятии преступления Тард особо подчеркивал два психо-социологических критерия — беспокойство и негодование. Все преступления можно по этому критерию классифицировать на три группы:
— вызывающие больше беспокойства, чем негодования;
— вызывающие больше негодования, чем беспокойства;
— вызывающие столько же беспокойства, сколько негодования
Тард отмечал, что физические факторы не должны составлять отдельной группы, так как они действуют на преступность, превращаясь либо в антропологические, либо в социальные факторы. Климат или время года сами по себе не могут увеличить или уменьшить размеры преступности. Их действие ограничивается вступлением в число очень сложных причин, изменяющих органические или социальные условия, содействие которых необходимо для возникновения деликта
По мнению Тарда, антропологические и физические факторы оказывают лишь импульсивное влияние и толкают к неопределенным формам деятельности, между тем как социальные факторы направляют эту деятельность
Тард сравнивал преступность с тенью, отбрасываемой обществом. Русский криминолог В. Пржевальский, развивая эту мысль Тарда, отмечал, что позади преступников, нами преследуемых, на скамье подсудимых сидит само общество
Критикуя тардовскую теорию преступления, Э. Фер-ри упрекал его в эклектизме. В частности, он отмечал: «Вот изложение его теории в сжатом виде: нравственная ответственность не связана необходимо с существованием свободной воли (отвергаемой Тардом), но тем не менее она остается необходимым условием и мерилом ответственности уголовной; она лишь основывается на других критериях и других элементах. Таковыми служат: тождество личности преступника с самим собой до и после совершения преступления и его социальное сходство с теми, среди которых он живет и действует и которые должны будут нака-
зать его. Если недостает одного из этих сходств, то преступник не считается нравственно ответственным за совершение им преступления, хотя общество может предпринять по отношению к нему меры предосторожности административного, но отнюдь не уголовного характера- Эта теория представляется действительно эклектической, так как в одно и то же время она и отрицает свободу воли, и сохраняет прежнюю идею нравственной ответственности; следовательно, с одной стороны, она вместе с классическими теориями основывает право наказания на личных условиях преступника (личное тождество), с другой стороны, наряду с позитивными теориями, она основывает это право на соображениях социального характера (социальное сходство)»
После выхода указанных криминологических трудов научные интересы Тарда несколько переориентировались. Он практически отходит от криминологии и занимается разработкой логико-психологического направления в социологии. Тард достаточно основательно разработал концепцию общественного сознания (социального ума в его терминологии). Эти исследования Тарда, несмотря на их отдаленность от практики — он не вырабатывал никаких конкретных рекомендаций по борьбе с социальным злом, — оказали существенное влияние на развитие учения о преступности. В значительной мере они способствовали развитию психологического и социологического направлений в криминологии.
В области социологии Тард развивал теорию подражания. Абсолютизируя феномен подражания, он отмечал: что бы ни делал человек — это продукты подражания (добровольного или обязательного, сознательного или бессознательного, разумного или бессмысленного, симпатизирующего или ненавидящего, удивляющегося или завидующего)
«Социальный организм по существу своему подражательный, и подражание играет в обществах роль, аналогичную с наследственностью в физиологических организмах»
К числу наиболее удачных криминологических приложений теории подражания можно отнести психологические исследования межличностного взаимодействия в групповой преступности: от простых форм соучастия до мафии и преступлений толпы
От криминологического анализа Тард восходит к конструированию собственной концепции истории. Значительно упрощая реальность, он укладываетвсе исторические процессы в достаточно простую схему: подражание — обобщение подражаний — изобретение — подражание. ‘ При всей проблематичности использования данной схемы в глобальной социологии она неплохо работает при объяснении механизма развития профессиональной и привычной преступности.
Тард достаточно основательно разрабатывает теорию социального влияния. Развивая идеи влияния среды на преступность, он пришел к выводу о необходимости более углубленного анализа этого процесса: «Новые социологи, находясь в затруднении, прибегают к своего рода фетишу. Таким все объясняющим талисманом является среда! Раз это слово употреблено, все сказано. Среда служит формулой, на все пригодной, и ее кажущаяся глубина помогает скрыть пустоту мысли». 2 Анализируя механизм влияния среды, Тард пришел к выводу, что элементарный социальный факт заключен не в пределах одного мозга, а в соприкосновении нескольких умов. Характерной моделью социального по Тарду является взаимодействие двух индивидуумов, из которых один подражает другому.
Всякое влияние общественной среды на индивида разлагается на множество психических взаимодействий между двумя индивидами. В уме одного и того же лица множество психических влияний называют общественным давлением. И термин «социальное принуждение» не совсем точен, поскольку человек воспринимает влияние иных лиц через призму собственных интересов и поэтому всегда делает то, что соответствует его вкусам. В одной и той же общественной среде накопление социальных влияний бывает весьма различным: у одних преобладает нравственное заимствование от честных людей, у других — подражание людям порочным или преступным. 3 Поэтому прежде чем пытаться сделать человека «хорошим», необходимо добиться, чтобы он захотел стать хорошим, чтобы это отвечало его интересам.
Тард исследовал логические и внелогические способы влияния,, при этом установил, что особую роль в качестве каналов влияния играют такие социальные процессы и яв-
ления, как мода, религия, искусство, традиции, обычаи, нравственность, право, наука, промышленность. Социальную жизнь он рассматривает как меняющееся распределение верований и желаний, распространяемых по указанным каналам
Развивая статистические идеи Кегле, Тард значительно подкорректировал его выводы. Он установил, что преступность не так уж постоянна, как предполагал бельгийский ученый. Она постоянно растет. Цивилизация уничтожает одни виды преступности, ею же созданные, и создает на их место новые. Тард убедительно доказал, что даже в изменчивом явлении тоже можно выявлять закономерности. 2 Эти выводы имели большое значение для развития теории прогнозирования преступности.
Ряд теоретических положений и выводов Тарда отличаются большой оригинальностью. Он достаточно основательно исследовал связь между преступностью и неизменной спутницей цивилизации — ложью. Этой проблеме в книге «Сравнительная преступность» он посвятил отдельную главу. В монографии «Социальная логика» одна из глав называется «Сердце», здесь автор убедительно проводит мысль о том, что истинная социальная цель: увеличение суммы любви и уменьшение суммы чувства ненависти — постепенный рост социального сердца
Труды Тарда дали мощный импульс последующим исследованиям. Особенно благодатной почвой для развития его идей оказалась американская социологическая школа криминологии.
Габриэль Поздно (1843-1904) был социологом, криминологом и социальным психологом, родившимся во Франции. Его основной вклад был сделан в области социологии, которую он задумал как нечто основанное на небольших психологических взаимодействиях между каждым человеком. Фундаментальные силы, которые будут производить эти взаимодействия будут имитация и инновации.
Полдень происходил из зажиточной семьи, и его первым намерением было изучение математики. Тем не менее, визуальное заболевание заставило его отказаться от этого первого призвания и начать изучать право.
Интересно, что он никогда не проходил обучение по социологии. Все его знания были приобретены самостоятельно, чему способствовал его опыт работы в качестве судьи по обучению в той области, где он родился. Постепенно его работы на эту тему позволили ему занять важную должность во французском министерстве юстиции.
Хотя в то время он добился значительного внимания, его смерть, казалось, сделала его работу забытой. Надо было ждать до второй половины 20-го века, когда некоторые авторы восстановили свои теории, чтобы объяснить социальную реальность.
Биография
Жан-Габриэль де Тарде, настоящее имя автора, появился на свет в Сарла (Дордонь), французском городе. Он родился 12 марта 1843 года в лоне богатой семьи.
Его отец, офицер армии и судья, умер, когда Габриэлю было всего 7 лет. Остальная часть ее детства была проведена на попечении ее матери.
Положение семьи позволило ему учиться в престижной иезуитской школе. Там он проявил особый интерес к изучению латыни, греческого языка, истории и математики. Его биографы утверждают, что он был блестящим учеником, хотя он, кажется, жалуется на строгую дисциплину в школе. По его словам, он ограничил свою индивидуальную свободу.
Университет
Молодой Тард закончил учебу в средней школе, окончив гуманитарный факультет. После этого, с 17 лет, он поступил в политехническую школу для изучения математики.
По его собственным словам, началось «энциклопедическое путешествие по всем наукам и построению обширной философской системы».
Однако его призвание было усечено из-за болезни глаз. Он появился, когда ему было 19 лет, по-видимому, потому что он учился навязчиво. После полудня ему пришлось покинуть математику и поступить в университет Тулузы, чтобы поступить на юридический факультет. Год в университете в Париже помог ему завершить обучение.
Первые работы
После окончания учебы Габриэль принял должность следственного судьи в Сарлате и его окрестностях. Несмотря на предложения, которые он получил, чтобы занять более высокие должности, он никогда не хотел покидать район, так как он хотел быть рядом со своей матерью.
Кроме того, он признался, что предпочел эту работу более сложным и поэтому сосредоточился на том, что уже стало его истинным призванием: социологии. Должность судьи дала ему экономическое спокойствие и оставила ему достаточно свободного времени, чтобы начать развивать свою теорию об обществе.
Тарде завершил свои первые работы на эту тему в 1875 году, но он даже не пытался опубликовать их в то время. Это было в 1880 году, когда он вступил в контакт с директором Парижского философского журнала, который был готов опубликовать некоторые статьи.
Между 1883 и 1890 годами он опубликовал Сравненная преступность и Криминальная философия, кроме нескольких десятков статей по криминологии. Понемногу, это приобретало очень хорошую репутацию в этих областях.
Что касается его личной жизни, Тарде женился в 1887 году и имел двоих детей.
Париж
Габриэль Тарде не покинул своего места рождения до смерти своей матери. После его смерти он переехал в Париж, где министерство юстиции поручило ему провести работу по криминальной статистике.
В 1894 году он был назначен на должность директора по уголовной статистике Министерства юстиции, должность, которую он занимал до своей смерти десять лет спустя.
В столице его карьера набирала обороты. Его публикации предполагали, что он займет в 1899 году кафедру современной философии в школе Франции. В следующем году он поступил в Академию моральных и политических наук.
Несмотря на эти успехи, Тарде мог преподавать только в вышеупомянутых учебных заведениях. На университет всегда накладывалось вето, поскольку в то время звездным социологом был Дюркгейм.
Кончина
В начале нового столетия Тарде приобрел большой авторитет как социолог по всей Европе. Его книги были переведены на многие языки и приобрели популярность даже среди неспециалистов.
Однако его смерть, произошедшая в Париже 13 мая 1904 года, похоже, заставила его забыть о своей работе. За короткое время его работы едва запомнились и будут продолжаться в течение нескольких десятилетий.
Вклад в социологию
Большая часть работы Тарде родилась из его отрицания тезисов Дюркгейма, самого влиятельного социолога того времени. Тезисы Дюркгейма дали большую трансценденцию социальному, в то время как Тарде высказал мнение, что социология основана на двух созданных им концепциях: подражание и изобретение.
Во второй половине дня он провел глубокий и сравнительный анализ социальных явлений, предлагая очень новые точки зрения к тому времени, когда они были опубликованы.
Начальная точка
В качестве отправной точки во второй половине дня был взят тот факт, что в науке всегда существует точка, которая повторяется и именно по этой причине обеспечивается возможность формулировать общие законы. Эта закономерность — то, что ученые используют, чтобы теоретизировать и делать выводы.
Новизна работы Тарде заключается в применении этого принципа к социологии. Для этого он сначала взял психологию, где закон повторения находится в памяти. В нем вы можете повторить прошлые состояния сознания.
В социологии он также искал феномен повторения, и Тарде нашел его в подражании. Таким образом, он обнародовал свои первые постулаты психологической социологии.
Для автора существует три типа подражания: повторение, то, что делает ребенок; оппозиция, которая является позицией подростка; и адаптация, типичная для взрослых.
Имитация
Тезисы Дня подтверждают, что социальное явление имеет самую важную основу в подражании. Для автора это психологический феномен, поэтому его учение называют социологической психологией.
Подражание создается ментальными отношениями, которые существуют между двумя людьми, один из которых является объектом для подражания, а другой воспроизводит их поведение. Поэтому социология должна изучить эти отношения.
Для полудня это подражание является типом общения, и без него социальное явление не существовало бы. Эта имитация является психологической средой между индивидуальным разумом и социальными институтами. Это способ, которым определенный человек становится коллективным.
Теория Тарде указывает на то, что все люди, подражая себе, общаются в обществе и, таким образом, на основе имитируемого общего поведения, институты организованы.
Имитация логики и экстралогические имитации
Автор делит имитацию на два типа. Первым будет логическое подражание, то, которое индивид сознательно развивает на основе своих достоинств и выгод.
Со своей стороны, имитация extralógica происходит без умственного расчета, без размышлений. Это не значит, что он не может дать положительных результатов, хотя обычно это не так.
Изобретение
Изобретение является источником прогресса человечества. Во второй половине дня только 1% населения имеет творческие способности. Автор считает, что если бы существовала только имитация, общество не развивалось бы, оставаясь на прежнем уровне. Следовательно, изобретение является фундаментальным для продвижения человека.
Оппозиция
Тарде включил новую концепцию в два упомянутых выше в своей работе Универсальная оппозиция, опубликовано в 1897 году. В данном случае речь идет об оппозиции или конфликте, который, по мнению автора, также играет важную роль в социальной эволюции человека.
Социолог считал, что оппозиция возникает, когда две идеи, вытекающие из изобретения, сталкиваются. В конце концов, результат этого шока, усиленного подражанием, порождает социальные изменения.
Психосоциальная теория преступности
Одной из областей, которой Тарде посвятил часть своей работы, была преступность, изучающая их психосоциальные мотивы. Его общая теория утверждает, что преступление заключено в явлении подражания. Чтобы это понять, необходимо учитывать различные факторы.
Первое — это нарушение моральной традиции христианства. Другим аспектом, который указал, был исход из сельской местности в город, в то время как третьим будет формирование культур, которые он считал девиантными, таких как мафия.
Что касается объяснения того, что он назвал криминальной философией, он предложил две основные основы: личную идентичность и социальное сходство. В последнем случае Тарде указал, что люди, не приспособленные к какой-либо социальной группе, склонны совершать больше преступлений.
Теория Актер-Сеть (The Actor-Network Theory)
Как уже говорилось выше, теории после полудня перестали учитываться до смерти автора. Спустя десятилетия Теория сети актеров (The Actor-Network Theory) восстановила значительную часть своей работы.
Завод
Самые выдающиеся работы Габриэля Тарде Законы подражания (1890), Социальная логика (1894), Социальные законы (1897), Исследования социальной психологии (1898) и Мнение и люди (1901).
Полная библиография
— Лесные преобразования. Этюд социологии.
— Психология экономики.
На испанском
— Монадология и социология
Ссылки
- Infoamérica. Габриэль де Тарде (1843-1904). Получено с infoamerica.org
- Альваро, Дж. Гарридо, А. Швайгер, И. Торрегроса, Дж. Эмиль Дюркгейм против Габриэля Тарде. Получено от psicologiasocialcue.bigpress.net
- Санчес-Криадо, Томас. Митация, противостояние и инновация социальных форм: конечность и бесконечность в социальных законах Габриэля Тарде. Получено с сайта atheneadigital.net
- Энциклопедия Нового Света. Габриэль Поздно Получено с сайта newworldencyclopedia.org
- Редакция Британской энциклопедии. Габриэль Поздно Получено с сайта britannica.com
- Upclosed. Габриэль Поздно Получено с upclosed.com
- Международная энциклопедия общественных наук. Днем, Габриэль. Получено с encyclopedia.com.
ТАРД (Tarde) Габриель (12. 1843, Сарла – 13. 1904, Париж), франц. социолог, юрист, криминолог. После изучения права в Тулузском и Парижском ун-тах в течение ряда лет работал судьёй в провинции, в 1894–1900 руководил отделом судебной статистики в Мин-ве юстиции Франции. С 1896 преподавал в Свободной школе политич. наук, с 1900 проф. Коллеж де Франс. Член Академии моральных и политич. наук (1900).
Понимая социологию как науку об «интериндивидуальных» процессах, тождественную «интерпсихологии» (в отличие от психологии индивида), Т. считал осн. социальным процессом подражание. В социальном развитии подражание в форме обычая («своему и древнему») периодически сменяется подражанием в форме моды («новому и чужому»). важнейший социальный процесс – изобретения, или инновации, осуществляемые немногими творч. индивидами. Социальная жизнь, т. , выступает как ряд отбираемых изобретений, которые посредством подражаний распространяются до тех пор, пока не сталкиваются с др. изобретениями. В отличие от Лебона, Т. считал, что в совр. эпоху важнейшее значение имеет не толпа, а публика – возникшая в Европе в Новое время интеллектуально-духовная среда, в которой формируется общественное мнение. В формировании публики важнейшую роль Т. отводил средствам связи и коммуникации (прежде всего газетной индустрии). явился одним из создателей социальной психологии как науч. дисциплины, внёс значит. вклад в исследование массовых коммуникаций, распространения инноваций, психологии толпы, публики, обществ. мнения, моды, экономич. психологии и др. В России его подход оказался созвучным идеям «субъективной школы» в социологии (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев).
Жан-Габриэль Де Тард, настоящее имя автора, появился на свет в Сарла (Дордонь), французском городке. Он родился 12 марта 1843 года в обеспеченной семье.
Его отец, армейский офицер и судья, скончался, когда Габриэлю было всего 7 лет. Остаток детства он провел под присмотром матери.
Положение в семье позволило ему учиться в престижной иезуитской школе. Там он проявил особый интерес к изучению латыни, греческого языка, истории и математики. Его биографы утверждают, что он был блестящим учеником, хотя, похоже, он жаловался на строгую дисциплину в школе. По его словам, это ограничивало их личную свободу.
Колледж
Юный Тард окончил среднюю школу по специальности «Гуманитарные науки». После этого, в 17 лет, он поступил в Политехникум, чтобы изучать математику.
По его собственным словам, там он начал «энциклопедическое путешествие по всем наукам и построение обширной философской системы».
Однако его призвание было прервано глазной болезнью. Он появился, когда ему было 19 лет, по-видимому, из-за одержимости учёбой. Позже ему пришлось оставить математику и поступить в Тулузский университет, чтобы изучать право. Год в Парижском университете позволил ему завершить свое обучение.